Научная статья на тему 'Дисфункциональные отношения в наставничестве и обучении'

Дисфункциональные отношения в наставничестве и обучении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
902
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЮ / «ТРОЯНСКОЕ» ОБУЧЕНИЕ / MENTORING / TEACHING-LEARNING / COUNTERACTION TO COMPETITORS'' LEARNING / "TROJAN HORSE" TEACHING / DYSFUNCTIONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поддьяков Александр Николаевич

Обсуждаются зарубежные и отечественные исследования дисфункциональных отношений в наставничестве и обучении, ведущих к негативным последствиям для обучаемого и (или) наставника. Приводятся классификация этих отношений; перечень проблем, с которыми наставники и обучаемые сталкиваются при дисфункциональных отношениях; количественные данные о распространенности противодействия обучению конкурента и «троянского» обучения на российской и американской выборках. На основе проведенных исследований ставится проблема соотношения и взаимосвязи конструктивных и деструктивных трудностей в обучении на уровне организаций различного типа, а также в целом на уровне социального института передачи опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dysfunctional Relationships in Mentorship and Teaching-Learning

Studies of dysfunctional mentoring relationships are discussed. A classification of these relationships and lists of mentors' and protégés' problems with one another are described. A study of counteraction to competitors' learning and «Trojan horse» teaching is presented, based on Russian and American samples. An issue of relations between constructive and destructive difficulties in mentoring and teaching-learning is raised applying to organizations of different types and levels and, as a whole, to the social institute of experience translation.

Текст научной работы на тему «Дисфункциональные отношения в наставничестве и обучении»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2. С. 4-13

www.orgpsyjournal.hse.ru

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Дисфункциональные отношения в наставничестве и обучении1

ПОДДЬЯКОВ Александр Николаевич

Доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва)

E-mail: apoddiakov@hse.ru

Обсуждаются зарубежные и отечественные исследования дисфункциональных отношений в наставничестве и обучении, ведущих к негативным последствиям для обучаемого и (или) наставника. Приводятся классификация этих отношений; перечень проблем, с которыми наставники и обучаемые сталкиваются при дисфункциональных отношениях; количественные данные о распространенности противодействия обучению конкурента и «троянского» обучения на российской и американской выборках. На основе проведенных исследований ставится проблема соотношения и взаимосвязи конструктивных и деструктивных трудностей в обучении на уровне организаций различного типа, а также в целом на уровне социального института передачи опыта.

Ключевые слова: наставничество; обучение; дисфункциональные отношения; противодействие обучению; «троянское» обучение.

Введение

А.Г. Сташенко и Л.М. Чеглакова характеризуют наставничество как «форму индивидуальной работы с вновь принятыми или переведенными на другую должность работниками по введению в профессию и профессиональному развитию, а также по социокультурной адаптации в коллективе. Наставник - это опытный работник-профессионал, который непосредственно на рабочем месте передает другому свои знания и опыт, знакомит его с производством, а также способствует формированию взаимоотношений в новом коллективе» [Сташенко, Чеглакова, 2008]. Как пишут эти авторы, наставничество опирается на естественным образом сложившиеся формы передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу, но не сводится к ним.

В настоящее время многие отечественные и зарубежные организации интенсивно развивают систему наставничества, что требует соответствующей работы, в том числе по отбору и подготовке наставников, поддержке отношений между наставником и обучаемым и т.д. [Чеглакова, 2011]. А.Г. Сташенко и Л.М. Чеглакова выделяют следующие группы наиболее значимых компетенций наставников: менеджерские (организационноуправленческие) компетенции; коммуникативно-педагогические компетенции; компе-

1 Работа поддержана РГНФ, проект № 10-06-00322а.

4

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

тенции социокультурной адаптации; компетенции саморазвития. Они подчеркивают сложность проблем определения интересов обучаемого, целеполагания, планирования возможных проектов, построения цепочки шагов будущей карьеры [Сташенко, Чеглакова, 2008].

