Научная статья на тему 'Динамика иностранных инвестиций и особенности инвестиционного климата в странах Таможенного союза'

Динамика иностранных инвестиций и особенности инвестиционного климата в странах Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Н.

В статье исследуются составляющие инвестиционной привлекательности стран-участниц Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана на основе международных рейтингов в контексте возможных перераспределений между ними потоков иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика иностранных инвестиций и особенности инвестиционного климата в странах Таможенного союза»

Н. НОВИКОВА, аспирант Института экономики РАН

ДИНАМИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В статье исследуются составляющие инвестиционной привлекательности стран-участниц Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана на основе международных рейтингов в контексте возможных перераспределений между ними потоков иностранных инвестиций.

Ключевые слова: таможенный союз, инвестиционная привлекательность, прямые иностранные инвестиции, международные рейтинги, налоговый режим, свободные экономические зоны.

Образование Таможенного союза (ТС) в качестве общей таможенной территории стран-участниц (1 июля 2010 г.) и запуск с 1 января 2012 г. проекта Единого экономического пространства (ЕЭП) позволит создать объединенный рынок Беларуси, Казахстана и России с общим населением около 170 млн. человек и суммарным ВВП около 2 трлн. долл. Это повлияет на инвестиционную привлекательность нового международного региона, на движение в его пределах взаимных инвестиций и инвестиций третьих стран. Компании, действующие на территории ТС, получают дополнительные возможности для инвестиций и оптимизации бизнеса, а государственные органы власти стран-участников - определенные проблемы.

Особенности динамики прямых иностранных инвестиций

Беларусь, Казахстан и Россия сильно различаются по абсолютным и относительным объемам привлекаемых прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Россия лидирует среди стран ТС по абсолютному объему иностранных инвестиций (табл.1). Это обусловлено размерами российской экономики. ВВП России в 2009 г. в текущих ценах составил 1,24 трлн. долл. Приток иностранных инвестиций в российскую экономику оказался сильно восприимчив к изменениям макроэкономической среды, и сокращение притока инвестиций в 2009 г. составило более 50%. По доле ПИИ в ВВП Россия уступает Казахстану. Степень открытости её экономики для иностранных инвестиций выросла в период 2000 - 2009 гг. с 1,1 до 3,1%. Преобладающими сферами поступления иностранных инвестиций являются оптовая и розничная торговля (27,8%), обрабатывающая промышленность (27,1%), транспорт и связь (16, 8%), добыча полезных ископаемых (12,6%), а также операции с недвижимостью (9,7%) 1.

Таблица 1

Динамика прямых иностранных инвестиций, ПИИ на душу населения и ПИИ в ВВП в

странах ТС2

ПИИ в страны ТС м л Л д о л л

Страна 2000 2004 2007 2008 2009

Беларусь 103,6 164,1 1785,2 2158,0 1862,5

Казахстан 1284,2 4131,1 11096,5 15774,9 12649,3

Россия 2714,2 15444,4 55073,2 75461,4 38722,4

ПИИ на душу населения, долл.

1 Поступление иностранных инвестиций в Россию за 2009 г сократилось на 21 % до 81,927 млрд. долл. Росстат. http://www.prime-tass.ru.

2 http://unctadstat.unctad.org, расчеты автора на основе данных http://belstat.gov.by. http://www.nationalbank.kz, www.gks.ru.

Белоруссия 10,3 16,6 183,8 222,7 195,8

Казахстан 86,2 276,3 720,7 1013,1 801,8

Россия 18,5 107,1 387,3 531,4 272,9

ПИИ в ВВП по ст ранам ТС, %

Белоруссия 1,0 0,7 4,0 3,6 3,8

Казахстан 7,0 9,6 10,6 11,9 11,8

Россия 1,1 2,6 4,3 4,5 3,1

Казахстан выделяется по объему привлеченных иностранных средств на душу населения: страна резко превосходит и Россию (в 2,9 раз) и Беларусь (в 4 раза). Сокращение поступлений иностранных инвестиций в Казахстан в 2009 г. составило 20%. ВВП Казахстана в 2009 г. в текущих ценах равнялся 106,8 млрд. долл., что в 11 раз меньше ВВП России. Доля ПИИ в ВВП у Казахстана самая высокая в ТС: в период 2000 - 2009 гг. она выросла с 7 до 11,9%. Следовательно, среди стран ТС Казахстан обладает экономикой, максимально открытой для иностранных инвестиций.

