Научная статья на тему 'Дискуссионные аспекты исследования акцентуаций'

Дискуссионные аспекты исследования акцентуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ / АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ / ACCENTUATION OF PERSONALITY / ACCENTUATED PERSONS / PROFESSIONAL ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова Оксана Александровна

В статье обсуждаются дискуссионные аспекты исследования акцентуаций в различных возрастных периодах: их генезис, диагностика, профессиональное формирование, соответствие имеющимся типологиям, концептуальная терминология. Автор характеризует проблему в целом, формулируя исходные положения акцентуативной психологии, а затем приводит некоторые аргументы критиков и возражения на них, опирающиеся как на классические, так и на современные работы по акцентуациям личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION ASPECTS OF THE ACCENTUATIONS RESEARCH

The article deals with the disputable aspects of research concerning accentuations in different age periods: their genesis, diagnostics, professional formation, accordance with existing typologies conceptual terminology. The author describes the problem in general by formulation of starting positions for accentuative psychology and then she gives some critical arguments and answers to them, based on the classical and the modern works on accentuation of personality.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные аспекты исследования акцентуаций»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 3 2014

УДК 159.9.07

ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ

Бокова Оксана Александровна

психолог

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик», Ханты-Мансийск

аи№ог@аргіогі-]оигпаі. ги

Аннотация. В статье обсуждаются дискуссионные аспекты исследования акцентуаций в различных возрастных периодах: их генезис, диагностика, профессиональное формирование, соответствие имеющимся типологиям, концептуальная терминология. Автор характеризует проблему в целом, формулируя исходные положения акцентуативной психологии, а затем приводит некоторые аргументы критиков и возражения на них, опирающиеся как на классические, так и на современные работы по акцентуациям личности.

Ключевые слова: акцентуации личности; акцентуированные личности, профессиональные акцентуации.

Bokova Oksana Aleksandrovna

psychologist

Rehabilitation center for children and youth with disabilities «Luchik»

Khanty-Mansiysk

Abstract. The article deals with the disputable aspects of research concerning accentuations in different age periods: their genesis, diagnostics, professional formation, accordance with existing typologies conceptual terminology. The author describes the problem in general by formulation of starting positions for accentuative psychology and then she gives some critical arguments and answers to them, based on the classical and the modern works on accentuation of personality.

Key words: accentuation of personality; accentuated persons; professional accentuation.

Понятие «акцентуации» впервые ввёл немецкий профессор Карл Леонгард. Он и является автором современной концепции «акцентуированных личностей». Акцентуация определялась им как проявление дисгармоничного развития характера, категорическая выраженность его отдельных черт, что обусловливало повышенную уязвимость личности в отношении специфического ряда воздействий. В акцентуированных личностях, согласно К. Леонгарду, изначально заложены и возможность социально положительных, и социально отрицательный опасных поступков [1].

Акцентуация понимается и как крайний вариант нормы. Черты каждой личности при этом разделяются на две группы: основную и допол-

нительную. Основных черт гораздо меньше, однако они являются стержнем исследуемой личности, определяют её эволюцию, психическое состояние и возможности социальной адаптации. При возрастании степени выраженности основных черт они воздействуют на личность в целом, а при доминировании неблагоприятных условий могут разрушить и структуру личности с деструктивным исходом.

На формирование акцентуаций характера личности большое влияние оказывает микросреда - непосредственное окружение. Прежде всего, это родители, родственники, учителя, друзья, коллеги, учащиеся. Микросреда воздействует на человека двояко: через сложившиеся стереотипы, традиции, правила, нормы и типичные условия повседневной жизни, а также через специфические особенности ближайшего окружения [2; 3].

Отвечая на вопросы участников научных конференций, замечания рецензентов моих научных работ, я сталкиваюсь с разнообразной аргументацией как сторонников своих подходов к исследованиям акцентуаций, так и противников. Дискуссии возникают всегда при обсуждении проблемы возрастного генезиса акцентуаций, а также особенностей их профессионального формирования. Подходы к описанию профессиональных акцентуаций подробно описаны в одной из работ автора [4]. Различные аспекты генезиса и формирования акцентуаций у детей дошкольного возраста охарактеризованы в изданной в 2009 году брошюре [5].

Акцентуированное обучение вообще характерно для современного профессионального образования. И во многих непредвзятых научных исследованиях мы видим отголоски акцентуаций, а иногда даже прямые свидетельства их формирования, являющиеся следствием вначале профессиональной направленности обучения, а затем профессионального становления и многолетнего совершенствования в одной, зачастую весьма узкой области. Понятно, что акцентуированный профессионал кажется странным в обыденной жизни, но именно такие люди, кажущие-

ся обывателям «чудаками», совершают открытия. Учить во всём видеть, например, экологический смысл, содержащийся действительно во всех элементах содержания обучения - значит акцентуировать процесс обучения на экологическом содержании, значит зарождать, формировать и развивать не только экологический стиль мышления [6], но и непосредственно акцентуации экологически мыслящих профессионалов, не описанные, кстати, ни в одном из систематических исследований по акцентуациям, относящиеся к т.н. профессиональным акцентациям.

