Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в профессиональном полицейском образовании Саксонии: цели, условия, преимущества'

Дистанционное обучение в профессиональном полицейском образовании Саксонии: цели, условия, преимущества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕ ПЛАТФОРМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / DISTANCE LEARNING / MULTIMEDIA TRAINING / INDIVIDUAL TRAINING / EDUCATIONAL PLATFORM / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кюнэ Эберхард

В профессиональном полицейском образовании Саксонии применяются инновационные методы и средства обучения; автор описывает основные виды дистанционного обучения, проводит систематизированное сравнение традиционного и дистанционного обучения по типичным признакам, анализирует образовательный потенциал обучающих платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кюнэ Эберхард

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E- LEARNING IN PROFESSIONAL POLICE TRAINING OF SAXONY: THE OBJECTIVES, CONDITIONS, BENEFITS

The article offers analysis of innovative methods and learning tools in the professional police training of Saxony. The author describes the main types of e learning, conducts a systematic comparison of traditional and e learning typical characteristics, analyzes the educational potential of educational platforms.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в профессиональном полицейском образовании Саксонии: цели, условия, преимущества»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛИЦЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ САКСОНИИ: ЦЕЛИ, УСЛОВИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА

Е- LEARNING IN PROFESSIONAL POLICE TRAINING OF SAXONY: THE OBJECTIVES, CONDITIONS, BENEFITS

УДК 378.1(430)

ЭБЕРХАРД КЮНЭ,

доктор, профессор Института Саксонской полиции (Федеративная Республика Германия) krawtschuk@mail.ru

EBERHARD KUNE,

doctor, professor of the Institute of Saxon police (Federal Republic оf Germany)

Аннотация: в профессиональном полицейском образовании Саксонии применяются инновационные методы и средства обучения; автор описывает основные виды дистанционного обучения, проводит систематизированное сравнение традиционного и дистанционного обучения по типичным признакам, анализирует образовательный потенциал обучающих платформ.

Ключевые слова: дистанционное обучение, мультимедийные средства обучения, индивидуальное обучение, обучающие платформы, профессиональные компетенции.

Abstract: the article offers analysis of innovative methods and learning tools in the professional police training of Saxony. The author describes the main types of e - learning, conducts a systematic comparison of traditional and e - learning typical characteristics, analyzes the educational potential of educational platforms.

Keywords: distance learning, multimedia training, individual training, educational platform, professional competence._

На вопрос «Что такое дистанционное обучение?» дать ответ нелегко, потому что в последние годы было испробовано много возможностей, частично получивших признание, но чаще снова опровергнутых. Прежде всего, следует представить основополагающие методы организации и функционирования дистанционного обучения [1].

К основным видам обучающих программ относятся те, которые локально установлены в компьютерах и дают возможность получить доступ к избранному материалу в выбранное самостоятельно время в любом месте. Могут быть использованы контрольные вопросы, для того

чтобы структурировать последовательность содержания и опустить известный материал. Таким образом, эти программы приводятся в соответствие c индивидуальными потребностями. При успешном прохождении обучающимся итогового теста автоматически может быть составлено свидетельство об окончании курса. Контакт с преподавателями, как правило, не предусматривается, обучение осуществляется самостоятельно.

Обучение через Интернет (WBT)

Этот метод является развитием метода компьютерного обучения, при котором учебные материалы размещаются в Интернет или инт-

ранет (внутренняя сеть), и при необходимости дополняются компонентами (электронная почта, чат или видео-чат) для общения между студентами и преподавателями, а также для общения студентов между собой, осуществления коммуникации относительно вопросов и результатов.

Смешанное обучение

Этот метод объединяет преимущества обучения с помощью компьютера с преимуществами классического обучения: поддерживаемый мультимедийными средствами учебный материал в контакте между преподавателями и обучающимися, возможность индивидуального опроса и обратной связи. Хорошо структурированный курс в формате электронного обучения может состоять из подготовительных курсов веб-ориентированного обучения, которое предоставляет возможность обучающимся повторить основы и ликвидировать пробелы в знаниях. После этого происходит классический лекционный учебный процесс для передачи учебного материала. Материал для углубления и повторения предлагается на одной их обучающих платформ. Кроме того, там имеются упражнения, при необходимости, задания для малых групп, возможность задать вопросы преподавателям и доступ к ключам заданий. Эта классическая форма аудиторных занятий разделяется в зависимости от времени, пространства и необходимости на индивидуальную подготовку, классические аудиторные лекции и конкретные по свободному выбору упражнения, углубление и контроль.

Концепция виртуального класса основывается на общем временном присутствии обучающихся и преподавателей, но устраняет общее место нахождения и переносит его в Интернет. Общение происходит посредством чата и видеочата.

В настоящий момент актуальной тенденцией являются так называемые массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Course). Это лекции отчасти очень известных университетов и преподавателей, которые ведутся в прямом эфире через Интернет в потоковом режиме или в виде записи, так что слушать их могут очень многие участники. Для этого существуют специальные платформы электронного обучения, которые предоставляют все возможности для необходимой коммуникации. Так, Институт Хассо-Платтнер в Потсдаме привлекает слушателей следующими предложениями:

• доклады записываются при помощи системы телеуроков (tele-TASK), обучающимся предоставляются видеоплейеры;

• самостоятельные задания, домашние задания, которые оцениваются автоматически;

• инструменты для наблюдения за успехами в обучении пользователей;

• форумы и виртуальные учебные группы.

