Научная статья на тему 'Динамика социокультурных характеристик студентов в условиях трансформации российского общества'

Динамика социокультурных характеристик студентов в условиях трансформации российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПАТЕРНАЛИСТСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ORIENTATIONS / VALUE ORIENTATIONS / ADAPTATION / MODERNIZATION / PATERNALISTIC ATTITUDES / SECONDARY EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разинская Виктория Дорофеевна

Посредством сравнительного анализа выясняются тенденции изменения социокультурных и ценностных ориентаций студентов, которые соотносятся с показателями их экономической активности. Формулируются выводы о неоднозначности, противоречивости зафиксированных тенденций и о расслоении студентов по уровню адаптации к осуществляемым в российском обществе социально-экономическим преобразованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the student socio-cultural characteristics in THE transforming Russian society

The comparative analysis carried out shows the trends in students socio-cultural and value orientations which correlate with their economic activity indexes. The ambiguity and inconsistency of the emphasized trends as well as the students’ differentiation in terms of adaptation to the Russian society’s socio-economic changes are postulated.

Текст научной работы на тему «Динамика социокультурных характеристик студентов в условиях трансформации российского общества»

УДК 316.73-057.87

В.Д. Разинская

ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Посредством сравнительного анализа выясняются тенденции изменения социокультурных и ценностных ориентаций студентов, которые соотносятся с показателями их экономической активности. Формулируются выводы о неоднозначности, противоречивости зафиксированных тенденций и о расслоении студентов по уровню адаптации к осуществляемым в российском обществе социально-экономическим преобразованиям.

Ключевые слова: социокультурные ориентации, ценностные ориентации, адаптация, модернизация, патерналистские настроения, вторичная занятость.

Под социокультурными характеристиками мы понимаем, во-первых, социокультурные ориентации, в которых проявляется отношение к различным сторонам, следствиям рыночных преобразований и, во-вторых, ценностные ориентации, которые могут соответствовать либо не соответствовать формирующемуся типу общества. Изучение социокультурных характеристик в динамическом аспекте дает представление о характере и степени успешности адаптации студентов разных поколений к современным для них условиям на том или ином этапе трансформации российского общества и о том, насколько эти условия отвечают ожиданиям, потребностям и интересам данной социальной группы. Для сравнительного анализа использовались результаты социологических исследований, проведенных среди студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета в 1992, 1997 и 2011 годах.

Наиболее важным показателем адаптации студентов является их отношение к рыночным преобразованиям в целом и к помощи со стороны государства (табл. 1). Студенчество - это одна из тех социальных групп, которые наиболее благожелательно восприняли происходящие в стране перемены. Хотя доля сторонников рынка к 1997 году сократилась и в последующем осталась на том же уровне, она наиболее значительна и сейчас. В то же время появились противники рынка, которые, пополнившись за счет вынужденных

© Разинская В.Д., 2013

Разинская Виктория Дорофеевна - канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: rmv11@mail.ru.

адаптантов, составили в 2011 году почти пятую часть опрошенных. Но все же преобладание прорыночной ориентации свидетельствует о преимущественно добровольном характере адаптации студентов к новым социально-экономическим условиям.

Таблица 1

Изменение отношения студентов к рыночным отношениям и к помощи со стороны государства (в % от числа опрошенных)

Основные показатели адаптации 1992 г. 1997 г. 2011 г.

