Научная статья на тему 'Дизайн и медиабренд детских журналов'

Дизайн и медиабренд детских журналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5267
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ / ДЕТСКИЙ МЕДИАБРЕНД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макаренко Екатерина Юрьевна

Актуальность статьи основана на несомненной значимости дизайна детских журналов и недостаточной изученности многих аспектов этой темы (формата, цвета, иллюстраций, типографики). Цель состоит в изучении дизайна детского журнала, на примере эмпирического материала («Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик» за 2013-14 гг.). Мы разрабатываем дефиницию нового понятия «детский медиабренд», который является основой дизайна исследуемых журналов. Дизайн детского медиабренда обеспечивает единообразие оформления всех его воплощений. Системный подход позволяет выделить гиперсистему, систему и подсистему. Детский медиабренд как гиперсистема, дизайн детского журнала как система, и константы фирменного стиля (или элементы композиции), как подсистема. Проблематика статьи связана с неисследованной темой: дизайн медиабренда детского журнала. Основные выводы: медиабренд может определять эффективность дизайна детского журнала, формировать узнаваемый образ и уникальную знаковую систему издания благодаря использованию фирменного логотипа, персонажа, цвета, шрифта и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн и медиабренд детских журналов»

УДК 7

Макаренко Екатерина Юрьевна

аспирант кафедры фотожурналистики и технологий СМИ, факультет журналистики Московского государственного университета имени МБ. Ломоносова makarenko.katerina2011 @yandex.ru

Ekaterina Y. Makarenko

graduate student photojournalism and media technologies SMI, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University makarenko.katerina2011 @yandex.ru

Дизайн и медиабренд The design and media brand

ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ OF CHILDREN’S MAGAZINES

Аннотация. Актуальность статьи основана на несомненной значимости дизайна детских журналов и недостаточной изученности многих аспектов этой темы (формата, цвета, иллюстраций, типографики). Цель состоит в изучении дизайна детского журнала, на примере эмпирического материала («Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик» за 2013-14 гг.). Мы разрабатываем дефиницию нового понятия «детский медиабренд», который является основой дизайна исследуемых журналов. Дизайн детского медиабренда обеспечивает единообразие оформления всех его воплощений. Системный подход позволяет выделить гиперсистему, систему и подсистему. Детский медиабренд как гиперсистема, дизайн детского журнала как система, и константы фирменного стиля (или элементы композиции), как подсистема. Проблематика статьи связана с неисследованной темой: дизайн медиабренда детского журнала. Основные выводы: медиабренд может определять эффективность дизайна детского журнала, формировать узнаваемый образ и уникальную знаковую систему издания благодаря использованию фирменного логотипа, персонажа, цвета, шрифта и т.д.

Ключевые слова: дизайн, детские журналы, детский медиабренд.

Annotation. The topicality of this article based on the undoubted importance of magazines’ design, and lack of knowledge of many aspects of the theme (size, color, illustration, typography). The objective of the article is to study children’s media brands (the empirical material: children’s magazines «Masha and the Bear», «Smeshariki», «Lun-tik» (2013-14)).We developed a definition of the new concept «children’s media brand», which is the basis of our magazines’ design. Design of children’s media brand provides uniformity of all brand embodiments. The research methods: a systemic approach allows us to select hypersystem, system and subsystem (children’s media brand as hyper-system, children’s magazines’ design as system, and constant corporate identity or elements of the composition as subsystem). The key problem of the article based on the previously unexplored theme: design of the children’s media brand. The main conclusions of this article: Media brand can determine the efficiency of children’s magazines’ design, to form a recognizable image and a unique sign system of publications through the use of corporate logotype, character, color, font, etc.

Keywords: design, children's magazines, children’s media brand.

