Научная статья на тему 'Динамика изменений мотивации научной деятельности после защиты кандидатской диссертации'

Динамика изменений мотивации научной деятельности после защиты кандидатской диссертации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
588
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита диссертации / мотивация научной деятельности / мотива-ционное истощение / thesis defence / scientific activity motivation / motivational depletion

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разина Татьяна Валерьевна

Целью исследования является изучение динамики силы и структурных характери-стик системы мотивации научной деятельности в течение ряда лет после защиты канди-датской диссертации. Выборка исследования составила 66 кандидатов наук, после защи-ты которых прошло от 1 до 7 лет. Результаты исследования показали, что после защиты кандидатской диссертации уровень мотивации научной деятельности и ее функциональ-ные возможности значительно снижаются. Система мотивации научной деятельности претерпевает качественные структурные изменения на всех этапах. Восстановление функциональных возможностей системы мотивации научной деятельности у кандидатов наук происходит через 2–3 года после защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF CHANGES OF THE SCIENTIFIC ACTIVITY MOTIVATION SYSTEM AFTER DEFENDING DOCTORAL (FIRST DEGREE) THESES

The aim of this study is to examine the dynamics and structural characteristics of thescien-tific activity motivation system for several years after defending doctoral (firstdegree) theses. The sample ofourstudycomprises66(firstdegree) doctors of sciences, with1 to 7 yearsofpostdefenceex-perience. The results oftheresearchshow that after the thesisdefense a noticeablyreducedlevelof motivation and functionality. So the scientific activity motivation system is undergoing qualitative and structural changes at all stages. Itwasdemonstrated that the motivationrecovery timespanwas2 to 3 years.

Текст научной работы на тему «Динамика изменений мотивации научной деятельности после защиты кандидатской диссертации»

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСЛЕ ЗАЩИТЫ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

DYNAMICS OF CHANGES OF THE SCIENTIFIC ACTIVITY MOTIVATION SYSTEM AFTER DEFENDING DOCTORAL (FIRST DEGREE) THESES

T.B. Разина

T.V. Razina

Целью исследования является изучение динамики силы и структурных характеристик системы мотивации научной деятельности в течение ряда лет после защиты кандидатской диссертации. Выборка исследования составгта 66 кандидатов наук, после защиты которых прошло от 1 до 7 лет. Результаты исследования показали, что после защиты кандидатской диссертации уровень мотивации научной деятельности и ее функциональные возможности значительно снижаются. Система мотивации научной деятельности претерпевает качественные структурные изменения на всех этапах. Восстановление функциональных возможностей системы мотивации научной деятельности у кандидатов наук происходит через 2-3 года после защиты.

The aim of this study is to examine the dynamics and structural characteristics of thescien-tific activity motivation system for several years after defending doctoral (firstdegree) theses. The sample ofourstudycomprises66(firstdegree) doctors of sciences, withl to 7 yearsofpostdefenceex-perience. The results oftheresearchshow that after the thesisdefense a noticeablyreducedlevelof motivation and functionality. So the scientific activity motivation system is undergoing qualitative and structural changes at all stages. Itwasdemonstrated that the motivationrecovery timespanwas2 to 3 years.

Ключевые слова: защита диссертации, мотивация научной деятельности, мотивационное истощение.

Key words: thesis defence, scientific activity motivation, motivational depletion.

Введение

Научная деятельность, как и любая другая профессиональная деятельность, помимо собственно содержательных достижений предполагает определенные формальные этапы карьеры и их вещественные подтверждения. В научной деятельности традиционными этапами являются поступление в аспирантуру, защита кандидатской и докторской диссертаций. Несмотря на относительную конвенциальность, формальность этих этапов, они тем не менее играют и существенное неформальное значение в жизни каждого научного работника, воздействуют на внутреннюю психологическую систему научной деятельности и в первую очередь на мотивацию. Являясь зачастую обязательными в карьере любого ученого, данные этапы, рубежи обладают известной мотивирующей силой для субъекта научной деятельности, желание пройти их заставляет ученого работать интенсивней. Безусловно, это не единственный фактор воздействия, деятельность ученого является полимотивиро-ванной. Существуют значительно более мощные мотивы (познавательный, цен-

