Научная статья на тему 'Динамика показателей рекламного рынка: новые медиаформаты журнального бизнеса (2010-2011 гг. )'

Динамика показателей рекламного рынка: новые медиаформаты журнального бизнеса (2010-2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
379
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЬНЫЙ РЫНОК / РЕКЛАМА / МЕДИАФОРМАТ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЖУРНАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / MAGAZINE MARKET / ADVERTISING / MEDIA FORMAT / NEW TECHNOLOGY / MAGAZINES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Е.А.

Анализ объема и структуры рекламного рынка в 2010-2011 гг. позволяет автору публикации оценить возможности журнального бизнеса и сделать вывод о том, что новые медиаформаты не только многократно увеличивают объем рекламы, но и облекают в «трендовую» форму сам процесс трансляции рекламного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the volume and structure of the advertising market in 2010-2011. allows the author to evaluate the possibility of publishing a coffee business and conclude that the new media formats not only multiply the amount of advertising, but also enveloped in a "trend" form of the process of broadcast advertising product.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей рекламного рынка: новые медиаформаты журнального бизнеса (2010-2011 гг. )»

III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМНОЙ И ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕКЛАМНОГО РЫНКА: НОВЫЕ МЕДИАФОРМАТЫ ЖУРНАЛЬНОГО БИЗНЕСА

(2010-2011 гг.)

Е.А. Зверева

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Katya9_2001@mail.ru

Анализ объема и структуры рекламного рынка в 20102011 гг. позволяет автору публикации оценить возможности журнального бизнеса и сделать вывод о том, что новые ме-диаформаты не только многократно увеличивают объем рекламы, но и облекают в «трендовую» форму сам процесс трансляции рекламного продукта.

Ключевые слова: журнальный рынок, реклама, медиа-формат, новые технологии, журнальные издания.

Analysis of the volume and structure of the advertising market in 2010-2011. allows the author to evaluate the possibility of publishing a coffee business and conclude that the new media formats not only multiply the amount of advertising, but also enveloped in a "trend" form of the process of broadcast advertising product.

Keywords: magazine market, advertising, media format, new technology, magazines.

Введение

Итоги 2009 г. для журнального рынка были нерадужными: возможности получения доходов сузились из-за роста процентов по кредитам и роста цен на услуги дистрибуции, из-за сокращения внешних и внутренних инвестиций и очень существенного падения рекламных поступлений - по данным АКАР, по итогам 2009 года в России на рекламном рынке было зафиксировано падение на 27% в рублевом выражении и на 43% в

70

долларовом [1, с. 94]. Издателям журнальной прессы пришлось столкнуться с сокращением читательского спроса на издания (особенно на дорогой глянец) и пойти на меры экономии, ударившие по качеству и объему изданий [9, с. 52-56].

Обострение конкуренции и рост заинтересованности издателей в расширении продаж тиража заставляет более предметно ориентировать контент печатных СМИ на специфику его аудитории, пересматривать финансовую политику изданий по оптимизации производственных расходов и расходов на персонал, проводить переоценку имеющихся активов с целью определения неэффективных и фокусировки усилий на перспективных проектах.

В то же время кризис стал «временем новых возможностей» для качественного скачка в инновационном развитии и побуждает медиакомпании к продуктивному использованию новейших разработок по «транспортировке» контента при помощи различных каналов передачи информации. В интервью президента Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп Виктора Шкулева прозвучало обозначение ситуации 2010 года как «посткризисной»: «Сейчас на рынке есть больше признаков восстановления, нежели появления новых кризисных явлений, которые влияют на поведение рекламодателей с целью сокращения их бюджетов на продвижение товаров и услуг. Журнальный рынок в России можно назвать на сегодняшний день развивающимся. В нём есть резервы для роста, для запуска новых изданий и расширения существующих» [12]. Оптимистичный прогноз руководителя крупнейшей медиагруппы базировался на данных измерений TNS первой волны 2010 года, подтвердившей рост российского рынка журнальной прессы по объему рекламных продаж и полиграфических услуг (в 2010 г. объем полиграфического производства журналов вырос на 8%), по достаточно стабильным аудиторным показателям.