Актуальность исследования российского детского медиабренда обусловлена его современной значимостью в дизайне детских журналов. Зарубежные бренды традиционно превосходили отечественные на медиарынке, однако, согласно последним данным исследования «New Generation» весенней волны 2014 года компании «Synovate Comcon», теперь в рейтингах самых популярных отечественных героев удерживают первенство российские персонажи и бренды «Маша и Медведь», «Смешарики»,

«Лунтик» и т.д. Детское издательство «Эгмонт Россия», которому принадлежит около 70 % рынка детской периодической печати, издаёт на основе этих брендов одноимённые детские журналы, так как является лицензиатом крупнейших российских компаний: Смешарики («Смешарики»), Студия «Мельница» («Лунтик»), Анимак-корд («Маша и Медведь»). Проекты являются крупномасштабными детскими программами,

охватывающими все сферы увлечения детей. Специфику «детского медиабренда» определяет целевая аудитория, которая по коммуникационным каналам (в основном документальная и электронная коммуникация) получает информацию благодаря печатной продукции, мультфильмам, телевизионным и радиопередачам, веб-сайтам, компьютерным играм, приложениям и т.д.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Основу нашего исследования составляет междисциплинарный подход. Мы обращаемся к изучению формата, цвета, иллюстраций, типографики детских журналов, потому для нас актуальны материалы соответствующей тематики. Значение фирменного стиля и имиджа издания подчёркивает исследователь дизайна ВБ. Тулупов. В работах отечественных (ВБ. Тулупов, ВБ. Волкова,

34

И. В. Марусева, Д.Р. Кожуховская), и зарубежных (Ф. Корбалан, Розета Мус, Ойана Эррера) исследователей дизайна рассматривается «золотое сечение». К этой теме мы обращаемся в связи с вёрсткой и форматом детских журналов. В контексте нашего исследования важно обратить внимание на цвет, его символику и использование в периодических изданиях. О значении иллюстраций детского издания говорили В. Г. Белинский,

A. Н. Бенуа, а её функции выделили авторы сборника «Редаююрская подготовка изданий» (С.Г. Антонова и др.). Шрифтовое оформление отмечали

B. А. Фаворский, В.М. Конашевич; С.В. Харитонова рассмотрела шрифтографику на примере белорусских детских журналов. «Детский брендинг» исследован М. Линдстром и сотрудниками компании по изучению брендов, медиа и коммуникации «Millward Brown». Детский медиабренд в России мало изучен, хотя он определяет элементы композиции и фирменный стиль созданного на его основе журнала, потому наше исследование призвано восполнить этот пробел.

МЕТОДОЛОГИЯ

Системный подход является базовым методом нашего исследования и даёт возможность получить целостную картину изучаемого явления. Объект представляет собой систему, которая содержит подсистемы и является частью более сложной гиперсистемы. На её функционирование и структуру влияют внешние и внутренние факторы. Основные парадигмы исследования эмпирического материала зависят от гиперсистемы (для нас её частью могут являться, например, ОСТ 29.127-2002 и СанПиН 2.4.7.96000 и Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Между всеми элементами присутствуют функциональные взаимосвязи. Любые изменения одних компонентов инициируют трансформацию других. Наличие обратной связи способствует взаимодействию и взаимовлиянию элементов.

Мы рассматриваем эмпирический материал методом контент-анализа на основе специально составленной «Карты композиционно-графической модели детского журнала». Редакция разрабатывает такую композиционно-графическую модель издания, которая ориентирована на конкретную целевую аудиторию и отвечает её потребностям. Композиционно-графическая модель способствует интерактивности и навигации; её составляющими являются: иллюстрации, заголовочный комплекс, шрифты, графические элементы и цвет (определяет облик издания). Согласно мнению В.В. Тулупова, «элементы фирменного стиля - схемы вёрстки, формат изданий, товарный знак, цветовая гамма, фирменный шрифт, фирменный блок, фирменные приёмы, девиз и др. - наряду с репутацией, корпоративной политикой СМИ являются составляющими имиджа конкретного издания». В нашем случае алгоритм исследования предполагает изучение бренда, логотипа, вёрстки, цвета, иллюстраций и типографики. В том числе важно обратиться к такой характеристике детского журнала, как возраст целевой аудитории.

1. ВЁРСТКА ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ:

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» И 1:V2.

