М. В. Яковлева
Динамика образов мужественности в моде начала ХХ1 века: гендерный аспект
Для моды, как процесса воплощения духовных идеалов в материальные образцы, одним из приоритетных направлением является конструирование образов «идеальных людей эпохи». В пространстве коммуникативного процесса визуальный образ (т. е. костюм) является одним из основных факторов в процессе конструирования гендера. Данный процесс объединяет объективные факторы (стереотипы и нормы) и субъективные факторы - конструирование на уровне сознания (идентификация, самосознание). Проявление (репрезентация) гендера (стереотипы, нормы, идентичность) - культурно детерминированный аспект, поскольку эти категории не универсальны. Эта «категоризация репрезентируется с помощью внешних знаков и показателей (коррелятов) - одежда, прическа, украшения, особое поведение»28 - т. е. конструирует визуально воспринимаемый образ, а совокупность этих элементов и есть костюм.
Внимание науки к проблемам мужественности, в отличие от пятисотлетней истории «женского вопроса», обращено лишь с прошлого века. Вследствие движения феминизма, конец XX века, начиная с 70-х годов, ознаменовался «кризисом маскулинности» и вследствие этого появлением направления в гендерологии, разрабатывающим проблематику мужественности. Так же данный период можно охарактеризовать революцией в области мужского костюма - тяготением к андрогинности и включению женского опыта в мужской мир. Поэтому историю костюма рубежа ХХ-ХХ1 веков перспективно рассматривать с позиции динамики образов мужественности. В действительности данный период насыщен изменениями мужских социальных ролей в контексте нарастающего процесса их феминизации. Данный фактор лежит в основе не только развития мужского костюма, но и развития социальных отношений, взаимодействия мужского и женского в культуре. Так, например, мода, традиционно считающаяся сферой реализации женского в культуре, на сегодняшний день институционализирована в науку, культуру, бизнес, политику. Границы мужских и женских социальных ролей размыты или приобретают универсальный (унисексуальный) характер.
28 Пушкарева Н. Л. Гендерная методология в истории // Гендерный калейдоскоп. М.: Ака<!ет1а, 2002. С. 61.
Как ни парадоксально, но именно тенденции унисекса, которыми ознаменовался конец ХХ века, привели к кризису как маскулинности, так и феминности. Поэтому в обществе, культуре назрела необходимость реабилитации традиционных образов мужественности и женственности. Для женственности процесс возвращения традиционных ролей - матери, жены, хранительницы очага прошел достаточно быстро. Это определяется посредством биодетерминистской концепции, где материнство лежит в разделе инстинктов. А реабилитация классических мужских ролей, определяемых понятием «брутальность» - защитника, воина, добытчика, покровителя тормозится, часто оставаясь в контексте стереотипов, выработанных феминистской доктриной, в которой на традиционные инстинкты, присущие мужественности такие как соревновательность, агрессивность, сексуальность в культуре наложено табу, как на асоциальное поведение.
Поэтому для воспроизведения классических образцов мужественности культура, общество и мода обратились к истокам не затронутым «тлетворным влиянием феминизма». В конце ХХ века данный процесс характеризуется привлечение неевропейских типажей образов мужественности. Например, латиноамериканский типаж, лег в основу образа «мачо», афроамериканский, азиатский типажи - основа образа «супергероя». Данные образы существует в моде и по сей день, но именно «не европейская типажность» не позволяет им инкультурироваться в повседневность. Эти образы сохраняют позиции экранных, медийных героев.
В тоже время, современная мода характеризуется ретроспективиз-мом, как способом развития моды и динамики образов. Начало ХХ1 века отмечено попытками поиска и воспроизведением традиционной мужественности посредством заимствований в исторической перспективе. Так, например, первая пятилетка нового тысячелетия декларирует образ не-оденди.
