Научная статья на тему 'Динамика функционального состояния человека при адаптации к информационной нагрузке'

Динамика функционального состояния человека при адаптации к информационной нагрузке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1242
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Несмелова Н. Н.

Динамика функционального состояния человека при адаптации к информационной нагрузкеFour types of individuality differing in extro-vercy, neuro-tism, functional asymmetry, vegetative regulation and activation of central nervous system are marked out. The author argues that these types are characterized by different success in operator's adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Несмелова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика функционального состояния человека при адаптации к информационной нагрузке»

УДК 612.821

Н.Н. Несмелова

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ АДАПТАЦИИ К ИНФОРМАЦИОННОЙ НАГРУЗКЕ

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Проблема надежности человека-оператора

актуальна для современного общества. Известно, что у значительной доли операторов производственная нагрузка вызывает заметные изменения психофизиологических показателей и функционального состояния, что может1 приводить к ошибкам и авариям, а также к развитию профессиональных заболеваний [1, с. 12-14; 2]. Операторская деятельность непосредственно связана с восприятием и переработкой информации, поэтому по характеру адаптации человека к информационной нагрузке можно судить о его профессиональной пригодности. При отборе операторов важно учитывать индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность деятельности и ее «физиологическая цена».

В литературе имеются данные, подтверждающие важность учета индивидуальных психофизиологических особенностей для профессионального отбора операторов, хотя результаты исследований нередко противоречивы. Так, в работе [3, с. 744—747] показано, что экстраверты успешнее, чем интроверты, справляются с монотонной операторской деятельностью, а в работе [4] отмечается, что экстраверты лучше справляются с работой, требующей активности и напряжения, но плохо работают в условиях монотонии. А.Г. Румянцева [5, с. 59-66] сообщает об отрицательном влиянии экстраверсии на качество монотонной операторской деятельности. В то же время, экстраверты отличаются повышенной устойчивостью к действию неблагоприятных факторов различной природы [6, р. 1255-1260] и лучше работают при действии помех [7]. Они хорошо адаптируются к изменениям среды и легко переключаются с одного вида деятельности на другой [8, с. 131-134].

В работе [3] ошибка слежения испытуемых за синусоидальным сигналом положительно коррелировала с уровнем нейротизма. В исследовании [5] операторы с высоким уровнем нейротизма также допускали большое количество

ошибок, но умеренное повышение нейротизма способствовало успешной операторской деятельности. С экстраверсией и нейротизмом

связывают эмоциональную устойчивость, которая является важным фактором успешности операторов. К.А. Иванов-Муромский с соавторами [4] отмечают, что высокие значения экстраверсии и нейротизма соответствуют широким возможностям адаптационных механизмов, однако чрезмерно высокие - снижают эмоциональную устойчивость.

В ряде работ исследуется влияние особенностей функциональной асимметрии на результаты разных видов деятельности. Е.Д, Хомская с соавторами [9] показали, что правши характеризуются высокими динамическими показателями психических процессов, но у них ниже помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности, а «физиологическая цена» интеллектуального напряжения выше, чем у левшей. В то же время, у левшей замедлен ы дви гательные, эмоциоиал ьн ые и когнитивные процессы, менее успешен произвольный контроль психических процессов [9]. Ряд исследований связан с влиянием функциональных асимметрий на успешность обучения и работы летчиков. В работе [10, с. 34-38] установлено, что наиболее успешными в летном обучении были курсанты-амбидекстры, а в сообщении В.И. Евдокимова [11, с. 3-8] показано, что курсанты с преобладанием правых парных органов легче адаптируются к обучению в летном вузе, чем курсанты со смешанным латеральным профилем. Среди высококлассных летчиков чаще, чем среди наземного персонала, встречаются лица с доминированием правой руки, правого глаза, правого уха [12, с. 50-52].

Самая высокая продуктивность операторской деятельности в условиях смысловых и звуковых помех оказалась связана с доминированием симпатического отдела вегетативной нервной системы [13, с. 112-423]. Испытуемые с высокой активностью симпатического отдела

вегетативной нервной системы отличаются работоспособностью, демонстрируют высокие результаты познавательной и интеллектуальной деятельности [14].

