Научная статья на тему 'Динамика коррупции в Латвийской Республике'

Динамика коррупции в Латвийской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
951
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ / УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкарупин Андрей Григорьевич, Ширинова Юлия Рауфовна

Противодействие коррупции предполагает изучение ее динамики. Авторы исследуют основные параметры коррупции в Латвийской Республике за последнее десятилетие. В работе сопоставлены статистические данные коррупционных правонарушений, проведен анализ законодательства и деятельности антикоррупционного органа, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика коррупции в Латвийской Республике»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Шкарупин А.Г., Ширинова Ю.А.1

ДИНАМИКА КОРРУПЦИИ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Коррупция в Латвии «расцвела» в период, когда в наибольшей части национального богатства произошла смена собственников, появились широкие возможности для разнообразных нарушений. О том, что в Латвийской Республики усугубляется проблема коррупции, свидетельствуют данные опросов различных организаций, например, индекс восприятия коррупции (ИВК), опубликованный Transperency International. На основе данных за 2000-2002 годы (балл индекса восприятия коррупции отражает восприятие коррупции предпринимателями и аналитиками)2 из 102 стран Латвия занимала 52 место в мире, и балл индекса был определен как 3,7. В Индексе восприятия коррупции в 2011 году (ИВК-2011) Латвия набрала уже 4,2 балла и заняла вместе с Кубой и Турцией 61 место из 182, что свидетельствует об определенном ухудшении дел по борьбе с коррупцией, и

1 Андрей Григорьевич Шкарупин - докторант Балтийской международной академии. Ширинова Юлия Рауфовна - референт государственной гражданской государственной службы второго класса, специалист-эксперт Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2.

Противодействие коррупции предполагает изучение ее динамики. Авторы исследуют основные параметры коррупции в Латвийской Республике за последнее десятилетие. В работе сопоставлены статистические данные коррупционных правонарушений, проведен анализ законодательства и деятельности антикоррупционного органа, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, теневая экономика, политическая коррупция, уголовные преступления, административные правонарушения.

A.G.Shkarupin, Yu.A.Shirinova The dynamics of corruption in the Republic of Latvia

The counteraction of corruption requires an examination of its dynamics. Authors research main corruption's characteristics in Latvian Republic for the last decade. The comparison of corruption offenses' statistics, the analyze of laws, activity of anti-corruption agency, Prevention and Combating of Corruption Bureau, present in the article.

Keywords: corruption, Corruption Perception Index, hidden economy, political corruption, criminal and administrative offenses.

Балл индекса определяется от 10 до 0. 10 баллов - коррупция практически отсутствует, 100 - уровень коррупции определяется как очень высокий.

это несмотря на то, что одним из приоритетов государственной политики Латвийской Республики названа борьба с коррупцией.1'

Существенной основой для коррупции являлась и является теневая экономика, например, распространение контрабанды. В документе, подготовленном Банком Латвии в 2001 г., говорилось о том, что в стране процветает контрабанда нефти и нефтепродуктов. При этом ущерб, наносимый государству, составлял 40 млн. латов. Из них 30 млн. составлял только неуплаченный НДС (налог на добавленную стоимость). Виды и формы контрабанды меняются, в 2011 году по данным агентства исследований TNS Latvia, 37,75% выкуриваемых в Латвии сигарет завезены в страну нелегальным путем. Таковы данные за первый квартал года. По сравнению с тем же периодом прошлого 2010 года показатель практически не изменился2'

По мнению экспертов, коррупционные проблемы латвийской экономики обусловлены, прежде всего, нежеланием предпринимателей платить налоги из-за частых изменений налогового законодательства и высоких налоговых ставок. Объем теневой экономики Латвии, служащей питательной почвой для коррупции, нельзя вычислить точно. Возможно только оценить величину теневой экономики, используя различные макроэкономические методики. На сегодняшний день Латвия является абсолютным лидером в Прибалтике по объему "теневой экономики". По крайней мере, об этом свидетельствуют новейшие результаты исследований Рижской высшей экономической школы, представленные широкой общественности в середине мая 2011 года. В качестве сравнительной величины исследователи использовали индекс соотношения объема неучтенных доходов бизнесменов и работников к внутреннему валовому продукту страны. По итогам 2010 года в Латвии данный показатель составил 38,1%, в Эстонии - 19,4%, в Литве - 18,8%.

