Научная статья на тему 'Дистанционное (гималаи-москва) биологическое экстраординарное информационное взаимодействие в системе «Человек-человек»'

Дистанционное (гималаи-москва) биологическое экстраординарное информационное взаимодействие в системе «Человек-человек» Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
415
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное (гималаи-москва) биологическое экстраординарное информационное взаимодействие в системе «Человек-человек»»

Секция: Информационно-психологическая безопасность

человека

ДИСТАНЦИОННОЕ (ГИМАЛАИ-МОСКВА) БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЭКСТРАОРДИНАРНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

В.М. Звоников, А.А. Поспелов, В.Я. Колягин

ЦКБ МПС РФ, Центр восстановительной медицины,

123367, г. Москва, Волоколамское ш., д.84, тел.:490-42-43

Вопрос о существовании и сущности класса явлений, связанных с необычными (экстраординарными, паранормальными) способностями человека, представляется в сознании общества - и научной его части - столь же необычным и даже экзотическим, как и сами эти явления.

Проблема экстраординарных способностей человека - это проблема особого вида резервных возможностей, понимаемых как проявления психофизиологических процессов за рамками их обычных диапазонов, наблюдающиеся при некоторых особых условиях. Такие резервные психофизиологические возможности лежат, в частности, в основе известных феноменов компенсации, субсенсорного восприятия и некоторых других.

Обобщая всю совокупность представленных в классификации явлений, можно сформулировать следующее их определение.

К экстраординарным, или паранормальным, относятся феномены, связанные с приемом или передачей информации помимо путей, известных в настоящее время науке.

Рассмотрение экстраординарных способностей в качестве проявления особых резервных возможностей человека позволяет применить в отношении них наиболее плодотворный подход к приобретению позитивных знаний - исследование в рамках сложившейся естественнонаучной методологии.

Главные принципиальные выводы, которые можно сделать на основании проведенного анализа, сводятся к тому, что результаты научных наблюдений и экспериментов свидетельствуют о существовании необычных способностей человека и связанных с ними паранормальных явлений, проявляющихся, в основном, в виде феноменов экстрасенсорной перцепции и экстраординарного дистантного воздействия на различного рода объекты.

Исходя из того, что паранормальные феномены являются биологическими по источнику, экстраординарными (сверхобычными, дополнительными) по отношению к обычным способам взаимодействия организма со средой, информационными по содержанию взаимодействия, вся их совокупность в целом характеризуется нами как биологическое экстраординарное информационное взаимодействие (БЭИВ).

Таким образом, термин БЭИВ предложен нами для общего обозначения всего класса явлений, связанных с процессами обмена (приема

или передачи) информацией при участии биологических объектов без задействования обычных информационных каналов. К таким явлениям, определяемым еще как биоинформационные, биоэнергоинформационные, относятся, в частности, экстрасенсорное восприятие, теле- или психокинез и т.п.

В исследовании приняли участие 10 испытуемых-добровольцев из числа лиц, подготовленных к экстраординарному взаимодействию по разработанной ранее методике гипноактивации экстрасенсорных способностей [21,34] и обученных аутогенному (самостоятельному) «погружению» в состояние, способствующее осуществлению БЭИВ.

Было проведено 2 серии экспериментов (43 эксперимента) по дистанционному БЭИВ в системе «человек-человек».

В первой серии (34 эксперимента) с участием 7 испытуемых отрабатывалась методика дистанционного БЭИВ. Во второй серии (9 экспериментов) с участием 3-х испытуемых исследовалась возможность дистанционного адресного БЭИВ в условиях активной геофизической зоны (высокогорный район Гималаев).

В каждом эксперименте участвовали по два испытуемых. Один из них -индуктор выполнял задачу осуществления дистанционного БЭИВ. Второй являлся объектом БЭИВ - перципиент.

С целью объективизации эффекта БЭИВ задачей воздействия индуктора на перципиента ставилось целенаправленное отклонение центра тяжести последнего вдоль поперечной оси (вправо или влево), причем о направленности отклонения не сообщалось. Для стандартизации условий и механизмов воздействия индуктору рекомендовалось осуществлять отклонение перципиента в ту, или иную сторону путем торможения активности противоположного отклонению полушария перципиента, исходя из принципа перекрестной регуляции моторных функций [56,38]. Так, для отклонения перципиента вправо, индуктор должен затормозить активность левого полушария перципиента, снизив, тем самым тонус мускулатуры справа, и вызвав смещение центра тяжести в правую сторону. Кроме того, в общую серию зачетных экспериментов в случайном порядке, неизвестном перципиентам, вводились эксперименты, в которых индукторы не оказывали никакого воздействия, но соблюдалась вся процедура и средняя длительность исследования до, во время и после эксперимента (так называемые плацебо - эксперименты).

