Научная статья на тему 'Динамика психической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе'

Динамика психической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чикуров А. И., Шумилин А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика психической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе»

ние вполне оправданно: студентами уже изучен ряд базовых дисциплин (возрастная, педагогическая, социальная психология, основы профориентологии, конфликтология, основы психологии семьи и семейного консультирования, психотерапия, психология труда, психологическое консультирование, психодиагностика), знание которых поможет успешно освоить содержание данного курса. Обобщающий характер знаний и навыков, получаемых при изучении дисциплины, согласуется с идеей Е. А. Климова о том, чтобы студентам «.. .предлагались время от времени некоторые интегрирующие курсы, например, общепсихологического, общенаучного, синергетического, методологического толка» (5,11).

Содержание курса «Психологическая служба» определяется Государственным образовательным стандартом. Обязательный минимум должен включать следующие темы: «Роль психологической службы в образовании. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом. Концепции психологической службы образовательного учреждения. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа. Направления деятельности педагога-психолога. Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога. Документация психологической службы». Цель данного курса мы определяем как формирование у студентов четкого представления о целях, задачах, направлениях и формах работы практического психолога в структуре психологической службы в общем и психологической службе в системе образования в частности.

В качестве формы организации занятий мы выбрали метод проектов. Использование данного метода обусловлено не только возможностью студентов актуализировать знания, полученные ранее, но и интеграцией этих знаний. На данном курсе студенты с помощью информационных технологий создают проекты, касающиеся основных видов деятельности педагога-психолога и модели психологической службы в зависимости от специфики образовательного учреждения. Метод построения проектов помогает студентам моделировать профессиональную деятельность. Так, изучая тему «Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога», студенты наполняют конкретным содержанием основные виды деятельности педагога-психолога, например создают в издательской системе информационно-просвети-тельский бюллетень по актуальным проблемам развития детей. В созданных бюллетенях и буклетах студенты касаются проблем развития памяти, внимания, мышления, воображения, способностей у учащихся и педагогов, управления эмоциями, коррекции недостатков темперамента, разрешению конфликтных ситуаций.

Освоение темы «Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа» осуществляется через создание мультимедийных презентаций, раскрывающих цели, задачи и основные направления деятельности психологических служб в зависимости от специфики образовательного учреждения. Студенты, объединяясь в микрогруппы, выбирают образовательное учреждение (детский сад, спортивная, музыкальная, художественная школа, интернат для детей с отклонениями в развитии, детский дом и т. п.), обосновывают актуальность создания в нем психологической службы, определяют спектр проблем, которые будет решать практический психолог, и разрабатывают содержание его деятельности.

Как показывают опросы студентов, такая форма организации занятий не только привлекает своей новизной и широкими возможностями в оформлении материала, наглядностью при изложении, но и в дальнейшем применяется выпускниками в профессиональной деятельности.

Обобщая все сказанное выше, мы считаем, что образование современного практического психолога должно включать подготовку к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. Для этого необходимо вести такую подготовку не только в общепрофессиональных дисциплинах, но и в предметных. Наиболее органично это

может быть реализовано в дисциплинах: «Информационные технологии в психологии», «Методы анализа эмпирических данных» и «Психологическая служба в образовании».

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2000.

2. Вишняков И. А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: монография. - СПб., 2004.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031000 - Педагогика и психология. - М., 2005.

4. Казакова Е. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения// Школьный психолог. - 1998. - № 48.

5. Климов Е. А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1998. - № 3.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2003.

7. Лапчик М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: монография. - Омск, 1999.

8. Нет причин для пробуксовки: (беседа с Е. А. Козыревой) // Школьный психолог. - 2000. - № 10.

9. Примерный учебный план. Специальность 031000 - Педагогика и психология. Квалификация - педагог-психолог. - М., 1995.

10. Рубцов В. В. Психологическая поддержка современного образования // Известия РАО. - 1999. - № 1.

11. Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. - 2001. - № 1.

12. Чекалева Н. В. Подготовка студентов к реализации идей модернизации образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. -Омск, 2002. - Ч. I.

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

А. И. Чикуров,

канд. пед. наук, доцент Д. П. Шумилин

Красноярский государственный университет

Психическая готовность человека к любой деятельности (особенно экстремального характера) имеет чрезвычайное значение и определяет результат предстоящей деятельности (5; 7; и др.). В период подготовки к выполнению деятельности состояние психической готовности может изменяться, принимая позитивное или негативное направление. Систематический контроль за состоянием психической готовности позволит своевременно вносить необходимые коррекции. Одной из предпосылок организации психологической подготовки спортсменов к соревнованию мы считаем контроль за состоянием психической готовности. Именно на основе контроля состояния психической готовности, ее изменения на этапе непосредственной подготовки конкретного спортсмена к соревнованию и отклонения от заданных параметров и должна строиться психологическая подготовка спортсмена к соревнованию.

