Научная статья на тему 'Дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний'

Дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3070
777
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА / ДИВИДЕНД / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМПАНИЯ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова И.Ю.

В статье рассматривается дивидендная политика в системе корпоративного управления, основанная на балансе интересов компании и ее акционеров при определении дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности и капитализации фирмы, на соблюдении прав акционеров. Проанализированы тенденции современной дивидендной политики российских компаний, оценена реализация экономических интересов акционеров в получении дохода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний»

Корпоративные финансы

Удк 658.155.2

дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний

И. Ю. БОЧАРОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Орловский государственный технический университет E-mail: i-bocharova@yandex.ru

В статье рассматривается дивидендная политика в системе корпоративного управления, основанная на балансе интересов компании и ее акционеров при определении дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности и капитализации фирмы, на соблюдении прав акционеров. Проанализированы тенденции современной дивидендной политики российских компаний, оценена реализация экономических интересов акционеров в получении дохода.

Ключевые слова: дивидендная политика, дивиденд, корпоративное управление, компания, прибыль.

Современные финансовые потрясения заставили обратить внимание на проблемы корпоративного управления. Уровень качества корпоративного управления оказывает влияние на принятие решений о возможности капиталовложений в компанию, является характеристикой ее капитализации. Важным элементом корпоративного управления выступает дивидендная политика, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и капитализируемой прибылью в целях максимизации рыночной стоимости компании.

Экономическая сущность дивидендной политики. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации дивидендом признается любой доход,

полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам относятся также любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств [10].

Принятие решения о выплате дивидендов является правом общества, реализация которого зависит в первую очередь от наличия прибыли. С момента принятия решения о выплате дивиденды становятся объявленными. Выплата объявленных дивидендов является обязанностью общества.

Существуют различные классификации дивидендов. Дивиденды различают в зависимости:

- от формы выплаты;

- от периодичности выплат;

- от типа акции;

- от способа определения величины дивиденда (рис. 1).

Кроме того, выделяют следующие виды дивидендов [14, с. 142]:

— кумулятивные дивиденды — возможность

накопления и выплаты в течение определенного времени необъявленных или частично

объявленных дивидендов по привилегированным акциям;

— дивиденды участия — дивиденды владельцев привилегированных акций, по которым уставом не определен размер дивиденда. Данные акционеры имеют право получать дивиденды наравне с владельцами обыкновенных акций;

— фиксированные дивиденды - дивиденды, определяемые уставом, например как фиксированная доля номинальной стоимости привилегированных акций;

— дивиденды с переменной ставкой — дивиденды, выплачиваемые по плавающей ставке, в основе которой номинальная стоимость привилегированных акций или доля чистой прибыли общества. Неотъемлемой составляющей эффективного корпоративного управления является результативная дивидендная политика. Дивидендная политика подразумевает обязательства компании направлять акционерам определенную часть чистой прибыли. Она включает выбор размера дивиденда, источника финансирования дивидендных выплат, формы выплаты дивидендов.

Вопросы выплаты дивидендов регулируются гражданским законодательством, федеральными законами [3, 12]. При разработке дивидендной политики компании должны руководствоваться Кодексом корпоративного поведения.

Существуют два основных канала, через которые компания может выплачивать деньги своим акционерам: либо выплатить всем дивиденды, либо провести выкуп акций. Выкуп акций может

Рис. 1. Классификация дивидендов

производиться в различной форме, например, путем аукциона, скупки акций на открытом рынке или покупки у крупного держателя по договорной цене. Более популярным способом выплаты денег акционерам является выплата дивидендов [2, с. 211].

Базовыми теоретическими исследованиями дивидендной политики являются: — теория независимости дивидендов (Ф. Модильяни, М. Миллер), утверждающая, что стоимость фирмы определяется доходностью ее активов

и инвестиционной политикой. Пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров; теория предпочтительности дивидендов или «синицы в руках» (М. Гордон, Д. Линтнер), предполагающая, что рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала. Максимизация дивидендных выплат является более предпочтительной по сравнению с капитализацией прибыли; теория минимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений (Р. Литценбергер, К. Рамасвами), предполагающая, что для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации. Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения — чистая прибыль. Ее размер определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.

