Научная статья на тему 'Динамика конфессиональной жизни лютеранской общины святого михаила в Москве в 1690-х - 1760-х гг'

Динамика конфессиональной жизни лютеранской общины святого михаила в Москве в 1690-х - 1760-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТЫ В РОССИИ / ЛЮТЕРАНЕ / ОБЩИНА СВ. МИХАИЛА / МОСКВА / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮТЕРАН / ДИНАМИКА ОБРЯДОВ / PROTESTANTS IN RUSSIA / LUTHERANS / COMMUNITY OF ST.-MICHAEL / MOSCOW / CONFESSIONAL LIFE OF LUTHERANS / DYNAMICS OF CHURCH RITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреев Александр Николаевич

В статье проанализированы данные о церковных обрядах, совершенных в конце XVIIXVIII вв. (до 1766 г.) в московской евангелическо-лютеранской общине св. Михаила. Сделан вывод о ее поэтапном развитии. Первое десятилетие XVIII в. стало временем интенсивного роста и расцвета общины, однако второе десятилетие ознаменовалось резким спадом числа обрядов и сокращением численности верующих. Третье десятилетие отмечено некоторым подъемом конфессиональной жизни, но четвертое десятилетие XVIII в. и все последующие годы (вплоть до середины 1760-х гг.) оказались периодом стагнации общины число верующих и количество обрядов в ней стабилизировались на одном уровне, который значительно уступал показателям начала столетия. В отличие от петербургских лютеран, в церкви св. Михаила не прослеживается тенденция к постепенному росту числа обрядов и, соответственно, к увеличению общины в течение всего рассмотренного периода. Изучение динамики количества крещений и погребений позволило выяснить, что община св. Михаила в начале XVIII в. состояла примерно из 500 верующих, а впоследствии примерно из 300 взрослых человек обоего пола. Эти данные опровергают устоявшиеся в литературе представления о числе протестантов в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of confessional life in the lutheran community of Saint-Michael in Moscow in the 1690-1760s

The article considers the data about the church rites that was done in the end of 17 and at the 18-th century (up to 1766) in Moscow Evangelical-Lutheran community of St.-Michael. Paper has a conclusion about the phased development of this community. The first decade of 18-th century became the period of parish’s intensive amplification and its uplift; however the second decade was marked by sharp decrease of rites number and the strength of community. The third decade of 18-th century is the time of some raise of confessional life in this community, but the fourth decade and all the next years (up to the middle of 1760s) was a period of community stagnation. In this time the believers’ number and quantity of rites in the community remained at one level and were inferior to parameters of the century’s beginning. Unlike the Lutherans in Petersburg, during all investigated time the church of St.-Michael does not demonstrate the tendency to gradual growth of rites quantity and to amplification of parish. The investigation of baptisms and burials in the dynamics gives the basis for conclusion that community of St.-Michael numbered approximately 500 believers in the beginning of 18-th century. Subsequently the community consisted approximately of 300 adult persons. These data disproves the number of Protestants in Moscow which is established by historians earlier.

Текст научной работы на тему «Динамика конфессиональной жизни лютеранской общины святого михаила в Москве в 1690-х - 1760-х гг»

исторические науки

УДК 94(47) «17» + 284.1 ББК 86.375

DOI: 10.14529^160101

динамика конфессиональной жизни лютеранской общины святого Михаила в москве в 1690-х — 1760-х гг.

А. Н. Андреев

в статье проанализированы данные о церковных обрядах, совершенных в конце XVII— XVIII вв. (до 1766 г.) в московской евангелическо-лютеранской общине св. Михаила. Сделан вывод о ее поэтапном развитии. Первое десятилетие XVIII в. стало временем интенсивного роста и расцвета общины, однако второе десятилетие ознаменовалось резким спадом числа обрядов и сокращением численности верующих. третье десятилетие отмечено некоторым подъемом конфессиональной жизни, но четвертое десятилетие XVIII в. и все последующие годы (вплоть до середины 1760-х гг.) оказались периодом стагнации общины — число верующих и количество обрядов в ней стабилизировались на одном уровне, который значительно уступал показателям начала столетия. в отличие от петербургских лютеран, в церкви св. Михаила не прослеживается тенденция к постепенному росту числа обрядов и, соответственно, к увеличению общины в течение всего рассмотренного периода. изучение динамики количества крещений и погребений позволило выяснить, что община св. Михаила в начале XVIII в. состояла примерно из 500 верующих, а впоследствии примерно из 300 взрослых человек обоего пола. Эти данные опровергают устоявшиеся в литературе представления о числе протестантов в Москве.