В то же время, именно в силу сложности и важности задач, решаемых при передаче опыта от наставника к обучаемому, ряд исследователей обращают особое внимание на негативные явления, возникающие в этой области [Chandler et al., 2010; Eby, Allen, 2002; Eby, McManus, 2004; Feldman, 1999; Natale et al., 1988; Scandura, 1998]. В англоязычной литературе эти явления получили название «дисфункциональные отношения в наставничестве» (dysfunctional mentoring relationships). Как подчеркивается, хотя они встречаются значительно реже позитивных и продуктивных отношений, их последствия могут быть очень серьезны.

Классификация дисфункциональных отношений «наставник — обучаемый»

Т. Скандура дает общую классификацию дисфункциональных отношений в наставничестве, отталкиваясь от типологии человеческих отношений С. Дака [Duck, 1994]. Он предлагает следующие основания классификации.

1. Тип отношения одного субъекта к другому:

• положительное;

• отрицательное.

Отрицательное отношение наставника к обучаемому может быть связано с разными причинами, среди которых: опасение вырастить конкурента; ревность (опасение, что обучаемый в большей степени ориентирован на другого руководителя); ощущение, что наставническая работа не ценится обучаемым; различие жизненных ценностей наставника и обучаемого; предрассудки и стереотипы, связанные с принадлежностью обучаемого к тем или иным социальным, религиозным, национальным и прочим группам, и т.д.

Опасение наставника вырастить будущего конкурента отмечается и отечественными исследователями. Р. Авшалумова цитирует Р. Иванова, старшего партнера консалтинговой компании Formatta: тот констатирует, что топ-менеджеры не хотят выступать в роли менторов, поскольку «не знают сами, кем будут через 3-5 лет, и вкладываться в развитие потенциальных конкурентов им неинтересно» [Авшалумова, 2011]. Если говорить не о топ-менеджменте, а о низовых уровнях, то от студентов, проходящих практику на некоторых российских нефтеперерабатывающих заводах, их кураторы скрывают сколько-нибудь ценные знания и приемы деятельности, поскольку эти студенты потом могут пойти работать на заводы, принадлежащие конкуренту [Абитова, 2008].

Спектр причин отрицательного отношения обучаемых к наставникам тоже весьма широк: подозрение, что наставник некомпетентен или же, напротив, вполне компетентен, но не хочет делиться своим опытом и раскрывать тайны профессионального мастерства; ощущение, что наставник, пользуясь своим положением, эксплуатирует обучаемого; ревность к другим обучаемым; различие жизненных ценностей; религиозные, национальные и прочие предрассудки и т.д.

2. План проявлений положительного или отрицательного отношения:

• профессиональный;

• социально-психологический.

Профессиональный план взаимодействия со стороны наставника включает передачу или сокрытие части ценного профессионального знания, готовность способствовать

5

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

карьерному росту обучаемого или же препятствовать ему, вовлечение обучаемого в формальные и неформальные профессионально важные связи или же исключение из них и т.д.

Социально-психологический план включает психологическую поддержку или же подавление обучаемого при общении, представление обучаемого в выгодном или невыгодном свете перед коллегами (включая доброжелательную «ложь во благо» об успехах обучаемого или же очернительство, распускание сплетен и клевету) и т.д.

Со своей стороны, подчеркнем: тип отношения и профессиональный и социальнопсихологический планы его проявления могут быть связаны неоднозначно. Так, наставник, хорошо относящийся к обучаемому и старающийся передать ему свой опыт, в силу специфических личных особенностей и собственных представлений о том, как надо взаимодействовать с обучаемым, может подавлять его при общении, избегать каких-либо психологических поощрений, похвал и т.п., создавая тем самым неблагоприятный климат психологического взаимодействия. Стороннему наблюдателю при такой манере общения может быть трудно догадаться, что этот наставник действительно старается передать ценный опыт и знания. Это способен увидеть и оценить лишь другой профессионал.

Аналогично возможны макиавеллистские формы поведения наставника, который подчеркнуто демонстрирует свое хорошее отношение к обучаемому, но при этом на самом деле не склонен развивать его в профессиональном плане, помогать служебному продвижению, зато готов использовать его как бесплатную рабочую силу.

