Научная статья на тему 'Динамика работоспособности студенток по годам обучения при многократном повторении упражнений на силу'

Динамика работоспособности студенток по годам обучения при многократном повторении упражнений на силу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дибиргаджиева Р. М., Ибрагимова Ш. З., Молчанова Е. Б.

В статье рассматривается динамика работоспособности студенток по годам обучения, развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дибиргаджиева Р. М., Ибрагимова Ш. З., Молчанова Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика работоспособности студенток по годам обучения при многократном повторении упражнений на силу»

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ

НА СИЛУ

Р.М. Дибиргаджиева, Ш.З. Ибрагимова, Е.Б. Молчанова Дагестанский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматривается динамика работоспособности студенток по годам обучения, развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи.

Ключевые слова: двигательная активность, физическая подготовленность, здоровье, динамика работоспособности.

В последние годы возрос интерес ученых к изучению физического развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи. Ряд авторов отмечают, что занятия физическими упражнениями благотворно сказываются на здоровье студентов, их физической и умственной работоспособности. Экспериментально установлена взаимосвязь умственной и двигательной работоспособности.

Физические упражнения стали необходимым средством компенсации недостаточной двигательной активности студентов. Однако в большинстве Вузов страны учебные занятия по физическому воспитанию до сих пор проводятся только на 1-2 курсах, что не отвечает современным требованиям. Учеба на старших сопровождается, с одной стороны, сокращением физических нагрузок в режиме дня, с другой стороны - значительным увеличением объема умственной работы, что может привести к нежелательным сдвигам организма.

Экспериментальным путем установлена зависимость между уровнем двигательной активности, здоровьем и физической подготовленностью студентов. Более высокий уровень двигательной активности способствует лучшей физической подготовленности и наоборот. У студентов старших курсов двигательная активность в среднем на 10% ниже, чем у студентов 1 -2 курсов. С целью выяв-

ления характерных особенностей работоспособностей студенток по годам обучения мы провели исследования показателей при многократном повторении упражнений силового характера (силы мышц разгибателей спины и силы сгибателей правой кисти).

Под наблюдением находились студентки четырех курсов ДГПУ, сформированные в 5 групп по 14 человек от курса.

Показатели силы мышц разгибателей спины у студенток 1 -5 курсов Дагестанского государственного педагогического университета (в кг.)

Таблица 1.

Количество повторений

Кур с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 72, 1 71, 6 70, 0 68, 9 67, 5 70, 0 69, 3 67, 3 67, 1 66, 6 66, 0 64, 7 61, 7 60, 0 59, 6

2 75, 0 73, 7 75, 1 75, 0 75, 5 74, 5 72, 7 73, 2 70, 2 70, 2 72, 7 71, 6 70, 3 68, 5 67, 6

3 60, 7 60, 7 58, 7 56, 6 60, 0 57, 1 56, 4 56, 6 56, 0 55, 0 51, 2 50, 0 48, 0 46, 0 45, 3

4 57, 8 58, 1 58, 3 57, 3 55, 1 56, 7 56, 5 55, 5 54, 2 52, 8 51, 0 47, 4 47, 1 44, 0 43, 0

5 61, 5 58, 7 56, 8 57, 2 54, 1 54, 1 53, 8 52, 1 49, 7 49, 1 48, 2 47, 9 45, 4 44, 1 43, 7

Установлено, что сила мышц разгибателей спины у студенток 1 -2 курсов на 7,7 % выше аналогичных показателей студенток старших курсов.

Как видно из таблицы 1, при повторном выполнении упражнения, требующего максимального проявления силы мышц разгибателей спины, наблюдается снижение силы по сравнению с первым выполненным упражнением (таблица 1) у студенток 1 курса к 15-му повторению сила ухудшилась на 16,8

%, 2 курса - на 9,9 %.

Резкое снижение силы (до 26 -29%) наблюдается у студенток старших курсов, также двигательная активность в среднем на 10 % ниже, чем у студенток 1-2 курсов, что мы объясняем недостаточной их двигательной активностью и отсутствием обязательных занятий по физическому воспитанию.

Показатели сгибателей правой кисти у студентов 1 -5 курсов Дагестанского государственного педагогического университета (кг.)

Таблица 2.

Количество повторений

Курс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 33,0 31,7 31,3 28,8 28,3 28,2 28,2 28,0 28,2 27,6 26,8 26,3

2 33,0 32,0 31,6 31,0 31,4 30,2 29,0 28,5 27,4 27,4 27,2 26,5

3 29,4 26,7 26,1 25,8 26,0 25,2 25,5 24,3 23,0 23,0 23,0 21,8

4 28,7 27,7 26,0 25,7 24,7 25,0 25,6 24,7 24,5 23,7 23,5 23,5

5 28,3 27,5 28,5 28,0 27,0 27,2 26,8 26,3 26,2 26,0 26,0 24,0

Анализ полученных данных позволяет отметить, что при первом выполнении упражнения показатели силы сгибателей правой кисти у студенток 1 -го и 2-го курсов выше на 13,7% по сравнению с показателями силы студенток старших курсов. При дальнейшем повторении упражнений наблюдается следующая динамика силы у студенток: у первокурсниц к 12 -му повторению сила ухудшается на 20,4%, у студенток 2 -го курса - на 19,7%, 3-го курса - на 25,9%, 4-го курса - на 18,2% и 5-го курса - на 15,2%.

Существенное улучшение работоспособности у студенток 1 -го и 2-го курсов мы объясняем повышенным объемом двигательной активности (обязательные учебные занятия и внеучебные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня).

Список использованной литературы

1. Бутин И.М., Пути совершенствования двигательной активности студентов на уроках физического воспитания. Ростов-на-Дону, 2000. - 180с.

2. Иванов В.С. Основы математической статистики. Учеб. пособие. -М.: ФИС. 1990. - 86с.

3. Кошелев М.А. Новые тесты - Ростов на /Д - Феникс, 2003. - 120с.

4. Крысин Л.П. Толковый словарь. М; Русский язык, 2002. - 175с.

5. Федякина Л.К. Развитие координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движения: дис. канд. пед. наук - Сочи, 1998.-160с.

6. Суслев Ф.П. Современная система спортивной подготовки. М.: ФИС. 1995. - 160с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.