Ключевые слова: протестанты в России, лютеране, община св. Михаила, Москва, конфессиональная жизнь лютеран, динамика обрядов.

Несмотря на совершенный в последние годы прорыв в изучении истории инославных вероисповеданий и общин в России XVIII в. [1—5; 7; 12], эта тема еще далека от финальной стадии разработки. Один из самых принципиальных и трудных вопросов, встающих на пути исследователя, — это вопрос о размерах конфессиональной деятельности и, соответственно, численности общин. данный вопрос наиболее актуален в отношении московских протестантов XVIII столетия, жизнедеятельность которых, в отличие от их петербургских единоверцев [1], до сих пор полностью не реконструирована и не получила всесторонней научной оценки.

О числе протестантов в Москве известный дореволюционный ученый-богослов и духовный писатель Н. и. Барсов привел следующие данные: в начале XVIII в., по его мнению, в России насчитывалось до 30 тыс. протестантов, и примерно 20 тыс. из них проживали в первопрестольной [8, с. 407]. Эти цифры не были подкреплены статистическими данными, однако, за неимением других, используются по сей день [10, с. 38; 11, с. 243]. Мне уже приходилось приводить ряд аргументов против точки зрения Барсова и обосновывать иные цифры. так, согласно сведениям, почерпнутым из ряда опубликованных источников, всего в начале XVIII в. в Москве насчитывалось не более 1200 протестантов, из которых до 200 человек были реформатами, а остальные — лютеранами, прихожанами Свято-Михайловского и Петропавловского приходов. исходя из предположения, что оба лютеранских прихода были примерно равными, следовал вывод, что в каждом из них, таким образом, в начале века состояло около 500 верующих [6, с. 153—155]. изучение архивных материалов, а именно метрической книги церкви св. Михаила за 1694—1766 гг., предпринимаемое в данной статье, позволило подтвердить этот вывод. Произведенный анализ динамики конфессиональной жизни ста-

рейшей лютеранской общины Москвы (см. рис. 11) дал возможность проследить процесс ее развития и уточнить сведения о ее численности.

Община церкви св. Михаила, которую именовали также старо-лютеранской (или «купеческой»), стала формироваться еще в XVI в. каменная кирка того же имени была построена напротив Нижнего рынка в районе Большой и вознесенской улиц (современные улицы Бауманская и Радио) и освящена в 1686 г. Ее здание не раз страдало от пожаров (в 1729, 1737 и 1748 гг.) и отстраивалось заново. в 1764 г. кирка была построена на новом участке на вознесенской улице (ныне это место занимает здание по адресу: ул. Радио, 17). Новая кирка св. Михаила была освящена 5 октября 1764 г. и просуществовала до своего сноса в 1928 г., после чего церковный архив был передан на хранение Московскому губернскому (затем — областному) архивному бюро. из бумаг этого архива нас в первую очередь интересуют метрические записи.

Согласно данным церковной книги, в 1694— 1766 гг. в общине св. Михаила было совершено 3185 крещений. Сведения о них (погодные и средние показатели) представлены в табл. 1.

При анализе этих сведений обращает на себя внимание тот факт, что наибольшие показатели числа крещений были достигнуты в первом десятилетии XVIII в., которое, таким образом, следует признать временем расцвета общины в сравнении с другими рассмотренными периодами. в последующие десятилетия, вплоть до 1760-х гг., община св. Михаила по количеству крещений не смогла возвратиться даже к уровню показателей конца XVII столетия. Значительное сокращение числа проведенных крестильных обрядов наблюдаем во втором десятилетии XVIII в., что гипотетически можно объяснить оттоком лютеран (в большинстве своем немцев) в

1 График составлен по архивному источнику [13].

А. Н. Андреев

Динамика конфессиональнойжизнилютеранской общины святого Михаила в Москве в 1690-х — 1760-х гг.

