Научная статья на тему 'Дистанционная модель персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования'

Дистанционная модель персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ / СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / REMOTE MODEL OF PERSONALIZED AND INDIVIDUALIZED TRAINING OF EDUCATORS / SPECIFICS OF DESIGN AND IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Червонный М. А., Сухачев Г. А., Синельников В. В.

Предлагается системный анализ модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, выявляется ряд особенностей ее проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Червонный М. А., Сухачев Г. А., Синельников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE MODEL OF PERSONALIZED AND INDIVIDUALIZED TRAINING OF EDUCATORS

The paper proposes a systematic analysis of the model of personalized and individualized training of educators;features of its design are revealed.

Текст научной работы на тему «Дистанционная модель персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования»

УДК 378.046.4 377.111.3

М. А. Червонный, Г. А. Сухачев, В. В. Синельников

ДИСТАНЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Предлагается системный анализ модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, выявляется ряд особенностей ее проектирования.

Ключевые слова: дистанционная модель персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников, специфика проектирования и реализации дополнительной образовательной программы.

Одной из ведущих задач в сфере дополнительного профессионального педагогического образования является формирование индивидуализированной и персонифицированной системы повышения квалификации, которая реализуется в различных формах, в том числе и дистанционной. Статья 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает при реализации дополнительных профессиональных программ организацией применение формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения [1].

Можно констатировать, что дистанционная модель повышения квалификации (ПК) обеспечивает учителю как возможность свободного выбора того или иного образовательного учреждения для обучения на курсах ПК, модульной программы, так и формы получения знаний с использованием информационно-коммуникационных технологий. Государственной программой «Развитие образования в Российской Федерации на 2013-2020 гг.» предусмотрено в разделе «Развитие профессионального образования» уделить особое внимание при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования информационным технологиям и образовательным ресурсам нового поколения. Это тем более актуально, что в ближайшие годы запланировано создание современных центров педагогических компетенций (в том числе на базе структур методической службы), формирование информационной среды профессионального развития педагогов с базами образовательных программ, лучших практик, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами [2, с. 121].

Переход традиционной системы повышения квалификации педагогических кадров на личностно ориентированное основание, создание педагогических условий активизации профессионального раз-

вития и саморазвития педагога, повышение эффективного управления процессом ПК на основе новых информационных технологий является одним из путей преодоления кризиса в системе ПК. Отсюда возникает насущная потребность в создании динамичной системы подготовки и повышения квалификации работников образования области, основанной на технологиях дистанционного обучения.

Это тем более актуально, что в ближайшие годы запланировано создание современных центров педагогических компетенций (в том числе на базе структур методической службы), формирование информационной среды профессионального развития педагогов с базами образовательных программ, лучших практик, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами [2, с. 197].

С точки зрения Е. С. Полат, основания моделирования моделей дистанционного обучения связаны с организацией дистанционной системы образования; организацией учебного процесса [3].

По мнению А. В. Хуторского, при определении моделей дистанционного обучения большое значение имеет заложенный педагогический смысл, среди толкований которого следует выделить два существенно разных подхода. Первый подход находит отражение в модели трансформации и подразумевает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и обучающимися. Учащемуся приписывается роль получателя определенного информационного содержания и системы заданий по его усвоению, при этом личный опыт учащихся не принимается во внимание. При втором подходе основным признаком дистанционного обучения выступает личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Обучение происходит синхронно в реальном времени, а также асинхронно. Такой подход лежит в основе модели продуктивного дистанционного обучения [4-6].

Именно второй подход является основой для формирования структурно-функциональной дистанционной модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, которая представлена на

рисунке. Безусловно, дистанционная модель повышения квалификации работников образования по многим компонентам совпадает с сетевой моделью, однако в процессе ее проектирования и реализации имеется ряд особенностей.

