Научная статья на тему 'Динамика контрафактной алкогольной и табачной продукции на рынке Республики Татарстан'

Динамика контрафактной алкогольной и табачной продукции на рынке Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
потребительский рынок Татарстана / сертификат соответствия / фальсификация / контрафактная продукция / алкоголь / табак / выборка / ошибка выборки / consumer market of Tatarstan / certifi cate of conformity / falsifi cation / counterfeit products / alcohol / tobacco / sampling / sampling error.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каратаев Олег Робиндарович

Цель: целью исследования являются выявление и оценка доли контрафакта в общем объеме алкогольной и табачнойпродукции на потребительском рынке Татарстана, что позволит проверяющим органам более эффективно боротьсяс распространением контрафактной продукции.Методы: в исследованиях, предложенных в данной работе, используются методы теории вероятностей и математиче-ской статистики, метод выборочного исследования, анализ сертификатов на продукцию на правильность заполнениябланка сертификата согласно действующим законам и нормативным документам Росстандарта.Результаты: на основе выборки сертификатов на продукцию непосредственно из торговых точек проведен анализсостояния алкогольного и табачного потребительского рынка Татарстана. Выявлено неправильное заполнение бланкасертификата на продукцию в нарушение всех существующих норм и законов, которые строго прописаны в норма-тивных документах Росстандарта. На основе указанных нарушений проведена оценка фальшивости сертификата напродукцию и сделан вывод о качестве продукции. Произведена оценка доли контрафактной алкогольной и табачнойпродукции в общем объеме реализации на потребительском рынке. Выявлены недочеты проверяющих органов пообнаружению контрафакта.Научная новизна: исследован потребительский рынок на основе метода выборочного контроля, с использованиемтеории вероятностей и математической статистики произведена оценка доли контрафактной алкогольной и табачнойпродукции на потребительском рынке Татарстана. Определена ошибка выборочного контроля за контрафактнойпродукцией на потребительском рынке.Практическая значимость: полученные результаты позволят проверяющим органам полнее и точнее выявлятьфальсифицированный товар и закрыть доступ контрафактной алкогольной и табачной продукции на потреби-тельский рынок Татарстана. Необходимо усилить роль государственного регулирования коммерческой деятель-ности на потребительском рынке России, чтобы пресечь поступление контрафактной алкогольной и табачнойпродукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF COUNTERFEIT ALCOHOL AND TOBACCO GOODS IN THE TATARSTAN REPUBLIC MARKET

Objective: to identify and assess the share of counterfeit products in the total volume of alcohol and tobacco products in the consumer market of Tatarstan Republic, which will allow the inspection bodies to deal more effectively to prevent the spreading of counterfeit products. Methods: the research proposed in this paper used methods of probability theory and mathematical statistics and the method of sampling, analysis of certifi cates for products, in accordance with applicable laws and regulations of Rosstandart. Results: basing on a sampling of certifi cates for products directly from retail outlets, analysis of the state alcohol and tobacco consumer market of Tatarstan was carried out. Improper fi lling of the form of the certifi cate for products was identifi ed, violating all existing norms and laws, which are strictly prescribed in technical regulations. On the basis of these violations, the validity of certifi cates for products was assessed and the conclusion was made about the products quality. The share of counterfeit alcohol and tobacco products in the total sales in the consumer market was assessed. The shortcomings of the inspection authorities to detect counterfeit products were identifi ed. Scientifi c novelty: the consumer market was researched basing on the method of sampling, using probability theory and mathematical statistics, to estimate the share of counterfeit alcohol and tobacco products in the consumer market of Tatarstan. The error sampling for counterfeit products in the consumer market was defi ned. Practical signifi cance: the obtained results will allow the inspection authorities to better and more accurately identify counterfeit goods and to restrict the access of counterfeit alcohol and tobacco products to the consumer market of Tatarstan. It is necessary to strengthen the role of state regulation of commercial activities in the consumer market of Russia to stop the fl ow of counterfeit alcohol and tobacco products to the consumer market.

Текст научной работы на тему «Динамика контрафактной алкогольной и табачной продукции на рынке Республики Татарстан»

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

УДК 339.13 (470.41) Каратаев О. Р.