Отношение к рынку как социальному явлению: положительное 62,5 52,5 54,5

отрицательное - 3,4 19,8

нейтральное 37,5 40,7 25,7

Отношение к помощи со стороны государства: государство должно гарантировать минимум материальных и социальных благ каждому человеку 60,0 45,8 60,4

каждый должен полагаться на себя, а не надеяться на помощь государства 20,0 23,7 17,8

государство должно помогать только слабым, незащищенным 20,0 28,8 21,8

не ответили - 1,7 -

Обычно добровольная адаптация предполагает наличие активного экономического поведения, направленного на участие в деятельности, функционировании рыночных структур. Однако, как показывают результаты исследований, добровольное принятие рыночных условий не всегда подкрепляется высоким уровнем активности. Главным препятствием служит унаследованный от советского общества ярко выраженный патерналистский комплекс, который характерен даже для трети сторонников рынка, не говоря уже о представителях других ориентаций. В относительно благополучном предкризисном 1997 году патерналистские настроения ослабели, но потом «все вернулось на круги своя». Распределение студентов по их отношению к помощи государства, зафиксированное в 2011 году, практически не отличается от того, каким оно было в 1992 году. Отношение к рынку тоже имеет в основном материально-потребительский характер, т.е. рынок рассматривается главным образом как путь к материальному благосостоянию.

Основным видом трудовой активности студентов является вторичная занятость. В 1992 году из 55 % вовлеченных во вторичную занятость работали нерегулярно 40 % («шабашки», разгрузка вагонов и т.п.), остальные имели постоянную работу в госсекторе. Занятия новыми видами экономической деятельности (коммерцией, индивидуально-трудовой деятельностью) были

эпизодическими. 22,5 % опрошенных рассматривали предпринимательство лишь в качестве возможного варианта решения проблемы безработицы.

В 1997 году доля работающих студентов уменьшилась почти на 15 %. Еще в большей степени, чем раньше, стала преобладать нерегулярная занятость. 22,8 % проявили готовность к организации своего дела, но опять же только в случае потери своей нынешней работы.

В 2000-е годы произошли существенные изменения во вторичной занятости студентов: во-первых, большая их часть стала работать в негосударственном секторе, но в основном в качестве наемной рабочей силы (в 2011 году доходы от собственного бизнеса имели чуть больше 6 %); во-вторых, изменилось соотношение постоянной и нерегулярной занятости в пользу первой (соответственно 32,7 и 22,8 %). Выразили желание открыть свое дело через 10 лет, т.е. в довольно-таки отдаленной перспективе, 21,8 % опрошенных.

Важным обстоятельством является неизменность преимущественно материальной мотивации вторичной занятости (недостаток средств для жизни, получение заработка для улучшения материального положения, экономическая независимость от родителей). Стремление приобрести новые знания, профессию характерно примерно для шестой части опрошенных. Принципиально не изменилось и отношение к предпринимательской деятельности, так как доля ориентированных на нее стабильна на протяжении всего рассматриваемого отрезка времени (немногим более 20 %).

В связи с вышесказанным представляет интерес выяснение того, как изменилось отношение студентов к активным субъектам рынка - предпринимателям (табл. 2).

Таблица 2

Изменение представлений студентов о предпринимателях (в % от числа опрошенных)

Характеристики предпринимателей 1992 г. 2011 г.

Это свободные, богатые, счастливые люди 25,0 40,6

Богатство предпринимателей нажито нечестным, преступным путем 12,5 10,9

Это независимые и инициативные производители 32,3 39,6

Они умеют из всего извлекать выгоду, делать деньги из ничего 47,5 31,7

Настоящих предпринимателей отличает порядочность в деловых отношениях, уважение к закону 50,0 26,7

Это талант и знания, помноженные на постоянный труд 25,0 35,6

Это рвачи, наживающиеся за счет честных тружеников 10,0 18,8

Они разорили экономику страны 2,5 6,9

Только предприниматели способны вывести страну из кризиса 27,5 11,9

Они ведут шикарную жизнь и с пренебрежением смотрят на других людей 22,5 4,0

За почти 20-летний период более широко распространилось представление о предпринимателях как о свободных, богатых и счастливых людях (доля отметивших данную характеристику увеличилась в полтора раза). Чаще стали упоминаться такие положительные черты, как талант и знания, помноженные на труд, и независимость, инициативность в производственной деятельности. Напротив, большая часть студентов в настоящее время не разделяет сложившегося мнения о способности предпринимателей из всего извлекать выгоду, делать деньги из ничего, а представление о шикарной жизни предпринимателей и их пренебрежительном отношении к другим людям имеет тенденцию к исчезновению. Возможно, это объясняется тем, что в круг общения большинства студентов входят мелкие и средние предприниматели, но не крупные.

