Научная статья на тему 'Динамика становления этносоциологии в России'

Динамика становления этносоциологии в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1103
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ / ETHNO-SOCIOLOGY FORMATION / INTERETHNIC RELATIONS / SOVIET NATIONAL POLICY / ETHNO-SOCIOLOGY CONFLICT STUDIES CONCEPTS / ETHNO-SOCIOLOGY DEVELOPMENT DYNAMICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пронюшкина Елена Вячеславовна

Рассматриваются истоки научного изучения этнических проблем в Советском Союзе и Российской Федерации. Изучается динамика изменения межэтнических процессов с середины ХХ века до наших дней. Приводятся практики изучения межэтнических взаимоотношений специалистами бывших советских республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Ethno-Sociology Formation in Russia

Sources of scientific studies of ethnic problems in the Soviet Union and the Russian Federation are considered. Changing dynamics of interethnic processes from the middle of the XX century up to now is studied. The author contributes the practices of interethnic relations studies by former Soviet republics experts

Текст научной работы на тему «Динамика становления этносоциологии в России»

разрывов в институциональной составляющей системы политической коммуникации либо нарушения контентной тождественности сообщений, преобладающих в общегосударственном и территориально локализованном коммуникативном пространстве.

Специфика содержания политического процесса в регионе и повседневной деятельности региональных СМИ как коммуникативной составляющей данного процесса обусловливает двоякую институциональную характеристику регионального информационного пространства. Оно является частью общероссийского информационного пространства как поля реализации общефедеральной публичной политики, так и полем функционирования региональных политических субъектов, стремящихся к реализации своих политических целей в рамках политической системы, закрепленной в Конституции РФ.

Библиографический список

1. Шварценберг, P.-Ж. Политическая социология [Текст] : в 3 ч. / P.-Ж. Шварценберг. - М., 1992. - Ч. 1.

2. Ирхин, Ю. В. Политология [Текст] / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М., 2001.

3. Русакова, О. Ф. Политическая дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса [Текст] / О. Ф. Русакова, Д. А. Максимов // Полис. -2006. - № 4.

4. Дьякова, Е. Г Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу [Текст] / Е. Г. Дьякова // Полис. - 2003. - № 4.

5. Макнейр, Б. Власть, выгода, коррупция и ложь (Российские средства массовой информации в 90-е годы) [Текст] / Б. Макнейр // Pro et Contra. - 2000. - № 4. - Т. 5.

6. Соловьев, А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации [Текст] / А. И. Соловьев // Полис. - 2002. - № 3.

7. Трахтенберг, А. Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации и парадоксы левого сознания [Текст] / А. Д. Трахтенберг // Полис. - 2006. - № 4.

8. Нисневич, Ю. А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы [Текст] / Ю. А. Нисневич // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. - 2006. - № 1 (6).

УДК 316.347(470+571)

ББК 60.56+75

Е.В. Пронюшкина

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

У -

же с начала развития этносоциолотческих исследовании конца 50-х - начала 70-х годов XX в. в отечественно- науке были выделены два уровня национальных отношении: институциональны- (межреспубликански-) и межгрупповоИ, межличностный. Последний был легитимирован только с

развитием социологии после XX съезда КПСС. Он был настолько неведом гуманитарно- общественности, что после публикации первых статеИ и в первых публичных выступлениях многие не воспринимали сами термины «межэтнические психологические установки»: установки ассоциировались только с тем, что исходило от партийных органов и мало кто серьезно задумывался об этнических стереотипах. СеИчас же эти понятия вошли в лексикон общественных деятеле- и политических документов.

Изучение групповых межэтнических отношени- стало как раз то- тематико-, с которо- советская этносоциология входила в мировую науку. Так же как и в мирово-, в отечественно- науке межэтнические отношения понимались в широком и более узком - социально-психологическом плане. В первом значении они изучались при исследовании взаимоде-ствия культур (социально-культурная тематика), а во втором, социально-психологическом, - как межэтнические, межнациональные отношения, проявляющиеся на межличностном уровне.

