Научная статья на тему 'Дистанционная система мониторинга технического состояния технологических и транспортных машин ЛПК'

Дистанционная система мониторинга технического состояния технологических и транспортных машин ЛПК Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
186
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Т И ТМ ЛПК / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ГЛОНАСС / THE FOREST INDUSTRY VEHICLES / SYSTEM MONITORING / GLONASS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Тесовский А. Ю., Лапин А. С.

Оперативность выполнения работ по техническому сервису зависит от своевременно поступающей информации, оперативности выездных бригад и развитости стационарной сервисной сети завода-изготовителя Т и ТМ ЛПК в данном регионе. Для организации поступления оперативной информации об отказах Т и ТМ ЛПК необходимо оснащать их системой мониторинга на базе навигационной технологии ГЛОНАСС и сотовой связи GSM, сигнал от которой поступает в диспетчерскую технического сервисного центра в автоматическом режиме. В данной статье рассмотрены основные вопросы по организации дистанционной системы мониторинга состояния Т и ТМ ЛПК, приведены возможности предлагаемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to a basic overview of the automated remote performance monitoring and control system for the forest industry vehicles and its capabilities. Proper maintenance procedures require up to date information on the vehicle’s performance state. Vehicle maintenance highly depends on that information for managing the supplies and dispatching the units within the local service infrastructure. One of the ways for achieving this goal is to deploy a GSM/GLONASS/INTERNET-based global automated remote performance monitoring and control system.

Текст научной работы на тему «Дистанционная система мониторинга технического состояния технологических и транспортных машин ЛПК»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Чтобы учесть условия, введем переменные yik, принимающие значения нуль или единица (0 или 1), так что

у* = 0 ^ mk = 0 (5)

y.k = 1 ^ Vi ^ ^ (6)

и не более чем одна переменная yik = 1 для каждого пункта производства i. Соответствующие ограничения можно представить в виде

y.k bi,k-i ^ mk ^ yikbk (7)

S y.k =1, y.k =0 или 1. (8)

к

Так как спрос должен быть удовлетворен полностью, возникают ограничения

S Xj = dj , j G Jc . (9)

i

Переменные x.. и m.k связаны между собой ограничением

S m.k = S xj (10)

к jJ u Jcw

или вида

S xj = S x#, j G J-, (11)

i&Jp k^Jc

(то есть с каждого склада входящие и выходящие потоки продукции равны между собой). Емкость склада ограничена, поэтому должно соблюдаться ограничение

S Xj ^ dJ , j G Jw . (12)

i£Jp

Общие затраты должны быть минимальными, то есть

z = S C jX j +S Slkmik +

(r * ч • . (13)

+S У^ (f.,k-1 - S гЛл-1 )= т1П

ik

Первый член этого выражения - транспортные издержки, а второй и третий соответствует затратам на строительство и производство продукции. Выражения (7-13) могут быть приведены к виду (1-3), где F и f - линейные функции, а S — множество возможных значений переменных у. Выражения (7-13) решаются в два приема: вначале фиксируются некоторые значения переменных у , и решается линейная задача. Затем в результате решения целочисленной задачи определяются новые значения у . Оптимальные решения задачи, двойственной к линейной, используются для построения дополнительных ограничений в целочисленной задаче, что уменьшает множество допустимых альтернатив, проверяемых на оптимальность.

Таким образом, эта процедура может быть рассмотрена как схема, «автоматизирующая» перебор вариантов, в которой информация о ранее рассмотренных случаях используется для выделения случаев, которые следует рассматривать далее.

Библиографический список

1. Лэсдон, Л. Оптимизация больших систем / Л. Лэс-дон. - М.: Наука, 1975. - 432 с.

2. Сушков, С.И. Прогнозно-аналитическое моделирование технико-экономических показателей железнодорожных перевозок лесоматериалов / С.И. Сушков // Вестник МГУЛ- Лесной вестник. - 2005. - № 026. 23.11.05.

ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО

состояния технологических и транспортных машин лпк

А.Ю. ТЕСОВСКИЙ, доц. каф. технологиимашиностроенияиремонтаМГУЛ,

А.С. ЛАПИН, ст. преп. каф.управленияавтоматизированнымипроизводствамилесопро-мышленного комплексаМГУЛ

В настоящий момент парк технологических и транспортных машин в ЛПК (Т и ТМ ЛПК) составляет 17815 штук [1]. Острой проблемой остается организация технического сервиса на местах их эксплуатации, то есть непосредственно на лесосеках. Это связано с уменьшением лесного фонда в европейской части и перемещением лесозаготовительной промышленности в глубь континентальной

caf-tmir@mgul.ac.ru части России. К тому же организация объектов технического сервиса в современных экономических условиях связана со значительными капиталовложениями и привлечением квалифицированного персонала.