Идея «золотого сечения» - универсальной формулы красоты, гармонии и совершенства, находит воплощение в искусстве, науке, технике и природе. Она сформировалась в античном мире (Евклид, Платон) и в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Лука Пачоли, Альбрехт Дюрер). «Золотое сечение» или «божественная пропорция» обеспечивает создание идеальных пропорций, которые можно представить как деление отрезка или площади на части в таком соотношении, при котором большая часть так относится к целому, как меньшая - к большей. Наиболее известные примеры золотого сечения: пирамида Хеопса, Парфенон, Джоконда, Витрувианский человек, храм Василия Блаженного; радикальный новатор Ле Корбюзье изобрёл собственную систему мер на основе золотого сечения - «Мо-дулор»; известный современный образец ср -логотип компании Apple. Учёные со всего мира регулярно обращаются к «золотому сечению», потому существует множество работ по этой теме, нас интересует более частный вопрос, связанный с применением пропорции в сфере дизайна периодических изданий. Разработано много вариантов пропорций между шириной и высотой страницы. Согласно Я. Чихольду, при подготовке макета к верстке, можно исходить из геометрически определимых иррациональных пропорций, (золотое сечение - 1:1,618, отношение стороны квадрата к его диагонали - 1:1,41; 1:1,538; 1:1,732), или из простых рациональных пропорций (1:2, 2:3, 3:4, приближенное к золотому сечению 5:8, 5:9). Сочетание всех элементов оформления журнала важно тщательно продумать. Грамотная вёрстка отличается тем, что размеры полосы набора хорошо сочетаются с шириной полей и отступов, шрифт не противоречит формату издания, и графика смотрится гармонично. Мы изучили формат детских журналов в плане соответствия ср. Журнал «Смешари-ки» ближе к золотому сечению по формату, чем «Маша и Медведь» и «Лунтик», хотя «идеальных» пропорций нет у всех этих изданий. Соотношение сторон 1:V2, которому больше соответствуют журналы, получило распространение в XX веке. Оно вытеснило «золотое сечение», когда на основании соотношения 1:1,414 был утверждён международный стандарт бумаги, разработаны форматы изданий и модульные сетки.

Художники комиксов используют ср для определения фокусной точки на рисунке. Данное уточнение актуально в контексте того, что комиксы составляют важную часть контента детских журналов. Например, весь журнал «Смешарики» представляет собой своеобразную форму комикса, где реплики персонажей размещены в «облаках», в журнале «Лунтик» 20 % комиксов, и 16 % в журнале «Маша и Медведь». С точки зрения влияния бренда, можно отметить, что рисунки в журнале «Смешарики» находятся не в привычных для комиксов прямоугольниках, а фигурах округлой или овальной формы. Это соответствует форме брендовых персонажей и гармонизирует вёрстку издания.

35

Нельзя сказать, что все согласны с исключительным значением «золотого сечения, есть мнение, что «это просто некоторые формальные признаки красоты, весьма относительные. Есть еще единство формы, известная мера. Как говорил Аристотель - не слишком большое, не слишком малое. Пропорция, цвет и свет. Но эти критерии почти ничего не значат. Сочетания цветов, которые в европейском искусстве считаются вопиющим нарушением законов гармонии (красный с синим, например), в искусстве мексиканских индейцев -верх совершенства. И так во всем».

2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ЕГО ФУНКЦИИ В ДЕТСКОМ ЖУРНАЛЕ

Цвет в первобытном мире имел символическое значение. Основными цветами «каменного века», раньше всех появившимися в человеческой культуре, были белый, красный и чёрный. Красный ассоциировался с жизнью, силой и огнём, белый - со святостью, чистотой и светом. Они были противопоставлены чёрному цвету, т.е. тьме, ночи и злу. Эта триада долго сохраняла значение. «3 Древнем Египте при росписи гробниц с помощью красителей, изготовленных из почвы и минералов, кожу мужчин на изображениях окрашивали в красновато-коричневый цвет, кожа женщин часто окрашивалась в желтый цвет, а для изображения лиц святых часто использовали черный либо зеленый цвет». В Древней Греции и Риме палитра состояла из красных, зелёных, голубых, белых и чёрных тонов. Зелёный символизировал возрождение, а синий - пантеон богов и вызывал благоговение, как и в Египте, где зелёный был символом возрождающегося бога Осириса, а синий считался цветом неба - места обитания бога Амона-Ра (Солнца). Одни из наиболее ранних работ в области цвета появились в античном мире (Платон, Аристотель).