1 Ситуация в соседней Литве оценена выше - 4,8 пункта и 50-е место, а Эстония, у которой 6,4 пункта, занимает 29-е место.Лидирует в индексе Новая Зеландия - 9,5 пункта, и лишь немного от нее отстают Дания, Финляндия, Швеция и Сингапур. В 2010 году ситуация с коррупцией в Латвии была оценена в 4,3 пункта, а в 2009 году - 4,5 пункта.

2 http://www.telegraf.lv/news/kazhdaya-chetvertaya-sigareta-v-latvii-kontrabanda

При этом в Латвии процесс увеличения теневого сектора происходит наиболее динамично: по сравнению с 2009 годом в Латвии индекс вырос на 1,5%, в Литве - на 1,1%. В свою очередь, в эстонском народном хозяйстве вес "черной" экономики за год, согласно анализу латвийских исследователей, уменьшился на 0,8%. Прошлогоднее исследование консультационной компании глобального менеджмента A.T. Kearney свидетельствует, что уровень "теневой экономики" в Латвии составляет 39,4% от ВВП - это самый высокий показатель в ЕС. В нелегальной экономике вращается 5,127 миллиарда евро, и эти деньги проходят мимо госказны1.

Министерство финансов Латвии при расчете удельного веса теневой экономики в ВВП использует следующие методы: монетарный метод; метод пяти индикаторов - учитывает оборот в розничной торговле, расход электроэнергии, среднюю заработную плату занятых в народном хозяйстве, оборот наличных денег и доходы государственного бюджета; метод расчета несобранных налогов - использует количество работников, занятых в народном хозяйстве, брутто зарплату в народном хозяйстве, количество работников, занятых в общественном секторе, брутто зарплату в общественном секторе, общее число иждивенцев, а также фактические платежи подоходного налога с населения и взносов обязательного социального страхования; зеркальный метод для расчета объема контрабанды для акцизных товаров. Сравниваются данные таможенной статистики Латвии с главными торговыми партнерами. Если разница данных превышает 25%, можно сделать заключение о возможной контрабанде (25% разницы может давать реэкспорт и несовершенная методика учета).

Центральное Статистическое Управление Латвии (ЦСУ) совместно с коллегами из Литвы и Эстонии, специалистами Статистического Управления ЕС (EUROSTAT) и Еврокомиссии ООН в 1995 году впервые стали изучать теневую экономику. Исследуемые результаты свидетельствовали, что удельный вес теневой экономики в 1995 году составил 14%. Доля теневой экономики в ВВП в 1995 году составляла 14%. Однако это исследование было проведено на основе изучения рынка рабочей силы. Поэтому можно

1 http://www.regnum.by/news/analitics/1409347.html

сказать, что здесь речь может идти только об одной части теневой экономики — неучтенной занятости.

В 2011 году Минфин прогнозировал, что доля теневой экономики в Латвии составляет 20-30% от внутреннего валового продукта, об этом сообщил на заседании парламентской комиссии по публичным расходам и ревизиям заместитель госсекретаря Минфина Юрис Стинка. Он отметил, что существуют различные методики определения доли теневой экономики. По оценке Центрального статистического управления, ее доля составляет 18%, а по оценке профессора Университета Линца Фридриха Шнейдера, который занимается изучением теневой экономики - 29% от ВВП1.