Цель нашего исследования - выявить динамику состояния психической готовности дзюдоистов к соревнованию и определить влияние готовности на результативность их соревновательной деятельности. Психическая готовность изучалась на материале борьбы дзюдо на предсоревновательном этапе. В исследовании приняли участие 18 спортсменов

г. Красноярска: 10 мастеров спорта и 8 кандидатов в мастера спорта. Подготовка дзюдоистов к соревнованию на первенство Красноярского края велась в 2005-2006 гг.

Психическая готовность определялась по четырем компонентам: потребностно-мотивационному, эмоциональному, сенсорному (двигательному), рефлексивному на основе методики Г, Д. Бабушкина (5).

1. Потребностно-мотивационныйкомпонент, «запускающий» активность спортсмена и являющийся ее «движителем». Он выступает центральным звеном предстартовой психической готовности и включает потребности, мотивы, установки, цели, уровень притязаний, лежащие в основе процесса регуляции состояния, поведения и деятельности спортсмена.

При оперативной диагностике потребностно-мотиваци-ошюго компонента перед соревнованием выявлялись:

- соревновательная мотивация - мотивация достижения успеха(2);

- потребность в стремлении спортсмена к достижению высоких спортивных результатов (4);

- направленность спортивной мотивации на соревнование и на тренировочный процесс (4).

2. Рефлексивный компонент является также осознаваемым компонентом регуляции деятельности. Он включает интеллектуальную переработку спортсменом своей подготовленности, собственного опыта, фактов с точки зрения их личностной значимости. Рефлексия проявляется в совокупности оценок и самооценок спортсмена, содержащих информацию о свойствах субъекта предстоящей деятельности, его социальном окружении и его влиянии, условиях деятельности, о ценности данных свойств и условий. Оценки и самооценка становятся инструментами самоуправления для спортсмена и регуляции деятельности. Они выполняют ответственную роль в организации поведения и текущей деятельности спортсмена.

Организующая роль выявленных показателей оценки и самооценки зависит от их соответствия реальности. Поэтому при психодиагностике предстартовой психической готовности нужны данные о соответствии оценок и самооценки спортсмена объекту отражения и об отступлениях от адекватности. Объективными сведениями о возможностях и состояниях спортсмена являются оценки тренера и других руководителей команды, имеющих опыт наблюдения выступления спортсмена на соревнованиях.

Для диагностики рефлексивного компонента выявлялись следующие показатели готовности:

- отношение к предстоящему соревнованию (8). Определяются следующие показатели: уверенность в успешном предстоящем выступлении, восприятие возможностей соперников, желание участвовать в соревновании, субъективное восприятие оценки возможности спортсмена другими людьми;

- личностная значимость выступления и результатов предстоящих соревнований для спортсмена (по методике Е. Г. Бабушкина) (4).

3. Эмоциональный компонент предстартовой психологической подготовленности спортсмена проявляется в отношении к предстоящему соревнованию и самому себе в форме переживания. В эмоциях проявляется результат соответствия знаний спортсмена о благоприятных или нежелательных раздражителях тому, что воздействует на него в период Подготовки к соревнованию и участию в нем. Переживаемые эмоции проявляются в следующих психических состояниях: тревоги, уверенности, стресса, напряженности, внутриличност-ного конфликта, предстартовой лихорадки, апатии и др. При диагностике эмоционального компонента предстарговой психической готовности выявлялись физиологические и психологические аспекты эмоций:

- тревожность как состояние (8);

- коэффициент вегетатики с помощью цветового теста М. Люшера (7);

- способность к психорегуляции с помощью психофункционального теста А. В. Алексеева (1);

- эмоциональное состояние по методике Ю. Я. Киселева.

4. Сенсомоторный (двигательный) компонент предстартовой психологической подготовленности спортсмена включает показатели сенсорной устойчивости и моторной устойчивости и обусловливает эффективность исполнения движений. При диагностике сенсомоторного компонента определялись:

- дозированный теппинг-тест (7);

- точность воспроизведения дифференцированного усилия 20 кг (7).

