Научная статья на тему 'Диверсификация как один из способов организации устойчивого функционирования предприятий Чеченской Республики'

Диверсификация как один из способов организации устойчивого функционирования предприятий Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ РЫНКИ / DIVERSIFICATION / ECONOMIC SYSTEM / COMPETITION / DOMESTIC AND FOREIGN MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бетилгириев М. А., Дацаева Р. Ш., Идигова Л. М.

В статье дана оценка диверсификации и обоснована ее важность как условия создания более конкурентоспособной экономики, в полной мере реагирующей на рыночные сигналы, устойчиво развивающейся без прямого участия государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification as a means of sustainable functioning of Chechen Republic enterprises

This article assesses the diversification and proved its importance as a condition for creating a more competitive economy, fully responsive to market signals, steadily growing without direct government involvement.

Текст научной работы на тему «Диверсификация как один из способов организации устойчивого функционирования предприятий Чеченской Республики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БЕТИЛГИРИЕВ М.А.,

доктор экономических наук, профессор, Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. акад. М.Д. Миллионщикова, e-mail: vernemsya@mail.ru;

ДАЦАЕВА Р.Ш.,

старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. акад. М.Д. Миллионщикова, e-mail: vernemsya@mail.ru;

ИДИГОВА Л.М.,

доктор экономических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, e-mail: vernemsya@mail.ru

В статье дана оценка диверсификации и обоснована ее важность как условия создания более конкурентоспособной экономики, в полной мере реагирующей на рыночные сигналы, устойчиво развивающейся без прямого участия государства.

Ключевые слова: диверсификация; экономическая система; конкуренция; внутренний и внешний рынки.

This article assesses the diversification and proved its importance as a condition for creating a more competitive economy, fully responsive to market signals, steadily growing without direct government involvement.

Keywords: diversification; economic system; competition; domestic and foreign markets.

Коды классификатора JEL: O14, O18, O43.

На современном этапе развития имеется потребность в самоорганизации российской экономической системы, включая ее регионализацию. При этом диверсификация экономики выступает одной из приоритетных задач. Само понятие диверсификации на региональном уровне приобретает все большую актуальность и трансформируется в качественно новую категорию, представленную комплексом многофункциональных механизмов, обеспечивающих реальный эффект от их реализации.

Необходимость диверсификации экономических отношений хозяйствующих субъектов связана с возрастанием масштабности и сложности решаемых проблем в социально-экономической сфере в рамках национального хозяйства, усилением конкуренции на внутренних и внешних рынках, нарастанием процессов глобализации экономики, созданием международных и межгосударственных альянсов, имеющих собственные экономические интересы в отношении национальных государств и их хозяйствующих субъектов. Диверсификация обусловливает широкий спектр возможностей дальнейшего развития и совершенствования данных отношений, характеризующихся различной затратностью, результативностью и эффективностью, а также перспективами развития.

Диверсификация выступает универсальной формой развития, доступной хозяйствующим субъектам на различных уровнях — от микроэкономического до глобального. На каждом из этих уровней она имеет свои особенности,

© М.А. Бетилгириев, Р.Ш. Дацаева, Л.М. Идигова, 2012

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ... 185

что позволит создать современные и эффективные механизмы взаимодействий государства и бизнеса, других экономических субъектов.

Как показывает изучение экономической литературы, существует несколько определений понятия «диверсификация», по которым можно судить о ее сущности. В советском Энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «диверсификация»: «Диверсификация — расширение объектов деятельности номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями».

Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Она позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности [4].

Диверсификация — инвестирование в различные ценные бумаги или вклад финансов в различные производства с целью уменьшения среднего коммерческого риска, либо маркетинговая стратегия, направленная на расширение сфер деятельности фирмы на рынках новых продуктов, не связанных с основным производством фирмы [3].

