Научная статья на тему 'Дистанционное повышение квалификации преподавателей иностранного языка в области ИТ'

Дистанционное повышение квалификации преподавателей иностранного языка в области ИТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслюк Александр Александрович

Рассматривается курс дистанционной переподготовки школьных учителей иностранного языка в области информационных технологий и их использования в профессиональной деятельности, который создан и внедрен в Томском государственном университете. Описываются основные проблемы, возникшие при планировании и реализации этого курса, его структура и результаты в сравнении с аналогичными очными программами дистанционного обучения, а также педагогические приемы для повышения эффективности дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслюк Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language Teacher Retraining in IT-Sphere by Distance Learning

The article concerns a distance learning course developed at Tomsk State University and aimed at retraining school foreign language teachers to empower them with the ability to use IT in their professional activities. Common problems encountered, solutions found, and pedagogical technologies used in the course are described. Results and structure of the course are compared to those of full-time teacher retraining course.

Текст научной работы на тему «Дистанционное повышение квалификации преподавателей иностранного языка в области ИТ»

A.A. Маслюк

ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЛАСТИ ИТ

Рассматривается курс дистанционной переподготовки школьных учителей иностранного языка в области информационных технологий и их использования в профессиональной деятельности, который создан и внедрен в Томском государственном университете. Описываются основные проблемы, возникшие при планировании и реализации этого курса, его структура и результаты в сравнении с аналогичными очными программами дистанционного обучения, а также педагогические приемы для повышения эффективности дистанционного обучения.

Современные информационные технологии позволяют проводить курсы повышения квалификации для преподавателей отдаленных районов дистанционно, без выезда в вузы или центры повышения квалификации. Это позволяет значительно сократить расходы на проведение подобных мероприятий [2].

В Томском государственном университете факультетом иностранных языков совместно с Институтом дистанционного образования уже несколько лет проводится программа повышения квалификации преподавателей иностранных языков, посвященная актуальным проблемам преподавания. В связи с необходимостью повышения квалификации учителей школ отдаленных районов области было принято решение провести данную программу в дистанционной форме. Для этого предполагалось использовать информационно-коммуникационные технологии и возможности районных ресурсных центров, находящихся непосредственно в сельских районах.

Очная программа состоит из трех основных частей: курса по межкультурной коммуникации, курса по методике преподавания языка и завершающего программу курса по применению информационных технологий в преподавании, после прослушивания которого преподаватели выполняют итоговую практическую работу по созданию учебных материалов для учащихся с помощью приложений Microsoft Word и Microsoft PowerPoint. Именно этот последний курс «Новые информационные технологии в преподавании иностранного языка» и рассматривается в данной статье.

Здесь необходимо упомянуть о педагогической технологии, которая была положена в основу дистанционного курса повышения квалификации преподавателей иностранного языка в области ИТ. Дистанционное обучение традиционно считается менее эффективным, чем очное в силу географической удаленности студента и преподавателя друг от друга. Фактор географической удаленности участников учебного процесса не позволяет в полную силу использовать педагогические технологии, эффективность которых в очном обучении высока, в частности, традиционные лекционные и семинарские занятия, обеспечивающие большую степень интерактивности. Кроме того, информационные технологии, которые используются для связи преподавателя и студента в дистанционном обучении, не позволяют обеспечивать такой же тесный контакт, как при очном обучении [1].

Все это заставляет исследователей искать способы компенсации факторов, негативно влияющих на эффективность обучения. Поэтому дистанционное обучение становится своего рода полигоном не только и даже не столько для информационных, сколько для инновационных педагогических технологий, таких как

опытное обучение, обучение в сотрудничестве, метод проектов и др. [3, 4].

Прием loop input, предложенный британской исследовательницей Тессой Вудуорд [5] для подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков, заключается в том, что содержание учебных материалов совпадает с формой их предоставления обучаемым. В качестве примера можно привести ситуацию, когда при обучении учителей проведению аудирования используются аудиозаписи. Таким образом достигается своеобразное дублирование потока информации, передаваемого обучаемым преподавателям, которое возникает за счет совпадения формы передачи информации и содержания передаваемых сведений [5].

Этот прием широко применяется в традиционных формах обучения преподавателей, особенно на Западе, и считается достаточно эффективным. Действительно, практика показывает, что при изначальном включении преподавателя в контекст передаваемых ему сведений путем соответствующей организации процесса обучения этот процесс будет более эффективен, чем при простой передаче информации в форме лекционных занятий.

Поскольку целью проведения курса является передача преподавателям знаний и навыков по применению информационных технологий в преподавании иностранных языков, а сам курс планировалось провести в дистанционной форме с помощью мультимедийных средств, использование приема loop input представлялось создателям курса полностью оправданным. Поэтому в содержание и форму проведения курса были внесены соответствующие изменения.

