Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект'

Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3730
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Наталья Ивановна

В работе представлены результаты экспериментальной деятельности по внедрению здоровьесберегающих технологий в практику дистанционного обучения. Рассмотрены организационные и педагогические условия эффективной организации дистанционного учебного процесса с позиций сохранения здоровья всех его участников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городецкая Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Н.И. Городецкая

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ

В работе представлены результаты экспериментапъной деятельности по внедрению здоровьесберегающих технологий в практику дистанционного обучения. Рассмотрены организационные и педагогические условия эффективной организации дистанционного учебного процесса с позиций сохранения здоровья всех его участников

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются одним из актуальных нововведений в российском образовании. Дистанционное обучение внедряется сегодня повсеместно и на всех уровнях образования: в системе школьного, вузовскою и постдипломного образования.

Не является откры гием тот факт, что подавляющее большинство участников дистанционных учебных курсов (будь то школьники, студенты или специалисты, повышающие свою квалификацию) оказывается не подготовленным к инновационной форме учебной деятельности. Те же слова можно сказать и в адрес преподавателей-экспериментаторов, приступающих к использованию в учебном процессе новых дистанционных технологий обучения.

Широкое использование в дистанционной учебной деятельности средств ИКТ предполагает не только совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм дистанционной работы с учащимися, но и формирование соагветствующей информационной культуры всех участников образовательного процесса. Со стороны педагогов это формирование культуры дистанционной учебной деятельности, базирующейся на ИКТ-компетентности, личностном и деятельностном потенциале педагога. Со стороны учащихся -повышение уровня компьютерной грамотности, что является сегодня одним из существенных и необходимых факторов эффективного использования возможности удаленного доступа к образовательным ресурсам и обеспечения оперативного учебного взаимодействия.

Исследования, проведенные нами в рамках очных лекционных и практических занятий, со-

провождающихся длительным использованием в учебном процессе визуальных и мультимедийных средств [1], позволили выявить острую потребность формирования здоровьесберегающей образовательной среды дистанционного обучения. Проблема внедрения в дистанционный учебный процесс «здоровьесберегающих образовательных технологий» (ЗОТ) - совокупности тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения [3], на сегодняшний день является актуальной, но мало исследованной.

Задача практической реализации в дистанционном образовательном процессе педагогических технологий, не только сберегающих здоровье участников образовательного процесса от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, основанной на средствах телекоммуникации, но и способствующих воспитанию культуры здоровья, является чрезвычайно важной. Исследования, проведенные нами в рамках реализации первых экспериментальных курсов дистанционного повышения квалификации работников образования Нижегородской области, позволили выявить значимость и первоочередность решения задач здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.

Приведем некоторые экспериментальные данные, полученные в процессе реализации первых экспериментальных курсов дистанционного обучения (130 участников). В ходе исследования было выявлено, что средний возраст участника дистанционных курсов составляет 43 года, причем распределение слушателей по возрастному составу было следующим: от 20 до 30 лет -13%, от 30 до

40 лет-19%, от 40 до 50 лет -25%, старше 50 лет -43%. Проблемы со зрением имели 56% слушателей. Проблемы со здоровьем (частые головные боли, заболевания позвоночника, повышенное/ пониженное артериальное давление) отметили 44% слушателей, 12% - затруднились ответить и 44% отнесли себя к абсолютно здоровым. Из опрошенных участников курсов постоянно работают с компьютером 20% работников образования (очевидно, что учителя информатики составляют при этом большинство), 60% - используют компьютер в профессиональной деятельности время от времени, и 20% слушателей никогда не работали с компьютером до начала дистанционных курсов. Все участники курсов, которые впервые начали работать с компьютером в процессе дистанционного обучения, единогласно отметили часто присутствующее состояние тревоги и дискомфорта вследствие постоянного отставания в учебном процессе из-за плохого владения средствами информационно-коммуникационных технологии (ИКТ). 69% опрошенных имели возможность работать с компьютером только на работе и 31% - могли работать на компьютере дома. 56,25% слушателей имели доступ в Интернет из своего образовательного учреждения и работали либо на рабочем месте, либо на площадке дистанционного обучения, 25% участников курса не имели доступа в Интернет из своего образовательного учреждения и работали только на опорной площадке. Всего лишь 18,75% респондентов отметили, что имели регулярный доступ в Интернет с домашнего компьютера и поэтому работали в основном дома. До начала дистанционных курсов никогда не использовали в работе сервисы сети Интернет около 56% слушателей, 25% работали с электронной почтой и шлу\у-сервисом, 19% осуществляли в сети Интернет только поиск информации. Очень важно отметить, что интерес к дистанционной форме обучения участники курсов видят не только в расширении сферы своих профессиональных компетенций, но и в том, чтобы практически освоить в процессе обучения информационные и интернет-технологии. Однако все участники курсов единогласно согласились с тем, что за дистанционной формой обучения - будущее.

