Научная статья на тему 'Дискаунтер как одно из перспективных направлений развития розничной торговли в России'

Дискаунтер как одно из перспективных направлений развития розничной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова К. А., Ламбина Д. В.

В статье раскрывается сущность дискаунтера – одного из современных инструментов розничной торговли. Рассматриваются особенности, принципы организации и управления дискаунтером, а также перспективы его развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискаунтер как одно из перспективных направлений развития розничной торговли в России»

первую очередь, с относительной новизной таких концепций как маркетинг партнерских отношений и сетевой подход к управлению, и в скором времени данная ситуацию коренным образом изменится.

Список литературы:

1. Кущ С. Маркетинг взаимоотношений на промышленных рынках. -СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 272 с.

2. Третьяк О. Развитие концепции управления цепочкой спроса на новых основаниях // Российский журнал менеджмента. - 2008. - № 4. - С. 141-148.

3. Третьяк О. Маркетинг: новые ориентиры развития модели управления: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 403 с.

4. Шерешева М. Межорганизационные информационные системы в сетевом межфирменном взаимодействии // Российский журнал менеджмента. - 2006. - № 1. - С. 55-76.

5. Юлдашева Ю. Маркетинг отношений с промышленными покупателями // Новости электротехники. - 2005. - № 5.

ДИСКАУНТЕР КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

© Козлова К.А.*, Ламбина Д.В.*

Ангарская государственная техническая академия, г. Ангарск

В статье раскрывается сущность дискаунтера - одного из современных инструментов розничной торговли. Рассматриваются особенности, принципы организации и управления дискаунтером, а также перспективы его развития в России.

По данным Госкомстата более 70 % населения России находится около или за чертой бедности, и относится к так называемой категории малообеспеченных слоев населения. Постоянный рост инфляции, отражающийся на ценах в магазинах и рынках, не наводит мысли основной массы покупателей о ближайшем росте их благосостояния и возможности сладкого и сочного питания. Цены растут почему-то быстрее, чем декларируемый уровень инфляции. Как исправить эту ситуацию, как создать и развить рентабельный, но не дорогой торговый бизнес, который будет удовлетворять и покупателя, и про-

* Старший преподаватель кафедры Экономики, маркетинга и психологии управления.

* Студент факультета Управления и бизнеса.

давца. Конечно это не панацея, это не единственный выход, но это практичное решение, которое позволит хоть на процент улучшить ситуацию.

Сегодня цивилизованное движение розничной торговли можно наблюдать только в столице и городах с миллионным населением, а как же быть тем, кто живет в небольшом областном городе или районом центре? Когда к ним придет эра разумного и недорогого обслуживания? [5].

Стоимость потребительской корзины в соответствии с прожиточным минимумом для среднестатистического человека составляет около 6505 рублей на человека в месяц. Конечно, это минимальный набор продуктов, и хватит их лишь для того чтобы выжить, а как построить свою жизнь чтобы не выживать, а жить, просто жить. Для этого нужны торговые точки с качественными товарами по низким ценам - дискаунтеры.

Дискаунтеры - это магазины с площадью от 500 до 1500 квадратных метров с узким ассортиментом товаров (от 1000 до 3000 наименований), без предоставления каких-либо дополнительных услуг покупателям, с достаточно низкими ценами, которые достигаются за счет правильно построенной логистической цепочки [2].

Это именно те товары, без которых не обходится ни одна семья. А при обилии предложений на сегодняшнем рынке, дискаунтерная компания, ограниченная параметрами жесткой ассортиментной матрицы, берет на себя право отбора для покупателя самого популярного из разряда лучших дорогих и недорогих товаров, но зато несет ответственность за качество и постоянное наличие товара в своих магазинах.

Внутреннее оформление функционально, никакого дизайна, кроме информации для потребителей и минималистичного корпоративного оформления дискаунтерной сети, не предусмотрено.

Располагаются дискаунтеры в жилых районах, ведь предполагается, что покупатели дискаунтера могут не иметь автомобилей. Небольшой процент дискаунтеров, которые рассчитаны на автовладельцев, располагаются на пересечение крупных автотрасс, как правило, в черте города.

В настоящее время дискаунтерное движение в большинстве случаев не соответствует четкому пониманию дискаунтера, это больше похоже на «эконом-класс». И в силу отсутствия конкуренции, данная ниша настолько широка, что дискаунтер скачет то в одну, то в другую сторону, либо, увеличивая ассортимент и обогащая дополнительную сферу услуг, перестраивается из дискаунтера в супермаркет минималистского вида или в обратную сторону - полностью превращается в оптовый магазин для продажи товаров только оптовикам.

Конечно, каждый бизнесмен понимает, что низкие цены делаются на интенсивном обороте, минимальных затратах и системе организации в виде слаженного часового механизма, работающей четко и без сбоев. Но без определенного опыта это сделать нелегко. Наверное, из-за отсутствия дос-

тупной информации о дискаунтере, у предпринимателей нет четкого понимания, почему дискаунтер должен неукоснительно следовать заложенным в его структуру принципам:

1. Иметь ограниченный, качественный и постоянный в наличии ассортимент товаров и услуг повседневного спроса покупателей по очень низким ценам и добиваться установленной прибыли на обороте и сокращении издержек, а это в свою очередь достигается за счет определенной идеологии и стандартизации всех бизнес-процессов.

2. Лучшие цены на рынке можно достичь за счёт минимизации расходов во всех сферах деятельности компании, за исключением расходов на заработную плату, которая, как правило, должна быть средней или выше среднего уровня, потому что именно сотрудник магазина или офиса влияет на расходы и развитие компании.

