Научная статья на тему 'Дискурсивная формация корпоративной организации'

Дискурсивная формация корпоративной организации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-ДИСКУРС / PR-DISCOURSE / ДИСКУРСИВНАЯ ФОРМАЦИЯ / DISCURSIVE FORMATION / ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ / DISCURSIVE PRACTICES / КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CORPORATE ORGANIZATION / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / HIERARCHICAL STRUCTURE / СУБЪЕКТ РЕЧИ / THE SUBJECT OF SPEECH / КОММУНИКАТИВНЫЙ СТАТУС / COMMUNICATIVE STATUS / РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SPEECH ORGANIZATION / РЕЧЕВОЙ КОЛЛЕКТИВ / SPEECH TEAM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селезнева Л.В.

В статье рассматривается PR-дискурс как профессиональный дискурс, под которым понимается совокупность профессиональных дискурсивных практик. Особенности PR-дискурса определяются особенностями корпоративной организации, которая выступает не только в качестве объекта, но и субъекта PR. Идея корпоративности реализуется в структуре дискурсивной формации, разработанной в рамках корпорации. Структурообразующими факторам PR-дискурса являются иерархическая структура управления корпорацией, коммуникативный статус, то есть положение субъекта создателя текста в корпоративной системе, положение адресата по отношение к корпорации. На примере сайта ОАО «Газпром» предпринимается попытка описания речевой организации данной корпорации как речевого коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discursive formation of the corporate organization_

The article discusses PR-discourse as professional discourse, which is understood as a set of professional discursive practices. Features of PR-discourse are determined by the characteristics of the corporate organization, which serves not only as an object but also as the subject of PR. The idea of the team spirit is realized in the structure of discursive formations developed in the framework of the Corporation. Structure-forming factors of PR-discourse are hierarchical management structure of the Corporation, communicative status, i.e. the status of the subject the writer of the text in the corporate system, the position of the recipient in relation to the Corporation. For example, the website of "Gazprom" attempts to describe the speech organization of this Corporation as a speech team.

Текст научной работы на тему «Дискурсивная формация корпоративной организации»

УДК 659.4

Л. В. Селезнева

Дискурсивная формация корпоративной организации

В статье рассматривается PR-дискурс как профессиональный дискурс, под которым понимается совокупность профессиональных дискурсивных практик. Особенности PR-дискурса определяются особенностями корпоративной организации, которая выступает не только в качестве объекта, но и субъекта PR. Идея корпоративности реализуется в структуре дискурсивной формации, разработанной в рамках корпорации. Структурообразующими факторам PR-дискурса являются иерархическая структура управления корпорацией, коммуникативный статус, то есть положение субъекта - создателя текста в корпоративной системе, положение адресата по отношение к корпорации. На примере сайта ОАО «Газпром» предпринимается попытка описания речевой организации данной корпорации как речевого коллектива.

Ключевые слова: PR-дискурс, дискурсивная формация, дискурсивные практики, корпоративная организация, иерархическая структура, субъект речи, коммуникативный статус, речевая организация, речевой коллектив.

L. V. Selezneva

The discursive formation of the corporate organization

The article discusses PR-discourse as professional discourse, which is understood as a set of professional discursive practices. Features of PR-discourse are determined by the characteristics of the corporate organization, which serves not only as an object but also as the subject of PR. The idea of the team spirit is realized in the structure of discursive formations developed in the framework of the Corporation. Structure-forming factors of PR-discourse are hierarchical management structure of the Corporation, communicative status, i.e. the status of the subject - the writer of the text in the corporate system, the position of the recipient in relation to the Corporation. For example, the website of "Gazprom" attempts to describe the speech organization of this Corporation as a speech team.

Keywords: PR-discourse, discursive formation, discursive practices, corporate organization, hierarchical structure, the subject of speech, communicative status, speech organization, speech team.