Что касается обучаемого, то, с его стороны, профессиональный план взаимодействий включает готовность или неготовность обучаться - вообще или же под руководством данного наставника.

Каков общий спектр проблем в отношениях «наставник - обучаемый»? Для ответа на этот вопрос был проведен ряд исследований.

Эмпирические исследования

Интервью и опросы наставников и обучаемых о проблемах

в их отношениях

На основе общих подходов С. Дака и Т. Скандуры под руководством L.T. Eby были проведены интервью и опросы, в которых приняли участие более 400 наставников и обучаемых из США [Eby, Allen, 2002; Eby, McManus, 2004; Eby et al., 2000]. Респондентам были заданы вопросы о негативных сторонах наставничества, с которыми они сталкивались.

Обучаемые констатировали следующие проблемы:

• профессиональная некомпетентность наставника;

• коммуникативная, психологическая некомпетентность;

• несоответствие системы ценностей;

• несоответствие индивидуальных стилей и режимов работы у наставника и обучаемого (например, наставник привык работать вечерами и в выходные, а обучаемый - нет);

• личные и профессиональные проблемы у наставника, не позволяющие ему уделять должное время взаимодействию с обучаемым;

• целенаправленные отказы наставника от взаимодействия под теми или иными предлогами, связанные с плохим отношением, игнорирование;

• исключение из профессиональных контактов, несообщение о важных мероприятиях, встречах и т.п.;

6

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

• невыполнение обещаний и преднамеренный обман обучаемого;

• распространение в своем кругу, за спиной обучаемого информации, которая его дискредитирует;

• эксплуатация обучаемого как бесплатной рабочей силы, необоснованное возложение на него тех или иных обязанностей;

• приписывание себе результатов работы обучаемого в отчетах, перед руководством;

• организация провала обучаемого при прохождении им контрольных испытаний;

• оскорбления;

• домогательства.

Наставники, со своей стороны, отмечали следующие проблемы:

• нежелание обучаемого учиться, безответственность;

• отсутствие самостоятельности и чрезмерная исполнительность, желание прежде всего угодить;

• интриги и борьбя с другими обучаемыми;

• низкий уровень достижений по сравнению с ожидавшимися;

• ориентация на карьерный рост, а не на профессиональные достижения;

• ложь обучаемого о своих результатах и достижениях;

• использование наставника для получения различных выгод: для необоснованного карьерного роста, создания конкурентного давления на других обучаемых и т.д.;

• распространение ложных сведений о наставнике;

• оскорбления;

• домогательства.

Как констатируется, в целом эти проявления образуют континуум, влияющий на эффективность наставничества: от просто недостаточно эффективного (в случае незначительных проблем координации деятельности) до совершенно неэффективного, наносящего значимый, недопустимый профессиональный и психологический ущерб. В дальнейших работах этой исследовательской группы предполагается изучение не только словесных отчетов наставников и обучаемых, часть из которых могут страдать необъективностью, но и их реального поведения.

Опрос о распространенности противодействия обучению конкурента и

«троянского» обучения

Диадические взаимодействия наставника и обучаемого (например, в отделе организации) неизбежно развертываются в контексте более широких социальных взаимодействий, прежнего опыта, сложившегося у обоих участников, в том числе разнообразного опыта обучения как в формальных институтах (школы, вузы), так и в неформальных. Каков этот предшествующий фон с точки зрения «дисфункциональности», чреватости будущими проблемами в отношениях «наставник - наставляемый», в том числе проблемами, связанными с нежеланием наставника обучать, с готовностью время от времени обманывать и даже использовать ситуацию обучения для такого вероломного нанесения ущерба, как организация провала обучаемого во время аттестации, о котором пишет L.T. Eby с соавторами?

Не берясь дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, мы провели предварительное исследование представлений людей о наличии различных проявлений противодействия чужому обучению и степени их распространенности как в повседневной жизни, так и в учебных заведениях. В контексте обмана и вероломства нас интересовали ситуации «троянского» обучения. Под «троянским» обучением понимается скрытое макиавеллистское

7

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

обучение другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения [Поддьяков, 2004; Poddiakov, 2004].