Период Средневековья придаёт цвету богословское толкование и появляется строгая иерархическая система. Главный «божественный» цвет это белый; жёлтый, красный и синий несут отблеск божественного сияния, далее следуют «земные» цвета. Эпоха Возрождения создаёт объективные теории о цвете. Первым, кто создал стройную систему цветов, был Леонардо да Винчи. В том числе он выяснил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Да Винчи писал: «Простых цветов - 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

На рубеже XVII-XVIII вв. появилось физическое знание о цвете. И. Ньютон открыл зависимость между преломлением света и цветом. С помощью призмы он разделил солнечный свет на семь цветов спектра. В современной колористи-ке принята трехцветная теория цветового зрения, начало которой положил М.В. Ломоносов. По этой теории световые волны, длина которых соответствует красному, синему и жёлтому цветам, составляют основу всех цветов в природе, поэтому они являются основными, первичными

цветами. Немецкий поэт И.В. Гёте разработал классификацию цветов по физиологическим признакам. Его цветовой круг состоял из трех пар контрастных цветов. Были взяты всё те же три основных цвета - красный, синий и желтый. Триада, положенная в основу цветовой теории Гёте, не потеряла своей актуальности и по сей день -именно на ней базируется цветовая модель CMYK, на которой основана полиграфическая печать. Психологическое воздействие цвета является не менее важной темой. Один из наиболее известных учёных в этой области М. Люшер разработал цветовой тест «четырёхцветный человек» для изучения ситуативного эмоционального восприятия личности. По мнению В.В. Драгунского, истоки интуиции М. Люшера могут быть связаны с теоретическими изысканиями великих абстракционистов XX века - В. Кандинского, К. Малевича. Тест может применяться в преобразованном варианте для диагностики детей с целью определить возможности адаптации к школе, восприятие учебного материала и эмоциональное состояние. Классификация А.А. Неверова (группы изданий по цветовым моделям), на наш взгляд, может быть дополнена в связи с детскими журналами. В частности, все исследуемые нами издания являются отечественными проектами с качественным дизайном и вёрсткой, и приложениями-подарками (на^ейки или пазлы). Цветовая гамма спокойная, по сравнению с другими журналами для детей (например, «Школой Монстров»), печать высокого качества. Подложки не препятствуют удобочитаемости, компьютерная графика иллюстраций смотрится естественно. Сериалы «Смешарики» и «Лунтик» двумерные, в отличие от трехмерной графики Аши и Медведя», которая нашла отражение в журнале. Однако условное название группы «коммерсанты», которое можно было бы применить к ним, по нашему мнению, не вполне соответствует специфике детских журналов.

Мы провели аналогичное исследование на основе нашего эмпирического материала. Коммуникативная функция проявляется сильно, далее выразительная функция и наконец, символическая.

• Коммуникативная функция:

Цвет в детских журналах («Смешарики», «Лунтик», Аша и Медведь»), используется не всегда продуманно и эффективно, не вполне оправдано его появление в шрифтах и фоне. На страницах размещается несколько текстовых блоков, фоны и шрифты которых разного цвета. Используются световые и цветовые контрасты. Рубрикация определяется по цвету шрифта или подложки. Тексты практически всегда находятся на цветном фоне. Разноцветные линейки и обводки разделяют или объединяют текстовые блоки. Шрифт основного текста редко бывает чёрным, а фон белым (чаще всего малонасыщенный светлый по цвету), хотя это могло бы способствовать удобочитаемости. Графические элементы: линии, рамки, подложки (разного цвета и насыщенности) применяются часто.

