Научная статья на тему 'Дизайн формы архитектурной стеновой керамики в историческом аспекте'

Дизайн формы архитектурной стеновой керамики в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
495
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ОБЛИЦОВОЧНАЯ КЕРАМИКА / FACING CERAMICS / СЫРЕЦ / RAW / ОБОЖЖЕННЫЙ КИРПИЧ / BURNT BRICK / ПЛИНФА / ИЗРАЗЕЦ / TILE / ФИГУРНЫЙ / ПРОФИЛЬНЫЙ КИРПИЧ / PROFILE BRICK / PLINFA / FIGURED

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляпунова К.А., Котляр В.Д.

Статья знакомит с историей появления и развития архитектурно-строительной керамики, начиная с Древнего Египта. Прослеживаются особенности ее применения в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells the history of the emergence and development of architectural and construction ceramics from Ancient Egypt. Are traced particularly its use in construction.

Текст научной работы на тему «Дизайн формы архитектурной стеновой керамики в историческом аспекте»

ДИЗАЙН ФОРМЫ АРХИТЕКТУРНОЙ СТЕНОВОЙ КЕРАМИКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

К.А. Ляпунова, В.Д. Котляр

РГСУ

Статья знакомит с историей появления и развития архитектурно-строительной керамики, начиная с Древнего Египта. Прослеживаются особенности ее применения в строительстве.

The article tells the history of the emergence and development of architectural and construction ceramics from Ancient Egypt. Are traced particularly its use in construction.

Один из самых универсальных строительных материалов всех времен и народов - керамический кирпич. Он прошел испытания временем и изменчивой модой. Обладая ценными качествами эксплуатационного характера, такими как долговечность, морозостойкость, низкая теплопроводность, шумоизоляция, прочность, он экологичен, декоративен и мобилен. Наш кирпич - это тот «кирпичик», из которого вырастают стены всего здания, он - важнейшая деталь целого. Кирпич - это модуль, комбинаторный элемент, способный при различных комбинациях, видах кладки создавать индивидуальный «рисунок» стен здания. Для архитектуры и строительства, кирпич является, так называемой, первоформой, появление которой надо искать в далеком прошлом.

История кирпича насчитывает несколько тысячелетий. Уже в период неолита, между 10000 и 8000 гг. до н. э., наши предки начали использовать глину в строительстве в виде сырцовых блоков, которые формовались вручную и высушивались на солнце. Наиболее широкое и массовое распространение керамика получила в ближневосточных государствах древнего мира, регионах с жарким и сухим климатом, где сырцовые постройки были достаточно долговечны, а древесина отсутствовала. В Древнем Египте было налажено производство прямоугольных сырцовых кирпичей, формовавшихся в деревянных пресс - формах, что было для того времени технологическим новшеством. В гробнице Рехмире в Фивах (Луксор, XV век до н. э.) сохранились самые древние изображения форм для производства кирпича. На росписях изображены рабочие, смешивающие глину с водой и соломой и набивающие эту смесь в лежащую на земле рамку. Верхняя сторона проглаживалась затем куском древесины, потом форма удалялась, и процесс повторялся вновь. Один рабочий мог изготовить таким способом в день несколько сотен абсолютно идентичных кирпичей.

Кирпич в Фивах в эпоху Среднего царства (XXI - XVIII вв. до н. э.) имел размеры 280-320 х 150-160 х 70-150 мм, более древние экземпляры из Гизы - 360 х 180 х 115 мм. Египтяне оригинальным способом использовали кирпичи при строительстве арок и сводов. Деревянная опалубка не применялась, а арки строили так, что слои кладки косо прислонялись к торцовой стене. Таким образом, кирпичом форматом 350 х 210 х 60-70 мм без опалубки удавалось перекрывать помещения шириной до 3,8 м.

Несмотря на то, что в Египте было достаточно своего природного камня, широко применяемого в строительстве, в эпоху Среднего царства было освоено дорогостоящее и трудоемкое производство обожженного кирпича. Водонепроницаемость и проч-

4/2009 ВЕСТНИК

ность материала были по достоинству оценены. По ценам того времени обожженный кирпич стоил в тридцать раз дороже сырцового.