К аналогичному выводу приходит эксперт Аналитического Центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ) Александр Ефремов: отмечая поступательную динамику печатных СМИ в 2011 г., он констатирует потенциальный выход прессы из кризиса 20082009 гг. В качестве весомого доказательства А. Ефремов приво-

дит данные по приросту доходов от рекламы в прессе (по отношению к аналогичному периоду 2010 г.), выделяя ежемесячные журналы, которые достигли максимального прироста в 15%. По мнению аналитика прессы, «это свидетельствует о переменах в рекламных стратегиях и, косвенно, - о завершении острого кризисного периода» [6]. В то же время, темпы восстановления рынка печатных СМИ после завершения кризиса пока не соответствуют докризисному уровню: это скорее торможение кризиса, чем динамичное движение вперед.

1. Объем и структура рекламного рынка в 2010

году

Свидетельством постепенного восстановления российского рынка печатных СМИ становится устойчивый рост рекламы в данном сегменте. К концу 2010 г. происходит перелом в рыночной динамике, и намечается прохождение пика кризиса. Ситуация начинает выправляться, наблюдается рост рекламных бюджетов: так в начале 2010 г. ряд журнальных сегментов (в частности, еженедельные журналы) выходят в плюс к аналогичному периоду 2009 г. Следует отметить, что на рынке прессы отдельные ниши начали наращивать свои доходы с начала января 2010 г. (см. табл. 1). Прежде всего, это касается ТВ-гидов, значительная часть которых еще перед кризисом перешла на журнальный формат и стала считаться еженедельными журналами. Таблица 1- ТОП-6 издательских ниш по доходам от рекламы в первом полугодии 2008 года и в первом полугодии 2010 года [7]

Издательская ниша Доход в млн. руб. за I полугодие 2008 Издательская ниша Доход в млн. руб. за I полугодие 2010

1 Женские журналы 4371.2 Женские журналы 2654.9

2 Деловые и общ.-полит. журналы 1626.9 ТВ-гиды 1335.3

3 Автомобильные (рекламные) 1596.9 Деловые и общ.-полит. журналы 609.9

4 Каталоги: строительство, интерьер 1591.8 Мужские журналы 595.4

5 Трудоустройство 1505.1 Каталоги: строительство, интерьер 544.9

6 ТВ-гиды 1397.6 Кино и знаменитости 539.7

Очевидно изменение состава лидирующих издательских ниш после кризиса: из топ-списка 2008 г. исчезли «Автомобильные (рекламные)» издания и ниша «Трудоустройство», зато вместо них в группе лидеров обозначились «Мужские издания», «Кино и знаменитости».

Для предметного анализа изменений в журнальном сегменте сравним данные рекламных бюджетов в I полугодии 2009 г. по отношению к 2008 г. (см. табл. 2).

Таблица 2 - Издательские ниши, показавшие падение рекламных доходов в I полугодии 2009 года ниже, чем по рынку прессы в целом [7]_

Издательская ниша Падение доходов в I полугодии 2009 г. по отношению к 2008 г.

Трудоустройство -73.0%

В2В -35.2%

Туризм и путешествия -62.5%

Каталоги: строительство, интерьер -61.1%

Деловые и общ.-полит. журналы -55.6%

Автомобильные (рекламные) -49.3%

Автомобильные -48.9%

Путеводители по развлечениям -48.5%

Компьютерные -48.3%

Становится очевидным, что издательские ниши, выпавшие из группы лидеров по рекламным бюджетам, также имеют наибольший показатель сокращения рекламных доходов. Например, автомобильные издания потеряли большое количество рекламных бюджетов из-за кризиса в мировом автопроме, а исчезновение ниши «Трудоустройство» объясняется сокращением количества рабочих мест. Вполне объяснимо и ухудшение позиций строительных каталогов - в кризис не многие будут задумываться об обновлении интерьеров; а деловые и общественно-политические издания «подкосили» проблемы сегментов недвижимость, автомобилей, финансовых и страховых услуг -традиционно являющихся бюджетообразующими группами рекламодателей этого сегмента прессы.

Следующий этап анализа ситуации - сравнение изданий-лидеров по доходам от рекламы в первых полугодиях 2008 и 2010 гг. (см. табл. 3) и по темпу прироста рекламных бюджетов в I полугодии 2010 года по отношению к I полугодию 2009 г. (табл. 4).

Таблица 3 - ТОП-7 изданий-лидеров по доходам от рекламы в I полугодии 2008 и 2010 гг.__

№ Лидеры I полугодия 2008 г. Лидеры I полугодия 2010 г.