Мы рассматривали PR-дискурс как профессиональный дискурс, под которым понимаем совокупность профессиональных дискурсивных практик. Дискурсивные практики, с одной стороны, являются результатом характерных профессиональных действий, а с другой стороны, встроены в конкретную профессиональную культуру и предопределяют высказывания (тексты), потому что являются для них системой норм и ограничений. Нам представляется продуктивным при анализе PR-дискурса учитывать, что различные политические, социальные общества, объединения, финансовые и бизнес-структуры строятся по типу корпорации. Корпорация в речевой деятельности представлена дискурсивными формациями. Под дискурсивной

формацией М. Фуко понимает некую закономерность (порядок, корреляции, позиции и действия, преобразования), которую можно установить между высказываниями, объектами, понятиями [11, с. 93]. Именно корпоративная организация выступает не только в качестве объекта, но и субъекта PR, и особенности ее системы определяют особенности PR-дискурса.

Параметры структурообразования профессионального дискурса подробно рассматривает В. Бхатия и выделяет в реализации профессионального дискурса такие четыре уровня, как текст, жанр, профессиональная практика и профессиональная культура [12] (см. Схему 1).

© Селезнева Л. В., 2015

Схема 1. Профессиональный дискурс

В. Бхатия отмечает: «Discursive practices, on the one hand, are essentially the outcome of specific professional procedures, and on the other hand, are embedded in specific professional cultures» [12, с. 35] - Дискурсивные практики, с одной стороны, по существу, представляют собой результат характерных профессиональных действий, а с другой стороны, встроены в конкретную профессиональную культуру (перевод мой - Л. С.).

Другими словами, профессиональный дискурс, каковым и является PR, формирует объекты как элементы определенной профессиональной культуры. Единый объект представляет собой то необходимое условие, которое объединяет все тексты того или иного субъекта PR и позволяет говорить о целостности и единстве любого дискурса [10]. Рассматривая единство дискурса, М. Фуко, например, выделял связи между высказываниями, образующими совокупность на основе некоторых объединяющих компонентов. К таким компонентам относится неизменный объект, который объединяет разные по форме и времени образования высказывания [11]. Таким объектом как необходимым условием существования дискурса является корпорация. О. C. Ви-ханский и А. И. Наумов отмечают, что «в России в силу ее специфики корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов» [2, с. 350].

Корпоративная система представляет собой особую форму организации совместной деятельности. Это такой тип социальной организации, который «объединяет замкнутые группы людей с огра-

ниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства» [1]. Можно выделить следующие признаки корпорации:

• Корпоративная организация имеет иерархическую структуру, которая предполагает порядок подчинения низших уровней высшим и моноцентрический тип руководства, то есть во главе компании стоит Председатель, или Президент компании - первое лицо компании.

• Для корпоративной организации характерна централизация и авторитарность руководства.

• Корпоративная организация представляет собой замкнутую организацию.

• В корпорации четко распределены коммуникативные статусы, которые определяются местом, занимаемым членом данной корпорации в организации.

• Корпоративная организация обладает монополией на распространение информации.

• В корпорации разработана корпоративная культура, то есть система принципов, ценностей и норм, выработанных в данной компании.

Мы рассматриваем корпорацию как дискурсивную формацию, которая находит отражение как в содержании, структуре, лексико-грамматической организации отдельных текстов, так и в структуре речевой организации корпорации. Другими словами, корпоративная организация может быть представлена как речевой коллектив. Идея определения производственных коллективов, а также общественных, политических и профсоюзных организаций как речевых коллективов была предложена в свое время В. И. Коньковым. Под речевым коллективом он понимает «группу людей, связанных между собою коммуникативными отношениями» [6, с. 250] и рассматривает речевой коллектив как генератор речи.

Речевой коллектив представляет собой субъект речи, то есть является производителем высказываний. Между членами коллектива складываются коммуникативные отношения. Для него (коллектива) характерна иерархическая структура, и коммуникативный статус каждого его члена определяется тем местом, которое занимает человек или управляющий орган в системе. Результатом речевой деятельности является совокупность разножанровых текстов, взаимосвязанных и взаимообусловленных, анализ которых помогает получить представление о речевой организации данного коллектива.