В.Д. Небылицин [15, с, 238-247], анализируя характеристики надежности человека-оператора, указывал, что многие из них, такие как выносливость по отношению к длительному напряжению, помехоустойчивость, реакция на непредвиденные раздражители, могут быть, связаны с уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе и со скоростью у гашения ориентировочной реакции, определяемой соотношением возбуждения и торможения. В работе [16, с. 3-17] характеристики умственной и психомоторной выносливости оказались отрицательно связанными с общей мощностью активированное™ электроэнцефалограммы. Показано, что инактивированность центральной нервной системы, связанная с быстрым уга-шением ориентировочного рефлекса, у взрослых сочетается с высокими показателями интеллекта [17, с. 106-115].

Г.С. Никифоров [18, с. 183-197] указывает, что надежность деятельности человека определяется не какой-либо одной типологической особенностью, а их сочетанием.

Таким образом, анализ литературы позволяет предполагать, что надежность человека при выполнении им функций оператора будет определяться комплексом психофизиологических особенностей, включающим свойства темперамента и нервной системы, особенности межполушарной асимметрии и вегетативной регуляции.

В исследованиях [19, с. 72-79], проведенных при поддержке РГ’НФ (грант № 98-06-005 8а/Т), показано, что лица, различающиеся но уровню активированное™ центральной нервной системы (ЦНС), особенностям темперамента, функциональной асимметрии и вегетативной регуляции, демонстрируют разную успешность при выполнении модельной операторской деятельности, связанной с воспроизведением длительности звуковых сигналов (табл. 1).

Предлагая модель деятельности, мы опирались на положение о том, что хорошая ориентация во времени является профессионально важным качеством для человека-оператора [20]. Наиболее успешными в освоении предложенной деятельности оказались лица четвертого типа с высокой экстраверсией, средним или немного повышенным уровнем нейротизма, умеренным преобладанием правой руки и правого уха, низкой активированностыо центральной нервной системы и симпатотонической направленностью вегетативной регуляции [19]. Целью данной работы явилось изучение динамики функционального состояния представителей разных психофизиологических типов при трехдневной адаптации к информационной нагрузке.

В исследовании участвовало 57 человек, мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, прошедших предварительное обследование (тест Айзенка, кистевая динамометрия, измерение артериального давления и частоты пульса). По результатам кистевой динамометрии рассчитывался показатель мануальной асимметрии, как разность между средними результатами правой и левой

Таблица 1

Психофизиологические показатели (отн. ед.) во всей группе испытуемых и в разных психофизиологических типах

Вся группа N = 112 Первый тип N = 23 Второй тип N = 33 Т ретий тип N = 21 Четвертый тип N = 32

ви -5.2 ±20.5 -9.8 ±21.54 -6.3 ± 16.94 -15.7 ±26.24 6.8 ± 13.2123

А 7.6 ± 5.5 5.4 ±4.72 14.0 ± 1.6134 6,8 ± 4.724 3.2 + 1.9гз

э 11,9 ± 3,1 9.4 ± 2,524 12.5 ±2.5134 10.1 ±2.524 14.2+ 2.4123

н 12.1 ±3.9 9.1 +2.8234 11.3+ 2.8134 15.6 ± 3.8124 12.9 ± 3.61гз

СА 2.4 ± 4.3 5.2 ± 4.1234 2.0 + 0.51 0.7 ± 4.31 1.8 ± 3.51

МА 3.9 ±4.8 6.7 ± 4.023 3.3 ± 0.7134 -1.2 ±4.9124 5.9 ± З.О23

Примечания, В таблице приведены средние и стандартные отклонения. Цифрами 1, 2, 3,4 отмечены значения показателей, достоверно (р < 0.05) отличающиеся от значения того же показателя в кластере, номер которого указан (критерий Манна-Уитни}, ВИ - вегетативный индекс Кердо, А - активированность ЦНС; Э - зкстраверсия, Н - нейротизм, СА - слуховая асимметрия, МА - моторная асимметрия.

руки. Результаты измерения частоты пульса и давления использовались для вычисления вегетативного индекса Кердо. Активированность

ЦНС определяли по скорости утшения кожно-гальванической реакции на звуковой стимул частотой 1000 Гц, длительностью 10 с, интенсивностью 60 дБ. По результатам обследования испытуемый классифицировался в один из четырех адаптивных психофизиологических типов [19].

В течение трех дней, в первой половине дня испытуемые выполняли задания, связанные с информационной нагрузкой. Длительность каждого опыта составляла три часа, в течение которых выполнялись задания на воспроизведение длительности звуков, психологические тесты, а также один из видов деятельности, связанных с информационной нагрузкой (компенсаторное слежение за синусоидальным сигналом или решение арифметических примеров разной сложности в условиях ограничения времени) [21. с. 171-173]. Для оценки функционального состояния испытуемых до и после работы предлагали тест Люшера [22, с. 114-115] и

анкету самооценки функционального состояния (АСФС) [23, с. 130-133]. Статистический анализ данных проводился с использованием программы «51д1лз1:1са-5».