Крещения - Венчания Погребения

Рис. 1. Динамика числа обрядов, проведенных в евангелическо-лютеранском приходе св. Михаила вМоскве в 1690—1760-хгг. (средние показатели задесятилетия)

Таблица 1

Крещения в общине лютеранской церкви св. Михаила в Москве1

Число крещений по годам 1691— 1700 1701— 1710 1711— 1720 1721— 1730 1731— 1740 1741— 1750 1751— 1760 1761— 1770

1691 — ? 1701 — 49 1711 — 32 1721 — 32 1731 — 62 1741 — 39 1751 — 52 1761 — 29

1692 — ? 1702 — 45 1712 — 28 1722 — 64 1732 — 49 1742 — 48 1752 — 41 1762 — 20

1693 — ? 1703 —45 1713 — 30 1723 — 65 1733 — 40 1743 — 36 1753 — 82 1763 — 32

1694 — 52 1704 — 74 1714 — 29 1724 — 45 1734 — 50 1744 — 51 1754 — 54 1764 — 42

1695 — 44 1705 — 62 1715 — 19 1725 — 43 1735 — 34 1745 — 23 1755 — 30 1765 — 39

1696 — 39 1706 — 87 1716 — 21 1726 — 40 1736 — 33 1746 — 29 1756 — 49 1766 — 57

1697 — 50 1707 — 92 1717 — 16 1727 — 40 1737 — 37 1747 — 27 1757 — 44 1767 — ?

1698 — 42 1708 — 44 1718 — 37 1728 — 52 1738 — 35 1748 — 25 1758 — 27 1768 — ?

1699 — 62 1709 — 42 1719 — 14 1729 — 66 1739 — 34 1749 — 72 1759 — 34 1769 — ?

1700 — 58 1710 — 41 1720 — 38 1730 — 69 1740 — 37 1750 — 54 1760 — 30 1770 — ?

Итого: 347* 581 264 516 411 404 443 219*

Средний показатель за десятилетие 49,6 58,1 26,4 51,6 41,1 40,4 44,3 36,5

* Показатели за неполное десятилетие.

новую столицу — Петербург. В третьем десятилетии XVIII в. число крещений снова возросло, хотя и не достигло максимума. Можно предположить, что это было связано с отъездом императорского двора из Петербурга в Москву в 1728 г. Вообще, в отличие от петербургских лютеран, в кирке св. Михаила не прослеживается тенденция к росту числа обрядов и, соответственно, к увеличению общины в течение первых двух третей XVIII столетия. Такой рост очевиден лишь применительно к рубежу XVII—XVIII вв., затем следовали периоды спада, подъема и вновь снижения показателей с их последующей стабилизацией. Показатели числа крещений в 1730-е — 1760-е гг. демонстрируют не прогрессивную динамику, а стагнационную фазу; они колеблются в среднем от 37 до 44 обрядов в год, т. е. соответствуют одному уровню.

Предварительные выводы, следующие из анализа динамики крещений, подкрепляются сведениями о погребениях (к сожалению, неполными — записи о погребениях в 1708—1737 гг. отсутствуют) и венча-

1 Составлено по: [13, л. 31—264, 274—290]. Подсчитано мною.

ниях. Всего в общине св. Михаила в 1700—1707 гг. было совершено 639 погребений, в 1738—1766 гг. — 1201 погребение (см. табл. 2).

Как правило, в обычных условиях (при отсутствии эпидемий и войн в исследуемом регионе, а также активных факторов вынужденных миграционных процессов) число крещений и погребений в религиозных объединениях протестантов в XVIII столетии не слишком разнится, находясь в одних пределах. Этот вывод следует из наблюдений за динамикой совершенных обрядов в общинах петербургских лютеран [1, с. 99, 108, 115, 132, 137]. В общине св. Михаила совпадение величин средних показателей крещений и погребений можно наблюдать в 1730-е — 1760-е гг. (в среднем 41 крещение и 39 погребений ежегодно в 1730-е гг.; 40 крещений и 39 погребений в 1740-е гг.; 44 крещения и 50 погребений в 1750-е гг.; 37 крещений и 34 погребения в 1760-е гг.) (см. рис. 1). Тем не менее в первом десятилетии XVIII в. количество погребений превышало число крещений (58 крещений и 83 погребения в среднем в год), хотя эта разница становится не столь существенной, если учитывать данные не за все десятилетие, а только за 1701—1707 гг., по-

2016, т. 16, № 1

7

исторические науки

Таблица 2

Погребения в общине лютеранской церкви св. Михаила в Москве1

Число погребений по годам 1691— 1700 1701— 1710 1711— 1720 1721— 1730 1731— 1740 1741— 1750 1751— 1760 1761— 1770

