Научная статья на тему 'Динамика формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования'

Динамика формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TOLERANCE / TOLERANT CONSCIOUSNESS / TOLERANCE OF SOCIAL WORKERS / FORMATION OF TOLERANCE / UNIVERSITY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задоенко А.Л.

В статье рассматривается проблема формирования и развития толерантности, толерантного сознания будущих социальных работников в процессе получения высшего профессионального образования. Представлены факторы, препятствующие формированию толерантности. Выявлена ведущая роль образования при формировании толерантности. Обоснована необходимость формирования толерантности будущих социальных работников. Эмпирически выявлены различия в формировании толерантности как черты личности у студентов, обучающихся по специальности или направлению «Социальная работа», и студентов негуманитарного факультета (на примере физического факультета). Выявлено отсутствие положительной линейной динамики формирования толерантности как черты личности у будущих социальных работников в процессе обучения в вузе. Описывается специфика интернализованного формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF FORMING FUTURE SOCIAL WORKERS’ TOLERANCE IN THE PROCESS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The paper discusses the problem of formation and development of future social workers’ tolerance in the process of higher professional education. The author presents the factors that hinder the development of tolerance. The research revealed the leading role of education in the formation of tolerance and proved the necessity of developing tolerance in future social workers. Empirically the differences in the formation of tolerance as personality traits of students majoring in “Social Work” and students from non-humanitarian faculties (e.g. the Faculty of Physics) were revealed. The author identified the lack of positive linear dynamics of formation of tolerance as personality traits of future social workers in the learning process at the University. The paper describes the specifics of internalizing tolerance of future social workers in the process of higher education.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования»

УДК 159.923:77.1

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Л. Задоенко1' @

1 Кемеровский государственный университет @1айоепкоаппа@уапйех. ги

В статье рассматривается проблема формирования и развития толерантности, толерантного сознания будущих социальных работников в процессе получения высшего профессионального образования. Представлены факторы, препятствующие формированию толерантности. Выявлена ведущая роль образования при формировании толерантности. Обоснована необходимость формирования толерантности будущих социальных работников. Эмпирически выявлены различия в формировании толерантности как черты личности у студентов, обучающихся по специальности или направлению «Социальная работа», и студентов негуманитарного факультета (на примере физического факультета). Выявлено отсутствие положительной линейной динамики формирования толерантности как черты личности у будущих социальных работников в процессе обучения в вузе. Описывается специфика интернализованного формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: толерантность, толерантное сознание, толерантность социальных работников, формирование толерантности, вуз.

Для цитирования: Задоенко А. Л. Динамика формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 89 - 93.

Одной из важнейших целей современного образовательного процесса, в том числе в рамках системы высшего профессионального образования, выступает формирование и развитие толерантности, толерантного сознания в поликультурном пространстве. Формирование толерантности сегодня выступает одной из сложнейших проблем современного образования [5] Образовательная сфера, являясь частью общества, ответственна за формирование толерантности, толерантной личности, нацеленной на диалогичность восприятия окружающего мира [2]. Декларация принципов толерантности, провозглашенная ООН в 1995 г., признает приоритет в ее становлении именно за сферой образования. В связи с этим можно утверждать, что формирование толерантности - это важнейшая задача образования в XXI в.

Вместе с тем Л. Г. Лаптев и О. А. Нестерчук указывают на факторы, препятствующие формированию толерантности у молодежи.

1. Отсутствие в обществе устоявшихся моделей разнообразного проявления поведения.

2. Активная пропаганда собственной религии, национальности, особенно перед эмигрантами. Результат - экстремистские идеи, националистические настроения, ксенофобия, влияющие на молодежь, подростков, дошкольников.

3. Отсутствие желания понять и принять личность с учетом ее переживаний, личностных особенностей, отсутствие эмпатии.

4. Дифференциация на «своих» и «чужих» по различным признакам: статус, конфессия, национальность, гендер.

5. Отсутствие сурового наказания в российском законодательстве за проявление интолерантного поведения в обществе.

6. Постоянные манипуляции по внедрению образа врага посредством СМИ, интернета.

7. Влияние шоу-бизнеса на возникновение националистических и расовых предрассудков, стереотипов, взглядов [1].