Относительно телеуроков имеется много критических замечаний. Доля участников, которые успешно окончат данные курсы, составляющая 10%, считается высокой.

Классическое обучение посредством дистанционного (электронного) обучения

Основные типы дистанционного обучения в зависимости от направления имеют различные центры тяжести. Сравнение между классическим учебным процессом и основными возможностями дистанционного (электронного) обучения имеет следующий (не исчерпывающий) список:

• не существует пространственной связи классного помещения;

• временные связи общего обучения могут быть отменены и время обучения может устанавливаться самостоятельно;

• количественное ограничение участников не существует;

• темп обучения может определяться индивидуально;

• подготовленный учебный материал может изучаться без повторного участия преподавателей неограниченное количество раз;

• предлагается использование мультимедийных контентов при условии их предварительного создания;

• выбор содержания обучения после прохождения тестов может быть определен по индивидуальным потребностям для каждого участника;

• контроль успеваемости и экзамены также могут быть реализованы в электронном виде;

• непосредственный контакт с преподавателями может быть заменен посредством новых медиа, такими как чат и Интернет-видеоконференции;

• контакт внутри группы происходит через социальные сети и электронные сообщения;

• книги могут быть заменены электронными книгами;

• мотивация посредством организационной среды должна быть заменена индивидуальной самомотивацией, пользователь должен обладать устойчивостью к отвлечениям различного рода, волей к успеху и сознательному восприятию новой информации.

Попытка упрощенного систематизированного сравнения традиционного и дистанционного обучения по некоторым типичным признакам представлена в следующей таблице.

Признаки форм обучения Классическое занятие Компьютерное обучение Web ориентированное обучение Смешанное обучение Виртуальный учебный класс Массовые открытые он-лайн-кур-сы

Объяснение Учебные компьютерные программы Учебные компьютерные программы в интернете Дополнение классического учебного процесса электронными средствами обучения Преподавание в установленное время в сети Предлагаются записанные лекции в сети

Типичное количество участников 20-30 индивидуально, неограниченно индивидуально, неограниченно 20-30 20-30 Более сотни тысяч

Присутствие преподавателей да нет нет Да: занятие нет: самостоятельное обучение Да Нет

Присутствие обучающихся Да Нет Нет Да: занятие нет: самостоятельное обучение Да Нет

Средства обучения Доска Книга Тетрадь Компьютер Носители информации Программное обеспечение Компьютер Носители информации Программное обеспечение Доска Книга Тетрадь + Компьютер Сеть Доска Книга Тетрадь + Компьютер Сеть Доска Книга Тетрадь + Компьютер Сеть

Место определяется посредством Организация Обучающиеся Обучающиеся Организация Обучающиеся Обучающиеся

Коммуникация с преподавателями Собеседование Нет Нет Собеседование, электронная почта, чат Видео, электронная почта, чат Нет

Время определено Организация Обучающиеся Обучающиеся Организация Организация Обучающиеся

Содержание обучения определено Учебный план Преподаватели Составитель Составитель Учебный план Преподаватели Учебный план Преподаватели Учебный план Преподаватели

Содержание учебного материала представлено Преподаватели Издательство Дизайнер в области мультимедиа Дизайнер в области мультимедиа Преподаватели Преподаватели Преподаватели

Необходимая инфраструктура Помещение Доска Компьютер Компьютер Сеть Помещение доска + Компьютер + Сеть Компьютер Сеть Звук Видео Компьютер Сеть Звук Видео

Участники определены Закон о школьном образовании Обучающиеся администратор Обучающиеся Администратор Администратор Администратор Обучающиеся

Контроль результатов обучения в форме Классические экзамены В учебном программном обеспечении В учебном программном обеспечении Классические экзамены + тесты в программном обеспечении Классические экзамены Классические экзамены (часто первый контакт с университетом)

Проблемы правоохранительной деятельности 4'15 ^^^^^^^^^^^^^^

99

Использование потенциала дистанционного обучения для сотрудников полиции

При первоначальном поверхностном рассмотрении создается впечатление, что дистанционное обучение в полиции не актуально: обязательно присутствие обучающихся на занятиях - это их служба. Это в равной степени относится и к курсам по повышению квалификации сотрудников полиции. Количество обучающихся в учебных группах (около 25 человек) и потоках (около 125 - 150 человек) соответствует меркам элитных университетов, предоставляется непосредственное общение с преподавателями. Имеется возможность непосредственно задать вопросы и получить на них ответы, библиотека с обширным фондом находится на территории кампуса. Нет необходимости в лекциях с массовым участием, циклов лекций для записи, и в будущем их воспроизведения и, следовательно, экономия преподавательских ресурсов очень высока. Разумный ответ на вопрос о смысле и пользе дистанционного обучения в полиции можно найти только с помощью дифференцированного рассмотрения целевых групп их конкретных ситуаций. В связи с отсутствием универсальной методики дистанционного обучения для каждой целевой группы необходимо выбрать правильные и полезные методы.