В отраслевом распределении иностранных инвестиций за 2010 г. более трети приходится на операции с недвижимостью (35,5%), порядка пятой части идет в финансовую деятельность (19,4%), также большую долю занимает горнодобывающая промышленность (16,2%) 3.

Роль Беларуси в инвестиционном процессе стран ТС весьма скромная: в 2009 г. в нее поступило 1,86 млрд. долл. Сокращение притока иностранных инвестиций, вызванное кризисом, в Беларуси составило 14%. Объем ПИИ на душу населения самый маленький по странам ТС. ВВП Беларуси, по данным 2009 г. (49 млрд. долл.), в 25 раз уступал России и в 2 раза Казахстану. В то же время увеличилась степень открытости экономики: показатель ПИИ к ВВП вырос с 1 до 3,8%. В структуре иностранных инвестиций за 2009 г. большая часть поступлений (38,4%) приходится на транспорт, далее следуют промышленность (30,3%) и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (15,9%)4.

Существует связь между интенсивностью притока иностранных инвестиций и отраслевой структурой их размещения в рассматриваемых странах: чем больше доля горнодобывающего сектора в экономике государства, тем больше поступление иностранных инвестиций.

Различия в привлечении иностранных инвестиций между странами ТС объясняются разной политикой, проводимой странами в отношении ПИИ.

Инвестиционный климат в странах ТС

При принятии решения о вложении средств потенциальный инвестор оценивает следующие страновые факторы: стабильность и безопасность государства; уровень развития финансов и инфраструктуры; нормативно-правовое регулирование и налогообложение; квалификация рабочей силы и состояние рынка труда.

Международные организации и институты выпускают ряд исследований, дающих сравнительную оценку странам по указанным критериям. К ним относятся рейтинг «недееспособных» государств мира, рейтинг стран по конкурентоспособности, рейтинг легкости ведения бизнеса, индекс восприятия коррупции и индекс развития человеческого потенциала.

3 Статистика иностранных инвестиций в Казахстан в разрезе отраслей вложения по состоянию на 30 сентября 2010 г.- http://www.nationalbank.kz.

4 Богуш Е. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: состояние, перспективы и проблемы привлечения. - http://www.i-bteu.by/ru.

Одним из признанных индикаторов стабильности и безопасности государства является рейтинг «недееспособных» государств мира (Failed States Index), выпускаемый журналом Foreign Policy и общественной организацией Американский фонд мира (The Fund for Peace). Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность ключевых государственных институтов - политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб - обеспечить безопасность государства и его граждан. С 2007 г. в оценке участвуют 177 государств. Чем ниже показатель рейтинга, тем ниже уровень стабильности и безопасности в стране (табл. 2)

Таблица 2

Значение рейтинга недееспособных государств мира (Failed States Index) в 2009 г. для стран

ТС5

Страна Место в рейтинге, 2009 Значение, 2009 Место в рейтинге, 2008

Белорусь 82 (оранжевая зона) 78,7 66 (оранжевая зона)

Казахстан 103 (оранжевая зона) 72,7 105 (оранжевая зона)

Россия 80 (оранжевая зона) 79,0 71 (оранжевая зона)

Все государства в рейтинге разбиты на четыре группы: красный цвет - критический уровень рисков - от 90 до 120 баллов; оранжевый - опас- ный уровень рисков - от 60 до 89,9 баллов; желтый - стабильные государства - от 30 до 59,9 баллов; зеленый - самые стабильные государства - до 29,9 баллов.

Все страны ТС находятся в зоне с опасным уровнем рисков, наиболее близко к переходу в группу стабильных государств подошел Казахстан (72,7), Россия и Беларусь находятся на 23 и на 21 позицию ниже Казахстана.

Рейтинг стран по конкурентоспособности, подготавливаемый World Economic Forum, оценивает государства по набору политических, экономических и социальных факторов, которые определяют уровень производительности страны. В рамках конечного индекса учитываются как среда функционирования экономики (макроэкономика, образование, здравоохранение), так и особенности ведения бизнеса в стране (микроэкономика).

