Научная статья на тему 'Динамика состояния здоровья офицеров-преподавателей вузов старших возрастных групп и экспериментальная проверка влияния опытной программы по физической подготовке и методик тренировки с оздоровительной направленностью на его улучшение'

Динамика состояния здоровья офицеров-преподавателей вузов старших возрастных групп и экспериментальная проверка влияния опытной программы по физической подготовке и методик тренировки с оздоровительной направленностью на его улучшение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕР / СТАРШИЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / THE OFFICER / ADVANCED AGE / PHYSICAL PREPARATION / AN IMPROVING ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никулин Леонид Валентинович

В статье приведены динамика состояния здоровья офицеров-преподавателей старшего возраста и экспериментальное обоснование программы физической подготовки с оздоровительной направленностью для данной категории. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никулин Леонид Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of a state of health of officers-teachers of high schools of the senior age groups and experimental check of influence of the skilled program on physical preparation and techniques of training with an improving orientation on its improvement

In article dynamics of a state of health of officers-teachers of advanced age and an experimental substantiation of the program of physical preparation with an improving orientation for the given category are resulted. The made pedagogical experiment has shown high efficiency of the given program

Текст научной работы на тему «Динамика состояния здоровья офицеров-преподавателей вузов старших возрастных групп и экспериментальная проверка влияния опытной программы по физической подготовке и методик тренировки с оздоровительной направленностью на его улучшение»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

6. Миронов, И.Л. Учителю о восточной медитации // Физическая культура в школе. - 2007. № 1. - С. 15 - 17.

7. Миронов, И.Л. Формирование идеала духовного и физического совершенствования в процессе обучения и воспитания курсантов военно-физкультурного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. № 3. - С. 37-40.

8. Михайлов, О.М., Михонина, Т.А. Валеологическое обоснование выбора модели здорового человека для построения курса физической подготовки в высших учебных заведениях // Теория и практика физической подготовки. - 1995. № 2. - СПб.: ВИФК, 1995. - С. 249-255.

9. Пономарёв, Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура // Теория и методика физической подготовки. - 1994. № 1. - С. 117-126.

10. Састамойнен, Т.В. Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: защищена 25.11.04 / Састамойнен Томара Васильевна; Санкт-Петербургская гос. академия физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2004. - 247 с.

11. Сыченков, В.В. Физическая культура и спорт как факторы ориентации будущих офицеров на здоровый образ жизни: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: защищена 19.05.04 / Вячеслав Валерьевич Сыченков; Военный институт физической культуры. - СПб, 2004. - 200 с.

12. Чурганов, О.А. Оздоровительная физическая культура в системе качества жизни военнослужащих: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: защищена 24.10.04 / Чурганов Олег Анатольевич; Военный институт физической культуры. - СПб, 2004. - 428 с.

13. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Архетип и символ.

- М.: Ренессанс, 1991. - С. 95-128.

УДК 796.0 Л.В. Никулин*

Динамика состояния здоровья

офицеров-преподавателей вузов старших возрастных групп и экспериментальная проверка влияния опытной программы по физической подготовке и методик тренировки с оздоровительной направленностью на его улучшение

В статье приведены динамика состояния здоровья офицеров-преподавателей старшего возраста и экспериментальное обоснование программы физической подготовки с оздоровительной направленностью для данной категории. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной программы.

Ключевые слова: офицер, старший возраст, физическая подготовка, оздоровительная направленность.

L.V. Nikulin, the candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair ofphysical training and applied single combats of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Dynamics of a state of health of officers-teachers of high schools of the senior age groups and experimental check of influence of the skilled program on physical preparation and techniques of training with an improving orientation on its improvement.

In article dynamics of a state of health of officers-teachers of advanced age and an experimental substantiation of the program of physical preparation with an improving orientation for the given category are resulted. The made pedagogical experiment has shown high efficiency of the given program.

Keywords: the officer, advanced age, physical preparation, an improving orientation.

* Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.

Физическая подготовка офицеров - преподавателей вузов старших возрастных групп переживает те же трудности, что и все общество, высшая школа, в т.ч. высшая военная школа в условиях реформирования. Офицеры - преподаватели вузов в процессе своей службы приобретают заболевания, связанные с малоподвижным образом жизни, высокими эмоциональными и нервнопсихическими нагрузками и другими негативными факторами повседневной деятельности. Со временем эти заболевания (наиболее распространены заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения) приобретают все более острые формы. Для преодоления вышеперечисленных негативных факторов была построена система физической подготовки офицеров-преподавателей вузов старших возрастов. Основное предназначение системы физической подготовки - более широкое, чем ранее, привлечение офицеров-преподавателей вузов, в т.ч. и отнесенных к группе лечебной физической культуры, к систематическим занятиям физическими упражнениями в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья.