URL: http://hdl.handle.net/11435/2203 С. 123-130.

О. Р. КАРАТАЕВ, экономист

Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань, Россия

ДИНАМИКА КОНТРАФАКТНОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цель: целью исследования являются выявление и оценка доли контрафакта в общем объеме алкогольной и табачной продукции на потребительском рынке Татарстана, что позволит проверяющим органам более эффективно бороться с распространением контрафактной продукции.

Методы: в исследованиях, предложенных в данной работе, используются методы теории вероятностей и математической статистики, метод выборочного исследования, анализ сертификатов на продукцию на правильность заполнения бланка сертификата согласно действующим законам и нормативным документам Росстандарта.

Результаты: на основе выборки сертификатов на продукцию непосредственно из торговых точек проведен анализ состояния алкогольного и табачного потребительского рынка Татарстана. Выявлено неправильное заполнение бланка сертификата на продукцию в нарушение всех существующих норм и законов, которые строго прописаны в нормативных документах Росстандарта. На основе указанных нарушений проведена оценка фальшивости сертификата на продукцию и сделан вывод о качестве продукции. Произведена оценка доли контрафактной алкогольной и табачной продукции в общем объеме реализации на потребительском рынке. Выявлены недочеты проверяющих органов по обнаружению контрафакта.

Научная новизна: исследован потребительский рынок на основе метода выборочного контроля, с использованием теории вероятностей и математической статистики произведена оценка доли контрафактной алкогольной и табачной продукции на потребительском рынке Татарстана. Определена ошибка выборочного контроля за контрафактной продукцией на потребительском рынке.

Практическая значимость: полученные результаты позволят проверяющим органам полнее и точнее выявлять фальсифицированный товар и закрыть доступ контрафактной алкогольной и табачной продукции на потребительский рынок Татарстана. Необходимо усилить роль государственного регулирования коммерческой деятельности на потребительском рынке России, чтобы пресечь поступление контрафактной алкогольной и табачной продукции.

Ключевые слова: потребительский рынок Татарстана; сертификат соответствия; фальсификация; контрафактная продукция; алкоголь; табак; выборка; ошибка выборки.

Введение

В последние годы в торговой сети значительно увеличилось количество контрафактной продукции.

От подделок не защищает даже жесткая в этом отношении политика государства.

В статье рассматривается структура продукции потребительского рынка Татарстана по результатам выборки сертификатов соответствия за 1999-2015 гг.

По итогам проверки сертификатов на соответствие и фальсификацию была определена доля алкогольной и табачной контрафактной продукции.

Табачная продукция по техническому регламенту № 268-ФЗ1 весьма разнообразна: сигареты, сигары,

1 Федеральный закон № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» от 22.12.2008.

сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия. Однако на потребительском рынке наибольшее распространение получили сигареты, которые составляют основу табачной контрафактной продукции.

Рассмотрим некоторые определения и термины.

Контрафакт (от фр. contrefact) - подделка, товар или произведение.

В данной работе под контрафактной продукцией понимаются все виды опасностей алкогольной и табачной продукции: нелегальная продукция, нерегистрируемый алкоголь, нерегистрируемый табак, некачественная, низкокачественная или нестандартная алкогольная продукция, суррогат.

123

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

Нелегальная продукция - товар, произведенный незаконно.

Нерегистрируемый алкоголь - потребляемые населением алкогольные напитки, которые не фиксируются органами Государственной статистики и не облагаются налогами.

Некачественная, низкокачественная или нестандартная алкогольная продукция - алкогольные напитки, не соответствующие требованиям государственных стандартов и / или санитарных правил и норм.

Суррогат (от лат. surrogates') - заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого продукта.

В словаре бизнес-терминов2 контрафактная продукция определяется как продукция, выпускаемая с нарушением прав третьих лиц, в том числе с нарушением патента на изобретение, промышленные образцы, товарные знаки, авторские права на тиражирование аудиовидеопродукции, программного обеспечения, базы данных и т. п. Такое же определение находим у других авторов [1-2].