Страны ТС находятся на среднемировом уровне. По индексу глобальной конкурентоспособности в 2010-2011 гг. Россия занимала 63 место из 139 стран, Казахстан -72 место. Беларусь в рейтинге участвовала лишь в 1993 г.

В 2000 - 2008 гг. положение этих государств в рейтинге было более высоким, что обеспечивалось динамичным развитием экономик России и Казахстана и благоприятной конъюнктурой мировых рынков нефти и металлов, а также дешевыми источниками внешнего финансирования. В 2009 г. на положении России в рейтинге сильно сказался мировой финансовый кризис. По итогам рейтинга 2009 - 2010 гг. Россия сместилась на 12 позиций вниз, с 51 до 63, разместившись между Черногорией и Румынией. Казахстан ухудшил свое положение в рейтинге по сравнению с 2007 - 2008 гг. на 5 позиций, заняв 67 место. В 2010 - 2011 гг. положение Казахстана еще ухудшилось, он занял 72 место среди 139 стран, расположившись между Болгарией и Перу (табл. 3).

Таблица 3

Положение в рейтинге глобальной конкурентоспособности (The ^ Global Competitiveness Index) стран ТС, 2007 - 2011 гг.6 ______

Страна 2007-2008 гг. 2008-2009 гг. 2009-2010 гг. 2010-2011 гг.

Беларусь н.д. н.д. н.д. н.д.

Казахстан 61 66 67 72

Россия 58 51 63 63

Всего стран в рейтинге 131 134 133 139

5 Failed States Index 2009, http://www.foreignpolicy.com.

6 The Global Competitiveness Report 2010-2011. Klaus Schwab, World Economic Forum

Среди общих проблем экономик России и Казахстана эксперты WEF отмечают неразвитость институциональной среды, низкий уровень развития финансового рынка, низкую эффективность рынка товаров и слабый уровень развития бизнеса. У России выше позиции в рейтинге по таким показателям, как инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, размер рынка и инновационный потенциал. Среди относительных конкурентных преимуществ Казахстана эксперты WEF отмечают макроэкономическую стабильность и эффективность рынка труда.

По Беларуси имеются экспертные оценки конкурентоспособности. В частности, руководитель научно-исследовательского Центра Мизеса 7 Я. Романчук считает, что если оценить конкурентоспособность Беларуси по методике WEF, страна будет находиться на уровне между Арменией и Сербией, т.е. между 93 и 97 местом8. Следовательно, Беларусь значительно уступает России и Казахстану по конкурентоспособности, хотя по темпам роста экономики в нулевые годы она превосходила Россию и была на уровне Казахстана.

Рейтинг легкости (условий) ведения бизнеса, издаваемый World Bank совместно с International Finance Corporation, исследует правила и нормы, содействующие бизнесу и препятствующие его развитию.

Положительная тенденция смещения Беларуси в верхнюю часть рейтинга, наблюдавшаяся в период 2007 - 2010 гг., была нарушена в 2011 г. - страна оказалась на 68 месте из 183 государств (табл. 4). Поводом для ухудшения позиций Беларуси послужило значительное удорожание получения строительной документации9.

Таблица 4

Положение стран ТС в рейтинге легкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business), 2007-2011

гг. 10

Страна 2007 2008 2009 2010 2011

Беларусь 129 110 85 58 68

Казахстан 63 71 70 63 59

Россия 96 106 120 120 123

Стран в рейтинге 175 178 181 183 183

Казахстан стабильно улучшает свое положение в рейтинге легкости ведения бизнеса: в период с 2007 по 2011 г. Казахстан сместился с 63 на 59 место. Существенно сказалось на позиции Казахстана сокращение общего объема налогов, которые платит бизнес, - с 35,9 до 29,6%.

Россия находится во второй половине рейтинга, в период 2007 - 2011 гг. наблюдается ухудшение ее позиций с 96 до 123, что объясняется не столько внутренними факторами регулирования бизнес-среды, сколько общемировым ростом эффективности работы институтов поддержки бизнеса и.