Локомотивы инноваций в полицейской службе

Инновации в повседневной службе полиции несколько недооцениваются, но на самом деле они очень необходимы. Они делятся на несколько видов:

• Граждане становятся более уверенными в себе, воинственно настроенными, отказываются безоговорочно подчиняться указаниям полицейских.

Они задают вопросы относительно правовой основы действий полиции в конкретной ситуации, например, по поводу «добровольной» процедуры установления личности, подают иск в суд против полицейских мер, таких как сбор данных, обысков и т.п.

• Технические возможности в повседневной жизни становятся неограниченно разнообразными. Новые способы совершения преступлений требуют новых методов расследования. Ключевые слова киберпреступность, новые виды наркотиков и веществ, с неясным правовым статусом относительно их законности, инновации и изменения технических характеристик транспортных средств, имеющих отношение к типовым проверкам и допуску в качестве участников дорожного движения.

• Международное и национальное законодательство для сотрудников полиции является трудно обозримым. Возьмем, к примеру, право на управление транспортным средством - тот, кто когда-либо видел международное водительское удостоверение, в котором наличия допуска к 4 классам ТС достаточно для того, чтобы иметь разрешение на управление почти всеми видами ТС во всем мире, задает себе вопрос, почему немецкое право должно быть таким сложным.

• Обновляется техника руководства и оперативных ресурсов, становится более разнообразной и требует профессионального использования. Ежедневно использующиеся компьютеры и информационные технологии претерпевают изменения, цифровые камеры вошли в полицейские будни и были заменены на новые модели, используются новые цифровые радиостанции и современные оперативные транспортные средства.

Профессиональная подготовка кадров для среднего и старшего начальствующего состава полиции должна иметь фундамент и обеспечивать возможность непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

Какой потенциал предоставляет дистанционное обучение для решения этой задачи?

Непрерывное индивидуальное обучение непосредственно на рабочем месте для каждого сотрудника полиции

Знания и навыки к восприятию инноваций, которые имеют большое влияние на развитие профессиональных компетенций, приобретаются только обусловленно и в замедленном темпе посредством посещения курсов повышения квалификации. Требуются также административные решения, позволяющие не отвлекать большое количество персонала от службы при командировании на курсы повышения квалификации, а наоборот, изыскивающие возможность доставить учебный материал пользователям. Какие стратегии обучения, в дополнение к классическому повышению квалификации, для этого имеются и являются эффективными?

• Обучение посредством веб-ориентированного обучения.

Для этого применяются обучающие программы при поддержке мультимедиа и использование контрольных вопросов. При хорошем структурировании данный вид обучения имеет большую эффективность. В начале курса обучения может быть организован стартовый тест. Обучающиеся, правильно ответившие на вопросы, могут пропустить этот раздел, таким

образом, осуществляется индивидуализация предложения учебных курсов. Тесты в конце обучения могут служить сигналом обучающимся для перехода к следующему разделу, либо возврата к предыдущему. В конце после успешно сданного заключительного теста обучающемуся может быть выслан сертификат. Химическая промышленность уже многие годы свои рекомендации по охране труда «упаковала» в подобные учебные программы и требует от своих сотрудников самостоятельно отрабатывать их. Таким образом, был также создан рынок для поставщиков подобных образовательных программ.

Что происходит в том случае, если кандидат не сдаст тест? Для этого должны быть четкие рекомендации, но не в рамках дистанционного обучения.

• Поиск, при необходимости, в полицейских информационных базах

Классические справочники с момента изобретения книгопечатания оправдали себя и находят сегодня в Интернете множество эквивалентов. Для полиции, однако, популярная „Википедия знаний" неприемлема, т.к. источники ее неизвестны и непроверенны. По вышеназванным причинам в полиции имеется огромная потребность в современных специальных знаниях, проверенных и оцененных. Сделать эти знания доступными онлайн и постоянно поддерживать в актуальном состоянии представляется эффективным подходом к решению проблемы.

Сочетание обоих способов обученияс помощью онлайн-курсов и поиск информации, при необходимости, в онлайн-базах является рациональным методом приобрести необходимые знания непосредственно на рабочем месте.

Чтобы сделать эти знания доступными на месте проведения операции или на месте происшествия, необходимы дополнительные решения. Для этого полиции требуются мобильные устройства с возможностью доступа из любой точки в служебные информационные онлайн-базы данных. При этом очевидно наличие проблем, связанных с обеспечением безопасности: предотвращение неправомерного использования, охрана информации для служебного пользования, устройства могут быть потеряны, может быть нарушено подключение к базе данных, базы данных могут подвергнуться нападению хакеров или похищены. Противоречивая тенденция экономики BYOD («Bring your own Device», в переводе «Принеси свое собственное устройство») вряд ли приемлема в этом случае по причине защиты интересов полиции.