Проведенное нами исследование сферы личностных и профессиональных ценностных ориентиров слушателей первых экспериментальных курсов позволило выявить тот факт, что высокий

приоритет здоровью отдают всего лини 3% испытуемых и, следовательно, 97% респондентов «забыли» в ответах о таком важном факторе успешности личности педагога-профессионала, как здоровье.

Исследование уровня компетентности участников дистанционных курсов в области шаний техники безопасности и санитарно-гигиенических правил и норм работы с компьютером выявило необходимость предварительной подготовки слушателей но данным темам. Так, на вопрос: «Знакомы ли вы с правилами техники безопасности при работе с компьютером?», - утвердительно ответили 75% опрошенных, из них 25% хотели бы познакомиться заново и 20% были некомпетентны в этом вопросе, так как никогда не работали с Окомпьютером. По результатам первых анкетных данных, с санитарно-гигиеническими правилами и нормами (СанПин) работы с персональным компьютером (ПК) были знакомы 75% слушателей и лишь 25% респондентов открыто признались в своей некомпетентности в этой области. Однако, результаты последующего уточняющего анкетирования, содержащего вопросы, конкретизирующие знание СанГХинов, позволило усомниться в действительности первых показателей.

Тем не менее, только 6% слушателей контрольной группы отметили тот факт, что о здоровье участника дистанционного курса должен заботиться преподаватель, 81% - считают, что это должен делать сам слушатель и 13% опрошенных затруднились с ответом. Мы не можем не согласиться в данном вопросе с мнением большинства участников нашего опроса. Однако исследование уровня компетентности респондентов (контрольная группа - 130 чел.) в вопросах здоровь-есбережения при работе с компьютерными и аудиовизуальными средствами выявило острую необходимость акцентировании внимания как слушателей курса, так и дистанционных педагогов на вопросах сохранения здоровья и внедрения в дистанционный учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий.

Таким образом, результаты исследований, проведенных в рамках реализации первых дистанционных курсов, послужили основой для инициализации работ по созданию комфортной здоровьесберегающей среды дистанционного обучения.

В реализации каждого конкретного дистанци-

онного курса можно выделить два важных этапа: организационный и собственно учебный. На каждом из этих этапов задействованы конкретные субъекты системы дистанционного обучения и решаются свои задачи здоровьесбережения. Так, на этапе организации (инициализации) дистанционного курса, в целях повышения эффективности и комфортности сетевого взаимодействия организаторов курса (администратора института, администратора дистанционной площадки, тьюторов, преподавателей), нами реализуется специально разработанная схема взаимодействия, представляющая собой поэтапный график выполнения организационных работ с указанием конкретной работы, ее исполнителя и срока выполнения. Данная схема позволила создать благоприятные условия для решения всех организационных проблем и коммуникативных задач, решаемых на этапе инициализации дистанционною курса [2].

