УДК 378.096:009 ББК 74.58
И.Л. Матяева
дистанционное образование в проблемном поле социально-гуманитарных наук
Представлен аналитический обзор изучения дистанционного образования в предметном поле социально-гуманитарных наук, который показал отсутствие единой парадигмы исследования. Автор статьи акцентирует внимание на социально-философском подходе к дистанционному образованию, что представляет собой исследование части в рамках целого.
Ключевые слова:
дистанционное образование, социально-философский подход, социальный феномен.
Сегодня дистанционное образование стало фактом современной жизни как за рубежом, так и в нашей стране. Анализ практики дистанционного образования, обобщение теоретического опыта, особенно в нашей стране, идет преимущественно эмпирическим путем, в лучшем случае при ссылках на более богатый опыт высокоразвитых стран Запада. Раскрываются, главным образом, технические и экономические достоинства этой системы по сравнению с традиционными формами образования, что, несомненно, важно, но явно недостаточно. Самым ощутимым недостатком в данной области является слабая социально-гуманитарная, а в особенности, социально-философская разработанность проблемы. Образовался своего рода разрыв между вызванным жизнью процессом (и практикой) внедрения дистанционного образования и теоретическим анализом, обобщением этого процесса в рамках социально-гуманитарных наук.
Современные подходы к исследованию дистанционного образования ограничиваются его изучением в относительной самостоятельности, рассматривают его, главным образом, с точки зрения конкретных наук - педагогики, социологии, информатики, экономики и т.п. Но для того, чтобы понять более широкое практическое значение дистанционного образования, использовать его, в том числе и в сегодняшних практических целях, необходимо понять сущность, закономерности и перспективы развития этого явления, выявить роль, которую оно призвано сыграть в развитии общества.
Решение такой задачи требует социально-философского подхода. Суть его заключается в том, чтобы выявить причины возникновения, место и роль дистанционного образования в обществе не с точки зрения непосредственной сегодняшней практической пользы, а с позиции разви-
тия общественно-исторической практики, с точки зрения развития общества и образования как целого.
Для реализации данной задачи, необходимо, прежде всего, провести анализ проблемного поля исследования дистанционного образования в социально-гуманитарных науках, который позволит обобщить различные аспекты изучения этого явления, выявить его специфику и разработать исследования дистанционного образования как социального феномена.
В социально-гуманитарном знании на сегодня наиболее разработанным направлением изучения дистанционного образования оказываются работы в области педагогических наук. В этой сфере уже защищена масса диссертационных работ, причем они посвящены исследованию, как различных областей применения дистанционного образования, так и непосредственно разработке методики и дидактики такого образования [4; 5; 8]. Изучая специфику дистанционного образования, исследователи обосновывают, что такое образование - это симбиоз очного и заочного обучения, использующего концепцию проблемного обучения, с учетом индивидуального подхода, деловые игры и другие методы активного обучения. В данном случае основной акцент делается на деятельности участников образовательного процесса, которая направлена на результат.
Чаще всего в работах по педагогике встречается следующее определение дистанционного образования: «Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза» [19]. Такое определение отражает не только особенность процесса дистанционного образования, которое получает обучающийся благодаря дистанционному обучению, но также отражает
Общество
Terra Humana
деятельностный подход к образованию, т.е. сам индивидуум нацелен на достижение (результат) и подтверждение образовательного уровня.
К не менее важному и интересному направлению исследования дистанционного образования относятся работы в области психологических наук [12; 18]. Подобные исследования дистанционного образования в основном направлены на изучение адаптационных возможностей личности, которые обеспечивает такой вид образования. Такой анализ необходим, прежде всего, в силу того, что социально-экономическое развитие общества приводит к возникновению таких явлений, как массовые миграционные процессы из одних профессиональных сфер в другие, зарождение новых профессиональных групп, изменение социального статуса ряда профессий и т.п. В результате подобных социальных трансформаций возникает необходимость реализации непрерывного образования, что и обеспечивается его дистанционной формой. Дистанционное образование определяет эволюцию педагогической системы, формирование системы открытого дистанционного образования и существенно изменяет функции главных субъектов образовательного процесса - обучаемого и преподавателя. Это связано с рядом характерных особенностей использования дистанционных образовательных технологий при организации процесса обучения, которые определяют функциональное наполнение деятельности каждого из субъектов. Так, например, исследуя психологические аспекты дистанционного образования как элемента открытого образования, А.В. Кармановский выделяет в нем ряд специфических особенностей [11]:
- разрыв между обучаемым и обучающим в пространстве и времени, их взаимосвязанная деятельность осуществляется в основном опосредовано, через средства обучения;
- определяющая роль самообразования;
- интерактивность.
Как справедливо отмечает автор далее: «Между тем, научные разработки, касающиеся особенностей личностного развития студентов в рамках дистанционного обучения, практически отсутствуют, что затрудняет реализацию процесса формирования их готовности к непрерывному образованию» [11].