Дистанционное обучение при централизованной организации повышения квалификации

Несмотря на растущую важность обучения непосредственно на рабочем месте, в полиции имеется также потребность в централизованном повышении квалификации. Подобные курсы делают незаменимыми не только практические занятия и упражнения. Освобождение от повседневных служебных обязанностей и обучение в группе приносят несомненный успех в приобретении знаний, следовательно, в этой области дистанционное обучение не имеет видимой пользы? Этот взгляд не совсем близок к истине. До, во время и после окончания курса в нем имеется большой потенциал.

Перед началом обучения могут быть пройдены так называемые предварительные курсы в форме веб-ориентированного обучения, с условием, что участники освоили основы для понимания учебного материала. Также здесь с помощью контрольных вопросов и посредством хорошо структурированных периодов обучения, которые определяются индивидуальными потребностями каждого участника, необходимо установить формы обучения, которые определяются индивидуальными потребностями каждого обучающегося. Для имеющих базовые знания участников учебный курс может начинаться непосредственно с нового основного материала, без затрат времени на повторение. Во время курса обучающимся может быть предложено повторение учебного материала и дополнительная информация в случае необходимости.

После прохождения курса полученные знания путем повторения закрепляются и углубляются. Онлайн-доступ к обучающим платформам призван оказать в этом помощь. Также можно предположить, что установленные во время курса профессиональные контакты на одной из онлайн-платформ в полицейской внутренней сети сохраняются по завершению курса и используются для обмена эффективными методами работы.

Дистанционное обучение в специальных школах полиции

В специальных школах полиции сотрудники получают в известной степени профессиональную подготовку. Начинающие карьеру полицейские имеют совершенно разный уровень образования и отбираются на учебу путем проведения сложных тестов. Профессия полицейского обусловливает очень большой объем необходимых знаний, которые будут

пополняться посредством усвоенных навыков и приобретенного опыта. Для этого используется и хорошо зарекомендовал себя классический учебный процесс с передачей знаний, повторением, упражнениями и тренировками. Для дистанционного обучения при этом имеются очень полезные возможности применения. При обучении машинописи используются тренировочные программы для печатания, реагирующие на ошибки и предлагающие обучающимся индивидуальные упражнения для устранения их ошибок.

Дистанционное обучение в высшем образовании

Современное обучение в учебном заведении и дистанционное обучение практически взаимосвязаны. Особенности учебного процесса в Институте Саксонской полиции в Ротенбурге совершенно иные, чем, например, в высшем учебном заведении полиции земли Бранденбург, в котором студенты кратковременно находятся в институте и очень интенсивно используют одну из обучающих платформ из дома, чтобы организовывать малочисленные группы и разрабатывать учебные задания.

В качестве полезных областей применения среди конкретных условий обучения в нашем институте предусматриваются следующие:

- обучающие медиа для повторения и исключения пробелов по основам полицейских знаний;

- возможность для самостоятельного изучения иностранных языков;

- предоставление заданий для тренировки и получение решений в структурной форме посредством обучающих платформ;

- применение кооперативных форм обучения в малочисленных группах в рамках одной из обучающих платформ;

- поиск специальных знаний на обучающих платформах.

Другие методы применения находят очень быстрое развитие, когда появляются первые успехи. Препятствия проявляются не со стороны обучающихся, они уже давно организуют с помощью новых медийных средств свои способы коммуникации в студенческой среде. Facebook, Youtube, Flickr, Dropbox, Whatsapp, Evernote, Smartphone с камерой, Skype, eBooks, Goggle Books и прежде всего излюбленная Wikipedia служат в качестве полезных инструментов для успешной учебы и необходимой логистики. Интересы защиты данных, безопасность данных и соображения экономного использования персональных

данных при анализе в случае сомнения имеют явное преимущество на чаше весов.

Для преподавателей задачи по организации дистанционного обучения представляют определенную сложность. Используемые в дистанционном обучении материалы должны быть соответствующим образом обработаны. Это требует затрат и наличия определенных компетенций в обращении с соответствующим программным обеспечением. Исходя из этого, требуется профессиональное решение защиты данных, обеспечения безопасности данных, правильное соблюдение авторских прав при копировании.

Условия для дистанционного обучения. Технические стандарты для описания практических задач

Технические основы, функциональные возможности и форматы данных для реализации контента, программное обеспечение для электронного обучения определяются термином SCORM (Sharable Content Object Reference Model). SCORM представляет разделенную эталонную электронную модель и включает в себя подбор технических стандартов и спецификаций для веб-курсов электронного обучения. Носителем SCORM является электронная библиотека данных. Содержащиеся в SCORM стандарты и спецификации разделены на четыре области, называемые также книгами: первая включает в себя общий обзор и еще три отдельных области по техническим аспектам:

• Модель агрегации контента определяет, как должны создаваться отдельные учебные объекты и сколько подобных объектов могут быть объединены в сложные учебные модули.

• Книга «Секвенирование и навигация» рассматривает вопросы управления и навигацию в учебных модулях.

• В формате текущего времени определяется, как учебные модули могут быть начаты и закончены и как должна выглядеть передача данных между обучающими модулями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью этих инструментов учебная деятельность на уровне программных элементов должна быть составлена таким образом, что тексты, анимация, видеоролики и тесты для самоконтроля должны быть расположены в нужной последовательности. Таким образом, каждая необходимая программа должна дополняться из одного ресурса.