Аналитико-маркетинговый этап:

- при конкретизации персональных заказов на содержание и технологию реализации программ повышения квалификации слушателей широко используются онлайн-технологии в целом, тестирование в частности, которое позволяет выявить персонифицированные образовательные заказы, которые можно не унифицировать в той или иной степени, а в полной мере удовлетворить при использовании дистанционного ИКТ-образования.

Диагностико-ориентационный этап:

- в процессе определения специфики контингента обучаемых для данной модели возможно формирование групп слушателей (или индивидуальных программ обучения) с разными возможностями, профессионально-образовательными потребностями;

- специфика проектирования образовательной программы обусловлена возможностями формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), состоящей из ряда вариативных моделей, при этом содержание инвариантного модуля (6-12 ч) будет направлено на организационный инструктаж слушателей, повышение информационной культуры. Вариативные модули могут быть рассчитаны на различное количество часов (общее количество - 96 ч); особенность их разработки состоит в полном предоставлении учебно-методических комплексов (лекций, ве-бинаров, заданий на практикумы, сборников КИМов, задач и др.) или пакетов комплексных кейсов.

Организационно-процессуальный этап:

- реализация дистанционной программы ПК обусловлена использованием программированных технологий обучения при обязательной промежуточной диагностике уровня сформированности отдельных профессиональных компетенций и организации тьюторского сопровождения, научно-методической поддержки, а также системы неформального образования. Указанный подэтап может протекать как в виде непрерывного повышения квалификации в течение 14 дней обучения при организации имитационной деятельности, так и в качестве отдельных модулей, что важно при организации самостоятельной работы слушателей в условиях обучения без отрыва от производства.

Экспертно-мониторинговый этап:

- экспертная оценка эффективности реализации программ дополнительного педагогического образования осуществляется в рамках подготовки к аттестации или квалификационному испытанию; возможны любые формы аттестации (от сдачи ито-

гового экзамена, защиты итоговой аттестационной работы до разработки, реализации проекта, презентации его результатов) в режиме онлайн.

В настоящее время модели дистанционного образования основываются на шести известных моделях, базирующихся на различных средствах: телевидении, видео, книгах и др. Это позволяет выделить особенности различных моделей дистанционного обучения в системе ПК работников образования.

Первая модель напрямую обусловлена такой традиционной формой обучения, как заочная. Особенности данной дистанционной модели повышения квалификации связаны с организацией обучения без отрыва от производства, возможностью консультирования слушателя со специалистами, использование современных форм итоговой аттестации (электронное тестирование, дистант-экзамен и пр.). Обучение предназначено для работников образования, которые по производственным или по личностным причинам не имеют возможности включиться в очную форму обучения. Если процесс повышения квалификации осуществляется в условиях крупного вуза, то образовательный процесс может быть построен на основе учебно-методических комплексов, доступных на страницах сайта (образовательного портала) или видеокассетах, СЭ-дисках.

Наиболее популярна сетевая модель дистанционного образования, основанная на обучении взрослых с использованием регионального или федерального банка образовательных ресурсов через сетевой образовательный портал. В процессе обучения слушатель осознанно выбирает не только уровень образовательных ресурсов, но и кадры, управляющие их реализацией. Особенно эффективно процесс дистанционного повышения квалификации протекает в рамках специально созданных для данных целей образовательных учреждений (ОУ), ориентированных на разработку мультимедийных курсов. Формирование образовательных ресурсов с контролирующими функциями для дистанционных форм обучения ведется на основе единых требований, разработанных данным ОУ. Образовательные ресурсы предназначены для разных уровней обучения по актуальным проблемам и направлениям, ориентированным на все категории работников системы образования: от учителя и руководителя ОУ до организаторов постдипломного образования.

В настоящее время зарождаются и другие модели дистанционного образования (с использованием телевидения, самообразование), но их развитие в первую очередь будет зависеть от возможностей управления самим образовательным процессом со стороны учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО). Все перечисленные

модели дистанционного обучения позволяют по действующим образовательным программам с наличием прямой и обратной связи с обучающимися и с меньшими затратами осуществлять обучение. Использование дистанционного обучения в образовании взрослых, как никакая другая форма об-

учения, позволяет достичь таких требований к их образованию, как соединение обучения и профессиональной деятельности, ориентации на потребности и реальные профессиональные проблемы слушателей, учета особенностей профессионального обучения [7].

