Научная статья на тему 'Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе'

Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
401
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES / HIGHER SCHOOL / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Воронова Елена Валерьевна

В статье описаны компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования динамики содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на определенных этапах обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Воронова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT DYNAMICS OF THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF PSYCHOLOGY DEPARTMENT STUDENTS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES AT VARIOUS STAGES OF STUDY AT THE UNIVERSITY

The article describes the components of psychological readiness to professional activities. The authors present the results of the research studying the dynamics of the content features of students' psychological readiness to professional activity at various stages of study at the university.

Текст научной работы на тему «Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе»

УДК 159.9 Морозова Ирина Станиславовна

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития

Кемеровского государственного университета, член-корреспондент Сибирской академии наук высшей школы

Воронова Елена Валерьевна

аспирант кафедры общей психологии и психологии развития

Кемеровского государственного университета

ДИНАМИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Morozova Irina Stanislavovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Head of General Psychology and Developmental Psychology Department, Kemerovo State University, Corresponding Member, Siberian Academy of Higher Education

Voronova Elena Valeryevna

PhD student, General Psychology and Developmental Psychology Department, Kemerovo State University

CONTENT DYNAMICS OF THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF PSYCHOLOGY DEPARTMENT STUDENTS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES AT VARIOUS STAGES OF STUDY AT THE UNIVERSITY

Аннотация:

В статье описаны компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования динамики содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на определенных этапах обучения в вузе.

Ключевые слова:

компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности, вуз, профессиональное обучение.

Summary:

The article describes the components of psychological readiness to professional activities. The authors present the results of the research studying the dynamics of the content features of students' psychological readiness to professional activity at various stages of study at the university.

Keywords:

components of psychological readiness to professional activities, higher school, professional training.

Изучению феномена психологической готовности к профессиональной деятельности посвящено большое количество работ (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутец-кий, Л.В. Лежнина, Л.С. Нерсесян, В.Ф. Сафин, А.Ц. Пуни, В.Н. Пушкин, Р.Д. Санжаева и др.), но некоторые аспекты данной проблемы еще не исследованы в достаточной мере. Недостаточно изученными остаются вопросы содержания психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе, структуры психологической готовности к профессиональной деятельности, а также особенности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе.

На наш взгляд, психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой комплекс индивидуально-психологических качеств личности, содержательно представленных в каждом компоненте: ценностно-мотивационном (целенаправленность, мотивация достижения), синергетическом (ответственное отношение к профессиональным обязанностям, умение принимать решения), личностном (индивидуально-психологические характеристики личности), предметно-функциональном (сформированные профессиональные компетенции), учебно-компетентностном (сформированные общекультурные компетенции).

С целью изучения динамики содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе нами было проведено лонгитюдное исследование (2012-2014), в котором приняли участие 20 студентов социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета по направлению подготовки «Психология».

Для изучения содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента использовался тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован-

ный Д.А. Леонтьевым [1]. Компонент составили шкалы: «Цель», «Процесс», «Результат», «Общий показатель СЖО». Также были использованы методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса и тест-опросник «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса [2]. В цен-ностно-мотивационный компонент вошла шкала «Мотивация достижения успеха», «Мотивация избегания неудач».

При изучении содержательных характеристик синергетического компонента были использованы следующие методики: тест уровня субъективного контроля (УСК), адаптированный Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.А. Эткиндом [3]; шкалы «Принятие решения», «Планирование» из методики А.П. Чернявской «Профессиональная готовность» [4]; шкалы «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь» теста (СЖО).

Изучение содержательных характеристик личностного компонента осуществлялось с помощью методик «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири [5], «Диагностика уровня эм-патии» И.М. Юсупова [6]. Использовались шкалы «Автономность», «Информированность», «Эмоциональное отношение» из методики А.П. Чернявской «Профессиональная готовность».

При изучении содержательных характеристик учебно-компетентностного компонента была разработана авторская анкета «Самооценка общекультурных и профессиональных компетенций». В компонент включены общекультурные компетенции.