1 Работа & Зарплата Cosmopolitan

2 Автомобили и цены КоммерсантЪ

3 7 дней Антенна-Телесемь

4 Cosmopolitan 7 дней

5 КоммерсантЪ Работа & Зарплата

6 Недвижимость и цены Elle

7 Elle Недвижимость и цены

Таблица 4 - ТОП-7 изданий, показавших наибольший прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 года по отношению к I полугодию 2009 г.

Издание Прирост рекламных бюджетов в I полугодии 2010 г. по отношению к 2009 г.

Теленеделя +163.5%

Телепрограмма +109.2%

Антенна-Телесемь +59.0%

Финанс +50.1%

Ваш досуг +47.2%

Collezioni +43.9%

OK! +42.3%

В ходе анализа был выявлен лидер по объему привлекаемых рекламных бюджетов и по приростам в I полугодии 2010 г. - это телегид Антенна-Телесемь. Стоит отметить, что ниша телегидов оказалась самой успешной и в группу лидеров вошли сразу три издания-телегиды - Антенна-Телесемь, Теленеделя и Телепрограмма.

Таким образом, на основании подобных данных вполне можно делать выводы о перспективности отдельных издательских ниш, и даже отдельных изданий, как рекламоносителей. Разные типы изданий с разной степенью успешности преодолели 2010 год (см. таблицы 1 и 2): часть изданий, переживших кризисный 2009 г., пришлось закрыть в 2010 г., но были и отдельные сегменты журнального рынка, которые стабильно наращивали свои рекламные доходы.

2. Динамика основных показателей рекламного

рынка в 2011 году

Оценки отечественного рекламного рынка можно условно разделить на две группы: позитивное восприятие итогов 2011 года, оптимистичный прогноз на будущее и более острожные

оценки, отмечающие отсутствие стабильности, противоречивость тенденций развития.

Так, к первой группе можно отнести экспертную оценку маркетинговой исследовательской компании Ware, специализирующейся на информационных услугах. В своих прогнозах Ware основывается на данных рекламных агентств, исследовательских компаний и своей собственной базе данных. Проанализировав 13 крупнейших рынков рекламы за 2011 год, Ware отмечает, что в глобальной перспективе расходы на рекламу в 2011 увеличились по сравнению с концом 2010 года, в частности, рост российского сегмента составил 16,2 % [15].

Согласно прогнозу Международной сети рекламных агентств ZenithOptimedia, рекламный рынок в нашей стране «продолжит опережать большинство стран мира - как развитых, так и развивающихся по динамике роста объемов рекламных инвестиций /.../. В списке рекламных супердержав к 2015 году ожидаются перемены. Три страны опустятся вниз по рейтингу, Бразилия поднимется с 6 на 5 место, а Россия - с 11 на 7 место /.../. В целом, прогноз развития мирового рекламного рынка остается оптимистичным. Мировая экономика продолжит расти и стимулировать рост рекламного рынка» [18].

Вторая группа представлена отечественными экспертами, отличающими не такими оптимистическими взглядами, поскольку более знакома с российскими реалиями. Так, руководитель отдела маркетинговых исследований АЦВИ А.В. Столярова считает, что позитивное восприятие итогов 2010 года иллюзорно, хотя многие рекламодатели уверили себя, что худший период для рекламного рынка закончился и «стали более активно использовать рекламу в качестве инструмента маркетинговой политики. К крупнейшим рекламодателям присоединились другие, объем бюджетов которых выглядит более скромно. Таким образом, доля крупнейших была размыта, значения индекса падали» [13, с. 103].

Директор по маркетинговым исследованиям АЦВИ С.В. Веселов подчеркивает противоречивость российского рекламного рынка в 2011 году. Специалистом отмечается «крайне неравномерная динамика в течение всего года - от более чем 30-

процентного прироста весной, особенно в апреле-мае, до чуть ли не нулевых динамических показателей в конце года» [2, ^ 48]. Совокупный объем отечественного рекламного рынка за 2011 год составил 263.4 млрд.руб. (без НДС) ), что более чем на 2% выше уровня 2008 года (257.2 млрд.руб.). Таким образом, символическое значение было достигнуто, и рынок рекламы России опередил показатели предкризисного максимума 2008 года.