Учебные программы и обучающие платформы

Учебные программы состоят, таким образом, из содержания смешанного программного

управления. Преподаватели подготавливают контенты соответственно их квалификации и указывают их расположение и последовательность. С помощью авторского инструментария (как в Powerpoint) создается обучающая среда.

Обучающие медиа могут быть снова преобразованы в обучающие платформы. Эти платформы дистанционного обучения могут управлять, кто, когда и какие учебные материалы должен увидеть, и предоставляют для этого дополнительные возможности для коммуникации в тексте, языке, видео. Известными платформами дистанционного обучения являются MOODLE, ^^ и ОPAL.

В простейшей форме подержание учебного материала для студентов может быть представлено в Word, PDF, Excel, Powerpoint или других популярных форматах. Преимущество по сравнению с нынешней базой на сервере в сети института состоит в том, что фактическое временное пользование

документировано, структурировано участниками и представлено в обратной связи. Таким образом, пояснения преподавателей даются только один раз. По этому образцу был разработан курс по киберпреступности. Задача студентов заключается в коллективной разработке глоссария, который включает понятия киберпреступности и доступен для всех участников.

Дальнейшим развитием была бы разработка электронных учебных материалов с возможностью контроля индивидуальных результатов обучения каждого студента. Однако необходимо признать: сама по себе обучающая платформа - это не только учебный материал, а скорее всего только „сцена театра", а играть должны сами актеры!

Где осуществляется обучение?

Обучение есть несение службы, а служба проходит в рабочее время. Все ли так просто в полиции? Обучение немыслимо без продолжения учебы дома в вечернее время. Фундаментальное требование к решению проблемы дистанционного обучения состоит в том, что доступ к ресурсам должен быть возможен как из служебной внутренней сети, так и с частных устройств через Интернет из общежития или из дома. В обеих сетях необходимо общение студентов с преподавателями и обучающихся между собой, как и совместная работа над заданиями и обратная связь в виде передачи данных на обучающей платформе.

Затраты и польза дистанционного обучения

Рассмотрение вопроса о затратах и пользе применения дистанционного обучения должно касаться преподавателей, учащихся и наличия необходимых условий. Исходя из этого, в статье рассмотрены сначала расходы, потом результаты обучения, и, наконец, условия.

Затраты

Затраты возникают как у преподавателей, так и у обучающихся. Несколько упрощенно следует рассматривать эти затраты только в виде временных. Затраты у преподавателей состоят из времени на подготовку занятия и времени на его проведение.

При использовании электронного обучения время подготовки включает в себя дополнительные усилия для создания учебных материалов. Таким образом, электронное обучение увеличивает затраты на подготовку, и возникает вопрос, получится ли сокращение затрат в результате выполнения.

■fi Jiurs: Cybercrime

flh ood Je

Pnnrilii MIMIIII 11 f.yb

ftkli 4fil<j

5? Ar[rt"HsiE)= Lurid lull Ш- Aiiiga i-n

jlo:sars J^i н>ЬН-пеп

SuiJiu in Furan

Fir^r

Fr,vftifft-= S nhef^j

Ail ministrr hnr

iQ Yich n rti = 3fim cin-=i-hrftiriftfi

Kurbt!

Й -.'(HI uii ■ u

Vnnri e F^a' тчя rjfii^-G h k'-irs-

- ripttiptt fair jprip iVtirlif

^ Nacrich::riitis-.m

U. MaL J. .iiiiii i^S G\ind;-cgri1e G^ircritn:

"J - 5- Juili

>§5 I й1гтя- = пя1 fisfi-l] Lb iirna. = nal Ci'L'yii;!! j

IU. Juni 16. Juni

I /. j-.tni ill. Juni

74 liml - Til. lunl

Рис. 2 Платформа дистанционного обучения MOODLE

Пример расчета времени на подготовку и проведение учебных мероприятий в классической форме

Затраты Частотность обеспечения Оцениваемый объем Пример расчета

Ознакомление с учебной темой Однократно В 3 - 5 раз больше, чем при 1 часе обычного обучения 120 часов учебных занятий требуют примерно от 360 до 600 часов разработки

Подготовка занятия Перед каждым учебным разделом Около 10 % объема 12 час

Проведение занятий В каждом учебном курсе = количество LVS часов учебных мероприятий увеличивается с количеством учебных курсов До 120 час и 5 учебных курсов = 600 час

Общие затраты При однократном проведении в пяти курсах Ознакомление Подготовка Проведение Всего Мттит 360 + 12 +600 = 972 Махтит 600 + 12 +600 = 1.212

В последующем учебном году должны быть обеспечены следующие затраты:

Пример расчета времени на подготовку и проведение учебных мероприятий в классической форме

Затраты Как часто должны обеспечиваться Оцениваемый объем Пример расчета

Ознакомление 0

Подготовка занятия Перед каждым новым учебным разделом Около 10 % объема учебного времени 12 учебных часов

Проведение занятия В каждом учебном курсе = количество LVS часов учебных мероприятий увеличивается с количеством учебных курсов при 120 часах и 5 учебных курсах = 600 учебных часов

Общие затраты При обновленном проведении в пяти курсах 612 часов

При применении электронного обучения в качестве веб-ориентированного обучения этот расчет изменяется следующим образом: затраты на разработку учебных медиа добавляются, затраты на проведение сокращаются.

