Научная статья на тему 'Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма'

Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клейменова Е.О., Чулакова А.О.

В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Определенно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаются в создании индивидуального имиджа, реализации собственного потенциала. Для решения данной проблемы была создана экономическая модель «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма», поддерживающая уже существующую промышленную ориентацию. Модель макетирует устройство новых экономических отношений между промышленными предприятиями и туристскими организациями. В статье говорится о том, что теперь предприятия смогут осуществлять не только производственную деятельность, но и туристско-экскурсионную, принимая непосредственное участие в развитии внутреннего туризма монопрофильных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма»

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДОВ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА

© Клейменова Е.О.*, Чулакова А.О.*

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Определенно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаются в создании индивидуального имиджа, реализации собственного потенциала. Для решения данной проблемы была создана экономическая модель «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма», поддерживающая уже существующую промышленную ориентацию. Модель макетирует устройство новых экономических отношений между промышленными предприятиями и туристскими организациями. В статье говорится о том, что теперь предприятия смогут осуществлять не только производственную деятельность, но и туристско-экскурсионную, принимая непосредственное участие в развитии внутреннего туризма монопрофильных городов.

Несмотря на обманчивую стабильность европейской экономики, говорить о полном отсутствии кризисных процессов рано. Последствия затяжного финансово-экономического кризиса окончательно не будут устранены еще длительное время. Без сомнения, российская экономика напрямую зависит от европейских рынков и на современном этапе, находится на стадии спада производственных нормативов. Весьма показательно, что в депрессивном состоянии прибывает большинство экспортных отраслей, в результате чего обострилась проблема привлекательности монопрофильных городов, которые являются неотъемлемой частью российской экономики, исторически пришедшей с эпохи индустриализации. На сегодняшний день моноотраслевые города, нуждаются в создании индивидуального имиджа, реализации собственного потенциала.

В настоящее время не существует общепризнанного определения понятия моногород. В советской практике данному термину близко значение «город-завод», что предполагает прямую зависимость городского населения от деятельности крупного промышленного предприятия, которое влияет на основные стороны жизнедеятельности города. Из вышесказанного можно сделать вывод, что моногород - это населенный пункт, социально-экономическая деятельность которого тесно связанна с градообразующим предпри-

* Студент кафедры Социально-культурного сервиса и туризма.

* Студент кафедры Социально-культурного сервиса и туризма.

ятием, где трудоустроена основная часть работающего населения, в связи с чем оно влияет на занятость, воздействует на инфраструктуру и социально-экономическое состояние населенного пункта. По мнению ряда экономистов, город можно считать монопрофильным, если:

1. В городе существует одно или группа промышленных предприятий, которые относятся к единой отрасли или сегменту рынка. Работа остальных предприятий направлена на удовлетворение только внутренних нужд населения;

2. Основной бюджет города находится в прямой зависимости от деятельности одного или группы однопрофильных предприятий;

3. Профессиональный состав городского населения характеризуется низкой диверсификацией (однородностью);

4. Город удален от крупных населенных пунктов, что отрицательно сказывается на мобильности местного населения.

Выделяется множество видов монофункциональных городов, среди которых: города легкой промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, нефтегазовой, угольной промышленности и т.д. В России сформирован актуальный перечень моногородов по состоянию на 26 июля 2014 года из которого были исключены все моногорода Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе и Нижневартовск, чья экономическая структура до сих пор является монофункциональной.

Наша концепция предлагает создание экономической модели «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма», а так же признание промышленного туризма инновационным направлением в экономике города. Исследование включает следующие этапы:

1. Анализ экономики города Нижневартовска;

2. Рассмотрение промышленного туризма как перспективного направления в развитии экономики города Нижневартовска;

3. Изучение условий туристского выбора по средством опроса «Ваш отдых»;

4. Определение особенностей организации промышленных туров;

5. Создание экономической модели «Диверсификация экономики города Нижневартовска за счет развития промышленного туризма».

Основу экономики города Нижневартовска формируют два направления экономической деятельности: нефтегазодобывающая промышленность, предприятия которой входят в состав крупнейшей государственной нефтегазовой корпорации «Роснефть» и деятельность, направленная на удовлетворение нужд населения. Данная сфера представлена предприятиями материально-технического снабжения, пищевой промышленности, строительными компаниями, транспортными организациями и т.д. Город признан одним из крупнейших промышленных центров России.

Не смотря на то, что Нижневартовск является промышленно ориентированным, Администрация делает ставку на развитие далеко не промышленной сферы - сферы туризма. Статистика показывает, что туристы редко выбирают Югру, а соответственно и Нижневартовск, в качестве объекта интереса. Чаще всего главной целью визитов является бизнес. Власти округа, сотрудничая с муниципалитетами, ведут «сдержанную» политику в области развития въездного туризма и к сожалению, ситуация на рынке туристских услуг остается на прежнем уровне. За территорией Нижневартовска закреплены такие виды туризма, как: событийный, этнографический и самодеятельный. Считается, что именно эти направления наиболее полно могут удовлетворить потребности туристов, но мы убеждены, что если Нижневартовск -промышленный город, значит, и туризм должен быть специфическим -промышленным.