92

ностный и т.п.), обусловливающие выбор и осуществление научно-исследовательской работы. Тем не менее в последние годы интерес к прохождению данных формальных этапов и сама процедура их прохождения приобретают болезненный характер. Процедуры усложняются, причем не столько в содержательном, научном, сколько в формально-административном плане. В период 2016-2017 гг., когда были введены новые требования к подготовке материалов, необходимых для оформления процедуры защиты диссертации, многие соискатели кандидатских и докторских степеней просто отказались от участия в процедуре защиты, тем самым закрыв для себя возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью в новом качестве, которое открывает более широкие возможности. Таким образом, современная процедура подготовки к защите диссертации и сама защита выступают не только мотивирующим, но и демотивирующим фактором. Поступление в аспирантуру же, напротив, как правило, не связано с большими сложностями. Из-за незначительного количества желающих пойти в аспирантуру во многих вузах количество принятых аспирантов соответствует количеству поданных заявлений. Это в значительной степени обесценивает достижение статуса аспиранта и значимость тех обязанностей, которые аспирант приобретает - сдача кандидатских экзаменов, написание и защита кандидатской диссертации.

В данной работе мы хотим обратиться к вопросу о том, как процесс защиты кандидатской диссертации влияет на мотивацию научной деятельности (далее -МНД). Поступление в аспирантуру сейчас не имеет той значимости и не может считаться демаркационной линией, за которой начинается профессиональная научная деятельность. Зачастую это связано с девальвацией, обесцениванием ученой степени в современной России. Наличие степени кандидата наук в некоторой степени равноценно диплому о высшем образовании 40-50 лет назад. Только наличие официально задокументированной кандидатской степени является тем условием, которое позволяет молодому научному сотруднику на равных с прочими включаться в научную деятельность. Неудивительно, что процесс защиты диссертации помимо содержательно научного, официально-административного имеет также своеобразный сакральный характер. Эти явления очень ярко отразила в своей работе Н.В. Демина, представив процедуру защиты диссертации как обряд перехода из сообщества «непосвященных» в сообщество «посвященных» [2]. Защита докторской диссертации отмечает также важный, но не столь глобальный рубеж в жизни научного работника. Если защита кандидатской знаменует получение нового качества - «научный работник», то защита докторской только поднимает научного работника на новую ступень. Именно поэтому в плане динамики МНД больший интерес представляет защита кандидатской диссертации.

Помимо всего прочего, современная защита диссертации достаточно тяжела не только в когнитивном плане (поиск новых научных тем, их теоретическая и экспериментальная разработка, осуществление всего исследовательского цикла), но и в эмоциональном (серьезная ответственность, высокая цена ошибки, высокая степень неизвестности, отсроченная оценка результата, высокая степень психоэмоционального напряжения) и физическом (интенсивная, зачастую непрерывная работа вне зависимости от рабочего времени, частые форс-мажорные условия тру-

93

да) аспектах. Все это ставит под вопрос адекватность той психофизиологической «цены», которую соискатель степени «платит» за защищенную диссертацию. Такая неоднозначная роль диссертации кандидата наук обусловливает необходимость ее изучения, в том числе в аспекте воздействия на МНД, поскольку именно мотивация является той основой, на которой строится и от которой зависит вся психологическая структура деятельности.