Поскольку показатели функционального состояния коррелировали между собой, пространство исследуемых признаков было решено сократить посредством факторного анализа методом главных компонент [24]. Для АСФС выделено два фактора: психическая активность и эмоциональное состояние (табл. 2). Для теста Люшера выбрано решение, состоящее из трех факторов: напряженность, эмоциональный

стресс и психическое утомление (табл. 3).

Статистический анализ показал, что психофизиологические типы различаются по значениям выделенных факторов. Эмоциональное состояние оказалось самым низким в третьем типе, а высоким - в первом и четвертом. Низкой напряженностью отличались третий и второй типы, высокой - первый и четвертый. Минимальная психическая активность выявлена в третьем типе, достоверно выше оказалась

'Таблица 2

Фактор 1. Психическая активность Фактор 2. Эмоциональное состояние

Мотивация (М) .,97 ,18

Активность (А) ,89 ,41

Эмоциональное состояние (Э) ,15 ,97

Самочувствие (С) ,59 ,77

%□ 76 20

Примечание. %0 - процент общей дисперсии, объясненной данным фактором.

Таблица 3

Фактор 1. Напряженность Фактор 2. Эмоциональный стресс Фактор 3. Психическое утомление

Суммарное отклонение (СО) 0,78 0,17 0,40

Коэффициент вегетации (КВ) -0,29 -0,38 -0,83

Психическое утомление (ПУ) 0,02 -0,24 0,89

Тревожность (ТР) 0,33 0,54 0,61

Напряженность (НП) 0,94 -0,07 0,00

Эмоциональный стресс (ЭС) -0,03 0,92 -0,02

%0 48 19 17

Примечание. °/Ш - процент общей дисперсии, объясненной данным фактором.

психическая активность во втором и в четвертом типах. Для третьего типа было характерно максимальное, а для первого - минимальное психическое утомление. Все различия были значимы на уровне р < 0,05, использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. По фактору эмоционального стресса достоверных различий не обнаружено. Психофизиологические типы различались также по структуре корреляционных связей между факторами функционального состояния.

Влияние времени обследования на функциональное состояние испытуемых заключалось в том, что от начала к концу работы в среднем по выборке происходило снижение психической активности (р < 0,05, критерий Вилкоксона). Однако если для первого, второго и третьего типов индивидуальности снижение было достоверно (р < 0,05) или близко к достоверному (р < 0,1) во все дни опыта, то для четвертого типа снижение психической активности близко к достоверному (р < 0,1) только в первый день опыта.

Уровень напряженности в первый день опыта был примерно одинаковым во всех типах (р>(),1, критерий Манна-Уитни), во второй день напряженность в четвертом и первом типах оказалась достоверно выше, чем в третьем (р < 0,05). В третий день опыта напряженность у испытуемых в третьего типа оказалась ниже чем у испытуемых четвертого типа (р < 0,01).

Анализ динамики отдельных показателей функционального состояния выявил особый характер динамики суммарного отклонения (СО) по тесту Люшера у испытуемых четвертого психофизиологического типа. В первый день опыта в этой группе отмечается рост СО от начала к концу работы (р < 0,05, критерий Вилкоксона), во второй и в третий дни опыта СО уже в начале работы оказывается выше, чем при первом обследовании (р < 0,05). При последнем обследовании в третий день опыта СО в этой группе приближается к СО при первом обследовании (р = 0,2), В других типах не отмечено достоверных сдвигов СО в разные дни и периоды опыта. В среднем по опыту СО в четвертом типе индивидуальности (т±а: 16,4 i 7,1 уел. ед.) было выше, чем в третьем (13,6 ± 5,7 уел. ед.) и во втором (14,2 ± 8,1 усл.ед.) (р < 0,05). В первом типе СО составляет в среднем по опыту 16,2 ± 8,2 уел. ед., не обнаруживая значимых отличий от других типов (р > 0,1).

Таким образом, для каждого психофизиологического типа в процессе адаптации к информационной нагрузке оказались характерны свои особенности функционального состояния. Испытуемые первого типа отличаются хорошим настроением и самочувствием, низким уровнем утомления, но высокой психической напряженностью. Для испытуемых второго типа свойственна высокая психическая активность в сочетании с низкой напряженностью и значительным утомлением. Особенностями функционального состояния испытуемых третьего типа являются сниженное эмоциональное состояние, низкие уровни психической активности и напряженности, высокое психическое утомление. Для испытуемых четвертого типа характерны повышенные уровни эмоционального состояния и психической активности в сочетании со средними уровнями утомления и напряженности.