Мы разработали опросник «Умышленные дидактогении» [Поддьяков, 2004]. Термин «дидактогения» означает преднамеренное или непреднамеренное действие участника педагогического процесса, приводящее к отрицательному эффекту для обучающегося, а также и сам этот эффект [Подласый, 2000, с. 259].

Цель исследования: изучение представлений людей о наличии различных проявлений противодействия чужому обучению и «троянского» обучения, а также о степени их распространенности.

Описание опросника

Опросник заполняется анонимно, относится к закрытому типу (респонденты выбирают ответы из набора предложенных). Преамбула опросника: «Мы изучаем, с какими социальными ситуациями люди могут сталкиваться при обучении и что они об этих ситуациях думают». Далее респондентам предлагаются 11 вопросов:

1. В вашей жизни бывали случаи, когда вы помогали другому человеку научиться чему-то?

2. В вашей жизни бывали случаи, когда вы помогали другому человеку научиться чему-то и потом жалели об этом?

3. Если жалели, то почему? (Варианты ответов: а - этот человек не научился; б - этот человек в результате обучения нанес непредумышленный ущерб вам или кому-то еще; в - преднамеренно нанес ущерб вам или кому-то еще; г - другие причины).

4. В одной из сказок лиса учит волка, как ему ловить рыбу на собственный хвост в проруби. В результате волк примерзает ко льду и терпит другие неприятности. Как вы считаете, в реальной жизни бывают подобные случаи «обучения со злым умыслом»?

5. Случаются ли они в школьной или студенческой жизни?

6. Случалось ли, чтобы кто-то из недружественных побуждений пытался вмешаться в вашу учебу, помешать вам?

7. Пытались ли по отношению к вам провести «обучение со злым умыслом»?

8. Проводили ли вы сами «обучение со злым умыслом»?

9. Пытались ли по отношению к вам провести «обучение со злым умыслом» в борьбе за школьные (олимпиадные или какие-либо иные) оценки и результаты?

10. Проводили ли вы сами «обучение со злым умыслом» в борьбе за школьные (олим-пиадные или какие-либо иные) оценки и результаты?

11. Ваше мнение - напряженность отношений между людьми при обучении в настоящее время: отсутствует, слабая, умеренная, сильная, очень сильная.

На все вопросы, кроме 3-го и 11-го, предусмотрены 5 вариантов ответов: «нет», «иногда» (или «редко»), «время от времени», «часто», «очень часто».

Почти такая же версия опросника предлагалась профессиональным преподавателям. Отличия были следующие. В 1-м и 2-м вопросах делалось уточнение: «В вашей жизни бывали случаи, когда вы помогали другому человеку научиться чему-то, выходя за рамки вашей непосредственной педагогической деятельности (уроков, лекций, семинаров)?» В 9-м и 10-м вопросах слова «в борьбе за школьные (олимпиадные или какие-либо иные) оценки и результаты» были заменены словами «в борьбе за социальные оценки, статус, финансовое благополучие и другие результаты».

8

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники опроса

Участники опроса: американцы и россияне, в том числе профессиональные преподаватели и обычные люди (не преподаватели). В российскую выборку вошли 361 россиянин - не преподаватель (145 мужчин и 216 женщин в возрасте от 16 до 58 лет, средний возраст -24 года) и 32 преподавателя школ и вузов (5 мужчин и 27 женщин от 23 до 59 лет, средний возраст - 35 лет). В американскую выборку вошли 279 американцев - не преподавателей (108 мужчин и 171 женщина от 18 до 51 года, средний возраст - 22 года). Опрос на этой выборке проведен в США профессором Сильвией вон Клюге (Silvia von Kluge, Eastern Michigan University) и И.Н. Калуцкой (НИУ ВШЭ) - мы чрезвычайно признательны им за помощь в сборе и пересылке первичных данных. Выборка американских преподавателей не изучалась (мы надеемся, что нам представится такая возможность). Общее количество опрошенных составило 672 человека.