Пример расчета для подготовки и проведения учебных мероприятий посредством веб-

ориентированного обучения

Затраты Как часто должны обеспечиваться Оцениваемый объем Пример расчета

Ознакомление однократно В 3-5 раз больше, чем объем учебного материала в учебных часах 120 часов учебных мероприятий требуют примерно от 360 до 600 часов ознакомления

Разработка учебных медиа однократно в 3-5 раз больше, чем объем учебного материала в учебных часах 120 часов учебных мероприятий требуют примерно от 360 до 600 часов для разработки учебных медиа

Проведение занятия производно 0 0

При однократном проведении Мттит 360 360 =720 Махтит 600 600 =1.200

При полностью новом введении в учебную сферу однократное проведение занятий в пяти учебных курсах требует примерно того же расхода времени, что и при создании учебных медиа и веб-ориентированного обучения без дальнейшего участия преподавателей. Если обучение осуществляется менее чем на 5 курсах, проведение классического занятия связано с меньшими затратами. Если обучение осуществляется более чем на 5 курсах или в последующем году снова, создание учебных медиа для веб-тренингов и занятия без участия преподавателя происходит с меньшими затратами. Этот расчет ничего не говорит о дидактической целесообразности Web Based-тренировки вместо классических уроков!

При смешанном обучении получается другая картина затрат: затраты на классические занятия сохраняются, но дополнительно добавляются усилия для создания учебных медиа.

Для преподавателей дистанционное обучение соизмеримо с затратами только в том случае, когда дополнительные усилия для создания учебных медиа компенсируются посредством экономии иным способом, естественно, при проведении занятий. Только при многократном применении созданных учебных медиа и связанных с этим снижением затрат на проведение обучения компенсируются усилия на создание электронных учебных материалов.

Выводы

Из рассмотренного следуют непосредственно 2 вывода:

1) преподаватели будут проявлять беспокойство о том, что само собой создание электронных средств обучения становится излишним;

2) не стоит инвестировать больше усилий для создания учебных медиа, чем будет сэкономлено затрат при их применении.

Что касается затрат обучающихся, следует подчеркнуть, что дистанционное обучение может и должно быть разработано таким образом, что выполнение упражнений обучающимися и их успеваемость контролируется преподавателями. Таким образом, запланированное самостоятельное обучение не может быть упущено обучающимися без всякой компенсации. Следует, однако, сделать возможным посредством значимого структурирования содержания обучения пропустить знакомый материал и сконцентрироваться на новом. В этом и заключается польза от учебных медиа для обучающихся.

Результаты обучения

Квалифицировать результаты обучения посредством оценочных баллов кажется довольно просто. Так как присуждаемые баллы зависят от субъективных ожиданий преподавателей, эта шкала не является объективной. Здесь тоже немногое можно изменить.

Как результаты дистанционного обучения могут признаваться в результатах обучения?

Когда пробелы в знаниях обучающихся по необходимым основам устраняются уже до начала учебных занятий посредством учебного программного обеспечения по предварительному тестированию, занятия должны быть на более высоком компенсирующем уровне.

Контроль за проведением и результаты повторений и упражнений посредством электронного обучения могут дать преподавателям четкий сигнал об успехах в обучении. Эти размышления следуют философии, что приоритетная цель обучения (в институтах полиции) - не выявлять обучающихся с неудовлетворительными знаниями, а дать им шанс без дополнительных затрат устранить пробелы в знаниях.

Единственным мерилом при этом остается качество подготовки выпускника.

Условия и функционирование

Для того чтобы дистанционное обучение функционировало, должны быть созданы условия и структурировано выполнение.

К типовым условиям относятся авторский инструментарий для разработки учебных медиа и способности к их использованию. Далее, платформы обучения, где предоставляются учебные медиа и сетевая инфраструктура, которая позволяет использовать быстрый бесперебойный доступ. Особенно важны решения, связанные с безопасностью, должен ли быть возможным доступ только из полицейской сети или также из интернета, а также связанный с этим вопрос использования личного оборудования.

К условиям организации дистанционного обучения относится приобретение программного обеспечения, обучение пользователей, рекламно-информационная деятельность и коммуникация, достижение первых результатов с высокой степенью признания пользователей. В последующем при функционировании речь идет о составлении материалов на обучающих платформах или о несложной разработке простых файлов на обучающих платформах.

Архитектура дистанционного обучения. Дистанционное обучение и информационная платформа (платформа знаний)

В качестве выводов можно выделить следующее:

1. Индивидуальное обучение непосредственно на рабочем месте может быть реализовано посредством учебных мультимедийных средств как веб-обучение. Темы предоставляются централизованно, содержание разрабатывается преподавателями. Осуществление требует авторских инструментов и профессионального веб-дизайна.

2. Для централизованного повышения квалификации предлагаются так называемые предварительные предложения дистанционного обучения в виде веб-курсов. Для поддержки учебных курсов имеется смешанное обучение по выбору.