Промышленный туризм - это поездки на действующее или недействующее производство, сооружения промышленного назначения с целью исследования территории производства, изучения технологии создания той или иной продукции или услуги, ознакомление с историей промышленных предприятий. В России данный вид туризма получил свое распространение сравнительно недавно и в большей степени развит в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, а так же в Ленинградской, Брянской, Смоленской, Тверской, Оренбургской и Ростовской областях.

В первую очередь, для формирования спроса на промышленные туры необходимо изучить критерии туристского выбора, а именно: выделить его основные составляющие. С этой целью был проведен опрос среди клиентов трех крупных туристских фирм города (Туристско-транспортная корпорация «Спутник», Туристское агентство «Пегас Туристик» и Туристское агентство «Натали-Турс») в мае 2014 года. Данные организации имеют значительный опыт работы на рынке туристских услуг города, обладают большой клиентской базой, что без сомнения говорит о достоверности, полноте и точности полученных результатов. В опросе приняли участие 4 целевые группы в количестве 400 человек: «Молодежь», «Работающее население», «Бизнесмены» и «Неработающие пенсионеры». Опрашиваемым было предложено ответить на 10 вопросов по теме «Ваш отдых». Варианты ответов основывались на принадлежности человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурной направленности, условиях и образе жизни, интересах, а так же на предшествующем рекреационном опыте. По результатам анализа ответов было выделено 6 условий туристского выбора:

1. Приемлемые цены;

2. Комфортность условий проживания и качественный сервис;

3. Организованное круглосуточное горячее питание;

4. Наличие культурно-исторических ресурсов;

5. Благоприятные природно-климатические условия;

6. Транспортная доступность.

По результатам выделенных условий была сформирована таблица, демонстрирующая оценку уровня реализации условий туристского выбора для каждого вида туризма, закрепленного за городом Нижневартовском.

Таблица 1

Уровень реализации условий туристского выбора

Вид туризма Условия туристского выбора

Приемлемые цены Комфортность условий проживания и качественный сервис Организованное круглосуточное горячее питание Благоприятные природ-но-климатиче-ские условия Наличие культурно-исторических ресурсов Транспортная доступность Итого

Этнографический - - + - + - 2

Самодеятельный + - - - - - 1

Событийный - + + - - - 2

Промышленный + + + - + - 4

Поскольку условия туристского выбора совпадают практически у всех целевых групп, можно сделать вывод о том, что данный вид туризма будет востребован среди различных категорий путешественников. По таблице видно, что промышленный туризм, способен заинтересовать и в удовлетворить потребности туристов.

Изучив более подробно вопросы организации промышленных туров можно сказать, что на территории города Нижневартовска существует достаточно обширная база производственных объектов показа.

Таблица 2

Производственные объекты показа

Название предприятия Месторасположение Род деятельности

Городская районая электростанция Район г.п. Излучинск Электроэнергетика

ООО «Нижневартовский газоперерабатывающий комплекс» 13 км автодороги Сургут - Нижневартовск Автодорога ГПЗ ст. 23 Нефтепродукты / ГСМ / Газ

Сибирский пивоваренный завод Пекарня г. Нижневартовск ул. Северная 9п ул. Северная 9п/4 Продукты питания

ООО Колбасный завод «Гурман» г. Нижневартовск ул. Ленина 10п стр. 19 Продукты питания

Полигон утилизации отходов (Городская свалка) Автодорога Сургут - Нижневартовск Отходы / Свалки

Полигон утилизации автомобильных шин Автодорога Нижневартовск - Радужный Отходы / Свалки

Самый крупный факел самотлор-ского месторождения ДНС-Мыхпай Автодорога Нижневартовск - Сургут Район озера Окунёво Нефтепродукты / Нефтедобыча

Куст 43е Автодорога Нижневартовск - Сургут Район озера Окунёво Нефтепродукты / Нефтедобыча

Продолжение табл. 2

Название предприятия Месторасположение Род деятельности

Песочный карьер 77 г.п. Излучинск Минеральное сырье

Городской водозабор на реке Вах Район переправы п.Большетархово КСП-9 Водоснабжение

Водозабор на реке Обь № 1 Водозабор на реке Обь N° 2 Район Палевские дачи Водоснабжение Не действует

Котельная № 2 Котельная № 3 г. Нижневартовск ул. Индустриальная 79Б ул. Интернациональная Водоснабжение

Завод по строительству Железно-бетонных изделий г.Нижневартовск ул. Индустриальная 36 Не действует Строительство/Стройматериалы

Хлеб завод г. Нижневартовск ул. Кузоваткина стр. 1 Продукты питания

Колбасный завод «Мясная лавка» г. Нижневартовск ул. Северная 98 Продукты питания

Трубных цех ЗАО «Самотлорнеф-тепромхим» Автодорога Нижневартовск - г.п. Излучинск Трубы

Большая часть промышленных предприятий - режимная, следовательно для осуществления промышленных туров необходимо оформить ряд разрешительных документов, согласованных с руководством организаций. Особенное значение будет иметь вопрос, связанный с безопасным нахождением туристских групп на территории действующего производства. Туристская группа состоит из 10-15 человек, с которыми перед экскурсией обязательно проводится инструктаж.