По составляющей налогов самая неблагоприятная ситуация наблюдается в Беларуси (табл. 5). В Казахстане ставки налогов самые низкие на пространстве СНГ и намного ниже, чем в развитых странах12. Так, налоговый режим Казахстана на фоне Беларуси и России

7 http: //liberty-belarus.info

8 Романчук Я. Кризис. С кого брать пример Беларуси. http://naviny.by

9 С 35,1 до 50,9% доходов на душу населения (% of income per capita).

10 Doing business. 2007-2011.

11 Doing business 2011. Making a difference for entrepreneurs. 2010. The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. С. 149, 172, 189.

12 Жолдубекова Г. Зона особых привилегий. Одними налоговыми льготами инвесторов в Казахстан не заманить. http://www.centrasia.ru

выглядит наиболее привлекательным для иностранных инвесторов. Основные преференции в Казахстане для иностранных инвесторов идут от ставки НДС, которая на треть ниже российской и на 60% ниже белорусской). Также в Казахстане лучшая ставка по подоходному налогу (10% против 12% в Беларуси и 13% в России).

Таблица 5

______________Ставки основных налогов в странах Таможенного союза, 2011 г.

Виды налогов и взносов Беларусь Казахстан Россия

НДС 20% 12% 18%

Налог на прибыль (корпоративный подоходный налог) 24% 20% 20%

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц) Для физических лиц -12% , для индивидуальных предпринимателей — 15%, для резидентов парка высоких технологий — 9% 10% 13%

Страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников (Социальный налог) 34% от ФОТ 11% от ФОТ 34% от ФОТ

В целом бизнес в Беларуси, по данным за 2011 г., должен платить общий объем налогов, достигающий 80,4% от прибыли. В Казахстане этот показатель 29,6%, в России -46,5%13.

По ряду показателей условия ведения бизнеса в России значительно лучше. Это касается стоимости получения лицензий на строительство (4,14% от прибыли против 50,9% в Беларуси и 119,9% в Казахстане), также в России выше индекс ответственности директора (2 из 10 пунктов против 1 в Казахстане и Беларуси), самая низкая стоимость принуждения к исполнению контракта (13,4% от суммы иска против 22% в Казахстане и 23,4% в Беларуси). Наконец, в России самая низкая из стран ТС стоимость закрытия бизнеса (9% от стоимости имущества против 15% в Казахстане и 22% в Беларуси).

В Казахстане факторами, которые могут оттолкнуть инвесторов, являются: дороговизна получения лицензий на строительство - 119,8% от прибыли на человека (% of income per capita); параметры трансграничной торговли, среди которых особенно важными являются количество дней до экспорта (81 против 15 в Беларуси) и импорта (67 против 20 в Белруси), стоимость экспорта и импорта за контейнер (3,005 долл. против 1,772 долл. в Беларуси); параметры исполнения контрактов, такие как время исполнения (390 дней против 225 в Беларуси) и стоимость исков (22% от стоимости контракта против 13,4% в России).

Также среди стран ТС Казахстан выгодно выделяется по некоторым условиями ведения бизнеса. Так, показатель защиты инвестора, состоящий из величины степени защиты инвестора по десятибалльной шкале у Казахстана - 6,0, у Беларуси - 4 ,4, у России

13 Doing business 2011. Making a difference for entrepreneurs. 2010 The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. C. 149, 172, 189.

- 5. Индекс возможности подачи иска акционерами (по десятибалльной шкале; чем выше, тем лучше) у Казахстана равен 9-ти против 8-ми у Беларуси и 7-ми у России. Индекс открытости у Казахстана составляет 8, у России 6 и у Беларуси 5. Параметры закрытия бизнеса, которые определяются периодом закрытия, составляют 1,5 года в Казахстане против 3,8 лет в России и 5,8 лет в Беларуси.

Беларусь имеет шансы на улучшение своих позиций как в рейтинге условий ведения бизнеса, так и в конкуренции за инвестора в сравнении с Казахстаном. Сильными сторонами деловой инфраструктуры Беларуси помимо централизованности режима (т.е. относительной легкости смены правил игры), являются условия для открытия нового бизнеса (по срокам и количеству процедур), параметры регистрации собственности и параметры исполнения контрактов (как по срокам, так и по количеству процедур).