Однако, для 2011 года характерна не только сезонная неравномерность (прирост весной и падение в конце года), но диспропорция в показателях различных сегментов медиарынка: если в газетно-журнальной рекламе крайне низкие, почти нулевые темпы роста, то в Интернет-рекламе - сверхвысокая динамика.

Если проанализировать журнальный сегмент рекламного рынка (см. табл. 5), то после падения в 2009 году на 57,6%, в 2010 году был показан рост на 7%, а в 2011 рост составил 8%.

Таблица 5 - Объем журнального рекламного рынка России в

Сегмент рынка 2008 2009 2010 2011 Прирост к 2010

Журналы 29.7 17.1 18.3 19.8 +8%

Отчетливо видно, что журнальный сегмент выходит из кризисной ситуации крайне медленными темпами (7-8%), пресса достигла лишь 67% от уровня доходов 2008 г. Эксперт отдела исследований радио и прессы АЦВИ А.В. Ефремов считает, что «если такие низкие темпы прироста сохранятся, то пресса сможет превзойти докризисный уровень лишь в 2019 г.» [4, а 134].

Ошибочным было бы рассматривать журнальный сегмент как однородное явление: пока идет борьба за бюджеты рекламодателей, будет определенная разница между показателями прироста изданий различного типа. В типологической категории «периодичность изданий» лучше динамика ежемесячных журналов (см. табл. 6). Этот сегмент отличается наибольшими ко-

личественными (тиражными) характеристиками и более устойчив к «атаке» цифровых медиа.

Таблица 6 - Доходы журнальной прессы от рекламы в 20102011 гг. по типам изданий, млн. руб. с НДСИ (Источник: АЦВИ,

на основе данных TNS Media ntelligence)

Тип издания 2010 2011 Динамика, %

Журналы еженедель ные 6 518 6 698 2,8

Журналы ежемесячные 11 631 12 934 11,2

Таким образом, именно ежемесячные журналы быстрее восстанавливают докризисные позиции. Лидерами в этой группе являются зарубежные бренды - Cosmopolitan, Elle и Vogue [11, с. 52] . Для издателей еженедельных журналов отсутствие существенной динамики рекламных показателей - весомый повод для обновления стратегии развития.

Группы изданий, структурированные по тематическому признаку, также демонстрируют неоднородность показателей (см. табл. 7).

Таблица 7 - Доходы журнальной прессы от рекламы в 20102011 гг. по тематическим издательским нишам, млн. руб. с НДС (Источник: АЦВИ, на основе данных TNS Media Intelligence)

Издательская ниша 2010 2011 Динамика, %

1 Женские журналы 5 982 6 598 10,3

2 ТВ-гиды 2 997 3 207 7,0

3 Мужские журналы 1 360 1 557 14,5

4 Деловые и общ.-полит. журналы 1 464 1 515 3,5

5 Автомобильные 1 260 1 406 11,5

6 Кино и знаменитости 1 272 1 393 9,6

7 Трудоустройство 1 128 1 251 10,8

8 Интерьер, загородный дом 910 979 7,5

9 Путеводители по развлечениям 609 577 -5,3

10 Семья, уход за ребенком 472 482 2,2

11 Познавательные 370 429 15,9

12 Бортовые журналы 315 417 32,6

13 Здоровый образ жизни 292 313 7,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отличные данные у бортовых изданий (+32,6%), хорошие - у познавательных (+15,9) и мужских журналов (+14,5%), несмотря на то, что отдельные издания потеряли в доходах, популярный журнал Медведь приостановил выпуск печатной версии, а известный итальянский мужской журнал Max даже закрылся. Средний результат (достаточно успешный прирост в районе 10%) получили издания следующих тематических ниш: «Женские», «Автомобильные», «Трудоустройство», «Кино и знаменитости». Категории «ТВ-гиды» и «Интерьер, загородный дом» не потеряли доходы (около 7% прироста), а вот ниша «Путеводители по развлечениям» (-5,3%) стала явным аутсайдером.

Эксперты обращают внимание на сложности в оценке объемов рекламных бюджетов, что связано с традиционной (в

79

негативном смысле) информационной закрытостью почти всех медиахолдингов в России. Однако, имеющие данные позволили определить лидеров в сегменте прессы: ИДSanoma Independent Media, Hearst Shkulev Media, Conde Nast, Деловой мир и Коммерсант, рекламный оборот которых варьировался в пределах от 2 до 4 млрд.руб. [2, c. 60].

