Научная статья на тему 'Дисциплина «Культура дома» в формировании профессиональных компетенций будущего бакалавра'

Дисциплина «Культура дома» в формировании профессиональных компетенций будущего бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ДИЗАЙН / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСЦИПЛИНА «КУЛЬТУРА ДОМА» / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DISCIPLINE "CULTURE HOUSE" / BACHELOR / DESIGN / TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерепаско Светлана Васильевна, Правдюк Валентина Николаевна

Дисциплина «Культура дома» представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, используя инновационные технологии, способствует мобилизации их творческих сил, условия для самостоятельных исследовательских навыков. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающей среде, уметь самосовершенствоваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерепаско Светлана Васильевна, Правдюк Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE "CULTURE AT HOME" IN FORMATION THE FUTURE BACHELOR PROFESSIONAL COMPETENCE

Discipline "Culture at home " represents an opportunity to actively engage students in learning activities, using innovative technology helps to mobilize their creative powers, the conditions for independent research skills. The teaching process is organized so that students can independently acquire complex knowledge and skills, to learn to be creative and find ways to self-realization, to be able to define themselves in the environment, to be able to improve.

Текст научной работы на тему «Дисциплина «Культура дома» в формировании профессиональных компетенций будущего бакалавра»

14. Широчин В.П. Архитектоника мышления и нейроинтеллект: в 2 кн. Киев: Изд-во ЮНИОР, 2004.

Давыдова Татьяна Юрьевна, канд. пед. наук., доц., доц. кафедры экономики и управления, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

Арсеньев Юрий Николаевич, д-р. техн. наук., проф., проф. кафедры информационной безопасности, Россия, Тула, Тульский государственный университет, Тульский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL SPACE

OF UNIVERSITY

T. U. Davydova, YU.N. Arsenyev

The problem of monitoring of educational directions and appreciation of quality of educational programs, methods of training of specialists on the basis of management of quality and knowledge has been investigated.

Key words: education, pedagogies, quality of processes of teaching.

Davydova T. U, candidate of science (pedagogics), docent, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University.

Arsenjev Y.N., doctor of science, Russia, Tula, Tula State University, Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation, a branch in the city of Tula

УДК 378

ДИСЦИПЛИНА «КУЛЬТУРА ДОМА» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

С.В. Дерепаско, В.Н. Правдюк

Дисциплина «Культура дома» представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, используя инновационные технологии, способствует мобилизации их творческих сил, условия для самостоятельных исследовательских навыков. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающей среде, уметь самосовершенствоваться.

Ключевые слова: бакалавр, дизайн, педагог профессионального обучения,

профессиональные компетенции, дисциплина «культура дома», педагогические условия.

В настоящее время особое значение в профессиональном образовании в условиях образовательных реформ, приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Развивающийся в нашей стране рынок труда требует предельной ясности, точности и объективности в определении

профессиональной пригодности граждан к труду, их профессиональной компетентности.

Подготовка педагога профессионального обучения по отрасли «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.62 профессиональное обучение (по отраслям) получает системное образование. Будущий бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: учебнопрофессиональной; научно-исследовательской; образовательнопроектировочной; организационно-технологической; обучение по рабочей профессии [7].

Качества, необходимые педагогу профессионального обучения, специфичны, прежде всего, в силу уникальности требований, предъявляемых к этой специальности. Эта специфика учтена вузовскими учебными программами. В подготовке преподавателей используются педагогические технологии обучения и воспитания, методы воспитательной работы и частные методики обучения. В связи с этим на факультете технологии предпринимательства и сервиса, на кафедре профессионального обучения и бизнеса, ведется подготовка педагогов профессионального обучения по отраслям «Дизайн» и «Декоративноприкладное искусство и дизайн», обладающих умениями и навыками проектирования, творческого конструирования и оформления. Кроме этого основы дизайна осваивают и будущие учителя технологии и предпринимательства, а также менеджеры по специальности «Домоведение», специализации «Домашний дизайн». [4, 5].

Сущность подготовки будущего бакалавра профессионального обучения состоит в том, что она осуществляется путем глубокой интеграции дисциплин психолого-педагогического и дизайнерского и технического компонентов образования, их взаимопроникновения и взаимообогащения, охватывает как педагогические, творческие, так и производственные технологии. Сюда входят: дидактика,

общеметодическая, общеотраслевая и отраслевая, специальная психолого-педагогическая и частно-методическая виды подготовки. Обязательное получение квалификации, хотя бы по одной рабочей профессии, позволяет совмещать функции преподавателя теоретического обучения и мастера производственного обучения по ряду учебных профессиональных дисциплин.