Исследование содержательных характеристик предметно-функционального компонента осуществлялось с помощью авторской анкеты «Самооценка общекультурных и профессиональных компетенций». В компонент вошли профессиональные компетенции.

С целью обеспечения достоверности полученных результатов были использованы методы математической статистики. Параметрический ^критерий Стьюдента для зависимых выборок [7] применялся для установления статистической достоверности различий между двумя замерами на основе сравнения выборочных средних.

Перейдем к обсуждению результатов исследования. Динамики в содержательных характеристиках ценностно-мотивационного компонента психологической готовности на 1-м и 2-м курсах обучения выявлено не было, что может свидетельствовать об отсутствии осознания целей профессионального обучения, о низкой мотивации получения профессиональных знаний. На наш взгляд, это может быть характерно для студентов 1-го года обучения, которые еще не вполне осознают целей учебного процесса, не ориентированы на получение профессиональных знаний. У студентов 3-го курса выявлена динамика содержательных характеристик ценностно-мотиваци-онного компонента (таблица 1). Наблюдается незначительное снижение показателя «Мотивация избегания неудач», что свидетельствует о неуверенности в себе, занижении самооценки, уровня притязаний.

Таблица 1 - Динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационного

компонента психологической готовности у студентов-психологов

Показатели Средние значения в группах * ^критерий Уровни значимости различий(р)

2-й курс 3-й курс

Мотивация избегания неудач 16,60000 13,25000 2,673703 0,015016

* В таблице указаны результаты с уровнем значимости р < 0,05.

Существенных изменений содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности на 4-м курсе обучения выявлено не было, что объясняется незавершенным личностным и профессиональным самоопределением.

У студентов-психологов также не было выявлено динамики содержательных характеристик синергетического компонента на 1-м и 2-м курсах обучения, что характеризует студентов как психологически не готовых к принятию решений, касающихся построения профессионального пути, профессиональной самореализации, вопросов планирования своей жизни.

Повышение показателей (таблица 2) свидетельствует о том, что студенты 3-го курса склонны считать себя ответственными за происходящее с ними (Ио), способны устанавливать связь между собственными качествами и проявленными усилиями с результатами деятельности (Ид).

Таблица 2 - Динамика содержательных характеристик синергетического компонента

психологической готовности у студентов-психологов

Показатели Средние значения в группах * ^критерий Уровни значимости различий(р)

2-й курс 3-й курс

Ио 25,75000 27,00000 -2,22671 0,038259

Ид 7,900000 8,650000 -2,26269 0,035563

* В таблице указаны результаты с уровнем значимости р < 0,05.

На 4-м курсе не было выявлено динамики в уровне сформированности содержательных характеристик синергетического компонента, что свидетельствует о неготовности реализовать намеченные планы относительно дальнейшего профессионального самоопределения. Полагаем, что у студентов на момент выпуска из учебного заведения возрастает неопределенность в построении собственной жизни, что может быть связано с новой стадией профессионального развития и самоопределения.

Согласно данным, представленным в таблице 3, выявлена динамика содержательных характеристик личностного компонента. Показатель «Автономность», характеризующий уровень самостоятельности в процессе обучения с 1-го по 2-й курс, незначительно снижается, что может свидетельствовать о самостоятельности студентов первокурсников по отношению к процессу принятия решений в отношении личностного и профессионального развития. Показатель «Эмоциональное отношение» имеет тенденцию к незначительному снижению, что свидетельствует о негативном эмоциональном настрое по отношению к процессу обучения, планированию своего профессионального самоопределения. Показатель «Альтруистичность» на 1-м курсе несколько ниже, нежели на 2-м, что свидетельствует об адекватном стремлении студентов к оказанию окружающим людям помощи в понимании, студенты не приносят в жертву свои интересы и стремления.

Таблица 3 - Динамика содержательных характеристик личностного компонента

психологической готовности у студентов-психологов

Показатели Средние значения в группах * Значимые различия

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Автономность 16,05000 13,55000 16,60000 14,65000 1-2, 2-3, 3-4

Эмоциональное отношение 15,70000 13,50000 17,95000 14,75000 1-2, 2-3, 3-4

Альтруистичность 7,100000 4,300000 1-2

* В таблице указаны результаты с уровнем значимости р < 0,05.