Главной целью физической подготовки офицеров-преподавателей вузов старших возрастных групп являются поддержание и укрепление здоровья, профессионального долголетия, приобщение к здоровому образу жизни, а также профилактика наиболее распространенных среди данной категории заболеваний.

В основу опытной программы были включены циклические упражнения, выполняемые в режиме аэробного обеспечения (ускоренная ходьба, бег, бег на лыжах, плавание), упражнения координацию, гимнастические упражнения с преодолением собственного веса для укрепления мышечного корсета, специальные комплексы упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволяют нейтрализовать повышенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений.

Педагогический эксперимент был организован и проведен в июне-декабре 2007 г. на базах Военного инженерно-технического университета, Санкт-Петербургского университета МВД России и факультета военного образования Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. В нем приняли участие 120 человек. Для этого были сформированы контрольные и экспериментальные группы.

Формирование групп осуществлялось по желанию самих офицеров из профессорско-преподавательского состава кафедр, занимающихся в основном теоретической подготовкой обучаемых. Контрольные группы офицеров вузов занимались по обычной программе, основу занятий составляли спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), в конце занятия осуществлялась силовая тренировка на тренажерах. Плановые занятия проводились два раза в неделю: по вторникам и пятницам в Военном инженерном техническом университете с 9:00 до 10:30, в Санкт-Петербургском университете МВД с 15:00 до 16:30, на факультете военного образования Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения - во внеслужебное время с 17:00 до 19:00.

Экспериментальные группы проводили плановые занятия в те же самые часы, но основу их составляли бег, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения, направленные на развитие и поддержание на необходимом уровне гибкости и подвижности суставов, силы мышц рук, ног и туловища, профилактику остеохондрозов. Силовые упражнения выполнялись лишь с преодолением собственного веса.

В процессе плановых занятий по физической подготовке с офицерами экспериментальных групп проводилось обучение методике проведения самостоятельных занятий по физической подготовке с оздоровительной направленностью.

Задача, которая ставилась офицерам экспериментальных групп: по возможности достичь минимального недельного объема физической нагрузки (табл. 1).

Недостаток объема физической нагрузки восполнялся за счет самостоятельных занятий по физической подготовке (кроссы, бег на лыжах, плавание в бассейнах и т.д.).

С офицерами, входящими в группу лечебной физической культуры, а также имеющими значительный избыточный вес, занятия проводились по индивидуальному плану, но с обязательной тренировкой выносливости.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Таблица 1

Объем физической нагрузки на неделю

Упражнение Единица измерения Возрастные группы

IV (40-45 лет) V и VI (от 45 лет и старше)

1. Бег или передвижение: км 18 15

на лыжах км 24 20

или плавание км 1,2 0,9

2. Подтягивание на перекладине кол-во раз 48 42

или выполнение подъема переворотом, подъема силой, сгибания и разгибания в упоре на брусьях кол-во раз кол-во раз 24 21

или комплексное силовое упражнение кол-во раз (наклонов и отжиманий) 290 250

Например, ходьба ускоренным шагом с пробеганием небольших отрезков трусцой. Постепенно вся дистанция ходьбы заменилась бегом. Необходимо отметить, что дозированные физические нагрузки одновременно сочетались с ограничением количества и качества пищи. Велся контроль за весом тела. Эти меры позволили за короткий промежуток времени улучшить как самочувствие офицеров, их настроение, активность, так и повысить уровень физической подготовки, функциональное состояние и работоспособность. Улучшилась атмосфера в служебных коллективах.

В проводимом нами эксперименте была соблюдена необходимая идентичность состава экспериментальных и контрольных групп. С целью определения эффективности предложенных нами средств и методов по результатам эксперимента был проведен сравнительный анализ показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности (табл. 2 и 3).

Результаты сравнительного анализа приведены ниже.

Физическое развитие испытуемых значительно не изменилось, но представляет интерес существенное изменение веса тела офицеров в экспериментальных группах за счет ограничения количества и калорийности пищи и увеличения циклической двигательной активности, что привело к улучшению как функционального, так и психофизиологического состояния, а также физической подготовленности практически по всем показателям (рис. 1-3).

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет говорить о том, что разработанная нами система физической подготовки оказала положительное влияние как на функциональное, так и на психофизиологическое состояние, физическую подготовленность офицеров старшего возраста.