Развивающийся в нашей стране рынок труда мастеров-дизайнеров требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности будущего специалиста к творческому труду, развитие у них профессиональной компетентности [8].

В своем исследовании мы опираемся на трактовку компетенции, данную Э.Ф. Зеер [3], как обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной

деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий. Операциональнотехнологический компонент определяет сущность компетенций. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.

Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Таким образом, компетенция характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня бакалавра [3,8].

На данный период дизайн-образование еще не имеет сложившихся традиций, методики и общепринятой методологии обучения. В организации подготовки бакалавров в области дизайна пока преобладает традиционный подход в обучении, решение типовых профессиональных задач. Учитывая растущее значение дизайна в современном обществе, повышающийся спрос на компетентных специалистов, способных предлагать оригинальные креативные продукты и услуги, удовлетворяющие самым разнообразным пожеланиям потребителей, необходимо внедрять в процесс обучения в вузе инновационные технологии, способствующие развитию у дизайнеров творческого компонента профессиональной компетенции.

Дисциплина «Культура дома» представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, используя инновационные технологии, способствует мобилизации их творческих сил, условия для самостоятельных исследовательских навыков. Поэтому учебный процесс организуется таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающей среде, уметь самосовершенствоваться [1].

В связи с этим для успешной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна, необходимо четко определить компетенции по отраслевой подготовке. Используя инновационную образовательную среду Орловского госуниверситета, студенты факультета технологии, предпринимательства и сервиса имеют возможность показать свое дизайнерское мастерство и интересы на различных мероприятиях: конференциях, выставках, олимпиадах,

конкурсах, при защите курсовых и дипломных работ и др. [4].

Дисциплина «Культура дома» предполагает следующие внеаудиторные формы обучения: экскурсии, выставки, самостоятельная работа, творческое проектирование. Внеаудиторная работа со студентами проводится как дополнительная форма обучения, поэтому эти занятия не должны копировать аудиторные занятия. Внеаудиторные занятия и мероприятия в рамках дисциплины «Культура дома» направлены на закрепление и углубление знаний, на расширение кругозора, на развитие интереса к предмету изучения методами самостоятельной и творческой деятельности обучающихся. Кроме этого, они получают дополнительные сведения о будущей профессии, о связи науки с производством.

В процессе формирования компетенций дизайнера у будущего педагога профессионального обучения на примере изучения специальной дисциплины «Культура дома» нами были использованы общедидактические и общепрофессиональные принципы, способствующие учитывать особенности личности студента к освоению выбранной педагогической профессии.

При изучении данного курса студенты осознают, что особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия -смысл дизайна. Так как дизайн имеет дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами, то они должны удовлетворять вкусам многих людей. Объекты дизайна отображают уровень технического прогресса и социального устройства общества. Изобразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Эти составляющие комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма, движения и т.д. Гармония и контрастность как универсальные средства искусства являются системообразующими и в дизайне [2].

В своем творческом проектировании студенты понимают, что продукт дизайна должен оказывать положительное влияние на общую социальную атмосферу. У них формируется эстетический вкус, поднимается работоспособность, создаются условия для эффективной творческой деятельности. Создаваемая ими продукция - это результат технической, научной и дизайнерской мысли.

Учитывая инновационные технологии Орловского государственного университета и научно-практический опыт работы преподавателей факультета технологии, предпринимательства и сервиса по созданию студенческих инкубаторов, мы в ходе исследования также остановились на формировании дизайн-ориетированной подготовки

будущих педагогов профессионального обучения в условиях студенческого инкубатора [4]. Студенческий инкубатор формирования дизайн-ориетированной подготовки будущих педагогов

профессионального обучения является незарегистрированной формой самостоятельной работы студентов [5].

Следует отметить, что эффективность формирования компетенций будущего педагога профессионального обучения в вузе обеспечивается созданием совокупности следующих педагогических условий:

- психолого-педагогических: учет индивидуальных особенностей; осознание и понимание студентами необходимости развития способности формировать свои творческие умения в области дизайна на фоне развития профессионально-педагогических качеств; формирование готовности к педагогической деятельности в условиях профессиональных учебных заведений; адаптация в условиях, приближенных к профессиональной деятельности; формирование у студентов целостного представления о будущей специальности и специализации, развитие творческих способностей;

- организационно-методических: учет особенностей предметов и разделов образовательных дисциплин в профессиональном обучении студентов и их использование в обучении специальным дисциплинам (рисунок, живопись, строительные конструкции и материалы, инженерная графика и др.); выделение и разработка специальных дисциплин, спецкурсов, факультативов, тем, разделов в процессе обучения дизайну; взаимосвязь теории и практики в обучении будущего педагога профессионального обучения;

- дидактических: использование межпредметных связей на

содержательном и технологическом уровнях; комплексное применение учебно-методического материала, информационных технологий, творческих проектов; проведение занятий по спецдисциплине «Культура дома» как форме активизации познавательной, творческой и самостоятельной деятельности студентов.

