Научная статья на тему 'Диспропорции в подготовке кадров и необходимость их устранения'

Диспропорции в подготовке кадров и необходимость их устранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храпова Е. В.

В статье рассматриваются проблемы обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами. Показан дисбаланс пропорций в рабочей силе экономики региона вследствие возникновения структурной безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диспропорции в подготовке кадров и необходимость их устранения»

Неудачные попытки властей ввести новые государственные языки в делопроизводство и вынужденное возвращение к русскому языку вызывают неизменное разочарование у национально ориентированной интеллигенции.

Надо признать, что указанные стереотипы отражают объективное положение дел. Одним из самых сложных аспектов существования государственных языков республик является несоответствие у большинства из них статуса языка реальному состоянию языка: недостаточная степень кодификации, т.е. наличия в языке строгих, обязательных правил отбора и употребления слов, грамматических и синтаксических конструкций, отсутствие развитой системы функциональных стилей, низкий уровень междиалектной консолидированности и т.д. По мнению лингвистов, форсированное расширение функций языков РФ малоэффективно: «Достаточно вспомнить типичные переводные общественно-политические и информационные тексты в республиканских газетах на многих национальных языках - чудовищно насыщенные русскими заимствованиями, с инородным для языка синтаксисом, с обилием семантических и фразеологических кальк. Характерным свойством подобных текстов оказывается их понятность (по крайней мере на уровне общего содержания) для русского читателя и полная недоступность для носителей этого языка, не владеющих в достаточной мере русским языком. Бессмысленность подобного, чисто механического и фиктивного, «освоения» языком новых функциональных сфер достаточно очевидна» [1]. Эти соображения необходимо принимать в расчет сторонникам языкового законодательства таких стран, как Канада или Швейцария, на чей пример они часто ссылаются. Там действительно нет единого для всей страны государственного языка, а на равных правах сосуществуют несколько государственных: немецкий, французский, английский. В любом центральном учреждении Швейцарии служащие обязаны разговаривать с посетителем на том из трёх языков, на каком он к ним обратился. Дело даже не в том, что в России языков на два порядка больше, чем в этих странах, а в том, что ни один государственный язык Российской Федерации, кроме русского, не является мировым.

Гораздо более сбалансированным и перспективным направлением языковой политики России видится не столько формальное уравнивание в правах языков РФ, сколько поддержание традиционно сложившегося функционального размежевания русского (общегосударственного) и других национальных языков, способных обслуживать бытовую и хозяйственную сферу, национальную культуру и литературу. В пользу этого подхода можно привести известный исторический факт: когда в 1958 году родителям было разрешено выбирать язык преподавания для своих детей, по всей стране количество национальных школ резко уменьшилось.

Можно констатировать, что советская модель, при которой население страны делится на русскоязычное большинство и двуязычное меньшинство с незначительным числом людей, не владеющих рус-

ским языком, сохраняется в современной России в силу исторической инерции. Однако при дальнейшем развитии существующих тенденций языковая ситуация в стране, безусловно, изменится. В особенно трудном положении, кроме русского языка, по-прежнему окажутся языки наиболее малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и европейского Севера, многим из которых больше, чем раньше, грозит вымирание. В настоящее время языки малых народов вытесняются не столько русским языком, изучение которого значительно сокращено, сколько языками титульных наций.

Итак, возникает новая проблема: многоязычие. Татарин, родившийся в Калмыкии, хочет изучать свой родной язык, он должен изучать титульный язык республики, ему нужен английский - и русский язык оказывается лишь на четвёртом месте. Количество часов, отводимых на изучение русского языка в средней школе, не может не быть минимальным при подобном положении дел.

В настоящее время более половины территории Российской Федерации - это территории республик, входящих в её состав, а значит, более половины территории РФ находится вне зоны прямого действия русского языка, как это было в Советском Союзе.. Резко снижается число выпускников средних школ, способных обучаться на русском языке в престижных ВУЗах (аэрокосмические, физико-математические, инженерные, гуманитарные и др. факультеты).

Приведённые факты вынуждают искать пути решения возникших проблем. Необходимы совместные усилия политиков, языковедов и юристов в проведении продуманной и взвешенной языковой политики. Русский язык нуждается в защите, так как он единственный из языков нашей страны способен обеспечить полноценное образование и экспорт образовательных и научно-технических услуг. Поэтому приоритетное развитие сферы образования и науки и внедрение на их базе новых технологий в производственный сектор экономики - единственный путь удержаться от сползания на обочину мировой цивилизации и возродить интерес к русскому языку и русской культуре. Позиция, занятая Правительством Российской Федерацией по отношению к русскому языку, объективно не может способствовать решению этих задач.

