162
Высшее образование в России • № 3, 2003
В. ВАСИЛЬЕВ, профессор,
Т. ЯМСКИХ, аспирант Красноярский государственный университет
Качество любого вида обучения на рас-.стоянии зависит от эффективности опосредованного взаимодействия преподавателя и обучаемого, применяемых педагогических технологий,разработанных методических материалов и способов их использования, а также эффективности обратной связи, появляющейся в результате обмена участников процесса коммуникации ролями «получатель— отправитель».
При подготовке формирующего эксперимента, целью которого является организация эффективной обратной связи обучаемого с информационным коммуникативным полем, выяснилось наличие определенных трудностей, связанных с отсутствием или недоразвитием некоторых индивидуальных психологических способностей обучаемого, возникающих по причине увлечения знаниевым компонентом и отсутствием необходимости учета и использования этих способностей традиционным образованием. Прежде всего поясним, чем формирующий эксперимент отличается от естественнонаучного.
Формирующий эксперимент — это комплексный полидисциплинарный «инженерный проект», направленный на формирование новых фрагментов и образов образовательной практики. Он предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего тот и становится объектом изучения. Этот вид эксперимента предполагает использование одновременно нескольких идеализаций либо построение на основе принципов конфигурирования новой идеализации. Эффективность формирующего эксперимента оценивается с точки зрения реализуемости проектной модели и анализа последствий. Формирующий
Дистанционное
обучение:
деятельностный
подход
эксперимент, наряду с научно-исследовательской позицией, обеспечивает сооргани-зацию и связь управленцев, преподавателей, методистов и т.д. [1].
Как же возникает задача построения или порождения эффективной обратной связи обучаемого с информационным коммуникативным полем?
В процессе дистанционного обучения иностранному языку на основе информационных коммуникативных технологий нам удалось выяснить, что для организации продуктивной обратной связи необходимо наличие следующих компонентов:
1. Умение задавать (себе) вопрос по поводу. Это новообразование возникает у обучаемых после начальной школы, формируется и из внешней формы переходит в во внутреннюю в течение двух-трех лет. Если эту способность не использовать и не развивать, то она естественно «затухает» [2].
2. Владение средствами моделирования. Обучаемый организует свое действие посредством моделирования, строит словесные конструкции, оформляет их в схемы, предложения, записи и т.д. Происходит процесс полагания собственной мысли вовне [2].
Компьютер реализует несколько основополагающих функций, а именно, выступает в качестве средства моделирования предметного соджержания объемов усвоения, а также соответствующих обобщенных способов усвоения и организации совместной деятельности; реализации адекватных структуре совместной деятельности и содержанию объектов усвоения форм контроля и оценки действий учащихся.
Данные функции компьютера как средства моделирования деятельности позволя-
Редакционная почта
163
ют говорить о ряде важнейших психологических особенностей его использования на разных этапах обучения [3].
3. Сравнительная и определяющая рефлексия, способность классификации, установление собственного знания и незнания.
Под рефлексией понимается рассмотрение человеком оснований собственного действия. Если она производится с целью вскрытия того, как выполняется данное действие, то в этом случае осмысливается основание конкретного частного действия. Такой уровень рассмотрения называется «формальной рефлексией».
По-другому осуществляется рефлексия в том случае, когда ставится задача обнаружить, что является (в этом действии) причиной его успешного выполнения в разных условиях. Такую рефлексию называют «содержательной»: здесь определяется зависимость действия от общих и существенных условий его выполнения [4].
Другие коммуникативные способности. Мы рассматриваем коммуникацию не только как процесс включения в передачу информации, но и как владение системой отношений, возникающей при многократном обращении информации. Ведущей целью обучения иностранным языкам является коммуникативная — формирование компетентности, т.е. умения извлекать информацию при чтении иноязычных текстов, понять собеседника, а также выразить мысль, точку зрения — устно и письменно. Основу ее составляют коммуникативные умения, сформированнные на базе языковых навыков, а также страноведческих знаний. Целью обучения является не столько знание о самом предмете (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности.
У человека за компьютером действие происходит в двух пространствах — реальном («материальном») и внутреннем, или идеальном, на связи которых находится мышление [5]. Центральным звеном продук-
тивной познавательной человеческой деятельности является усвоение (присвоение) научных знаний, включающее два взаимосвязанных процесса — интериоризацию и экстериоризацию. В процессе интериори-зации формируются понятия, обобщенные приемы действия, его внутренние программы. Экстериоризация, как переход внутренних действий и операций во внешние, представляет собой воплощение замыслов субъекта деятельности, реализацию его планов и программ построения новых объектов - созидание [6].
Технологии и методики обучения иностранному языку в области дистанционного обучения необходимо выстраивать, используя процесс восхождения от абстрактного к конкретному, конкретизируя процессы интериоризации и экстериоризации через систему психологических новообразований с учетом их динамики.
Итак, обучать любому виду деятельности, в том числе иностранным языкам, логично лишь в ходе выполнения этой деятельности, а эффективность обратной связи обучаемого с информационном коммуникативным полем зависит от наличия и дальнейшего развития в ходе обучения перечисленных психологических новообразований.
Литература
1. Громко Ю.В., Давыдов В.Д. Концепция экспе-
риментальной работы в сфере образования // Педагогика. —■ 1994. —■ № 6.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. —
М., 1996.
3. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии // Избранные психологические труды.— М., 1996.
4. Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные
образовательные среды. Психология проектирования. - М., 1996.
5. Васильев В.Г., Ямских Т.Н. Коммуникация как
открытое действие // Материалы VII Всероссийской конференции «Педагогика развития». — Красноярск, 2000.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным
языкам в школе. — М., 1991.
7. Давыдов В.В. Л.С. Выготский и реформа школы
// Лев Семенович Выготский и реформа школы.— М., 1994.