Образ «аристократа-денди», которому в истории костюма и человечества принадлежит лозунг «элегантная небрежность», позволял реализовать принцип индивидуальности, понятия элегантности и вкуса. От мужчины требовалось не просто «быть мужчиной», но и обладать завидным чувством стиля, умением переосмыслять и интерпретировать моду. Современный «денди» это квинтэссенция аристократа с честолюбивым «яппи», поэтому узкий, облегающий покрой, с высокой застежкой, заимствованный в 70-х годах, пиджаков и фраков утрирует молодежный силуэт. Именно в этом образе сочетаются, не противопоставляясь качества обоих полов - традиционное отношение к своему облику, как устойчивое представление о женской реализации в моде закрепленной в «императиве
по уходу за своим телом» и традиционное мужское начало, олицетворяющее индивидуальность, динамизм и созидательность.
Воплощением традиционной мужественности в начале ХХ1 века стал образ «архаической мужественности», воплощенный в стиле «охотник», который в большей степени совпадал со значением и репрезентацией маскулинности в культуре и предназначением и ролью мужчины в обществе. Появление этого стиля спровоцировано переосмыслением образов «мачо» и «спортсмена». В основании их сущности, дух «не подвергшийся» влиянию феминизма и «плодам» эмансипации, как факторам, подавляющим мужскую сексуальность. Данный образ вписывается в так называемый «комплекс мужественности» - границы (рамки) дозволенного, воплощающие и предназначенные для охранения традиционного понимания мужчины и его роли в общественной и частной сферах жизнедеятельности. Мужчины в меньшей степени реагируют на «последний писк моды», скорее наоборот, предпочтение отдается классическим маркам и известным фирмам, давно зарекомендовавшим себя в системе модной индустрии, воплощающим категорию «успешности». Успешность в данном случае является одним из ключевых факторов социализации. Ш. Берн определяет этот процесс через изменения в понимании мужской роли, определяя ее в следующих нормах - «норма успешности/статуса», «норма физической твердости», «норма умственной и эмоциональной
30
твердости», «норма антиженственности» .
Другой образ мужественности соответствует переосмысленным 70-м годам ХХ века, это стиль «неохиппи» (иногда его называют стиль «лондонского базара»), олицетворяющий дух молодости и бунтарства. Свободный стиль, где преобладают фольклорные мотивы и техники, много «винтажа», ретро - вещей, обилие вышивки покрывает почти все свободную поверхность от рубашки до дубленки с бледными набойками, куртки в клетку, комфортный, но «маломерный» трикотаж. Этот образ является трансформацией андрогинных типажей конца ХХ века, которые отражали радикальное изменение представлений о традиционной маскулинности.
С другой стороны новое отношение к своему облику в мужской среде, «не пренебрежение» модой (как сферой «женского» в культуре), определилось понятием метросексуал. К концу первого десятилетия ХХ1 века эти образы воплощали обновленную мужественность, не связанную стереотипами традиционного (патриархатного) гендера, а так же общую тенденцию перехода к политике толерантных отношений между полами. Но они были героями своего времени - эпохи потребления. Экономиче-
29 Дворкин А. ГИноцид, или китайское бинтование ног // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 29.
30 Берн Ш. Гендерная психология. М.: Олма-пресс, 2001. С. 163-196.
ский и политический кризис «перепотребления» отразился на моде не только как на индустрии, но в первую очередь на моде как процессе конструирования представлений об идеальных людях. Эпоха демонстративности, креативности, индивидуальности сменилась эрой рациональности, радикальных действий, переоценке ценностей и стратегий. «Исторический опыт подсказывает, у мужчины в современном посткризисном мире будет больше шансов себя проявить, погеройствовать. Он должен будет стать более сильным, более брутальным, на него ведь в период нестабильности ложиться больше ответственности»31. Такой образ можно описать как: тренированное тело с широкими развитыми плечами (что ранее считалось уделом слоев с низким социальным статусом - физически тяжелая работа, отсутствие средств передвижения и пр.), короткая стрижка (так же была атрибутом низкого статуса), одежда свободного кроя (спортивный костюм, кожаная куртка, как символы необходимости движения и физической защиты). Конечно, данный образ, в первую очередь ассоциируется с образом спортсмена, который так же является феноменом современной мужской моды. Поскольку именно в нем воплощаются критерии традиционной мужественности, такие как соревновательность и агрессивность в рамках социо-нормативной культуры. Но, поскольку данный образ и мужская роль, являются одними из самых социализированных и статусных в обществе, совпадая с принципом культуры потребления (возможность быстрого приобретения более высокого социального статуса со всеми маркерами успеха), то образ спортсмена не способен достойно противостоять политико-экономической нестабильности, приобщиться к процессу переоценке ценностей.