Теоретическая разработанность проблемы

В любой профессиональной деятельности возникают острые стрессовые, относительно краткосрочные ситуации, которые требуют напряжения всех сил и ресурсов организма. В научной деятельности такой ситуацией является защита диссертации. Подобные стрессовые ситуации в профессиональной деятельности имеют ряд общих характеристик. Во-первых, они являются неотъемлемыми этапами профессиональной деятельности и карьеры и поэтому ожидаемы (часто желанны), прогнозируемы. Во-вторых, они относительно кратковременны и редки. В-третьих, для эффективного осуществления профессиональной деятельности под действием этих факторов необходимо постоянно поддерживать высокую интенсивность всех познавательных процессов и других функциональных систем организма. В-четвертых, эти факторы имеют высокую личностную значимость, входят в систему профессиональных и личностных ценностей субъекта труда, а в связи с этим предполагают большую ответственность. Помимо этого данные факторы кардинально меняют профессиональную (а иногда и личную) жизнь человека и даже при благоприятном разрешении ситуации возможны отсроченные последствия, деструктивно влияющие на функциональную надежность.

Защита диссертации в научной деятельности желанна и ожидаема, ответственна, требует высокой интенсивности профессиональной деятельности, играет важнейшую роль в профессиональной карьере ученого, связана с его ведущими ценностями. Не только содержательный аспект (публичная защита авторского вклада в науку), но и организационная сторона (подготовка значительного объема документов, соблюдение всех формальных требований процедуры), а также длительный период ожидания результатов утверждения защиты в ВАК играют существенную роль в возникновении тяжелых стрессовых состояний.

Ситуации подготовки и защиты диссертации присущи все факторы, которые вызывают стресс в других видах деятельности: ограничения во времени, большая степень ответственности, строгий внешний контроль, интенсивность нагрузок, ожидания от значимого окружения, высокая цена ошибки [1, 3, 9, 11]. Таким образом, защита диссертации является мощным стрессором, который по своему воздействию на профессионала (научного работника) значительно превосходит действие хронического стресса и имеет пролонгированный характер.

На начальных этапах возникновения профессионального стресса высокая мотивация, как правило, является условием, препятствующим его развитию, его деструктивному влиянию [1, 11]. В процессе действия профессионального стресса высокая мотивация может усиливать его деструктивные последствия в отношении

94

выполнения профессиональной деятельности [20, 22]. Стресс большой силы, в свою очередь, может снижать мотивацию в процессе своего воздействия на профессионала [17, 18] и после, когда действие стрессового фактора уже прошло и наблюдаются состояния, близкие к психическому выгоранию. Такие факторы, как невозможность изменить внешние условия, свое отношение к ним, повлиять на них, проявить активность, контролировать развитие ситуации (что наблюдается, когда научный сотрудник, например, ожидает решения ВАК по утверждению своей защиты), могут приводить к изменению мотивационной сферы, ее истощению. Следствием этого будет профессиональная пассивность, равнодушие к деятельности и ее результатам, профессиональному общению с людьми [10, 14]. На данный момент решение в ВАК об утверждении защиты диссертации принимается в среднем в течение 6 месяцев. Это относительно короткий срок, некоторое время назад решений ВАК можно было ждать 12 и более месяцев. Однако в последние годы процент диссертаций, не утвержденных в ВАК, заметно возрос. И если раньше длительное ожидание носило скорей формальный характер, а диссертант был на 99 % уверен в благополучном исходе, то теперь окончательное решение принимается именно в ВАК и оно с большой вероятностью может быть отрицательным. Таким образом, ожидание результатов из ВАК создает реальную стрессовую ситуацию длительностью в среднем 6 месяцев, которая усугубляется невозможностью диссертанта каким-либо образом повлиять на ее исход.

В отношении научной деятельности большое теоретическое и прикладное значение имеет изучение того, как ситуация защиты диссертации влияет на МНД, поскольку именно мотивация является той психологической основой, на которой разворачивается профессиональная деятельность, в особенности деятельность творческая, нестандартная. МНД, как отмечают зарубежные коллеги, представляет собой сложное, комплексное образование [15, 16, 19, 21], и это неоднократно подтверждалось эмпирическими исследованиями. Тем не менее единая, концептуальная модель МНД до сих пор не была создана, что значительно затрудняло ее изучение. Методологической основой в наших работах для создания концепции МНД выступил метасистемный подход, показавший высокую эффективность в изучении ряда других психологических феноменов [4, 5, 6, 7, 8].