Большой экономический словарь контрафактную продукцию определяет как продукцию, выпускаемую предприятием с нарушением чьих-либо исключительных прав3. Например, с нарушением исключительного права на использование охраняемого объекта промышленной собственности и других имущественных прав патентообладателей.

Целью исследования было выявление доли контрафакта в общем объеме алкогольной и табачной продукции на потребительском рынке Татарстана. Работа проводилась по результатам анализа сертификатов на алкогольную и табачную продукцию, при этом использовались положения, указанные в документах о сертификации [3], и выборочный метод как наиболее доступный и экономный.

Результаты исследования

Вред, наносимый государству, потребителям, бизнесу контрафактной продукцией, не ограничивается только нарушением исключительного права хозяина продукции. Это, как правило, продукция низкого качества, к тому же относящаяся к теневой экономике, не контролируемой государством и игнорирующей

2 URL: http://www.klerk.ru/slovar/bus/term/58914/ (дата обращения: 12.01.2015).

3 URL: http://big_economic_dictionary.academic.ru/6629 (дата обращения: 12.01.2015).

налоговое законодательство. Государственная казна при этом недополучает положенные сборы.

Автором статьи была проведена выборочная обработка сертификатов соответствия на алкогольную и табачную продукцию, имеющуюся в продаже в Республике Татарстан. Обработка показала наличие большого количества правонарушений.

В табл. 1 и 2 представлены результаты выборок сертификатов соответствия за 1999-2015 гг. на алкогольную продукцию. К алкогольной продукции отнесены спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 % от объема единицы алкогольной продукции. Сертификаты брались непосредственно из торговых точек и проверялись на правильность заполнения бланка и на наличие и правильность печатей. Выборка 2004 г. представляет собой объединение выборок за предшествующие годы. Выборка 2015 г. включает и сертификаты, полученные за 2013, 2014 и начало 2015 г. Коньяки и бренди рассматривались отдельно от остальной алкогольной продукции, так как стоимость коньяка, как правило, выше стоимости водки и остальной алкогольной продукции.

Анализируя результаты, можно увидеть, что доля контрафактной продукции весьма велика и составляет для алкогольной продукции и водки 59,6 %, коньяка - 66,7 %. Весьма прискорбным является тот факт, что Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей допускает ошибки и признает фальшивый сертификат настоящим. Тем самым наносится вред государству и потребителям. В качестве примера приведены свидетельство о подтверждении соответствия № 1.П.35410 (рис. 1а), выданный Государственной инспекцией Республики Татарстан, и фальшивый сертификат соответствия № РОСС АМ.ПР71.В84087 (рис. 1б). Таких примеров можно привести множество. Характерным приемом подделки является также подмена печати производителя печатью какой-либо государственной проверяющей организации, например, Центра стандартизации и метрологии (ЦСМ). В этом случае неискушенный покупатель впадает в заблуждение и принимает фальшивый сертификат за настоящий, поддаваясь авторитету государственной организации.

124

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

Таблица 1

Алкогольная продукция, водка*

Table 1. Alcohol, vodka*

Операция/ Operation Год выборки / Year Всего / Total

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015

Исследовано сертификатов, шт. / Certificates studied, units 2 4 14 21 10 15 12 7 45 11 141

Выявлено действительных сертификатов, шт. / Valid certificates found, units 1 1 6 8 4 5 4 3 18 7 57

Выявлено фальшивых сертификатов, шт. / False certificates found, units 1 3 8 13 6 10 8 4 27 4 84

Выявлено действительных сертификатов, % / Valid certificates found, % 50 25 42,9 38,1 40,0 33,3 33,3 43,0 40,0 63,6 40,4

Выявлено фальшивых сертификатов, % / False certificates found, % 50 75 57,1 61,9 60,0 66,7 66,7 57,0 60,0 36,4 59,6

* Источник: составлено автором.

* Source: compiled by the author.