3. Новые медиаплатформы трансляции реклам-

ного контента журнальных изданий

Одной из ключевых составляющих успеха издательских домов-лидеров стала так называемая стратегия развития «360 градусов», которая «предполагает распространение редакционного контента на всех возможных носителях и позволяет предоставлять рекламодателю пакет услуг, охватывающий любой сегмент аудитории» [11, c. 7]. Так, например, издатели, делающие ставку на рекламный рынок в качестве основного источника своих доходов, в 2011 году стали активно использовать QR-коды в глянцевой прессе. Самое главное преимущество QR-кода заключается в легкости распознавание сканирующим оборудованием (например, фотокамерой мобильного телефона), что дает возможность использования в журнальной рекламе: «в текст публикации могут быть включены ссылки для скачивания файлов, музыки, видео, афиши или зашифрованного URL (как правило, адрес того сайта, куда хочет привлечь пользователя рекламодатель)» [10, c. 148]. Кроме того, сфотографировав QR-код в журнале, читатель автоматически ставит «like» на странице рекламодателя в «Facebook», что дает возможность получить в ответ специальное предложение от рекламодателя.

В августе 2011 года компания ComScore, Inc., лидер в области измерений цифрового мира, опубликовала результаты исследования, посвященного сканированию QR-кодов мобильными устройствами. Согласно результатам работы ComScore, Inc., в июне 2011 года 14 миллионов пользователей мобильных устройств (это 6,2% от общего числа аудитории США) сканировали QR-код своим мобильным устройством. Наиболее востребованным источником сканирования QR-кода стала пресса - газеты и журналы [17]. Как показывает практика, лучше всего реагируют на QR-коды именно читатели печатной прессы. Так, среди чита-

телей журнала Men's Journal, разместившего рекламу Porsche, тех, кто хотя бы раз сфотографировали QR-код, оказалось 17% [11, с. 47].

Из отечественной прессы технологию QR-кодов осваивают журналы Сноб, Эсквайр, Русский репортер, Коммерсант-Власть. Например, продвинутый читатель журнала Эсквайр может сканировать QR-код печатной версии и перейти на запрограммированные URL [16] или на сайт журнала www .esquire.co.uk.

Еще одной инновационной тенденцией 2010 г. становится появление мобильных, iPhone и iPad версий традиционных СМИ. Так, в августе 2010 г. первым начал выпуск специального приложения для iPad журнал Cosmopolitan, позже к нему присоединились Elle, Men's Health, Здоровье, Худеем правильно. iPad-версии предлагают читателям собственно журнальный контент и дополнительный материал, реализация которого была бы затруднительна в бумажном формате: видеоинтервью, репортажи, музыкальные клипы, трейлеры, интерактивная реклама.

Стоит отметить, что iPad-приложение благодаря максимальной интерактивности, удобству навигации и красивой картинке позволяет по-новому подавать рекламные материалы. Популярность, «трендовость» самого планшета делает рекламное сообщение на iPad-платформе более привлекательным и запоминающимся, провоцирует пользователя на потребление самого разнообразного lifestyle-контента. Рекламная информация на платформе iPad представляет собой небанальные тексты и короткие презентационные ролики с использованием интерактивных технологий (share-сервисов, QR-кодов), что открывает новые пути не только для рекламирования, но и для непосредственного контакта пользователя с рекламируемым продуктом или местом его продаж. По мнению экспертов, неизбежна дальнейшая трансформация формата части глянцевой рекламы в планшетник, а перспективы дальнейшего развития рекламы связаны именно с iPad и перераспределением рекламного рынка [14].

Конечно же, не все новые платформы приносят доход, но у них есть неоспоримое преимущество: при несущественных расходах возможно реальное расширение, как аудитории, так и

рекламных возможностей. Думается, что новые мультимедийные платформы - это мощнейший ресурс для развития журнального рынка, для продвижения сильнейших сторон журнала как медиа-бренда и контента. А задача издателей журналов сводится к поиску оптимальных вариантов использования возможностей мультимедийного пространства.

С другой стороны, востребованным аудиторией остается и журнал в его традиционном понимании, как услуга читателю, созданная на бумаге. Особенно это касается глянцевых изданий, для которых бумага будет оставаться основным носителем благодаря удобству пользования, элитарности и престижу. Следовательно, для развития «бумажного формата» изданий необходимо использовать свои инновационные технологии.