Анализ литературы позволяет объяснить различия функционального состояния испытуемых разных типов особенностями функциональной асимметрии. Так, например, максимальные оценки своего эмоционального состояния и самочувствия характерны для испытуемых первого типа, которые отличаются преобладанием правой руки, а минимальные демонстрируют испытуемые третьего типа, среди которых преобладают леворукие и амбидекетры [19], Известно [9], что для праворуких характерен сдвиг эмоционального фона к положительному, а для леворуких и амбидекстров - к отрицательному полюсу. Показано также, что лица с левосторонними признаками в индивидуальном профиле латеральной асимметрии характеризуются более низкой самооценкой здоровья, большим числом жалоб эмоционально-вегетативного типа [9].

Испытуемые, для которых характерна более выраженная праворукость (первый и четвертый адаптивные типы), отличаются высокими уровнями напряженности в процессе адаптации к информационной нагрузке. Этот факт можно объяснить связью некоторых отделов левого полушария и способности человека дозировать степень напряжения [25]. Вероятно, испытуемые с преобладанием левого полушария за счет изменения степени психической напряженности поддерживают в процессе работы адекватный уровень активации центральной нервной системы.

Н.В. Макаренко [26] описывает два вида нервно-психической напряжен ноети оператора: операционную и эмоциональную. Оба вида напряженности отражают мобилизацию организма

на решение поставленной задачи, однако для эмоциональной напряженности характерно определенное рассогласование функциональной системы, что сказывается и на показателях физиологических функций организма, и на результатах операторской деятельности [26]. Выявленная в первой и третьей группах корреляционная связь между факторами напряженности и эмоционального состояния позволяет предполагать, что у испытуемых этих психофизиологических типов преобладает именно эмоциональная напряженность. Ранее показано, что эти испытуемые демонстрируют неблагоприятную динамику выполнения модельной операторской деятельности [19]. Интересно, что рост напряженности у испытуемых первого типа сопровождается понижением самочувствия и эмоционального состяния (г = -0,3; р < 0,05), а у испытуемых третьего типа - повышением (г = 0,3; р < 0.05).

Снижение психической активности испытуемых от начала к концу работы, скорее всего, связано с развитием состояния монотонии [27, с. 108-119], так как не сопровождается достоверным изменением уровня психического утомления. Менее всего снижение психической активности выражено в четвертой группе, что можно связать с особенностями саморегуляции состояния представителей этого психофизиологического типа. Л.Г. Дикая с соавторами [28, с. 100— 118] выделяют четыре стиля саморегуляции состояния человека, которые можно выявить по уровню экстраверсии и по направленности вегетативной регуляции. Наиболее оптимальный (гармонический) тип саморегуляции - это экстраверты с выраженной эрготропноетыо. Представители данного стиля являются наиболее благополучными в отношении здоровья и психического состояния, в частности, у них наблюдается минимальное количество хронических заболеваний. Поскольку четвертый психофизиологический тип характеризуется высоким уровнем экстраверсии и симпатотонической направленностью вегетативной регуляции [19], можно предполагать, что в основе повышенной устойчивости этих испытуемых к монотонии лежит оптимальное соотношение направленности поведения и его энергетического обеспечения.

Согласно данным С.В. Горецкого с соавторами [1], под влиянием производственной нагрузки существенно ухудшаются психофизиологические показатели у 70 % работающих операторов, В нашей работе количество испытуемых четвертого психофизиологическо-