Одним из центральных преимущес тв дистанционных технологий обучения считается создание комфортных условий для слушателя дистанционного курса. Создание действительно «удобных» условий для внедрения дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации работников образования мы начали с организации в районах Нижегородской области опорных экспериментальных площадок дистанционного обучения с опытным консуль-тантом-помощником (тьютором дистанционного обучения). Отметим, что на создание действительно комфортных условий для дистанционного обучения влияют такие факторы, как: наличие у слушателя персонального компьютера, достаточный уровень владения компьютерными и Интернет-технологиями, стабильное функционирование системы сетевой методической поддержки и дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса, знание о режиме взаимодействия с электронными обучающими средствами.

Данные аспекты во многом повлияли на организацию дистанционного учебного процесса и формирование модели обучения с позиций здоровьесбережения.

Формирование у слушателей здоровьесберегающей культуры использования средств ИКТ: знакомство с техникой безопасности, санитарными нормами и правилами работы с персональным компьютером, создание комфортных и бла-

гоприятных климатических условий на рабочих местах, - сегодня является для нас, организаторов дистанционного учебного процесса, важной и первоочередной задачей. Для реализации поставленной задачи нами была выбрана определенная модель формирования здоровьесберегающей компетентности участников дистанционного учебного процесса, включающая следующие составляющие:

- поэтапную переподготовку профессорско-преподавательского состава института в области использования ИКТ в дистанционной учебной деятельности с включением в программу учебного курса темы «Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебной деятельности дистанционного педагога»;

- очное обучение на базе Нижегородского института развития образования тьюторов и администраторов опорных площадок дистанционного обучения по программе «Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации работников образования». Включение темы «Здоровьесберегающие технологии в дистанционном обучении» в учебно-тематический план занятий предполагает подготовку тьюторов дистанционного обучения к осмысленной и грамотной реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе на каждой площадке дистанционного обучения.

Мультиплицирование тьюторами дистанционного обучения темы «Здоровьесберегающие образовательные технологии в дистанционном обучении» в очном пропедевтическом спецкурсе «Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении». Данный спецкурс организуется и проводится тьютором дистанционного обучения на базе опорной площадки района в рамках реализации каждого конкретного дистанционного курса. Основная цель организации спецкурса заключается в подготовке слушателей к учебной деятельности в дистанционном курсе. В учебно-тематический план спецкурса включается раздел «Компьютер и здоровье», составляющими которого являются такие учебные темы как «Техника безопасности при работе с компьютером, «Санитарные нормы и правила работы с компьютером», «Здоровьесберегающие технологии в дистанционном обучении».

В рамках изучения темы «Здоровьесберегающие образовательные технологии в дистанци-

онном обучении» слушатели знакомятся с основными понятиями, классификацией и спецификой применения ЗОТ в дистанционной учебной деятельности, изучают основные приемы реализации здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Обеспечение гигиенических условий, соответствующих СанПинам на рабочем месте дистанционного ученика, обучение слушателей дистанционных курсов приемам снятия неблагоприятных воздействий длительной работы с персональным компьютером, формирование оптимального стиля дистанционных взаимоотношений - это (и многое другое) сегодня входит в учебные задачи дистанционного педагога и тьютора, работающего на удаленной площадке дистанционного обучения.

Апробация первых экспериментальных курсов выявила острую необходимость в предварительной подготовке будущих слушателей дистанционного курса к эффективному коммуникационному взаимодействию в сети Интернет. С этой целью нами была разработана учебная тема «Эффективность сетевого взаимодействия», которая также читается в рамках пропедевтического спецкурса. Важность такой предварительной подготовки с позиций здоровьесбережения не вызывает сомнений ибо от энергетики виртуального взаимодействия напрямую зависит успешность и психологическая комфортность дистанционного образовательного процесса. Необходимо отметить вовлекающий характер интерактивного взаимодействия. Индивидуальный подход, своевременная помощь, поддержка и доброжелательное отношение дистанционного преподавателя, администрирование (отслеживание и сопровождение) учебной деятельности каждого участника курса, отображение результатов учебной деятельности в виртуальном журнале успеваемости, использование педагогических технологий ориентированных на обучение в сотрудничестве позволяют активизировать познавательный процесс и способствуют повышению эффективности коммуникационного взаимодействия. Следует также отметить, что постоянная и своевременная стимуляция дистанционным педагогом коммуникационной активности слушателей способствует повышению уровня их информационной компетентности, включающей грамотное использование правил и норм сетевого этикета.