Возможность исследовать межэтнические отношения в рамках этносоцио-логии позволяла проводить многофакторны- анализ, рассматривать широки-набор факторов (свыше шестидесяти), способных влиять на межэтнические установки и ориентации [1-3]. Наиболее значимыми оказались два типа факторов: первы- - социальная мобильность, удовлетворенность трудом, социально-конкурентные условия; второ- - традиционные, архаические виды солидар-носте-, культурная замкнутость. Исходя из этого этническая интолерантность была выявлена в двух, по сути, противоположных группах: во-первых, среди интеллигенции, образованных слоев, попавших в конкурсные условия, понизивших сво- статус в процессе трудово- деятельности или по сравнению с родителями (студенчество накануне вступления на самостоятельны- трудово-путь); во-вторых, среди малоквалифицированных, малооплачиваемых работников, часто недавних сельских жителе-, попавших в большие города, где они искали «виноватого» в инородцах. Эти два типа этницизма получили названия социально-конкурсного и традиционалистского.

Некоторые выводы, полученные в ходе исследовани- в советских республиках, принципиально расходились с официально- идеологие-. Например, советская пропаганда утверждала, что увеличение многонациональности - позитивны- факт, укрепляющи- дружбу народов. В этносоциологии обычно обходились без идеологем такого типа, а характер межэтнических отношени- определялся как дружественны-, не-тральны-, негативны-. По данным исследований проведенных прежде всего в молодых полиэтнических городах (Новочебок-сарск, Альметьевск, Набережные Челны), делался вывод, что именно здесь отношения наиболее сложные. С друго- стороны, длительное, в течение десяти-лети-, и неконкурентное совместное проживание этнических общин благоприятно возде-ствует на межэтническое общение (например, это было характерно для Донбасса) [4]. Отдельные результаты исследовани- расходились и с утверждениями политологов и социологов США. Например, 3. Бжезински- прогнозировал взрыв Союза со стороны республик Средне- Азии. Однако наиболее сложными межнациональные отношения до сих пор остаются в Прибалтике [2, с. 362-364; 4].

3наменитая шкала социально- дистанции Богардуса интерпретировалась в западно- социологии как фиксирующая следующую закономерность: если человек готов контактировать с лицами ино- национальности в семе-но-, более интимно-, сфере, он тем более проявит такую готовность к общению в дело-во-, гражданско- сферах. Исследования показывали, что общение в делово- и семе-но- сферах находится под влиянием разных факторов: в делово- сфере -под влиянием конкуренции, а иногда подспудно ощущаемо- (например, в Эстонии) реакции на росси-ское доминирование; в семе-но- же - культурных традици-. Поэтому в то- же Эстонии к этнически смешанным бракам относились более толерантно, чем к работе в полиэтнических коллективах. Только в условиях национальных движени- и конфликтов шкала Богардуса стала «работать» и на постсоветском пространстве.

Возрастание уровня этническо- идентичности, укрепление национального самосознания, как это определялось в массово- литературе, фиксировались практически во всех этносоциологических исследованиях. Два фактора наиболее отчетливо были взаимосвязаны с этим процессом - рост образованности населения и расширение контактности прежде всего через средства массово- информации, позволяющие актуализировать межэтнические сопоставления «мы - они» [5].

Итак, сложившееся этносоциологическое направление в отечественно- науке отличалось от западно- этносоциологии (акцентировавше- изучение этнических отношени-, этнических предрассудков) тем, что в большинстве работ, во всяком случае, в самых крупных сравнительных исследованиях межэтнические отношения рассматривались в комплексе с социально-структурными и социокультурными изменениями.

Случилось так, что этносоциологи, работавшие на базе Института этнографии, имели большие финансовые возможности для проведения крупномасштабных, репрезентативных полевых исследовани-, поэтому их тематика была многоаспектно-, а выборки - обширными [6-8]. В некоторых республиках были выполнены представительные и многоаспектные исследования, например в Армении [9] или Удмуртии [10]. Были такие работы и по другим регионам. В Ленинграде вышла первая работа по этническим группам в городе [11].

В конце 1970-х и в 1980-е годы в Армении, Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Молдавии, на Украине и в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и Киргизии начали работать в большинстве случаев подготовленные в Москве и Ленинграде кадры этносоциологов. В Академиях наук Армении, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана были сформированы отделы этносоциологии. В вузах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Еревана, Бишкека читались спецкурсы по этносоциологии.