На заключительном этапе исследования была создана экономическая модель «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма», макетирующая устройство новых экономических отношений. Модель включает в себя 3 субъекта: промышленное предприятие, туристскую организацию и собственно самих туристов. Взаимодействие между ними строится на основе взаимного договора. Важно, что теперь предприятия осуществляют не только производственную деятельность, но и туристско-экскурсионную, что ни в коей мере не повредит производственному процессу Модель предполагает прямое участие промышленных предприятий в развитии внутреннего туризма города.

Субъекты экономической модели, осуществляющие туристско-экскур-сионную деятельность, обладают рядом функций, без выполнения которых реализация промышленных туров будет невозможна. На долю промышленных предприятий возложена одна из самых важных - охранительная (защитная), куда входит: обеспечение безопасности туристов на производстве; оснащение туристов защитной спецодеждой, либо снаряжением; проведение экскурсий опытным гидом-экскурсоводом. Не менее значимой является презентационная функция, которая включает в себя: изготовление сувенирной

продукции для туристов. У туристской организации так же имеется ряд существенных обязанностей. Первостепенная задача - формирование и продвижение промышленных туров, по средствам которой осуществляется организационная функция. Завершает классификационный ряд информационно-просветительская функция, отвечающая за распространение рекламы и информации о промышленных турах.

Рис. 1. Экономическая модель «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма»

Для реализации туров производственным предприятиям и туристским фирмам необходимо провести ряд организационных мероприятий. В свою очередь, предприятиям необходимо: приобрести дополнительные комплекты специальной защитой одежды и снаряжения; подготовить объекты к показу (уборка помещений, мелкие ремонтные работы, проверка систем безопасности и т.д.); организовать выпуск сувенирной продукции с символикой предприятия; подготовить специалиста-гида (технолог, либо привлечение активных, уже отработавших на предприятии, пенсионеров). Туристским организациям необходимо: сформировать и реализовать промышленные туры; обеспечить транспортом туристские группы; провести рекламные компании (изготовление рекламной продукции: буклеты, наружная реклама, реклама на телевидении и радио); подготовить туристскую документацию (заказ пропусков, памятка туриста).

Реализация промышленных туров будет значима для каждого субъекта экономической модели. Предприятия, получающее статус туристского объ-

екта претерпевает значительные качественные изменения. Выходят на новый уровень отношения в трудовом коллективе, большое внимание обращают на чистоту, презентабельный вид оборудования, аккуратность униформы персонала. Как результат, предприятие получает эффективную поддержку собственной продукции. Не лишним будет упомянуть о том, что городской бюджет выигрывает от активизации продаж не только туристских услуг и товаров, но и смежных отраслей. Кроме этого, производственные экскурсии послужат дополнительной нагрузкой к другим туристским объектам города Нижневартовска.

В рамках вопроса диверсификации экономики, стоит сказать о том, что даже при сокращении штата сотрудников градообразующего предприятия люди смогут трудоустроится и применить свои профессиональные знания в сфере промышленного туризма. Перестройка экономики будет затрагивать не только экономическую сферу города, но так же социальную и культурную, проявляя как внешнюю, так и внутреннюю рыночную направленность. Экономическая эффективность, легкая схема организации туров, отсутствие больших финансовых вложений, и самое важное, - это полное отсутствие конкуренции на туристском рынке. В более трудной ситуации будут предприятия, которые уже перестали функционировать. В этом случае необходимо преобразовывать их в музейные комплексы, при помощи организации инвестиционных проектов. Первым шагом в реализации промышленных туров будет объединение региональных и местных властей с городскими историками-краеведами, предпринимателями и соответственно, с туристскими организациями. Также следует упомянуть о большом интересе в развитии данного направления туризма образовательных учреждений города Нижневартовска, как одного из основных «поставщиков» экскурсионных групп. Помимо доступной экономической эффективности, реализация промышленных туров имеет важное практическое значение в социальной сфере -дополнительные рабочие места, профориентационная работа, а так же несет в себе большую культурную ценность - сохранение понятий корпоративной философии, поднятие рабочего духа, рост культуры производства. Среди положительных аспектов также можно выделить: привлечение нового сегмента туристов; дальнейшее бурное развитие промышленного предприятия; инновация существующей продукции; подъем производительности на предприятии.

Проведенное исследование объективизирует представление о перспективах специфического развития моногородов. Подобное трехстороннее сотрудничество, сознательно формируя имидж территории, будет рентабельно при продвижении региона на рынке. Результаты и выработанные предложения послужат стимулом не только к экономическому росту промышленных монофункциональных городов, но и обеспечат стабильное развитие России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.