По результатам тестирования находилось: 1) выраженность составляющих элементов (14) каждого из четырех компонентов; 2) выраженность каждого из четырех компонентов в отдельности; 3) общий итоговый балл, характеризующий степень предстартовой психологической подготовленности спортсмена. Максимальная выраженность подготовленности 42 балла (наивысшая готовность), минимальная выраженность -14 баллов (неготовность спортсмена к соревнованию).

Общий итоговый балл предстартовой психологической готовности спортсмена дает основание для ранжирования спортсменов по степени готовности к конкретному соревнованию. Выраженность каждого из состав ляющих компонентов показывает пробелы в психологической подготовленности спортсмена и указывает содержание работы для тренера, психолога по психологической подготовке спортсмена к соревнованию.

Состояние готовности опредедщгось: 1)в начале этапа непосредственной подготовки к соревнованию (вначале втягивающего микроцикла); 2) вначале ударного микроцикла; 3) в конце ударного микроцикла; 4) в конце восстановительного микроцикла. Продолжительность микроцикла составляла одну неделю.

Результаты исследования состояния психической готовности дзюдоистов к соревнованию в целом (включая все компоненты) составили:

- на начало этапа подготовки к соревнованию - 30,6 балла;

- после первого микроцикла (втягивающего) - 30,5 балла;

- после второго микроцикла (ударного) - 29,6 балла;

- после третьего микроцикла (восстановительного)-29,5 балла:.

Исходя из того, что высокий уровень психической готовности к соревнованию находится в пределах 30-42 баллов, можно говорить, что уровень психической готовности наблюдаемых дзюдоистов на этапе подготовки к соревнованию находится на грани высокого и среднего уровня готовности. При этом значительная часть спортсменов (55%) имеет средний уровень готовности к соревнованию. Говоря о динамике состояния готовности к соревнованию, следует отметить незначительное ее снижение после ударного микроцикла. Причиной тому могут быть высокие физические нагрузки в этом микроцикле. Детальный анализ состояния готовности позволит выявить динамику каждого конкретного компонента психической готовности спортсмена. Рассмотрим динамику составных компонентов психической готовности дзюдоистов на этапе подготовки к соревнованию.

Потребностно-мотивационный компонент (рис, 1).

Балл

8.5 8.5 8.9 9.0

/— 71 г' Г'

1' -Г

1 а з 4

Рис. 1. Динамика потрёбностно-мотивационного компонента: 1 - начало этапа подготовки к соревнованию; 2 - окончание втягивающего микроцикла; 3 - окончание ударного микроцикла; 4 - окончание восстановительного микроцикла

Учитывая, что высокий уровень сформированное™ по-требностно-мотивационного компонента находится в пределах 7-9 баллов, а выявленный нами уровень соответствует среднему значению, то вполне очевидно его Дальнейшее повышение при специальной психологической подготовке спортсменов.

Балл

9,0 =1= 8.5 >.4 1*

^=1

' 7.21

г

12 34

Рис. 2. Динамика эмоционального компонента психической готовности дзюдоистов к соревнованию: условные обозначения те же. что и на рис. 1;

* - достоверность различий. Р ' 0.05

Рассматривая проявление эмоционального компонента психической готовности дзюдоистов, следует отметить его высокую динамичность по сравнению с потребностно-моти-вационным компонентом (рис. 2). После втягивающего мик-роцикла эмоциональный компонент достигает высокого уровня готовности. После ударного микроцикла наблюдается его существенное снижение (Р < 0,05), что, по-видимому, обусловлено высокими физическими нагрузками. После восстановительного микроцикла эмоциональный компонент достигает высокого уровня готовности к соревнованию. Однако не все составляющие эмоционального компонента достигают необходимого уровня к соревнованию. Рассмотрим каждую составляющую отдельно.

1. Ситуативная тревожность находится в пределах оптимума (30-45 баллов) на протяжении всего периода подготовки к соревнованию и не имеет существенных изменений.

2. Эмоционапьноесостояние, по Ю. Я. Киселеву (3), характеризуется высокой динамичностью (рис. 3).

Балл

70 ■ 60 50.

4|-

»■

т

ю

о

67.5*

п

' 52 3 52, 3*

40.0*

Рис. 3. Динамика эмоционального состояния дзюдоистов (по Ю. Я. Киселеву): условные обозначения те же, что и на рис. 2

Составляющие компоненты эмоционального состояния (по Ю. Я. Киселеву) включают самочувствие, настроение, желание тренироваться, желание соревноваться, удовлетворенность тренировочным процессом, отношения с товарищами по команде, отношения с тренером, спортивные перспективы, готовность к соревнованию. На значительное ухудшение эмоционального состояния дзюдоистов (до 40 баллов) повлияли высокие физические нагрузки во втягивающем микроцикле. В дальнейшем происходило постепенное его повышение. Однако высокого уровня (70-90 баллов) оно не достигло. Это свидетельствует о некоторых упущениях в психологической подготовке дзюдоистов к соревнованию. В этой связи необходимо выявлять компоненты эмоционального состояния в процессе подготовки к соревнованию и вносить соответствующие коррективы, что и предполагается в последующем педагогическомэксперименте.