Теневая экономика в Латвии тесно связана с коррупцией, поэтому средства борьбы должны быть смежными. Это относится и политической коррупции. Так, в ходе начавшегося еще до выборов в 11-й Сейм эксперимента газеты Diena выяснилось, что из прошедших в парламент партий только Партия реформ Затлерса (ПРЗ) и Национальный союз категорически отказались принимать пожертвования в обмен на помощь в получении государственного заказа2.

Но существует и положительная динамика, например, Около 90% предпринимателей, дети которых в течение последних двух лет ходили в детские сады или школы, улаживали все вопросы без различных неофициальных поборов или подарков, а также не использовали для этого свои связи или знакомства. Об этом свидетельствуют данные опроса "Отношение предпринимателей к вопросам коррупции", проведенного центром SKDS в 2012 году. Исследование проводилось по заказу Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. В число респондентов попали 505 бизнесменов, представляющих различные отрасли и регионы страны. Как свидетельствуют данные опроса, лишь 5% предпринимателей для

1 http://biznes.delfi.lv/bnews/tenevaya-ekonomika-v-latvii-pochti-30-vvp.d?id=41960812

2 По заданию газеты Diena представитель якобы существующей американской ИТ-компании

Applieds Technology перед выборами предлагал представителям партий пожертвование в размере 30000 латов в обмен на помощь в получении государственного заказа. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить позиции партий по отношению к подобным предложениям. В издании даже не надеялись, что кто-то согласится с таким предложением на первых же переговорах. См.: http: //www .gorod.lv/novosti/139213-

eksperiment v latvii suschestvuet politicheskaya korruptsiya

улаживания различных вопросов в школах или детских садах пускали в ход свои связи или знакомства, а еще 3% респондентов решали проблемы с помощью небольших подарков.1

Важной составляющей для борьбы с коррупцией в Латвийской Республике является Закон ЛР от 30.04.2002 «Закон о Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией»*• Согласно этому нормативному правовому акту коррупцией является взяточничество или любое иное действие государственного должностного лица, направленное на то, чтобы с использованием служебного положения, своих полномочий или с превышением их получить незаслуженное благо для себя или других лиц.

Бюро (БПБК) же было создано для комплексного решения вопросов предотвращения и борьбы с коррупцией, а также контроля за выполнением правил финансирования политических организаций (партий) и их объединений. Бюро является находящимся под надзором Кабинета министров учреждением государственного управления, выполняющим определенные настоящим законом функции по предотвращению и борьбе с коррупцией, а также по контролю за выполнением правил финансирования политических организаций (партий) и их объединений.

Бюро осуществляет следующие функции по предотвращению коррупции:

1) разрабатывает стратегию и государственную программу по предотвращению и борьбе с коррупцией, которую утверждает Кабинет министров;

2) координирует сотрудничество упомянутых в государственной программе структур для обеспечения выполнения программы;

3) контролирует исполнение закона "О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц", а также соблюдение дополнительных ограничений, установленных для государственных должностных лиц иными нормативными актами;

1 http://rus.delfl.lv/news/daily/latvia/issledovanie-v-detsadah-i-shkolah-latvii-korrupdi-net.d?id=42053522

2 http://latvia.news-city.info/docs/sistemsr/dok iergib.htm

4) подготавливает и координирует проекты финансовой помощи иностранных и международных структур;

5) в соответствии со своей компетенцией проверяет жалобы и заявления, а также проводит проверки по инициативе Президента страны, Саэйма, Кабинета министров и генерального прокурора;

6) обобщает и анализирует информацию о проведенных проверках, поданных государственными должностными лицами декларациях, констатированных нарушениях при их подаче и о несоблюдении установленных законом ограничений;

7) анализирует практику государственных учреждений по предотвращению коррупции и обнаруженные случаи коррупции, вносит в соответствующее министерство и Управление государственной гражданской службы предложения по устранению констатированных недостатков;

8) разрабатывает методику предотвращения и борьбы с коррупцией в государственных учреждениях и учреждениях самоуправлений и в частном секторе;

9) обобщает и анализирует опыт других государств в области предотвращения и борьбы с коррупцией;

10) анализирует нормативные акты и проекты нормативных актов, а также предлагает внести в них изменения, вносит предложения по разработке проектов новых нормативных актов;

11) проводит изучение и анализ общественного мнения;

12) просвещает общество в сфере права и этики;

13) информирует общество о тенденциях развития коррупции и обнаруженных случаях коррупции, а также о принятых мерах по предотвращению и борьбе с коррупцией;

14) разрабатывает и внедряет стратегию общественных отношений.