Формирование позитивного образа предпринимателей не столь уж однозначно. Студенты стали более реалистичными в оценке представителей данной социальной группы. Более чем в два раза уменьшилась доля тех, кто приписывает им высокие моральные качества и законопослушность. Мало кто верит, что именно предприниматели могут вывести страну из кризиса. К тому же характеристика предпринимателей как свободных, богатых, счастливых людей имеет эмоциональный характер, в которой проявляется не столько положительное, сколько завистливое отношение.

Менее однозначным становится также отношение студентов к социально-экономическим последствиям рыночных преобразований, особенно к безработице, являющейся для них наиболее актуальной проблемой. Если в 1992 году преобладали респонденты, воспринимавшие безработицу как реальность и считавшие необходимым придать ей цивилизованные формы, то к 2011 году доля этой группы сократилась почти вдвое (с 75,0 до 39,6 %) и увеличилось представительство двух других групп с противоположным отношением к безработице. Доля ее сторонников («безработица нужна, каждый будет знать, сколько он стоит как работник») выросла в два раза (с 17,5 до 34,7 %), противников, опасающихся усиления социального неравенства и обнищания - в пять раз (с 5,0 до 25,6 %).

За последние 14 лет усилилось также крайне негативное отношение к расслоению по уровню доходов (с 13,6 до 25,8 %). Удельный вес тех, кто поддерживает значительную дифференциацию, и тех, кто считает допустимыми небольшие различия, немного уменьшился, но доминирующей остается последняя группа.

Таким образом, дифференциация студентов по отношению к рыночным преобразованиям и к их последствиям стала более очевидной: сформировались группы сторонников и противников модернизации в ее российском варианте. Данная ситуация нашла отражение в изменении предпочтений студентов при выборе варианта выхода страны из кризиса (табл. 3).

Таблица 3

Мнения студентов о путях преодоления кризиса и возрождения страны (в % от числа опрошенных)

Варианты путей преодоления кризиса 1992 г. 2011 г.

Ориентация на развитые страны (США, Японию) 37,5 42,6

Обновленный социализм (демократический социализм «с человеческим лицом») 5,0 14,9

Возрождение национальных традиций, российской государственности, патриотизма 55,0 28,7

Возвращение к советскому обществу 70-х годов при устранении некоторых его недостатков 2,5 13,9

Наиболее существенное изменение в структуре предпочтений связано с утратой былой популярности среди студентов националистического пути, т.е. развития с опорой на собственные национальные традиции (доля его приверженцев сократилась почти в два раза). Благодаря этому первое место по степени предпочтительности заняла ориентация на развитые страны, соответствующая по сути запоздалой или «догоняющей» модернизации, которая предполагает заимствование чужих образцов и порождает зависимость. Данная ориентация лишь немного повысилась в сравнении с 1992 годом. Гораздо более заметным стал рост ориентации на социализм в двух его разновидностях - советский социализм 70-х годов и демократический социализм. Доля ее носителей составила в 2011 году 28,8 % и уравнялась с долей ориентированных на националистический путь развития. Студенты стали больше ценить стабильность и наличие социальных гарантий (бесплатное образование, гарантированное место работы по специальности после окончания вуза и др.), в которых и заключаются основные преимущества социалистического общества. Это вполне согласуется с патерналистскими настроениями студентов.

Поскольку, как уже отмечалось, произошло размежевание студентов на противников и сторонников модернизации, данные результаты представляются вполне закономерными.