Согласно метасистемному подходу МНД принадлежит к специфическому классу систем - со встроенным метасистемным уровнем. В данной работе сугубо прикладного характера мы опускаем значительную часть концептуальных положений и остановимся на описании содержания субсистемного уровня МНД, который играет в ней центральную роль. Субсистемный уровень внутренне гетерогенен и образован синтезом десяти основных мотивационных субсистем. Это своеобразные мотивационные области, группы мотивов, объединенные на основе качественной специфичности и функциональной однородности и в своей совокупности исчерпывающие весь возможный спектр мотивов научной деятельности.

Субсистема внешней мотивации объединяет мотивы, связанные с определенными социальными факторами: высокое положение, статус, степени, звания, должности, материальный достаток, а также социальные обязательства, соображения удобства или привычки, честолюбие, гордость.

95

Субсистема внутренней мотивации обусловлена интеллектуальным и эстетическим удовольствием от процесса научного исследования; он является целью, смыслом жизни, дает ощущение полноты самореализации и бытия. Внутренняя и внешняя мотивация выступают как антагонисты, однако возможно их синергетическое взаимодействие.

Субсистема мотивации достижений - желание достигать максимальных конечных результатов (зачастую материальных), решать сложные нетривиальные научные задачи, искать решения неразрешимых проблем.

Субсистема мотивации безопасности в научной деятельности включает потребности в безопасности, избегание неудач, страх социального отторжения, потребности в социальной гармонии и социальной безопасности.

Субсистема мотивации конкуренции - желание научного первенства в сочетании с нейтрализацией соперников в достижении цели. Проявляется как на межличностном уровне, так и на уровне малых и больших групп.

Ценностная мотивационная субсистема - совокупность ценностных ориентаций и идеалов личности (как научных, так и общечеловеческих), оказывающих смыслообразующее действие в области научной деятельности.

Познавательная мотивационная субсистема любопытство, наслаждение познавательными усилиями, потребность в решении проблемы, направленность на получение принципиально новых знаний на основе интереса, не связанного с практической пользой.

Субсистема антимотивации - мотивация преодоления. Стимулирующее действие оказывают внешние (сопротивление исследуемого материала, природы) или внутренние (собственные психологические особенности - черты личности и т.п.) условия, затрудняющие реализацию научной деятельности.

Рефлексивная мотивационная субсистема - самоконтроль, целеполагание и самостимуляция в научной деятельности. Осуществляет функции организации, координации и регуляции, определяя содержание и функциональную динамику этих процессов.

Косвенная мотивационная субсистема предполагает достижение ненаучных целей с помощью научной деятельности, иногда становится необходимым условием для дальнейшего эффективного осуществления научной деятельности.

Для диагностики силы мотивационных субсистем МНД разработана авторская психодиагностическая методика «МНД». Не менее важными являются показатели, отражающие степень целостности, организованности системы МНД, их способность к согласованному взаимодействию в достижении целей профессиональной деятельности - функциональные возможности системы МНД. В работах В.Д. Шадрикова было установлено, что чем выше уровень когерентности системы, тем шире ее функциональные возможности: «При увеличении числа и тесноты связей между компонентами структуры возрастают ее функциональные возможности» [12, с. 169].

Цель данной работы - определить, как изменяется абсолютная сила и структурные характеристики системы МНД после защиты кандидатской диссертации. Мы предполагаем, что после защиты диссертации наблюдается мотивационное ис-

96

тощение: не только снижается общий уровень МНД, но и трансформируется ее структура таким образом, что функциональные возможности системы резко падают и их восстановление требует достаточно длительного времени.