Сроки и порядок выплаты дивидендов определяются уставом или решением общего собрания. Если устав не отражает срока выплаты объявленных дивидендов, то он не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов. Данный 60-дневный срок подлежит применению и в ситуациях, когда общее собрание приняло решение о назначении более длительного срока.

Порядок объявления и выплаты дивидендов компании представлен на рис. 2.

Международный опыт реализации дивидендной политики. Выплата дивидендов в США обычно осуществляется поквартально. Размер

Рис. 2. Процедура объявления и выплаты дивидендов

дивиденда определяется советом директоров, который объявляет о своем решении в определенный день, называемый «датой объявления дивидендов» (announcement date). В заявлении совета директоров говорится, что выплата дивидендов будет производиться только акционерам, являющимися зарегистрированными держателями акций по состоянию на определенную дату, называемую «последней датой регистрации» (record date). Дата, в которую производится рассылка дивидендных чеков акционерам, называется «платежным днем». Он наступает обычно через 2 недели после «последней даты регистрации». По правилам фондовой биржи акции должны продаваться и покупаться с правом на дивиденд вплоть до наступления срока, именуемого «днем, когда акция теряет право на дивиденд» (ex-dividend date). После этой даты акции продаются без дивидендов. Дивиденды бывают «особыми» (labelled) или «обычными» (regular). В основном дивиденды бывают обычными. Обычные дивиденды чаще всего называются «дополнительными» (extra) [2, с. 211].

В рамках реализации лучшей практики корпоративного управления в США существует специальный индекс «дивидендных аристократов», в который включаются компании, стабильно повышающие выплаты акционерам на протяжении 25 лет. Достаточно один раз пропустить повышение, чтобы компанию вычеркнули из элитного списка. Так, к 2010 г. на протяжении последних 25 лет из компаний индекса S&P 500 ежегодно повышали дивиденды 43 компании. К таковым относятся компании, для которых рассчитывается специальный индекс «дивидендных аристократов»: SM, Coca-Cola, Exxon Mobil, Johnson & Johnson, Kimberly-Clark, McDonald's, McGraw-Hill, PepsiCo, Procter & Gamble и Wal-Mart Stores. Американские «дивидендные аристократы» широко диверсифицированы, представляют 10 различных секторов экономики. Больше всего представлен потребительский сектор.

В европейском индексе S&P Europe S50 насчитывалось 48 эмитентов, которые повышали дивиденды в течение последних 10 лет. Среди евро-

пейских «дивидендных аристократов»: AstraZeneca, BP, British American Tobacco, Cadbury, Danone, Diageo, L'Oreal, Nestle, Novartis, Novo Nordisk, Pearson, RWE, Repsol-YPF, Roche, Royal Dutch Shell, Sanofi-Aventis, Tesco, ThyssenKrupp, Unilever, Vinci, Vivendi, Vodafone Group и WPP. За годы финансового кризиса 2008-2009 гг. ряды «аристократов» покинуло большое количество финансовых гигантов. Например, в 2009 г. из индекса S&P Europe 350 Dividend Aristocrats были исключены бельгийский KBC, шведский Svenska Handelsbanken, британские Barclays и British Land.

Журнал Financial Analysts Journal провел исследование под исчерпывающим названием «Сюрприз! Высокие дивиденды = рост прибыли». Аналитики финансовой компании Ned Davis Research разделили компании, входящие в индекс S&P 500, на группы по динамике дивидендных выплат: растущие, стабильные, снижающиеся и нулевые, сравнив эти группы по приросту котировок за 30-летний период. В результате, средний рост для самых щедрых составил 11 % за год, эмитенты, придерживающиеся консервативной политики, росли на 7,2 %, те, кто сокращал выплаты, — на 3,6 %, а компании, не платившие своим акционерам, — на 2,4 % [4].

Практика корпоративного управления показывает, что щедрость к держателям акций обеспечивает компаниям лучшую динамику акций, чем у «прижимистых» конкурентов. За последние 10 лет средний ежегодный прирост котировок компаний-аристократов составил 9,1 %, а у простых представителей индекса S&P капитализация росла на 6,6 %.