Историческая перспектива моды ХХ века, демонстрирует, что радикальными жизнестойкими становятся образы, заимствованные из молодежных субкультур. Поскольку они не затронуты общественными стереотипами, и социо-экономическими привязанностями. Панки, реперы, воплотились в моде конца ХХ века в образах «отступника». Сегодня они так же являются достаточно вовлеченными в процессы культуры и моды, что реформаторства слишком тривиально.
На сегодняшний день для преодоления сложившегося кризиса поиски образа «нового» человека лежат во «вне культурно-стереотипной» плоскости, с отсутствующими культурно-социальными связями, пренебрегающими устоявшимися стереотипами, для которых действие имеет первоочередное значение перед интерпретацией.
Сегодня можно смело говорить об особом феномене в общественной, культурной жизни, а соответственно и в моде, проявляющемся в нарастающей популярности асоциальных образов, находящих воплощение в
31 Осипов Д. Революция в красоте // 365 каталог. СПб., 2010. № 2. С. 10.
костюме. Хотя сама тема асоциальности не нова ни для культуры, ни для моды в целом, что воплощается в популяризации девиантности в обществе. Сфера гуманитарного знания, дизайна, интерес со стороны СМИ сделали девиантность воплощением креативности, инкультурировав ее посредством модных тенденций.
К числу, популярных и востребованных в моде начала ХХ1 века, можно отнести образ «гопника». К исследованию данного явления обращается большое количество социологовов, культурологов (Е. Бессонова, В. Козлов), кстати, преимущественно в тех регионах, где существует «подростковая проблема» (Казань, Ростов-на-Дону, Омск, Екатеринбург и пр.). Так же существует плеяда авторов, являющихся бытописателями «гоп-движения» Фима Жиганец (Сдоров А. А.), в музыке, как и в литературе гоптическая тематика занимает большую нишу (от творчества Л. Утесова, до Майка Науменко групп «Зоопарк», «Алисы», рэпера Нагано). Так же эта тема муссируется в СМИ, ставшие культовыми молодежные сериалы и программы («Смех без правил», «Наша РАША», «Даешь молодежь») демонстрируют, даже пропагандируют образ и роль гопника. Так же политические движения и партии считают гопников основным электоратом. Например, глава московской фракции ЛДПР О. Лавров заявил, что гопники составляют определенную часть избирательной базы его партии, считая их самой могущественной в России политической силой (примерно 25% от всей российской молодежи)32.
История явления «гопник» в культуре восходит к России рубежа Х1Х-ХХ веков. Существует несколько версий происхождения самого слова, практически все они восходят к аббревиатуре «ГОП» - «Г ородское общество призрения» (призор - забота, попечение). Поскольку средств на содержание неимущих не хватало, они занимались мелким воровством, попрошайничеством, мошенничеством. Другой вариант исходит от названия места обитания подобных людей - «Городское общежитие пролетариата», которое появилось в Петрограде (по другой версии в Одессе), характеризовалось асоциальным поведением его постояльцев, а жильцов «ГОПа» стали именовать «гопниками». Вскоре гопниками стали называть представителей городской среды из социальных низов, хулиган, босяк33.
В конце 1980-х годов, в условиях нарастающей криминогенной обстановке Перестройки «гопник» (городская организованная преступность) стало устойчивым выражением, определяющим стиль жизни, часть имиджа. Именно тогда синонимом стало понятие «реальный пацан», определяющим прослойку, близкую к криминальной среде моло-
32 Гопники // Википедия: свобод. энцикл.: сайт. URL: http: // ru.wikipedia.org (дата обращения: 29.04.2013).
33 Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С 152.
дежи, выходцев из неблагополучных семей. Данный факт определяет как образ жизни, так и визуальный образ современных гопников. Для которых авторитетами стали представители криминального мира, с четкой социальной иерархией, законами и понятиями общественного устройства (что отсутствовало в реальной жизни общества переходного периода конца 1980-1990-х годов). Сленг, сидение на корточках, употребление семечек - заимствовались от представителей общества, бывших в местах заключения. Спортивные костюмы и кожаные куртки: от представителей организованной преступности, для которых эта одежда выполняла защитную функцию. Главной характеристикой поведения стала агрессия, направленная на членов общества, ориентированных на западные ценности, так же на физически слабых и всех кто не соблюдает «пацанские понятия».
