Научная статья на тему 'Дизайн города: основные этапы исторического развития'

Дизайн города: основные этапы исторического развития Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
6602
1202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА / ДИЗАЙН ГОРОДА / ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН / ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / HISTORY OF DESIGN / CITY DESIGN / URBAN DESIGN / DESIGN OF THE BUILT ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Михайлов Сергей Михайлович, Михайлова Александрина Сергеевна, Надыршин Наиль Маратович

Статья посвящена дизайну города как многоуровневой системе организации предметно-пространственной среды города. Выявляются основные этапы в истории дизайна города начиная с середины ХХ века по настоящий момент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY DESIGN: MILESTONES OF HISTORICAL DEVELOPMENT

Article is devoted to the architectural design of the city as a multi-level system of the organization of the object-spatial environment of the city. The paper identifies the main stages in the history of the city design since the mid-twentieth century to the present time.

Текст научной работы на тему «Дизайн города: основные этапы исторического развития»

УДК 74.01/.09, 72.01, 304.9

Михайлов С.М., Михайлова А.С., Надыршин Н.М.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

E-mail: souzd@mail.ru

ДИЗАЙН ГОРОДА:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Статья посвящена дизайну города как многоуровневой системе организации предметнопространственной среды города. Выявляются основные этапы в истории дизайна города начиная с середины ХХ века по настоящий момент.

Ключевые слова: история дизайна, дизайн города, городской дизайн,дизайн городской среды.

Сегодня, когда история дизайна как самостоятельная область искусствоведения и научная дисциплина обрела вполне конкретные черты, становится актуальным обратить внимание на историческое развитие отдельных локальных направлений дизайна. Одним из них и самых молодых являетсядизайн городской среды или городской дизайн. Термин «городской дизайн», как отмечает профессор сиднейского университета Джон Лэнг (Jon Lang) появился в 1950-х гг [1]. Он, как и его синоним «дизайн городской среды», прочно вошли в профессиональный лексикон дизайнера и используются в обозначении номинаций конкурсов, выставок и фестивалей дизайна, в наименовании специализаций в дизайн-образовании [2].

Уже с конца ХХ века в архитектурно-дизайнерской практике стали появляться различные проекты архитектурно-художественного оформления городов, генеральные схемы художественного оформления и монументальной пропаганды, в которых для раскрытия проектного замысла использовался несколько непривычный для дизайна графический язык планировочных схем и генеральных планов.В это же время возникают такие новые понятия как «графическая среда города», «цветовая среда города», «световая среда города», обозначавшие системный подход к организации предметно-пространственной среды города как целостного иерархически сложного организма. При этом реализация этих проектов, охватывающих значительные по размерам городские территории, в первую очередь предусматривалась с использованием актуальных методов дизайна. Такой масштабный подход к организации предметнопространственной среды города стал выходить

за традиционные рамки понятия «городской дизайн», прерогативой которого была предметно-пространственная средалокального городского ансамбля. Поэтому для более адекватного представления объекта нашего рассмотрения в свете вышеизложенного используется понятие «дизайн города»1. Дизайн города, в нашем понимании, представляет собой многоуровневую систему, которая включает:

- уровень предметных форм: дизайн отдельных элементов и предметных комплексов, наполняющих городские пространства, включая системы визуальных коммуникации и навигации, уличную мебель и оборудование, скульптурные композиции и арт-объекты и др. компоненты градостроительного партера;

- уровень объемных форм: дизайн архитектурных фасадов и отдельных архитектурных объемов;

- уровень городских пространств: дизайн городских улиц, площадей, пешеходных зон, бульваров набережных и других открытых пространств города, которые представляют собой композиционно и образно-стилистически единый ансамбль;

- уровень градостроительных структур, генеральных планов и планировочных схем: город или крупный городской фрагмент (район).

Каждый из уровней имеет определенную самостоятельность и свои формы взаимодействия с другими видами проектно-художественной деятельности[2].

Можно предположить, что в истории дизайна города действуют в основном те же закономерности и группы факторов, что и в истории дизайна вообще: социально-экономические, научно-технические, общественно-по-

1Понятие введено в докторской диссертации С.Михайлова(2011) [3].