Российская практика реализации дивидендной политики. При определении дивидендной

политики российские компании в основном руководствуются принципом: на растущих рынках развивающихся стран инвесторы ориентируются на перспективы роста капитализации компании, а не на размер выплачиваемых дивидендов. Размер дивидендов имеет значение, скорее, на развитых рынках, для которых характерны меньшие колебания стоимости ценных бумаг компании. В российских компаниях постепенно растет доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды, но дивидендная доходность остается невысокой [11, с. 110-117].

Процедура проведения дивидендной политики сводится к этапам, схематично представленным в таблице.

Значительное количество российских публичных компаний выплачивает дивиденды нерегулярно. Их размер настолько незначителен, что до недавнего времени срок окупаемости вложений дивидендной доходностью составлял 30, а то и 50 лет [14]. Хотя на фоне кризисного падения котировок при неизменном уровне дивидендных выплат срок окупаемости сокращается.

Дивидендные выплаты российских компаний зависят от наличия доступных свободных денежных средств в корпорации. В 1999-2005 гг. рост курсовой стоимости российских акций превышал дивидендную доходность. Средняя дивидендная доходность акций составляла 2-3 %. В 2006-2008 гг. дивидендная доходность акций существенно не изменилась. По сравнению с практикой развитых стран размер дивидендных выплат остается незначительным. В 2006 г. до 90 % компаний воздерживались от регулярной выплаты дивидендов. Агентство Standard & Poor's в 2007 г. отметило некоторое улучшение в вопросе раскрытия размеров дивидендов (реко-

Процедура реализации дивидендной политики

Этап Содержание этапов процедуры реализации дивидендной политики

1-й этап Определение инвестиционных возможностей компании, оценка уровня платежеспособности предприятия, уровня дивидендных выплат компаний-конкурентов и др.

2-й этап Выбор типа дивидендной политики Консервативная Начисление дивидендов по остаточному принципу после формирования достаточных резервов для развития

Умеренная Поддержание долгосрочного целевого норматива коэффициента дивидендных выплат. Гарантированный минимум плюс дополнительные дивиденды

Агрессивная Максимизация текущих дивидендов

3-й этап Распределение прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики

4-й этап Определение уровня дивидендных выплат и размера дивиденда на акцию

5-й этап Определение формы дивидендных выплат: денежные дивиденды, дивиденды акциями и другим имуществом, выкуп собственных акций

6-й этап Анализ дивидендной политики на основе показателей рыночной активности компании: чистая прибыль на акцию, коэффициент выплаты дивидендов, дивидендная доходность акций и др.

мендованных советом директоров), но в 2008 г. эта ситуация опять ухудшилась.

По оценкам экспертов, в российских корпорациях в 2007-2009 гг. было начислено более 1 трлн руб. дивидендов. Из них около 80 % дивидендов получили мажоритарные частные собственники российских компаний, в то время как миноритарным акционерам и государству досталось менее 200 млрд руб.

В российской экономике на нефтегазовый сектор приходится более 80 % прибыли крупнейших публичных корпораций. Ряд эмитентов продолжает практику дивидендных выплат из нераспределенной прибыли предыдущих лет.

Около 1/3 дивидендных выплат приходится на десять компаний: «ТНК-BP Холдинг», «Лукойл», МТС, «Сургутнефтегаз», «Северсталь», «Evraz Group», «Газпромнефть», «Невинномысский азот», «Роснефть», НТМК. Абсолютным лидером в этом вопросе является компания «ТНК-BP Холдинг». Акционеры этой компании одобрили дивиденды за 9 мес. 2009 г. на 114,4 млрд руб., распределив большую часть прибыли - около 64 % [4].

В современной дивидендной политике российских компаний выделяются следующие тенденции:

1) постепенное увеличение размера выплачиваемых дивидендов. Для крупных компаний, занимающихся подготовкой к IPO, и для компаний, имеющих стратегических иностранных инвесторов, дивидендная политика является необходимым условием успешного развития [11].

