Научная статья на тему 'Динамика обилия и пространственного распределения тулеса (Pluvialis squatarola) в гнездовой период на Севере Гыданского полуострова'

Динамика обилия и пространственного распределения тулеса (Pluvialis squatarola) в гнездовой период на Севере Гыданского полуострова Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
107
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОТНОСТЬ ГНЕЗДОВАНИЯ / КУЛИК / ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ЛЕММИНГОВ / BREEDING POPULATION DENSITY / WADER / DYNAMICS OF LEMMINGS NUMBER

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев А. Е., Жуков В. С.

В северных тундрах Гыданского полуострова (арктические и северные моховые субарктические тундры) выявлены ландшафтные отличия в характере динамики гнездового обилия тулеса в зависимости от циклов численности леммингов. В годы крахов популяций леммингов, в отличие от сезонов с высокой численностью этих грызунов, как правило, гнездовое обилие тулеса в тундровом ландшафте существенно снижается. На болотах и в водно-околоводных местообитаниях преобладает сходное, но менее выраженное явление. В долинах чаще всего наблюдается обратная тенденция: в годы крахов численности леммингов обилие тулеса, как правило, увеличивается, а в годы высокой численности леммингов – снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of abundance and spatial distribution of Grey Plover (pluvialis squatarola) in breeding season in the north of Gydan Peninsula

In northern tundra of Gydan Peninsula (arctic and northern moss subarctic tundra) landscape differences in character of dynamics of nesting abundance of Grey Plover are revealed depending on cycles of lemming number. Within crashes of lemming populations, as distinguished from seasons with high number of these rodents, as a rule, the nesting abundance of Grey Plover in tundra landscape is essentially reduced. Similar but less prominent phenomenon prevails in bogs, water and semi-water habitats. The reversed tendency is more often observed in valleys: crash in the number of lemmings results in abundance of Grey Plover, as a rule, and increase in lemming population results in decreased number of Grey Plover.

Текст научной работы на тему «Динамика обилия и пространственного распределения тулеса (Pluvialis squatarola) в гнездовой период на Севере Гыданского полуострова»

МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 2. С. 146-149.

УДК 598.331 + 252.6 (Р571) А.Е. Дмитриев, В.С. Жуков

ДИНАМИКА ОБИЛИЯ

И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТУЛЕСА (PLUVIALIS SQUATAROLA) В ГНЕЗДОВОЙ ПЕРИОД НА СЕВЕРЕ ГЫДАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА

В северных тундрах Гыданского полуострова (арктические и северные моховые субарктические тундры) выявлены ландшафтные отличия в характере динамики гнездового обилия тулеса в зависимости от циклов численности леммингов. В годы крахов популяций леммингов, в отличие от сезонов с высокой численностью этих грызунов, как правило, гнездовое обилие тулеса в тундровом ландшафте существенно снижается. На болотах и в водно-околоводных местообитаниях преобладает сходное, но менее выраженное явление. В долинах чаще всего наблюдается обратная тенденция: в годы крахов численности леммингов обилие тулеса, как правило, увеличивается, а в годы высокой численности леммингов - снижается.

Ключевые слова: плотность гнездования, кулик, динамика численности леммингов.

Тулес Pluvialis squatarola (Linnaeus, 1758) - обычный, местами многочисленный, гнездящийся вид Гыданского полуострова. Материалы получены во время маршрутных учётов птиц по методике Ю.С. Равкина [9]. Обследовано 27 ключевых участков (всего более 3 тыс. км учётов). Данные собраны в период с 16 июня по 31 июля 1988-1990, 2002, 2003, 2005-2007 гг., что в общих чертах соответствует сезону размножения или первой половине лета. Обследованные территории относятся к подзоне арктических тундр и лежащей к югу от неё подзональной полосе северных моховых тундр подзоны субарктических тундр (т. е. к северной полосе субарктических тундр).