Таблица 2

Показатели физического состояния офицеров в контрольных и экспериментальных группах до начала эксперимента

.OI К ^ с Виды исследований ЭГ КГ Р

Физическое развитие

1. Средний возраст (лет) 44,2±0,5 44,2±0,5 >0,05

2. Рост стоя (см) 176,3±0,5 176,4±0,5 >0,05

3. Вес (кг) 82,5±0,1 82,2±0,1 >0,05

4. Окружность груди (см) 90,5±0,5 90,8±0,5 >0,05

5. Динамометрия силы кисти (кг): правая левая 52,7±0,5 50,8±0,5 53,0±0,5 51,2±0,5 >0,05 >0,05

6. ЖЕЛ (см3) 4351±1 4350±1 >0,05

Функциональное состояние

1. АД max АД min 133,2±0,5 90,1±0,5 133,3±0,5 89,4±0,5 >0,05 >0,05

2. ЧСС (уд./мин) 74,3±1 73,9±1 >0,05

3. Индекс Кетле (г/см) 468,0±1 466,4±1 >0,05

4. Ортостатическая проба (уд./мин) 17,5±1 16,9±1 >0,05

5. Проба Штанге (с) 48,5±1 49,0±1 >0,05

6. Проба Генче (с) 36,3±1 35,9±1 >0,05

7. ЧСС после подъема по лестнице на 4-й этаж (уд./мин) 129,4±1 132,0±1 >0,05

8. 12мин тест Купера (км) 2,0±0,1 1,9±0,1 >0,05

9. Общая гибкость при наклоне вперед -1,6±0,1 -1,7±0,1 >0,05

Психофизиологическое состояние

1. Самочувствие (балл) 2,21±0,2 2,3±0,2 >0,05

2. Активность (балл) 2,94±0,2 3,03±0,2 >0,05

3. Настроение (балл) 2,86±0,2 2,91±0,2 >0,05

Физическая подготовленность

1. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 3,6±0,5 4,1±1 >0,05

2. Поднимание ног к перекладине (кол-во раз) 4,5±0,5 4,2±0,5 >0,05

3. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 3,5±1 3,3±1 >0,05

4. Комплексное силовое упражнение (кол-во раз) 35,2±1 36,5±1 >0,05

5. Бег 100 м (с) 16,9±0,1 17,0±0,1 >0,05

6. Челночный бег 10х10 (с) 36,0±0,1 36,1±0,1 >0,05

7. Бег 1 км (мин) 5,25±0,1 5,20±0,1 >0,05

8. Бег 3 км (мин) 17,01±0,1 17,05±0,1 >0,05

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Таблица 3

Показатели физического состояния офицеров в контрольных и экспериментальных группах по окончании эксперимента

№ п\п Виды исследований ЭГ КГ Р

Физическое развитие

1. Средний возраст (лет) 44,7±0,5 44,8+0,5 >0,05

2. Рост стоя (см) 176,2+0,5 176,4+0,5 >0,05

3. Вес (кг) 76,2±0,1 82,3+0,1 <0,05

4. Окружность груди (см) 91,0+0,5 90,9+0,5 >0,05

5. Динамометрия силы кисти (кг): правая левая 53,7+0,5 52,4+0,5 53,6+0,5 52,0+0,5 >0,05 >0,05

6. ЖЕЛ (см3) 4352+1 4350,5+1 >0,05

Функциональное состояние

1. АД max АД min 129,8+0,5 88,0+0,5 133,5+0,5 90,1+0,5 <0,05

2. ЧСС (уд./мин) 67,1+1 73,1+1 <0,05

3. Индекс Кетле (г/см) 432,5+1 466,6+1 <0,05

4. Ортостатическая проба (уд./мин) 13,4+1 17,6+1 <0,05

5. Проба Штанге (с) 60,1+1 49,7+1 <0,05

6. Проба Г енче (с) 49,4+1 36,0+1 <0,05

7. ЧСС после подъема по лестнице на 4 этаж (уд./мин) 121,7+1 133,1+1 <0,05

8. 12мин тест Купера (км) 2,5+1 1,9+0,1 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Общая гибкость при наклоне вперед 2,0+0,1 -1,7+0,1 <0,05

Психофизиологическое состояние

1. Самочувствие (балл) 3,91+0,2 2,2+0,2 <0,05

2. Активность (балл) 6,46+0,2 4,12+0,2 <0,05

3. Настроение (балл) 6,97+0,2 4,01+0,2 <0,05

Физическая подготовленность

1. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 6,2+0,5 4,2+0,5 <0,05

2. Поднимание ног к перекладине (кол-во раз) 7,4+0,5 4,3+0,5 <0,05

3. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 7,0+1 3,4+1 <0,05

4. Комплексное силовое упражнение (кол-во раз) 42,3+1 35,4+1 <0,05

5. Бег 100 м (с) 15,1+0,1 17,0+0,1 <0,05

6. Челночный бег 10х10 (с) 32,4+0,1 36,1+0,1 <0,05

7. Бег 1 км (мин) 4,33+0,1 5,21+0,1 <0,05

8. Бег 3 км (мин) 15,34+0,1 17,07+0,1 <0,05

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

По скоростным качествам (бег на 100 м, челночный бег) показатели ЭГ стали лучше (на 11,9%, 11,1%), результаты КГ остались на том же уровне.