Результаты

Сводные результаты представлены в табл. 1. Несмотря на определенные различия, можно констатировать высокое сходство профилей ответов участников на большинство из представленных вопросов. Более 80% респондентов во всех подгруппах ответили, что «обучение со злым умыслом» бывает в реальной жизни и имеет место в школах и университетах. Около половины участников отмечают случаи, когда их учебе мешали из недружественных побуждений, а также пытались проводить по отношению к ним «обучение со злым умыслом». От 9 до 23% респондентов в разных подгруппах (в том числе некоторые профессиональные преподаватели) сами проводили такое обучение по отношению к кому-то.

Под нашим руководством И.Н. Калуцкая на российской и американской выборках провела исследование связей между ответами респондентов о «троянском» обучении и уровнем макиавеллизма участников. В обеих выборках обнаружены значимые связи между: а) макиавеллизмом респондентов и б) их ответами о распространенности ситуаций «троянского» обучения и их собственном участии в них, об отношении к ситуациям помощи другому. Например, в выборке и американцев, и россиян большие макиавеллисты констатировали более частое сожаление об оказанной ими кому-то помощи в обучении, чем респонденты с меньшим уровнем макиавеллизма (последние меньше склонны сожалеть о своей помощи). Интересно, что существенной для различения выборок россиян и американцев по параметру макиавеллизма оказалась позиция агрессора или жертвы в ситуации «троянского» обучения. В выборке россиян меньший балл по Мак-шкале демонстрировали те респонденты, которые отрицали свое участии в троянском обучении в качестве агрессора. А в выборке американцев меньший балл по Мак-шкале демонстрировали те респонденты, которые отрицали свое участие в «троянском» обучении в качестве жертвы [Калуцкая, 2008].

Одна из наиболее интригующих проблем, возникающих при интерпретации результатов: почему респонденты из американской выборки значимо чаще россиян отвечали утвердительно на ряд вопросов о распространенности ситуаций помех обучению, «обучения со злым умыслом» и о своей личной вовлеченности в них (вопросы № 5-9).

Здесь возможны два объяснения, проверка которых потребует самостоятельного эмпирического исследования. Первое, напрашивающееся, но необязательно верное объяснение состоит в том, что в американской культуре эти феномены действительно более распространены. Второе объяснение более сложное, но, возможно, оно ближе к сложной реальности. Ответы «редко», «часто», «очень часто» и т.п. отражают единую, когнитивно-аффективную оценку частоты встречаемости явления, чувствительность

9

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2 www.orgpsyjournal.hse.ru

Таблица 1. Ответы респондентов о помехах в обучении и « обучении со злым умыслом»

Процент участников, Уровень значимых

Вопросы* давших утвердительные ответы различий** между

Ам Рос Пр Ам и Рос Рос и Ам и Пр Пр

1. Вы помогали другому человеку 99 99 97

научиться чему-то? 2. Вы помогали другому человеку научиться чему-то и потом жалели об этом? 73*** 47*** 38*** .01 .01

3. Если жалели, то почему?

а - этот человек не научился 30 17 16 .01

б - нанес непредумышленный ущерб 21 13 9 .01

в - преднамеренно нанес ущерб 9 13 9

г - другие причины 33 20 16 .01 .05

4. В реальной жизни бывают случаи 96 97 97

«обучения со злым умыслом»? 5. ... в школьной или студенческой жизни? 94 86 84 .01 .05

6. Пытался ли кто-то из недружественных побуждений вмешаться в вашу учебу? 86 43 47 .01 .01

7. Пытались ли по отношению к вам 55 37 34 .01 .025

провести «обучение со злым умыслом»? 8. Проводили ли вы сами «обучение со злым умыслом»? 23 17 6 0.1 .05

9. Пытались ли по отношению к вам 43 21 47 .01 .01

провести «обучение со злым умыслом» в борьбе за..?

10. Проводили ли вы сами «обучение со злым умыслом» в борьбе за..? 15 12 9

11. Напряженность отношений между людьми при обучении:

отсутствует или слабая 29 43 25 .01 .05

умеренная 52 47 59

сильная или очень сильная 19 10 16

Примечания:

Ам - обычные американцы, Рос - обычные россияне, Пр - преподаватели-россияне.