Высокая стоимость «бумажного» варианта издания побуждают журнальную прессу апробировать новейшие технические достижения для достижения рекламных целей. Так, в декабрьском номере (2010) журнала Vogue впервые в России была использована рекламная технология Video in Print («Видео в печати») [3]. Журнал вышел с встроенным видеороликом «Martini Gold», в котором снялись Моника Белуччи, Доменико Дольче и Стефано Габбана. Номер журнала Vogue с этой видеорекламой был отпечатан тиражом 7 тысяч экземпляров, причем все расходы на размещение видеоролика взял на себя рекламодатель. В мае 2011 года аналогичная видеореклама «Marlboro» появилась на страницах журнала Playboy, однако в целом дорогая технология Video in Print пока не слишком активно используется в российских СМИ.

Представляются очевидными преимущества и перспективы использования современных технологий для качественного разнообразия медиаформатов трансляции контента в бумажных изданиях. Но есть и весьма существенный минус - это очень дорогие эксперименты, которые позволить себе могут только крупные бренды и только ограниченными тиражами. Тем не менее, журнальная пресса демонстрирует готовность к обновлению, как ради читателей, так и ради рекламодателей, для которых «бумага» по-прежнему остается ценным рекламным пространством.

Заключение

Таким образом, динамика рекламных показателей журнального рынка в 2010-2011 гг. позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Сокращение объемов рекламы дорогих товаров (в большей степени в ежемесячных глянцевых журналах) и одновременное увеличение объемов рекламы товаров массового спроса (в основном в массовой еженедельной прессе, например, в ТВ-гидах) логично привело к ослаблению позиций ежемесячных журналов по отношению к еженедельникам. Тем не менее, аналитики отмечают, что «доля ежемесячных журналов на рынке центральной прессы уменьшилась всего на половину процентного пункта (с 37,6%до 37,1%) за счет значительного сокращения доли рекламно-информационных изданий (с 19,5% до 16,6%)» [5, а 163]. Таким образом, ежемесячные журналы по-прежнему остаются крупнейшим сегментом рынка прессы.

2. В целом прирост рынка журнальной рекламы в 2010-2011 гг. по сравнению с объемом 2009 года составил 5-8%. Эти факты свидетельствуют о том, что, в лучшем случае, выход из кризиса только начинается. По оценке РБК.research, относительно низкие темпы прироста рекламных бюджетов не позволят рынку потребительских журналов восстановиться до предкризисного объема [8, ^ 21]. Скорее всего, в ближайшее время продолжится тенденция снижения темпов роста рекламных бюджетов в журналах и умеренные темпы роста доходов.

3. Индустрия печатных СМИ сможет лучше развиваться, если предложит рынку новые действенные современные рекламные кампании, а не будет ограничиваться заурядной продажей рекламных площадей на страницах своих изданий. Инновационной тенденцией 2010-2011 гг. становится создание и расширение интернет-площадок, появление мобильных, iPhone и iPad версий традиционных СМИ. Несомненен постепенный «переток» читателей из печатных в цифровые СМИ и следование крупных СМИ тренду адаптации продуктов к новым медиа, что дает возможность развивать под

журнальными брендами новые проекты в Интернете, в мобильной телефонии, на платформе iPad. Эти проекты имеют с журналом единый бренд и размещают контент, который пришел из журнала. Кроме того, новые платформы предлагают самые разнообразные возможности и услуги, позволяя увеличивать объем содержания проекта, отвечающего потребностям современного пользователя.

Список литературы

1. Веселое С.В. Рекламный рынок России: итоги десятилетия, итоги года // Российский рекламный ежегодник-2010/ науч. ред. проф. В.П. Коломиец. М., 2011.

2. Веселое С.В.Тренды российского рекламного рынка // Российский рекламный ежегодник-2011/ науч. ред. проф. В.П. Коломиец. М., 2012.

3. В России вышел первый журнал с видеорекламой // Лен-та.ру. 2010. 25 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2010/11/25/martini/ (дата обращения: 3.03.2012).

4. Ефремов А.В. Реклама в центральной прессе // Российский рекламный ежегодник-2011/ науч. ред. проф. В.П. Коломиец. М., 2012.

5. Ефремов А.В. Рекламный рынок - сегмент центральной прессы // Российский рекламный ежегодник-2010/ науч. ред. проф. В.П. Коломиец. М., 2011.

