Научная статья на тему 'Динамика мотивационного компонента при формировании профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума'

Динамика мотивационного компонента при формировании профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / ПРОФЕССИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL IDENTITY / MOTIVATION / PROFESSION / CHOICE OF PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канаева Надежда Анатольевна

В статье рассмотрена динамика мотивационного компонента при формировании профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума. Данный компонент раскрывает отношение к избранной профессии, интерес и склонность к ней, желание удовлетворять духовные и материальные потребности. Важными компонентами функциональной системы профидентичности являются мотивы. Делается вывод о важности данного компонента при становлении личности профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика мотивационного компонента при формировании профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Н.А. Канаева

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор К.Б. Малышев

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА

В статье рассмотрена динамика мотивационного компонента при формировании профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума. Данный компонент раскрывает отношение к избранной профессии, интерес и склонность к ней, желание удовлетворять духовные и материальные потребности. Важными компонентами функциональной системы профидентичности являются мотивы. Делается вывод о важности данного компонента при становлении личности профессионала.

Профессиональная идентичность, мотивация, мотивы, профессия, выбор профессии.

The article considers the dynamics of the motivational component in formation of the professional identity of the students of Railway College. This component reveals the attitude to the chosen profession, the desire to satisfy one's spiritual and material needs. The main components of the functional system of professional identity are considered to be the motives. The conclusion is made about the importance of this component in the process of formation of the personality of the professional.

Professional identity, motivation, motives, profession, choice of profession.

Востребованность профессии железнодорожника в современном обществе не уменьшается с годами, что является ответом на социальный заказ, связанный с развитием экономики и социальной сферы. В современных социально-экономических условиях каждый будущий молодой специалист должен подготовить себя к трудовой деятельности уже во время обучения в учебном заведении.

Обращение к проблеме идентичности связано с усилением интереса к проблеме выбора, самовыражения, обретения «сущностного Я» в хаосе бытия. В рамках идеи профессионального становления профессиональная идентичность рассматривается Ю.П. Поваренковым как явление системное, динамичное и уровневое, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной деформацией [1, с. 94].

Профессиональная идентичность, ее становление и развитие в научном плане является известным и разносторонне изучаемым феноменом [2, с. 3]. В работе Т.В. Мищенко профессиональная идентичность рассматривается в контексте профессиональной деятельности, благодаря которой субъект выстраивает способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретает смысл самоуважения. Профессиональная идентичность предполагает понимание человеком профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции [1, с. 94]. Таким образом, в этом интегральном понятии выражается взаимосвязь когнитивных, мотивацион-ных и ценностных характеристик личности, обеспе-

чивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития [1, с. 97].

Важными компонентами функциональной системы профидентичности являются мотивы. Анализ их содержания позволяет ответить на вопрос: зачем человек стремится к обретению профидентичности, какой она для него имеет смысл [3, с. 56]? Проанализируем полученные результаты по этому компоненту профессиональной идентичности. Данный компонент раскрывается через положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности. Отсутствие адекватных мотивов учебно-профессиональной деятельности приводит к тому, что полноценное ее осуществление становится невозможным. В процессе освоения профессии происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Происходит это в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности [4, с. 116].

Наряду с мотивационной сферой среди субъективных факторов, которые формируют отношение к профессии, важное место занимает представление о ней. Поэтому во избежание ухудшения отношения к

своей будущей специальности важно, чтобы субъективные представления о профессиональной деятельности соответствовали существующей реальности.

Обратимся к анализу результатов по мотиваци-онному компоненту, полученные по методике В. Ядова «Факторы привлекательности профессии» (в модификации Н.В. Кузьминой, А. А. Реана) (рис. 1, 2). В данной методике понятие «привлекательность» рассматривается как положительное отношение к профессии. Удовлетворенность профессией определяется соотношением количества факторов: чем больше положительных факторов являются значимыми для студента, тем более он удовлетворен сделанным профессиональным выбором, что способствует профессиональной стабилизации студентов.

По данным диаграмм мы видим, что количество выборов факторов привлекательности профессии больше количества выборов факторов непривлекательности профессии. Можно проследить, каким образом изменяется отношение к профессии у студентов железнодорожного техникума.

Следует отметить явную динамику выборов факторов привлекательности профессии. С 1 по 3 курс происходит плавное возрастание средних значений факторов привлекательности профессии. Следует также указать, что у первокурсников присутствует

меньше факторов привлекательности профессии, чем у остальных курсов. Но именно у 3 курсов присутствует больше факторов привлекательности и непривлекательности профессии. Данная динамика объясняется тем, что, имея определенные представления о профессии на 1 курсе и обучаясь в техникуме, они приобретают больше знаний о своей будущей профессии, о своем месте в социальной структуре обществе. Следует отметить и скачок в динамике факторов непривлекательности профессии на 3 курсе. Это можно объяснить тем, что при столкновении с реалиями многие меняют свои представления о будущей профессии, что отражается при трудоустройстве после окончания учебы.

