Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии в учебно-методическом сопровождении научных исследований аспирантов по направлению «Образование и педагогические науки»'

Дистанционные образовательные технологии в учебно-методическом сопровождении научных исследований аспирантов по направлению «Образование и педагогические науки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии в учебно-методическом сопровождении научных исследований аспирантов по направлению «Образование и педагогические науки»»

Федотова В.С.,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной

математики

Ленинградский государственный университет

имени А.С. Пушкина Санкт-Петербург, Пушкин, Россия

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ АСПИРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) в состав обязательного блока 3 «Научные исследования» программы аспирантуры входят научно-исследовательская деятельность аспиранта и выполнение научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Целью выполнения аспирантами научных исследований является систематизация и актуализация теоретических знаний и практических навыков аспирантов, необходимых для организации и проведения законченных научных (теоретических и прикладных) исследований. К основным задачам выполнения научных исследований относятся выработка у аспирантов теоретических навыков по выбору правильных методологических и методических принципов, необходимых для проведения научных исследований; формирование профессиональных навыков по организации и проведению научных исследований, а также оформлению их результатов; формирование практических навыков правильного применения выбранных методов и способов проведения научного исследования.

Содержание научных исследований составляет деятельность по получению практического опыта исполнительской и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, включающей научные консультации с научным руководителем; индивидуальное планирование научного исследования; работу с источниками по теме научного исследования; проведение научного исследования; подготовку публикаций и выступлений по теме научного исследования; работу над текстом научной квалификационной работы.

Детальное рассмотрение каждого вида работ предполагает формирование у аспирантов определенной группы исследовательских умений, которые характеризуют исследовательскую ком-

петентность [1] аспиранта: осуществлять библиографический поиск; выявлять противоречия, видеть и формулировать проблему; ставить цель, формулировать задачи исследования, гипотезу; выявлять причинно-следственные связи; определять методологические подходы; использовать разнообразные методы эмпирического и теоретического исследования; интерпретировать, обрабатывать и визуализировать экспериментальные данные; критически анализировать информацию, давать ее оценку; обосновывать свои выводы; высказывать и аргументировать свое отношение по вопросу; защищать результаты исследования в виде научного доклада, вести дискуссию; писать научную статью; использовать ИКТ в научной деятельности [2]; понимать смысл и содержание наукометрических показателей результатов НИР аспиранта. Компетенции, приобретаемые в ходе осуществления научно-исследовательской деятельности, необходимы аспиранту для прохождения педагогической и научно-исследовательской практики, успешной сдачи кандидатских экзаменов, выполнения и защиты научно-квалификационной работы (диссертации) в форме представления и обсуждения научного доклада. На формирование перечисленных исследовательских умений и должна быть ориентирована деятельность преподавателей, реализующих программы подготовки кадров высшей квалификации.

Перспективным направлением оптимизации научных исследований аспирантов представляется ее учебно-методическое сопровождение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Под учебно-методическим сопровождением научных исследований аспирантов понимается управление научно-исследовательской деятельностью обучающихся, основанное на взаимодействии сопровождаемого и сопровождающего, включающая процесс постановки научно-исследовательских задач; учебную и методическую поддержку; диагностику и контроль результатов научно-исследовательской деятельности. Учебно-методическое сопровождение с использование ДОТ предусматривает создание и использование в работе с аспирантами электронных учебно-методических комплексов с обновляющимся информационным банком информационных и учебных материалов (электронные учебники и пособия, тестовые задания, образцы выполненных научных проектов), методическими рекомендациями и направлено на решение следующих задач: обеспечение доступности научно- и учебно-методической информации, необходимой для успешного осуществления научных исследований; техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности; организация свободного доступа аспирантов к мировым информационным

ресурсам сети Интернет; осуществление контроля и аттестация аспирантов по результатам выполнения научных исследований.

Примером учебно-методического сопровождения научных исследований аспирантов по направлению «Образование и педагогические науки» с использованием ДОТ является дистанционный образовательный ресурс «Организация научно-исследовательской деятельности», размещенный на платформе дистанционного обучения Blackboard. Данный ресурс включает программу курса, ориентированного на подготовку аспирантов к выполнению научного исследования, банк теоретических материалов по ключевым темам, блок практических заданий для формирования исследовательских умений, материалы для контроля динамики их формирования (тестовые материалы, задания для самостоятельной работы), методические рекомендации по работе с ресурсом, ссылки на полезные учебно-методические и научные материалы сети Интернет.

Приведем варианты практических заданий исследовательского характера в составе дистанционного образовательного ресурса. Выполнение заданий предполагает последующее представление их результатов на проверку научному руководителю аспиранта, их дискуссионное обсуждение посредством сервисов системы дистанционного обучения Blackboard «почта», «форум» и «дискуссии».

Задание 1. Составьте обобщающую таблицу по теме «Методы научного исследования» на основе анализа рекомендованной литературы (аспиранту предложен перечень 3-4 источников, допустимо использовать свои).

Задание 2. Прочитайте фрагмент выбранной самостоятельно диссертации на сайте библиотеки диссертаций dslib (http://www.dslib.net). Обратите внимание, как сформулирована актуальность исследования, какой прием использован автором.

Задание 3. С помощью материалов научной электронной библиотеки диссертаций и авторефератов

(http://www.dissercat.com) найдите автореферат кандидатской диссертации Г.В. Курицыной «Содержание и организация оценки качества дистанционного обучения в вузе» (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2015 г.), ознакомьтесь с его содержанием, определите структуру автореферата, проанализируйте, как взаимосвязаны выявленные в работе противоречия, проблема и цель исследования. Определите, в чем состоит теоретическая и практическая значимость и научная новизна результатов исследования.

Задание 4. С использованием возможностей электронной научной библиотеки Киберленинка (http://cyberleninka.ru) сделайте подборку научных статей по теме диссертационного исследования. Проведите их анализ и сделайте обобщающие выводы по разработанности темы в современной периодике. Выполните данное задание также с использованием сервисов электронной научной библиотеки elibrary.ru.

Задание 5. Подберите монографию по теме, близкой к проблематике вашего исследования и проанализируйте ее композицию. Определите основные структурные компоненты монографического исследования, его проблематику; каким образом предлагается разрешение существующих противоречий; выступите оппонентом по отношению к автору монографии.

Задание 6. Составить опорный конспект по теме «Особенности педагогического эксперимента как метода исследования».

Задание 7. Организовать интернет-анкетирование для педагогического исследования.

Задание 8. С использованием информационных технологий выполнить обработку данных проведенного эксперимента. Представить наглядно полученные результаты.

Предложенные задания направлены на формирование у аспиранта исследовательских умений. Учебно-методическое сопровождение научных исследований аспирантов с использованием ДОТ является своеобразным навигатором для исследователя, позволяя аспиранту легко ориентироваться в современном информационном пространстве, последовательно формировать исследовательские умения и компетенции, предусмотренные требованиями ФГОС ВО, в то время как научный руководитель аспиранта получает эффективный инструмент для управления и контроля за этой деятельностью, своевременной корректировки ее результатов.

Список использованной литературы

1. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Формирование исследовательской компетентности бакалавров и магистров педагогического образования в праксиологической среде // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - Т. 2. - № 1 (46). - С. 79-82.

2. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Формирование ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования // Образование и наука. - 2016. - № 1 (130). - С. 95-108.

© Федотова В.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.