3. Вегетативный колтонент эмоционального состояния. Определялся коэффициент вегетатики с помощью восьмицветового теста М. Люшера (результаты см. на рис. 4). Балл 2.5-

Ъ 1.5 ■ 1

0.5 ■

ю

1 2 '3 4

Рис. 4. Динамика вегетативного компонента эмоционального состояния: условные обозначения те же. что и на рис. 2

Вегетативный компонент Эмоционального состояния свидетельствует о нормальной переносимости физических и психических нагрузок спортсменами и находится в пределах оптимума (0,9-1,5). При этом обнаружены достоверные его изменения после втягивающего микроцикла (снижение) и после восстановительного микроцикла (повышение до оптимума).

4. Способность управлять своим эмоциональным состояние (по А. В. Алексееву (1)), Данный компонент находится в пределах среднего уровня сформированности и фактически не изменяется в процессе подготовки дзюдоистов к соревнованию. Способность управлять своим эмоциональным состоянием имеет важное значение в соревновательной деятельности спортсмена (1; 5; 6; и др.). В настоящем исследовании выявлен недостаточный уровень ее сформированности, что свидетельствует о невнимании спортсменов и их тренеров к ее развитию и о резервах повышения психической готовности дзюдоистов к соревнованиям.

Сенсолюторный (двигательный) колтонент.

Для выявления состояния сенсомоторного (двигательного) компонента определялись воспроизведение дозированного мышечного усилия (20 кг) и дозированный теппинг-тест за 10 сек.

1. Дозированный теппинг-тест. Сначала определялось максимальное значение количества ударов, затем - наполовину меньше. Находился коэффициент, полученный от деления Дозированного значения на максимальное. В настоящем исследовании на всех четырех этапах обследования выявлен коэффициент, находящийся в пределах от 0,5 до 0,6, что свидетельствует об оптимальном состоянии двигательного компонента психической готовности спортсменов.

2. Воспроизведение дозированного мышечного усилия в 20 кг показало достаточно высокие оценки усилия, что также свидетельствует об оптимальном состоянии готовносги спортсмена к соревнованию. В процессе непосредственной подго-товки к соревнованию данный показатель существенно не изменялся.

Рефлексивный колтонент готовности спортсмена (рис. 5).

Данный компонент включает две составляющих - отношение к предстоящему соревнованию и значимость для спортсмена выступления в соревновании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Отношение к предстоящему соревнованию (по Ю. Л Ха-нину (8)) включает: уверенностью себе, Восприятие соперников, желание участвовать в соревновании, субъективное восприятие оценки возможностей спортсмена другими людьми (тренер, товарищи по команде). Результаты представлены на рисунке 5.

Отношение к предстоящему соревнованию существенно снижается (Р < 0,05) после восстановительного микроцикла. В процессе подготовки к соревнованию дзюдоисты оценивают себя адекватно, в соответствии со своими возможностями. Однако при приближении соревнования, когда становятся известными соперники, отношение к предстоящему соревно-

ванию несколько ухудшается. По-видимому, спортсмены недостаточно физически, технически, психологически подготовлены. Параллельно с этим снижается и значимость для спортсмена выступления в соревновании. Так, если на начало пред-соревновательной подготовки значимость выступления в предстоящем соревновании была достаточно высока -2,69 балла из трех возможных, то к окончанию этапа подготовки она снизилась до 2,46 балла. Видимо, это повлияло на отношение к соревнованию.

Балл 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 5. Динамика отношения к предстоящему соревнованию: условные обозначения те же. что и на рис. 2

Таким образом, исследование уровня психической готовности дзюдоистов к соревнованию и ее динамики в процессе непосредственной подготовки к конкретному соревнованию показало недостаточно высокий ее уровень, что может сказаться на характере стартового состояния спортсмена и на результатах выступления на соревновании. В исследовании выявлены резервы повышения состояния психической готовности дзюдоистов высокой квалификации к соревнованию.

После проведенного этапа непосредственной подготовки, в процессе которой регистрировалось состояние психической готовности спортсменов, дзюдоисты принимали участие в соревновании. На соревнованиях фиксировалась результативность соревновательнойДеятельности по методике А. П. Шумилина (9).