Потребность в выездном техническом сервисе обусловлена целым рядом факторов. Ключевой из них - высокая стоимость транспортировки техники на стационарный

170

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

Технический центр с диспетчерским пунктом

Группировка

спутников

ГЛОНАСС

Т и ТМ ЛПК

Мастерская ремонтно диагностическая передвижная

Рис. 1. Схема системы мониторинга технического состояния Т и ТМ ЛПК в реальном времени

Рис. 2. Структурная схема современной лесной машины

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

171

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Рис. 3. Структурная схема бортовой информационно-управляющей системы

Контроль за работой механизмов в реальных условиях эксплуатации

Контроль наработки и ремонт в условиях лесосеки

Контроль наработки и ремонт в условиях сервисного центра

Сервер

Отправка информации на завод-изготовитель через Internet

Рис. 4. Основные «сценарии» использования аппаратно-программного комплекса

технический сервисный центр. Трелевочный трактор, который работает в пределах 100— 150 км от технического сервисного центра, доставлять своим ходом до данного предприятия нецелесообразно, его скорость невысока и на дорогу будет потрачено несколько часов плюс топливо и длительное отсутствие

в производственном цикле. За это время машина ремонтно-диагностическая передвижная (МРДП) успеет дважды преодолеть то же самое расстояние. Для негабаритной и тяжелой техники, например валочно-пакетирую-щей машины или сучкорезной машины, доставка своим ходом в принципе невозможна,

172

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

необходимо заказывать трал и согласовывать перевозку по дорогам общего пользования с ГИБДД. Доставлять машины в технический сервисный центр целесообразно лишь в том случае, если затраты на транспортировку не превышают экономии от сокращения простоев в техническом сервисе.

Организация технического сервиса Т и ТМ ЛПК на местах эксплуатации позволяет решить ряд важнейших вопросов - это скорость обслуживания, качество и стоимость. Данные работы передаются в аутсорсинг на основе долгосрочных договоров на технический сервис, кроме гарантийных случаев.

Оперативность выполнения работ по техническому сервису зависит от своевременно поступающей информации, оперативности выездных бригад и того, насколько развита стационарная сервисная сеть завода-изготовителя Т и ТМ ЛПК в данном регионе. Для организации поступления оперативной информации об отказах Т и ТМ ЛПК необходимо оснащать их системой мониторинга на базе технологий ГЛОНАСС, сигнал от которой поступает в диспетчерскую технического сервисного центра в автоматическом режиме [2]. Далее происходит осуществление обратной связи с оператором лесозаготовительной машины и проведение первичной диагностики. Затем в системе происходит формирование заявки на необходимые запасные части и проводится отгрузка узлов и комплектующих со склада. После этого осуществляется доставка запасных частей и специалистов до места проведения технических воздействий. Система мониторинга технического состояния Т и ТМ ЛПК на базе технологий ГЛОНАСС позволяет в любой момент времени получать оперативную информацию не только по техническому состоянию, но и отслеживать режимы работы машины, а также осуществлять дистанционную диагностику необходимости проведения технического сервиса в гарантийный и послегарантийный периоды работы машин, накапливать статистическую информацию об отказах. Функционирование системы мониторинга Т и ТМ ЛПК осуществляется по следующей схеме (рис. 1).

Система мониторинга технического состояния Т и ТМ ЛПК состоит из двух частей: бортовой и стационарной.

Бортовая часть системы включает навигационно-связное оборудование (абонентский терминал, антенну системы ГЛОНАСС, антенну канала связи GSM, устройство голосовой (громкой) связи, «тревожную» кнопку) и бортовые датчики, подключенные к терминалу, позволяющие контролировать работу машин и оповещать о возникновении ситуации для вмешательства выездных бригад технического сервиса (рис. 2).

Такие модули, как двигатель (1), электрогидравлическая трансмиссия (2), гидравлический манипулятор (3), харвестерная головка (4), система HMI (5) связываются между собой и другими модулями посредством информационной магистрали лесной машины. В результате управляющая и контрольно-диагностическая информация данных модулей включается в общее информационное пространство лесозаготовительной машины.