Таким образом, определяя цели и задачи учебной деятельности преподавателя и тьютора дис-

танционного обучения по реализации здоровьесберегающих технологий в дистанционном образовательном процессе, можно выделить следующие направления работы:

- содействовать сохранению здоровья участников дистанционного образовательного процесса;

- формировать у слушателей дистанционного курса представления о технике безопасности и санитарных нормах и правилах работы с персональным компьютером;

- формировать у слушателей ответственность за собственное здоровье;

- обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять здоровье в дистанционной учебной деятельности;

- способствовать внедрению различных моделей видов деятельности, направленных на укрепление здоровья всех участников дистанционного образовательного процесса.

Решение поставленных задач мы видим в следующих направлениях деятельности организаторов и педагогов дистанционного учебного процесса:

1. Включение в учебный план занятий элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании (знакомство обучающихся с требованиями СанПиНов, правилами техники безопасности, оздоровительными комплексами упражнений для снятия общего утомления, утомления глаз, гиподинамии).

2. Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий дистанционного обучения требованиям СанПиНов: чистота в помещении, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов, проветривание (частичное - в перерывах между занятиями, сквозное - до и после занятий).

3. Осуществление контроля за состоянием обучающихся в курсе ДО во время проведения занятий на удаленной экспериментальной площадке (индикатор влияния процесса обучения на здоровье слушателей).

4. Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья чередований труда и отдыха

5. Постоянное внимание к охране зрения: проведение упражнений по гигиене зрения, своевременная коррекция освещенности.

6. С эблюдение гигиенических требований к

осанке, систематический контроль позы пользователя ПК.

7. Проведение на каждом занятии физкультминуток и пауз общего и специального воздействия. Контроль и отслеживание наступления фаз устойчивого снижения работоспособности.

8. Обеспечение в дистанционном занятии на опорной площадке оптимального темпо-ритма с учетом тьютором дистанционного обучения физического состояния, настроя слушателей и психофизического состояния участников учебного процесса.

9. Обеспечение своевременной педагогической, психологической и эмоциональной поддержки участника дистанционного курса посредством реализации положительных эмоциональных взаимоотношений.

10. Формирование «отзывчивой» виртуальной среды обучения, способствующей созданию комфортного, психологически-здорового климата в реализации коммуникационных задач и обеспечивающей высокую интенсивность и активность коммуникации, гибкость временного режима взаимодействия для участников курса.

Резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что формирование у «дистанционных» слушате-

лей культуры здоровьесберегающей учебной деятельности при использовании информационнокоммуникационных средств и ресурсов сети Интернет, обеспечение сохранения здоровья всем участникам дистанционного учебного процесса на сегодняшнем этапе информатизации Российского образования являются важнейшими задачами здоровьесберегающей педагогики дистанционного обучения.

Библиографический список

1. Городецкая Н.И. Лабораторные работы в системе Ргоп1Ра§е // Информатика и образова-ние.-2005.-№ 10.-С. 49-62;№ 11.-С. 72-76.

2. Городецкая Н.И. Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса в дистанционном повышении квалификации работников образования / Н.И. Городецкая, О.С. Гладышева // Здоровье человека - 5. Материалы V международного конгресса валеологов, Санкт-Петербург, Россия.19-21 сентября 2007. -С. 42-43.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. - С. 48-51.

4. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -400 с.

С.В. Антонов

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена проблеме формирования умений и навыков вачеапогической деятельности у студентов в процессе физического воспитания в вузе, имеющей социально-педагогическую значимость. От ее решения зависит качество подготовки современных молодых специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья.

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Здоровье людей должно служить, главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и

преуспевания государства (И.И. Брехман). Здоровье в интегрированном виде отражает качест-вен-ную сторону характера включенности личности в природную и социальную сферы и является важной естественной предпосылкой ее творчес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.