Таблица 2

Алкогольная продукция, коньяк*

Table 2. Alcohol, Cognac*

Операция / Operation Год выборки / Year Всего / Total

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015

Исследовано сертификатов, шт. / Certificates studied, units 2 2 2 2 1 2 - - 2 2 15

Выявлено действительных сертификатов, шт. / Valid certificates found, units - - - - - 1 - - 2 2 5

Выявлено фальшивых сертификатов, шт. / False certificates found, units 2 2 2 2 1 1 - - - 0 10

Выявлено действительных сертификатов, % / Valid certificates found, % - - - - - 50 - - 100 100 33,3

Выявлено фальшивых сертификатов, % / False certificates found, % 100 100 100 100 100 50 - - - 0 66,7

* Источник: составлено автором.

а)

б)

* Source: compiled by the author.

Рис. 1 / Fig. 1

125

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

Следует обратить внимание на то, что превышение нормативов на токсичные микропримеси является основанием для признания алкоголя низкокачественным или некачественным [4-6]. Например, к некачественным и подлежащим изъятию из продажи водкам относятся напитки, произведенные из спирта «Экстра» и содержащие альдегиды в количестве около 6 мг/л (ГОСТ - 3 мг/л), сивушное масло 6-10 мг/л (ГОСТ - 3 мг/л) или метанол 0,05 % (ГОСТ - 0,03 %). Фальшивость сертификата соответствия крупной партии водки, как правило, не показатель плохого качества продукции, так как производить продукцию низкого и высокого качества одинаково сложно, а риск большой. Тем более доход от неуплаты акцизных сборов и налога одинаковый. Спирт сомнительного происхождения используется в основном для мелкой партии водки. Иногда это спирт химических производств, в которых используется гидролизный спирт, выступающий как растворитель каких-либо химических веществ, порой опасных для здоровья и жизни человека. В целях уменьшения риска покупки контрафактной продукции, представляющей высокий риск для здоровья населения, и проводятся исследования рынка алкогольной и табачной продукции. Алкоголь и табак выбраны нами как наиболее распространенные объекты контрафакта.

Для исследования рынка алкогольной продукции в Республике Татарстан мы применяли метод выборки [7-10]. Для проведения анализа - экспериментальное распределение «бесповторная случайная выборка». Генеральная совокупность размера N весьма велика по сравнению с числом отобранных единиц п, поэтому считаем:

N - п N -1

= 1.

(1)

Примем доверительную вероятность равной 0,9545, при этом нормированное отклонение для нормального распределения Лапласа - Гаусса t = 2.

Предельная ошибка выборочной доли с принятой доверительной вероятностью имеет вид:

Д = -s = (2)

V п

где t - нормированное отклонение, s - среднеквадратическая ошибка, p - доля наблюдаемых единиц в выборке, п - объем выборки (количество единиц в выборке).

Используя эту формулу (2), определим предельную ошибку выборочной доли алкогольной продукции:

Д = 2.

0,596 • 0,404 141

0,083.

Таким образом, доля контрафактной алкогольной продукции составляет около 60 % при ошибке выборки 8,3 %: (59,6 ± 8,3) %

Для коньяка ошибку выборки рассчитаем по измененной формуле, так как объем выборки невелик,

результат необходимо умножить на множитель

и использовать распределение Стьюдента. Принимаем уровень значимости равным 0,1. Нормированное отклонение в этом случае t = 1,7823.

В итоге получим:

Д = t • s = t.

Р(1 - P)

n -1 ,

Д = 1,7823.

0,667 • 0,333 14

0,224.

Таким образом, доля контрафактной коньячной продукции составляет около двух третей всей продукции при ошибке выборки 22,4 %: (66,7 ± 22,4) % Общая оценка ошибки доли выборки алкогольной продукции, включая коньяк:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д = 2.

0,603 • 0,397 156

0,078.

В итоге получим (60,3 ± 7,8) %.

Таким образом, доля контрафактной алкогольной продукции на потребительском рынке весьма велика, даже превышает легальную продукцию. Все это свидетельствует о значительной доле теневой экономики, которая не способствует процветанию общества и ослабляет государственную власть. Выборки, произведенные автором, позволяют объективно судить о состоянии рынка, так как вычисленные ошибки выборок невелики.

