Научная статья на тему 'Динамика развития политической культуры'

Динамика развития политической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
775
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКСПЕРИМЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долинина Ирина Геннальевна

В статье рассмотрен образовательный контекст политической культуры, проанализировано состояние индивидуального уровня, выявлена и описана динамика развития в общеобразовательных учреждениях, вузах и общественных организациях.(

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития политической культуры»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010

Философия. Психология. Социология

Выпуск 4 (4)

УДК 32 001+37.013

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И.Г. Долинина

Пермский государственный университет, 614099, Пермь, Букирева, 15 e-mail: irina_edu@mail.ru

В статье рассмотрен образовательный контекст политической культуры, проанализировано состояние индивидуального уровня, выявлена и описана динамика развития в общеобразовательных учреждениях, вузах и общественных организациях.

Ключевые слова: политическая культура; эксперимент; политическое участие; заинтересованность; способность

Необходимость формирования гражданской политической культуры продиктована, с одной стороны, желанием достичь нового качества образования, соответствующего современным потребностям развития общества, с другой — пониманием бесперспективности прежних подходов к политическому просвещению и осознанием возможных негативных последствий в случае отсутствия или недостаточной эффективности образования: опасность отчуждения и асоциализации, пассивность и абсентеизм, контрпродуктивный характер политических интересов и участия, расхождение в оценках системы ценностей, опыта, перспектива возникновения асоциальных и контрсоциальных сообществ, возможность проявления интоле-рантности и социального радикализма молодежи, опасность отчуждения и скатывания на дно общества, пассивность, контрпродуктивное развитие политических интересов и участия.

Категориальный статус термин «политическая культура» обрел в западной литературе в 1956 г. в работах американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы. Они считали, что политическая культура — это особый тип ориентации

на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

Политическая культура в широком понимании — составная часть общей культуры, показатель политического опыта, уровня политических знаний, образцов политического поведения и функционирования политических субъектов; характеризует жизнь государства, социальной группы, индивидов. Следовательно, политическая культура — это совокупность трех элементов: исторического политического опыта, политического сознания и политического поведения.

Политическая культура — это не политическая деятельность, а основа для формирования готовности к гражданскому участию, деятельности социально — политического характера.

Разработка теории, содержания и методического оснащения педагогического процесса в данном направлении недостаточна, в том числе и в связи с тем, что «не существует простой формулы развития политической культуры, способствующей поддержанию демократии» (Г. Алмонд и С. Верба).

© Долинина И.Г., 2010

Исходное теоретическое положение, с позиции которого реализуется система формирования политической культуры (обучающихся) и весь спектр содержания педагогического явления, таково: «формирование политической

культуры обучающихся — это целенаправленный процесс воспитания и обучения, включающий в себя освоение обучающимися политического опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества политического сознания и подготовку к адекватному политической реальности конвенциональному поведению; процесс становления личности как субъекта и объекта политических отношений».

Цель констатирующего эксперимента — экспертная оценка состояния политической культуры обучающихся по выработанным критериям. Исследование включало в себя:

1) выявление особенностей состояния политической культуры обучающихся;

2) опрос молодых людей для выявления индивидуального уровня политической культуры с позиции подготовленности к политическому участию;

3) анализ результатов мониторинга письменных работ;

4) анализ педагогической практики формирования политической культуры обучающихся.

Составленная анкета дает возможность проанализировать отношение обучающихся к политической жизни общества и оценить, как происходит изменение отношения к политической жизни, системе и своему месту в окружающей политической реальности. При рефлексии обучающимися индивидуального уровня политической культуры по выработанным нами критериям (заинтересованное отношение к политическим процессам, готовность к участию в политической жизни страны, знание того, как гражданин может взаимодействовать с государством и обществом) автором выявлена

динамика проявления соответствующих концепций особых социальных качеств личности.

В процессе анкетирования были выявлены такие суждения:

1. Я заинтересованно отношусь к событиям в политической жизни (города, страны), международным отношениям: владею знаниями о своих политических правах, политической системе, политических событиях; у меня есть собственное мнение на основе владения информацией о политических лидерах, партиях и их программах, политических институтах государства и общества; обсуждаю политические проблемы с друзьями дома и т. д.

2. Я готов к участию в политической жизни: понимаю, что необходима сменяемость власти и считаю себя готовым участвовать в выборах; могу оценивать деятельность властей.

3. Я приобрел способность и желание взаимодействовать с обществом и государством: знаю правовые основы и механизмы действия институтов власти; умею находить решение сложных общественно-политических проблем путем переговоров и взаимных компромиссов; уважаю чужое мнение и поведение на основе принятия общечеловеческих ценностей, социальной адаптации и интеграции.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сформулировать выводы о том, что у основных субъектов диагностики (обучающихся) недостаточны или отсутствуют знания о демократическом обществе, правовом государстве, гражданском обществе; политическое сознание характеризовалось конкретностью, персонализированностью, эгоцентричностью (имеет немедленный, чувственный, очевидный и прагматичный характер). Отсутствует целостное представление о системе общечеловеческих и гражданских ценностях.