Высокое развитие в строительстве керамика получила древних государствах Месопотамии - Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия сменявших друг друга в период VI - начала II тысячелетия до н. э. Эта земля богата запасами глин, но, в отличие от Египта, своего камня не имела. Поэтому строительство великолепных дворцовых комплексов, мощных крепостных стен велось только из сырцового и обожженного кирпича. Слово «кирпич» (по-шумерски «сиг») означает как «здание», так и «город», одновременно оно было именем бога зодчества. Согласно ритуалу, перед закладкой фундамента общественного сооружения богу зодчества приносили жертвы едой и питьем, а первый кирпич изготавливал сам царь. Одним из центральных доминирующих строений древних городов был храм бога -зиккурат. Он представлял собой многоступенчатую конструкцию (3-7 ступеней), сложенную из сырцовых кирпичей на глиняном растворе, облицованных для прочности и водонепроницаемости обожженным кирпичом со слоем битума. Вавилонский зиккурат - Вавилонская башня, по свидетельству Геродота, имела завершающее святилище в честь бога Мардука, выполненное из голубого глазурованного кирпича. В Месопотамии существовало несколько форматов кирпичей: прямоугольные, квадратные, плоско-выпуклые, клиновидные, прямоугольные типа «кабанчик», фигурные кирпичи для круглых столбов и декоративных рельефов. Примером использования фигурного кирпича являются знаменитые ворота Иштар и царские покои, ныне выставленные в берлинском музее Пергамон (рис 1). Искусство империи Ахеменидов также широко использовало в дворцовой отделке глазурованный рельефный кирпич.

Рис.1 Ворота богини Иштар. VI в до н. э. Государственный музей, Берлин.

После завоевательных походов Александра Великого политический и экономический центры переместились в Средиземноморье, города Месопотамии стали разрушаться. Так завершилась традиция древневосточного кирпичного строительства, возраст которой составлял 6000 лет. В Древней Греции массовым стеновым материалом был сырцовый кирпич. Обожженный же кирпич («плинфос») начал применяться значительно позднее, не ранее IV в. до н. э. До этого у греков существовала практика покрывать грубо обтесанный камень терракотовыми декоративными плитами. Керамические детали и облицовочные плитки применялись ограниченно.

Обожженный кирпич в Древнем Риме считался лучшим материалом для строительства. По мнению римского архитектора и инженера I в. до н. э. Марка Витрувия дома, построенные из кирпича, должны всегда оцениваться полной стоимостью, независимо от срока их эксплуатации. Обычный римский кирпич имел размеры 55 х 55 х 4 см. Изготовлялись также кирпичи полые, треугольные, фигурные, рельефные, плоский кирпич-плинфа, высотой 3-9 см. Кирпич использовался при возведении мостов, крепостей, арок. Римляне вели строительство на своих захваченных территориях, ставших провинциями Римской империи. Формованием и обжигом кирпича занимались солдаты легионов и вспомогательные войска, ставя на кирпичах клейма своих воинских частей. Основным строительным материалом в Византии служила плинфа, размером 35,5 х 35,5 х 5,1 см. После падения Римской империи производство кирпича в Европе практически прекратилось и возродилось лишь в XI - XII веках в связи с ростом городов и их строительством.

Средневековая арабо-мусульманская архитектура оставила великолепные примеры архитектурно-строительной и облицовочной керамики. С XI в. распространенным видом обработки стен является фигурный обожженный кирпич. В XII в. - монохромный орнамент из кирпича и резных терракотовых плиток. В это же время распространяется облицовка глазурованным кирпичом. Его голубой и темно-синий цвет великолепно гармонировал с терракотой. Высокого мастерства достигла архитектурная облицовочная керамика в XIV-XV вв. на Среднем Востоке в эпоху правления Тимура. Достойным примером является усыпальница Тимуридов в Самарканде - Гур-Эмир, построенная в начале XV в. из прекрасно обожженного кирпича и увенчанная огромным сине-голубым ребристым куполом.

На Руси производство кирпича началось в X в., что связано с влиянием византийской культуры. Наиболее массово строительный кирпич - плинфу стали применять с конца столетия. С XII в. плинфа все чаще использовалась в храмовом строительстве Северо-Западных и Новгородских земель. Создавали плинфу разных форм и размеров для удобства кладки архитектурных деталей: колонок, окон, порталов, арок, декоративных вставок, поясков и т. д. Иногда фасады декорировались крестообразными узорами, выложенными плинфой, выступающей из плоскости стены. В XII - XV вв. каменную резьбу постепенно заменяют терракотовыми и поливными рельефами. Непрерывные ленты растительного орнамента составляются из керамических плит, размеры которых увязаны с размерами кирпича и обладают значительной толщиной. В XV в. плинфу сменил кирпич («жженая земля»), более близкий по размерам к современному - 30 х 20 х 6 см или 26-28 х 15,5-17,0 х 5,5 см. С ним упрощалась перевязка кладки на известковом растворе при толщине швов 1,5-2 см.