Мы попытались динамику обилия тулеса сопоставить с динамикой численности леммингов. Известно, что обилие ряда видов птиц в тундровой зоне в годы резкого спада численности леммингов снижается, а в годы пика численности вновь увеличивается [13]. Численность леммингов в 1988-1990 гг. (окрестности пос. Тадебяяха, фактории Юрибей и на полуострове Мамонта) оценивалась при помощи учётов мелких млекопитающих линиями полиэтиленовых 50-метровых заборчиков. В каждом из местообитаний суши было установлено по одной 50-метровой линии, в которых работало по 5 ловчих конусов. Учёт мелких млекопитающих, в том числе леммингов, проводили на каждом из трех отмеченных выше ключевых участков в период с 16 июля по 31 августа. На других участках обилие леммингов оценивали визуально и по ряду косвенных данных.

Сведения по распространению и обилию тулеса на Гыданском полуострове получены из нескольких источников. В течение всего указанного выше гнездового периода проведены исследования только на трёх ключевых участках: в окрестностях посёлка Тадебяяха (1988 г.), низовьях реки Юрибей (окрестности фактории Юрибей, 1989 г.) и на полуострове Мамонта (окрестности фактории Матюйсале, 1990 г.). Все остальные учёты птиц на каждом из участков проведены в течение 2-7 дней. Некоторые ключевые участки обследованы однократно, другие - дважды и более раз. Часть материалов собрана во время экспедиций по составлению кадастра животного мира ЯНАО, организованных в 2002-2003 гг. научным центром «Охрана биоразнообразия» РАЕН под руководством академика В.Г. Кривенко. Полученные сведения использованы с любезного разреше-

© А.Е. Дмитриев, В.С. Жуков, 2013

ния руководства НЦОБ. В 2002 г. учёты птиц проведены в районах реки Юрибей (нижнее и среднее течение), о. Гусиный, факторий Развилка, Монгаталянга и Юрибей, озёрах Периптавито, Ямбуто и посёлка Гыда. В 2003 г. исследования проведены на полуострове Мамонта, в районах рек Ендо-таяха, Лумбодаяха, озёр Периптавито, Хы-денто, Хучето, посёлков Тадебяяха и Гыда, фактории Матюйсале, а также в окрестностях бухт Няда и Хальмер-Вонга. В районах нижнего и среднего течения р. Монгочеяха работали в 2006 и 2007 гг., а в районе р. Пухуцеяха и на острове Олений - в 2007 г. Собранные материалы частично опубликованы [1-3; 5; 11; 13]. Использованы также литературные данные за 1989 г. из района оз. Енисейское [12] и за 2005 г. из окрестностей посёлков Сосновая и Лескино на северо-восточном побережье Гыданского полуострова [4]. В 2006-2007 гг. птиц учитывали также на 7 постоянных площадках, где проведён поиск и абсолютный подсчёт гнёзд и гнездовых пар с помощью протаскивания верёвки. Все учётные данные обрабатывали, согласно «Методическим рекомендациям по комплексному маршрутному учёту птиц» [8], с помощью пакета программ «Чиж-учёт» и «Птицы-Ямал». Цифры, приводимые в сообщении, - средневзвешенные показатели обилия вида за указанный выше период в особях на 1 км2.

Материалы собраны и обработаны в пределах 14 основных типов местообитаний, указанных в карте «Растительность Западно-Сибирской равнины» [6]. Эти же местообитания использованы и при составлении кадастра животного мира ЯНАО [7]. Все типы местообитаний объединены в 4 группы: тундры, болота, долины (долинные комплексы), а также водно-околоводные местообитания. Данные по обилию тулеса с разных ключевых участков и за разные годы усреднены по группам типов местообитаний, с учётом их принадлежности к определённым ландшафтам, подзонам и подзо-нальным полосам. Показатели получены посредством сложения всего учётного материала, относящегося к одной группе типов местообитаний, и нового расчёта обилия птиц для этой группы. Расчёт проводили таким же образом, как и для каждого конкретного типа местообитания [8], с учётом протяжённости маршрутов за указанный выше отрезок времени в каждой группе типов местообитаний.