Выделены три группы причин: первая -социальный характер, так как в Российском обществе в целом процессы формирования граж-

данского общества и правового государства до сих пор находятся в стадии становления, налицо неподготовленность самого населения; вторая — педагогический характер: теоретико -методологические основы недостаточно распространены и интериоризированы педагогическим сообществом, поэтому устранение этой причины лежит в области переподготовки и повышения квалификации работников образования; третья группа причин имеет организационный характер, поскольку связана с обеспечением условий для успешной реализации педагогического процесса.

Сделан вывод о недостаточности уровня политической культуры для участия в жизни демократического общества.

Для оценки достоверности результатов проведено большое число испытаний, а затем применены методы диагностики небольших групп испытуемых, основанные на ожидаемых результатах, полученных в средних школах и учреждениях НПО, вузах и общественных организациях.

Цель формирующего эксперимента - проверка эффективности теоретико-методологических основ формирования политической культуры молодежи, определение динамики формирования индивидуального уровня политической культуры гражданского типа.

В качестве показателей динамики и критериев эффективности использовались:

• знания политологии о механизмах функционирования институтов гражданского общества и правового государства и основ политической культуры;

• показатели развития сознания, искомого качества и снижения уровня догматизма;

• уровень сформированности общечеловеческих и гражданских ценностей и развития толерантности;

• критерии: заинтересованное отношение к политическим процессам, готовность к участию в политической жизни страны, знание

того, как гражданин может взаимодействовать с государством и обществом;

• уровни: I уровень — низкий (мнформаци-онно-нейтральный, эмоциональный); II уровень — средний (избирательно-фрагментарный, эмоционально-волевой); III уровень — высокий (системно-ценностный, эмоционально-рациональный).

Для проверки знаний обучающихся использовался метод тестового контроля, так как, на наш взгляд, он позволяет избежать субъективности в оценке знаний учащихся. Целесообразно его применение как для текущей проверки знаний, так и для итоговой (например в конце изучения темы «Основные положения Конституции РФ»).

Контроль осуществлялся на основе принципа взаимосвязи содержания, развития умений и навыков и формирования политической культуры как важнейшей ценности и цели педагогического процесса, доказывающей эффективность разработанной педагогической технологии и модели формирования политической культуры учащихся. Анализ проведенных проверочных и контрольных работ позволил сделать заключение о наиболее сложных политологических проблемах и вопросах обществоз-нания. Знания политологического понятийного аппарата отличаются в экспериментальных группах от контрольной в среднем на 8 — 10%; знания и умения оперировать признаками демократического правового государства — на 13,4 — 17,3%; знания теории происхождения государства и форм государственного устройства — на 10 — 14%; знания принципов и элементов системы разделения властей и системы сдержек и противовесов — на 10 — 13%; избирательных систем и избирательного права Российской Федерации — на 10,6 — 12%. Проведенные итоговые тесты имели следующие различия в результативности усвоения содержания: по основным положениям конституционного строя Российской Федерации — на 5 —

14,5%, по политологическим вопросам общест-вознания — на 6 — 9%.

Сравнительный анализ результатов экспериментальных и исследовательских операций проводится между экспериментальными и контрольными группами, что обусловлено стремлением соблюсти «чистоту эксперимента», более полно представить эффективность научной работы. Однако сопоставление данных не менее важно проводить в ином ракурсе: сравнивать этапы в части уровня самоанализа и рефлексии учащихся, что способствует осмыслению ими актуальности и значимости образования и предмета, с одной стороны, и пониманию путей и методов саморазвития и приобретения социально-политической зрелости, подготовленности к конвенциональному политическому поведению — с другой. Методика анализа информации при оценке эффективности педагогического воздействия на процесс формирования политической культуры предусматривает в качестве предмета анализа усвоения предметных знаний и направление динамики значений индивидуального уровня политической культуры. Именно указанная технология анализа определяет диагностический характер настоящего исследования и возможность использования наблюдения за результатами воздействия.

Данные эмпирического наблюдения позволяют говорить о незначительном влиянии изучения политологических вопросов на развитие политической культуры по предполагаемым критериям (в контрольном классе — в среднем на 10-15%, в индивидуальных случаях — до 17%). Результаты опытно-экспериментального исследования говорят о том, что знания усвоены, наблюдается рост заинтересованного отношения к политической реальности и процессам, осознания необходимости сменяемости власти и готовности к участию в акциях, необходимых для осуществления демократии, желания взаимодействовать с обществом и государством.

Автором выявлена динамика проявления соответствующих концепций особых социальных качеств личности обучающихся (см. рисунок). Педагогические измерения проводились в три этапа: в начале обучения, в ходе обучения, в финале обучения. Так, были определены следующие уровни: «заинтересованность...»

(группа респондентов — 90 чел.) проявляли 11, 49, 87% соответственно, «готовность к участию» — 7, 46, 83%, «способности к взаимодействию» — 18, 42, 85%.

Педагоги нередко полагают, что результат педагогического воздействия проявится спустя годы. Мы провели опрос среди студентов, многие из которых обучались по учебным пособиям или привлекались к эксперименту. В исследовании значение имеют не абсолютные цифры, а разница в оценочных суждениях студентов 1-х и 4-х курсов. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что наблюдаются различия в их отношении к политической жизни общества. Так, на 1-м курсе 32% опрошенных с интересом относятся к политическим событиям, а на 4-м курсе — 45 %.