Для восстановления обветшалых стен и соборов Московского Кремля Иван Калита в 1475 г. пригласил мастера «камнесечца» Альберти Фиораванти из Болоньи. На Руси ему дали прозвище Аристотель. Он наладил производство прочного кирпича (28,0 х 12,0 х 6,5 см) в заводских условиях. Кладка осуществлялась с «верстовой» перевязкой («старорусской», «готической», «польской»), когда по фасаду кирпичи чередуются тычками и ложками, как в пределах ряда, так и по вертикали. Стремление русской архитектуры к декоративности послужило появлению разнообразных фигурных керамических деталей. Только плоскостная цветовая орнаментация на восточный манер была недостаточна, широко стали применять профилировку поливных облицовочных изделий и кирпича. Древнерусские зодчие умело пользуются немногим числом типовых элементов, по-разному варьируя и сочетая их, достигая красоты, уникальности и неповторимости архитектурных произведений. По данным исследования архи-

4/2009 ВЕСТНИК _4/2009_МГСУ

тектора В.И. Гридина, знаменитый храм Василия Блаженного построен из 18 типоразмеров фигурных кирпичей, храм Вознесения в Коломенском - из 12 типов профильного кирпича.

Особого расцвета русская стеновая облицовочной керамика достигла в XVII в. В строительстве повсеместно стали использовать кирпич крупных размеров (30-28 х 14,5-14 х 8-7,5 см), профильный кирпич, рельефные плиты, многоцветные изразцы и крупные декоративные детали - вставки. Фигурный кирпич давал возможность создавать изысканный декоративный наряд, керамическое «кружево»: колонки, полуколонны, балясины, фризы, карнизы, оконные наличники, арочное обрамление (рис. 2).

Рис. 2. Крутицкое подворье. Теремок над Святыми воротами. Москва, конец XVII века.

Масштабные преобразования, связанные с деятельностью Петра I, предопределили огромный размах строительства и дальнейшего развития керамического производства: строятся новые кирпичные заводы, вводится единый для всей страны размер кирпича - 28 х 14 х 7 см, замененный в 1811 г. размером 26,7 х 13,3 х 6,6 см. Внедряется новая эффективная пустотелая керамика. В сложных конструктивных элементах зданий отдельные участки выкладываются профильными пустотелыми керамическими блоками в сочетании с плинфой. Многоцветный наружный декор зданий XVII в. сменяется строгим петровским барокко, на смену которого приходит пышное барокко екатерининских времен (середина XVIII в.), затем опять строгость стиля - классицизм (вторая половина XVIII в. - первая треть XIX в.), с его масштабным архитектурным языком и монументальностью. Строительная и лицевая керамика широко использовалась в эти периоды при возведении великолепных дворцовых и культовых комплексов. В архивных документах кирпичного завода, поставлявшего в 1776-1778 гг. лекальный кирпич для Петровского дворца, возводимого по проекту М.Ф. Казакова, сохранилось описание типов лекального кирпича, их размеры и количество. Из них следует, что для такого богато декорированного образца кирпичной архитектуры, каким является Петровский дворец, потребовалось 17 типов фигурного кирпича.

В 1847 г. появился первый « ГОСТ» - «Правила для единообразной прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в Санкт-Петербурге, так и в дру-

гих местах России, на казенных и частных заводах». В документе было указано, как требуется сушить, обжигать, сортировать, клеймить кирпичи. В середине XIX в. усовершенствовалась техника производства кирпича. Введены в эксплуатацию кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства кирпича. Появились глиномялки, бегуны, вальцы.

В начале XX в. в русской архитектуре воцарился стиль модерн, потребовавший новых форм профильного и цветного глазурованного кирпича. Результатом этого синтеза явились, например, такие здания в Москве, как гостиница «Метрополь» (1898-1903 гг.), особняк С.П. Рябушинского (1900 г.), Ярославский вокзал (1903-1904 гг.) и другие здания.