Все испытуемые принимали участие во всех трех видах экспериментов (с отклонением вправо, влево и плацебо), выполняя поочередно роли индукторов и перципиентов по 1 -2 раза в каждой серии. Индуктор располагался в положении сидя с закрытыми глазами. Перципиент - в положении стоя с закрытыми повязкой глазами спиной к индуктору на платформе стабилоанализатора, с помощью которого объективно фиксировался эффект БЭИВ (см. ниже). Расстояние между перципиентом и индуктором в первой серии экспериментов составляло 3-4 м и исключало возможность физического контакта. Во второй серии расстояние между индуктором и перципиентом составляло около 7000 км.

Каждый эксперимент состоял из трех этапов: фонового, воздействия (или его имитации в плацебо-экспериментах) и последействия.

В фоне БЭИВ не осуществлялось. Производились синхронные записи ЭЭГ у обоих участников и стабилограммы у перципиента. Длительность записи - 30-90 секунд.

В первой серии экспериментов на этапе воздействия индуктор по условному сигналу экспериментатора выполнял аутогенное «погружение» в рабочее состояние, достигнув которого и, начав воздействие, подавал знак жестом. Время «погружения» - 3-6 минут. По знаку индуктора начиналась синхронная регистрация ЭЭГ у обоих участников и стабилограммы у

перципиента длительностью 60 секунд. Общая длительность этого этапа - 47 минут.

По окончании записи параметров предыдущего этапа по условному сигналу экспериментатора на прекращение воздействия индуктор аутогенным способом выходил в обычное состояние и подавал об этом знак жестом. Время выхода - 2-3 минуты. Затем производились синхронные записи ЭЭГ у обоих участников и стабилограммы у перципиента длительностью 30-60 секунд. Общая длительность этапа последействия - 2.54 минуты.

Продолжительность всего эксперимента - 7-14 минут.

Ни индуктор, ни перципиент не знали заранее, в какие моменты экспериментов будет начинаться, и заканчиваться воздействие. Команды на его начало, и окончание подавались индуктору способом, исключающим осведомленность перципиента, а именно - с помощью условных тактильных сигналов.

Для регистрации и анализа ЭЭГ использовался компьютерный анализатор «Энцефалан-131-01» фирмы «Медиком МТД» (г. Таганрог). Длительность отдельной записи - 30 секунд. ЭЭГ регистрировалась монополярно по системе «10-20» от 21 затылочных, теменных, центральных, лобных, височных отведений [39]. В качестве индифферентных применялись ушные электроды. Заземляющий электрод располагался на коже лба. Входное сопротивление усилителей не менее 2x50 МОм. Межэлектродное сопротивление не более 10 КОм. При обработке данных производился визуальный анализ каждой записи для контроля и удаления артефактов. Спектральный анализ ЭЭГ производился методом быстрого преобразования Фурье. По 30-секундным участкам записей получались спектры мощности в диапазонах дельта-, тета-, альфа- и бета-ритмов. В качестве показателей для дальнейшего анализа использовались средняя спектральная мощность ритмов и коэффициент асимметрии распределения мощности ритмов между полушариями мозга.

Изучение динамики статокинетических реакций, как проявления эффекта БЭИВ, производилось с помощью компьютерного стабилоанализатора КСК-4 производства ОКБ «Ритм», г. Таганрог. Прибор состоит из платформы-датчика, преобразователя аналогового сигнала, компьютера. Прибор обеспечивает динамическую регистрацию стабилографического сигнала и компьютерный анализ статокинезиграммы при одновременном исследовании по осям X (поперечная: вправо-влево) и Y (продольная: вперед-назад) с расчетом различных статистических

показателей [58].

Проведенные экспериментальные исследования продемонстрировали реальность существования биологического экстраординарного информационного взаимодействия (БЭИВ) в качестве особого коммуникационного канала в системе «человек-человек».

Процесс дистанционного БЭИВ сопровождался определенной динамикой показателей, характеризующих различные стороны состояния периферической и центральной нервной системы. К ним относятся показатели: эмоционального статуса; психомоторной функции;

энергетического статуса; статокинетических реакций; биоэлектрической активности головного мозга.

Факт и информационное содержание БЭИВ объективно проявляются в различных показателях статокинетических реакций, вариативность которых позволяет количественно оценить эффект БЭИВ. По указанным параметрам содержательная (информационная) эффективность БЭИВ составила 70-78% от общего количества экспериментов, при уровне изменения критериев эффективности на 200-300% по отношению к фоновым данным.