* Вопросы приведены в сокращенной редакции.

** Критерий х2, двусторонний.

*** Величины процентов ответов на вопрос № 2 не равны сумме процентов ответов на вопрос № 3 в том же столбце, поскольку вопрос № 3 допускал выбор сразу нескольких вариантов ответов.

к нему и его представленность в сознании. Эта оценка необязательно объективна, она в силу ряда причин может быть как завышенной, так и заниженной. Например, если говорить только о россиянах, можно видеть интересную особенность ответов преподавателей на вопросы № 7-10 по сравнению с обычными респондентами. Преподаватели чаще давали утвердительные ответы на те вопросы об их вовлеченности в «обучение со злым умыслом» (и в качестве жертвы, и в качестве агрессора), которые

10

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

имели дополнение «в борьбе за...». Это выглядит парадоксально: на вопрос «Пытались ли по отношению к вам провести «обучение со злым умыслом»?» утвердительно ответило 34% преподавателей, а на тот же вопрос с дополнением «в борьбе за социальные оценки, статус, финансовое благополучие и другие результаты» - уже 47%. Данное противоречие в ответах, которое выглядит логической ошибкой включения в класс (ошибкой соотнесения класса и подкласса), свидетельствует, вероятнее всего, о более высокой значимости данной темы для участников. Это вполне соответствует данным о переоценке вероятностей относительно более редких, но при этом более значимых событий (Субботин, 2002; Kahneman et al., 1982).

Обратимся теперь к американской культуре. Возможно, американцы более склонны рефлексировать ситуации нарушения правил и прав, в том числе в области обучения и образования, и эмоционально откликаться на эти ситуации. Права гражданина должны быть защищены, а нарушитель - наказан. Возьмем часто анализируемый в российской литературе пример со списыванием. Так, по результатам опроса, проведенного В.А. Лефевром, 90% обследованной им выборки американцев считало, что нельзя послать шпаргалку другу, чтобы помочь ему на конкурсном экзамене, а 62% обследованной выборки россиян считало, что можно [Лефевр, 2003, с. 58]. Более того, если учащийся в американских школе или университете списывает со шпаргалки и другие учащиеся это заметили, они могут хором закричать: «Cheating!» («Обман!»), и это не считается доносительством, не дать списать - не зазорно. Тот, кто списывает, нарушает установленные правила, а также и права тех, кто не списывает, поскольку списывание нивелирует их оценку. Это крайне сложно понять россиянину, поскольку в российской культуре отношение к списыванию совсем иное, чем в американской. Пример из другой области, который понять проще: если в Америке кто-то видит, что в машине водитель (родитель) везет ребенка, не пристегнутого ремнями безопасности, то нормальная, неосуждаемая реакция - позвонить в полицию. Водители это знают, и это позволяет сохранять жизни детей.

Обобщим. Если правовая защита и нарушения прав - предмет иной рефлексии и иного эмоционального отношения в Америке, чем в России, то респонденты американской выборки в нашем исследовании, возможно, и показали эту особую рефлексию и эмоциональное отношение большей частотой утвердительных ответов о случаях помех обучению и «троянского» обучения.

Возможно также комбинированное объяснение: на объективное различие частот встречаемости обсуждаемых явлений в американской и российской популяциях накладывается их разная субъективная оценка.

Проверка высказанных предположений - дело отдельного исследования. Пока же можно утверждать, что при различиях высоты профилей ответов россиян и американцев (американцы более часто констатировали наличие указанных явлений) сами профили по форме образуют ломаную одного и того же типа, т.е. внутренние соотношения ответов очень близки в обеих группах, и в этом отношении можно говорить о согласованности результатов обеих выборок. А именно, и в американской, и в российской выборке количество людей (более 80% в некоторых случаях), утвердительно ответивших на вопросы о противодействии обучению и «троянском» обучении, не позволяет игнорировать эту проблему и заставляет считать ее педагогически и психологически значимой. Представления о противодействии обучению и «троянском» обучении - это часть скрытых, часто наивных, но вполне работоспособных теорий обучения, формирующихся в процессе столкновения с разными жизненными ситуациями у участников образовательного процесса (как агрессоров, так и жертв). 11