В табл. 3 представлены результаты выборок сертификатов соответствия за 1999-2012 гг. на табачную продукцию, выполненных автором. Выборка 2004 г. представляет собой объединение выборок за предшествующие годы. В выборке 2010 г. не оказалось сертификатов на табачную продукцию. В выборке 2015 г. объединены сертификаты за 2013, 2014 и 2015 гг.

Как видно из табл. 3, доля табачной контрафактной продукции весьма велика и составляет 96,3 %, т. е. почти вся продукция является фальсифицированной. Следует отметить, что все дорогие сигареты имели поддельные сертификаты и только самые дешевые

126

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

Таблица 3

Табачная продукция*

Table 3. Tobacco products*

Операция / Operation Год выборки / Year Всего / Total

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015

Исследовано сертификатов, шт. / Certificates studied, units 56 64 6 2 1 9 - 14 8 5 165

Выявлено действительных сертификатов, шт. / Valid certificates found, units 2 2 0 0 0 1 - 0 1 3 9

Выявлено фальшивых сертификатов, шт. / False certificates found, units 54 62 6 2 1 8 - 14 7 2 156

Выявлено действительных сертификатов, % / Valid certificates found, % 3,6 3,1 0 0 0 11,1 - 0 12,5 60,0 5,5

Выявлено фальшивых сертификатов, % / False certificates found, % 96,4 96,7 100 100 100 88,9 - 100 87,5 40,0 94,5

* Источник: составлено автором.

* Source: compiled by the author.

имели нефальсифицированные сертификаты. Фальшивые сертификаты, как правило, имеют несколько ошибок при заполнении бланка. В настоящее время грубые подделки почти не встречаются. Одним из необычных случаев подделки является пример на рис. 2. Здесь приведены фрагменты сертификата: название продукции (рис. 2а), название организации, которой выдан сертификат (рис. 2б), и печать первой продажи, которая должна совпадать с печатью организации, получившей сертификат (рис. 2в). Проведенный нами анализ показывает наличие несоответствий. Следует обратить внимание на характер подделки. Печать сделана на английском языке, таким образом, неискушенный приобретатель товара мог бы подумать, что печать подлинная, однако при внимательном рассмотрении сразу обнаруживается подделка. Во-первых, город Санкт-Петербург и фирма «Нева» написаны латинским алфавитом и кириллицей, во-вторых, должен быть указан получатель сертификата - его адрес: город Ричмонд, штат Вирджиния, США (рис. 2б). Следует отметить, что это не первая подделка данной фирмы. Фальшивки совершенствовались, и можно было бы даже проследить их эволюцию (это не входит в нашу задачу), однако количество не переросло в качество. На рис. 2в видно, кроме всего прочего, нарушение 12-го пункта заполнения сертификата (инициалы должны быть указаны перед фамилией должностного лица).

ПРОДУКЦИЯ СИГАРЕТЫ: | "MARLBORO LIGHTS 100 LTB"\ Серийный выпуск \

а)

СЕРТИФИКАТ ВЫДАН "Philip Morris Products INC", Richmond VA Ш1 Waimsley Boulevard, Richmond, Virginia 23234, США

б)

Рис. 2 / Fig. 2

Встречаются копии сертификатов (рис. 3), заверенные нотариусом государственной печатью с гербом. Это недопустимо, так как такие документы требуются только при прохождении таможенного досмотра. Однако нотариус, хотя и находится на государственной службе, не является специалистом по сертификации и заверяет любой документ, в том числе и фальшивый, не вдаваясь в суть дела. Нотариус только подтверждает соответствие настоящей ксерокопии подлиннику документа, который предоставляет клиент. При этом государственная печать с гербом и подпись нотариуса для непосвященного человека являются гарантией подлинности и он принимает подделку за действительный сертификат.

Рис. 3 / Fig. 3

На табачную продукцию существует значительное количество стандартов и нормативных документов, которые регламентируют ее качество. Однако контрафактная продукция, представляющая опасность для покупателей, производится в нарушение существу-

127

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

ющих документов и сопровождается поддельными документами.

Наиболее часто подвергаются подделке сертификаты, выданные органом сертификации табака и табачных изделий Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий (ВНИИТТИ, г. Краснодар), а также другими органами, расположенными в Московском регионе. Сертификаты, выданные Татарстанским центром стандартизации и метрологии, а также другими органами, расположенными в Татарстане, подделке почти не подвергаются, что можно объяснить близостью проверяющего органа4.