Наиболее общим распространенным понятием диверсификации является рассмотрение ее как одновременного развития на предприятии многих, не связанных друг с другом видов производства. Однако, на наш взгляд, такая точка зрения не лишена недостатков. К ним относятся ограничения основной и новой сфер деятельности предприятия только производством и отсутствием связи между ними. Связь основной и новой сфер деятельности предприятия обусловлена факторами организации производства в единой компании. Диверсификация, таким образом, предполагает обязательное наличие связи между основной и новой сферами деятельности предприятия.

В последнее же время на процессы диверсификации существенное влияние оказали кризисные явления, которые увеличили ее масштабы. Это объясняется тем, что произошли резкие изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности предприятий, фирм и компаний, существенно трансформировавшие требования к выживанию в условиях переменчивой внешней среды.

Важную роль в усилении процессов диверсификации играет степень развитости инновационной деятельности в регионах. При этом характерна неравномерность развития инновационной деятельности в различных субъектах РФ. Основными экономическими факторами, сдерживающими инновационные процессы, являются недостаток собственных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства и финансовых институтов, высокая стоимость инноваций.

Главная цель диверсификации хозяйственной деятельности заключается в обеспечении роста дохода и прибыли, а также в повышении финансовой устойчивости, обеспечении инвестирования в развитие. С этой точки зрения саму диверсификацию следует рассматривать как инструмент, позволяющий раскрыть потенциал хозяйствующего субъекта. Задача состоит в рациональном использовании этого потенциала.

Если проследить эволюционный путь развития различных фирм, предприятий или компаний, пришедших к осознанию необходимости в проведении диверсификации, то, как считают А. Томпсон и А. Стрикленд, они прошли на этом пути следующие этапы [5].

1. Этап функционирования в виде небольших узкоспециализированных предприятий, действующих на местных или региональных рынках. Предприятия здесь начинают свою деятельность с небольшого ассортимента выпускаемой продукции при ограниченных собственных средствах, и основная цель деятельности в этот период состоит в утверждении себя на рынке путем увеличения объемов продаж, повышения доли рынка и завоевания признания потребителей. Одним из средств достижения этих целей является реинвестирование прибыли в расширение производства и сбыта, получение кредитов для максимальной поддержки развития, тщательное планирование ценовой, товарной и коммуникационной политики под интересы покупателей. В дальнейшем ассортимент продукции расширяется для удовлетворения новых групп потребителей (сегментов).

2. Этап географической экспансии. Здесь предприятия изыскивают возможности для проникновения на национальные и международные рынки. При этом ограничителем проникновения выступает величина рентабельности, когда ее высокий уровень говорит о не столь жесткой конкуренции и довольно простых условиях деятельности, а низкий — о бескомпромиссной конкурентной борьбе, которая может остановить географическую экспансию.

3. Этап стабилизации и возможного последующего ухудшения деятельности в выбранной отрасли. Предприятия на этом этапе вынуждены предпринимать активные действия по защите завоеванных позиций или по уменьшению потерь от их частичной утраты.

Итак, сокращение потенциала роста в выбранной отрасли деятельности приводит предприятия к осознанию проведения диверсификации. В свою очередь, сама диверсификация в ее нынешнем виде прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних и внутренних факторов среды.

Но все же главной причиной в пользу диверсификации вышеуказанные авторы считают увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и получения конкурентных преимуществ.

Важными элементами осуществления диверсификации являются цели и мотивы, которыми руководствуются те, кто принимает решение по данному вопросу. А в качестве предпосылок могут выступать неравномерность развития отраслей экономики, падение прибыли в традиционном производстве, инновационная составляющая [4].

По признаку наличия или отсутствия связи с основной деятельностью предприятия выделяют связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию. Связанную диверсификацию еще называют родственной, а несвязанную — неродственной. Кроме того, несвязанная (конгломератная) диверсификация получила еще название

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

186

М.А. БЕТИЛГИРИЕВ, Р.Ш. ДАЦАЕВА, Л.М. ИДИГОВА

латеральной. В свою очередь, связанная диверсификация подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

Под связанной вертикальной диверсификацией понимают процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до или после производственного процесса. Это означает, что предприятия предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри предприятия, вместо того чтобы покупать их на рынке у других предприятий. Этот вид диверсификации оправдан тогда, когда предприятие может повысить свою рентабельность, контролируя различные стратегически важные звенья в цепи производства и сбыта продукции. В результате такой диверсификации происходит объединение предприятий, действующих на различных этапах производственного процесса.

