Научная статья на тему 'Динамика изменений, происходящих в психо-эмоциональной сфере у детей с ДЦП в процессе физической реабилитации'

Динамика изменений, происходящих в психо-эмоциональной сфере у детей с ДЦП в процессе физической реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1186
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / CEREBRAL PALSY / EMOTIONAL-VOLITIONAL / PHYSICAL REHABILITATION / RESISTANCE TO STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лобастова Ирина Валерьевна, Языков К. Г., Корнетов Александр Николаевич

Клинико-психологическое исследование проведено у 83 детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте 5-16 лет. Изучены особенности эмоционально-волевой сферы в процессе проведения физической реабилитации. Методы физической реабилитации способны обеспечить некоторую психологическую адаптацию детей с детским церебральным параличом, стимулируя развитие работоспособности и стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лобастова Ирина Валерьевна, Языков К. Г., Корнетов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cerebral palsy hinders the process of forming the person, along with motor and intellectual development, giving a negative impact. Timely implementation of rehabilitation measures can have correctional influence not only on the development of motor skills and cognitive abilities, but also on mental development and the emotional-volitional sphere of children with cerebral palsy. The study of influence of physical rehabilitation on mental development and the emotional-volitional sphere was carried out among children with cerebral palsy aged 5-16. The study involved 83 children with cerebral palsy, 41 of them were in an experimental group. The Monitoring Group, where the methods of physical rehabilitation were not applied, included 42 disabled children. Using the method of color choice by L.N. Sobchik a modified version of Luscher eight-color test the diagnostics of psychological well-being of the examined children was made. The indicator of well-being was the total deviation (TD) from the autogenous norm and the vegetative coefficient (VC), which helped to determine the energy balance of the organism. The estimation of changes was carried out by analyzing changes in the values of final testing by the statistical Wilcoxon's T-criterion. The study provided data indicating that the set to an active role prevails for most children in the experimental group. The emotional mood of the examined children was optimistic. Strong-willed self-control was more effectively developed. In addition, there is evidence that the examined children have certain reserves of working capacity and resistance to stress. Statistically, the results of the control group did not reveal significant changes in any of the investigated characteristics. Thus, the results indicate the psychological effects, acquired as a result of the ongoing rehabilitation activities, which focus not only on the defect compensation and adaptation to life in society, but also, as experience has shown, contribute to the intellectual and personal development of children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Динамика изменений, происходящих в психо-эмоциональной сфере у детей с ДЦП в процессе физической реабилитации»

И.В. Лобастова, К.Г. Языков, А.Н. Корнетов

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Клинико-психологическое исследование проведено у 83 детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте 5-16 лет. Изучены особенности эмоционально-волевой сферы в процессе проведения физической реабилитации. Методы физической реабилитации способны обеспечить некоторую психологическую адаптацию детей с детским церебральным параличом, стимулируя развитие работоспособности и стрессоустойчивости.

Ключевые слова: детский церебральный паралич; эмоционально-волевая сфера; физическая реабилитация; стрессоустойчивость.

Детский церебральный паралич (ДЦП) является ведущей причиной детской инвалидности в структуре заболеваний нервной системы [1].

Ряд авторов, изучая влияние социума на развитие детей с церебральным параличом, выявили, что дети частично являются продуктом среды, и что ранняя общественная среда более значима для ребенка с ДЦП, чем ранние физиологические факторы [2-4].

Некоторые исследователи отмечают, что если ребенку с какими-либо затруднениями не будет оказана своевременная нейропсихологическая помощь, эти трудности пройдут через все годы обучения, затрудняя полноценное формирование не только конкретных форм деятельности, но и негативно влияя на общее развитие ребенка [5].

Важно учитывать, что в результате двигательных нарушений дети с ДЦП ограничены не только в передвижении, но и в общении с окружающими. У таких детей отсутствует возможность полноценно познавать мир и развиваться как личность. В результате чего увеличивается отрицательное влияние на психическое развитие и эмоционально-волевую сферу ребенка, страдающего ДЦП.

Таким образом, своевременное проведение психологической реабилитации и устранение существующих барьеров в пределах окружающей среды являются актуальной задачей.

Целью нашего исследования являлось изучение влияния физической реабилитации на психоэмоциональную сферу детей с ДЦП.

В процессе реабилитационных мероприятий нами были исследованы особенности нервно-психических состояний у детей, страдающих церебральным параличом, посредством метода цветовых выборов Л.Н. Собчик.

В исследовании приняли участие 83 ребенка-инвалида, страдающие церебральным параличом, в возрасте от 5 до 16 лет, выбранные методом типического отбора.

Результаты, представленные в табл. 1, указывают на то, что у большинства испытуемых в эксперименталь-

В ходе исследования выборка испытуемых была разделена на две группы.

Первая опытно-экспериментальная группа включала 41 ребенка-инвалида с детским церебральным параличом, к которой в ходе исследования применялись различные специализированные методики по физической реабилитации.

Группу контроля составили 42 ребенка, соответствующих основной группе по тяжести заболевания, полу и возрасту, к которым методы физической реабилитации не применялись.

С помощью метода цветовых выборов Л. Н. Соб-чик - модифицированного варианта восьмицветового теста М. Люшера - была проведена диагностика психологического благополучия обследуемых детей. Индикатором благополучия явились суммарное отклонение от аутогенной нормы и вегетативный коэффициент, при помощи которого определялся энергетический баланс организма.

