Научная статья на тему 'Динамика представлений о себе у подростков'

Динамика представлений о себе у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1979
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хлыбова Елена Владимировна

В статье описано исследование, которое посвящено изучению особенностей процесса социализации младших и старших подростков. Рассматривается структура и динамика образа-Я, исследуются особенности представлений младших и старших подростков о будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика представлений о себе у подростков»

сто бедные люди. Однако последствия пагубного пристрастия сказываются не только на «запавших»: по статистике, каждый игроман, как и наркоман или алкоголик, наносит ущерб еще по крайней мере четверым людям из своего окружения.

В соответствии с исследованиями, фактором, провоцирующим развитие «игромании», оказывается иерархия ценностей человека. Ценность денег в современном обществе высока, но также высоко среди игроков значение получения денег легкими способами. Как утверждают исследова-

тели, во многих из нас живет архетип Иванушки-дурачка, которому все достается «за так». Усу-1убляет ситуацию реклама, которая «постоянно демонстрирует простоту достижения счастья».

Масштабы игровой зависимости приобретают угрожающий характер как с точки зрения разрушения поведения личности (наряду с хроническим потреблением наркотиков и алкоголя), так и с точки зрения ее статистической распространенности.

Е.В. ХЛЫБОВА ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ

В статье описано исследование, которое посвящено изучению особенностей процесса социализации младших и старших подростков. Рассматривается структура и динамика образа-Я, исследуются особенности представлений младших и старших подростков о будущем.

В современном обществе достаточно бурно происходят экономические, политические и социальные изменения, которые, безусловно, влияют на процесс социализации и социально-психологической адаптации всех групп населения. Те изменения, которые произошли и происходят в последние годы в постсоветском пространстве, затронули все макросоциальное окружение личности: политическую систему, экономическую, образовательную и культурную сферы.

Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой сегодня формируется и развивается личность, является вариативность формальных и содержательных проявлений различных социальных институтов (например, множественность политических партий и общественных организаций, вариативность образовательных программ и форм обучения, расширение набора востребованных профессий). Это приводит к увеличению предлагаемых обществом образцов для идентификации и ставит личность перед ситуацией выбора в процессе самопределения.

Этим объясняется возросший научный интерес к исследованию процесса социализации, детерминант его развития, возможностей влияния на его содержание и динамику. Социализация как процесс вхождения человека в общество, в куль-

туру своей или чужой страны интересует представителей разных научных областей - психологии, этнографии, культурологии, социологии, педагогики. Характерной особенностью психологического подхода в исследовании социализации является приоритетное рассмотрение индивидуального своеобразия личности в процессе освоения социального пространства, то, как человек отбирает для себя представленные обществом образцы поведения. Для удобства изучения процесса социализации в психологической науке выделяют различные составляющие этого процесса (эмоциональный, интеллектуальный, поведенческий и др.), а также этапы социализации, задачи, характерные для каждого этапа, факторы и институты социализации. Наше исследование процесса социализации современных подростков также выполнено в контексте структурно-динамического подхода.

Выбор именно этого возрастного периода для изучения обусловлен тем, что современные подростки находятся на переломе и возраста и социальных условий бытия. Поэтому, не смотря на то, что специфика подросткового возраста, в целом, достаточно хорошо изучена и описана в работах Л.С. Выготского, ИСКона, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Н.М. Неймерк, К.Н. Поливановой и

©Е.В. Хлыбова, 2008 211

многих других. Ученые отмечают, что под влиянием социальных преобразований меняется психологическое здоровье современных подростков, у них возникают новые проблемы и трудности, которые требуют глубокого осмыслении и изучения.

Подростковый период характеризуется своеобразным преобразованием личности и организма, являясь периодом перехода от детства к взрослости. В динамике развития от младшего к старшему подростковому возрасту наблюдаются большие индивидуальные различия, как на антропометрическом и физиологическом, так и на психологическом уровнях. Это ведет к осознанию подростком индивидуального своеобразия и качественно новому личностному самоопределению.

Подростковый период, как отмечает К.Н. Поливанова [6], представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, где ведущими будут закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека и часто связывается с кризисом. Потребность быть взрослым не соответствует реальным возможностям подростка, что приводит к внутреннему кризису и поиску новых средств достижения. Одним из таких средств становится появляющееся чувство взрослости, которое выражается в стремлении к самостоятельности, утверждении своего личного достоинства. Подросток стремится понять себя, свои возможности и особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие.

В течение этого периода перестраиваются отношения подростка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения. Эти процессы, во многом подкрепленные растущими требованиями к подростку со стороны взрослых, проявляются в увеличении внутреннего внимания к анализу себя и сравнению с другими. Это ведет к формированию ценностных ориентаций, относительно устойчивых образцов поведения, которые представлены в определенных требованиях, предъявляемых к людям и к себе (Божович Л.И. [1]). Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. У старших подростков по сравнению с младшими, намного больше развита способность к взаимному пониманию, поэтому в психическом развитии подрост-

ка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими, социальной ситуации развития (Выготский Л.С. [3]). Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего (Кон И.С. [5]).