Под речевой организацией будем понимать, с одной стороны, весь массив текстов, созданных в рамках той или иной корпоративной организации, с другой стороны, отношения между этими текстами, которые обусловлены структурой субъекта речи. В речевую организацию корпорации входят тексты разных жанров, отражающие деятельность корпорации и направленные как на внутрикорпоративную, так и внекорпоративную аудиторию.

Для анализа дискурсивной формации мы используем дискурсивный подход, методология которого включает несколько этапов: 1) понимание самого высказывания (текста); 2) анализ прагматического контекста; 3) сопоставление прагматически релевантной информации, содержащейся в высказывании, с информацией, полученной при анализе прагматического контекста. Под прагматическим контекстом мы понимаем социальные условия появления данных текстов, которые рассматриваем в системе категорий корпоративной культуры (корпоративной системы), так как именно идея корпоративности во многом объясняет специфику речевой организации.

В качестве практического материала были взяты тексты с официального сайта ОАО «Газпром», на основе которых предпринимается попытка описания речевой организации данной корпорации как речевого коллектива.

Основу речевой организации корпорации составляет нормативная база, которая включает Устав, Положение о собрании акционеров, о Совете директоров, о Президенте ОАО, Кодекс корпоративного управления и т. д. [7]. В данных документах зафиксированы цели, задачи, пред-

мет деятельности, правовой статус организации, органы управления, их функции, структура корпорации. Это формирует набор конвенциональных установлений (conventions) (термин Т. ван Дейка), которые накладывают ограничения при создании текста.

Итак, что представляет собой речевая организация Газпрома.

1. Корпорация - субъект речи

Содержание текстов определяется двумя противоположными процессами. С одной стороны, корпоративная система обладает монополией на информацию о самой себе, поэтому фактом речевой организации становятся только те события, которые отобраны и одобрены руководством. А с другой стороны, одним из основных принципов взаимодействия с партнерами и продвижения своей продукции является принцип открытого информирования, который заключается в том, что «компания должна предоставлять информацию не в усеченном, а в полном виде» [8, с. 19] по тому вопросу, который интересует общественность.

В соответствии с этим в речевой организации выделяют две группы текстов на основе обязательного или добровольного раскрытия информации со стороны корпорации. К облигаторным текстам относятся годовой отчет, ежеквартальные отчеты, сообщения о существенных фактах, информация об аффилированных лицах (например, о членах Совета директоров), годовая бухгалтерская и финансовая отчетность и другая информация, предусмотренная законодательством. В группу необлигаторных текстов входят отчет о деятельности в области устойчивого развития, экологический отчет, аналитический справочник «Газпром в цифрах», пресс-релизы, квартальная финансовая отчетность, корпоративный журнал «Газпром», анализ и оценка руководством финансового положения корпорации, отвечающие требованиям регуляторов рынка ценных бумаг. Корпорация выступает в качестве субъекта, определяющего содержание текста и его адресата.

2. Иерархическая структура

Структура «Газпрома» может быть представлена в виде схемы (см. Схему 2):

Схема 2. Структура ОАО «Газпром»

Иерархическая структура корпорации позволяет нам не только установить условия существования и образования текстов, взаимосвязь между текстами и высказываниями, приоритет одних высказываний над другими, но и понять, «какие из единиц и отношений (например, установления, роли, действия) определяются единицами более высокого уровня» [3, с. 22].

Высшим органом управления «Газпрома» является Общее собрание акционеров, которое избирает членов Совета директоров и Ревизионной комиссии. В свою очередь Председатель Правления и члены Правления избираются Советом директоров.

Коммуникативный статус каждого члена коллектива.

В корпорации доминирует иерархическая структура, все интересы подчинены интересам корпорации и все речевые действия согласуются с лидерами, то есть субъектами, имеющими высший статус в компании и дающими разрешение на раскрытие информации. В качестве такого субъекта выступает Совет директоров, который «обеспечивает наиболее полное раскрытие информации, существенной для принятия инвестиционных и управленческих решений, а также способствует созданию режима максимальной защиты информации, составляющей государственную и коммерческую тайну» [9, с. 1]. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью и обладает высшим коммуникативным статусом.