Данные, полученные в ходе этносоциологических исследовани-, чрезвыча--но актуализировались при обсуждении перспектив развития страны. На первом конгрессе Советско- социологическо- ассоциации этносоциологи прогнозировали многовариантность процесса демократизации и экономическо- трансформации в СССР. Если демократизация была осознанно- и желаемо- для заметно- части общества в Эстонии, то в Узбекистане о не- не думали даже интеллигенты.

С конца 1988 г. национальные проблемы обострились, а в 1990-1992 гг., можно сказать, стали главне-шими для жизни Советского Союза, а затем России. Проблема распада Союза и затем конфронтации субъектов - национальных республик с федеральным центром была политической но внутренним ее основанием являлось столкновение этнических интересов, эскалация межэтнических напряжени-, конфликтов. Тематика этносоциологических исследовани-расширилась и актуализировалась. Одним из основных направлени- стало изучение межэтнических конфликтов и напряженности, ориентации на сепаратизм. Примечательно, что традици- отечественно- конфликтологии не было, тема была закрыто-. Только в условиях острых межэтнических конфликтов, знакомясь с западно- литературо-, росси-ские этносоциологи узнали о конфликтологических концепциях Т. Парсонса, Т. Гурра, Ч. Кулли, Р. Козора, Д. Дэвиса и других.

Внимание в конфликтологическо- литературе, естественно, концентрировалось на причинах, попытках типологизации и поисках механизмов регулирования этнических конфликтов. Конечно, над этими проблемами работали не только этносоциологи, но также этнологи и политологи, социологи других направлени-. Тем не менее у этносоциологов была своя «ниша». Только в результате этносоциологических исследовани- можно было ответить, еще до пика напряжения в развитии конфликтов, на вопросы о потенциале этничес-ко- мобилизации, фрустрациях, мере депривации, готовности масс идти на кра-ние, экстремистские меры, о базе поддержки политических сил, участвующих в конфликтах, легитимности местных и центральных власте-.

На первом перестроечном этапе редко удавалось проводить серьезные исследования достаточно оперативно. Из больших работ, материалы которых сразу были использованы в политическо- борьбе, можно назвать исследования отдела этносоциологии Института этнографии АН СССР совместно с учеными из Таллина (1988, 1991 гг.) и Ташкента (1988, 1991 гг.). Но в то время использовался и обширны- банк данных из предыдущих исследовани-, например о готовности к демократизации, о социально- базе недовольства в Эстонии, Грузии, Армении, Молдавии, о мере несовместимости этнических и социальных цен-носте- контактирующих народов, о конфликтности при изменениях социально- структуры в республиках. В публикациях лидеров Эстонии, Молдавии, Грузии не раз использовались данные из этих исследовани-. В то же время они обсуждались в центрально- печати, на международных и росси-ских научных конференциях.

В Центре изучения национальных отношени- Института социально-политических исследовани- РАН в 90-е годы XX в. под руководством В.Н. Иванова проводились исследования в ряде регионов Росси-ско- Федерации, особенно на Северном Кавказе и в некоторых республиках Поволжья. Нередко их результаты становились инструментом в борьбе политических сил в Москве. В научно- и политическо- литературе намечалось явное расхождение в оценке причин межэтническо- конфликтности. В научно- - рассматривались структурнофункциональные факторы (части системы не в состоянии гармонично функционировать, нарастает утрата доверия к политическим институтам); поведенческие

теории (возрастают фрустрации, обиды за прошлое и настоящее, насилие и несправедливость, лидеры каждого народа искали и находили причиненны- в прошлом ущерб); депривация (вина за ухудшение услови- жизни переносится на центр, идут поиски врага в лице другого народа); растущие ожидания в связи с развитием представлени- о самодостаточности; борьба за ресурсы [12]. В политологии же очень быстро нарастало представление о роли борьбы политических групп и лидеров за власть, об использовании ими этнических чувств и интересов.