Психическое развитие подростка, формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации, усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Современные исследования процесса социализации в подростковом возрасте показывают, что успешность этого процесса во многом обусловлена особенностями образа-Я подростка, а имгн-но цельностью, устойчивостью и дифференци-рованностью [2]. Существуют определенные формы социализации подростков, которые характеризуются принятием норм и ценностей на уровне самосознания, эмоциональным отношением к ним, а также действиями в соответствии с ними Одной из динамических особенностей социализации выступают структурные изменения в об-разе-Я подростка. Так, у младших подростков доминирует эмоциональный компонент образа-Я, тогда как, у старших подростков все большее значение приобретает когнитивный компонент, поэтому они могут соотнести представление о своих качествах с определенной группой и принятыми в ней нормами, выбрав ту, в которой они будут более успешными (Кобазева Ю.А. [4]). Общая динамика социализации подростков характеризуется двояко: с одной стороны - с возрастом увеличивается количество успешно социализированных детей, с другой - трудности социализации неуспешных подростков приобретают более сложный системный характер, связанный с усилением неадекватности и неосознанности образа-Я, нарушением конгруэнтности и появлением открытой асоциальности.

Эти положения легли в основу эмпирической части нашего исследования, в программу которого были включены методики «Кто я?», «Я глазами других», сочинение «Моё представление о будущем». Методики «Кто я» и «Я глазами других» позволили получить нам содержательные характеристики идентичности личности подростков. Сочинение «Моё представление о будущем» проводилось с целью получения представлений подростков об их будущем. Выборка эмпиричес-

кого исследования включала 100 подростков, из них: 50 младших подростков (12-13 лет) и 50 старших подростков (15-16 лет), обучающихся в МОУ СОШ №29 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.

Анализ полученных результатов позволил нам выделить общие и специфические особенности представлений о себе у подростков. К числу общих для всего подросткового возраста таких представлений можно отнести:

1. В младшем и старшем подростковом возрасте обнаруживается преобладание субъективных самохарактеристик над объективными, что говорит об интересе подростка к своему внутреннему миру.

2. Часто самоописания оказываются у подростков противоречивыми, сознательно они воспринимают себя как личность значительную, даже исключительную, и зачастую ставят себя выше других, однако при описании себя глазами других, подросток уже не даёт столь положительное описание себя.

3. Важным аспектом для подросткового возраста в целом является характеристика внешности, что связано со стремительными физиологическими и эндокринными изменениями, происходящими в этом возрасте, отсюда интерес к данной сфере и её значимость. В данном возрасте образ тела занимает важное место в самосознании, подросток пытается постоянно оценивать себя, таким образом, происходит формирование нового образа физического «Я».

4. Описание своих качеств так же преобладает у подростков обеих возрастных групп. Подростки стремятся понять себя, свои возможности, индивидуальные особенности, выяснить своё сходство с другими людьми и отличие от них, стремятся оценить свой внутренний мир, описывая свои качества.

5. Большая часть подростков, в основном, имеет достаточно четкие представления о будущем, многие из них описывают достаточно конкретные элементы своей будущей жизни через определённый временной промежуток.

Несмотря на то, что образы-Я и представления о будущем у младших и старших подростков имеют много общего, вместе с тем, обнаружились и различия в некоторых аспектах, которые позволяют показать динамику при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту:

1. Старшие подростки описывают себя, в основном, качествами, тогда как младшие - каче-

ствами и функциями, то есть значение функциональных характеристик в самопрезентации снижается на протяжении подросткового возраста.

2. У старших подростков в большей степени проявляется дифференцированность самоописа-ний в плане их позитивной и негативной окрашенности. В младшем подростковом возрасте отмечается наибольший разброс, вариативность и разнообразие описаний себя.

3. Младшие подростки по сравнению со старшими уделяют большее внимание школьным ролям (примерно в 2,5 раза), то есть школа и связанные с ней роли более значимы для младшего подростка. К концу старшего подросткового возраста возрастает осознание себя в качестве члена общества - старшие подростки предпочитают давать себе характеристики, связанные с общегражданскими ролями, что говорит о большей степени вовлечённости в общественную жизнь и росту социальной идентичности.

4. Обнаруживаются отличия в представлениях о будущем у младших и старших подростков. Если в младшем подростковом возрасте часть представлений о будущем (как справедливо отмечает Л.И. Божович) можно отнести к мечтаниям (присутствие фантастического элемента в сочинениях и пр.), то у старших подростков такие представления основываются на уже более ли менее сложившихся интересах и стремлениях и предполагают учет возможностей, внешних обстоятельств, а так же опираются на формирующееся мировоззрение подростка.

В заключение отметим, что психологическое сопровождение процесса социализации подростка должно быть построено на выборе адекватных д ля индивидуальности стратегий и тактических приемов по разведению изначально слитых переживаний и поведения, признанию, с одной стороны, невозможности контролировать и, следовательно, нести ответственность за свои переживания, а с другой - принятие необходимости контролировать свое поведение и отвечать за него.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО Модэк, 1995.-349 с.

2. Беляева О.В. Эмипирческое исследование

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 2 1 3

роли переживаний в развитии структуры личностной идентичности подростков // Категория переживания в философии и психологии: Монография. - М.: ГнО Изд-во Прометей, МПГУ, 2004. -С.342-378.

3. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М,: Смысл, 2005. -1136 с.

4. Кобазева Ю.А. Динамика процесса соци-

ализации при переходе от младшего школьного к старшему подростковому возрасту: Авюреф. дис___канд. психол. наук. - М., 2000. - 24 с.

5. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). - М;

Просвещение, 1979. - 175 с.

6. Поливанова КН. Психология возрастных кризисов. -М.: Академия, 2000. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.