Научная статья на тему 'Динамика потребительского восприятия качества высокотехнологичной продукции на современном этапе'

Динамика потребительского восприятия качества высокотехнологичной продукции на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / РАСШИРЕННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА / МОДЕЛЬНЫЙ РЯД / ПРОДУКТОВО-СЕРВИСНАЯ ЭКОСИСТЕМА / FUNCTIONAL QUALITY / ADVANCED QUALITY MEASUREMENT / RANGE / INVENTORY AND SERVICE ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тян И. А.

В статье рассмотрены примеры ускорения смены модельного ряда высокотехнологичных товаров. Выявлены основные факторы быстрого снижения потребительского интереса к продукции: фактор моды; моральное устаревание продукции в силу быстрого развития продуктово-сервисных экосистем и возникновения проблем с совместимостью. Сделан вывод о необходимости нахождения баланса между поддержанием высоких темпов обновления модельного ряда и обеспечением достаточно высокого функционального качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DINAMICS OF CONSUMER PERCEPTIONS OF QUALITY HIGN-TECH PRODUCTS AT THE PRESENT STAGE

The article describes the examples of acceleration change range of high technology products. The main factors rapid decline in consumer interest in the product: the factor offashion, obsolescence of products due to the rapid development of product and service ecosystems and problems with compatibility. The conclusion of the need to strike a balance between maintaining a high rate of updates range and providing a sufficiently high functional quality.

Текст научной работы на тему «Динамика потребительского восприятия качества высокотехнологичной продукции на современном этапе»

ДИНАМИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Тян И.А., аспирант ФГУП «Научно-исследовательский центр информатики при Министерстве иностранных дел Российской Федерации»

В статье рассмотрены примеры ускорения смены модельного ряда высокотехнологичных товаров. Выявлены основные факторы быстрого снижения потребительского интереса к продукции: фактор моды; моральное устаревание продукции в силу быстрого развития продуктово-сервисных экосистем и возникновения проблем с совместимостью. Сделан вывод о необходимости нахождения баланса между поддержанием высоких темпов обновления модельного ряда и обеспечением достаточно высокого функционального качества продукции.

Ключевые слова: функциональное качество, расширенные измерения качества, модельный ряд, продуктово-сервисная экосистема.

DINAMICS OF CONSUMER PERCEPTIONS OF QALITY HIGN-TECH PRODUCTS AT THE PRESENT STAGE

Tian I., the post-graduate student at FGUP «Research and Development Center of Informatics by the Ministry of Foreign Affairs of the

Russian Federation»

The article describes the examples of acceleration change range of high technology products. The main factors rapid decline in consumer interest in the product: the factor offashion, obsolescence ofproducts due to the rapid development ofproduct and service ecosystems and problems with compatibility. The conclusion of the need to strike a balance between maintaining a high rate of updates range and providing a sufficiently high functional quality.

Keywords: functional quality, advanced quality measurement, range, inventory and service ecosystem.

Как известно из истории экономики, потребительское восприятие качества продукции существенно эволюционировало на протяжении ХХ века.

Применительно к качеству товаров принято различать несколько аспектов качества. Прежде всего, это формальное качество товара - его соответствие заявленным характеристикам. Очевидно, что в любом исправном товаре оно подразумевается по умолчанию и, следовательно, не может быть аргументом, влияющим на потребительское восприятие качества.

Далее, функциональное качество - соответствие функциональным требованиям потребителя, т.е. требованиям к выполнению устройством определенных задач с заданным уровнем. Очевидно, что стандартное определение качества согласно Международного стандарта ИСО 8402:94 [1] - «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности», и его улучшенная формулировка в последующем стандарте ИСО 9000:2000 [2] и его российском аналоге ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [3] «качество - степень соответствия характеристик требованиям» - затрагивают именно понятие функционального качества.

В индустриально развитых странах до середины 30-х гг. XX в. имел место массовый спрос на основные потребительские товары. В условиях высокой емкости рынков, малой насыщенности домохозяйств товарами успех в конкурентном сбыте имели фирмы, по наиболее низкой цене предлагавшие стандартные товары, обладавшие формальным качеством, т.е. соответствовавшие заявленным характеристикам, а также базовым функциональным качеством -способностью удовлетворять основные потребности пользователя.

В настоящее время рынки высокотехнологичной продукции характеризуются высокой насыщенностью, усилением конкурентной борьбы производителей. Большинство товаров хорошо выполняют свои прямые функциональные обязанности, поэтому внимание покупателей сосредотачивается, как это детально показано в целом ряде исследований, на различных аспектах расширенного качества товара - его социальном и ментальном качестве, характеризующем оценку владельца товара со стороны других людей и влияние товара на самовосприятие [4]. В связи с этим темпы обновления модельного ряда значительно ускорились, поскольку один и тот же товар, как правило, не может поддерживать расширенные аспекты качества на достаточно высоком уровне длительное время (исключение составляют лишь избранные предметы роскоши).

