Научная статья на тему 'Дискурс как среда формирования нового значения у имен прилагательных'

Дискурс как среда формирования нового значения у имен прилагательных Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ЛИНГВИСТИКА / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЛЕКСИКА / СЕМАНТИКА / ДИСКУРС / ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минка А.Н.

Автор статьи рассматривает дискурс как среду формирования новых значений у имен прилагательных. Изучение дискурса является одной из первопричин зарождения когнитивной лингвистики. Когнитивная обработка информации, поступающей к человеку в процессе дискурса, происходит как в процессе понимания, так и в процессе порождения высказывания. Выход на уровень дискурса, учет речевой ситуации и внелингвистических смыслов диктуется тем, что анализируемая единица получает свое правильное истолкование только в семантическом пространстве, выходящем за пределы словосочетания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс как среда формирования нового значения у имен прилагательных»

Итак, вопросительный ряд выступает одним из способов создания характеристики предметов, лиц, процессов и ситуаций. Наибольшими возможностями для реализации данной функции обладают местоименные описательные ряды.

А.Н. Минка

ДИСКУРС КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЗНАЧЕНИЯ У ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

В настоящее время фокус лингвистических исследований смещается от изучения отдельных лингвистических единиц к изучению дискурса, к тому, как оперирует языком его конкретный носитель в процессе порождения высказывания.

Дискурс является сложным многоплановым феноменом, который находится в центре внимания современной науки в целом, и лингвистики в частности: он изучается философией, социальной психологией, теорией коммуникации и различными направлениями лингвистики: когнитивной лингвистикой, психолингвистикой, прагмалингвистикой, этнолингвистикой, лингвокуль-турологией и др.

Изучение дискурса, как известно, является одной из первопричин зарождения когнитивной лингвистики. Настоящий этап когнитивной науки, по мнению Е.С. Кубряковой, «отражает такую стадию в ее развитии, когда разрешение массы насущных проблем концептуального анализа видится в последовательном изучении языковых проявлений деятельности человеческого сознания и связывается главным образом с познанием той инфраструктуры мозга - когнитивной системы, которая обеспечивает всю эту деятельность» [3, 37].

Когнитивная обработка информации, поступающей к человеку в процессе дискурса, происходит как в процессе понимания, так и в процессе порождения высказывания. Таким образом, язык в когнитивной лингвистике рассматривается как когнитивный процесс, главная цель которого заключается в переработке информации, заложенной в высказывании. В ходе языковой обработки происходит как когниция, так и коммуникация, что приводит к взаимоотношению этих процессов. Когнитология сосредоточивает свое внимание на языковых знаниях человека и взаимодействует с когнитивной психологией при анализе словесной вербальной памяти, внутреннего лексикона, порождения, восприятия и понимания речи. В когнитивной лингвистике исследуются не только наблюдаемые процессы, но и скрытые ментальные сущности, лежащие в основе этих процессов, порождающие их. Когнитивный процесс тесно связан с «картиной мира», существующей в сознании каждого индивидуума и отображающей объективную действительность сквозь субъективное восприятие: национальный менталитет и систему взглядов.

Н.Д. Арутюнова определяет дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими-прагматическими, социокультурными, психологическими и другими формами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь» [1, 136-137].

«Дискурс создается всей системой языковых средств, эксплицирующих в том или ином высказывании некую общую когнитивную стратегию» [4, 16].

Под когнитивными стратегиями адресата понимаются «различные варианты сознательного управления говорящим процессами объективации знаний в тексте, связанные с выбором оптимальных средств актуализации знаний слушающих» [5, 42]. Когнитивные стратегии, воплощаемые в дискурсе, определяют общие принципы «языка» дискурса и определяют смысловое восприятие речевого высказывания слушающим: Она полагается на бесчисленные ресторанчики и кафе... Готовят там вкусно, а цена необременительна: рестораны закупают продукты по низким оптовым ценам (Вокруг Света, 1990).

Данный пример наглядно демонстрирует, как адресант достигает максимального эффекта воздействия на слушающего за счет реакции на неадекватную дискурсивному ожиданию слушающего комбинаторику языковых единиц внутри текста.

Раздел II. Филология

Выход на уровень дискурса, учет речевой ситуации и внелингвистических смыслов диктуется тем, что анализируемая единица получает свое правильное истолкование только в семантическом пространстве, выходящем за пределы словосочетания.

Применение когнитивно-дискурсивных методов к частям речи позволяет получить новые данные, проливающие свет на связь частей речи с актами мышления и познания человека, с процессом соединения лингвистической и экстралингвистической реальности.

В аспекте когнитивной лингвистики на современном этапе развития вырисовываются свойственные именам прилагательным со значением степени когнитивные конституирующие черты -качества, связанные с возможностями слова передать в дискурсе те или иные структуры знания и их оценки.

Использование прилагательных с когнитивной точки зрения - это осуществление специфических операций над знаниями, которые ведут к изменению онтологического статуса знания. Фактически происходит «наложение» новой категоризации на действительность или ее отдельные фрагменты.

С когнитивной точки зрения этот процесс близок к модели рассуждения по аналогии, в основе которой лежит представление о передаче информации, или знаний, между двумя концептуальными областями: источником и целью. Область источника должна присутствовать в актуальной или виртуальной памяти когнитивной системы (УоБта^и, 1989).