В очной форме курс предназначался для преподавателей вузов и состоял из 26 ч (общая продолжительность программы составляла 76 ч), из которых 20 были аудиторными. В свою очередь, аудиторные занятия подразделялись на 10 ч лекционных и 10 ч практических занятий. На самостоятельную работу слушателей отводилось 6 ч. Практические работы выполнялись под контролем и с помощью преподавателей, которые вели лекционные занятия.

В ходе курса преподавателям предлагалось прослушать лекции по общим аспектам применения ИКТ в преподавании, проведению занятий с помощью видеосредств, применению компьютерных обучающих программ, по использованию ресурсов сети Интернет, работе с электронными словарями и разработке заданий при использовании видео- и мультимедиасредств в преподавании.

На практических занятиях обсуждались требования к компьютерному классу в образовательном учреждении, первые шаги преподавателя в компьютерном

классе и сотрудничество с техническим персоналом образовательного учреждения. Однако основная часть практических занятий была посвящена работе с компьютерными программами и электронными словарями, поиску аутентичных текстов в Интернете и созданию на их основе учебных материалов в приложении Microsoft Word и мультимедиа-презентаций.

Слушатели курса под контролем преподавателей создавали учебный текст с упражнениями для студентов на основе аутентичного текста, найденного ими в Интернете, разрабатывали обучающую мультимедийную презентацию. В качестве итоговой практической работы слушателям предлагалось доработать результат выполнения одного из практических занятий до самостоятельного проекта и затем защитить его перед своими коллегами и преподавателями программы.

В дистанционной версии курса количество часов, отведенных на самостоятельную работу, было значительно увеличено, а число аудиторных занятий - уменьшено. Лекционные занятия были частично проведены в форме видеолекций, а частично - заменены материалами для самостоятельного изучения в различных формах.

Практические и творческие работы в дистанционном курсе выполнялись под руководством сотрудников региональных ресурсных центров на основе инструкций, предоставленных преподавателями курса в письменном и электронном виде.

В результате этих изменений был создан курс, который состоял из 6 ч лекционных занятий, 4 ч практических занятий с сотрудниками ресурсных центров, 2 ч консультаций, часового семинара и 13 ч, отведенных на самостоятельную работу.

Лекционные занятия охватывали следующие темы: общие аспекты применения ИКТ в преподавании, применение видео на уроке, компьютерные обучающие программы, работа с материалами из Интернета, мультимедиапрезентации и составление упражнений к мультимедиаматериалам, а также электронные словари. На практических занятиях слушатели под руководством тьюторов создавали материалы на основе аутентичных

текстов из Интернета в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint. Часы, выделенные на самостоятельную работу, были предназначены для изучения материалов, предоставленных создателями курса.

При создании курса мы стремились максимально использовать прием loop input. В частности, материалы об использовании видео в преподавании были представлены в форме видеолекции. Семинарское занятие, проведение которого в рамках курса планировалось в форме чат-семинара, было посвящено возможностям чата по проведению контрольных работ и анализу деятельности учащихся и собственной деятельности преподавателя.

Дискуссия о возможностях форума и электронной почты для организации занятий по иностранному языку и общения с носителями языка проводилась в форуме, созданном для этого на сайте Института дистанционного образования ТГУ. Кроме того, слушатели курса отправляли созданные ими материалы и получали дополнительную информацию по электронной почте.

Материалы по мультимедиа-презентациям и использованию компьютерных игр в преподавании были предоставлены в форме мультимедийных материалов.

В результате проведения курса дистанционного обучения был сделан вывод о том, что одного семинарского занятия, так же как и указанного количества часов консультаций в ходе курса, явно недостаточно для полноценного общения преподавателя со слушателями. Из этого следует вывод о необходимости увеличения количества часов, запланированных на общение преподавателя и слушателей как в режиме реального времени (чат), так и в асинхронном режиме (форум, электронная почта).

Что же касается эффективности описанного приема loop input, то данные опросов преподавателей, тестовых заданий и результаты выполнения итоговых практических работ свидетельствуют о том, что эффективность дистанционного курса повышения квалификации преподавателей иностранного языка в области ИТ с использованием приема loop input вполне сравнима с эффективностью аналогичного очного курса повышения квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационых технологий обучения иностранным языкам. М.: МИЭТ,

2004.

2. Полат Е.С. и др. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004.

3. Полат Е.С. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006.

4. Warschauer et al. Internet for English Teaching, US Dept. of State, Office of English Language Programs.

5. Woodward T. Models and Metaphors in Language Teacher Training: Loop Input and Other Strategies. Cambridge University Press, 1991.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Филологические науки» 13 ноября 2006 г., принята к печати 20 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.