В тундрах (тундровый ландшафт) северной подзональной полосы субарктических тундр, в низовьях р. Юрибей, обилие тулеса повысилось с 0,03 в 1989 г. (год краха популяций леммингов) до 4 в 2002 г. (год пика численности леммингов), т. е. в 133 раза. Около пос. Гыда обилие снизилось в 14 раз, с 7 в 2002 г. до 0,5 в 2003 г. (год краха популяций леммингов), а в 2006 г. (год кра-

ха популяций леммингов) тулесы в тундрах у этого посёлка вообще не отмечены. В районе оз. Хучето в 2003 г. этот вид был обычен (5). В южной части подзоны арктических тундр, в районе Больших озёр (озёра Ямбуто, Пе-рептавито), его обилие снизилось более чем в 10 раз, с 17 в 1989 г. до 2 и 1 соответственно в 2002 и 2003 гг. В этой же подзоне, но севернее, на п-ове Мамонта, и ещё севернее, в районах рек Монгочеяха и Лумбодаяха (п-ов Явай), обилие снизилось в 7 раз, с 6 в 1990 г. (предпиковый год численности леммингов) до 0,8 в 2003 гг., а затем выросло в 10 раз, до 8 в 2006 г. (год краха популяций леммингов). В тундрах лагунно-лайдо-вых равнин на р. Ендотаяха, в районах устьевой части р. Монгочеяха и на о. Олений обилие тулеса снизилось в 100 раз, с 30 в 2003 г. до 0,3 в 2006 г. (в оба года - низкая численность леммингов), но в 2007 г. (высокая численность леммингов) оно выросло до 8. В среднем динамика обилия ту-леса в тундрах рассматриваемой территории характеризовалась повышением примерно в 167 раз, с 0,03 в 1989 г. (год краха численности леммингов) до 5 в 1990 г. (предпиковый год по численности леммингов). Далее обилие тулеса снизилось примерно вдвое, до 3 в 2006 г. (крах численности леммингов), и вновь отмечено ростом примерно втрое, до 8 в 2007 г. (год высокой численности леммингов).

В болотах у северной границы северной подзональной полосы субарктических тундр, в окрестностях пос. Гыда, обилие вида снизилось в 6 раз, с 6 в 2002 г. (пик численности леммингов) до 1 в 2006 г. (крах популяций леммингов). В районе оз. Хучето (средняя часть северной полосы субарктических тундр) в 2003 г., в год краха численности леммингов, на болотах он был обычен (2). Почти столько же его было в 2002 г. в южной части подзоны арктических тундр в районе Больших озёр (около оз. Перептави-то) (1). В средней части подзоны арктических тундр на п-ове Мамонта и севернее, около рек Монгочеяха и Лумбодаяха, его обилие выросло в 10 раз, с 0,5 в 2003 г. до 5 в 2006 г. (в оба года отмечена низкая численность леммингов). В 2006 г. на болоте в нижнем течении р. Монгочеяха гнездовая плотность тулеса на площадке достигала 12 гнёзд/км2. В болотах лагунно-лайдовых равнин, около р. Ендотаяха, устьевой части р. Монгочеяха и на о. Олений (подзона арктических тундр) обилие тулеса в 2003 и 2007 гг. оставалось одинаковым (по 2). В 2007 г. на болоте около южного берега о. Олений плотность гнездования тулеса на площадке достигала 19 гнёзд/км2 (год высокой численности леммингов). В целом обилие вида на болотах рассматриваемого региона в 2003 и 2006 гг. (в оба года депрессия численности леммингов) оставалось одинаковым (по 3).

148

А.Е. Дмитриев, В.С. Жуков

В долинах у северной границы северной полосы субарктических тундр, в низовьях р. Юрибей, обилие тулеса уменьшилось с 1 в 1989 г. (крах численности леммингов) до 0,01 в 2002 г. (пик численности леммингов). Южнее, в долинах у пос. Тадебяяха, в 1988 г. (пик численности леммингов) тулес был обычен (3). В районе оз. Хучето в 2003 г. (спад численности леммингов) его было примерно столько же (2). В центральной части подзоны арктических тундр на п-ове Мамонта и севернее, на реках Монгочеяха и Лумбодая-ха, обилие вида плавно убывало с 2 в 1990 г. (предпиковый год по численности леммингов) до 0,8 в 2007 г. (высокая численность леммингов). В долинных комплексах лагун -но-лайдовых равнин на р. Ендотаяха и устьевой части р. Монгочеяха обилие тулеса несколько снизилось, с 8 в 2003 г. (спад численности леммингов) до 1 в 2007 г. (высокая численность леммингов), а на о. Олений в 2007 г. его было больше (7). В целом в долинах рассматриваемого региона за исследуемый период обилие тулеса почти не изменилось, слабо колеблясь по годам с 2 до 1. Динамика обилия тулеса в долинах характеризуется большей плавностью изменений и небольшими отличиями показателей между подзоной арктических тундр и северной под-зональной полосой субарктических тундр.