Для организации информационной сети в современной технике широко применяется полевая шина (промышленная сеть) CAN. Промышленная сеть CAN (Controller Area Network) была создана в конце 80-х гг. фирмой Bosch как решение для распределенных систем, работающих в режиме реального времени [2].

Одна из первых реализаций CAN применялась в автомобильной электронике, однако сейчас CAN находит применение практически в любых типах машин и промышленных установок, от простейших бытовых приборов до систем управления ускорителями элементарных частиц. В настоящий момент CAN-протокол стандартизован в международном стандарте ISO 11898. Правила обмена и формат передаваемой информации в рамках информационных систем на транспорте регламентируются протоколами CANopen (CAN in Automation) и SAE J1939 (SAE).

Для организации информационного взаимодействия между двигателем, трансмиссией, тормозной системой на большегрузном транспорте и спец. технике в настоящее время наиболее широкое распространение получил стандарт SAE J1939 [3].

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

173

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Использование данного стандарта подразумевает соответствие применяемых программных и аппаратных средств требованиям, предъявляемым к соединительным линиям и разъемным соединениям, а также протоколу обмена (рис. 3).

Стационарная часть системы мониторинга состояния Т и ТМ ЛПК представляет собой компьютерную систему обработки и хранения данных, блок голосовой связи и специальное диспетчерское программное приложение, разработанное компанией «М2М телематика» специально для мониторинга и управления промышленной техникой [4] (рис. 4).

Основными возможностями программного приложения диспетчерского центра является отображение информации о машинах, удобной для восприятия и дальнейшего анализа формы. Программный комплекс позволяет контролировать в режиме реального времени:

- местоположение, перемещение, скорость и направление движения Т и ТМ ЛПК на цифровой географической карте;

- наработку машины и ее основных агрегатов в мото-часах с начала эксплуатации и за заданный промежуток времени;

- давление масла в системе смазки двигателя и трансмиссии;

- температуру охлаждающей жидкости двигателя, температуру масла в гидросистеме и трансмиссии;

- напряжение бортовой сети;

- засоренность фильтров масла в трансмиссии и гидросистеме.

С помощью предложенной системы

можно

- планировать и контролировать сроки проведения регламентных технических воздействий на технический сервис машин в режиме реального времени;

- определять эффективность использования техники на лесосеке, ее текущую загруженность с учетом фактического времени окончания плановых работ;

- следить за суммарным расходом топлива, его остатком на борту, контролировать его качество;

- вести контроль за расходом и наличием запасных частей, узлов и агрегатов на складах технических центров и у выездных бригад, что позволит прогнозировать складские запасы и рассчитать объемы работ технического сервиса соответствующего парка машин;

- осуществлять взаимодействие с электронными техническими руководствами, что позволит уменьшить время поиска необходимых данных на местах эксплуатации Т и ТМ ЛПК [4].

Возможность фильтрации базы данных по системам машин ЛПК, например, тип и модель, ее заводской и государственный регистрационный номер, наименование эксплуатирующей организации и другая сопутствующая информация по созданию классификаторов отказов с учетом разномарочности машин. Передача данных осуществляется по каналам сотовой связи, на сегодняшний день это один из самых дешевых и надежных способов передачи данных. Объем информации, передаваемый абонентским терминалом, как правило, не превышает по объему 15 Мб в месяц, а по стоимости - 100 руб. в месяц за единицу техники. Собранные данные не пропадают, если связь недоступна, а в полном объеме записываются в память абонентского терминала для последующей передачи пользователю системы после восстановлении связи (черный ящик) [4].

С применением системы мониторинга технического состояния Т и ТМ ЛПК в реальном времени можно снизить производственные издержки, повысить эффективность использования машин и оперативно устранять отказы в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации техники.

Библиографический список

1. Кондратюк, Д.В. Перспективы развития конкуренции гусеничных лесозаготовительных машин для заготовки древесины / Д.В. Кондратюк, В.М. Крылов // Технология и оборудование лесопромышленного производства: науч. тр. - Вып. 356. - М.: МГУЛ, 2011. - 190 с.

2. CAN in Automation. http://www.can-cia.org

3. SAEа. http://www.sae.org

4. http://www.chetra-im.com

174

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.