Еще более серьезные сдвиги произошли в ценностных ориентациях студентов, особенно в системе общих жизненных ценностей, являющихся регуляторами всех сфер жизнедеятельности (табл. 4).

В основу выделения основных типов ценностей был положен принцип

Н.И. Лапина, который разделил базовые ценности на общечеловеческие (семья, общение, работа, благополучие и др.), традиционные (следование традициям, самопожертвование, вольность) и современные или либеральные, т.е. жизнь человека, свобода, независимость, инициативность [2, с. 6]. Традиционные и современные ценности определяются путем соотнесения с типами

цивилизаций, в которых они возникли и существуют. Но конкретные наборы ценностей у нас различаются. Так, к традиционным ценностям мы отнесли гарантированную работу, стабильность в обществе, наличие различных льгот и возможность хорошо жить, не работая, а к современным - самореализацию и собственное дело (помимо предложенных Н.И. Лапиным свободы и независимости). Впрочем, и у него перечни ценностей претерпели некоторые изменения [1, с. 29].

Таблица 4

Изменение ценностных ориентаций студентов (в % от числа опрошенных)

Вид ценностей 1992 г. 2011 г.

Жизненные ценности

Высокая материальная обеспеченность, жизненный комфорт 62,7 65,3

Хорошее образование 47,5 63,4

Квалифицированная, интересная работа 45,8 69,3

Благополучная, крепкая семья 67,8 80,2

Надежная, гарантированная работа 18,6 50,5

Отдых, развлечения 20,3 45,5

Свобода, независимость 32,2 62,4

Крепкое здоровье 66,1 84,2

Наличие собственного дела 13,6 25,7

Карьера, высокое положение в обществе 20,3 53,5

Наличие хороших, верных друзей 66,1 78,2

Возможность хорошо жить, не работая 1,7 9,9

Возможность удовлетворять свои культурные интересы 32,3 61,4

Стабильность в обществе 33,9 33,7

Трудовые ценности

Уважение окружающих людей 20,3 36,6

Высокая зарплата или доход 69,5 79,2

Не очень сложная, неутомительная работа 10,2 17,8

Профессиональный рост, повышение квалификации 45,8 49,5

Самостоятельность в работе 32,2 53,5

Разнообразие, творчество в работе 40,7 58,4

Хороший коллектив 59,3 64,4

Соответствие работы образованию, профессии 42,4 18,8

Самореализация в трудовой деятельности 49,2 65,3

Гарантированность рабочего места и зарплаты 39,0 45,8

Наличие различных льгот по месту работы 16,9 36,6

Благоприятные условия труда 37,8 53,5

Возможность сделать карьеру 39,0 49,5

В общих жизненных ценностях студентов были выявлены следующие тенденции, характерные для периода 1997-2011 годов (в анкете 1992 года сопоставимые вопросы о ценностях отсутствовали):

• повышение значимости общечеловеческих (универсальных) ценностей, таких как здоровье, крепкая семья и наличие хороших, верных друзей, которые в условиях кардинальных общественных перемен олицетворяют нечто незыблемое, дают опору в жизни и предотвращают дезориентацию;

• рост почти в два раза ориентации на современные ценности свободы, независимости, собственного дела, хотя и сейчас ценность собственного дела присуща лишь четверти опрошенных;

• одновременный рост (почти в три раза) ориентации на «новую» традиционную ценность «надежная, гарантированная работа», сформировавшуюся в 90-е годы в связи с утратой социальных гарантий и ростом безработицы, а также на традиционную в полном смысле этого слова ценность «возможность хорошо жить, не работая»;

• перемещение в ядро ценностной системы, с одной стороны, хорошего образования, квалифицированной и интересной работы, карьеры, а с другой стороны, удовлетворения своих культурных потребностей.

Последняя тенденция с учетом еще большей значимости семьи, общения и повышения почти в три раза реактивно-развлекательной ориентации свидетельствует о стремлении студентов к самореализации не только в труде, но и в других сферах жизнедеятельности и о формировании гедонизма, которые относятся к чертам постиндустриального общества.