В частности, можно рассмотреть ряд примеров из области бытовой электроники. Так, одна из крупнейших компаний мира, корпорация Apple поддерживает стабильно высокие темпы обновления своей продукции. Впервые ее революционный мобильный телефон iPhone был анонсирован Стивом Джобсом на конференции MacWorld Expo 9 января 2007 года. В продажу JY поступил 29 июня 2007 года. 10 июня 2008 года на конференции WWDC 2008 была

представлена новая модель - iPhone 3G. 8 июня 2009 года была представлена следующая, третья по счёту, модель телефона - iPhone 3GS, устранившая ряд недостатков предыдущей модели. 7 июня

2010 года был представлен iPhone 4, 4 октября 2011 года - iPhone 4S. Таким образом, новая модель появляется примерно раз в год. Аналогичные темпы обновления характеры и для линейки планшетов iPad. Первая версия планшета была представлена на презентации в Сан-Франциско Стивом Джобсом 27 января 2010 года. Старт продаж был дан в Нью-Йорке 3 апреля 2010 года. 2 марта 2011 года была представлена модель второго поколения - iPad 2, с улучшенными характеристиками, а 7 марта 2012 года - модель третьего поколения под названием «The New IPad».

Конкуренты Apple вынуждены так же быстро обновлять модельный ряд, пытаясь как заполнить все промежуточные товарные ниши, и оперативно совершенствовать продукцию внутри одних и тех же товарных ниш с целью удержать внимание потребителей. Например, Samsung Galaxy i7500 (известен в некоторых странах под именем Samsung Galaxy) - первый смартфон, произведенный Samsung, который использует операционную систему Android, - был представлен 27 апреля 2009 года. Он послужил началом большого семейства одноименных аппаратов. Так, в последующие 3 года вышли еще 20 моделей Galaxy. Они разделяются на несколько подвидов, охватывающих как большие смартфоны, приближенные к планшетам (семейство Galaxy Note), так и маленькие бюджетные аппараты (Samsung Galaxy Y (S5360), Galaxy Mini (S5570). При этом темпы обновления топового подсемейства - Galaxy S - сравнимы с Apple - первая версия вышла в июне 2010 года, вторая - в апреле

2011 года, третья планируется в июне 2012 года.

В динамике объемов продаж современных высокотехнологичных товаров стал доминировать «вау-фактор» от появления на рынке новой модели, который существенно изменил привычную модель распространения инновационного продукта по рынку (внедрение -рост - зрелость - спад) на модель, характерную, скорее, для рынка высокобюджетных фильмов («блокбастеров») - взрывное начало продаж с их последующим плавным спадом вплоть до замены на новую модель. В частности, первый миллион iPhone был продан за 74 дня, предзаказов не было. Первый миллион iPhone 3G и iPhone 3GS был продан за 3 дня, предзаказы также не были организованы. За первый уикенд продаж было реализовано 1,7 миллионов iPhone 4, 600 тысяч аппаратов разошлось за первые сутки по предзаказам. За первый уикенд продаж было реализовано 4 миллиона iPhone 4S, а по предзаказам - 1 млн. айфонов.

Помимо фактора моды, быстрое моральное устаревание высокотехнологичных товаров определяется темпами развития стандартов совместимости, конституирующих работу продуктово-сервисных экосистем. Не смотря на то, что в большинстве случаев производители стараются поддерживать обратную совместимость стандартов, позволяющую функционировать и устаревшим изделиям в

рамках развивающихся экосистем (например, обратной совместимостью обладают все поколения стандарта подключения компьютерных периферийных устройств иБВ, первая версия которого была разработана в середине 1990-х годов, в силу чего даже периферийные устройства того времени могут быть подключены к современному персональному компьютеру), все же устаревшие товары выступают в роли «узкого места», не позволяющего полностью реализоваться возможностям экосистемы. Например, не смотря на обратную совместимость стандартов передачи аудиовидеоданных HDMI, наличие в цепочке хотя бы одного устройства, не поддерживающего последнюю версию стандарта, не позволяет реализовать возможности последней версии стандарта. Версии, обладающие существенной новизной, появляются примерно раз в 3-4 года (в версии 1.3 повышена пропускная способность с 4,95 Гбит/с до 10,2 Гбит/с, что позволило реализовать передачу высококачественных звуковых форматов Dolby HD и DTS-HD), а в версии 1.4 - поддержку стереоизображения (3D)), что определило сроки морального устаревания соответствующих товаров при том, что физически некоторые из них могут функционировать на протяжении десятилетий (например, АУ-ресиверы) и заставило фирмы ускорять смену модельных рядов. В некоторых же случаях технологическая необходимость или же маркетинговая стратегия производителя, желающего принудительно ускорить смену поколений техники, заставив тем самым потребителей заново покупать те или иные товары, приводят к выпуску стандартов, не обладающих обратной совместимостью. Так, фирма 1Пе1 меняет стандарты процессорных разъемов (сокетов) приблизительно раз в полтора-два года, заставляя желающих приобрести новый процессор менять и материнскую плату, при этом систематически сокращается поддержка устаревающих стандартов подключения дополнительных устройств. При