Исходя из этого, государственная образовательная политика должна быть направлена на использование потенциала образования для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления коммуникационной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства, в первую очередь, искореняя и влияя на перечисленные ранее факторы. Формирование толерантных установок имеет особое значение для будущего России, как демократического государства. Россия, как страна исключительно разнообразная по своему национальному, религиозному, социальному составу просто не сможет существовать как единое государство, если не добьется существенного повышения уровня толерантности в российском обществе [8].

Особенное внимание при формировании толерантности в процессе получения высшего профессионального образования необходимо уделить студентам, обучающимся по направлению «Социальная работа». Сложная, многоплановая, полифункциональная деятельность социальных работников постоянно выдвигает требование «быть с веком наравне», так как динамичность, нестабильность, неординарность социальных, нравственных явлений и ситуаций в современном обществе вызывает острейшую потребность в повышении профессиональной компетентности, усиливает значимость личностно-профессионального потенциала роста в своей деятельности [4].

Таким образом, будущие социальные работники в процессе обучения должны осознать свою социальную роль, выполняемую в обществе [6]. Понять цели и задачи, специфику их будущей профессии [7]. На этой базе в процессе непосредственного получения высшего профессионального образования при включении в образовательную среду вуза, происходит формирование социально-значимых качеств, черт личности, необходимых для продуктивной работы с социальной сфере: толерантность, эмпатия, гуманизм, сострадание, оптимизм, доброжелательность [3].

Толерантность, на наш взгляд, является принципиально важным феноменом для успешного взаимодействия социального работника с его различными участниками, обеспечивая эффективность и качество профессиональной деятельности. Мы считаем, что толерантность является важнейшей чертой социального работника, так как социальный работник - это посредник в развитии современного общества, способного к принятию всех людей с учетом их многообразия.

Исходя из этого, нами было проведено эмпирическое исследование. Цель исследования: исследовать динамику формирования толерантности будущих социальных работников на протяжении обучения в вузе.

Были выдвинуты следующие гипотезы исследования.

1. Существуют различия в формировании толерантности как черты личности у студентов, обучающихся по специальности или направлению «Социальная работа», и студентов негуманитарного факультета (на примере физического факультета).

2. Существует положительная линейная динамика формирования толерантности как черты личности у будущих социальных работников в процессе обучения в вузе.

В эмпирическом исследовании принимали участие студенты ФГБОУ ВПО «КемГУ» с 1 по 4 -5 курсы направления и специальности подготовки «Социальная работа» (95 студентов) - «экспериментальная группа» и направления подготовки «Физика» (113 студентов) - «контрольная группа», в возрасте от 17 до 23 лет. Общее количество респондентов: 208 человек. Выборка была разделена на 9 групп (5 групп студентов направления и специальности «Социальная работа» с 1 по 5 курс, 4 группы направления «Физика» с 1 по 4 курс). Основными критериями при делении выборки на группы послужили направление подготовки в вузе и курс обучения.

С помощью двухфакторного дисперсионного анализа оценивалось влияние факторов пола, курса обучения и направления обучения на толерантность как черту личности (рис.).

Текущ. эффект: F(3, 173)=1,6195, p=, 18663

40

35

30

о о

X

т

S

с; го

а

V 25

о о

X

н

X

го а <и с; о

20

15

10

!

\ [

/ is

! "Л i i------ q

! j

см

см

£ и

о «

а

(D

а

о а

Факультет, направление: 1

sS

к

о «

а

(D

а

о

У

&

Факультет, направление: 2

^ Пол ж

Е Пол м

5

Рис. 1. Влияние пола, курса и направления обучения на сформированность толерантности как черты личности.

Fig. 1. The influence of sex, year of studies and major on the formation of tolerance as a personality trait.

Необходимо отметить, что на рисунке экспериментальная группа (будущие социальные работники) имеет название «Факультет, направление 1» располагается слева, контрольная группа (будущие физики) -«Факультет, направление 2» располагается справа.

Дисперсионный анализ показал, что на толерантность как черту личности влияют пол, курс и направление обучения. Самые низкие показатели толерантности как черты личности были зафиксированы у юношей второго курса, обучающихся на направлении «Социальная работа». Стоит обратить внимание, что на первом курсе юноши данного направления имели более высокие показатели толерантности как черты личности. Далее, на третьем курсе показатель возрастает, однако не достигает первоначального значения. Возможно, это объяснимо кризисом обучения, когда студент сомневается в правильности своего профессионального выбора. И только при обучении на 4 курсе показатель у юношей достигает высокого значения за весь период обучения. Толерантность как черта личности сформирована. Рассматривая формирование толерантности как черты личности у девушек, обучающихся на направлении «Социальная работа», следует отметить отсутствие резких спадов и подъемов. Формирование отличается плавностью, стабильностью, с повышением показателей на четвертом курсе обучения. Сравнивая показатели девушек и юношей социальных работников, стоит отметить, что юноши в процессе обучения претерпевают наибольшие изменения, однако на четвертом курсе юноши все равно не достигают уровня девушек. И в формировании толерантности у юношей и девушек социальных работников на всем процессе обучения видна динамика развития толерантности как черты личности, однако она не положительно линейная.