го типа, для которых характерны незначительные изменения функционального состояния, составило 31,6% от общего числа обследованных, Поскольку для этих лиц характерны высокие результаты операторской деятельности, их благоприятная динамика в ходе адаптации [19], а также повышенная устойчивость к монотонии, можно предположить, что это']' тип индивидуальности более, чем другие, пригоден для выполнения операторских функций. Этих испытуемых отличает высокая экстраверсия, умеренно повышенный уровень нейротизма, умеренное преобладание правой руки и правого уха, еим-патотония в покое и высокая скорость угашсния ориентировочного рефлекса, то есть низкий уровень активированности ЦНС. Анализ литературы подтверждает важность этих качеств для прогноза надежности операторов [3, 15, 26 и др.]. В то же время, данные о повышении суммарного отклонения у испытуемых четвертого психофизиологического типа в ходе адаптации к информационной нагрузке, казалось бы, противоречат этому предположению, поскольку повышение суммарного отклонения иногда рассматривается как признак серьезного ухудшения психологического состояния [3]. В то же время суммарное отклонение представляет собой интегральный показатель, отражающий уровень отклонения психологического состояния человека от аутогенной нормы, то есть от релаксационного состояния [22]. Релаксационное состояние представляет собой комплекс психофизиологических перестроек, направленных на восстановление и накопление энергии и рассматривается как энергетический антипод стресса [29, с. 183-184]. Ю.И. Филимоненко [29] указывает на принципиальную возможность несоответствия нервно-психического тонуса организма человека после релаксации требованием предстоящей деятельности, поскольку это состояние, в отличие от состояния стресса, не направлено на обеспечение внешней деятельности, а служит актуальным потребностям организма. В то же время, для оптимального выполнения любой деятельности важную роль играет предварительная мобилизация организма, связанная с повышением уровня активации центральной нервной системы и с формированием функциональной динамической системы, создающей наилучшие условия для выполнения работы [30]. Вероятно, у испытуемых четвертого психофизиологического типа уже в первый день работы происходит формирование динами-

ческой функциональной системы, обеспечивающей оптимальные условия для выполняемой деятельности, возможно, за счет произвольной регуляции уровня психической активности. В последующие дни опыта эта функциональная система обеспечивает предстартовую мобилизацию (которая отражается в повышении суммарного отклонения от аутогенной нормы перед работой) и успешное выполнение заданий при отсутствии существенных сдвигов психической активности. Сведения о возможности использования величины суммарного отклонения по тесту Люшера в качестве критерия психологической готовности к некоторым видам деятельности имеются в литературе. Так, в исследованиях психофизиологического состояния летчиков показано, что повышение суммарного отклонения является чувствительным показателем психологической готовности к экспертным испытаниям [2].

Различия функционального состояния представителей четырех психофизиологических типов, особенности его динамики при адаптации к информационной нагрузке, разная эффективность адаптации свидетельствуют о существовании определенных закономерностей взаимодействия регуляторных и активационных структур центральной нервной системы. Учет этих особенностей может оказаться полезным для решения многих задач физиологии и экологии человека, обучения,'медицины, профессионального отбора. В частности, на основе

предлагаемой типологии возможно создание эффективной методики профессионального отбора операторов.

Выводы

1. Психофизиологический тип человека, то есть комплекс индивидуальных особенностей, включающий свойства темперамента, активиро-ванность центральной нервной системы, особенности функциональной асимметрии и вегетативной регуляции, определяет особенности его функционального состояния в процессе адаптации к информационной нагрузке. Факторы функционального состояния в разных типах различаются как по средним значениям, так и по структуре корреляционных связей. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что в основе предлагаемой типологии индивидуальности лежат важные закономерности деятельности центральной нервной системы человека.

2. Трехчасовая информационная нагрузка вызывает у испытуемых первого, второго и третьего психофизиологических типов снижение психической активности, по-видимому, связанное с развитием состояния монотонии. Испытуемые четвертого типа, начиная со второго дня адаптации, практически не снижают уровень психической активности в ходе работы. Признаком готовности к работе для испытуемых этого типа служит повышение суммарного отклонения от аутогенной нормы по тесту Люшера.

Литература

1. Горецкий С,В„ Максимович В.А., Мухин В.В. и др. Изменение психофизиологического состояния у работников операторского труда в результате профессиональной нагрузки II Мед, труда и пром. экол. 1995, № 4,

2, Карлов В.Н, Диагностика, немедикаментозная коррекция функционального состояния организма и пути совершенствования врачебно-летной экспертизы. Автореф. дис,... доктора мед. наук, Томск, 1993,

3. Бушов Ю.В,, Рябчук Ю.А. Анализ динамики и индивидуальных особенностей ритмической кожно-гальванической реакции в процессе операторской деятельности II Физиология человека, 1980, Т. 6. № 4,

4. Иванов-Муромский К.А., Лукьянова О.Н., Черноморец В.А. и др. Психофизиология оператора в системах человек - машина. Киев, 1980,

5, Румянцева А.Г, Исследование индивидуальных особенностей психофизиологической адаптации операторов к выполнению монотонной операторской деятельности II Психофизиологические исследования функционального состояния человека-олератора. М., 1993.