Другой разновидностью связанной диверсификации выступает горизонтальная диверсификация, представляющая собой объединение предприятий, действующих и конкурирующих в одной области деятельности. Такое объединение может помочь добиться экономии на масштабе производства или снизить опасность конкурентной борьбы, расширить спектр товаров или услуг. При этом причиной связанной горизонтальной диверсификации выступает необходимость географического расширения рынков, когда объединяются предприятия, производящие однотипную продукцию, но действующие на местных или различных региональных рынках.

Примером такого объединения для Чеченской Республики может явиться ОАО «Грознефтегаз» и ОАО «Чечен-газпром», которые могут организовать совместную деятельность по добыче и реализации газа. Для первого предприятия основным продуктом производства является нефть, а газ имеет для него второстепенное значение. При объединении этих предприятий появится конкретный субъект, к примеру, назовем его ОАО «Чеченнефтегазпром», который будет заинтересован в уменьшении потерь нефти и газа.

Чеченская Республика потребляет в год около 1700 млн м3 газа, получаемого за ее пределами, а попутный газ, получаемый при добыче нефти, используется крайне неэффективно. Сопутствующий газ распределяется примерно по следующим каналам: часть направляется в газораспределительную сеть (10-15%), другая часть используется на собственные нужды, а основная масса — сжигается.

По нашим подсчетам, экономия средств от такого объединения составит 30-35 млн руб. в год, кроме того, позволит снизить тарифы на газ для населения и юридических лиц. Кроме этого, реализация предлагаемого слияния или диверсификации позволит ОАО «Чеченнефтегазпром» покинуть зону убыточности, обоим предприятиям оптимизировать организационную структуру и численность управленческого персонала, а также улучшить эффективность использования основных фондов.

Родственная диверсификация обладает значимой привлекательностью. Она позволяет сохранить единство бизнеса, получить конкурентоспособное преимущество от переноса опыта и квалификации, диверсифицировать риск инвестора на более широкой предпринимательской базе. Диверсификация в таковой бизнес, технологии, производственные мощности, функциональные службы и каналы распределения которого могут употребляться вместе, способна привести к понижению издержек благодаря эффекту масштаба. Эффект масштаба постоянно имеет место там, где действия двух либо нескольких бизнесов при централизованном управлении требуют меньших издержек, чем при их не зависящей друг от друга работе.

Итак, родственная диверсификация, основанная на стратегическом соответствии, имеет следующие конкурентные преимущества:

• снижение издержек;

• эффективный перенос квалификации, технологического опыта или управленческого ноу-хау;

• использование общей торговой марки;

• использование единой сбытовой системы;

• использование эффекта масштаба.

Несмотря на преимущества стратегического соответствия, связанные с родственной диверсификацией, многие компании выбирают стратегии неродственной диверсификации, которая предполагает проникновение в любые отрасли, обещающие финансовые выгоды.

Наиболее эффективно вопросами неродственной диверсификации занимается завод ОАО «Техноприбор», который осваивает совершенно новую для себя рыночную нишу — производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Поводом для выбора данной сферы деятельности послужила необходимость иметь дополнительный источник поступления денежных средств, наличие необрабатываемой пашни, специалистов сельского хозяйства, которые после распада коллективных хозяйств оказались не у дел.

Производственно-экономический анализ агропромышленной части предприятия показывает, что в 2009-2010 гг. выручка от реализации составила 14-15 млн руб. или 18% от общей выручки.