В социально-экономических науках свой предмет изучения дистанционного образования. Он отличается от психоло-
го-педагогического направления прежде всего тем, что содержит вопросы статистического и социологического характера. Задача такого направления в исследованиях дистанционного образования - отслеживать и анализировать различные факторы, влияющие на развитие дистанционного образования. Так, например, в работе И.Р. Гасликова, Г.Г. Ковалева приводятся результаты исследования уровня использования дистанционного образования различными образовательными учреждениями в 2003 г. [3]. Подобные исследования крайне необходимы для построения общей картины развития системы дистанционного образования, и самое главное, анализа проблем, связанных с различными тенденциями развития общества. Обращаясь к таким исследованиям спустя девять лет, можно видеть определенную динамику в развитии дистанционного образования в России. Как показывают исследования Г.И. Абдрахмановой и Г.Г. Ковалевой: «В 2009/2010 учебном году 4,7 тыс., или 0,8%, выпускников государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования освоили образовательную программу, прибегая к помощи дистанционных образовательных технологий, в вузах - 93 тыс. выпускников, или 6%. Определенный оптимизм в отношении перспектив развития данного вида обучения вселяют результаты опроса руководителей учебных заведений: в ближайшие год-два каждое десятое учреждение среднего профессионального образования и каждый пятый вуз планируют внедрение программ дистанционного образования. Что касается учреждений начального профессионального образования, то лишь менее 2% из них планируют использовать данную технологию» [1, с. 159].
В рамках культурологического подхода дистанционное образование чаще всего рассматривается как элемент информационной культуры, где последняя определяется как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества [9; 15].
С позиции философии образования дистанционное образование рассматривается достаточно многоаспектно, собственно как и образование в целом [6; 16]. Философия образования классифицирует теорию дистанционного образования как нормативную науку, дает знание о том, каким должны быть современное глобальное и региональное дистанционное образование. Эти идеи составляют отправную точку для рассмот-
рения специфики развития дистанционной системы образования в ее связи с глобальными процессами в данной области.
Проблемное поле философии образования достаточно широко и, как известно, определенным образом пересекается и с психологией, и с педагогикой. Многие сюжеты, например, те, которыми занимается современная психология, - личность, развитие психики, деятельность, сознание и бессознательное, эмоции и чувства, межличностные отношения, психология толпы - интересуют и философов. Философию образования интересуют данные вопросы с гораздо более фундаментальных методологических и мировоззренческих позиций. Анализ многочисленных работ, посвященных философским проблемам дистанционного образования, показывает, что наиболее актуальными являются исследования последствий виртуализации и информатизации системы образования в развитии общества и трансформации всей системы образования [13; 22; 20].
В социально-философских работах рассматриваются те или иные социальные проблемы, связанные с дистанционным образованием, например, вопросы воспитания [14]. Исследователи видят проблему в том, что в современном обществе изменилась система ценностей, когда все чаще побеждают потребительские интересы в ущерб духовным, в особенности у молодежи. Современное образование, в том числе и дистанционное, в определенной мере этому способствует. Нестабильность жизни, непредсказуемость развития событий, неопределенность будущего также способствуют усугублению тенденции к дегуманизации образа жизни в нашей стране, в том числе и в образовательной практике. Иными словами, утрата духовности - вот основной отрицательный фактор дистанционного образования. Подобные негативные последствия исследователи связывают в основном с информатизацией образования в целом [17; 21; 23].
Что касается диссертационных работ, посвященных социально-философскому анализу дистанционного образования, то их на сегодняшний момент только две [7; 24]. Это говорит о достаточно большом неисследованном проблемном поле дистанционного образования как социального феномена. Дело в том, что конкретно-научный, информационно-технологический, методологический и др. подходы дают возможность изучить лишь отдельные аспекты дистанционного образования как социального явления. Несмотря на достаточно
значительный объем работ, посвященных дистанционному образованию ученые и официальные учреждения вынуждены констатировать недостаток целостных обобщающих работ стратегического характера.
В результате проведенного анализа предметного поля изучения дистанционного образования социально-гуманитарными науками, мы пришли к следующим выводам:
1. В предметном поле современного социально-гуманитарного знания отсутствует единое направление в исследованиях дистанционного образования. Достаточно четко обозначены направления конкретно-научного характера, посвященные изучению различных практических аспектов дистанционного образования: методические, дидактические, социологические, экономические, юридические, психологические и т.д. Но они разрозненны и не имеют единой мировоззренческой концепции, не объединены единой научной парадигмой.
2. Исследования дистанционного образования общетеоретического и философского характера посвящены вопросам онтологии, гносеологии, методологии, аксиологии и праксиологии дистанционного образования. Однако в предметном поле мировоззренческого уровня социальногуманитарного знания не разработана на сегодня единая теоретическая база изучения данного явления.