Другой пример, - это формирование профессиональной направленности [7] при изучении иностранных языков - очевидный способ проявить свою собственную акцентуацию и помочь выявить акцентуации заранее профессионально ориентированных студентов, выбравших свой жизненный путь.

Далее, выявление профессионально значимых качеств [8], выделение уровней их развития, рассмотрение способов их формирования различными средствами точно так же может быть интерпретировано на языке профессиональных акцентуаций, как и формирование профессиональной направленнности.

Другая группа критических замечаний обусловлена применением терминологии акцентуаций к группам детей дошкольного и раннего школьного возраста. Например, я часто слышу указание на некорректность использования термина «акцентуированные дети». Однако, отвечая на это, следует заметить, что термины «акцентуированные личности», «акцентуированные характеры», «акцентуированные дети», «акцентуированное знание» и т.п. широко используются в специальной литературе работами К. Леонгарда, А.Е. Личко, В. В. Бойко и др. Кстати, эта терминология уже давно вышла за пределы дискуссий узких специалистов. Rambler находит 53 тысячи документов со словосочетанием «акцентуированные дети». Google находит 22 тысячи результатов на запрос «акцентуированные дети». Другими словами, использование данного

термина практикующими психологами следует уже давно признать устоявшимся.

Ещё один дискуссионный аспект состоит в том, что некорректно, как указывают критики, исследовать акцентуации характера в дошкольном возрасте в силу незавершенности формирования устойчивости свойств характер. Возражая данному замечанию, следуют сказать, что как раз наоборот, как показывает опыт отечественных и зарубежных ученых, именно в этом возрасте и нужно изучать проблемы формирования акцентуаций.

К. Леонгард прямо указывает на проведённые им и его коллегами исследования акцентуаций - как у взрослых (Зитте), так и у детей (Гуть-яр), приводя в своей знаменитой книге «Акцентуированные личности» даже процентное соотношение обнаружения акцентуированных личностей (в том числе и детей) в Берлине. И даже этим он не ограничивается. Он приводит конкретные примеры каждого типа акцентуаций, встречающихся именно у детей [1]. По его утверждению, акцентуированные черты характера легко распознаются уже в детском возрасте.

В. В. Бойко в предисловии к своей книге однозначно утверждает: акцентуации бывают даже у дошкольников [9]. А.Е. Личко ещё более категоричен и не оставляет никаких сомнений в существовании акцентуаций в детском (дошкольном и школьном) возрасте, отмечая, что шизоида можно увидеть с первых лет жизни [10].

Так почему же некорректно исследовать акцентуации в дошкольном возрасте? Потому что их нет? Они есть. Они легко диагностируются. И не только в моих исследованиях. Может быть, это безнравственно? Тогда это упрёк всем психологам, исследующим характеры детей. Может быть, у детей нет характеров? Но характеры есть. Это скажет любой воспитатель детского сада, любой детский психолог.

Вероятно, перечисленные выше дискуссионные аспекты исследования акцентуаций возникают вследствие произвольной трактовки мнений

классиков акцентуативной психологии. Ведь если мы ведём научную дискуссию на разных языках, то и результат может оказаться разным. И даже противоположным. Особенно если мы обсуждаем терминологию.

Диверсификационные возможности языка диктуют степень многообразия решений. Научная дискуссия характеризуется априори холодным рассмотрением объекта, - так утверждают её участники, отказывающиеся при этом в действительности оставаться равнодушными. Если же исследователь неравнодушен к объекту, дискуссия однозначно не может быть научной, хотя многие могут утверждать и обратное.

Мнения можно отградуировать от категоричного «Упрямство и чрезмерный пыл в споре - вернейший признак глупости» [11] до «Единственный способ победить в споре - не ввязываться в него» [12]. Однако в развивающейся науке дискуссий не избежать, а степень научности аргументов, таким образом, определяется степенью акцентуированности участников диспута.

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-н/Д., 2000. 544 с.

2. Тутушкина М.К. Практическая психология. СПб., 1998. 336 с.

3. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Самара, 1997. 640 с.

4. Бокова О.А. Критика обоснования профессиональных акцентуаций и перспективы их исследования // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 153-158.

5. Бокова О.А. Влияние акцентуаций характера на двигательную активность детей с ограниченными возможностями: Методические рекомендации. Ханты-Мансийск, 2009. 33 с.

6. Яворук О.А., Пономарева И.С. Особенности формирования экологического стиля мышления при обучении физике студентов колледжа // Педагогическое образование и наука. 2012. № 5. С. 108-111.

7. Гриднева С.В., Яворук О.А. Психолого-педагогическое обоснование применения коммуникативно-ориентированного метода обучения иностранным языкам в вузе в целях реализации профессиональной направленности студентов // Мир науки, культуры, образования.

2009. № 5. С. 186-189.

8. Алеева И.В., Яворук О.А. К вопросу о развитии профессионально значимых качеств студентов специальности «адаптивная физическая культура» в процессе обучения физике // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4-1. С. 104-106.

9. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб., 2002. 160 с.

10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.,

2010. 256 с.

11. Монтень М. Опыты: Избр. главы. Ростов-н/Д., 1998. 540 с.

12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развить уверенность в себе и влиять на людей путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 2000. 591 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.