Российские акционерные общества склонны платить дивиденды 1 раз в год после проведения годового собрания акционеров. Однако некоторые компании выплачивают дивиденды раз в полгода («НОВАТЭК», НЛМК) или ежеквартально («Северсталь-Авто»). Например, компания «НОВАТЭК», последовательно следуя политике увеличения дивидендов и осуществляя значительную инвестиционную программу, повысила выплаты промежуточных дивидендов за I полугодие 2011 г. в 1,7 раза, на что потратится около 30 % чистой прибыли по РСБУ;

2) дивидендная доходность ценных бумаг является невысокой, что характерно для развивающихся рынков. Однако ации ряда сырьевых компаний демонстрируют высокую доходность. Так, по итогам 2010 г. дивидендная доходность акций компании «НОВАТЭК» составила 0,7 %, «Роснефть» - 1,3 %, «Газпром» - 2,1 %, «Лукойл» - 3,4 %, «Татнефть» -6,1 %, «Сургутнефтегаз» - 8,8 %.

На снижение доходности оказала влияние рецессия. Так, по причине финансового кризиса и долговой нагрузки, часть дивидендов компания Evraz Group заплатила акциями из допэмиссии и изменила дивидендную политику. На выплаты акционерам будет направляться не более 25 % прибыли, в то время как раньше направлялось не менее 25 % прибыли. Компания НТМК (дочка Evraz Group) выплатила дивиденды за 2008 г. в сумме более 16 млрд руб., а за 2005-2008 гг. - более 55 млрд руб. Иногда дочерние компании выплачивают дивидендов больше, чем публичные холдинги, в которые они входят. Например, розничная дочка ВТБ - ВТБ-24 направила на дивиденды почти всю прибыль, обогнав по выплатам материнский банк [4];

3) распространение практики использования дивидендных выплат для перераспределения средств в пользу основного акционера компании. Необходимо отметить, что это происходит в результате высокой концентрации собственности. Размер дивидендов определяется не из рыночных соображений, а из потребностей основного акционера в финансировании, хотя при этом в выигрыше остаются и миноритарные акционеры;

4) распространение практики формализации дивидендной политики во внутренних нормативных документах компаний. В этих документах оговаривается минимальная доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов. В основном фиксируется направление на дивидендные выплаты в размере не менее 15 % от чистой прибыли компании. Считается, что принятие специального документа по дивидендной политике повышает предсказуемость действий компании и делает ее более дружественной и привлекательной для инвесторов, а следовательно, улучшает практику корпоративного управления.

В посткризисном периоде дивидендная доходность большинства компаний составляла 2-8 %, несмотря на резкое падение курсов акций во II половине 2008 г. Наибольшая дивидендная доходность прослеживается по привилегированным акциям нефтяных компаний и операторов связи. Многие компании оказались вынуждены отказаться от дивидендов.

После кризиса банки также пересматривают свою дивидендную политику. Так, Газпромбанк утвердил размер дивидендов по итогам 2010 г. в размере 2,1 млрд руб., т. е. 17,5 % от чистой прибыли по сравнению с 36 % в 2009 г. Банк ВТБ направил на

выплату дивидендов за 2010 г. 6 млрд руб., т. е. 14 % от чистой прибыли по сравнению с 25,5 % за 2009 г. Напротив, Россельхозбанк увеличил дивидендные выплаты по итогам 2010 г. до 25 % от чистой прибыли (в 2009 г. - 16 %). Наблюдательный совет Сбербанка России утвердил новую дивидендную политику, которая предусматривает увеличение дивидендных выплат до 20 % от чистой прибыли (в 2010 г. - 12 %, 2009 г. - 10 %) [8].

По сравнению с США и европейскими странами в России число компаний, ежегодно повышающих дивиденды, гораздо меньше. Из 200 самых дорогих российских компаний от выплат дивидендов в 2009 г. отказались 128, против 108 в 2008 г. Наиболее длительный период непрерывного роста дивидендов по акциям, входящим в индекс ММВБ, зафиксирован у компании «Лукойл» [4]. Компании из индекса ММВБ демонстрируют практически весь спектр возможных подходов к распределению прибыли. Так, дивиденды компании «Газпром» состоят из гарантированной и переменной частей. Компания «Газпром» гарантированно направляет на дивиденды меньшую из двух величин: 10 % от чистой прибыли по РСБУ, или 2 % средневзвешенной капитализации за год. Переменная часть зависит от отчислений в резервный фонд.