Литература:

1. О языках народов РСФСР: Закон РСФСР от 25.10.1991 г. № 1807-1.[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon.law7.ru/base29/part7/ d29ru7158.htm.

2. О языках народов Российской Федерации: Декларация ВС РСФСР 25.10.1991 г. № 1808/1-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=128660.

3. Солнцев, В.М., Михальченко, В.Ю. Национально-языковые отношения в России на современном этапе [Текст] / В.М. Солнцев, В.Ю. Михальченко // Языковая ситуация в Российской Федерации [Текст]. - М.: (б.и.), 1992.

ДИСПРОПОРЦИИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ УСТРАНЕНИЯ

ХРАПОВА Е.В.

кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета» им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами. Показан дисбаланс пропорций в рабочей силе экономики региона вследствие возникновения структурной безработицы.

Ключевые слова: численность, рынок труда, подготовка рабочих кадров, квалифицированные рабочие.

Важнейшим элементом управления трудовым потенциалом региона является обеспечение предприятий и организаций квалифицированными кадрами. Здесь имеется много проблем и нерешенных вопросов.

В послереформенный период, начиная с 1990 года, структура профессионального образования в России неоправданно изменялась в пользу значительного увеличения доли высшего образования. [6]

За 1995-2005 гг. количество вузов в России выросло с 502 до 1068, а число принятых на первый курс в вузы с 635 тыс. до 1640 тыс. чел.

Количество выпускников школ и количество мест в вузах в 2010 году в России было почти одинаковым (снижение выпускников школ произошло из-за демографического фактора), то есть в ВУЗы могли поступать все желающие, сдавшие ЕГЭ.

Если в СССР было 4,5 млн. студентов, то в России в 2013 году их было свыше 7,0 млн. Широкое распространение получило платное высшее образование на договорной основе. Во многих вузах оплата обучения практически гарантировала поступление, часто без всякого конкурса. Среди занятых в Омской области доля лиц с высшим образованием возросла с 15,1 % в 1995г. до 25,2% в 2010г., то есть в 1,7 раза, но довольно много среди таких лиц работают не по специальности и на работах, не требующих высшего образования.

Из-за слабой профориентационной работы неоправданными темпами рос прием и выпуск по гуманитарным специальностям. Если в 1990 году в РФ специалистов в области экономики и управления по приёму в вузы было 14 % , в гуманитарно-социальной сфере около 12 %, то уже в 2003 году их было соответственно 30% и 21%. Абсолютное количество специалистов технических специальностей осталось на прежнем уровне, но их доля среди выпускников снизилась в 2 раза.

Аналогичное положение сложилось в Омской области. В 1990 году в Омской области было только 12 государственных вузов, в том числе 4 филиала московских вузов. В 2013 году в Омском регионе действовало 34 образовательных учреждения выс-

шего профессионального образования: 14 государственных и 11 негосударственных и 9 филиалов государственных вузов. Количество студентов в омских вузах за 1995-2010г.г. выросло с 41432 чел до 110008 чел. [2].

Несбалансированное с потребностями экономики расширение сферы вузовского обучения, увеличение платного обучения, снижение уровня подготовки специалистов, недостаточная привязка программ обучения к потребностям предприятий вызывают значительные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.[4]

В условиях спада материального производства, прежде всего обрабатывающих отраслей, снизился престиж профессий технического профиля, и выбор абитуриентов, во многом, определяет мнение родителей, которые наиболее перспективными считают такие направления как юриспруденция, банковское дело и финансы, недвижимость и т.п.

Вместе с тем с подъемом производства на Омских предприятиях ВПК ощущается нехватка конструкторов, технологов, специалистов по электрооборудованию и инженеров других специальностей. Не закрытыми в 2012г. оставались около двух тысяч «технических вакансий».

Региональные власти, предприниматели и ВУЗы предпринимают меры для устранения этих диспропорций, учет системой высшего образования перспективных потребностей в специалистах. Расширяется целевая подготовка специалистов в вузах по заявкам предприятий. Так в 2013 году в Омском государственном техническом университете из 1250 первокурсников 400 приняты по целевым заявкам предприятий ВПК. Вместе с тем в области, как в других регионах, требуется дальнейшее улучшение координации и взаимная увязка подготовки специалистов и реальной потребности в ближайшие 5-10 лет.

