Научная статья на тему 'Дизайн графической символики университетов Японии'

Дизайн графической символики университетов Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ДИЗАЙН / СТРАНА / БРЕНД / REGION / DESIGN / ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / CORPORATE IDENTITY / BRAND / COUNTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Татьяна Юрьевна

В статье используется семиотический и визуально-культурологический анализы фирменной символики ведущих университетов Японии. Показано, что дизайн фирменного стиля университетов Японии имеет исторические корни и служит основой бренда как университета, так и Японии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graphic design of Japanese university symbols

This article uses a semiotic and visual-cultural analysis of the Japanese leading universities branding. It is shown that the design of a corporate style of universities in Japan has historical roots and serves as the basis of the brand of the university as well as Japan in whole.

Текст научной работы на тему «Дизайн графической символики университетов Японии»

УДК 74,659.4 DOI 10.21661/r-112411

Cultural Studies and Art Studies

Т.Ю. Воробьёва

Дизайн графической символики университетов Японии

Аннотация

В статье используется семиотический и визуально-культурологический анализы фирменной символики ведущих университетов Японии. Показано, что дизайн фирменного стиля университетов Японии имеет исторические корни и служит основой бренда как университета, так и Японии в целом.

Щ Ключевые слова: дизайн, фирменный стиль, бренд, регион, страна.

T.Yu. Vorobyeva

Graphic design of Japanese university symbols

Abstract

This article uses a semiotic and visual-cultural analysis of the Japanese leading universities branding. It is shown that the design of a corporate style of universities in Japan has historical roots and serves as the basis of the brand of the university as well as Japan in whole.

| Keywords: design, corporate identity, brand, region, country.

В пространстве современной культуры Японии насчитывается более 700 университетов, большинство из которых являются частными. Высшее образование является брендом нации, стилем мышления, образом жизни и отношением к познанию как смыслу жизни, закладываемому на уровне религиозной и государственной политики. Университет в японской модели мировоззрения не просто открывает двери в другую жизнь, он - это путь совершенства, укрепляющий и дарующий мудрость. Девиз каждого университета подчёркивает эту направленность, которая усиливается комплексным дизайном, включая графический, архитектурный и ландшафтный дизайн. В каждом университете Японии обязательно есть традиционный сад в восточном стиле, позволяющий видеть и чувствовать, созерцать красоту и размышлять.

Наиболее комплексным инструментом отражения стратегической концепции развития и представления университета перед мировым сообществом является фирменный стиль как элемент бренда университета и страны в целом.

Ведущие университеты мира, согласно рейтингу «Тор 1-500 университетов мира» по данным 2015 г. находятся в 35 странах мира, из которых 18 расположены в Японии [1]. Практически все университеты имеют историческое прошлое, измеряемое не менее чем вековой историей. Это отражается в их фирменных знаках и блоках, решённых в традициях академичности и историзма. Проанализируем основные элементы фирменного стиля.

В качестве элементов анализа фирменных блоков выбирались форма, элементы в знаке, цвет и компоновка. Для большинства логотипов характерна незамкнутая открытая растительная композиция. Так в логотипе Токийского университета использованы образы листьев реликтового дерева гинкго билоба, которое является живым ископаемым возрастом более 270 миллионов лет (рис. 1) [2]. В Японии образ гинкго билоба или так называемого серебряного абрикоса используется со времён Средневековья как геральдический символ повсеместно от архитектурных элементов - ворот, стен замков, черепицы, храмов, особняков до костюма и украшений. Токийский университет занимает 22 место в мировом рейтинге и основан в 1877 г.

q0 the University of Tokyo

Рис. 1. Фирменный блок

Токийского университета

OSAKA UNIVERSITY

Рис. 2. Фирменный блок университета Осака

Культорология и искусствоведение

Лист гинкго билоба также использован в знаке университета Осаки, занимающем 85 позицию (рис. 3) [3].

Основными элементами знака университета Киото, занимающего в рейтинге 25 место, являются окружность и дерево [4]. Дерево символизирует основной принцип, заложенный в мироустройстве: дерево плодоносящее; дерево знаний - ствол название отрасли знания, ветви - темы этого знания; дерево целей - ствол основная цель, ветви - подцели; структура власти, предприятия -ствол - начальник, ветви подчиненные (рис. 3). Дерево жизни, изучив все ветви которого, можно получить плод - аттестат об изучении всех тем этого дерева. Овладев знаниями, человек должен используя знания восстановить это дерево в делах своих, начиная с верхних веток, подойти к стволу. Ветви древа символизируют мудрость, свободу, любовь, веру и радость.

Рис. 3. Логотип университета Киото

Рис. 4. Логотип университета Хиросимы

Токийского медицинского и стоматологического университета.