В то же время несвязанная диверсификация (конгломератное слияние) имеет как положительные моменты, так и отрицательные. К числу положительных, прежде всего, следует отнести распределение финансовых рисков по многим областям, когда компания может вложить средства в любое предприятие, обещающее получение финансовой выгоды, а также стабилизировать свои доходы за счет участия в отраслях с различной цикличностью развития. Среди отрицательных моментов можно выделить в основном три таких недостатка, как: сложность управления широко диверсифицированной компанией; невозможность использования стратегического соответствия (т.е. соответствия накопленного потенциала с потенциальными возможностями) в качестве дополнительного источника создания кон-

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ... 187

курентного преимущества; наличие значительных рисков при стремлении предприятия проникнуть в быстрорастущие области деятельности.

Основной целью диверсификации является обеспечение стабильности экономики. Это достигается посредством выполнения основных задач диверсификации, таких как создание новых рабочих мест, рост экспортного капитала, сокращение производственных издержек и развитие малого и среднего бизнеса.

Механизм диверсификации, как правило, нейтрализует негативные финансовые последствия несистематических рисков. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков.

Как показывает мировая и отечественная практика, инструментами диверсификации являются [1,2,5]:

• объединение технологических цепочек в форме вертикальной интеграции;

• слияние и поглощение предприятий и корпораций;

• межотраслевой перелив инвестиций через финансовый и фондовый рынки.

На сегодняшний день многие предприятия имеют дефицит финансовых ресурсов. Поэтому они переходят к производству дешевых, простых изделий. Такая тенденция характерна для крупных и хорошо оснащенных предприятий. К ним относятся предприятия машиностроения, станкостроения, приборостроения военно-промышленного комплекса.

Как показывает опыт предприятий, успешно осуществивших диверсификацию, прежде чем приступать к данному процессу процесс, управляющие предприятия должны сделать предварительные оценки того или иного решения по диверсификации, то есть выяснить, способно ли это решение повысить доходность компании. Для этого используют три критерия.

Первый критерий — привлекательность. Выбранная для диверсификации отрасль должна быть достаточно привлекательной с точки зрения получения хорошей прибыли на вложенный капитал.

Второй критерий — «затраты на вхождении». Эти затраты не должны быть слишком высокими, так как они могут нанести ущерб потенциалу для получения прибыли.

Третий критерий — дополнительные выгоды. Проникновения в новую отрасль недостаточно, чтобы было создано конкурентное преимущество. Последнее достигается лишь после приложения определенных усилий.

Сделав оценку решения по диверсификации и определив, удовлетворяет ли деятельность трем вышеназванным критериям, предприятие принимает окончательное решение по диверсификации. Если деятельность фирмы удовлетворяет трем этим критериям, то она может смело осуществлять диверсификацию. Если деятельность фирмы по диверсификации соответствует только одному или двум критериям, целесообразность проведения предприятием диверсификации вызывает сомнения.

В Чеченской Республике проблематика диверсификации имеет свою специфику. Первейшей особенностью рынков, интересной в данном контексте, является их кризисность. Упрощенно говоря, состояние подавляющего большинства республиканских предприятий реального сектора и значительного числа предприятий сферы услуг по многим показателям можно считать, как минимум, предбанкротным.

Таким образом, диверсификация важна не сама по себе, а как условие создания более конкурентоспособной экономики, в полной мере реагирующей на рыночные сигналы, устойчиво развивающейся без прямого участия государства. И диверсифицированная региональная экономика представляет собой всесторонне развитое, относительно устойчивое к экономическим кризисам многоотраслевое хозяйство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринов М.С., Белов А.М. Диверсификация производства в обеспечении конкурентоспособности предприятия // Нефтегазовое дело, 2006.

2. Володин В.В., Апарин Н.И. Предпосылки развития межотраслевой диверсификации // Экономические науки, 2007, № 12 (37).

3. Зарипова Р.Р. Процедура диверсификации производства в стратегическом планировании // Экономические науки, 2007, № 10 (35).

4. Монич А.И. Диверсификация как форма управления деятельностью предприятия в кризисных условиях // Экономические науки, 2009, № 2 (51).

5. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. М.: Изд. дом «Вильямс», 2006.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.