Студенты 3-го курса обладают независимостью в решении, планировании собственного развития, профессионального пути. Характерна эмоциональная независимость в принятии ответственных учебных и профессиональных решений, положительная эмоциональная настроенность. Студенты 4-го курса характеризуются стремлением к опоре на мнение авторитетных, компетентных людей в выборе профессионального развития, профессионального пути. У студентов присутствуют сомнения в правильности выбранной профессии, в своих знаниях и умениях. Незначительное снижение показателя «Эмоциональное отношение» может свидетельствовать об отрицательном эмоциональном настрое, отсутствии жизненного оптимизма, о неготовности проявлять активность в отношении дальнейшего профессионального пути и профессиональной самореализации. Негативное эмоциональное отношение к необходимости принимать решения, касающиеся будущего, может удлинить этот процесс и привести к ошибочным решениям.

В таблице 4 представлена динамика содержательных характеристик учебно-компетент-ностного компонента. Следует отметить, что на 1-м курсе обучения в вузе знания в основном теоретические, у студентов нет навыков профессиональной деятельности, практического опыта, первокурсники не могут объективно оценить свои знания, способности. Высокие показатели на 1-м курсе, на наш взгляд, свидетельствуют о неадекватной оценке своих знаний и способностей. Незначительное снижение показателей может свидетельствовать о том, что студенты 2-го курса накапливают знания о будущей профессии, что обеспечит в дальнейшем осознанность обучения на старших курсах.

Таблица 4 - Динамика содержательных характеристик учебно-компетентностного

компонента психологической готовности у студентов-психологов

Показатели Средние значения в группах * Значимые различия

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

ОК-1 7,650000 8,400000 3-4

ОК-3 6,900000 7,550000 3-4

ОК-4 6,850000 7,850000 3-4

ОК-5 6,450000 7,400000 3-4

ОК-6 7,050000 8,200000 3-4

ОК-8 7,400000 7,900000 3-4

ОК-9 6,900000 5,800000 6,950000 7,800000 1-2, 2-3, 3-4

0К-10 7,100000 8,400000 3-4

ОК-11 7,700000 8,400000 3-4

ОК-13 5,700000 4,300000 1-2

ОК-14 7,100000 5,250000 6,800000 7,800000 1-2, 2-3, 3-4

ОК-15 7,400000 8,700000 3-4

* В таблице указаны результаты с уровнем значимости р < 0,05.

На 3-м курсе выявлено незначительное увеличение показателей, что может свидетельствовать о накоплении студентами знаний о будущей профессии, что обеспечит в дальнейшем осознанность обучения на старших курсах. К 4-му курсу у студентов накоплен опыт, знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, что может объяснять тенденции к увеличению изучаемых показателей.

В таблице 5 представлена динамика содержательных характеристик предметно-функционального компонента. Выявленные различия могут свидетельствовать о том, что студенты 1-го курса накапливают знания о будущей профессии, у них начинают формироваться профессиональные компетенции, что обеспечит осознанность обучения на старших курсах. Следует отметить, что на 1-м курсе обучения в вузе знания в основном теоретические, у студентов нет навыков профессиональной деятельности, первокурсники не могут объективно оценить свои знания, способности.

На 2-м году обучения студенты получают больше знаний о будущей профессиональной деятельности в рамках практических занятий, ознакомительных и учебных практик. Студенты способны реально оценить свои знания, профессиональные умения. Незначительное снижение показателя «Профессиональные компетенции» на 2-м курсе, на наш взгляд, свидетельствует именно об адекватной оценке своих знаний, умений, способностей. При этом наблюдается незначительное увеличение следующего показателя (ПСК-1), что может свидетельствовать о готовности и желании студентов 2-го года обучения осуществлять психологическую работу с клиентами.