Сегодня можно встретить такие эпитеты, которыми награждается это радикальное молодежное движение. «Гопник - это природный зверь»34, «нижнее многоклеточное» или «гопники - последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить гангстерские кепки 1920-х годов с шиком»35, остальные, по мнению автора в этих головных уборах подобны представителям нетрадиционных сексуальных ориентаций. В действительности, стратегии поведения гопников, разительно противопоставлены социальному принципу продуманности и интерпретации действия. Для данного молодежного движения характерен принцип «пацан сказал, пацан сделал», давно забытая «эстетика прямого действия»36.
Данная асоциальность поведения в первую очередь обусловлена наложенным табу в культуре на проявления основных инстинктов мужественности. Но в то же время именно она привлекательна для современной социо-нормативной ситуации с позиции реабилитации и возрождения традиционных социальных ролей мужчины в обществе.
Естественные природные «законы стаи», четкая иерархия власти, отсутствие эмпатии, атрибуты статусности в костюме. Это - «одежда-доспехи», в том числе значение головных уборов и манера их ношения, например, спортивные трикотажные шапочки, сдвинутые на затылок, обувь либо спортивная, либо туфли с удлиненными носками, как символика власти и «жизни на широкую ногу», жизнестойкости; аксессуары-трофеи, шрамы как показатели бесстрашия. Популизм этого образа для современности, часто определяется отсутствием соционормативных стереотипов, что является следствием существования гопников в удалении от достижений цивилизации, культуры потребления. Именно этот факт
34 Гопник // Луркоморье: интернет-ресурс. URL: http: // lurkmore.ru (дата обращения: 29.04.2013).
35 Козлов В. Гопники. М.: Ad. Marginem, 2002. С. 288
36 См. Гопник.
позволил сохранить черты и инстинкты, которыми насыщается традиционная мужественность. Так же необходимо отметить особенности взаимодействия представителей этих субкультур с «женским» в культуре. Классические маскулинные стратегии направлены только на представительниц противоположного пола только в случае, если дама находиться под покровительством вышестоящего по статусу мужчины, остальные же воспринимаются только сексуальными объектами. Здесь можно отметить сходные черты с куртуазной культурой европейского Средневековья, где главенствовал романтический культ Прекрасной Дамы.
Таким образом, можно считать образ «гопника» проявлениями неоромантизма в культуре, чертами которого являются противостояние традиционным (пробуржуазным), ценностям, культуре потребления, социо-нормативным стереотипам. Так же стратегия «реального действия», постоянства экстремального существования выявляют жизнестойкость и универсальность этой субкультуры.
Феномен гопников существует не только в России. Английский аналог гопника «chav», а во Франции «racaille» - представитель низкого социального статуса, который носит «брендовую» спортивную одежду. Это - основной отличительный признак западноевропейского гопника, для отечественных представителей, эта сфера моды недоступна из-за материального неблагополучия.
Таким образом, посредством ориентации на радикальные молодежные направления мода стимулирует не только появление образа нового антигероя. Данное явление характерно для периода нестабильных экономико-политических ситуаций в целом, где асоциальные образы давали толчок процессу переоценки ценностей и новому циклу развития культуры. Например, Робин Гуд, как герой Средневековья, Пираты эпохи Возрождения, гангстеры 1930-х, отступники, хиппи, панки, бандиты конца ХХ века. Девиантное поведение, характерно для пограничных периодов перехода, сегодня ассоциируется в моде и культуре с одними из самых радикально-асоциальных движений - гопники. Это связано, как с самой реальной силой и масштабами этого направления, так и с патестарными стратегиями традиционной мужественности, сохранившимися в их среде. Несомненно, на моду как индустрию данное явление оказывает непосредственное влияние, увеличивается значимость и популярность спортивного стиля, проявлений мужественности в силуэте, фактурах, аксессуарах.