литические, социокультурные, художественно-стилевые, философско-теоретические. При этом проявление каждой из этих групп в дизайне города, безусловно, имеет свою специфику. К социально-экономическим факторам в дизайне города, например, можно отнести послевоенную эйфорию и реконструкцию исторических центров европейских городов с формированием там обособленных пешеходных пространств с повышенным уровнем благоустройства. Научно-техническими предпосылками можно считать такие технические новаторства и изобретения, как лед и медиа -технологии, активно сегодня используемые в дизайне города. К социокультурным предпосылкам можно отнести и становление становление городской культуры как особого типа культуры и демократии, проявляющиесяв-форме различных городских фестивалей, празднеств и ярмарок, имеющих глубокие исторические традиции. Переход к новым типам городской жизни в условиях постиндустриального общества является примером философско-теоретических факторов.

В существующих представлениях мировой истории дизайна и ее периодизации у искусствоведов наблюдается довольно пестрая картина. Наиболее распространена периодизация «по декадам»2. Ряд исследователей описывают историю дизайна «событийно», представляя ее как некое «скачкообразное» движение, где точками координат являются события самого разнообразного характера, социокультурные и экономические, научные открытия и технические изобретения, и пр., ставшие толчком, вызвавшим появление новых форм и художественно-стилевых течений в дизайне. Этот подход мы называем «феноменологическим», поскольку авторами рассматриваются наиболее значимые с художественной, технической точек зрения и потребительского успеха объекты-феномены в дизайне [4].В нашей статье мы попытались объединить эти два подхода, рассматривая историю

дизайна города по декадам и выделяя наиболее значимое событие в каждой из них, ставшее своего рода этапом в общем развитии дизайна города. В результате были выделена предвоенная декада (1920-1930) и пять послевоенных (1950-1960, 1960-1970, 1970-1980, 1980-1990, 1990-2000).

1920-1930 - становление комплексного градостроительного подхода к организации предметно-пространственной среды

Мощным толчком для новых поисков ху-дожников-декораторов и монументалистов стали революционные события начала ХХ века. Это время характеризуются активным поиском художников и архитекторов в области взаимодействия различных видов искусств, новых нетрадиционных форм синтеза: архитектуры и слова, архитектуры и зрелищных искусств и т. д. Особо следует отметить оформление первых годовщин октябрьской революции в Петрограде и других городах Советской России, в результате чего были выработаны первые принципы устройства праздников Революции:

- широкое использование исторического материала, богатого старинными, проверенными традициями;

- связь с архитектурой, ансамблевость, требование композиционно охватить весь город, образность. Делалась попытка скрыть «буржуазное прошлое» города;

- воздействие на зрителя, использование средневекового исторического опыта вовлечения зрителя во всеобщую игру [5].

В 1918 году появился т. н. Ленинский план монументальной пропаганды3, повлиявший в последующие годы на всю деятельность архитекторов и художников в городе как по содержанию, так и по форме.

Особо следует отметить экспериментальные проектные разработки 1920-х гг. по колористическому оформлению Москвы, обозначившие новый подход к колористике города как сложной знаковой системе. Причем при выпол-

2Именно так представлена широко известная серия книг издательства DuMont по истории дизайна Германии (Ганс Винглер, HansWingler), Великобритании (Пенни Спарк), Италии (КлаудияНойманн, Claudia Neumann), США (Тим Элснер, TimElsner) и Скандинавии (БерндтПольстер, BerndtPolster) под общим брендом «Лексикон дизайна». В их трудах хронологически (по десятилетиям, начиная с 1900 года) выстроен ряд событий в области дизайна конкретной страны и представлены лучшие иконические объекты, появившиеся на свет в этой стране.

3В Ленинском плане монументальной пропаганды говорилось о необходимости «в разных местах на подпорных стенках и специальных сооружениях разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные, коренные принципы и лозунги марксизма. Еще важнее надписей бюсты или целые фигуры, и, может быть, барельефы, группы. Важно чтобы они были доступны для народа, чтобы бросались в глаза» [6].

нении этих проектов использовался язык планировочных схем, оптимальный при демонстрации общего концептуального подхода.

1950-1960 - идеи пешеходные улицы: «фирменный стиль» как проектный метод в дизайне городского ансамбля

Первая пешеходная улица, в современном понимании, появилась еще в 1930-е гг. в Германии в городе Эссене. Но активное проектирование и строительство пешеходных торговых зон началось после второй мировой войны в комплексе с общими проектами восстановления и реконструкции разрушенных городов. Массовое создание пешеходных пространств на всех континентах приходится на 70-е годы ХХ века4.