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI), отражающий оценку уровня коррупции предпринимателями и аналитиками по десятибалльной шкале, демонстрирует лидерство Казахстана среди стран ТС, но в сравнении со среднемировыми показателями позиции всех стран ТС остаются слабыми (табл. 6).

Таблица 6

Положение стран ТС по рейтингу восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index),

2007 - 2010 гг.14

Страна 2006 2007 2008 2009 2010

Беларусь 151 150 151 139 127

Казахстан 111 150 145 120 105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия 121 143 147 146 154

Количество стран в рейтинге 163 179 180 180 178

Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) является одним из индикаторов состояния человеческого капитала и рассчитывается экспертами Программы развития ООН (ПРООН). За 2005 - 2010 гг. страны ТС улучшили свои позиции в этом рейтинге и попали в группу с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Положение стран относительно друг друга в рейтинге ИРЧП за период 2005

- 2010 гг. не меняется: Беларусь опережает Россию, Россия опережает Казахстан (табл. 7).

Таблица 7

Показатель ИРЧП (Human Development Index)

_______по странам ТС, 2005 - 2010 гг.15__________________________

Страна 2005 2007 2010

Беларусь 64 (0,804) 68 (0,826) 61 (0,732)

Казахстан 73 (0,794) 82 (0,804) 66 (0,714)

Россия 67 (0,802) 71 (0,817) 65 (0,719)

Анализ рейтингов показывает, что Казахстан выглядит страной более привлекательной для иностранных инвесторов. Казахстан является государством с меньшими страновыми рисками, чем Беларусь и Россия. Также Казахстан - лучший в ТС по легкости ведения бизнеса, по налоговому режиму, по уровню восприятия коррупции.

Закон Казахстана об инвестициях признается самым благоприятным для иностранных инвесторов. Также на государственном уровне определен единый инвестиционный климат внутри регионов Казахстана: т.е. местная власть не влияет на привлекательность регионов для инвесторов. Только в двух рейтингах (рейтинге стран по конкурентоспособности и рейтинге по ИРЧП) Казахстан пропустил вперед себя,

14 www.transparency.org

15 Составлено и рассчитано автором по данным Human Development Report 2007-2008, 2009, 2010. HDI rankings. Statistics of the Human Development Report. www.un.org/ru/development/hdr.

соответственно Россию и Беларусь. То есть в соответствии с этими рейтингами, слабыми сторонами Казахстана являются меньший уровень конкурентоспособности экономики, а также меньший уровень образования, чем в других странах ТС.

Взаимные потоки инвестиций в странах ТС

Во взаимных потоках инвестиций внутри стран ТС главным действующим субъектом является Россия.

В целом инвестиционные связи между странами ТС можно охарактеризовать как слабые. Доля Казахстана в ПИИ в Беларуси составляет 0,05%. Доля ПИИ Беларуси в Россию составляет 0,02 - 0,08% от всего их объема. Доля прямых инвестиций Беларуси в Казахстан составляет всего 0,01%16. Доля ПИИ России в Казахстан составляет 0,03 - 0,32% от общего их объема (основные инвесторы «ЛУКойл», «Роснефть», «АвтоВАЗ», «Настюша»17). Доля Казахстана в ПИИ России составляет 0,05 - 0,27% («БТА Банк», «Москоммерцбанк», «Иволга-холдинг»)18.

Потоки ПИИ внутри стран Таможенного союза также демонстрируют лидерство России, правда теперь уже только в одном направлении - в ПИИ в Беларуси, где доля ПИИ из России составляет 30% (главный инвестор ОАО «Газпром»)19(табл. 8).

Таблица 8

Доля взаимных ПИИ в общем объеме ПИИ в странах ТС, %20____________________

Показатели 2005 2006 2007 2008

Доля России в ПИИ в Казахстан, % 0,03 0,19 0,12 0,32

Доля России в ПИИ в Беларуси, % 2,51 0,24 35,53 30,82

Доля Казахстана в ПИИ в Россию, % 0,07 0,05 0,27 0,14

Доля Беларуси в ПИИ в Россию, % 0,08 0,08 0,03 0,02

В реальности доли стран ТС во взаимных потоках инвестиций скорее всего, выше, поскольку многие инвесторы зарегистрированы в оффшорах21.