Коммуникативный статус членов организации и департаментов определяет Положение о раскрытии информации ОАО «Газпром». Так, например, встречи и телефонные конференции с инвесторами, акционерами и представителями инвестиционно-брокерских организаций могут осуществлять только представители Финансово-экономического департамента и Департамента по информационной политике. Помимо этого, правом создания устных текстов о деятельности корпорации обладают только первые лица компании (Председатель Правления, заместители Председателя Правления, члены Правления, начальник Департамента по информационной политике, пресс-секретарь Председателя Правления - заместитель начальника Департамента по информационной политике) или по их поручению сотрудники Общества. К таким текстам относят публичные выступления от имени Общества на конференциях, совещаниях, семинарах, на заседаниях рабочих органов министерств и ведомств, пресс-конференции, брифинги, телефонные и видеоконференции, интервью, комментарии для российских и зарубежных средств массовой информации, финансовых и инвестиционных компаний.

Основной целью «Газпрома» как корпоративной системы является организация эффективной работы и получение прибыли, что зафиксировано в Уставе ОАО «Газпром». Для этого формируется система корпоративного управления, которая нацелена, с одной стороны, на взаимоотношения с акционерами, инвесторами и иными

заинтересованными лицами, а с другой - на отношения компании и работников. В соответствии с этим важным прагмалингвистическим условием создания текстов является фактор адресата, в качестве которого выступает внекорпоративная и внутрикорпоративная аудитория.

Внекорпоративная аудитория представлена, прежде всего, Общим собранием акционеров. Оно проводится ежегодно, на нем заслушиваются отчеты Совета директоров и исполнительных органов о результатах финансово-хозяйственной деятельности Общества за истекший финансовый год. В Положении о раскрытии информации указана основная и дополнительная информация, обязательная для предоставления лицам, имеющим право на участие в годовом Общем собрании акционеров [9]. При этом корпорация стремится стандартизировать свою деятельность, что проявляется и в разработке информационных схем текстов. Например, годовой отчет, выносимый на утверждение Общего собрания акционеров, должен содержать обязательные информационные блоки о положении Общества в отрасли; приоритетные направления деятельности Общества; о результатах работы Общества по приоритетным направлениям его деятельности; перспективы развития Общества; отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям Общества; описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества; перечень совершенных сделок; состав Совета директоров Общества; сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа Общества; сведения о соблюдении Обществом Кодекса корпоративного поведения.

Тексты, составляемые для сотрудников корпорации, то есть для внутрикорпоративной аудитории, создаются в условиях отсутствия внутренней конкуренции, поэтому нацелены на поддержание сложившейся иерархической системы управления, продвижение корпоративных интересов, ценностей. В этом плане Кодекс корпоративной этики определяет ответственность каждого работника «в создании положительного имиджа Общества» [5, с.14], который проявляется, в том числе, и при создании текстов, использовании делового стиля общения. К внутрикорпоративным текстам можно отнести журналы: «Фактор времени», корпоративный журнал «Газпром».

Таким образом, в речевой организации Газпрома выделены тексты облигаторные-необлигаторные, тексты первых лиц компании, внутрикорпоративные и внекорпоративные тек-

сты. Такая дифференциация определена тремя прагмалингвистическими факторами: субъектом PR, то есть самой корпорацией, ее целями и задачами, коммуникативным статусом членов корпорации, адресатом. Идея корпоративности реализуется в структуре разработанной в рамках корпорации дискурсивной формации. К структурообразующим факторам PR-дискурса можно отнести иерархическую структуру управления корпорацией, коммуникативный статус, то есть положение субъекта - создателя текста в корпоративной системе, положение адресата по отношение к корпорации.

Библиографический список

1. Большая энциклопедия нефти и газа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. ngpedia.ru/id219224p1. html.

2. Виханский, О. С., Наумов,А. И. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -М. : Гардарика, 1998. - 528с.

3. Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. А. ван Дейк. - М. : Прогресс, 1989. - 312 с.