1691 — ? 1701 — 63 1731 — ? 1741 — 27 1751 — 55 1761 — 24

1692 — ? 1702 — 56 1732 — ? 1742 — 51 1752 — 45 1762 — 24

1693 — ? 1703 — 96 1733 — ? 1743 — 30 1753 — 66 1763 — 35

1694 — ? 1704 — 107 1734 — ? 1744 — 41 1754 — 47 1764 — 40

1695 — ? 1705 — 95 1735 — ? 1745 — 32 1755 — 38 1765 — 38

1696 — ? 1706 — 73 1736 — ? 1746 — 21 1756 — 51 1766 — 40

1697 — ? 1707 — 90 1737 — ? 1747 — 45 1757 — 78 1767 — ?

1698 — ? 1708 — ? 1738 — 43 1748 — 33 1758 — 46 1768 — ?

1699 — 5х 1709 — ? 1739 — 36 1749 — 56 1759 — 37 1769 — ?

1700 — 59 1710 — ? 1740 — 37 1750 — 51 1760 — 34 1770 — ?

Итого: 64* 580* 116* 387 497 201*

Средний показатель за десятилетие — 82,9 38,7 38,7 49,7 33,5

* Показатели за неполное десятилетие; х Неполные данные.

скольку за 1708—1710 гг. сведения о погребениях отсутствуют. Так, в течение 1701—1707 гг. в среднем совершалось 65 крещений и 83 погребения в год, т. е. и в этом случае процент пожилых людей в общине должен был превышать долю лиц репродуктивного возраста, состоявших в браке. Причины данной диспропорциональности в социальной структуре общины пока не выяснены.

Сведения о крещениях и погребениях особенно важны тем, что позволяют установить примерную численность взрослых верующих в общине св. Михаила. Методика приблизительного определения числа прихожан на основании данных о проведенных в приходе обрядах разработана А. Э. Алакшиным — авторитетным исследователем истории петербургских протестантов XVIII столетия. Располагая точными сведениями о числе взрослых членов общины Петрикирхе, этот ученый вычислил коэффициент отношения совокупного числа при-

хожан к количеству обрядов крещений и (отдельно) погребений (коэффициент примерно одинаков, к ~ 7,3). Умножая этот коэффициент на количество обрядов крещений и погребений за отдельные периоды XVIII в., легко определить приблизительное число прихожан не только в Петрикирхе, но и в других протестантских общинах (погрешность в данном случае, по мнению А. Э. Алакшина, составляет не более 10—15%) [1, с. 101]. У нас нет оснований предполагать принципиально отличные от петербургских социально-экономические, политические и правовые условия функционирования лютеранских общин в Москве. Следовательно, коэффициент Петрикирхе можно применить к общине св. Михаила. В результате получаем следующие цифры: в последнее десятилетие XVII в. в общине состояли примерно 300—400 человек (49,6 х 7,3 ~ ~ 362); в 1700-е гг. — около 500 (58,1 х 7,3 = 424; 82,9 х 7,3 = 605); в 1710-е гг. — около 200 (26,4 х

Таблица 3

Венчания в общине лютеранской церкви св. Михаила в Москве2

Число венчаний по годам 1691— 1700 1701— 1710 1711— 1720 1721— 1730 1731— 1740 1741— 1750 1751— 1760 1761— 1770

1691 — ? 1701 — 10 1711 — ? 1721 — 8 1731 — 26 1741 — 17 1751 — 16 1761 — 8

1692 — ? 1702 — 21 1712 — ? 1722 — 13 1732 — 15 1742 — 13 1752 — 10 1762 — 1

1693 — ? 1703 — 27 1713 — ? 1723 — 10 1733 — 13 1743 — 6 1753 — 14 1763 — 6

1694 — 17 1704 — 43 1714 — ? 1724 — 8 1734 — 10 1744 — 13 1754 — 23 1764 — 9

1695 — 14 1705 — 73 1715 — 6 1725 — 7 1735 — 5 1745 — 8 1755 — 8 1765 — 21

1696 — 12 1706 — 27 1716 — 7 1726 — 10 1736 — 8 1746 — 3 1756 — 17 1766 — 7

1697 — 12 1707 — 30 1717 — 5 1727 — 10 1737 — 10 1747 — 5 1757 — 3 1767 — ?

1698 — 26 1708 — ? 1718 — 4 1728 — 19 1738 — 5 1748 — 6 1758 — 10 1768 — ?