Материалы и методы

Выборка исследования включала экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальную группу составили 66 кандидатов наук, после защиты которых прошло от 1 до 7 лет. Эта группа была разбита на подгруппы по критерию количества лет, прошедших с момента защиты диссертации: 1 год, 2-3 года, 4-7 лет. В контрольную группу из 69 человек включили кандидатов наук, после защиты которых прошло более 10 лет. В выборке преобладали кандидаты геологоминералогических, биологических, технических, химических, экономических наук, работающие в вузах и НИИ Ярославля, Сыктывкара, Костромы, Кирова, Санкт-Петербурга. На момент исследования все испытуемые уже имели информацию о том, что их защита утверждена в ВАК. Социально-демографические характеристики выборки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Социально-демографические характеристики выборки исследования

Средний возраст (лет) Мужчин (%) Женщин (%)

В исследовании На момент защиты

Чрез 1 год после защиты

31.2 30.2 50.0 50.0

Через 2-3 года после защиты

33.5 31.1 38.1 61.9

Через 4-7 лет после защиты

35.8 31.2 46.2 53.8

Более чем через 10 лет после защиты (контрольная группа)

46.8 31.9 32.4 67.6

Методами сбора эмпирических данных были авторская методика диагностики МНД, анкетирование, индивидуальная беседа. Методы обработки данных - описательная статистика, корреляционный анализ, методы структурно-психологического анализа. К их числу относятся индексы структурной организации системы (ИКС - индекс когерентности системы - позволяет определить степень интегрированности структуры; ИДС - индекс дивергентности системы - позволяет определить меру дифференцированности структуры; ИОС - индекс организованности системы - позволяет выявить общую степень организации структуры). Метод экспресс % для сравнения матриц и структурограмм на их гомогенность-гетерогенность.

Результаты и их обсуждение

Как показали результаты (табл. 2), в экспериментальных подгруппах нельзя проследить какую-либо однонаправленную, однозначно детерминированную динамику в силе мотивационных субсистем после защиты кандидатской диссертации.

97

Скорее всего в данном случае имеют место стохастические процессы, обусловленные не столько самим фактом защиты, сколько прочими сопутствующими ему факторами. Нельзя также утверждать, что уровень (сила) мотивационных субсистем в тот или иной период после защиты однозначно ниже, чем в контрольной группе. Это не позволяет принять предположение о наличии яркого мотивационного истощения после защиты кандидатской диссертации. Тем не менее с позиций метаси-стемного подхода абсолютные характеристики составляющих субсистемного уровня играют, конечно, важную, но не первоочередную роль в установлении функциональных возможностей системы МНД и являются вторичными. Первичными показателями, которые требуют своего анализа, являются структурные характеристики системы МНД.

Таблица 2

Средний уровень мотивационных субсистем (в стенах)

Субсистемы МНД Экспериментальные подгруппы Контрольная группа

1 ГОД 2-3 года 4-7 лет

Внешняя 5.11 5.43 4.77 5.39

Конкуренции 5.0 4.86 5.27 5.22

Достижений 5.79 5.05 4.12 4.82

Безопасности 5.79 5.1 4.77 4.79

Внутренняя 4.63 5.19 3.81 5.17

Ценностная 5.26 4.76 4.23 4.91

Познавательная 4.74 4.48 4.35 5.11

Антимотивация 4.95 4.52 4.35 4.91

Рефлексивная 5.32 5.48 5.08 4.98

Косвенная 4.74 4.52 5.12 4.83

Именно поэтому основным диагностическим показателем в данном исследовании будут выступать индексы структурной организации системы, свидетельствующие об интегрированности или дезинтеграции системы МНД (табл. 3).

В данном случае наиболее диагностичными будут значения индекса организованности системы (НОС). Как показали наши исследования, уровень НОС в системе МНД, достаточный для осуществления целенаправленной и эффективной научной деятельности, находится в пределах 50-60 единиц. Среднепопуляционные значения НОС колеблются в пределах 80-100 единиц.

Уровень НОС у кандидатов наук в первый год после защиты еще не дотягивает до минимально возможного, зато через 2-3 года резко возрастает и становится даже выше среднепопуляционного. Через 4-7 лет уровень НОС вновь незначительно снижается, не опускаясь ниже минимально возможного. Уровень НОС и характер его динамики также не дает оснований говорить о наличии ярко выраженного мотивационного истощения у кандидатов наук, поскольку система МНД все же продолжает существовать как целостность и силы когерентности превосходят силы дивергентности, разрушающие систему. Однако диагностируемое состояние систе-

98

мы МНД достаточно близко по своим характеристикам к мотивационному истощению. Столь яркая динамика силы внутрисистемных связей требует своей интерпретации.