Таким образом, важным фактом является зависимость размера дивидендных выплат от рентабельности компаний. Наибольшие дивиденды выплачивают компании металлургического, нефтяного секторов, компании связи. Машиностроительные компании обеспечили менее 1 % совокупных дивидендных выплат. Политика дивидендных выплат российских компаний остается нестабильной и не отражает финансовое положение и инвестиционные возможности фирм. Дивидендная политика в компаниях с концентрированной собственностью зависит от мажоритарных акционеров, интересы которых формируются под влиянием неопределенности среды, слабой защиты прав собственности и неразвитых институтов. Появление новых компаний, проводящих дружественную дивидендную политику, может оказать дополнительный положительный эффект для потенциальных и реальных инвесторов.

Оценка реализации экономических ин -тересов акционеров в получении дохода. При исследовании практики корпоративного управления российских компаний с точки зрения права акционеров на получение дохода анализируются следующие аспекты:

— наличие утвержденной дивидендной политики и закрепление во внутренних документах принципов расчета дивидендных выплат и минимальной доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов;

— практика выплаты дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям;

— дивидендная история [6, с. 24]. Формализация дивидендной политики компании позволяет акционерам прогнозировать дивидендные выплаты. В ходе исследования положительно оценивался факт наличия в компаниях документов, регулирующих дивидендную политику. Так, согласно результатам исследования, в 2005 г. в 23 % компаний утверждены Положения о дивидендной политике. Среди компаний, которые провели IPO эти положения утверждены в 27 % компаний. Более высокое значение получено по компаниям, чьи ценные бумаги включены в котировальные списки бирж - 40 %. Динамика предыдущих лет отражает тенденцию постепенного увеличения доли компаний, внедривших соответствующие внутренние документы (15 % в 2003 г. и 19 % в 2004 г.).

Компании активно формализуют дивидендную практику, которой придерживались предыдущие годы. Так, в 2010 г. в компании «Газпромнефть» утверждено Положение совета директоров, по которому определен минимальный размер годовых дивидендов по акциям — 15 % от чистой прибыли по US GAAP [9].

Согласно дивидендной политике компании «Лукойл» на выплаты акционерам идет не менее 15 % от чистой прибыли по US GAAP. Дивидендную политику, по которой компания «Роснефть» выплачивает акционерам не менее 10 % от чистой прибыли по РСБУ, компания приняла в преддверии «народного» IPO в 2006 г. [4].

При оценке практики выплаты компанией дивидендов учитывается то, в какие сроки выплачиваются дивиденды и насколько компании выполняют свои обязательства по выплате дивидендов в объявленные сроки. Компании обязаны выплачивать дивиденды в течение 60 дней, если уставом не установлен другой срок. Большинство компаний увеличивает этот срок, как правило, до 6 мес. Поскольку размер дивидендов утверждается на годовом общем собрании акционеров только в конце июня, то фактическая выплата дивидендов может происходить почти через 12 мес. после окончания отчетного года. Ничто не запрещает компаниям вы-

плачивать дивиденды крупным акционерам раньше остальных акционеров [5, с. 10]. Необходимо отметить, что установлен максимальный срок выплаты дивидендов в 6 мес., но нет регламентированного графика выплат. Поэтому имеют место случаи, когда держатели крупных пакетов акций получают дивиденды раньше, чем миноритарные акционеры (это касается таких компаний, как МГТС, ЮТК, «Уралсвязьинформ»). Кроме того, компании не выплачивают все дивиденды единовременно, как это принято в международной практике.

Номинально дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, рассчитанной по российским стандартам бухгалтерского учета, что может привести к колебаниям размера дивидендов в разные годы вследствие многочисленных недостатков РСБУ.