1699 — 20 1709 — ? 1719 — 14 1729 — 28 1739 — 11 1749 — 34 1759 — 7 1769 — ?

1700 — 17 1710 — ? 1720 — 6 1730 — 17 1740 — 15 1750 — 16 1760 — 2 1770 — ?

Итого: 118* 231* 42* 130 118 121 110 52*

Средний показатель за десятилетие 16,9 33 7 13 11,8 12,1 11 8,7

* Показатели за неполное десятилетие

1 Составлено по: [13, л. 306—344]. Подсчитано мною.

2 Составлено по: [13, л. 8—30об.; 263об.—269об.]. Подсчитано мною.

А. Н. Андреев

Динамика конфессиональной жизни лютеранской общины святого Михаила в Москве в 1690-х — 1760-х гг.

х 7,3 = 193); в 1720-е гг. — около 400 (51,6 х 7,3 = ~ 377); в 1730-е гг. — примерно 300 (41,1 х 7,3 = 300; 38,7 х 7,3 = 283); в 1740-е гг. — так же около 300 (40,4 х 7,3 = 295; 38,7 х 7,3 = 283); в 1750-е гг. — чуть более 300 (44,3 х 7,3 = 323; 49,7 х 7,3 = 363); в 1760-е гг. — снова около 300 верующих (36,5 х 7,3 ~ ~ 267; 33,5 х 7,3 ~ 245). Эти данные свидетельствуют об отсутствии прогрессивного роста общины в рассматриваемый период. Если же учесть, что к концу столетия (в 1790-е гг.) община состояла примерно из 1200 человек [6, с. 154], то интенсивный рост числа прихожан происходил в последней трети XVIII в., что было обусловлено, по-видимому, колонизационной политикой Екатерины II и ростом числа немецкого населения в Российской империи в целом [9, с. 22—23].

Интересные соображения возникают при анализе динамики числа бракосочетаний. Всего в 1694—1766 гг. в кирке св. Михаила было совершено 922 венчания (сведения о них представлены в табл. 3). Максимальный средний показатель венчаний (как и в случае с крещениями и погребениями) приходится на первое десятилетие XVIII в. Число крещений в этот период превышает количество венчаний всего в 1,8 раза, в то время как обычно в XVIII в. они соотносились примерно как 4:1 (в остальные десятилетия в общине св. Михаила наблюдаем характерное превышение числа крещений по сравнению с венчаниями в 4 раза, свойственное, кстати, и петербургским протестантам [1, с. 101]). Очевидно, что первое десятилетие XVIII в. — это не только пора расцвета общины, но и довольно «нестандартный» период в ее истории: в общине состояло много пожилых людей, но в то же время происходил и достаточно ощутимый приток новых молодых верующих, вступавших в брак. Спад крещений, произошедший во втором десятилетии XVIII в., при таком большом количестве совершенных в предшествующий период венчаний, опять-таки подтверждает гипотезу о миграции лютеран из Москвы в Петербург (поскольку миграциям обычно подвержена более мобильная в социальном плане молодежь). Так же при анализе числа венчаний следует отметить их рост в 1728—1731 гг., что позволяет связать расширение рамок конфессиональной жизни общины с пребыванием в Москве двора Петра II.

Таким образом, исходя из динамики совершенных обрядов, московская лютеранская община св. Михаила в 1690-х — 1760-х гг. в своем развитии прошла несколько этапов: начало XVIII столетия стало временем ее интенсивного роста (община увеличилась не менее чем на 25%, достигнув примерной численности в 500 взрослых человек обоего пола); в 1710-е гг., напротив, произошли резкий спад количества обрядов и сокращение общины примерно до 200 человек; 1720-е гг. вновь стали периодом подъема конфессиональной жизни в общине, которая увели-

чилась примерно в два раза, но не сумела достичь количественных показателей начала века; наконец, 1730-е и все последующие годы (вплоть до середины 1760-х гг.) оказались периодом стагнации — снизившись, численность общины на протяжении трех с лишним десятилетий находилась на одном уровне и составляла всего около 300 взрослых человек.

Литература и источники

1. Алакшин, А. Э. Протестантские общины в Петербурге в XVIII в. / А. Э. Алакшин. — Челябинск : ЧелГУ, 2006. — 415 с.