Существенно отличается символика современных университетов Японии, как, например, института науки и технологий Нары ^АШТ), основанного в 1991 году. Институт изначально был ориентирован на исследовательскую деятельность в трёх областях: биологию, информационные науки и материаловедение. Синтез и взаимосвязь трёх наук нашли отражение как в фирменном знаке, так и в дизайне ворот университета, на которых он изображён.

Рис. 6. Логотип университета Тохоку

Рис. 7. Логотип университета Хоккайдо

Рис. 5. Логотип университета Каназава

Листья растений характерны для знаков университетов Хиросимы (рис. 4) и Канадзавы (рис. 5), в рейтинге стоящие в позициях 401-500 [5; 6]. В эмблеме университета Канадзавы показаны листья аканта, средиземноморского растения. Впервые они были использованы в августе 1949 г. Акантовые листья наиболее распространённый образ в изобразительном искусстве Древней Греции и Рима, где они использовались в качестве украшения коринфских колонн. По преданиям акант выращивался в саду академии Платона. Поэтому здесь мы наблюдаем символическую пространственно-временную связь с древними академиями и знаниями мира.

Растительные символы, переходящие в цветочные характерны для университетов Тохоку (рис. 6), Хоккайдо (рис. 7), Кюсю, Кобе, Цукубы (рис. 8), а также

Рис. 8. Логотип университета Цукуба

В дизайне фирменного стиля используется три цвета, характерные для цветового зрения человека - красный, зелёный и синий, смешение которых даёт в результате белый свет, а по сути - свет знаний. С 2010 году NAIST занимает первое место среди 86 японских национальных университетов согласно системе национальных стандартов в сфере высшего образования [7]. Университет изначально был построен в новом городе, граничащим с областями Киото, Осака и Нара, бренд которого был ориентирован на стимулирование создания новых отраслей и культур, а также продвижение и развитие искусствоведческой и научно-исследовательской деятельности.

Для университетов Японии, созданных во второй половине ХХ-го века характерно использование в фирменной символике буквенно-цифрового алфавита с использование простых шрифтов (рис. 9-11). В графическом дизайне университета Окаямы доминирует цветовая гамма от синего к белому в отличии от императорских университетов с сине-фиолетовой и зелёной гаммой.

Характерными элементами для символики японского образования, выраженной в логотипах универси-

14 Интерактивная наука | 6 • 2016

Cultural Studies and Art Studies

тетов, являются элементы растительного происхождения, в основном цветок, дерево и листья. Стилистическое решение цветов отличается формообразованием и цветом. Формообразование определяется этническими традициями японской культуры, включая элементы как традиционного синтоизма, так и буддизма. Форма знаков в основном закрытая и символические растительные элементы вписаны в окружность.

т

* NAIST^ ®

Рис. 9. Логотип университета Тохоку

ОКАУЛМЛ UNfV,

Рис. 10. Логотип университета Окаямы

Рис. 11. Логотип университета Токусима

Компоновочные решения фирменных блоков в основном решаются горизонтально за исключением университетов Киото и Тохоку. Количество горизонтальных фирменных блоков в списке «Тор 1-500 университетов мира» составляет - 16, вертикальных соответственно - 2.

Анализ существующих фирменных стилей брендов университетов позволяет сделать вывод, что основополагающих элементом формирования концепции выступает социально-исторический и культурологический факторы. Логотипы символически отражают: качество образования, побуждение к получению образования в данном университете, сравнение с другими университетами, стоимость обучения, доступность, иные сведения, не имеющие конкретной ориентации. Концептуальное решение фирменного стиля также отражает идею существования вуза и проповедуемые им ценности в пространстве современной культуры: гуманность, коммуникативные способности, аристократичность, историчность, престижность, преемственность, интернациональность и т. д. Расшифровка символических образов требует наличия высокого уровня образованности и интеллекта. Соответственно уровень сложности обучения, как и соответственно уровень транслируемых знаний закладывается в фирменном стиле. Фирменная символика может выстраиваться на нюансном решении, при котором все элементы стиля усиливают эффект простоты, сложности или промежуточного варианта. Возможны контрастные представления образов, в которых может уровень знаний, преподносимый, с одной стороны, уравновешиваться простотой обучения - с другой стороны. Такой эффект достигается посредством дизайна фирменного стиля как коммуникативного фактора.

Литература

1. Academic Ranking of World Universities 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shan-ghairanking.com/ru/ARWU2015.html

2. University of Tokyo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.u-tokyo.ac.jp/index_e.html

3. Osaka University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osaka-u.ac.jp/en

4. Kyoto University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kyoto-u.ac.jp/index-e.html

5. Hiroshima University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hiroshima-u.ac.jp/index.html

6. Kanazawa University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adm.kanazawa-u.ac.jp/ie/e/index.html

7. Nara Institute of Science and Technology [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.naist.jp/english

8. The University of Tokushima [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tokushima-u.ac.jp/english

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.