11

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

Заключение

Изучение дисфункциональных отношений в наставничестве и обучении представляется важным направлением теоретических и эмпирических исследований, в том числе международных. Оно может внести важный вклад в понимание соотношения и взаимосвязи конструктивных и деструктивных трудностей в обучении на уровне не только организаций различного типа, но и передачи опыта как социального института, и в некоторых случаях объяснить, почему обучение, задуманное как развивающее, оказывается неэффективным, дезориентирующим, дидактогенным.

Литература

Абитова Г.З. Обучающая деятельность в современных организациях. Доклад на 3-м Всероссийском социологическом конгрессе. Москва. ГУ-ВШЭ. 22 октября 2008 г.

Авшалумова Р. Тень, знай свое место [Электронный ресурс] // Ведомости. 21.04.2011. № 1 (2837). URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/artide/258945/ten_znaj_svoe_mesto (дата обращения: 14.09.2011).

Калуцкая И.Н. Макиавеллизм личности и «троянское» обучение в российской и американской культуре. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.hse.ru/data/077/296/1239/avtoreferat_Kalutskaya.pdf (дата обращения: 14.09.2011).

Лефевр ВА. Алгебра совести. М.: Когито-центр, 2003.

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 65-82. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/Poddjakov_3-04pp65-82.pdf (дата обращения: 14.09.2011).

Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2000.

Субботин Е.В. Оценочные суждения // Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 315-332.

Сташенко А.Г., Чеглакова Л.М. Наставничество: мода становится трендом [Электронный ресурс] // Корпоративные университеты. 2008. № 15. С. 37-49. URL: http://www.hse. ru/data/2010/06/05/1219845859/Наставничество - мода становится трендом^с (дата обращения: 14.09.2011).

Чеглакова Л.М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций [Электронный ресурс] // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 80-98. URL: http://ecsoc.hse. ru/data/2011/03/29/1234589756/ecsoc_t12_n2.pdf (дата обращения: 14.09.2011).

Chandler D.E., Eby L.T., McManus S.E. When mentoring goes bad [Electronic resource] // The Wall Street Journal. May 24, 2010. URL: http://online.wsj.com/article/SB100014240527487 03699204575016920463719744.html (date of access: 14.09.2011).

Duck S. Strategems, spoils, and a serpent’s tooth: On the delights and dilemmas of personal relationships // W.R. Cupach, B.H. Spitzberg (eds.) The dark side of interpersonal communication. NJ, Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1994. P. 3-24.

Eby L.T., Allen T.D. Further investigation of proteges’ negative mentoring experiences // Group and Organization Management. 2002. Vol. 27. Is. 4. P. 456-479.

Eby L.T., McManus S.E. The protege’s role in negative mentoring experiences // Journal of Vocational Behavior. 2004. Vol. 65. Is. 2. P. 255-275.

12

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2

www.orgpsyjournal.hse.ru

Eby L.T., McManus S., Simon SA., Russell J.EA. An examination of negative mentoring experiences from the proteges' perspective // Journal of Vocational Behavior. 2000. Vol. 57. Is. 1. P. 42-61.

Feldman D.C. Toxic mentors or toxic proteges? A critical re-examination of dysfunctional mentoring // Human Resource Management Review. 1999. №. 9. Is. 3. P. 247-278. Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment under Uncertainty: Heursitics and Biases. New York: Cambridge university press, 1982.

Natale S.M., Campana C., Sora S.A. How envy affects management // Journal of Technology Management. 1988. Is. 3. P. 543-556.

Poddiakov A. «Trojan horse» teaching in economic behavior [Electronic resource] // Social Science Research Network. 2004. URL: http://ssrn.com/abstract=627432 (date of access: 14.09.2011).

Scandura T.A. Dysfunctional mentoring relationships and outcomes // Journal of Management. 1998. Vol. 24. Is. 3. P. 449-467.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.