В исследовании агентства Standard & Poor's в качестве положительной оценки условно принята практика, в соответствии с которой компания устанавливала срок для выплаты дивидендов в 60 дней и исполняла свои обязательства в указанный срок в объеме не менее 90 % от суммы объявленных дивидендов. Следуют указанной передовой практике лишь 35 % компаний. Компании, чьи ценные бумаги включены в котировальные списки бирж, составляют 40 %.

Стабильность является важной характеристикой дивидендной политики. Стабильные дивидендные выплаты свидетельствуют о развитии компании, о снижении ориентации инвесторов исключительно на спекулятивные доходы от изменения курсовой стоимости акций. Среди исследуемых компаний 45 % компаний выплачивали дивиденды в течение последних 3 лет; 27 % компаний осуществляли выплату дивидендов периодически. Среди компаний,

45 т

40 --

35 --

>s S 30 --

I

« 25 --

с

S о 20 --

а

15 --

10 --

5 --

0 --

15

2008

2009

рис. 3. Раскрытие информации об объявлении рекомендованных дивидендах до даты закрытия реестра акционеров в 2008-2010 гг.

ценные бумаги которых включены в котировальные списки бирж, эти показатели составляют 58 % и 19 % соответственно.

По оценке Службы рейтингов корпоративного управления агентства Standard & Poor's, дивидендная политика является слабой областью корпоративного управления в России.

Немногие компании внедрили элементы корпоративного управления, выходящие за рамки требований Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и регулирующих актах. Так, промежуточные дивиденды, часто встречающиеся в международной практике, выплатили 14 из исследуемых 70 крупнейших российских компаний.

Конкретизация периода выплаты дивидендов отмечена в 21 компании, в которых формализовано правило выплаты не в течение 6 мес. после даты проведения собрания акционеров, а в течение 60 дней [6, с. 25].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Своевременное раскрытие информации выступает важным фактором повышения эффективности корпоративного управления, позволяет инвесторам достоверно оценивать его практику и риски инвестирования [1, с. 9-15]. По данным исследования агентства S&P [7, с. 12], за последние годы наблюдается рост доли компаний, объявляющих о рекомендованных советом директоров дивидендах до даты закрытия реестра акционеров (рис. 3).

Дивидендная история российских компаний коротка по сравнению с западными эмитентами. Тем не менее присутствует надежда на появление отечественных «дивидендных аристократов», потому что это сулит в будущем повышенное внимание инвесторов. Занимая особое место в системе корпоративного управления, дивидендная политика способствует реализации прав и интересов акционеров.

Внедрение передовой практики корпоративного управления российских компаний в области дивидендной политики способствует и реализации экономических интересов акционеров в получении дохода на капитал.

39

2010

Список литературы

1. Бочарова И.Ю. Раскрытие информации и транспарентность компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. N° 7(49). С.9-15.

2. Брикли Д. Э., Макконнелл Д. Дж. Политика выплаты дивидендов / Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена / пер. с англ. М.: Инфра-М. 2004. С. 211-219.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (с изм. и доп.).

4. Дивиденды 2010: пир во время чумы / Обзор дивидендной политики российских корпораций / «Эксперт РА». URL: http://www.raexpert. ru/researches/dividenty/.

5. Инфраструктура корпоративного управления в России / Служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's. 2008. С. 10.

6. Исследование информационной прозрачности российских компаний в 2006 г.: скромные успехи на фоне всеобщего стремления к IPO / Служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's. 2006. С. 24.

7. Исследование информационной прозрачности российских компаний в 2010 г.: умеренный рост прозрачности за счет компаний электроэнергетического сектора / Служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's. 2010. С. 12.

8. Максимова М. Сбербанк побалует минорита-риев // РБМаПу. 02.08.2011.

9. Назарова Ю. Дивиденды без сюрпризов // РБК daily. 17.03.2010.

10. Налоговый кодекс Ро ссийской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (с изм. и доп.).

11. Национальный доклад по корпоративному управлению / НСКУ. М., 2008. С. 110-117.

12. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (с изм. и доп.); Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (с изм. и доп.).

13. Пособие по корпоративному управлению: в 6 т. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004. Т. 3. Ч. 3. С. 142.

14. Самородова Е., Сейранян Т. Дивиденды навсегда // Ведомости. № 16 (154). 18.05.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.