3. Для институтов полиции необходимы интернет-курсы самостоятельного обучения, которые поддерживаются на занятиях посредством электронного смешанного обучения.

4. Для учебного процесса в институте полиции смешанное обучение является средством по выбору, имеют смысл курсы для самостоятельного изучения посредством веб-обучения.

Посредством анкетирования в полиции Свободного государства Саксония в сентябре 2014 года было установлено увеличение потребности студентов в дистанционном обучении в соответствии с этими целевыми группами, а также определены темы для создания централизованной обучающей платформы в виде онлайн-справочников полиции.

Блоки образовательного портала

Состав потенциального содержания дистанционного обучения, справочники и другие образовательные предложения получают следующую расстановку.

Целевая группа Методы Содержание Разработка и обеспечение качества

Для каждого сотрудника полиции на его рабочем месте Индивидуальное интернет-обучение на рабочем месте определено посредством анкетирования сентябрь 2014 Разработка программного материала комиссией по повышению квалификации, или посредством аутсорсинга, или последующее использование

Платформа знаний в качестве онлайн-справоч-ника для полицейских Определено посредством анкетирования сентябрь 2014 Разрабатывается учебным заведением

Википедия с дополнениями к централизованно размещенным содержаниям увеличивается в ходе учебного процесса Разрабатывается пользователями

Кодексы Законы, приговоры, административные акты имеются

Доступ к библиотекам Фонды библиотек имеются

Доступ к избранным студенческим работам Института Саксонской полиции Темы, курсы обучения, или содержание избранных дипломов, квалификационных работ бакалавров или магистров Легко реализуемы в Институте Саксонской полиции

Руководство повышением квалификации с каталогом курсов повышения квалификации и системой бронирования Каталог курсов повышения квалификации и возможность бронирования курсов имеются

Участники курсов повышения квалификации Предложения смешанного обучения на учебной платформе Повторение основ и поддержка содержания курсов посредством дистанционных технологий Должны создаваться самостоятельно участниками курсов повышения квалификации

Обучающиеся Предложения смешанного обучения на обучающей платформе Повторение основ и поддержка содержания обучения посредством веб-тренингов Создаются под руководством института Саксонской полиции

Обучающиеся в Специальной школе полиции Веб-тренинги Смешанное обучение Упражнения Учебные видеофильмы Тесты Разработка по заданию Специальной школы полиции

Обзор содержания дистанционного обучения и полицейские информационные платформы

Концепция образовательного портала

Первый проект образовательного портала как обобщение образовательных услуг и специальных знаний в Интранете был разработан несколько лет назад.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационная платформа (знаний) для поддержки повседневной полицейской службы

Проект образовательного портала

Образовательный портал ПОИСК

Контроль дорожного движения Наблюдение за дорожным движением Проверка документов Допрос

Вход и обыск помещения Обыск лиц/вещей

Задержание/предварительное заключение/ арест

Транспортирование лиц Процедура установления личности Арест имущества/конфискация Отбор крови на анализ и иные физические воздействия

При проектировании образовательного портала важно, что содержание имеет отношение ко всем пользователям.

На примере таблицы показан вариант оформления стартовой таблицы образовательного портала.

Дистанционное обучение (слева) - предложения веб-ориентированного обучения, платформа знаний (информационная платформа) (справа) включает в себя онлайн-справочник для полицейских. Оба предложения разбиты на 11 групп, которые напрямую соответствуют представлениям

практиков. Кроме того, имеются ссылки на законы и судебную практику, специальные библиотеки, студенческие работы, резервирование учебных курсов и учебные материалы курсов. Этот проект не является исчерпывающим, а служит для демонстрации и обсуждения.

Для реализации такой концепции требуются решения относительно персонала и финансов, которые должны быть разработаны в рамках проекта: для создания онлайн-курсов для обучения на рабочем месте и веб-ориентированного обучения необходимы авторские инструменты и штатный персонал.

Информационная платформа превосходно подходит для работы по единой шкале и быстрого применения новых знаний. Для этого она должна быть четко структурирована и предлагать целенаправленные коды для групп пользователей.

Прототип информационной платформы (платформы знаний)

Для учебных целей был создан прототип полицейской информационной платформы (платформы знаний). Программное обеспечение - Microsoft Share Point. Пользователям обеспечивается возможность чтения и письма. Могут использоваться тексты, изображения и фильмы.

Для реализации специфических интересов в полиции предусматриваются некоторые требования, которыми система в значительной степени отличается от известных публичных платформ Википедии:

1. Право вносить записи имеет не каждый пользователь, а только имеющий подтвержденную квалификацию, наряду с преподавателями и экспертами это могут быть также студенты.

2. Содержание структурировано. С этой целью созданы два типа сайтов, с одной стороны, это содержательные сайты и специальные навигационные сайты. Каждый пользователь имеет возможность быстро ориентироваться. По каждой соответствующей полиции теме он находит навигационные сайты, которые представляют доступную информацию по теме. По следующему щелчку мышью он может

прочитать содержание.

3. В верхней части находится навигационный путь, который показывает пользователю его актуальное местонахождение.

Следующее изображение показывает часть этой системы.