Показатели выносливости (бег на 1 и 3 км), силовой выносливости (комплексное силовое упражнение) в ЭГ увеличились на 21,2%, 10,9%, 20,1%, а в КГ стали даже несколько хуже.

Основное внимание на занятиях ЭГ было направлено на выполнение объемной нагрузки циклической направленности (бег, бег на лыжах, плавание и т.д.), укрепление мышечного корсета, развитие гибкости и подвижности суставов с помощью комплексов упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволили нейтрализовать повышенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений.

Следовательно, регулярные занятия физическими упражнениями по разработанной нами схеме позволяют как повысить уровень физической подготовленности, так и способствуют поддержанию функционального состояния на необходимом уровне, предотвращению развития сердечно-сосудистых заболеваний, которые в результате предварительных исследований мы определили как основные причины смертности офицеров старшего возраста как действующих, так и находящихся в запасе.

Результаты антропометрии свидетельствуют о том, что показатели роста и веса в КГ существенно не изменились, не изменился также индекс Кетле, а в ЭГ вес уменьшился на 8,3%, вследствие этого изменился индекс Кетле на 8,3%.

Вместе с тем отмечается незначительное улучшение показателей жизненной емкости легких в ЭГ на 0,2%, в КГ - на 0,1%.

Считаем необходимым обратить внимание на результаты динамометрии, являющейся основным показателем проявления динамической силы рук, очень важной для офицеров инженерных специальностей (Е.Н. Захаров, A.A. Карасев, A.A. Сафронов, 1994). Так, в ЭГ они возросли на доминантную руку на 1,9%, в КГ - на 1,1%.

Данные результаты свидетельствуют о положительных изменениях, произошедших в физическом развитии обследуемых нами офицеров.

Результаты исследования характеристик функционального состояния показывают, что частота сердечных сокращений в ЭГ снизилась на 10,7%, а в КГ - на 1,1%. Систолическое артериальное давление в ЭГ уменьшилось на 2,6%, а диастолическое - на 2,4%. В КГ систолическое давление увеличилось на 0,2%, диастолическое - на 0,8%. Пробы Штанге, Генче, ортостатическая показывают положительные изменения в кровеносной и дыхательной системах офицеров ЭГ по окончании эксперимента, их показатели улучшились соответственно на 23,9%, 36%, 30,6%; в КГ эти показатели практически не изменились. Тесты с подъемом на 4-й этаж, Купера, гибкости подтвердили улучшение работы кровеносной и дыхательной систем, общей гибкости и подвижности в суставах офицеров ЭГ, соответственно, на 6,3%, 25%, 180%; в КГ они изменились незначительно.

Анализ показателей функционального состояния свидетельствует о том, что в процессе занятий физической подготовкой по экспериментальной программе в организме офицеров произошли положительные сдвиги, стабилизировалась деятельность кровеносной и дыхательной систем, значительно улучшились окислительно-восстановительные процессы, общая гибкость и подвижность суставов, повысились адаптационные способности организма.

При рассмотрении показателей психофизиологического состояния офицеров старших возрастных групп после тестирования мы установили, что по таким показателям, как самочувствие

- результаты в ЭГ увеличились на 77,7%, а в КГ остались на прежнем уровне; активность - в ЭГ увеличилась на 12,07%, в КГ - на 35,9%; настроение - в ЭГ и КГ улучшилось, соответственно, на 143,7% и 37,8%. Это свидетельствует о том, что любые физические упражнения, а особенно наша система, носящая оздоровительную направленность, по которой работала ЭГ, положительно влияют на психофизиологическое состояние. Ведь здоровое состояние организма улучшает и самочувствие, и настроение, а также активизирует жизнедеятельность офицеров-преподавателей в практической и научной сферах.

Подводя итог исследованиям психофизиологического состояния офицеров-преподавателей старшего возраста, мы пришли к выводу, что офицеры, поддерживающие себя на высоком уровне развития физических качеств (особенно выносливости), у которых адаптационные возможности организма находятся на необходимом уровне, в процессе военно-профессиональной деятельности будут значительно меньше испытывать на себе отрицательные воздействия старения организма, психологических стрессов, вредных факторов окружающей среды, а, значит, будут психически более устойчивыми. При выполнении своих функциональных обязанностей и действий в экстремальных ситуациях они будут иметь больший запас прочности, чем офицеры, имеющие силовые способности на низком уровне и подверженные различным заболеваниям (особенно сердечно-сосудистым).

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.