Обратная сторона чрезмерного роста вузовской подготовки - снижение количества учащихся начального и среднего профессионального образования.

За послереформенные годы практически прекратилась подготовка рабочих в сфере химической, пищевой, текстильной и обувной промышленности,

Таблица 1. - Динамика развития высшего образования в РФ

Год Количество учебных заведений Набор на первый курс, тыс.чел Студентов на 10 тыс. населения

Всего В том числе негосударственных вузов

1985 502 - 635 206

1990 514 - 584 190

1995 759 193 678 189

2000 965 358 1293 327

2005 1068 413 1640 481

2010 1300 - - 492

промышленности стройматериалов, в 2,5 раза снизились выпуски по профессиям металлургов, в 1,5 раза в швейном производстве. Сокращается подготовкам по сельскохозяйственным, строительным, транспортным профессиям, профессиям связи, хотя по последним трем наметился рост спроса на квалифицированные рабочие кадры.

Особенно странным выглядит свертывание подготовки в сфере обслуживания и очень незначительное ее расширение по профессиям в области торговли и общественного питания. Ведь именно здесь наблюдалось наибольшее увеличение спроса на рабочую силу (например, в Омской области численность занятых в торговле возросла только за 2000-201 Ог.г. на 12,7 тыс. чел).[7] Это означает, что рабочие места в данном секторе заполняются либо профессионально неподготовленными работниками, либо лицами, прошедшими подготовку по другим профессиям и специальностям, в том числе выпускниками вузов, работающими продавцами, официантами, охранниками.

За 2001-2006 годы выпуск квалифицированных рабочих в системе начального профессионально-технического образования сократился на 10,4% с 758,6 тыс. чел. до 679,7 тыс. чел.

В 2013 году лишь 10 % выпускников школ сдавали ЕГЭ только по математике и русскому языку, то есть не собирались поступать в ВУЗы.

Существенное сокращение подготовки рабочих в системе профессионально-технического образования, прежде всего для обрабатывающих отраслей, наблюдается в Омской области, что вызвало значительное «старение» кадров в отраслях материального производства. При значительной численности безработных омские предприятия испытывают острую нехватку квалифицированных рабочих по таким специальностям, как станочники, наладчики, сварщики, слесари-ремонтники, трактористы, т.д. Кадровый кризис на омских предприятиях ВПК вызывает серьёзную тревогу руководителей этих предприятий, которые справедливо считают, что из-за недостатка квалифицированных рабочих оборонный комплекс может не справиться со стремительно возрастающим объемом задач.[5]

Омская область также испытывает острую потребность в строителях: спрос на крановщиков и

бетонщиков более чем в 10 раз превышает предложения, а на плиточников-отделочников более чем в 18 раз.[8]

Работодатели вынуждены заполнять вакансии за счет иностранной рабочей силы. Количество привлекаемых иностранных работников в области (в основном из государств Средней Азии и Китая) только за 2003-2007 гг. увеличилось в 7 раз. Основные сферы применения иностранной рабочей силы: строительство - 51 %, сельское хозяйство - 20%, торговля - 8,4%, другие виды экономической деятельности - 15,7 % [3].

В 2013 году был принят, ас 1-го сентября того же года вступил в силу федеральный Закон «Об образовании», который внёс ряд корректив в систему профессионального образования. В законе выделяется три ступени профессионального образования: начальное, среднее и высшее. Если с формами высшего образования все ясно, то формы начального и среднего профессионального образования не раскрываются, профессионально-технические училища (ПТУ), как форма начального профессионального образования в Законе вообще не упоминается.

У разработчиков Закона к ПТУ были две претензии. Во-первых, ПТУ должны давать полное среднее образование, а сейчас результаты ЕГЭ выпускников ПТУ значительно ниже, чем школьников. Во-вторых, у выпускников ПТУ слабая профессиональная подготовка. Так, вице-президент Российской академии образования (РАО) В. В. Болотов в комментарии к новому Закону отмечает: «Современный сварщик должен выполнять гораздо более сложные работы, чем те, каким может научить его нынешнее ПТУ, а строитель должен иметь представление о новых строительных материалах и владеть современными инструментами, чему в строительных училищах тоже не учат» [1].

Как вариант, выхода из сложившейся ситуации, предлагается по опыту учреждения образования Москвы объединить организации начального и среднего профессионального образования - ПТУ и техникумы - создав вместо них колледжи.