Появление проектов пешеходных улиц и зон в городских центрах стало важной вехой в истории развитии городского дизайна. В создаваемых в условиях реконструкции исторически сложившихся городских центров, обща я пространственная композиция которых уже была сформирована архитектурными объемами, пешеходных улицах акцент был в значительной степени смещен с архитектурного уровня на организацию предметного слоя при активном использовании средств колористики, благоустройства и городского дизайна. Городской дизайн зачастую становился ведущим средством в эстетическом преобразовании городских ансамблей.

Пешеходная улица проектировалась еди-новременнои изначально как единый архитектурно-художественный ансамбль. Проектировщики здесь, как правило, имели дело с разностилевой городской средой со своего рода напластованием «веков и стилей», не всегда сочетающихся друг с другом. В этой ситуации особо остро встала проблема стилевого единства. Кроме того возникала необходимость и внесения новых образов в среду, отвечающих духу времени, современности, настроениям послевоенного «процветающего общества». И главный груз в решении этих проблем, в создании художественно-стилевого единства городского ан-

самбля, современного выразительного образа, ложился на городской дизайн. Дизайн к тому времени имел в своем арсенале уникальный метод «фирменных стилей», способный создать стилистически и художественно целостный ансамбль в условиях разнородных архитектурных объектов. Пешеходные улицы стали первым опытом использования дизайнерского метода фирменных стилей в архитектурной среде.

1960-1970 - средовой подход: сценарный принцип организации предметно-пространственной среды города

В 1970-е гг. в архитектурном и градостроительном проектировании формируется «средовой подход» или «контекстуализм», декларирующий такие аспекты, как комплексность, взаимодействие человека и его окружения, в том числе и создаваемого им в результате собственной деятельности. Средовой подходможно рассматривать как гуманистическое движение, направленное на «очеловечивание» всех материально-технических и организационно-деятельностных систем жизнеобеспечения, как реакция на отчуждение человека в городе, безликость массового стандартного жилья, нарушения экологии5.В сре-довом подходе, основанном на сценарном принципе организации предметно-пространственной среды, наряду с выявлением уникальности места (духа места) большое значение приобретает человек-потребитель этой среды, при этом не пассивный созерцатель, а активный участник ее формирования (принцип партиципации).

Средовой подход стал основой для развития таких новых форм интегральной деятельности [9] в дизайне, как «средовой дизайн», «дизайн городской среды». При этомв содержании понятия «средовой дизайн» можно выделить три слагаемых:

1) пространственная среда - феномен природного или искусственного происхождения с соответствующими физическими особенностями: температура, влажность и т. п.;

4После открытия центральной пешеходной зоны в Мюнхене к Олимпиаде 1972 года в ФРГ было объявлено движение «Каждому городу - своя пешеходная зона», в рамках которого должно быть оборудовано 450 таких зон. В 1972 году была открыта первая пешеходная улица во Франции в Руане [7, С. 15]. К 1976 г. они были созданы в 34, а к 1982 г. в 266 городах. Число городов с пешеходными улицами в 1985 году составляло в ФРГ - 450, США - 110, Англии - 70, Франции - 50, СССР - 35, ГДР - 30, Болгарии - 18, Польше - 11 [7].

5На Западе это движение начинает разворачиваться наиболее активно с начала 1960-х годов, хотя основные категории и понятия, связанные с описанием среды обитания, появились уже в начале ХХ века. Десятью годами позже, в 1970-е годы, появляются первые исследования городской среды в нашей стране [8].

2) предметная среда - вещное, предметное наполнение этого пространства;

3) оборудование, инженерное и технологическое оснащение с его утилитарно-функциональными, пластическими, фактурными и прочими зрительными характеристиками, и то явление, действие, процесс, для которого создана или сложилась данная среда [9].

1970-1980 - Градостроительный партер: комплексная организация предметно-пространственной среды города

Начиная с 1970-х гг. в условиях развитой индустрии строительства зданий по типовым проектам резко возрастает интерес архитекторов к благоустройству и организации окружающей среды зданий, комплексному использованию средства архитектуры, монументально-декоративного искусства и городского дизайна. Как отмечал Е.Асс, происходит перенесение основной семантической нагрузки с каркасного слоя города, с его планировочной структуры и архитектуры - в поверхностный слой, формируемый в основном графическими и дизайнерскими объектами [10]. Вопросы организации предметно-пространственной среды крупных городов все чаще начинают касаться детальной проработки городского пространства в уровне первых 2-3 этажей застройки, включая элементы благоустройства и городского дизайна, т. е. той части городского ландшафта, которая получила определение «зоны ближнего восприятия» [11] или «градостроительного партера» [12]. Организация градостроительного партера включает целый комплекс задач, связанных со спецификой зрительного восприятия городской среды человеком, использования средств дизайна и монументально-декоративного искусства, направленных на повышение художественно-эстетических и функционально-утилитарных качеств предметно-пространственной среды.