Рассчитаем ошибку выборки для табачной продукции, воспользовавшись данными табл. 3. Так же, как и выше, использовали экспериментальное распределение «бесповторная случайная выборка», причем генеральная совокупность размера N весьма велика по сравнению с числом отобранных единиц п, поэтому, используя (1), предельная ошибка выборочной доли с принятой доверительной вероятностью высчитывается по формуле (2).

Для нормального распределения Лапласа - Г аусса считаем доверительную вероятность равной 0,9545, при этом нормированное отклонение t = 2.

Д = 2.

0,055 • 0,945 165

0,035.

Таким образом, доля контрафактной продукции табачных изделий на рынке Татарстана составляет (94,3 ± 3,5) %.

Следует отметить, что глобализация потребительского рынка [11-13] позволяет нарушителям и производителям контрафактной продукции чувствовать себя более комфортно на рынке, поэтому необходимо усилить контроль за оборотом алкогольной и табачной продукции, тем более доля контрафактной продукции велика. На проблемы с контрафактной продукцией в РФ указывает Е. И. Стойчева [14]. Усиление контроля оградит потребителя от некачественной продукции и обеспечит нормальное поступление денежных средств в виде налогов в государственный бюджет.

Выводы

Наиболее часто подвергаются подделке сертификаты, выданные органом сертификации табака и табачных изделий Всероссийского научно-исследо-

4 Данные получены автором по результатам выборки.

вательского института табака, махорки и табачных изделий (ВНИИТТИ, г. Краснодар), а также другими органами, расположенными в Московском регионе.

Фальсификация сертификатов наносит вред обществу: потребителям, таким образом, предлагается некачественный товар, а государство недополучает положенные налоги.

Таким образом, доля контрафактной алкогольной и табачной продукции на потребительском рынке весьма велика, даже превышает легальную. Все это свидетельствует о значительной доле теневой экономики, которая не способствует процветанию общества и ослабляет государственную власть. Выборки, произведенные автором, позволяют объективно судить о состоянии рынка, так как вычисленные ошибки выборок невелики.

Доля теневой экономики в производстве алкогольной продукции весьма велика и составляет (59,6 ± 8,3) % , коньяка - (66,7 ± 22,4) %. Общая доля контрафактной алкогольной продукции занимает (60,3 ± 7,8) %.

Доля теневой экономики в производстве табачных изделий составляет (94,3 ± 3,5) %, т. е. почти вся продукция является фальсифицированной.

Ужесточение контроля способствует снижению доли контрафактной продукции на потребительском рынке. Так, с 15 марта 2015 года закончился переходный период, в течение которого допускалось применение сертификатов и деклараций ГОСТ Р при переходе продукции через границу. При этом процедура сертификации по ТР ТС отличается от процедуры сертификации в системе ГОСТ Р или ТР РФ.

В результате за это время не выявлено ни одного фальшивого сертификата по ТР ТС.

Необходимо усилить роль государственного регулирования коммерческой деятельности на потребительском рынке России и свести долю теневой экономики к минимуму.

Список литературы

1. Бардов И. А. Понятие контрафактной продукции. URL: http://bardov.legal/st/ponyatie-kontrafaktnyh-tovarov (дата обращения: 08.01.2015).

2. Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2008. С. 298.

3. Абрамова В. А. Сертификация продукции и услуг: практ. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-80, 2001. 298 с.

4. Коростелева В. П., Фатхуллина Н. Х., Коростелева Т. В. Качество и безопасность питьевой воды в Республике Татарстан // Управление торговлей: теория, практика,

128

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

инновации: сб. мат-лов III Междунар. науч.-практ. конф., 11 ноября 2010. М.: Российский университет кооперации. 2010. С. 34-37.

5. Коростелева В. П., Матвеева Е. Л., Коростелева Т. В. К вопросу о качестве продуктов питания // Научное обозрение. 2014. № 9. С. 14-17.