Структурная организация систем МНД

Таблица 3

Индексы структурной организации системы Экспериментальные подгруппы Контрольная группа

1 ГОД 2-3 года 4-7 лет

ИКС 30 122 66 108

ИДС 0 -2 -2 -8

иос 30 120 64 100

Период восстановления функциональных возможностей системы МНД после защиты диссертации составляет, по-видимому, 1-2 года, поскольку наивысший уровень когерентности системы МНД при минимальном уровне дивергентности наблюдается именно через 2-3 года после защиты. Однако данный период длится порядка 3-4 лет, после чего функциональные возможности вновь снижаются. Таким образом, факт защиты кандидатской диссертации имеет довольно мощный мотивирующий потенциал, но он реализуется не сразу и продолжается ограниченный период времени.

С помощью метода %2 были исследованы структуры МНД во всех экспериментальных и контрольных подгруппах (табл. 4). Установлено, что каждая эмпирическая подгруппа имеет свою качественно специфичную структуру МНД, отличную как от других, так и от структуры МНД в контрольной группе. Это говорит о непрерывном процессе трансформации структуры системы МНД после защиты диссертации.

Рассмотрим характеристики экспериментальных подгрупп в совокупности количественных и качественных характеристик системы МНД. У научных сотрудников, после защиты кандидатской диссертации которых прошел 1 год и менее, мотивационная система характеризуется достаточно высоким уровнем силы отдельных мотивационных субсистем. Однако при этом уровень когерентности системы довольно низок. Это значит, что в системе МНД действуют отдельные очень сильные мотивы, но они слабо связаны между собой, вступают в противоречия друг с другом, и система не действует как единое целое. Такие особенности МНД объясняют, почему только что защитившиеся кандидаты горят желанием осуществлять новые исследования, писать гранты и т.п., а на деле у них зачастую получается очень мало. Отсутствие взаимосвязей между субсистемами системы МНД объясняет также, почему многие вновь защитившиеся кандидаты чувствуют истощение, у них опускаются руки и некоторое время они не способны ни к какой целенаправленной научной деятельности. Однако в силу психофизиологических возрастных особенностей (средний возраст кандидатов наук на момент защиты довольно молодой - около 30 лет) данное истощение, по-видимому, довольно быстро и успешно компенсируется и, несмотря на всю стрессогенность ситуации защиты, система МНД достаточно быстро начинает восстанавливаться.

99

Таблица 4

Степень подобия структур МНД в экспериментальной и контрольной группах

Группы исследуемых Экспериментальные подгруппы Контрольная группа

2-3 года 4-7 лет

Экспериментальные подгруппы 1 год 0.09 0.05 -0.11

2-3 года 1.00 0.27 0.34

4-7 лет - 1.0 -0.31

Контрольная группа — — 1,00

Примечание. * - значимость на уровне р<0.05

У кандидатов, после защиты которых прошло 2-3 года, система МНД принципиально отлична от системы МНД только что защитившихся кандидатов. По-видимому, послезащитный стресс прошел, наступила адаптация, и система МНД, перестроившись, восстановилась и вошла в новый режим работы. В первую очередь необходимо отметить высокий уровень когерентности системы МНД, что говорит о ее высоких функциональных возможностях. Это значит, что стресс, вызванный процедурой защиты, прошел и именно в данный момент кандидат наук обладает наибольшим потенциалом (по крайней мере в отношении МНД). Второй особенностью является то, что практически исключенными из системы МНД оказываются внешняя мотивация (она уже не актуальна на данный момент, поскольку защита состоялась, ее результаты утверждены, диплом кандидата науки получен, зарплата возросла) и косвенная мотивация (факт нового статуса субъективно дает возможность и требует от кандидата сосредоточиться именно на научных вопросах). Для многих кандидатов факт степени создает своеобразный оптический эффект - как бы субъективно увеличивает их научно-исследовательские возможности, придает веры в свои силы. В результате кандидаты уже более активно и смело берутся за разработку новых тем, расширяют сферу своих профессиональных контактов, ощущая себя равным среди равных.