Рекомендуется для правильной организации и управления дискаун-терной компанией иметь:

- ясные цели;

- несколько легко понятных для сотрудников и партнеров принципов;

- полную ориентацию на покупателей;

- бескомпромиссную последовательность в применении и реализации дискаунтерной концепции;

- практическую работу с учётом всех мелочей на всех уровнях бизнеса.

Где целевыми указаниями должны быть:

- минимальные расходы и соответственно максимальные результаты, и производительность во всех областях деятельности дискаун-терной компании;

- минимально низкие продажные цены и наилучшее качество товара и услуг.

Это должен понимать любой сотрудник компании. Эти цели должны постоянно реализоваться всеми отделами и сотрудниками. Стратегии, планы и цели компании не должны являться «дворцовыми тайнами», они должны быть известны всем членам команды. Потому что то, чего хочет компания, должно быть понятно каждому: ни одного рубля не должно быть потрачено без пользы [1].

С точки зрения аналитиков, сегодня в регионах России созданы благоприятные условия для развития дискаунтерного движения:

1. огромный разрыв по уровню цен и качеству сервиса между цивилизованным сектором в лице супер- и гипермаркетов и оптово-розничными рынками, т.е. существует огромная ниша для дискаун-терного движения;

2. отсутствие у отечественных операторов опыта создания оптимизированных сетевых торговых структур, т.е. небольшая конкуренция на дискаунтерном поле;

3. невысокая обеспеченность населения в целом, т.е. более половины населения - потенциальные потребители дискаунтерных услуг.

Да и нынешнее эффективное развитие ведущих дискаунтерных сетей Москвы и Санкт-Петербурга говорит само за себя. А в некоторых регионах это уже выражается в движении экспансии.

Благодаря правильным решениям Правительства РФ были созданы законодательные условия для развития торговли «эконом-класса». Некоторые компании взяли курс на развитие дискаунтерного формата торговли и сейчас, за пять-шесть лет, они имеют от 150 до 1500 торговых точек приносящих ежегодный стабильный доход.

Главное, предпринимателям в области розничной торговли необходимо понять, что дискаунтер - более простой формат. Дискаунтеры легче открывать, из них дешевле и быстрее строить технологичную и управляемую сеть. А низкие затраты на развитие и короткие сроки охвата рынка убедят кого угодно, что это решающий фактор, если ты хочешь стать сильнее, а не хочешь быть поглощен или разорен более крупной структурой.

Именно дискаунтерный формат позволит с наименьшими затратами и в более краткие сроки обеспечить конкурентное превосходство в том или ином секторе розничного рынка. Поэтому, дискаунтерная сеть магазинов - сегодня наиболее перспективный курс для развития торгового розничного бизнеса.

При правильном построении дискаунтерного формата, а это важно для достижения требуемого результата, существуют правила, которые необходимо соблюсти. Иначе получится не дискаунтер, а такой же, как и у других - магазин с основным набором параметров «эконом-класса», а это более высокие издержки, низкая рентабельность и другой формат торговли.

Как строить дискаунтерную компанию, которая хочет развиться до районных, региональных или национальных масштабов?

Во-первых, организационное построение и концепция жесткого следования дискаунтерным технологиям.

Затем систематизация и стандартизация, а главное постоянное совершенствование и тотальная борьба с издержками.

Это специально подобранный набор технологий, основанный на высоких результатах труда ведущих отечественных и зарубежных компаний. Поэтому за счет совершенной системы товародвижения и оптимально выстроенных рабочих процессов дискаунтерная торговля обеспечивает такие результаты, которые позволяют эффективно управлять продажами и привлекать все большее и большее количество покупателей. Цены и качество убедят, кого хочешь [3].

На ближайшие 10-15 лет у дискаунтерного движения большое будущее. Правда бытует мнение, что по оценке экспертов, в течение 5-7 лет основные мировые игроки (Aldi, Lidl, Penny) выйдут на российский рынок, да и отечественные компании не дремлют, а развиваются интенсивными темпами.

Конкуренция будет усиливаться в первую очередь в городах с населением более 1 миллиона жителей, и в будущем розничный рынок будут контролировать семь-десять компаний, каждая из которых будет иметь годовой оборот свыше 2 миллиардов долларов США. Слабые торговые компании будут либо поглощены, либо - разорены.

Но, как говорят «волков бояться, в лес не ходить». В этой ситуации есть два выхода либо ждать, либо расти самим. Поэтому большинство доводов за то, чтобы развивать дискаунтерное движение в регионах России на базе местных предпринимателей.

Дискаунтер позволит положительно повлиять на экономическую стабильность в регионах России. Лишь только одна дискаунтерная сеть, например из 10 магазинов с годовым оборотом в 1,2 млрд. рублей, может добиться признания у руководства и населения района.

В магазинах-дискаунтерах покупатели смогут приобретать продукты питания и товары народного потребления по низким ценам в цивилизованных условиях, а в районах развития компании появятся новые рабочие места для не занятого работой населения и будет постоянно вестись социальная работа, все это существенно повлияет на рост экономики в целом, что соответствует программе развития регионов России [4].

Список литературы:

1. Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей / Р. Вар-ли, М. Рафик. - М.: ЗАО «ИД Гребенникова», 2005.

2. Мануков С. Торг уместен: почему сети дискаунтеров выиграли от мирового финансового кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ko.ru.

3. Охорзина Ю.О. Дискаунтеры: особенности покупательского потока и способы влияния на него / Ю.О. Охорзина. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 2.

4. Технология построения, развития и управления розничных сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.metronomk.ru.

5. Эксперты о принципах работы московских дискаунтеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: top.rbc.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.