1980-1990 - Градостроительные программы организации предметно-пространственной среды города

В к.1970 - н.1980-х гг. у нас в стране получают распространение проекты архитектурнохудожественного оформления городов. Их авторы под архитектурно-художественным оформлением города понимали решение целого комплекса вопросов, направленных на повышение идейно-политического, архитектурно-художественного, а также функциональноутилитарного содержания пространственной среды при использовании широкого арсенала средств монументального и декоративного искусства, архитектуры, благоустройства и городского дизайна [13]6.

Определенную известность получили «Генеральная схема художественного оформления и монументальной пропаганды Ленинграда», «Комплексный план политического и архитектурно-художественного оформления Львова» (Худфонд СХ УССР), Схема монументальнодекоративного оформления города Набережных Челнов (ЦНИИЭП жилища), «Схема монументально-декоративного оформления Торжка» (отдел гл.архитектора Торжка).

Этим работам, как правило, предшествовали ретроспективные предпроектные исследования, изучение современного состояния и прогнозов перспектив развития города. Так в проекте комплексного архитектурно-художественного оформления города Владимира (М.Вол-ков, Р.Коноплева, В.Шимко) предпроектные исследования проводились в трех основных направлениях:

1) анализ городского ландшафта, куда включался также и искусственный рельеф (валы, выемки, массивы застройки разной этажности);

2) выявление наиболее активно используемых территорий города (транспортно-пешеходные узлы и магистрали);

6Для этого необходимо, как отмечали Е.Шимко и М.Волков, соблюдение целого ряда положений:

1. Объекты монументальной пропаганды и средства художественного оформления должны создавать единый комплекс взаимно дополняющих друг друга пространственных компонентов города, образуя многоуровневую идейно-художественную и пространственную систему. И все вопросы проектирования и осуществления элементов городского оформления необходимо рассматривать, исходя из их места и роли в этой системе.

2. Организация таких единых комплексов зависит от обще-градостроительной ситуации и характера тех фрагментов города, в состав которых они включаются. При этом объекты монументальной пропаганды и средства художественного оформления выполняют не только идейно-художественные, утилитарные и декоративные функции, но могут за счет своих пространственных характеристик существенно корректировать архитектурно-эстетические качества городской среды.

3. Система объектов монументальной пропаганды и художественного оформления городов должна рассматриваться в развитии и не обособленно, а в прямой связи с развитием города в целом и его отдельных элементов, ее формирование должно способствовать появлению художественно и композиционно завершенных городских ансамблей на всех этапах развития города [14].

3) анализ размещения исторических и памятных мест.

Особое внимание при этом уделялось специфике зрительного восприятия городской среды человеком [15]. Авторы проекта отмечали необходимость увязки монументальнодекоративных работ с работами архитектурно-планировочными на всех этапах развития города. В своей статье «Градостроительная программа монументально-декоративного оформления города» они писали: «Комплексное монументально-декоративное оформление, предусматривающее создание мощных художественных акцентов на ключевых градостроительных направлениях и узлах, скопление средств специального оформления в деловых центрах, на рекреационных территориях и т. п., по сути дела, представляет собой самостоятельную сложную и ответственную градостроительную задачу» [15].

При организации оформления городской среды проектировщики решали целый комплекс проблем, связанных с улучшением ориентации человека (функционально-утилитарный аспект), усилением выразительности пространственной среды (художественно-эстетический аспект), повышением ее информативности (семантический аспект).Схема комплексного архитектурно-художественного оформления го-рода представлялась в виде выделенной на его обобщенном генеральном плане иерархической системы взаимосвязанных архитектурно-планировочных элементов, подлежащих оформлению (узлов, связей, зон). Для них определялись принципы и номенклатура средств и элементов оформления. Полученная в итоге система (схема) была результирующей ряда аналитических схем, составленных в итоге развернутых предпроек-тных исследований. Основные положения этих проектов, полученные в их результате методические рекомендации, главным образом, были адресованы художникам-монумен-талистам, дизайнерам, работающим в сфере

городской рекламы и наглядной агитации

[13].