В водных и околоводных местообитаниях, в пределах северной подзональной полосы субарктических тундр, у пос. Тадебяяха, в 1988 г., во время пика численности леммингов, тулес был редок (0,3). На следующий год в этой же подзональной полосе, в районе нижнего течения р. Юрибей, во время краха популяций леммингов тулеса было втрое меньше (0,1). В подзоне арктических тундр, на п-ове Мамонта и илистых отмелях р. Монгочеяха, обилие вида возросло примерно в 17 раз, с 0,3 в 1990 г. (предпико-вый год со средней численностью леммингов) до 5 в 2006 г. (год низкой численности леммингов). Среднее обилие этого кулика в водных и околоводных местообитаниях всего рассматриваемого региона увеличилось примерно втрое, с 0,3 в 1988 г. (крах численности леммингов) до 0,8 в 2007 г. (пик численности леммингов).

В среднем по территории и по всем группам типов местообитаний северных тундр Гыданского полуострова с 1988 по 2007 г. (в оба года высокая численность леммингов) обилие тулеса осталось неизменным (по 2). Во всех группах типов местообитаний во время сходной численности леммингов в сходных типах местообитаний отмечена некоторая неравномерность распределения тулеса. В ряде случаев наблюдали существенные межгодовые отличия в обилии вида, не связанные с динамикой численности леммингов.

Наиболее существенные изменения гнездового обилия тулеса совпали с изменениями

численности леммингов. Они были неоднозначны в разных группах типов местообитаний. Так, наиболее сильный рост гнездовой плотности тулеса, примерно в 160 раз, отмечен в тундровом ландшафте в среднем по исследованной территории при переходе от сезона, когда наблюдался крах численности леммингов (1989 г.), к сезону с предпиковым состоянием численности этих грызунов (1990 г.). При сравнении среднего гнездового обилия тулеса в пределах тундрового ландшафта северной подзональной полосы субарктических тундр в 1989 г. с таковым в один из последующих пиков численности леммингов (2002 г.) обилие тулеса увеличилось примерно в 130 раз. Менее существенное снижение гнездовой плотности тулеса в годы низкой численности леммингов отмечено на болотах (до 6 раз) и водных и околоводных местообитаниях (до 3 раз).

В противоположном направлении в зависимости от динамики численности леммингов изменялось обилие тулеса в долинах. Так, в долинах северной подзональной полосы субарктических тундр обилие тулеса уменьшилось примерно в 100 раз, с 1 в 1989 г. (депрессия численности леммингов) до 0,01 в 2002 г. (пик численности леммингов). В водно-околоводных местообитаниях подзоны арктических тундр, на п-ове Мамонта и на илистых отмелях р. Монгочеяха, обилие вида возросло примерно в 17 раз, с 0,3 в 1990 г. (предпиковый год со средней численностью леммингов) до 5 в 2006 г. (год низкой численности леммингов).

По-видимому, в более открытом тундровом ландшафте гнёзда и птенцы тулеса более уязвимы от хищников в годы переключения последних с добывания леммингов на добывание яиц и птенцов птиц, т. е. в годы крахов численности популяций леммингов. В болотах, особенно в долинах, защитные условия для гнёзд и птенцов туле-сов, видимо, лучше и там хищничество либо сказывается меньше (на болотах), либо приводит к обратному эффекту - росту гнездового обилия вида (в долинах). Таким образом, часть гнездящихся тулесов в годы крахов численности леммингов и повышенного обилия хищников перемещаются из плакорных местообитаний тундрового ландшафта в более благоприятные по защитным условиям местообитания долинных комплексов, а в годы высокой численности леммингов - обратно из долин в плакорный тундровый ландшафт. Увеличение обилия тулесов в водно-околоводных местообитаниях в годы депрессий численности леммингов, вероятно, объясняется притоком их в эту группу типов местообитаний из-за покидания мест гнездования в тундровом ландшафте в результате гибели гнёзд и птенцов из-за хищничества.