Бюро выполняет следующие функции по борьбе с коррупцией:

1) в установленных законом случаях привлекает государственных должностных лиц к административной ответственности и применяет взыскания за административные правонарушения в сфере предотвращения коррупции;

2) осуществляет дознание и оперативную деятельность в целях раскрытия предусмотренных Уголовным законом преступных деяний в службе государственных структур, если они связаны с коррупцией.

При контроле выполнения правил финансирования политических организаций (партий) и их объединений Бюро выполняет следующие функции:

1) контролирует исполнение Закона о финансировании политических организаций (партий);

2) в установленных законом случаях привлекает виновных лиц к административной ответственности и применяет взыскания;

3) осуществляет дознание и оперативную деятельность в целях раскрытия предусмотренных Уголовным законом преступных деяний, если они связаны с нарушением правил финансирования политических организаций (партий) и их объединений и если они согласно закону не входят в компетенцию учреждений государственной безопасности;

4) в соответствии со своей компетенцией проверяет жалобы и заявления, а также осуществляет проверки по инициативе Президента страны, Саэйма, Кабинета министров или генерального прокурора;

5) обобщает и анализирует подготовленную информацию о декларациях финансовой деятельности, поданные политическими организациями (партиями) и их объединениями, о констатированных при их подаче нарушениях и о несоблюдении установленных законом ограничений;

6) анализирует нормативные акты и проекты нормативных актов, а также предлагает внести в них изменения, вносит предложения по разработке проектов новых нормативных актов;

7) проводит изучение и анализ общественного мнения;

8) просвещает общество в области финансирования политических организаций (партий) и их объединений;

9) информирует общество об обнаруженных нарушениях правил финансирования политических организаций (партий) и их объединений, а также о принятых мерах по их предотвращению.

B 2010 году Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией констатировало существенные нарушения в действиях должностных лиц. Оценивая соответствие действий должностных лиц нормам предотвращения конфликтов интересов, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией 2010 году произвело около 510 проверок сделок государственных институции и самоуправлении, а также работы должностных лиц по соблюдению требований нормативных актов по использованию имущества и финансовых ресурсов государства и самоуправлений. В ходе проверок было принято 199 постановлений по констатированным административным правонарушениям, оштрафовав 86 должностных лиц за нарушения в области предотвращения коррупции на общую сумму в размере 5860 лат. Остальным должностным лицам (102) в соответствии с законом за нарушения в области предотвращения коррупции было высказано устное замечание1.

В 2012 году по данным Бюро Коррупция в Латвии в областях медицины и транспортного сообщения не уменьшается. Транспортное сообщение является отраслью, доставляющей бюро больше всего уголовнопроцессуальной работы.Хотя Бюро ежегодно задерживает за коррупцию работников медицины и транспортного сообщения, положение в этих отраслях не меняется. В связи с этим БПБК намерено подготовить блок мер по существенному уменьшению коррупции в медицине2.

БПБК пришло к выводу, что ежегодно расследуется много уголовных дел и проводятся проверки в отраслях медицины и транспортного сообщения. Должные лица разного уровня задерживаются, нарушения различного уровня констатируются, много осуждающих приговоров, но в целом положение не меняется и, по всей видимости, мерами борьбы нельзя эффективно исправить ситуацию.

□□□□

1 http://www.knab.lv/ru/

2 http://www.bb.lv/bb/LV/7287/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.