2. Алакшин, А. Э. Проблемы и перспективы изучения истории западнохристианских общин Петербурга в XVIII в. в контексте развития современной исторической науки / А. Э. Алакшин, А. Н. Андреев // Петербургский исторический журнал. — 2014. — № 3. — С. 183—199.

3. Андреев, А. Н. Доминико Трезини — староста римско-католического прихода в Санкт-Петербурге / А. Н. Андреев //Российская история. — 2014. — № 4. — С. 126—138.

4. Андреев, А. Н. Католический приход Петербурга в XVIII в. / А. Н. Андреев // Вопросы истории. — 2014. — № 10. — С. 148—160.

5. Андреев, А. Н. Конфессиональная жизнь петербургских католиков в XVIII столетии / А. Н. Андреев // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — Т. 14. — № 1. — 2014. — С. 6—14.

6. Андреев, А. Н. Протестантские церкви и общины Москвы в XVIII в. /А. Н. Андреев //Вопросы истории. — 2013. — № 12. — С. 148—158.

7. Андреев, А. Н. Римские католики в Петербурге при Петре Великом и их участие в общественной жизни России / А. Н. Андреев // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — Т. 13. — № 2. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2013. — С. 77—83.

8. Барсов, Н. И. Протестантизм в России / Н. И. Барсов // Христианство : энциклопедический словарь : в 3 т.; под ред. С. С. Аверинцева. — Т. 2. — М. : Большая российская энциклопедия, 1995. — С. 406—411.

9. Кабузан, В. М. Немецкое население в России вXVIII— начале XX в. (численность и размещение) /В. М. Кабузан // Вопросы истории. — 1989. — № 12. — С. 18—29.

10. Лиценбергер, О. А. Римско-католическая и Еванге-лическо-лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом (XVIII — началоXXвв.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук/ О. А. Лиценбергер. — Саратов, 2005. — 53 с.

11. Лиценбергер, О. А. Римско-католическая и Еванге-лическо-лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом (XVIII — началоXX вв.) : дис. ... д-ра ист. наук / О. А. Лиценбергер. — Саратов, 2005. — 488 с.

12. Самыловская, Е. А. Повседневная жизнь петербургской католической общины в первой трети XVIII в. / Е. А. Самыловская // Труды Государственного Эрмитажа. — Т. 70. Петровское время в лицах : материалы науч. конф. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. — С. 252—262.

13. Центральный государственный архив Москвы. Ф. 2099 (Евангелическо-лютеранская церковь святого Михаила). Оп. 2. Д. 1. Церковная книга 1694—1766 гг. (354 л.).

Поступила в редакцию 14 декабря 2015 г.

АНДРЕЕВ Александр Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры искусствоведения и культурологии, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Сфера научных интересов: история западнохристианских вероисповеданий в России, история духовной культуры России XVIII в. E-mail: alxand@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016, т. 16, № 1

9

исторические науки

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2016, vol. 16, no. 1, pp. 6—10

DOI: 10.14529/ssh160101

dynamics of confessional life in the Lutheran community of saint-Michael in Moscow in the 1690—1760s

A. N. Andreev, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, alxand@yandex.ru

The article considers the data about the church rites that was done in the end of 17 and at the 18-th century (up to 1766) in Moscow Evangelical-Lutheran community of St.-Michael. Paper has a conclusion about the phased development of this community. The first decade of 18-th century became the period of parish's intensive amplification and its uplift; however the second decade was marked by sharp decrease of rites number and the strength of community. The third decade of 18-th century is the time of some raise of confessional life in this community, but the fourth decade and all the next years (up to the middle of 1760s) was a period of community stagnation. In this time the believers' number and quantity of rites in the community remained at one level and were inferior to parameters of the century's beginning. Unlike the Lutherans in Petersburg, during all investigated time the church of St.-Michael does not demonstrate the tendency to gradual growth of rites quantity and to amplification of parish. The investigation of baptisms and burials in the dynamics gives the basis for conclusion that community of St.-Michael numbered approximately 500 believers in the beginning of 18-th century. Subsequently the community consisted approximately of 300 adult persons. These data disproves the number of Protestants in Moscow which is established by historians earlier.

Keywords: Protestants in Russia, Lutherans, community of St.-Michael, Moscow, confessional life of Lutherans, dynamics of church rites.

References

1. Alakshin A.E. Protestantskiye obshhiny v Peterburge v 18 veke [Protestant communities in Petersburg in the 18-th century]. Chelyabinsk: The Chelyabinsk State University, 2006, 415 p.