Первая особенность структуры МНД кандидатов, которые защитились 4-7 лет назад, это, во-первых, более «рыхлая» структура по сравнению со структурой кандидатов, после защиты которых прошло 2-3 года. Это говорит о том, что у них появились, по-видимому, уже какие-то новые цели, возможно кто-то стал думать о защите докторской, а кто-то об уходе из научной деятельности, поскольку получение желаемой кандидатской степени не удовлетворило ожиданий. Вторая особенность - это включение в структуру МНД косвенной мотивации, которая ранее оставалась не связанной с другими мотивационными субсистемами. Это говорит о том, что теперь структура МНД стала несоизмеримо шире, она уже не замкнута только на науку, но включает в себя и другие сферы (по результатам наших исследований, это дружеские связи, хобби, спорт, выполнение неких иных видов работ, связанных с научной деятельностью). Теперь, когда профессиональный статус кандидата наук уже упрочился, он может более спокойно расширить сферу своих интересов и деятельности. Показательно, что косвенная субсистема имеет отрицательные корреля-

100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ционные связи с мотивационной субсистемой безопасности (г-Спирмена = 0.41, при р = 0.04). Таким образом, те, кто продолжает беспокоиться о своем научном статусе, не расширяют сферу своих интересов, а те, кто расширяет, ощущают свое положение довольно прочным и не боятся делать рискованные, возможно не всегда одобряемые научным сообществом поступки.

Если анализировать динамику изменений в системе МНД после защиты кандидатской диссертации, то можно говорить о нелинейной зависимости между функциональными возможностями МНД и временем, прошедшим с момента защиты. Пик функциональных возможностей после защиты кандидатской диссертации наступает через 2-3 года. Эту закономерность важно использовать руководителям научных подразделений при организации деятельности научных коллективов и отдельных сотрудников. Зачастую руководство ожидает от защитившихся кандидатов моментальных результатов и моментального взлета научной продуктивности. Однако состояние мотивационной сферы, которое можно охарактеризовать как близкое к мотивационному истощению, не позволит им быть целенаправленными и эффективными. В течение первого года после защиты кандидатам наук желательно создать определенный щадящий режим, ограничить их профессиональные обязанности выполнением кратковременных работ, не связанных с большими эмоциональными нагрузками. Однако через 2-3 года после защиты можно более эффективно использовать возможности кандидата наук, давая ответственные и сложные виды работ, поскольку возросший мотивационный потенциал будет обеспечивать эффективность научной деятельности. Тем не менее надо понимать, что такой период повышенной мотивации и самоотдачи в научной работе не может длиться бесконечно и через 4-5 лет у сотрудника могут появиться другие интересы. Это тем более вероятно, если его научная работа будет встречать непонимание, препятствия, если он не сможет получить вовремя помощь и поддержку. При таком развитии событий велика вероятность ухода из науки и смены профессиональной деятельности (в среднем в этот период научным сотрудникам около 35 лет - это молодые, достаточно гибкие люди, которые не бояться кардинально изменять жизнь). Руководителям научных структурных подразделений важно не упустить этот момент, по мере сил создавать условия для работы (пусть это выражается хотя бы в моральной поддержке). Также важно работать над построением дальнейшего профессионального пути сотрудника в науке, чтобы молодой кандидат наук достаточно четко мог себе представлять перспективы, чувствовать свою нужность и востребованность. К сожалению, функция профессионального и психологического сопровождения еще не в полной мере присутствует в деятельности руководителей научных подразделений, а возможности профессионального психологического сопровождения научных коллективов еще больше ограничены.