6. Francis L.J, The dual nature of the EPQ lie scale among college students in England. Pers, and Indiv. Diff, 1991, V, 12. № 12,

7. Бушов Ю.В, Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз, Томск, 1992,

8, Арушанян Э.Б., Боровкова Т.К., Серебрякова И,П. Суточные и недельные колебания длительности индивидуальной минуты у здоровых людей в зависимости от фактора интро-зкстраверсии II Физиология человека. 1998. Т, 24. Ns 2,

9, Хомская Е.Д., Ефимова И.8,, Будыка Е.В., Ениколопова Е.В, Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997,

10, Гуревич М.О. К проблеме «левого и правого» II Вопросы медицинского обеспечения авиации. М., 1939, Т. 2,

11. Евдокимов В,И, Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и успешность летной деятельности II Психофизиологические вопросы подготовки летного и диспетчерского состава: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Л,, 1990,

12, Бодров В.А,, Федорук А.Г, Исследование функциональной асимметрии парных органов у лиц летного состава II Военно-медицинский журнал, 1985, № 7.

■ 13. Туровская З.Г. Адаптация человека к разным видам лабораторного стресса и особенности вегетативного реагирования II Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. X. М., 1981.

14. Данилова H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992.

15. Небылицин В.Д, Надежность работы оператора в сложной системе управления // Хрестоматия по инженерной психологии М., 1991,

16. Русанов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий; некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований II Психологический журнал, 1991 Т, 12. № 5.

17. Тихомирова И. В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход// Вопросы психологии, 1988, Ne 3,

18. Никифоров ГС. Проблема надежности человека-олератора в инженерной психологии II Хрестоматия по инженерной психологии /

Ред. Б.А. Душков. М., 1991.

19. Несмелова H.H. Индивидуально-типологические особенности ориентировочной реакции в прогнозировании адаптации операторов II Вопросы психологии, 1999, № 5,

20. Батуев А.С, Высшая нервная деятельность. М., 1991,

21. Бушов Ю.В, Несмелова H.H., Писанко А,П., Емаков И,В, О роли сердечного и дыхательного ритмов в механизмах отсчета времени II Физиология человека, 1995, Т. 21. № 4,

22. Юрьев А.И, Методика оценки психического состояния оператора с помощью теста Люшера, В сб.: Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. М., 1984.

23. Махнач A.B., Бушов Ю.В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности II Вопросы психологии, 1988. Ms 6.

24. Боровиков В.П., Боровиков П.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows, М., 1997,

25. Доброхотова ТА, Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология основных поражений мозга, М., 1977.

26. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции и операторский труд. Киев, 1991.

27. Аминов H.A. Индивидуальные различия в динамике функциональных состояний при однообразной работе II Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977, Т, 9,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В,В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека II Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М., 1994,

29. Филимоненко Ю.И. Релаксационное состояние как психофизиологическая основа психической саморегуляции. В сб.; Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. М., 1984,

30. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. М,, 1966.

УДК 612.821

H.H. Несмелова

ВЕГЕТАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РЕФЛЕКСА ЧЕЛОВЕКА НА ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ РАЗНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Изучение механизмов адаптации человека сегодня является очень актуальным направлением, важным для решения многих задач экологии, физиологии, медицины и ряда других наук, В основе любой формы адаптации лежат- комплексные реакции, затрагивающие различные уровни функционирования организма. Особый интерес представляет ориентировочный рефлекс, который связывают с различными формами познавательной деятельности, поведенческой адаптации, а также с реакциями на стрессовые воздействия. Б.й. Кочубей [1, с. 150-159] указывает, что исследование различных физиологических коррелятов ориентировочного рефлекса позволяет высказывать продуктивные гипотезы о механизмах познавательной деятельности и является одним из перспективных направлений в развитии когнитивной психофизиологии.

В последние годы все большее значение придается разграничению ориентировочно-исследовательской и оборонительной реакций, в которых видят первичные формы двух, способов взаимодействия с объектом: увеличение объема воспринимаемой информации, либо, напротив, минимизация контактов [2; 3, р. 1-14; 4, р. 137-167]. Ряд работ посвящен поиску способа разграничения этих реакций по физиологическим показателям, особенно значимым является исследование G. Turpin [3], отмеченное наградой Общества психофизиологических исследований [1].

Ориентировочный рефлекс (ОР) является целостной реакцией, включающей в себя электроэнцефалографические, двигательные, секреторные, сенсорные и вегетативные компоненты [5]. Во время ОР наблюдается активация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в виде реакции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.