В верхней части видна тема этого навигационного сайта (запись пройденного пути). В левой колонке стоят темы, в средней имеются краткие пояснения, облегчающие пользователю ориентирование. В правой колонке место для особых ссылок.

Например, ссылка «Компьютер и интернет» ведет на следующий сайт:

В левой колонке находятся ссылки на статьи с детальными пояснениями, в средней колонке - краткие описания. Пользователи могут очень быстро установить, стоит ли продолжать чтение или это не является необходимым.

Система призвана быстро сообщать правильные сведения по конкретному запросу. Реализация и уточнение Для реализации данной концепции требуется принятие решения относительно персонала и финансов, которые необходимы на разработку проекта.

Для разработки онлайн-курсов и дистанционного обучения на рабочих местах и веб-

тренингов необходим авторский инструментарий и персонал.

Информационная платформа великолепно подходит для поддержки работы по единым меркам и быстрой реализации новых знаний, для этого она должна быть четко структурированной и предлагать для групп пользователей целевые точки входа. Определяющими для структурирования являются не учебные дисциплины, а ситуации применения полицейской деятельности. Содержание должно быть составлено и поддерживаться централизованно. При этом должно быть выбрано представление, позволяющее осуществить быстрый и эффективный поиск. Файлы PDF не берутся в расчет. В качестве стимулирования может предлагаться онлайн-помощь: тематическая структура, ключевые слова.

Вопрос, кто может определить содержание для таких онлайн информационных платформ, может иметь только один удовлетворительный ответ: образовательные организации и учреждения повышения квалификации со своими преподавателями. В принципе это будет функционировать только в том случае, если каждая глава будет разработана образовательным учреждением и получать информационную поддержку компетентного отдела земельного ведомства криминальной полиции.

Система образовательного портала нуждается в постоянной грамотной поддержке и пополнении новыми данными. Долгосрочное признание информационная платформа получит только при условии постоянного обновления и пополнения. Обратной связи с пользователями должно быть уделено особое внимание. Предложения, критика и пожелания изменения должны быть учтены. Только при условии тщательного ухода, как садовник ухаживает за своим садом, она будет успешно развиваться и существовать.

Данная тематика не нова. Имеется достаточно большое количество литературы по дистанционному обучению, а также успешные случаи применения. Школы и университеты используют MOODLE, подготовка преподавательского состава и выполнение домашних заданий обучающихся осуществляются в электронной форме.

Саксонской полицией уже в 2000 и 2001 годах был разработан «Исследовательский доклад по применению проекта информационных технологий и деятельности электронной образовательной и информационной системы для поддержки профессиональной подготовки и повышения квалификации в полиции Саксонии». Теперь пришло время вновь обратиться к подобному проекту и успешно внедрить его.

Дистанционное обучение не является при этом ни самоцелью, ни конечным пунктом развития. Незаменимыми для успешной полицейской работы являются быстрая коммуникация относительно новых знаний и внедрение их в практику.

В качестве дальнейшей инновации актуальным является вопрос, как сделать доступными специаль-

ные знания при возникновении потребности на месте происшествия? Инструкции по проверке перевозок опасных грузов не входят в оснащение патрульного автомобиля, объяснил автору сотрудник дорожной полиции на автомагистрали. Решением мог бы стать планшетный компьютер с обозримым и фильтрующимся содержанием для поиска, имеющий онлайн подключение к информационной системе. Подобные примеры можно приводить многократно.

В перспективе темы дистанционного обучения, онлайн-справочников и полицейская Википедия объединятся в «Менеджменте знаний в полиции», который должен заботиться о том, чтобы каждый полицейский в соответствии со своим применением и задачей без проблем имел доступ к знаниям, в которых он нуждается.

Перевод с немецкого языка - Л.С. Кравчук

HuTepaTypa —

1. Becker, M. (2014) Es macht keinen Sinn, die alte Vorlesung einfach fürs Netz zu kopieren. http://www.heise.de/tp/artikel/40/40855/1. html

2. Formen des eLearnings. Landesakademie für Fortbildung und Personalentwicklung an Schulen Baden-Württemberg. http:// lehrerfortbildung-bw.de/elearning/formen/.

3. Hoeksema, K.. u. Kuhn, M. (2011) Unterrichten mit MOODLE 2. Praktische Einführung in das E-Teaching. Open Source Press.

4. Kocagnz, T. E-Learning und SCORM. http://www.cs.hs-rm.de/~linn/fachsem0809/scorm2/E-Learning%20&%20SCORM.pdf

5. Kbhne, E. (2012) Informationsverarbeitung und Wissensmanagement der Polizei beim Aufbruch in eine digitalisierte Welt. Verlag für Polizeiwissenschaft.

6. Merkmale einer Blended Learning Fortbildung. ebenda. https://hpi.de/meinel/knowledge-tech/web-university/moocs-openhpi.html

7. Sesink, W. (2012) Einführung in das wissenschaftliche Arbeiten inklusive E-Learning, Web-Recherche, digitale Präsentation u.A. Oldenbourg Verlag.

8. Umfrage zu eLearning in der sächsischen Polizei Juli-September 2014.

(Статья сдана в редакцию 10.11.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.