4. Кодекс корпоративного управления (поведения) ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. gazprom. Ru / f / posts / 00 / 302817 / 2 _ kodeks_korporativnogo_upravleniya.pdf

5. Кодекс корпоративной этики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru7f/posts/00/302817/2014-02-25-codex-of-corporate-ethics.pdf.

6. Коньков, В. И. Речевой коллектив как единиц в членения речевой практики общества [Текст] / В. И. Коньков. // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. научн. трудов / Отв. ред. М. П. Котюрова. - Пермь : Перм. ун-т, 2004. - С. 247263.

7. Корпоративное управление. Нормативная база [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/management/corporate-governance/.

8. Кочеткова, А. В. Теория и практика связей с общественностью [Текст] / А. В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я. Л. Скворцов, А. С. Тарасов. -СПб. : Питер, 2010. - 240 с.

9. Положение о раскрытии информации ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. gazprom. Ru / f / posts / 00 / 302817 / 6 _ polojenie _ o _ raskrytii_informacii_1.pdf.

10. Селезнева, Л. В. Целостность дискурса как лингвистическая проблема [Текст] / Л. В. Селезнева. // Филология и человек. - № 2. - 2012. - С. 7-18.

11. Фуко, М. Археология знания [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой. - СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004. - 416 с.

12. Bhatia, V K. Interdiscursivity in professional communication [Text] / V K. Bhatia. // Discourse & Communication. - Vol.4 - № 1. - February 2010. -PP. 32- 50.

Bibliograficheskij spisok

1. Bol'shaja jenciklopedija nefti i gaza [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ngpedia.ru/id219224p1.html.

2. Vihanskij, O. S., Naumov, A. I. Menedzhment [Tekst] : uchebnik / O. S. Vihanskij, A. I. Naumov. - M. : Gardarika, 1998. - 528s.

3. Dejk, van T. A. Jazyk. Poznanie. Kommunikacija [Tekst] / T. A. van Dejk. - M.: Progress, 1989. - 312 s.

4. Kodeks korporativnogo upravlenija (povedenija) OAO «Gazprom» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // www. gazprom. Ru / f / posts /00 / 302817 / 2 _ kodeks_korporativnogo_upravleniya.pdf

5. Kodeks korporativnoj jetiki [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.gazprom.ru/f/posts/00/302817/2014-02-25-codex-of-corporate-ethics.pdf.

6. Kon'kov, V I. Rechevoj kollektiv kak edinic v chlenenija rechevoj praktiki obshhestva [Tekst] /V I. Kon'kov. // Stereotipnost' i tvorchestvo v tekste: Mezhvuz.

sb. nauchn. trudov / Otv. red. M. P. Kotjurova.— Perm': Perm. un-t, 2004. - S. 247-263.

7. Korporativnoe upravlenie. Normativnaja baza [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gazprom.ru/about/management/corporate-governance/.

8. Kochetkova, A. V Teorija i praktika svjazej s obshhestvennost'ju [Tekst] / A. V. Kochetkova, V N. Filippov, Ja.L. Skvorcov, A. S. Tarasov. - SPb.: Piter, 2010. - 240 s.

9. Polozhenie o raskrytii informacii OAO «Gazprom» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: // www. gazprom. Ru / f / posts / 00 / 302817 / 6 _ polojenie _ o _ raskrytii_informacii_1.pdf

10. Selezneva, L. V. Celostnost' diskursa kak lingvisticheskaja problema [Tekst] / L. V Selezneva. // Filologija i chelovek. - № 2. - 2012. - S. 7-18.

11. Fuko, M. Arheologija znanija [Tekst]: Per. s fr. M. B. Rakovoj, A. Ju. Serebrjannikovoj / M. Fuko. -SPb.: IC «Gumanitarnaja Akademija»; Universitetskaja kniga, 2004. - 416 s.

12. Bhatia, V. K. Interdiscursivity in professional communication [Text] / V K. Bhatia. // Discourse & Communication. - Vol.4 - № 1. - February 2010. -PP. 32- 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.