Другой вариант - вместо ПТУ организовать учебные центры прикладных квалификаций. Их могут открывать частные лица или крупные работодатели. Никакой школьной программы тут не будет, только

обучение профессии. Подобный учебный центр эффективно действует .например, в г. Калуге.

На наш взгляд, главное не сменить название учреждений начальной и средней профессионально подготовки, а убрать присущие прежней системе недостатки.

Первый - это слабая материально-техническая база учреждений профессионального подготовки, необходимость оснащения их новым современным оборудованием. В некоторых Омских ПТУ, например, при подготовке токарей использовались до недавнего времени станки ДИП, выпущенные еще в годы первых советских пятилеток. В ПТУ омского агрегатного завода готовили наладчиков станков с программным управлением, а в производственных мастерских училища не было ни одного такого станка.

В принятой Правительством Омской области «Концепции развития инновационной инфраструктуры области» до 2015 года, предусмотрено ряд мер по улучшению подготовки рабочих кадров и материально-технического обеспечения такой подготовки. Например, совместно с ОАО «АКОмскАгре-гат» (ООО «Высокие технологии») Правительством Омской области создано некоммерческое партнерство «Учебно-производственный центр высоких технологий машиностроения», в рамках которого организована подготовка рабочих сложных профессий для работы на обрабатывающих центрах, наладчиков станков с программным управлением и т.д.

Второй важный момент, который надо учесть при реорганизации системы начального и среднего профессионального образования - улучшение организации производственной практики. Часто учащиеся ПТУ в период практики занимаются выполнением работ не по специальности в основном подсобных и вспомогательных функций.Например будущие экскаваторщики после окончаний училища и прохождения двух практик, часто лишь придя на производство, впервые сталкивались с экскаватором.

Поэтому лучший вариант, когда подготовка рабочих начального и среднего профессионального образования осуществляется на основе договоров с предприятиями, которые несут ответственность по качественному проведению производственной практики.

Важным вопросом остается финансирование учебных заведений начального, профессионального образовании. Здесь на наш взгляд может быть следующий подход. Поскольку финансировать получение общего среднего образования обязано государство, то и в учреждениях начального и среднего профессионального образования расходы на эти цели должны финансироваться за счет субъектов федерации (зарплата учителей, приобретение учебной литературы) и т.п.. Что касается профессиональ-

ной подготовки, то к финансированию расходов на эти цели (оплата труда преподавателей и мастеров производственного обучения, приобретение и эксплуатация оборудования и т.д.), целесообразно применять целевую подготовку квалифицированных рабочих с привлечением средств предприятий.

Заслуживает внимания и опыт правительств Москвы, частично компенсирующее работодателям затраты на обучение их работников рабочим профессиями в колледжах. Сумма компенсаций - до 90 тыс. руб. на каждого ученика, предприятия в свою очередь обязуется обеспечить его работой в течение 3 лет после окончания учебы [«Российская газета» № 192 (6168) 29 августа 2013].

Комплексное совершенствование планирования, форм и методов подготовки кадров будет содействовать решению ключевой задачи - повышению в нашей экономике производительности труда, по уровню которой у нас пока отставание в 3-4 раза пор сравнению с промышленно развитыми странами.

Литература:

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru

2. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: [Информационный портал]. Управление человеческими ресурсами. - URL: http://www.ecsocman.edu.ru.

3. Человеческие ресурсы: [Информационный портал]. - URL: http://www.rhr.ru.

4. Ильченко С.М. Негативные эффекты интеграции и качество трудовой жизни (статья). Социально-экономические проблемы и перспективы развития в сфере труда: матер. XII Межд. науч.-практ. конф. 12 апреля 2011 г./ отв.ред.В.Ф.Потуданская. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 360 с. - С. 320-324

5. Черноножкина Н.В. Институциональная структура регионального рынка труда // Наука и общество: проблемы современных исследований: Сб. науч. статей / под ред. А.Э. Еремеева. - Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2013.-408 с. С. 61-66.

6. Особенности формирования трудового потенциала Сибири. Метелев С.Е., Виноградов В.Г., Ал-бастова А.Р., Метелев И.С. Омск, 2008.

7. Региональная модель подготовки специалистов Метелев С.Е. Философские науки. 2011. № S2. С. 27-36.

8. Косенчук О.В. Рынок труда на селе и его регулирование (статья) / Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред. д.филол.н., проф. А.Э. Еремеева - Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2011. -С.104-107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.