Естественно, при определении причин конфликтов и возможносте- их регулирования следует учитывать их характер, типологию. В 1993-1995 гг. были осуществлены целевые исследования, посвященные изучению конфликтов. Предметная и концептуальная область была существенно расширена за счет изучения социально-культурно- дистанции контактирующих народов, когнитивного диссонанса, взаимоде-ствия групп с политическими институтами и неформальными объединениями, их легитимности, а также политических ориентаци-, реакци- на депривацию, ориентации на модернизацию и политическую трансформацию, этнических интересов, этницизма и национализма, уровня этничес-ко- мобилизации, гиперэтничности. Специально изучалась проблема самоопределения народов и национализма. Учеными были выделены типы национализ-мов в республиках Росси-ско- Федерации, формы и способы реализации суверенитетов. Ново- проблематико- в связи с распадом Союза стало изучение положения русских в государствах, образовавшихся на месте бывших союзных республик СССР. «Центр исследовани- русских меньшинств в странах ближнего зарубежья» провел представительные исследования в Эстонии, Казахстане, на Украине (его информационные бюллетени рассылаются в правительственные и научные учреждения). Продолжил работу в этом направлении Институт этнологии и антропологии РАН: в 2002 г. опубликованы результаты исследова-ни- за 1970-2001 гг. [13].

Этнополитическая ситуация в Росси-ско- Федерации изменилась. Русские составляли в СССР 51% населения страны. В России они - доминирующее большинство (82%). Период парада суверенитетов, закончивши-ся в начале третьего тысячелетия с уходом в отставку Б.Н. Ельцина, завершил этап, когда угроза распада Федерации представлялась одно- из опасне-ших. В росси-ском центре, да и в «русских» областях, впрочем, так же как и в республиках, имеется немало политиков, одни из которых хотели бы любыми средствами вычеркнуть этнические проблемы из жизни общества, другие играют на этнических чувствах русского или нерусских народов.

Росси-скому обществу, в том числе политическо- элите в центре, придется считаться с тем, что нерусские народы, составляющие 18% населения, представляют миллионные общности: более 5 млн татар, около 2 млн чуваше-, свыше 1 млн башкир, 1 млн мордвы, 4 млн украинцев. Этнические проблемы -это не только проблемы государственности, социально-, экономическо- жизни, участия народов в модернизационных процессах (на территории субъектов РФ находятся значительные запасы ресурсов), не только озабоченность решением проблем в кавказских республиках и вопросов малых народносте- Севера, это

проблемы русского народа, развития его самосознания, его межэтнических установок и ориентаци-.

На ближа-шую перспективу останется актуальным все, что касается этниче-ско- идентичности, национализма в разных его проявлениях - от экономического и культурного до политического сепаратизма, возможности сочетания его разных типов с демократие-, проявления этнического экстремизма.

Важным останется и исследование ориентации на модернизацию, изучение вариантов «догоняюще- модернизации», проблемы межэтнических отноше-ни- и конфликтов, особенно в крупных городах, в зонах истока вынужденных мигрантов, беженцев, исследования напряжени- на почве разного этнического представительства в составе новых экономических и властных элит в республиках, возможносте- развития местного самоуправления на основах управленческих традици- местного населения, формирования нового гражданского самосознания, сочетания его с этническим, отношения этнических интересов и ценносте- с ценностями гражданского общества.

Библиографический список

1. Опыт этносоциологического исследования образа жизни [Текст]. - М., 1980.

2. Социально-культурный облик советских наций (по материалам этносоциологического исследования) [Текст]. - М., 1986.

3. Социологические очерки о Советской Эстонии [Текст]. - Таллин, 1979.

4. Дробижева, Л. М. Духовная общность народов СССР [Текст] : историко-социологический очерк межнациональных отношений / Л. М. Дробижева. - М., 1981.

5. Арутюнян, Ю. В. Многообразие культурной жизни народов СССР [Текст] / Ю. В. Ару-тюнян, Л. М. Дробижева. - М., 1986.

6. Бойко, В. Социальное развитие народов Нижнего Амура [Текст] / В. Бойко. - Новосибирск, 1977.

7. Джунусов, М. С. О некоторых национальных особенностях образа жизни в условиях социализма [Текст] / М. С. Джунусов // Социологические исследования. - 1975. - № 2.

8. Тенденции изменения социально-классовой структуры советских наций и народностей [Текст]. - М., 1978.

9. Население Еревана [Текст] : этносоциологические исследования. - Ереван, 1986.

10. Удмурты [Текст]. - Л., 1977.

11. Старовойтова, Г. В. Этническая группа в современном городе [Текст] / Г. В. Старовойтова. - Л., 1987.

12. Аклаев, А. Этнополитические конфликты до и после августа 1991 г. [Текст] / А. Аклаев // Россия сегодня: трудные поиски свободы. - М., 1993.

13. Русские [Текст] : этносоциологические исследования. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.