6. Коростелева В. П., Матвеева Е. Л. Качество потребительских товаров - главный фактор продовольственной безопасности // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 4. С. 123-126.

7. Елисеева Н. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 656 с.: ил.

8. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: учебник. М.: Инфра-М, 1997. 416 с.

9. Справочник по теории вероятностей и математической статистике / В. С. Королюк, Н. И. Портенко, А. В. Скороход, А. Ф. Трубка. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. 640 с.

10. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ABF, 1996. 704 с.

11. Шипшова О. А. Развитие торговли и потребительского рынка России в условиях глобализации экономики. Трансформация тенденций развития рынка товаров и услуг РФ и РТ в условиях ВТО // Экономические науки. 2014. № 3. С. 87-91.

12. Шипшова О. А. Особенности государственного регулирования коммерческой деятельности на потребительском рынке России: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Казань: Печать-Сервис ХХ1 век, 2014. 415 с.

13. Балаганина Я. А., Кузьмин М. С., Шипшова О. А. Развитие услуг в современной экономике. Казань: Школа, 2014. 160 с.

14. Стойчева Е. И. Проблема РФ при вступлении в ВТО - контрафактная продукция. URL: http://www.zakonia. ru/analytics/36/544 (дата обращения: 08.01.2015).

В редакцию материал поступил 21.01.15

© Каратаев О. Р., 2015. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 15.11.2015; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.Org/licenses/by/2.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.

Информация об авторе

Каратаев Олег Робиндарович, экономист, Институт развития образования Республики Татарстан Адрес: 420015, г. Казань, ул. Б. Красная, 68, тел.: (843) 236-62-42 E-mail: robindar.karataev@mail.ru

Как цитировать статью: Каратаев О. Р. Динамика контрафактной алкогольной и табачной продукции на рынке Республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4. С. 123-130.

O. R. KARATAYEV,

Economist

Institute for Education Development of RT, Kazan, Russia

DYNAMICS OF COUNTERFEIT ALCOHOL AND TOBACCO GOODS IN THE TATARSTAN REPUBLIC MARKET

Objective: to identify and assess the share of counterfeit products in the total volume of alcohol and tobacco products in the consumer market of Tatarstan Republic, which will allow the inspection bodies to deal more effectively to prevent the spreading of counterfeit products.

Methods: the research proposed in this paper used methods of probability theory and mathematical statistics and the method of sampling, analysis of certificates for products, in accordance with applicable laws and regulations of Rosstandart.

Results: basing on a sampling of certificates for products directly from retail outlets, analysis of the state alcohol and tobacco consumer market of Tatarstan was carried out. Improper filling of the form of the certificate for products was identified, violating all existing norms and laws, which are strictly prescribed in technical regulations. On the basis of these violations, the validity of certificates for products was assessed and the conclusion was made about the products quality. The share of counterfeit alcohol and tobacco products in the total sales in the consumer market was assessed. The shortcomings of the inspection authorities to detect counterfeit products were identified.

129

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4

Scientific novelty: the consumer market was researched basing on the method of sampling, using probability theory and mathematical statistics, to estimate the share of counterfeit alcohol and tobacco products in the consumer market of Tatarstan. The error sampling for counterfeit products in the consumer market was defined.

Practical significance: the obtained results will allow the inspection authorities to better and more accurately identify counterfeit goods and to restrict the access of counterfeit alcohol and tobacco products to the consumer market of Tatarstan. It is necessary to strengthen the role of state regulation of commercial activities in the consumer market of Russia to stop the flow of counterfeit alcohol and tobacco products to the consumer market.

Key words: consumer market of Tatarstan; certificate of conformity; falsification; counterfeit products; alcohol; tobacco; sampling; sampling error.

References

1. Bardov, I. A. Ponyatie kontrqfaktnoiproduktsii (Notion of counterfeit goods), available at: http://bardov.legal/st/ponyatie-kontrafaktnyh-tovarov (access date: 08.01.2015).

2. Sudarikov, S. A. Pravo intellektual'noi sobstvennosti (Right for intellectual property). M.: Prospekt, 2008, p. 298.

3. Abramova, V. A. Sertifikatsiyaproduktsii i uslug (Certification of goods and services): prakt. pos. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Os'-80, 2001, 298 p.