Четверокурсники сообщают, что 45 % из них обсуждают проблемы дома и с друзьями, а на 1-м курсе таковых всего 23 %. Однако нельзя с полной уверенностью сказать, что их мнение рационально, в достаточной степени аргументировано и не подвержено эмоциональному влиянию со стороны своей социальной группы. Касательно готовности участвовать на 1-м курсе в политической жизни общества, то таковыми себя считают 26,5 %, а на 4-м курсе — 53 %. О своем понимании необходимости сменяемости власти заявляют на 1-м курсе 26 %, а на 4-м — 54 %, но при этом студенты высказывают мнение, что сам принцип им понятен, но в выборах они не хотят участвовать. Возможно, это связано, прежде всего, с тем, что молодежь не доверяет власти, не верит в честность выборов, не видит в них смысла или не знает, за кого голосовать.

Оценка индивидуального уровня политической культуры участниками общественных организаций

Формы и методы, разработанные и представленные в педагогической технологии, создали условия для развития сознания обучающихся. В ходе исследования установлено, что мышление обучающихся в большей мере характеризуется личной автономной системой общечеловеческих и гражданских ценностей; снижается личный авторитаризм (происходит признание закона, власти, правительства, осмысливаются препятствия в реализации социально значимых целей), появляются социальные цели, готовность к политическому участию, формируется способность к политической самореализации, социализации.

В процессе исследования проводились обсуждения идей, философских и социальных представлений прошлого и современности, беседы, писались эссе. Результаты анкетирования позволили определить динамику политического сознания и уровень догматизма с помощью автоматизированного опросника, составленного на основе шкалы догматизма М. Рокича.

Шкала догматизма

Отметьте суждения в соответствии с вашим согласием или несогласием, проставив «+» или «-».

1. Человек, который думает главным образом о собственном благополучии, достоин лишь презрения.

2. Определяющим в жизни человека является желание совершить нечто важное.

3. «Единственная роль, которую должен выполнять каждый, — это роль гражданина» (Демокрит).

4. В дискуссии я нередко считаю необходимым повторить свою мысль несколько раз с тем, чтобы не сомневаться, что меня понимают правильно.

5. Люди не умеют отличать добро от зла.

6. «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает» (Ж. де Местр).

7. В наше время человек, который на первое место в жизни ставит личное благополучие, эгоистичен.

8. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

9. Часто люди разделяют утверждение: «цель оправдывает средства».

10. Ценностей нет, все идут по головам.

11. Применение смертной казни необходимо.

12. «Кто входит в дом счастья через удовольствие, тот выходит скорее всего через страдание» (Паскаль).

13. Тот не понял, что такое жизнь, кто не верит в идеалы.

14. Где найти человека, который бы посоветовал, как мне справиться со своими проблемами.

15. Из всех существовавших в истории философских учений вероятно лишь одно — верное.

16. Жизнь состоит из конфликтов.

17. «Рожденный ползать летать не может» (М. Горький).

18. Чтобы сориентироваться в происходящем, нужно узнать у специалистов.

19. «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо» (Теренций).

20. «Демократия — это худший способ управлять страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество» (У. Черчилль).

21. Есть несколько человек, с которыми я испортил отношения из-за того, что они отстаивали свои принципы.

22. Чем строже законы, тем больше порядка.

23. «Чтобы жить, будь осторожней» (Гораций).

24. Не стоит высказывать своих суждений о том, что происходит до тех пор, пока предоставится случай услышать мнение уважаемых людей.

В процессе формирования гражданской политической культуры выявлено снижение

уровня догматизма, что является проявлением

ее динамики. Эффективность опытноэкспериментальной работы подтверждена с помощью специальной диагностики и мониторинга состояния процесса и субъекта обучения.

Первая стадия формирующего эксперимента была посвящена подготовке условий для успешной реализации теоретико-

методологических основ и системы формирования политической культуры обучающихся. На второй стадии формирующего эксперимента осуществлялось обучение педагогов по специально разработанной программе. Рефлексивные высказывания педагогов, а так же анализ их деятельности свидетельствуют о том, что у прошедших обучение появилось целостное представление о политической культуре, об организации системы работы, об особенностях различных методов контроля в образовательном процессе. Педагоги освоили систему формирования гражданской политической культуры, получилв опыт применения теоретикометодологических основ, пособий в своей практической деятельности. Успешность обучения подтверждалась результатами мониторинга. Третья стадия включала в себя анализ результатов эксперимента и их обобщение. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что организация педагогического процесса позволила обеспечить позитивную динамику индивидуального уровня политической культуры обучающихся.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF POLITICAL CULTURE

I. G. Dolinina

Perm State University,15, Bukirev str., Perm, 614990

In article the educational context of political culture is considered, the condition of individual level is analysed, dynamics of development in educational institutions, high schools and public organisations is revealed and described.

Keywords: political culture; experiment; political participation; interest; ability

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.