Также в структуре трудовых ценностей наблюдается тенденция к повышению ориентации на самореализацию, являющуюся одной из основных современных ценностей. В связи с этим произошло осознание студентами значения содержательных аспектов труда, т.е. самостоятельности, разнообразия и творчества в работе, которые служат необходимыми предпосылками для самореализации. Повысилась и ориентация на карьеру как средство самоутверждения. Но еще в большей степени в сравнении с 1997 годом актуализировались традиционные ценности «гарантированность рабочего места и зарплаты» и «наличие различных льгот по месту работы», особенно последняя (доля ориентированных на нее увеличилась более чем в два раза).

Высокая зарплата не только не утратила своего лидирующего положения, но и укрепила его. Поскольку льготы тоже имеют в основном материальный характер, можно утверждать, что процесс инструментализации труда продолжается, и это противоречит росту ориентации на содержание труда.

Все большее значение приобретает комфортная физическая и психологическая среда, в которой осуществляется трудовая деятельность, а именно: благоприятные условия труда (безопасность, гигиена окружающей среды, удобный график и т. п.), хороший коллектив, уважение окружающих.

В противоположном направлении изменилась ориентация на соответствие работы полученному образованию и профессиональной подготовке. Происходит «размывание» данной ценности в сознании студентов (если в 1997 году считали необходимым соответствие работы образованию и полученной в вузе профессии 42,4 % опрошенных, то в 2011 году - только 15,8 %). Студенты уловили изменение ситуации на рынке труда, когда многие работодатели требуют наличие диплома о высшем образовании, а профессия их не интересует, и приспособились к ней. Возник парадокс: хорошее образование (а в вузе оно профессиональное) для жизни важно, а для работы - нет.

Таким образом, основные изменения в ценностных ориентациях студентов в сфере труда связаны с усилением их противоречивости и с ростом притязаний в отношении различных сторон трудовой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом результаты сравнительного анализа социокультурных и ценностных ориентаций студентов разных поколений позволяют сделать некоторые общие выводы:

1. В разнонаправленное™ зафиксированных тенденций нашла свое отражение усиливающаяся дифференциация данной социальной группы по уровню адаптации к новым социально-экономическим условиям. Объясняется это тем, что студенты, имеющие разное социальное происхождение и материальное положение, выросшие в поселениях различного типа, имеют и разные возможности для адаптации. Поэтому одни из них позитивно воспринимают перемены в обществе и охотно усваивают соответствующие им ценности, а у других складывается негативное отношение к нововведениям и актуализируются традиционные ценности.

2. Происходит усложнение дифференциации студенчества в связи с формированием наряду с традиционными и современными также постмодернистских ориентаций, характерных для постиндустриального общества.

3. Преобладание современных ориентаций при недостаточной экономической активности рыночной направленности свидетельствует о более успешной адаптации на ценностно-психологическом уровне, нежели на поведенческом. Поведенческая адаптация и самореализация студентов будут и в дальнейшем осложняться противоречивым сочетанием у них ориентаций различного типа и завышенными притязаниями.

Список литературы

1. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России// Социологические исследования. - 2010. - № 1. -С. 28-36.

2. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. - 1994. - № 5. -

С. 3-8.

Получено 28.01.2013

V.D. Razinskaya

DYNAMICS OF THE STUDENT SOCIO-CULTURAL CHARACTERISTICS IN THE TRANSFORMING RUSSIAN SOCIETY

The comparative analysis carried out shows the trends in students socio-cultural and value orientations which correlate with their economic activity indexes. The ambiguity and inconsistency of the emphasized trends as well as the students' differentiation in terms of adaptation to the Russian society's socio-economic changes are postulated.

Keywords: socio-cultural orientations, value orientations, adaptation, modernization, paternalistic attitudes, secondary employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.