Исследование проводилось поэтапно. Первый этап включал измерение исходных показателей нервнопсихического состояния обследуемых детей.

На втором этапе, после применения методов физической реабилитации в экспериментальной группе, было проведено контрольное тестирование исследуемых параметров в обеих группах обследуемых детей.

В заключение оценивалась динамика выявленных изменений в экспериментальной и контрольной группах.

Оценка изменений осуществлялась с помощью анализа сдвигов в значениях итогового тестирования по статистическому Т-критерию Вилкоксона.

Проведенный анализ показал, что в экспериментальной группе наблюдается увеличение значений по шкале «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» по тесту М. Люшера, которая отражает уровень нервно-

психической напряженности у испытуемых (табл. 1).

ной группе показатель «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» при повторном исследовании умень-

Т а б л и ц а 1

Анализ сдвигов в значениях показателей по тесту М. Люшера в экспериментальной группе

Показатель по тесту М. Люшера в экспериментальной группе Т-критерий Вилкоксона (сумма проранжированных сдвигов в значениях) N 1 N 2 Достигнутый уровень значимости (р-уровень)

Суммарное отклонение от аутогенной нормы (психологическое благополучие) 34 4 12 0,04

Вегетативный коэффициент 95 6 17 0,19

Примечание. N 1 - количество испытуемых с увеличившимися значениями при повторном исследовании; N 2 - количество испытуемых с уменьшившимися значениями при повторном исследовании.

шился. Чем выше значение суммарного отклонения, тем в большей мере силы ребенка расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутриличностными проблемами. Повторное исследование выявило, что у 56% детей отмечается незначительный уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, в отличие от первичного обследования, где этот показатель был отмечен у 46% обследуемых. Кроме того, повторное обследование установило увеличение количества детей с отсутствием нервнопсихической напряженности до 15% (первично 7%). В этой связи большой процент детей, страдающих цереб-

В данном случае статистически значимых изменений не произошло ни в показателях «Суммарное отклонение от аутогенной нормы», ни в «Вегетативном коэффициенте».

Однако отмечено некоторое увеличение количества детей со средним уровнем непродуктивной нервнопсихической напряженности на 7,1% от исходного значения. Процент детей с повышенным и выраженным уровнем непродуктивной нервно-психической напряженностью не изменился и составляет на 9,4% больше, чем в экспериментальной группе. Таким образом, в контрольной группе у 14,2% детей в общем эмоциональном фоне преобладают тревожность, неуверенность в своих силах, разочарование ходом своей жизни. Помимо этого дети являются повышенно возбудимыми, утомляемыми; потенциал их социальной активности очень невысок.

В результате проведенного исследования представлены данные, которые указывают на наличие в экспериментальной группе у большинства обследуемых детей с ДЦП незначительный уровень нервно-

ральным параличом, обладает оптимистичным эмоциональным настроем и высоким уровнем работоспособности. В то же время отмечено снижение числа детей с повышенной и выраженной непродуктивной нервнопсихической напряженностью, количество которых составило 5% в отличие от первичных 10%. Однако в значениях вегетативного коэффициента, отражающего энергетический баланс организма, изменений, которые бы имели статистическую значимость, не выявлено.

Результаты, полученные в контрольной группе, статистически значимых изменений не выявили ни в одном исследуемом параметре (табл. 2).

психической напряженности. Следовательно, в этой группе у детей преобладает установка на активную деятельность. Эмоциональный настрой у обследуемых детей оптимистичный. Более эффективно развит волевой самоконтроль при незначительном уровне нервнопсихической напряженности в отличие от повышенного и выраженного уровней. При наличии соответствующей мотивации дети способны сохранять интенсивную работоспособность в течение длительного времени. Кроме того, снижение значений в показателях «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» при повторном тестировании свидетельствует о наличии определенных резервов работоспособности и стрессо-устойчивости у обследуемых детей.

Таким образом, полученные результаты указывают на психологические эффекты, приобретенные в результате проводимых реабилитационных мероприятий, которые ориентированы не только на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе, но и способствуют, как показал опыт, интеллектуальному и личностному развитию детей с ДЦП.

Т а б л и ц а 2

Анализ сдвигов в значениях показателей по тесту М. Люшера в контрольной группе

Показатель по тесту М. Люшера в контрольной группе T-критерий Вилкоксона (сумма проранжированных сдвигов в значениях) N 1 N 2 Достигнутый уровень значимости (р-уровень)

Суммарное отклонение от аутогенной нормы (психологическое благополучие) 56 11 6 0,3

Вегетативный коэффициент 44 10 6 0,2

Примечания. N 1 - количество испытуемых с увеличившимися значениями при повторном исследовании; N 2 - количество испытуемых с уменьшившимися значениями при повторном исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Green L.B., Hurvitz E.A. Cerebral palsy // Phys Med Rehabil Clin N Am. 2007. 18(4).

2. Miceli P.J. et al. Brief report: birth status, medical complications and social environment: individual differences in of preterm, very low birth weight

infants // J. Pediatr. Psychol. 2000. № 25. Р. 353-358.

3. Hammal D. et al. Participation of children with cerebral palsy is influenced by where they live // Dev. Med. Child. Neurol. 2004. № 46. Р. 292-298.

4. Cunningham S.D. et al. Parenting and social functioning of children with and without cerebral palsy // Rehabil. Psychol. 2009. № 54(1). Р. 109-115.

5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж:

МОДЭК, 1997.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 31 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.