Вынужденность перемещения гнездящихся тулесов из более сухих и более благо-

приятных для них плакорных местообитаний тундрового ландшафта в более влажные долинные урочища подтверждают данные, опубликованные В.К. Рябицевым [10]. Так, из прослеженных на Ямале случаев гнездования в более влажных, чем обычно, стациях большинство пар гнездились там однократно в течение времени проведения наблюдений (2-6 лет).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Глазов П. М., Дмитриев А. Е. К орнитофауне Гыданского полуострова и полуострова Явай // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 2004. С. 52-62.

[2] Дмитриев А. Е., Емельченко Н. Н. Орнитофауна нижнего течения реки Монгочеяхи (Северо-Восток Гыданского полуострова) // Там же. Екатеринбург, 2007. С. 64-72.

[3] Дмитриев А. Е, Жуков В. С. Некоторые аспекты изменений плотности населения и пространственного распределения птиц севера Гыданского полуострова за период с 1988 по 2007 г. // Труды Международного полярного года 2007/2008. Т. 1. Наземные и морские экосистемы. М. : Европейские издания, 2012. С. 373-396.

[4] Емельченко Н. Н. Орнитофауна Северо-Восточного побережья Гыданского полуострова // Материалы к распространению птиц... Екатеринбург, 2006. С. 68-74.

[5] Жуков В. С. К фауне и распространению птиц на северо-востоке Западной Сибири // Там же. Екатеринбург, 1998. С. 67-77.

[6] Ильина И. С., Лапшина Е. И., Лавренко Н. Н., Мельцер Л. И., Романова Е. А, Богоявленский Б. А., Махно В. Д. Растительность Западно-Сибирской равнины. Карта масштаба 1:1500000. М. : ГУГК, 1976.

[7] Кривенко В. Г., Мирутенко М. В., Равкин Е. С., Кузякин В. А., Кузнецов А. В., Петрунин В. Б. Подготовка кадастра населения птиц Ямало-Ненецкого автономного округа // Тезисы XII Международной орнитологической конференции Северной Евразии. Ставрополь, 2006. С. 295-296.

[8] Равкин Е. С., Челинцев Н. Г. Методические рекомендации по комплексному маршрутному учету птиц. М., 1990. 33 с.

[9] Равкин Ю. С. К методике учета птиц лесных ландшафтов // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск, 1967. С. 6675.

[10] Рябицев В. К. К биологии тулеса Pluvialis squatarola на Ямале // Русский орнитологический журнал. 2008. Т. 17. Экспресс-вып. 417. С. 703-717.

[11] Тертицкий Г. М., Покровская И. В., Жуков В. С., Вартапетов Л. Г. Распределение и численность гнездящихся куликов Ямало-Ненецкого автономного округа // Гнездящиеся кулики Восточной Европы. 2000. Т. 2 / под ред. П. С. Томковича, Е. А. Лебедевой. М. : Союз охраны птиц России, 1999. С. 14-29.

[12] Черничко И. И., Сыроечковский Е. Е. младший, Черничко Р. Н., Волох А. М., Андрющен-ко Ю. А. Материалы по фауне и населению птиц Северо-Восточного Гыдана. Арктические тундры Таймыра и островов Карского моря: природа, животный мир и проблемы их охраны. ИПЭЭ РАН. М. : Россельхозакадемия, 1994. С. 223-261.

[13] Zhukov V. S. Seasonal changes in distribution, abundance and numbers of waders in relation to lemming population cycles in the west Siberian tundra // Migration and international conservation of waders. Research and conservation on north Asian, African and European flyways / eds. Hotker H., Lebedeva E., Tomkovich P.S. et al. International Wader Studies. 1998. Vol. 10. P. 180-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.