ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ
НА СИЛУ
Р.М. Дибиргаджиева, Ш.З. Ибрагимова, Е.Б. Молчанова Дагестанский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье рассматривается динамика работоспособности студенток по годам обучения, развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи.
Ключевые слова: двигательная активность, физическая подготовленность, здоровье, динамика работоспособности.
В последние годы возрос интерес ученых к изучению физического развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи. Ряд авторов отмечают, что занятия физическими упражнениями благотворно сказываются на здоровье студентов, их физической и умственной работоспособности. Экспериментально установлена взаимосвязь умственной и двигательной работоспособности.
Физические упражнения стали необходимым средством компенсации недостаточной двигательной активности студентов. Однако в большинстве Вузов страны учебные занятия по физическому воспитанию до сих пор проводятся только на 1-2 курсах, что не отвечает современным требованиям. Учеба на старших сопровождается, с одной стороны, сокращением физических нагрузок в режиме дня, с другой стороны - значительным увеличением объема умственной работы, что может привести к нежелательным сдвигам организма.
Экспериментальным путем установлена зависимость между уровнем двигательной активности, здоровьем и физической подготовленностью студентов. Более высокий уровень двигательной активности способствует лучшей физической подготовленности и наоборот. У студентов старших курсов двигательная активность в среднем на 10% ниже, чем у студентов 1 -2 курсов. С целью выяв-
ления характерных особенностей работоспособностей студенток по годам обучения мы провели исследования показателей при многократном повторении упражнений силового характера (силы мышц разгибателей спины и силы сгибателей правой кисти).
Под наблюдением находились студентки четырех курсов ДГПУ, сформированные в 5 групп по 14 человек от курса.
Показатели силы мышц разгибателей спины у студенток 1 -5 курсов Дагестанского государственного педагогического университета (в кг.)
Таблица 1.
Количество повторений
Кур с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 72, 1 71, 6 70, 0 68, 9 67, 5 70, 0 69, 3 67, 3 67, 1 66, 6 66, 0 64, 7 61, 7 60, 0 59, 6
2 75, 0 73, 7 75, 1 75, 0 75, 5 74, 5 72, 7 73, 2 70, 2 70, 2 72, 7 71, 6 70, 3 68, 5 67, 6
3 60, 7 60, 7 58, 7 56, 6 60, 0 57, 1 56, 4 56, 6 56, 0 55, 0 51, 2 50, 0 48, 0 46, 0 45, 3
4 57, 8 58, 1 58, 3 57, 3 55, 1 56, 7 56, 5 55, 5 54, 2 52, 8 51, 0 47, 4 47, 1 44, 0 43, 0
5 61, 5 58, 7 56, 8 57, 2 54, 1 54, 1 53, 8 52, 1 49, 7 49, 1 48, 2 47, 9 45, 4 44, 1 43, 7
Установлено, что сила мышц разгибателей спины у студенток 1 -2 курсов на 7,7 % выше аналогичных показателей студенток старших курсов.
Как видно из таблицы 1, при повторном выполнении упражнения, требующего максимального проявления силы мышц разгибателей спины, наблюдается снижение силы по сравнению с первым выполненным упражнением (таблица 1) у студенток 1 курса к 15-му повторению сила ухудшилась на 16,8
%, 2 курса - на 9,9 %.
Резкое снижение силы (до 26 -29%) наблюдается у студенток старших курсов, также двигательная активность в среднем на 10 % ниже, чем у студенток 1-2 курсов, что мы объясняем недостаточной их двигательной активностью и отсутствием обязательных занятий по физическому воспитанию.
Показатели сгибателей правой кисти у студентов 1 -5 курсов Дагестанского государственного педагогического университета (кг.)
Таблица 2.
Количество повторений
Курс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 33,0 31,7 31,3 28,8 28,3 28,2 28,2 28,0 28,2 27,6 26,8 26,3
2 33,0 32,0 31,6 31,0 31,4 30,2 29,0 28,5 27,4 27,4 27,2 26,5
3 29,4 26,7 26,1 25,8 26,0 25,2 25,5 24,3 23,0 23,0 23,0 21,8
4 28,7 27,7 26,0 25,7 24,7 25,0 25,6 24,7 24,5 23,7 23,5 23,5
5 28,3 27,5 28,5 28,0 27,0 27,2 26,8 26,3 26,2 26,0 26,0 24,0
Анализ полученных данных позволяет отметить, что при первом выполнении упражнения показатели силы сгибателей правой кисти у студенток 1 -го и 2-го курсов выше на 13,7% по сравнению с показателями силы студенток старших курсов. При дальнейшем повторении упражнений наблюдается следующая динамика силы у студенток: у первокурсниц к 12 -му повторению сила ухудшается на 20,4%, у студенток 2 -го курса - на 19,7%, 3-го курса - на 25,9%, 4-го курса - на 18,2% и 5-го курса - на 15,2%.
Существенное улучшение работоспособности у студенток 1 -го и 2-го курсов мы объясняем повышенным объемом двигательной активности (обязательные учебные занятия и внеучебные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня).
Список использованной литературы
1. Бутин И.М., Пути совершенствования двигательной активности студентов на уроках физического воспитания. Ростов-на-Дону, 2000. - 180с.
2. Иванов В.С. Основы математической статистики. Учеб. пособие. -М.: ФИС. 1990. - 86с.
3. Кошелев М.А. Новые тесты - Ростов на /Д - Феникс, 2003. - 120с.
4. Крысин Л.П. Толковый словарь. М; Русский язык, 2002. - 175с.
5. Федякина Л.К. Развитие координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движения: дис. канд. пед. наук - Сочи, 1998.-160с.
6. Суслев Ф.П. Современная система спортивной подготовки. М.: ФИС. 1995. - 160с.