В процессе обучения используются основные общедидактические принципы: научности, последовательности, перспективности, связи теории с практикой, индивидуального подхода, доступности, наглядности.

Следует отметить, что научное исследование в области подготовки будущего педагога профессионального обучения продолжается с целью: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования профессиональных компетенций дизайнера у будущего педагога профессионального обучения на основе инновационных технологий вуза.

Список литературы

1. Дерепаско С.В., Бубнова Е.А. Культура дома: учебнометодическое пособие для студентов вузов. Орел: ОГУ, полиграфическая фирма «Картуш», 2009. 143 с.

2. Дерепаско С.В., Федин Н.Л. Эстетика и дизайн офиса: учебнометодическое пособие. Орел: ОГУ, полиграфическая комп. «Апрель-М», 2010. 56 с.

3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Известия Уральского отделения Российской академии образования. Образование и наука. 2005. С. 27-40.

4. Правдюк В.Н. Особенности подготовки специалистов на факультете технологии предпринимательства и сервиса // Сборник статей преподавателей Орловского государственного университета: теоретические и практические аспекты научно-исследовательской деятельности ученых: в 2 ч. Ч.2. Орел: Изд-во ОГУ, 2009. С. 193-196.

5. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В. О подготовке специалистов на факультете технологии, предпринимательства и сервиса // Материалы Х1У Международной конференции по технологическому образованию школьников «Проблемы технологического образования в школе и вузе» /под ред. Ю.Л. Хотунцева. М.: МИОО, 2008. С. 421-423.

6. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1: в 2 ч. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 63-67.

7. Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс] http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/051000b.pdf (дата обращения: 17.07.2013).

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

Дерепаско Светлана Васильевна, доц., svetlana-derepasko@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет.

Правдюк Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., m-suganova@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет

DISCIPLINE "CULTURE AT HOME" IN FORMATION THE FUTURE BACHELOR

PROFESSIONAL COMPETENCE

S.V. Dereрasko, V.N. Pravdyuk

Discipline "Culture at home " represents an opportunity to actively engage students in learning activities, using innovative technology helps to mobilize their creative powers, the conditions for independent research skills. The teaching process is organized so that students

can independently acquire complex knowledge and skills, to learn to be creative and find ways to self-realization, to be able to define themselves in the environment, to be able to improve.

Key words: bachelor, design, teacher of vocational training, professional competence, discipline "culture house", pedagogical conditions.

Dereрasko Svetlana Vasilevna, docent, svetlana-derepasko@yandex.ru, Russia, Orel, Orel State University.

Pravdyuk Valentina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, m-suganova@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University

УДК 378 (123.09)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

«ШКОЛА-ВУЗ» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Дмитриев

Рассматривается методология и технология создания теоретической модели сетевого взаимодействия «школа-вуз», ее практическое применение в условиях конкретного территориального образования с целью эффективного проектирования будущей профессиональной деятельности специалиста.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие «школа-вуз», проектирование профессиональной деятельности, довузовская подготовка, ресурсный центр.

Образование в Российской Федерации находится на этапе модернизации, главной целью которой является создание механизма его устойчивого развития, нацеленного на конкретные потребности социально-профессионального сообщества России.

Отсутствие государственного обязательного трудоустройства выпускников вузов, фрагментарная ответственность за данное направление работы на всех ступенях российской системы образования (муниципальной, региональной, федеральной) привело к существенному дисбалансу результатов профессионального образования с реальными потребностями рынка труда.

Оперативная переориентация профессионального образования как сферы услуг на социально-экономический заказ государства сегодня актуальна и злободневна. По статистическим данным за последние 5 лет только 63% выпускников российских вузов работают по специальности. Причем из них доля выпускников «бюджетников» составляет 44%. Остается стабильным негативным факт отчисления студентов по причинам их ошибочного профориентационного выбора направления подготовки в вузе, низкой адаптивности к новой образовательной среде, не в степени готовности осваивать учебный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.