Следующей задачей исследования было выявление взаимосвязи состояния психической готовности дзюдоистов и результативности соревновательной деятельности. Для этого были вычислены коэффициенты корреляции между результативностью соревновательной деятельности и состоянием психической готовности дзюдоистов в конце этапа подготовки к соревнованию. Вычисленные коэффициенты составили:

- с готовностью (в целом) к соревнованию г = 0,587; Р < 0,05;

-с мотивационно-потребностным компонентом г = 0,781; Р < 0,01;

- с эмоциональным компонентом г = 0,493; Р < 0,05;

- с рефлексивным компонентом г = 0,490; Р < 0,05;

- с сенсомоторным (двигательным) г = 0,481 ;Р < 0,05.

На основе полученных коэффициентов корреляции можно говорить о высокой значимости состояния психической готовности дзюдоистов к соревнованию и результативности соревновательной деятельности. Из составных компонентов готовности наибольшее значение имеет потребностно-мотивационный компонент, включающий: преобладание соревновательной мотивации над тренировочной мотивацией; мотивацию достижения успеха; стремление к достижению высоких результатов. Отсюда становится ясным преобладающее значение потребностно-мотивационного компонента в результативности соревновательной деятельности дзюдоистов и необходимость доведения его составных компонентов в процессе подготовки к соревнованию до высокого уровня.

Проведенное исследование позволило выявить характер динамики состояния психической готовности высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию. Наиболее выраженные изменения наблюдались в эмоциональном и рефлексивном компонентах. Если динамика эмоционального компонента

имела положительную направленность (повышение готовности), то динамика рефлексивного компонента имела отрицательную направленность (снижение готовности). Достоверных изменений в динамике мотивационно-потребностного и сенсомоторного компонентов не наблюдалось. В исследовании выявлено влияние состояния психической готовности на результативность соревновательной деятельности ДЗйДоис-тов. Чем выше уровень психической готовности к соревнованию, тем выше спортивные результаты на соревновании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А. В. Себя преодолеть,. — М., 1985. - 192 с.

2. Бабушкин Г. Бащццюш Е. Г, Формирование спортивной Мотивации. - Омск, 2000. - 132 с.

3. Маршцук В. Л,. Блудов Ю. А/., Ллтпшенко В. А-, ОеровцЛ. К, Методики психодиагностики в спорте. - М., 1984. - 190 с.

4. Научно-исследовательская работа студентов.: учебное пособие / под ред. Г, Д. Бабушкина. - Омск, 2005. - 371 с.

5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография А под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск, 2006. - 380 с.

6. ('молепцееа В■ Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов: дис. ... д^ра психод. наук. - Омск, 2006. - 314 с.

7. Сапов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: монография. - М., 2005. - 126 с.

8. Ханин Ш,. Л Психодогия общения в спорте. - М., 1980. -209 с.

9. Шумилин А- П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: дис. ... канд, пед, наук. - Красноярск, 2003. - 150 с.

ПОМЕХОВЛИЯНИЕ И ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Ю. В. Яковых

Тобольский государственный педагогический институт

Обращение к проблеме помехоустойчивости и ее антиподу - помеховлиянию - обусловлено высокой значимостью помехоустойчивости в профессиональной деятельности человека, характеризующейся высокой экстремальностью. Экстремальная деятельность рассматривается как столкновение Двух систем помеховлияний (внешние факторы) и помехоустойчивости (внутренний фактор). Преимущество в экстремальной деятельности достигается за счет помеховлияния, с одной стороны, и невозможности проявить помехоустойчивость -с другой. Помеховлияющее воздействие может затрагивать и даже выводить на недееспособный уровень эмоционально-волевую сферу человека, его мышление, деятельность.

Действие внешних помех на человека опосредуется его внутренним содержанием - комплексом индивиду ально-пси-хологических особенностей (1-3; 7) Являясь составной частью психической надежности (5; 6), помехоустойчивость рассматривается как способность человека работать в условиях Действия помех без снижения своей эффективности. По их мнению, помехоустойчивость связана е эмоциональной устойчивостью человека, способностью противостоять влиянию стресс-факторов и рядом других личностных качеств.

В данной статье помехоустойчивость и помеховлияние рассматриваются на примере спортивной деятельности, в частности баскетбола. Спортивное соревнование как процесс включает четыре категории событий (4), две из которых (объективная соревновательная и субъективная соревнова-

70.1 70.0 68.3 63,5*

г

1 1 з 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.