Таблица 5 - Динамика содержательных характеристик предметно-функционального компонента психологической готовности у студентов-психологов_

Показатели Средние значения в группах * Значимые различия

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

ПК-1 7,150000 5,550000 6,600000 7,250000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-2 6,700000 7,750000 3-4

ПК-3 7,150000 5,700000 7,050000 8,050000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-4 7,900000 5,300000 6,900000 7,900000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-5 8,050000 6,300000 7,500000 1-2, 2-3

ПК-6 8,400000 5,300000 6,900000 7,750000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-7 7,900000 5,300000 6,850000 7,550000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-8 7,000000 5,250000 7,050000 7,900000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-9 8,000000 5,800000 7,450000 7,950000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-10 8,050000 5,950000 7,250000 7,700000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-11 8,400000 6,550000 7,300000 8,050000 1-2, 3-4

ПК-12 7,450000 5,650000 7,650000 8,100000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-13 6,750000 5,100000 6,900000 7,650000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-14 6,850000 5,250000 6,750000 8,050000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-15 6,900000 4,750000 6,000000 7,450000 1-2, 3-4

ПК-16 6,650000 5,000000 6,650000 8,100000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-17 7,000000 8,150000 3-4

ПК-18 7,200000 4,850000 6,700000 7,850000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-19 7,400000 8,200000 2-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПК-20 7,950000 8,650000 3-4

ПК-21 7,550000 8,200000 3-4

ПК-22 6,950000 8,150000 3-4

ПК-23 6,350000 8,000000 3-4

ПСК-1 2,350000 4,700000 6,250000 8,150000 1-2, 3-4

ПСК-2 6,450000 7,650000 3-4

* В таблице указаны результаты с уровнем значимости р < 0,05.

У студентов 3-го курса продолжают накапливаться знания о будущей профессии, начинают формироваться профессиональные компетенции в рамках практических занятий, прохождения производственных практик, что обеспечит осознанность и компетентность на следующем курсе обучения.

Незначительное увеличение показателей на 4-м курсе обучения позволяет утверждать, что у студентов продолжают накапливаться знания о будущей профессии. Следует отметить, что студенты способны реально оценить свои знания. Полагаем, что студенты при оценке компетенций не только руководствуются собственным мнением, но и опираются на мнение и оценку учебной деятельности компетентных специалистов в процессе обучения в вузе.

Обобщая результаты проведенного исследования, выделим особенности динамики содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности:

- На 2-м курсе обучения у студентов не выявлено динамики содержательных характеристик ценностно-мотивационного и синергетического компонентов, что свидетельствует о достаточно низкой мотивации к процессу обучения, отсутствии готовности брать на себя ответственность в планировании своей жизни. Наблюдается динамика содержательных характеристик личностного, предметно-функционального и учебно-компетентностного компонентов. Основу личностного компонента составляет положительный эмоциональный настрой по отношению к процессу обучения. Выявлена тенденция к завышению оценки своих знаний, способностей.

- На 3-м курсе обучения выявлена динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационного, синергетического, личностного, предметно-функционального и учебно-компе-тентностного компонентов. На данном этапе происходит развитие личности студентов, которое имеет следующие особенности: развитие представления о собственной личности, умении выстраивать межличностные отношения. Основу психологической готовности к профессиональной деятельности на данном этапе составляет личностное развитие студентов.

- На 4-м курсе обучения у студентов не выявлено динамики содержательных характеристик ценностно-мотивационного и синергетического компонентов, что свидетельствует о сложностях в достижении поставленных учебных, профессиональных целей, о готовности студентов нести ответственность за выбор профессионального самоопределения. Наблюдается динамика содержательных характеристик личностного, предметно-функционального и учебно-компетент-ностного компонентов. Студентам свойственно стремление к автономности, контролю над своей жизнью. Преобладает высокая оценка своих знаний, компетенций. Основными показателями психологической готовности к профессиональной деятельности являются: автономность, готовность к самообразованию, информированность о путях профессионального развития.

Ссылки:

1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 2000.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2001.

3. Там же.

4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.

5. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007.

6. Там же.

7. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.