этом в рамках каждого типа сокета меняются два поколения процессорных чипсетов, заставляя производителей материнских плат выпускать продукты с жизненным циклом (от выхода на рынок до появления более современного замещающего продукта) менее года. Хотя в большинстве случаев улучшения, привносимые следующим поколением процессоров и соответствующих им чипсетов, являются не очень значительными (типичная величина разницы порядка 15%), однако факт обладания не самой современной компьютерной техникой сильно ухудшает оценку потребителем расширенных аспектов ее качества.

Таким образом, целый ряд факторов в настоящее время ускоряет моральное старение техники, снижающее как ее функциональность, так и социальное и ментальное измерения качества, ухудшая потребительскую удовлетворенность и вынуждая фирмы интенсифицировать процесс обновления продуктовых линеек. Этим обусловливается необходимость разработки методов и механизмов сокращения сроков разработки и тестирования новых моделей продукции, позволяющих поддерживать потребительский интерес на высоком уровне с помощью регулярного обновления модельного ряда и в то же время не допускать снижения функционального качества продукции, которое может привести к снижению долгосрочной потребительской удовлетворенности и, в конечном итоге, непоправимому урону репутации бренда.

Литература:

1. ИСО 8402:94.

2. ИСО 9000:2000.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

4. Гэд Т. 4d брендинг. - СПб.: Стокгольмская школа экономи-

ки в Санкт-Петербурге, 2005.

ИМПЕРАТИВЫ, ОРИЕНТИРЫ И ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Якубанис Н.В., к.э.н, доцент кафедры «Экономика и антикризисное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

Основой стратегического развития, придающей интегрированной компании инновационный характер, выступает диверсификация бизнеса. Диверсификация бизнеса, рассматриваемая как самостоятельная стратегическая альтернатива, способствует обеспечению рыночной маневренности промышленной компании и является ключевой корпоративной стратегией.

Важной особенностью формирования корпоративной стратегии диверсификации для инновационно-ориентированного предприятия является многовариантность и многонаправленность данного процесса. Различные инновации могут приводить к различным возможностям диверсификации бизнеса, поэтому в реальной действительности корпоративная стратегия диверсификации включается и диверсификации в родственные и неродственные отрасли, и вертикальную интеграцию, и разработку глобальных стратегий проникновения (закрепления) на международных рынках.

Ключевые слова: стратегическая альтернатива, диверсификация бизнеса, стратегия проникновения на международный рынок, родственная и неродственная диверсификация.

IMPERATIVES, OBJECTIVES AND PRIORITIES OF THE STRATEGY OF DIVERSIFICATION OF THE INTEGRATED COMPANIES IN THE INDUSTRY

Jakubanis N., Cand.Econ.Sci., the senior lecturer Economy and anti-recessionary management chair, Financial university under the

Government of the Russian Federation

The framework for the strategic development, which imparts integrated company, the innovative nature of the acts diversification of business. Diversification of the business, viewed as a strategic alternative promotes market maneuverability industrial company and is a key corporate strategy. An important feature of formation of corporate diversification strategies for innovation-oriented enterprise is a multi-versioning and multidirectivity of this process. Various innovations can lead to various features of diversification of the business, so in real validity of the corporate strategy of diversification is included and diversification into related and unrelated industry, and vertical integration, and the development of global strategies penetration (fixation) of the international markets.

Keywords: strategic alternative, diversification of business, strategy of penetration on the international market, related and unrelated diversification.

Модернизация российского промышленного сектора требует поиск новых альтернатив развития и эффективных управленческих решений, особенно в крупных многопрофильных компаниях, являющихся локомотивом развития национального общественного хозяйства.

В качестве резерва стратегического развития на корпоративном уровне выступает диверсификация бизнеса. Именно диверси-

фикация может придать инновационным задачам промышленного предприятия структурно-целостный, системный характер, позволяющий получать реальные позитивные результаты.

Инновационная ориентация промышленного предприятия требует новых теоретических подходов к процессам диверсификации хозяйственной деятельности. Генезис методологических подходов в данной области показывает, что произошел переход от портфель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.