Во второй серии экспериментов исследования БЭИВ приняли участие 3 человека - мужчины в возрасте от 27 до 54 лет. Энергоинформационное взаимодействие было организовано следующим образом: индуктор находился в активной геофизической зоне, в Гималаях, район высокогорного монастыря Тьянбоче (3860 м над уровнем моря) и поселке Нольче-Базар на высоте 3440 м, а перципиенты (2 чел.) находились на расстоянии около 7000 км в г. Москве. В процессе исследований они располагались на подвижной стабилоплатформе (КСК-4 фирмы ОКБ «Ритм», г. Таганрог). Продолжительность взаимодействия составляла 10 минут. Начало и окончание сеанса было синхронизировано во времени. В течение этого времени индуктор по своему усмотрению (т.е. без предварительного согласования) в любую минуту (из 10) осуществлял целенаправленное биоэнергоинформационное воздействие на перципиентов по мысленному информационному образу с целью отклонения центра тяжести испытуемых в одном из направлений (влево-вправо) в случайной последовательности. В процессе исследования, регистрировались электроэнцефалограмма, с помощью аппарата «Энцефалан-131» (фирмы Медиком-МТД г. Таганрог), как у индуктора, так и у перципиентов, а так же любые отклонения испытуемых перципиентов на стабилоплатформе. Всего проведено 9 экспериментов. Из них 7 экспериментов с воздействием и 2 эксперимента без целенаправленного воздействия индуктора на перципиентов (плацебо).

В результате проведенных исследований было объективно зафиксировано 6 (из 7-ми) целенаправленных отклонений перципиентов на стабилоплатформе, что объективно зафиксировано показателями стабилографии. При этом по показателям ЭЭГ, как у индуктора, так и у перципиентов отмечалась межполушарная асимметрия с преобладанием активности правого полушария и целый ряд нейрофизиологических феноменов. В экспериментах без БЭИВ каких - либо особенностей в ЭЭГ испытуемых и стабилографии отмечено не было.

Таким образом, впервые объективно был зафиксирован факт адресного целенаправленного биоэнергоинформационного взаимодействия в условиях активной геофизической зоны (высокогорный район Гималаев) которая, по-видимому, усиливает возможности человека-оператора к дистанционному адресному образно-информационному воздействию.

Сопряженная регистрация психофизиологических параметров участников биологического экстраординарного информационного взаимодействия (БЭИВ), позволила впервые в практике аналогичных исследований осуществить взаимосвязанное в реальном масштабе времени изучение объективного эффекта БЭИВ и обусловливающих его явлений со стороны центральной нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бехтерев В.М. Об опытах над "мысленным" воздействием на поведение животных // Вопросы изучения и воспитания личности. Пг., 1920. Вып.2. С. 230-265.

2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.:Медицина,1981.288 с.

3. Гурфинкель В.С., Киреева Т.Б. Поддержание вертикальной позы при одновременной вибрации икроножных и передних большеберцовых мышц. // Физиология человека.1995.Т.21.Ш. С.106-120.

4. Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания // Парапсихология в СССР, 1992, N 2. С. 27-43.

5. Ли А.Г. Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. М.: Из-во Фонда парапсихологии им. Л.Л.Васильева, 1993. 160 с.

6. Савилов В.Б., Ли А.Г. Зависимость особых состояний сознания от профиля функциональной асимметрии мозга // Нетрадиционные виды энергетики и проблемы энергоинверсии. Тезисы докладов региональной научно-теоретич. конф. Краснодар, КП ПО-1, 1989.

С.59-62.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И МОДЕЛИ В НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ Е.А. Чернявский, Е.П. Попечителев

Санкт-Петербургский электротехнический университет,197376, Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, 5; тел/факс: (812)234-01-33, e-mail:

bme@eltech.ru

В широком понимании теория информации представляет собою совокупность математических концепций и теорем, позволяющих оценить количество информации, содержащееся в том или ином сообщении с учетом его статистических свойств, определить пропускную способность канала связи, используемого для передачи сообщения, оценить эффективность используемых систем кодирования. Это своеобразный аппарат математического мышления, применяемый для конкретных ситуаций. В биологии эти методы позволяют формализовать описания биологических процессов и установить закономерности эволюции биосистем во времени: их становления, развития, старения и гибели. В процессе передачи информации на самых различных уровнях - от уровня генов до уровня экологического сообщества происходят информационные процессы, связанные со сбором, измерением, хранением, преобразованием, переработкой и распределением информации, а также с ее использованием в соответствии с программой развития организма. Нейрофизиологов теория информации привлекает тем, что она открывает новые походы к оценке способов преобразования, хранения и кодирования сигналов в первичной системе [1]. Особый интерес при этом представляет анализ промежуточных стадий прохождения генетической информации к местам синтеза белковых структур, а также проблема оценки скорости белкового синтеза.

В настоящее время принято, что носителем генетической информации в клетке является дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), при этом сопутствующим является наличие в клетке рибонуклеиновой кислоты (РНК). Если принять концепцию о передаче информации в мозге по специфическим нервным трактам, то можно было бы при изучении каналов связи в нервной системе рассматривать конечный ряд сигналов, возникающих в канале, и ряд сигналов, достигающих места назначения, и оценивать вероятности появления каждого данного сигнала. Если бы мозг работал подобно простой телеграфной системе, можно было бы точно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.