Основная часть иностранных инвестиций в страны Таможенного союза поступает из третьих стран: в Россию основной поток инвестиций предоставляют Кипр, Нидерланды и Люксембург - это оффшоры, на долю которых приходится соответственно 18,3, 18,1 и 13,9% всех накопленных инвестиций в страну. Для Казахстана основными инвесторами являются Нидерланды (17,1%), Китай (13,7%), Российская Федерация (12,8%), Великобритания (6,4%), Швейцария (6,0%), США (5,8%). Для Беларуси помимо России важным инвестором является Австрия (10%) и страны, являющиеся оффшорными зонами (около 10%).

Некоторые перспективы инвестиционной деятельности

в условиях ЕЭП

Устранение барьерных эффектов внутренних границ при сохранении различий в условиях ведения бизнеса может вызвать некоторые изменения в потоках инвестиций. Но в ближайшие несколько лет в распределении иностранных инвестиций по странам ТС существенных изменений не произойдет. Так, пропорции 74% иностранных инвестиций в пользу России, 18% в пользу Казахстана и 8% в пользу Беларуси, актуальные для 2009 г.,

16 Куртов А. Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси: риски остаются. http://www.imperiya.by

17 Мантиева И. Кремлевские тайны. Казахстанские инвестиции в Россию продолжаются. http://www.zakon.kz

18 Россия инвестирует в Казахстан через оффшоры. - http://www.profinance.kz

19 Заяц Д. Наибольший объем иностранных инвестиций в Беларусь поступил из России. http://ekonomika.by

20 : www.gks.ru и http://unctadstat.unctad.org

21 См.: Хейфец Б.А., Либман А.М. Корпоративная интеграция: альтернатива для постсоветского пространства. М., 2008.

сохранятся на период ближайших 2 - 4 лет, за которые должна быть проведена существенная работа по унификации «чувствительных» позиций Единого таможенного тарифа.

Далее первостепенными станут факторы национальной конкурентоспособности. Казахстан располагает конкурентными преимуществами для привлечения иностранных инвестиций на фоне своих партнеров по ТС. Сильными сторонами Казахстана являются макроэкономическая стабильность, эффективность рынка труда, институциональная среда ведения бизнеса (легкость регистрации; сокращение объема налогов, уплачиваемых бизнесом; высокий показатель защиты инвестора), меньшая коррумпированность по сравнению с Россией и Беларусью, преференциальные условия в СЭЗ.

В перспективе Казахстан, если его партнеры по ЕЭП не улучшат свой бизнес-климат в целом, сможет перехватывать часть инвестиционных потоков и вызвать переток части действующего бизнеса из Беларуси и России. Этому способствуют как налоговая, так и институциональная среда Казахстана. Дополнительным фактором в усилении роли Казахстана по привлечению иностранных инвесторов является более низкая стоимость квалифицированных кадров на рынке труда. Ожидается появление большого числа предприятий, которые будут производить продукцию в Казахстане с целью ее последующего сбыта на территории самого большого рынка в Восточной Европе - в России.

Одним из результатов деятельности ЕЭП станет либо упразднение действующих СЭЗ в странах Таможенного союза, либо изменения в характере их преференций. Помимо налоговых льгот важной составляющей привлекательности СЭЗ являются таможенные льготы, но их действие нарушает единое таможенное пространство. Следовательно, в результате создания ТС и ЕЭП таможенные льготы будут упразднены. Возможность вывоза из зон продуктов переработки без уплаты таможенных пошлин на территорию всех трех государств ТС сохраняется только до 2017 г. Потом страны ТС смогут привлекать инвесторов налоговыми и другими льготами. В частности, в таком режиме придется работать и новым особым зонам.

Среди государств ТС наиболее привлекательный режим СЭЗ существует в Казахстане. Учитывая выравнивание всех СЭЗ по таможенным льготам (их отмену), на первый план выходят налоговые преференции для инвесторов. Казахстан, например, помимо существующих налоговых льгот планирует в 2011 г. вернуть льготу по НДС для резидентов СЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.