1990-2000 - Дизайн-пространство как новый тип городских пространств

На этом этапе развития дизайна города во главу угла ставится эргономический принцип в организации городских пространств. Возникает понятие «дизайн-пространство» и его отличительные признаки:

1) многофункциональность, а вследствие этого высокий уровень мобильности и вариабельности как дизайн-пространства в целом, так и формирующих его элементов;

2) компактность и соразмерность человеку, его геометрические размеры определяются главным образом на основе эргономических требований при выполнении необходимых - в связи с предназначением дизайн-пространства - функциональных действий;

3) высокий уровень комфорта (физиологического, эмоционально-психологического и эстетического) и технического оснащения, а следовательно, интерактивность и интеллектуальность дизайн-пространства, способного реагировать на различные типы потребителя и подстраиваться под меняющиеся ситуации.

Сегодня выдвигаются принципы взаимодействия дизайн-пространств с архитектурными пространствами:

- «тождество пространств», когда дизайн-пространство по своим габаритам совпадает с архитектурным и фактически является им;

- «дизайн-пространство в архитектуре», выделяясь в архитектурном пространстве физически (стенами, перегородками, рельефом и пр.) или условно, психологически (цвето-гра-фически, светом, фактурой материала, микропластикой рельефа и пр.);

- «архитектура в дизайн-пространстве» в виде художественной стилистики формообразования дизайн-пространства в целом, включения в качестве декоративного фрагмента или визуального контакта с архитектурным контекстом («окно в архитектуру»)[3].

16.12.2013

Список литературы:

1. Lang, Jon. Urban Design: A Typology of Procedures and Products. - 2003.

2. Михайлов, С.М. Дизайн города в историческом аспекте / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 9. - 2011. - С. 4-9.

3. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция). Автореф. дисс. д-ра искусствовед. / С.М. Михайлов - М., 2011.

4. Михайлова, А.С. Индустриальный дизайн как вид проектно -художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства ХХ века (1920-1980-е гг). Автореф. дисс. канд. искусствовед. / А.С. Михайлова - М., 2009

5. Серова, А. Мистерии Революции / А. Серова // Дизайн-ревю. - 2001. - № 1-2. - С. 57-67.

6. Луначарский, А.В. Ленин о монументальной пропаганде / А.В. Луначарский // Ленин и изобразительное искусство. - М., 1977 - С. 318-320.

7. Урбах, А.И. Архитектура городских пешеходных пространств / А.И. Урбах, М.Т. Лин - М.: Стройиздат, 1990. - 200 с.: ил.

8. Высоковский, А.А. Введение к сб.: Средовой подход в архитектуре и градостроительстве / А.А. Высоковский - М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1989 - С. 7-12.

9. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/Г.Б.Минервин, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б.Минервина и В.Т.Шимко. - М.: «Архитектура-С», 2004. - 288 с.: ил.

10. Асс, Е.В. Дизайн в контексте городской среды. Некоторые теоретические и творческие проблемы / Е.В. Асс // Техническая эстетика. Проблемы дизайна городской среды. - М.: ВНИИТЭ, 1981 - № 29.

11. Беляева, Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е.Л. Беляева - М.: Стройиздат, 1977. - 125 с.: ил.

12. Прохазка, В. Градостроительный партер в новых жилых ансамблях / В. Прохазка - Архитектура СССР, 1982 - № 7-8.

13. Михайлов, С.М. Сценарная карта как основа построения пространственной композиции градостроительного ансамбля/ С.М. Михайлов //Проблемы архитектуры и градостроительства Татарии. - Казань, 1990.

14. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В.Т. Шимко - М.: СПЦ принт, 2003. -297 с.: ил.

15. Волков, М. Градостроительная программа монументально-декоративного оформления города / М. Волков, Р. Коноплева, В. Шимко // Архитектура СССР, 1981. - №10. - С. 24-27.

Сведения об авторах:

Михайлов Сергей Михайлович, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета, доктор искусствоведения, профессор, е-таіі: souzd@mail.ru Михайлова Александрина Сергеевна, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат искусствоведения,

е-таіі: misuoka@gmail.com Надыршин Наиль Маратович, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат архитектуры,

е^аИ: neil.nadyrshine@yandex.ru 420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зеленая, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.