• Ассоциативная символичность и кодовое значение цвета:

36

В процессе развития человечества возникали и укреплялись архетипы форм, цветов и величин как следствие развития идей и открытия наиболее значимых качеств предметного и природного мира. Ребёнок постепенно осваивает архетипы форм и цветов как аксиому и визуальный код, в соответствии с пониманием их воплощений в конкретной культуре. Согласно работам В.С. Мухиной, «возникновение и развитие визуальных архетипов есть результат исторического развития человечества, есть колоссальное достижение в развитии образно-знаковых реалий». В.С. Мухина не согласна с мнением Р. Арнхейм о том, что ребёнок может не просто усваивать как шаблоны, заданные изобразительные коды, а сам открывает некие формы и цвета как качества предметов. Цвет соответствует реальному предмету или явлению окружающего мира. Следует избегать несовпадения цвета и формы изображаемого на иллюстрации предмета его прототипу. Тенденция предпочтения детьми цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый» проявляет себя постоянно. Мрачные, холодные, темные тона ассоциируются у детей с чем-то нелюбимым и неприятным. Исходя из всего вышесказанного, познавательная функция слабо проявляется в исследуемых детских журналах. Персонажи - фантастические существа («Смеша-рики», «Лунтик»), потому не приходится говорить о соответствии цвета и формы их прототипу, так как его не существует в реальном мире, или сюжет, визуальный образ и пропорции героев далеки от действительности («Маша и Медведь»).

• Эмоциональное и эстетическое воздействие:

Интересно, что, по мнению Г.Э. Бреслав любовь к цветам у большинства детей сменяется точно по хроматическому кругу. В раннем детстве (45 лет) почти все они любят красный цвет, примерно в 7-8 лет любимым становится желтый, несколько позже - зеленый и примерно к 10 годам предпочтение часто отдается синему цвету. Нормальный уравновешенный человек к тридцати годам обычно не определяет один из цветов как предпочитаемый, а воспринимает все основные цвета одинаково. Другая точка зрения у Б.А. Базыма, «детский» красно-жёлтый тип цветового выбора изменяется у взрослых (в возрасте 15-20 лет) на предпочтение сине-зелёных цветов. Красный и жёлтый цвета чаще присутствуют в оформлении журналов «Смешарики» и «Маша и Медведь», в отличие от розовофиолетовой цветовой гаммы «Лунтика». Логотип журнала «Смешарики» имеет мягкие скруглённые контуры в соответствии с круглой формой брендовых персонажей, основные цвета: жёлтый, голубой и белый. Цвета логотипа «Лунтика»: белый, розовый и фиолетовый, а логотипа «Маши и Медведя»: белый и красно-сиреневооранжевые переходы оттенков. Определённая цветовая гамма на страницах журналов отсутствует, чаще всего бессистемно используются широкая палитра.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК МЕДИАТЕКСТ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА

Иллюстративный материал является основой вёрстки и композиции детского журнала, выра-

жает колорит и «даёт максимальный эффект от применения цвета». Иллюстрация - дополнительная нетекстовая информация, или особый тип медиатекста, по которому ещё не умеющие читать дети узнают содержание любой истории. Она отличается наибольшим значением не только в детском журнале, но и дизайне периодики в целом. Существуют четыре основные функции (познавательная, воспитательная, эстетическая, дополняющая) выполняемые иллюстрацией в детском издании. Наибольшее число функций иллюстраций проявилось в журнале «Смешарики». Это связано с тем, что структура издания как комикса предполагает их особую роль.