Рассматривая данные, полученные по методике К. Замфир «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (в модификации А. Реана), которая показывает содержание такого критерия профессиональной идентичности, как отношение человека к условиям, содержанию профессиональной деятельности, можно отметить следующее. Внешняя положительная мотивация имеет высокие средние значения на 1 курсе, на 2 курсе она значительно снижается, а на 3 курсе снова поднимается. Внешняя отрицательная мотивация имеет уже невысокие средние

я

я

«

Л

О

45,00 40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

1 курс 2 курс 3 курс

Курсы обучения

Рис. 1. Динамика показателей факторов привлекательности профессии, отражающих отношение учащихся к профессии

Курсы обучения

Рис. 2. Динамика показателей факторов непривлекательности профессии, отражающих отношение учащихся к профессии

значения на 1 курсе, затем значительно снижается на

2 курсе и поднимается на 3 курсе, превышая средние значения 1 курса. Снижение результатов внешней отрицательной и положительной мотивации на 2 курсе можно объяснить несформированным представлением учащихся о своей будущей профессии. Как отмечают большинство исследователей (Л.И. Божович, А.К. Маркова, Е.П. Ильин, Х. Хекхаузен), основу внешней мотивации составляют мотивы, опосредованные внешними по отношению к учебной деятельности стимулами (социальные), а в основе внутренней мотивации - мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью (познавательные). С психологической и педагогической точки зрения важна именно такая мотивация, которая основана на познавательных потребностях и интересах студентов. Результаты нашего исследования показывают резкий спад внутренней мотивации на 2 курсе, что можно расценивать как проявление кризиса. Наступление кризиса может быть обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями. Практика на 3 курсе способствует лучшему пониманию основ своей профессии, что сказывается на средних показателях. Но именно переживание кризиса на 2 курсе у многих студентов вызывает перестройку психологической структуры личности и способствует изменению социально-психологической направленности. Поэтому многие к

3 курсу утвердились в своем выборе профессии. Рассматривая мотивационный комплекс, мы наблюдаем, что оптимальное соотношение мотивов, то есть ВМ>ВПМ>ВОМ (где ВМ - внутренняя мотивация, ВПМ - внешняя положительная мотивация, ВОМ -внешняя отрицательная мотивация) наблюдается только на 3 курсе. Это свидетельствует о том, что

именно на этом этапе отмечается удовлетворенность студентов выбранной профессией (рис. 3).

Рассмотрим основные мотивы учебной деятельности, которые можно выделить при обучении в техникуме по методике А.А. Реана, В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности». В данной методике представлены следующие мотивы учебной деятельности:

1 - Стать высококвалифицированным специалистом.

2 - Получить диплом.

3 - Успешно продолжить обучение на последующих курсах (в вузе).

4 - Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5 - Постоянно получать стипендию.

6 - Приобрести глубокие и прочные знания.

7 - Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8 - Не запускать изучение предметов учебного цикла.

9 - Не отставать от сокурсников.

10 - Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11 - Выполнять педагогические требования.

12 - Достичь уважения преподавателей.

13 - Быть примером для сокурсников.

14 - Добиться одобрения родителей и окружающих.

15 - Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16 - Получить интеллектуальное удовлетворение.

Опишем степень выраженности каждого мотива

на каждом курсе обучения. Самые высокие показатели приходятся на 2 мотив 3 курса, 3 мотив 3 курса, 10 мотив 1 курса и 1 мотив 1, 2, 3 курсов. Низкие показатели можно отметить на 11, 13 мотиве. Относительно высокие показатели можно отметить у 4, 5, 6 и 10 мотивов (рис. 4).

4,10 4,00 3,90 3,80 3,70 3,60 3,50 3,40 3,30 3,20 3,10

ВМ

ВПМ

Типы мотивации

ВОМ

Рис 3. Соотношение внешней положительной, внешней отрицательной и внутренней мотивации по курсам обучения

Рассматривая средние показатели мотивов учебной деятельности, можем отметить, что большие значения имеет 2 мотив - получить диплом, далее 1 мотив - стать высококвалифицированным специалистом и 10 мотив - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Эти мотивы относятся к группе профессиональных и свидетельствует о том, что большинство студентов стремятся самоутвердиться, получить профессию как необходимую предпосылку для профессиональной деятельности. Не менее важными являются мотивы: успешно продолжить обучение на последующих курсах и успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Эти мотивы интеллектуально-познавательного плана особенно важны. Они осознаваемы, характеризуют стремление личности к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Следуя таким мотивам, студенты настойчиво и увлеченно работают с учебным материалом, активны при прохождении производственной практики. Наиболее низкие показатели у 16 мотива - получить интеллектуальное удовлетворение, 11 - выполнить педагогические

требования и 12 мотива - достичь уважения преподавателей (рис. 5).

Итак, проанализируем полученные результаты по мотивационному компоненту профессиональной идентичности. Этот компонент показывает отношение к избранной профессии, интерес и склонность к ней, желание удовлетворять духовные и материальные потребности. Конечно, все зависит от самой личности, от ее отношения к профессиональному труду и активности. В процессе становления профессионала субъект все более выступает фактором своего развития, изменения и преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Как уже было отмечено, значимую роль играет и представление студента о профессии. Именно оно включает в себя знания о ее содержании, условиях, требованиях данной деятельности. Несовпадение субъективных представлений о своей будущей профессиональной деятельности с реальностью, как было замечено, приводит к резкому ухудшению отношения к будущей специальности.

о н н е еж

а р

ы

т

100 90 80 70 60 50 40

о н н е еж

а р

ы

т

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

I

I

□ 1 курс □] 2 курс О 3 курс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Мотивы учебной деятельности

Рис. 4. Динамика показателей мотивов учебной деятельности (по разным курсам)

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Мооивы учебной деятельности

Рис. 5. Динамика показателей мотивов учебной деятельности по средним значениям (по разным курсам)

10

0

Снижаются интеллектуально-познавательные мотивы по отношению к данной деятельности. В заключение отметим, что многие студенты в период обучения в техникуме осознают, что стоят на пороге новой жизни и рассматривают знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни.

Литература

1. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 89 - 96.

2. Кулезнева, И.Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Н. Кулезнева. - Ярославль, 2008.

3. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Ю.П. Поваренков // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 24. -С. 53 - 58.

4. Трандина, Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза: дис. . канд. психол. наук / Е.Е. Трандина. - Ярославль, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.