Реализация ПК учителя в дистанционном режиме

Реализация обучения в дистанционной форме

со о

І І ■Н

овд

ен

я

£ * =

аии вци 9. я ^

& о. 5 со ■ ^

^ ^ ю

Ю X О)

о о 2 ш § £ ^ о ^ ^ О (О 5^ о

^ ^ 5

д

Р &

од

а

- <и

нм

ста

дис

І “ м &■ ^ ©

ву ¡2 &■

а

а. § ц

« * * § т -О і— а. _о

О 5 С

о е із Е £

§ ■§■ 5

1=1 о 8

е

-&

о

Тьюторское сопровождение через механизм индивидуальных образовательных программ

Сетевая методическая поддержка в послекурсовой период в рамках сетевого неформального образования

Система неформального образования

Конференции

Конкурсы

Консультации

Стажировки

Сетевые проф. сообщества, соцсети, вики-сайты, сетевые документы, вебинары, блоги, мэшапы, карты знаний, реальные инновационные события и др.

Диагностика я и ц а

(мониторинг) уровня

сформированности ► О

профессиональных те

компетенций учителя

Дистанционная модель персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования

— 91 —

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://fd.ru/edoc?modId=99&docId=9 02389617&Anchor=XA00M7O2N4

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. С. 31. URL: Ийр://минобрнауки.рф/%00 %B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2882/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0% BB/1406/12.11.22-8F_2013-2020.pdf

3. Полат Е. С., Бухаркина М. В., Моисеева М. В. Тоерия и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 416 с.

4. Дистанционное сопровождение повышения квалификации работников образования: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки. Челябинск: Образование, 2010. 293 с.

5. Суворова И. В. Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 4 (132). С. 124-127.

6. Газизов Т. Т. Использование свободного программного обеспечения для проведения учебно-методических мероприятий в дистанционной форме // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 8 (136). С. 183-185.

7. Сошенко И. И. Маркетинговые исследования потребностей в дополнительном образовании как ресурс разработки эффективного мониторинга // Науч.-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013. № 1 (1). С. 58-62.

Червонный М. А., кандидат педагогических наук, проректор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: mach@tspu.edu.ru Сухачев Г А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: such@tspu.edu.ru Синельников В. В., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 02.12.2013.

M. A. Chervonny, G. A. Sukhachev, V V. Sinelnikov REMOTE MODEL OF PERSONALIZED AND INDIVIDUALIZED TRAINING OF EDUCATORS

The paper proposes a systematic analysis of the model of personalized and individualized training of educators; features of its design are revealed.

Key words: remote model of personalized and individualized training of educators; specifics of design and implementation of additional educational program.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federal Law of December 29, 2012 N 273 - Federal Law “On Education in the Russian Federation”. URL: http://fd.ru/edoc?modId=99&docId=9 02389617&Anchor=XA00M702N4 (in Russian).

2. State Program of the Russian Federation Development of Education for 2013-2020. P. 31. URL: http:// минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2882/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1406/12.11.22-8F_2013-2020.pdf.

3. Polat E. S. Theory and practice of distance learning: a textbook for students of Higher Pedagogical institutions. Moscow, Academia Publ., 2004. 416 p. (in Russian).

4. Remote maintenance of Teacher Training: Textbook for students of professional retraining. Chelyabinsk, Obrazovanie Publ., 2010. 293 p. (in Russian).

5. Suvorova I. V. Distant educational form of teaching handicapped children. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 4 (132 ), pp. 124-127 (in Russian).

6. Gazizov T. T. Applying open-source software for teaching and learning classes in the remote form. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 8 (136), pp. 183-185 (in Russian).

7. Soshenko I. I. Market research of additional education needs as a resource for the development of effective monitoring. Pedagogical Review, 2013, no. 1 (1), pp. 58-62 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.