При этом происходят следующие процедуры:

1) выбор подходящего аналога (области источника);

2) перенос части информации из области источника в область цели;

3) порождение сторонних эффектов - следствий из установленной аналогии.

Для установления внутреннего строения области источника и цели обратимся к метаязыку фреймов. Фрейм - это описание типизированной ситуации (в частном случае - объекта), состоящее из слотов. Каждый слот представляет некоторый тип информации, релевантный для описываемого фрагмента действительности. Релевантность характеристики определяется ее необходимостью для успешной деятельности в выбранном фрагменте конкретной когнитивной системы.

Необходимо отметить тот факт, что новое значение часто возникает не на основе элемента основного значения слова, а на основе коннотаций или семантических ассоциаций. Язык фреймов не делает различий между лингвистической и экстралингвистической информацией при представлении знаний.

Примеры: Далеко вверх, в горы, забирались игрушечные белые домики городских окраин (Островский). Он оперся на винтовку и выглянул из-за невысокого вала: по рыжему полю летели игрушечные всадники (Каверин).

Фрейм источника Фрейм цели

Игрушка игрушечный домик

Слот: предмет, предназначенный для игры детей Слот: очень маленький, очень маленького размера

Самые дорогие безделушки скупила дама антикварного возраста (АиФ, 2003).

Фрейм источника Фрейм цели

Антиквариат антикварный возраст

Слот: старинная и ценная вещь Слот: престарелый

Значение прилагательного степени с когнитивной точки зрения далеко не элементарно. Оно возникает в результате проведения целого ряда процедур обработки знаний. Так, значение словосочетания антикварный возраст - «очень пожилой» предполагает не только замену содержания слова «ценный» фрейма слота на нехарактерную ценность, но и последующее взаимодействие фрейма источника с целевым фреймом возраста. В результате порождается новый смысл, не зафиксированный в словаре. Это становится возможным благодаря общим признакам, которые лежат в основе семантики единиц. В лексеме вещь потенциально заложена сема возраст. Реализуется общая сема, которая усиливается всем контекстом данной фразы.

Иными словами, в аспекте когнитивного подхода в качестве главного компонента выделяется признак предмета. Совпадение выделяемых признаков (слотов источникового и целевого

фреймов) и позволяет использовать название одного из них для наименования другого. Ассоциативный признак, служащий основанием является символом переноса. Например, «игрушечный» -значит «очень маленький» - меньше определенной нормы.

Ср.: But my ambition had been to see a live elephant seal in his natural environment and here I was, lying on the shingle eating sandwiches within five feet of one, who lay there not unlike a baby barrage balloon ...(Durrell).

В данном отрывке прилагательное baby употреблено в значении «tiny» - маленький, небольшого размера - «небольшое аэростатное заграждение», хотя основное значение «детский, характерный для детёныша».

Преимущество когнитивного подхода заключается в выходе за пределы собственно языкового значения. Значение слова предстает как сложный фрейм, модифицирущийся в каждой проблемной ситуации, а в основе языкового функционирования лежат особые правила модификации фреймов, определяемые различными типами проблемных ситуаций: Что интересно, за четыре года матросской жизни тихо отслужили малый срок яркие ботинки, ...расползались по швам модерновые куртки., а вот моя вторая рубашка жила, не теряя рафинированной свежести (Смена, 1990, № 10). И пейзажи у нас не героического масштаба. У нас нет бескрайних степей, или огромных снежных гор, или арктического безмолвия...(Вокруг Света, 1995). ... the glass articles finally produced a state of hypnotic calm in which Laura stopped singing and merely sat without motion .(Williams).

Дискурс помогает формировать представления, что связывает его изучение с гносеологией и делает необходимым анализ и интерпретацию текстов с целью выяснить, как из элементов языка дискурса формируется целое. «Адресат связывает воедино «информационные единицы», содержащиеся в лексике, морфологии и синтаксисе дискурсивных текстов, благодаря своим общим знаниям и культуре, имеющейся у него информации о трактуемом феномене..., а также в соответствии с собственным мировоззрением» [4, 19].

В основе дискурса лежат ментальные структуры - зафиксированные формы ментального опыта. В процессе познавательного контакта с действительностью они «обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения» [6, 95]. Основным свойством ментальных структур является «свернутость» [2, 13]: «при столкновении с любым внешним воздействием они могут «развертываться» особым образом в организованное ментальное пространство» [6, 96].

Резюмируя вышесказанное, отмечаем, что дискурс - это интегральное образование, мысле-коммуникативная деятельность, выступающая как совокупность процесса и результата, включающая экстралингвистический и лингвистический аспект и влияющая на формирование нового значения у имен прилагательных в результате порождения высказывания.

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, С. 136-137.

2. Harvey O., Hunt D.E., Schrodert H.M. Conceptual system and personal organization. N.Y., 1961.

3. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания, 1994. № 4. С. 34-47.

4. Махницкая Е.Ю. Метафора в современном экономическом дискурсе и принципы ее лексикографического описания. Ростов-н/Д., 2003.

5. Сигал К.Я. Сочинительные конструкции и дискурс // Известия АН. Cер. Лит. и Яз., 2001. T. 60. № 5.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002.

7. Vosniadou S., Ortony A. Similarity and analigical reasoning: a synthesis. Cambridge, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.