Согласно требованиям ОСТ 29.127-2002 и СанПиН 2.4.7.960-00 в журналах для детей первой возрастной группы (4-6 лет) рекомендованная площадь иллюстраций на полосе издания составляет не менее 50 %. Общая площадь иллюстраций должна быть не менее 75 %. Для второй возрастной группы (7-10 лет) общая площадь иллюстраций в издании рекомендуется не менее 30 %. Журналы «Маша и Медведь», «Смешарики», «Лунтик» адресованы детям старшего дошкольного возраста, согласно данным на самих журналах. Указанные возрастные границы довольно приблизительны и разные источники предоставляют различную информацию о целевой аудитории этих журналов. В частности, на сайте «Эгмонт Россия» указан возраст 3-8 лет, а в медиа-ките 3-7 или 3-6 лет, что является смешением двух возрастных групп. Исследуем общую площадь иллюстраций в этих изданиях, с учётом требований к этим группам. В журнале «Смешарики» текст составляет 20 %, а иллюстрации 80 % от общей площади журнала. Аналогичное количество иллюстраций и текста в журнале «Лунтик». Больше иллюстративного материала размещается в издании «Маша и Медведь» - текст 16 %, иллюстрации - 84 %. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что общая площадь иллюстраций соответствует рекомендациям ОСТ 29.127-2002 и СанПиН 2.4.7.960-00. Большая часть иллюстративного материала - изображение брендового персонажа, что способствует узнаваемости и продвижению медиабренда. Фирменный цвет применяется в контексте иллюстративного материала, исследуем его количество от общей площади. В журнале «Смешарики» цвета брендовых персонажей составляют 15 % от общей площади издания и 19 % от площади иллюстраций. Журнал «Маша и Медведь» использует подложки разного цвета с фирменным узором (9 % от площади издания и 10 % от площади иллюстраций). Цвета «Лунтика» (розовый и фиолетовый) составляют 5 % (от площади издания) и 7 % (от площади иллюстраций). Наибольшее значение фирменные цвета брендовых персонажей имеет в журнале «Смешарики». Это связано с большим числом героев, чем, например, в журнале «Лунтик» и структурой издания.

ТИПОГРАФИКА ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ

Шрифт и иллюстрация существуют на одной и той же странице, они находятся в теснейшей взаимосвязи, но законы их взаимодействия ред-

37

ко принимаются во внимание. В контексте исследования типографики детских журналов стоит обратить внимание на ОСТ 29.127-2002 и СанПиН 2.4.7.960-00. Журналы «Маша и Медведь», «Смешарики» и «Лунтик» в целом соответствуют критериям для первой возрастной группы, к которой мы их условно отнесли.

Малогарнитурный набор, как в журналах «Смешарики», «Маша и Медведь» и «Лунтик», редко применяется в детских журналах, потому большинство изданий смотрятся эклектично. Аналогичный эффект появляется в результате сочетания классических и декоративных шрифтов. Заголовочный комплекс материалов постоянно изменяется, его сложность и оригинальность способствует функциональности дизайна и эффективности подачи информации. Рисованные буквы, как, например, в журнале «Смешарики», вызывают интерес детей, но не следует забывать о том, что несколько подобных шрифтов в одном издании нарушают его единообразие. Сложная графика гарнитуры привлекает внимание читателей, но усложняет восприятие текста, потому для основного текста в журнале «Смешарики» используется шрифт A_FuturaRound-Demi Regular. В изданиях для дошкольников важно применять крупный, чёткий и контрастный шрифт основного текста, например, в журнале «Маша и Медведь» применяется Benguiat Gothic CTT Regular для основного текста и заголовочный шрифт Ad Lib Win95BT. Важно отметить, что шрифтовое оформление в детских журналах часто соответствует фирменному стилю. Содержание, заголовки, иногда основной текст могут поддерживать основной имидж журнала. Фирменный специально разработанный шрифт Luntik есть только у одноимённого журнала. Он способствует узнаваемости и единообразию логотипа, анонсов, заголовков и создаёт оригинальный стиль издания. Однако не стоит слишком увлекаться использованием элементов фирменного стиля в типографике. Детский художник В.М. Конашевич отмечал по этому поводу: «Буква - вещь честная, упрямая, начертание букв - нечто давно установившееся. Конечно, интересно изобретательство и в этой области. Однако все выдумки в этом направлении не должны переходить известных границ. Не следует выдумывать шрифты вычурные, коверкающие буквы, шрифты неудобочитаемые, делать буквы из фигурок зверей, из веточек, елочек и проч. Я особенно предостерегаю от всего этого потому, что сам когда-то в прошлом отдал большую дань издевательству над русским алфавитом, о чем теперь весьма сожалею».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Медиабренд как основа дизайна детского журнала:

• Иллюстративный материал. На всех иллюстрациях изображён брендовый персонаж (или персонажи), что во многом определяет визуальный образ издания. В журналах «Смешарики» и «Лунтик» соотношение текста и иллюстрации составляет 20 % и 80 % от общей площади журнала, а в издании «Маша и Медведь» - текста

16 %, иллюстраций - 84 %. (см. соответствующие диаграммы). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что общая площадь иллюстраций не только соответствует рекомендациям ОСТ 29.127-2002 и СанПиН 2.4.7.960-00, но большое количество иллюстративного материала способствует эффективности дизайна и популяризации детского медиабренда.

• Типографика. Оригинальный узнаваемый шрифт «Luntik» применяется в оформлении одноимённого логотипа, журнала, сайта, брендовой продукции. У других журналов нет «фирменного» шрифта, но они достаточно качественно смотрятся, так как чаще всего используют малогарнитурный набор. Шрифтовая архитектоника в целом соответствует фирменному стилю журналов и возрасту читателей. Недостатками шрифтовой графики является неуместное использование мелких кеглей, нескольких гарнитур или начертаний на полосе.

• Цветовое оформление. Определённые фирменные цвета чаще всего заменены в журналах широкой палитрой. Они проявляются в изображении персонажей или стилизованных графических элементах (народный орнамент Аши и Медведя»).

• Вёрстка. Формат журналов соответствуют 1:V2, а не ср («золотое сечение»). Необычная круглая форма брендовых персонажей «Смеша-риков», возможно, способствовала специфике оформления журнала в форме комикса. Текст размещается в «облаках», а рисунки - не в привычных прямоугольниках, а фигурах округлой или овальной формы.

ВЫВОДЫ

Согласно проведённому нами исследованию, можно сделать выводы, что «Смешарики», «Маша и Медведь» и «Лунтик» - это проекты, которые с точки зрения дизайна сформировались как бренды. Специфику «детского медиабренда» определяет его целевая аудитория. Маркетинг способствует определению товарных групп, которым будет выдана лицензия на сопутствующую продукцию, кросс-маркетинг продвигает бренд лояльной аудитории, а наличие обратной связи сохраняет её лояльность. Внутри брендов существует ряд проектов: полиграфия, канцелярия, бытовая химия, игрушки, интернет, мультимедиа, мероприятия, франчайзинг и т.д. Товары, ориентированные на детскую целевую аудиторию, должны быть эргономичными, модными и доступными. По мнению Д. Ловейко, товары являются (журналы, книги, компьютерные игры) или не являются носителями коммуникации (конфеты, игрушки, одежда). Разделение на группы зависит от возможности формировать у потребителя отношение к бренду. В частности, не только от анимационного сериала зависит отношение к журналу, но и наоборот, впечатление от журнала может изменить мнение о самом сериале. Эффективность и качество дизайна определяют конкурентоспособность изданий, потому важно контролировать установленные ста нд а рты оформления. Идентификация брен-

38

довой продукции не должна вызывать сложности у покупателя, в сознании которого сложился определённый имидж. В результате нашего исследования журналов, основанных на популярных брендах было выявлено, что детский медиабренд формирует особую узнаваемую знакоЛитература:

1. Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий. М. : Логос. 2004. С. 338.

2. Аракелян Г. Теория ЛМФ и принцип золотого сечения. Академия Тринитаризма, 2011.

3. Базыма Б.А. Цвет и психика : монография. Харьков : Изд-во ХГАК. 2001. С. 43.

4. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб. : Б.&К. 2003. С. 30.

5. Дзикевич С. Уголь и алмаз // Огонек. 2005. № 27. С. 18.

6. Кнабе ГА. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. М. : Издательский дом «Вильямс». 2006. С. 155.