Заключение

Проведенное исследование позволило установить, что после защиты кандидатской диссертации система МНД претерпевает существенные изменения: абсолютная сила всех мотивационных систем МНД изменяется стохастически, степень

101

интегрированности системы МИД снижается ниже минимально возможного для обеспечения эффективной трудовой деятельности, что свидетельствует о состоянии, близком к мотивационному истощению. Таким образом, можно говорить о функциональной дестабилизации системы МНД и необходимости ее восстановления. Подобное состояние наблюдается в первый год после защиты диссертации. Восстановление системы МНД происходит через 2-3 года после защиты и по своему характеру близко к гиперкомпенсации, поскольку функциональные возможности системы превосходят среднепопуляционные. Это наиболее благоприятный период для осуществления научной деятельности. Через 4-7 лет после защиты наблюдается снижение функциональных возможностей системы МНД, связанное с появлением новых целей и задач профессиональной научной деятельности. Таким образом, факт защиты кандидатской диссертации имеет довольно мощный мотивирующий потенциал, но он проявляется не сразу и продолжается ограниченный период времени, который важно не упустить и использовать в плане оптимизации научной деятельности.

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Пер Сэ, 2006.511 с.

2. Демина Н.В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8.№1.С. 97-112.

3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Институт психологии РАН, 2003. 318 с.

4. Карпов А.В. Психология деятельности: в 5 т. Т. 1: Метасистемный подход. М.: РАО, 2015.546 с.

5. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта. Ярославль: Издательство ЯрГУ, 2007. 325 с.

6. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 190 с.

7. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Образование и наука. 2010. № 1. С. 30-39.

8. Леньков С.Л. Российская организационная культура: специфика с позиций мета-системного подхода // Журнал практической психологии. 2007. № 4. С. 37^9.

9. Леонова А.Б., Багрий М.А. Синдромы профессионального стресса у врачей различных специализаций // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2009. №3. С. 44-53.

10. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 330 с.

11. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2011. 512 с.

12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. М.: Логос, 1996. 320 с.

13. Arzensek A., Kosmrlj К., Sirca N.T. Slovenian young researchers’ motivation for knowledge transfer // Higher education. 2014. Vol. 68, №2. P. 185-206.

14. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: A nexploratory study // Journal of Organizational Behavior. 1991. №12. P. 1-11.

102

15. 16.Conradi К., Jang B.G., McKenna M.C. Motivation terminology in reading research: A conceptual review 11 Educational psychology review. 2014. Vol. 26, №1. P. 127-164.

16. Glynn S.M., Brickman P., Armstrong N., Taasoobshirazi G. Science motivation questionnaire II: validation with science majors and nonscience majors // Journal of research in science teaching. 2011. Vol. 48, №10. P. 1159-1176.

17. Park J., Chung S., An H., Park S., Lee C., Kim S.Y., Lee J. D., Kim K.S. A structural model of stress, motivation, and academic performance in medical students // Psychiatry Investigation. 2012. №9(2). P. 143-149.

18. Riyadi S. Effect of work motivation, work stress and job satisfaction on teacher performance at senior high school (SMA) throughout the state Central Tapanuli, Sumatra // IOSR Journal of humanities and social science. 2015. Vol. 20, №2. Ver. 1. P. 52-57.

19. Schiefele U., Schaffner E., Moller J., Wigfield A. Dimensions of reading motivation and their relation to reading behavior and competence // Reading research quarterly. 2012. Vol. 47, №4. P. 427^63.

20. Struthers C.W., Perry R.P., Menec V.H. Anexamination of the relationship among academic stress, coping, motivation, and performance in college // Research in higher education. 2000. Vol. 41, №5. P. 581-592.

21. Szeto A.C.H., Sorrentino R.M., Yasunaga S., Kouhara S., Lin L. Motivation and performance: uncertainty regulation in Canada and Japan // Motivation and emotion. 2011. Vol. 35, №3. P. 338-350.

22. Wani S.K. Job stress and its impact on employee motivation: a study of a select commercial bank // International journal of business and management invention. 2013. Vol. 2, №3. P. 13-18.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.