Современный кирпич приобрел свои размеры - 25,0 х 12,0 х 6,5 см в 1927 г. В 30-х гг. XX века керамический кирпич, как правило, использовали как ненесущий теплоизоляционный, облицовочный материал. Советская архитектура времен «сталинского ампира» с ее стремлением к монументальной помпезности, потребовала огромного количества строительной керамической продукции, в том числе большого выбора фигурных кирпичей. 1500 типоразмеров керамических облицовочных деталей пошло на строительство высотного здания на Смоленской площади в Москве, 1200 - для здания МГУ, для зданий массового жилищного строительства применяли от 200 до 400 видов фигурного кирпича. Во время поставки облицовочных блоков для высотных зданий один только Любненский керамический завод выпускал около 400 типоразмеров деталей, из них рядовых - 20 типоразмеров, а угловых и профильных - более 350. Для изготовления трети этих деталей требовались новые формующие приспособления для прессов, установление специальных режимов сушки и обжига и т. д. Это влекло за собой увеличение сроков строительства и дополнительные экономические расходы. Стал вопрос о модернизации оснастки оборудования, сокращении количества профильных деталей. Группа архитекторов, инженеров и технологов лаборатории керамики Академии архитектуры СССР вели поиск более унифицированных форм профилированных керамических деталей, опираясь на богатый опыт работы зодчих XVIII в. с небольшим ассортиментом фигурных кирпичей, достигая при этом неповторимости и красоты. Общественные и жилые здания этого времени можно встретить в каждом городе. Они выгодно отличаются от построек более позднего времени именно наличием керамической стеновой облицовки: карнизы, цоколи, кронштейны, орнаментальные вставки, оконные и дверные проемы (рис. 3).

В начале 50-х годов XX века Всесоюзный Научно-Исследовательский институт строительной керамики («НИИстройкерамика») начал занимался исследованием и производством архитектурно-отделочных фасадных керамических деталей и отделкой лицевых поверхностей керамических изделий, используемых для облицовки фасадов. Это был серьезный научный и практический подход в развитии архитектурно-строительной керамики. Были определены типы изделий и научно обоснован и опробован технико-технологический процесс их производства. Но данные начинания были прерваны на пике разработок. В 1954-1955 годах ЦК КПСС и Советом Министров СССР были приняты постановления, направленные на дальнейшую индустриализацию и снижение стоимости строительства. Особую роль сыграло постановление партии и правительства от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем говорилось, что «советской архитектуре должна быть свойственна простота форм и экономичность решений. Привлекательный вид зданий должен создаваться не путем применений декоративных дорогостоящих украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением...» С этого момента архитектура обратилась к типовому проектированию. Кирпич как лицевой облицовочный материал стал применяться очень редко. По-

4/2009 ВЕСТНИК

давляющее большинство архитекторов видело в кирпиче лишь удобный конструкционный материал. Его безжалостно загоняли в толщу стен или внутрь колонн, скрывая всю его красоту под толстым слоем штукатурки.

Рис. 3. Жилой дом времен «сталинской» застройки, 1950 - е годы, г. Ростов-на-Дону.

Несмотря на то, что в обозримом прошлом, а именно 20-50 лет назад, керамика была вытеснена из архитектуры, сейчас она снова переживает очередное Возрождение (Ренессанс), доказывая право на существование. Одной из основных востребованных задач современных дизайнеров, архитекторов и технологов является возрождение производства широкой номенклатуры уже разработанных ранее различных видов архитектурно-строительной керамики, а также поиск форм с учетом развития современной архитектуры и технологии.

Литература

1. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1958.

2. Витрувий Поллион. Десять книг об архитектуре: Пер. Ф.А. Петровского. М., 1936.

3. Лысенко Е.И. Строительные материалы в реставрации памятников архитектуры. Ростов-на-Дону, 2007.

4. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. М., 1983.

5. Воронов Н. Об изучении и использовании архитектором строительных материалов // Архитектура СССР. 1955. N 5, c. 52-54.

6. Арзуманова О. И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева. М., 2000.

Ключевые слова: дизайн, архитектура, облицовочная керамика, сырец, обожженный кирпич, плинфа, изразец, фигурный, профильный кирпич.

Keywords: design, architecture, facing ceramics, raw, burnt brick, plinfa, tile, figured, profile brick.

Рецензент: доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор кафедры технологии керамики, стекла и вяжущих веществ Южно-Российского государственного технического университета (НПИ), г. Новочеркасск Зубехин А.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.