7. Конашевич В.М. О себе и своем деле. М. : 1968. С. 235.

8. Крючков П. Детское чтение с Павлом Крючковым // «Новый Мир» 2012. № 11. («Речь», 1908, 25 декабря.)

9. Ли М. Символика цвета в живописи Китая. Универсальное и национальное в культуре: сборник научных статей // Белорусский государственный университет, Гуманитарный факультет. Минск, 2012. С. 348-353.

10. Носаев Д.А. Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. : Филология и искусствоведение. 2013. Вып. 3. С. 188-193.

11. Писаренко ТА. Основы дизайна : учебное пособие / Т.А. Писаренко, Н.Н. Ставнистый. Владивосток : ТИДОТ ДВГУ. 2005. С. 9.

12. Тулупов В.В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных периодических изданий // Релга. 2007. № 8.

13. Фаворский В.А. О графике, как об основе книжного искусства «Искусство книги». М. : Книга. 1961. Вып. 2. С. 51-71.

14. Харитонова С.В. Шрифтовая концепция периодических изданий для детей // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Фшапопя. Журналютыка. Педагопка. 2011. № 3. С. 93-96.

15. URL: http://licensingrussia.ru/post/2967 (дата

обращения:18.01.2015)

вую систему журнала на основе фирменного логотипа, персонажей, вёрстки, иллюстративного материала, цвета, шрифта и т.д. В том числе отечественные детские журналы заботятся о качестве информации и не забывают «развлекать, поучая» юных читателей.

Literature:

1. Antonova S.G. i dr. Redaktorskaja podgotovka izdanij. M. : Logos. 2004. S. 338.

2. Arakeljan G. Teorija LMF i princip zolotogo sechenija. Akademija Trinitarizma, 2011.

3. Bazyma B.A. Cvet i psihika: monografija. Har'kov : Izd-vo HGAK. 2001. S. 43.

4. Breslav G.Je. Cvetopsihologija i cvetolechenie dlja vseh. SPb. : B.&K. 2003. S. 30.

5. Dzikevich S. Ugol' i almaz // Ogonek. 2005. № 27. S. 18.

6. Knabe G.A. Jenciklopedija dizajnera pechatnoj produkcii. Professional'naja rabota. M. : Izdatel'skij dom «Vil'jams». 2006. S. 155.

7. Konashevich V.M. O sebe i svoem dele. M. : 1968. S. 235.

8. Krjuchkov P. Children's reading Paul Kryuchkov // «New World ». 2012. № 11. («Rech'», 1908, 25 deka-brja.)

9. Li M. Simvolika cveta v zhivopisi Kitaja. Univer-sal'noe i nacional'noe v kul'ture: sbornik nauchnyh statej // Belorusskij gosudarstvennyj universitet, Gumanitarnyj fakul'tet. Minsk, 2012. S. 348-353.

10. Nosaev D.A. Vlijanie jelementov graficheskoj modeli periodicheskogo izdanija na ego uspeshnost' // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filologija i iskusstvovedenie. 2013. V. 3.

S. 188-193.

11. Pisarenko T.A. Osnovy dizajna: Uchebnoe

posobie / T.A. Pisarenko, N.N. Stavnistyj. Vladivostok : TIDOT DVGU. 2005. S. 9.

12. Tulupov V.V. Teoreticheskij i prakticheskij aspekty tipologii pechatnyh periodicheskih izdanij // Relga. 2007. № 8.

13. Favorskij V.A. O grafike, kak ob osnove knizh-nogo iskusstva «Iskusstvo knigi». M. : Kniga. 1961. V. 2. S. 51-71.

14. Haritonova S.V. Shriftovaja koncepcija periodicheskih izdanij dlja detej // Vesn. Belarus. dzjarzh. un-ta. Ser. 4, Filalogija. Zhurnalistyka. Ped-agogika. 2011. № 3. S. 93-96.

15. URL: http://licensingrussia.ru/post/2967 (data

obrashhenija:18.01.2015)

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.