3. Социально-философских исследований дистанционного образования явно недостаточно. Исследования в этом направлении охватывают актуальные проблемы дистанционного образования, связанные с развитием личности и общества. Социально-философское знание формирует теоретико-мировоззренческую основу исследований дистанционного образования в предметном поле социально-гуманитарного знания.
Таким образом, проведенный аналитический обзор изучения дистанционного образования в предметном поле социально-гуманитарных наук показал отсутствие в нем единой парадигмы исследования. С нашей точки зрения, формирование концептуальных основ разработки теории и практики дистанционного образования должно базироваться на теории современного общества знания, что и требует фундаментальных исследований дистанционного образования как социального феномена.
Чтобы осознать социальную значимость дистанционного образования, необходимо раскрыть сущность, закономерности и перспективы развития этого явления, смысл
Общество
Terra Humana
и значение его возникновения на опреде- представляет собой исследование части в
ленном этапе развития общества, выявить рамках целого. Дистанционное образова-
роль, которую оно призвано сыграть в раз- ние в таком случае выступает не просто
витии общества и личности в дальнейшем. как результат развития общества, но как
Это под силу только социально-философ- такой результат, который своим обратным
скому подходу, в котором дистанционное воздействием существенно влияет на про-
образование рассматривается не само по цесс общественного развития. себе, а как процесс и результат развития Эти и многие другие вопросы станут
личности, общества и образования в це- предметом нашего дальнейшего социаль-
лом. Поэтому социально-философский но-философского исследования дистанци-
подход к дистанционному образованию онного образования.
Список литературы:
[1] Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор // Вопросы образования. - № 3, 2010. - С. 152-159.
[2] Ахметов Б.С. Педагогические основы построения информационной образовательной среды вуза. -
Актобе: АГУ, 2003. - 332 с.
[3] Гасликова И.Р., Ковалева Г. Г. Показатели использования информационных технологий в образовании // Вопросы образования. - № 3, 2005. - С. 302-330.
[4] Гильман Е.Е. Дидактические условия развития дистанционного образования в информационном пространстве колледжа / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск: КГУ, 2005.
[5] Громова Т.В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения / Автореф. дис. ... д. пед. наук. - Тольятти, 2011.
[6] Гуревич П.С. Философия образования: теория и практика // Мат. конф. «Высшее образование для XXI века». - М., 2006. - С. 31-38.
[7] Иванова В.В. Развитие дистанционного образования. Социально-философский анализ / Дисс. ... канд. филос. наук. - Москва, 2005.
[8] Иванова Т.Б. Дополнительная профессиональная подготовка преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
[9] Казанцева В.П. Информационная культура личности как важная проблема современности // Философия образования. - 2009, № 1/26. - С. 125-132.
[10] Кармановский А.В. Моделирование процесса формирования готовности студентов вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Межд. сб. научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Выпуск XLI. - Воронеж: ВГПУ, 2008.
[11] Кармановский А.В. Формирование готовности личности к непрерывному образованию в условиях дистанционного обучения // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011, № 1. - С. 98-101.
[12] Карпенко М.П. Эффективные дистанционные образовательные технологии // Психология и социология образования (сер. »Труды Соврем. гуманитар. ун-та»). - 2001, № 25.
[13] Круглый стол «Медиаобразование в контексте вызовов времени» // Философия образования. - 2007, № 4/21. - С. 339.
[14] Куликова Г.Г. Социально-философские аспекты воспитательной работы в дистанционном образовании // Философия образования. - 2008, № 1/22. - С. 234-239.
[15] Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социологические исследования. - 2002, № 3.
[16] Наливайко Н.В., Панарин В.И., Паршиков В.И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ) / Отв. ред. В. В. Целищев. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 298 с.
[17] Нехаева Н.А. Влияние масс-медиа на самоидентификацию личности: образовательный аспект // Философия образования. - 2009, № 1/26. - С. 146-151.
[18] Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004. - 305 с.
[19] Пьянников М.М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» // Гуманитарный вектор. - 2010, № 1. - С. 41-45.
[20] Степанова А.Н. Процессы виртуализации как фактор трансформации образовательной сферы (философский анализ) // Философия образования. - 2008, № 1/22. - С. 60-65.
[21] Торопчина Е.А. Противоречия информационно-коммуникативных сфер формирования культуры общества: масс-медиа, образование // Философия образования. - 2008, № 3(24). - С. 260-265.
[22] Шматков Р.Н. Философские аспекты информационных технологий в современном образовании // Философия образования. - 2008, № 1/22. - С. 315-323.
[23] Шукшина З.А. Образование человека в контексте современных социальных изменений // Философия образования. - 2009, № 1/26. - С. 151-158.
[24] Якушенок Т.В. Дистанционное образование как способ вторичной социализации личности. Опыт СГА: Социально-философский анализ / Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2005.