6. Ефремов А.В. Сдвинулись с мертвой точки // Медиасостав. 2011. 13 мая. http://www.sostav.ru/columns/adpress/2011/0019/ (дата обращения: 5.02. 2014)

7. Ерошкина Е., Ефремов А. Пресса в I полугодии 2010 года, или жизнь после кризиса // ГИПП. 2010. 10 сентября [сайт]. URL: http://www.gipp.ru/viewer.php?id=33754 (дата обращения: 14.09. 2013).

8. За рулем [сайт]. URL: http://www.zr.ru/corp/zr/about/audience/ (дата обращения: 15.09. 2013).

9. Зверева Е.А. Антикризисные стратегии российского журнального рынка в период кризиса 2009 г.: от выживания к

адаптации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Том 3. № 4 (44). Череповец, 2012.

10. Зверева Е.А. Современные медиаформаты трансляции рекламного контента журнальных изданий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия филология и журналистика. 2013. № 2.

11. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад/ Под общ. ред. В.В. Григорьева. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. М., 2012.

12. Скопинцева Л. Виктор Шкулев: «Не нужно бояться интернета» // Частный корреспондент. 2010. 12 мая [сайт]. URL: http://www.chaskor.ru/article/viktor_shkulev_ne_nuzhno_boyats ya_interneta_17112 (дата обращения: 14.09. 2013).

13. Столярова А.В. Индекс концентрации как показатель состояния рекламного рынка // Российский рекламный еже-годник-2011/ науч. ред. проф. В.П. Коломиец. М., 2012.

14. Упорова А. iPad: трансформация формата глянцевой рекламы // УралБизнесКонсалтинг. Информационно-аналитическое агентство [Электронный ресурс]. URL: http://urbc.ru/270815 -ipad-transformaciya-formata-glyancevoj -reklamy.html (дата обращения: 25.06.2013).

15. Advertising outlook improves // warc. 5 May. 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.warc.com/LatestNews/News/Advertising_outlook_i mproves.news?ID=28243(дата обращения: 28.02.2014).

16. Esquire: website QR code // Media UK [Электронный ресурс]. URL: http : //www.mediauk.com/magazines/41331/esquire/qr-code (дата обращения: 30.10.2012).

17. 14 Million Americans Scanned QR Codes on their Mobile Phones in June 2011 // ComScors, Inc. AUGUST 12, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.comscorg.com/Insights/Prgss_Releases/2011/8/14_Mil]ion_Am ericans_Scanned_QR_or_Bar_Codes_on_their_Mobile_Phones_in_June_2 011 (дата обращения: 14.03.2014).

18. ZenithOptimedia: Прогноз развития глобального и российского рекламных рынков в 2013-2015 году // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс].

URL: http://gtmarket.ru/news/2013/04/28/5872 (дата обращения: 14.03.2014).

PR И РЕКЛАМНЫЕ СУВЕНИРЫ ИЗ... БРОНЗЫ

Ю.В. Мананникова, С.В. Шпаковская, В.О. Шпаковский

Пензенский государственный университет, slavashpak@1 mail. ru

В статье рассматриваются вопросы изготовления рекламной сувенирной продукции в интересах рекламы и PR, изготовленные из такого «вечного материала» как бронза. Подчеркивается, что «бронзы многопудье» повышает престиж и уровень воздействие на целевую аудиторию.

Ключевые слова: PR, реклама, сувенирная продукция, бизнес-сувениры, скульптура из бронзы, технология «потерянной формы».

This article discusses the manufacture of promotional souvenirs for advertising and PR, made of this "eternal material" as bronze. Emphasizes that "bronze solid sculpturing" increases the prestige and level of impact on the target audience.

Keywords: PR, advertising, souvenirs, business gifts, bronze sculpture, technology of "lost form".

PR и реклама - близнецы-братья, взаимно дополняющие друг друга. Известно, что все люди просто обожают различные безделушки и сувениры и что иной хороший подарок нужному человеку заменяет множество самых талантливо исполненных биллбордов, то есть подарки в определенных случаях способны заменить очень многое. Разумеется, любой пиарщик должен это очень хорошо понимать и уметь использовать в своих интересах, точно так же, как и любой рекламист. Ну, а что касается сувенирной индустрии, то известно, что она зародилась в США ещё в 1845 году, когда некий неизвестный сегодня коммивояжер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.