2. Alakshin A.E., Andreev A.N. Problemy i perspektivy izucheniya istorii zapadnokhristianskikh obshhin Peterburga v 18 veke v kontekste razvitiya sovremennoy istoricheskoy nauki [Problems and perspectives of studying the history of the West-Christian communities of Petersburg in the 18-th century in the context of developing a modern historical science] Peterburgskiy istoricheskiy zhurna [Saint-Petersburg Historical Journal], 2014, № 3, pp. 183—199.

3. Andreev A.N. Dominico Trezzini — starosta rimsko-katolicheskogo prihoda v Sankt-Peterburge [Domenico Trezzini, a churchwarden of the Roman Catholic parish in Saint-Petersburg] Rossiiskaya istoriya [Russian History], 2014, № 4, pp. 126—138.

4. Andreev A.N. Katolicheskiy prikhod Peterburga v XVIII veke [Catholic parish of Petersburg in the 18-th century] Voprosy istorii [Questions of history], 2014, № 10, pp. 148—160.

5. Andreev A.N. Konfessional'naya zhizn' peterburgskikh katolikov v XVIII stoletii [Confessional life of Petersburg Roman Catholics in the 18-th century]. VestnikJuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Social'no-gumanitarnye nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Social Sciences and the Humanities"], 2014, vol. 14, № 1, pp. 6—14.

6. Andreev A.N. Protestantskiye tserkvi i obshhiny Moskvy v 18 veke [Protestant churches and communities of Moscow in the XVIIIth century] Voprosy istorii [Questions of history], 2013, № 12, pp. 148—158.

7. Andreev A.N. Rimskie katoliki v Peterburge pri Petre Velikom i ikh uchastiye v obshhestvennoy zhizni Rossii [Roman Catholics in Petersburg under Peter the Great and their participation in Russian public life] Vestnik Juzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Social'no-gumanitarnye nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Social Sciences and the Humanities"], 2013, vol. 13, № 2, pp. 77—83.

8. Barsov N.I. Protestantizm v Rossii [Protestantism in Russia] Khristianstvo: entsiklopedicheskiy slovar' [Christianity: the encyclopedic dictionary]. Moscow, 1995, vol. 2, pp. 406—411.

9. Kabuzan VM. Nemetskoye naseleniye v Rossii v XVIII — nachale XX v. (chislennost' i razmeshheniye) [German population in Russia in the 18 — the beginning of 20 century (strength and allocation] Voprosy istorii [Questions of history], 1989, № 12, pp. 18—29.

10. Litzenberger O.A. Rimsko-katolicheskaya i Evangelichesko-lyuteranskaya tserkvi v Rossii: sravnitel'niy analiz vzaimootnosh-eniy s gosudarstvom i obshhestvom (XVIII — nachalo XX vekov): Avtoreferat dissertatsii doktora istoricheskikh nauk [The Roman Catholic and Evangelic-Lutheran Churches in Russia: a comparative analysis of mutual relations with the state and the society (18 — the beginning of 20 centuries): The author's abstract of dissertation of the doctor of historical sciences]. Saratov, 2005, 53 p.

11. Litzenberger O.A. Rimsko-katolicheskaya i Evangelichesko-lyuteranskaya tserkvi v Rossii: sravnitel'niy analiz vzaimoot-nosheniy s gosudarstvom i obshhestvom (XVIII — nachalo XX vekov): Dissertatsiya doktora istoricheskikh nauk [The Roman Catholic and Evangelic-Lutheran Churches in Russia: a comparative analysis of mutual relations with the state and the society (18 — the beginning of 20 centuries): Dissertation of the doctor of historical sciences]. Saratov, 2005, 488 p.

12. Samylovskaya E.A. Povsednevnaya zhizn' peterburgskoy katolicheskoy obshhiny v pervoy treti XVIII v. [Daily life of the Petersburg Catholic community in the first third of the 18-th century] Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. Petrovskoye vremya v litsakh — 2013: materially nauchnoy konferentsii [Transactions of the State Hermitage Museum. Personalitiesfrom Peter the Great's time — 2013: Proceedings of the conference]. St.-Petersburg: The State Hermitage Publishers, 2013, Vol. 70, pp. 252—262.

13. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Moskvy [Central State Archive of Moscow]. Holding 2099 (Evangelical Lutheran church of St.-Michael). Inv. 2. File 1. Church register book 1694—1766.

Received December 14, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.