4. Korosteleva, V. P., Fatkhullina, N. Kh., Korosteleva, T. V. Kachestvo i bezopasnost' pit'evoi vody v Respublike Tatarstan (Quality and safety of drinking water in Tatarstan Republic) // Upravlenie torgovlei: teoriya, praktika, innovatsii: sb. materialov III Mezhdun. nauchno-prakt. konf., 11 noyabrya 2010. M.: Rossiiskii universitet kooperatsii, 2010, pp. 34-37.

5. Korosteleva, V. P., Matveeva, E. L., Korosteleva, T. V. K voprosu o kachestve produktov pitaniya (On the issue of the quality of food products) // Nauchnoe obozrenie, 2014, no. 9, pp. 14-17.

6. Korosteleva, V. P., Matveeva, E. L. Kachestvo potrebitel'skikh tovarov - glavnyi faktor prodovol'stvennoi bezopasnosti (Quality of consumer goods - the main factor of food safety) // VestnikRossiiskogo universiteta kooperatsii, 2014, no. 4, pp. 123-126.

7. Eliseeva, N. I., Yuzbashev, M. M. Obshchaya teoriya statistiki (General theory of statistics): uchebnik / pod red. I. I. Eliseevoi. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Finansy i statistika, 2006, 656 p.: il.

8. Efimova, M. R., Petrova, E. V., Rumyantsev, V N. Obshchaya teoriya statistiki (General theory of statistics): uchebnik. M.: Infra-M, 1997, 416 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Spravochnik po teorii veroyatnostei i matematicheskoi statistike (Reference book on the theory of probabilities and mathematical statistics) / V. S. Korolyuk, N. I. Portenko, A. V. Skorokhod , A. F. Trubka. M.: Nauka. Glavnaya redaktsiya fiziko-matematicheskoi literatury, 1985, 640 p.

10. Lopatnikov, L. I. Ekonomiko-matematicheskii slovar' (Dictionary on Economics and Mathematics) / Slovar'sovremennoi ekonomicheskoi nauki. Izd. 4-e, pererab. i dop. M.: ABF, 1996, 704 p.

11. Shipshova, O. A. Razvitie torgovli i potrebitel'skogo rynka Rossii v usloviyakh globalizatsii ekonomiki. Transformatsiya tendentsii razvitiya rynka tovarov i uslug RF i RT v usloviyakh VTO (Development oftrade and consumer market of Russia under economy globalization. Transformation of trends of goods and services market development in RT and RF under WTO) // Ekonomicheskie nauki, 2014, no. 3, pp. 87-91.

12. Shipshova, O. A. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya kommercheskoi deyatel'nosti napotrebitel'skom rynke Rossii (Features of state regulation of commercial activity in the Russian consumer market): mat. Vseros. nauchno-prakt. konf. Kazan': Pechat'-Servis KhKhI vek, 2014, 415 p.

13. Balaganina, Ya. A., Kuz'min, M. S., Shipshova, O. A. Razvitie uslug v sovremennoi ekonomike (Development of services in modern economy): monografiya. Kazan': Shkola, 2014, 160 p.

14. Stoicheva, E. I. ProblemaRFpri vstuplenii v VTO - kontrafaktnayaproduktsiya (Problem of Russia when joining the WTO - counterfeit goods), available at: http://www.zakonia.ru/analytics/36/544 (access date: 08.01.2015).

Recevied 21.01.15

Information about the author

Karatayev Oleg Robindarovich, economist, Institute for Education Development of Tatarstan Republic Address: 68 Bolshaya Krasnaya str., 420015, Kazan, tel.: (843) 236-62-42 E-mail: robindar.karataev@mail.ru

r ; ; ; ; л

For citation: Karatayev O. R. Dynamics of counterfeit alcohol and tobacco goods in the Tatarstan Republic market // Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 4, pp. 123-130.

V____________________________________________________________________________________________________________________________J

© Karatayev O. R., 2015. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml.ru), 15.11.2015; Licensee Tatar Educational Centre «Taglimat». This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.