При рассмотрении результатов дисперсионного анализа на направлении «Физика» можно отметить, что наиболее низкий показатель толерантности как черты личности зафиксирован у юношей на втором курсе обучения. Хотя на первом курсе у юношей данный показатель выше. Такой же феномен резкого снижения толерантности был зафиксирован у социальных работников, обучающихся на втором курсе. На третьем курсе у юношей-физиков повышается показатель толерантности, на четвертом - достигает своего максимума развития. У девушек направления «Физика» также отмечается снижение показателя на втором курсе обучения, пик его развития - на четвертом курсе.

В целом при рассмотрении результатов контрольной и экспериментальной групп отмечается наиболее высокие показатели развития толерантности как черты личности у девушек физического факультета. Их показатель на четвертом курсе выше показателей юношей физического факультета и социальных работников, обучающихся на четвертом курсе. У юношей - социальных работников - самые низкие показатели и очень рознятся с показателями того же направления у девушек, в то время как у физиков показатели девушек и юношей находятся гораздо ближе друг к другу по значению. Однако, необходимо отметить, что и у социальных работников, и у физиков в процессе обучения отчетлива видна динамика формиро-

вания толерантности. Следовательно, было получено, что существуют различия в формировании толерантности как черты личности у студентов, обучающихся по специальности или направлению «Социальная работа», и студентов негуманитарного факультета. Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования № 1.

После интерпретации дисперсионного анализа необходимо отметить, что на развитие толерантности как черты личности влияют пол, курс и направление обучения. Следовательно, толерантность как черта личности формируется в процессе обучения в вузе.

Анализ полученных результатов опровергает наличие положительной линейной динамики формирования толерантности будущих социальных работников в процессе обучения на каждом курсе. Следовательно, гипотеза исследования № 2 не подтверждена.

Итак, в ходе экспериментального исследования поставленные гипотезы подтвердились частично (подтверждена первая гипотеза, опровергнута вторая гипотеза). Однако студенты физического факультета без целенаправленного формирования толерантности имеют показатели выше, чем у студентов направления «Социальная работа», у которых весь образовательный процесс направлен на формирование толерантности. Возможно, это объясняется тем, что студенты экспериментальной группы имеют совершенно иное осознание феномена толерантности, для них толерантность - это не просто слово, а интернализованная позиция, нуждающаяся в тщательном формировании и внутреннем принятии. Толерантность будущего социального работника сформирована непосредственным опытом взаимодействия с обществом, его актуальными запросами. В процессе обучения на студентов помогающей профессии накладывается ряд обязательств, прописанных в законах государства, в нормативных документах и актах (права категорий клиентов и их ограничения), изучение деонтологиче-ских моделей поведения социальных работников. В своей профессиональной деятельности социальный работник лишен выбора объекта помощи, действует строго по запросу общества. Таким образом, студенты экспериментальной группы в отличие от студентов контрольной группы реально сталкиваются с клиентами, нуждающимися в проявлении толерантного отношения, поэтому, понимая свою профессиональную ответственность, они более критичны к себе. Следовательно, процесс обучения в вузе формирует толерантность как черту личности будущих социальных работников с помощью образовательных программ и целенаправленных приемов, однако видна необходимость введения инновационных методов, тренинго-вых программ для более эффективного восприятия толерантной позиции в системе «человек-человек», проявляющаяся через объединение толерантного сознания и толерантного поведения будущего специалиста социальной работы.

Литература

1. Лаптев Л. Г., Нестерчук О. А. Проблемы формирования толерантности личности в государственной образовательной политике России // Педагогическое образование и наука. 2009. № 4. С. 32 - 35.

2. Серый А. В. Становление компетентности практического психолога // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 63 - 66.

3. Смирнова А. Г. Формирование толерантной личности средствами культуры. Культурологический аспект // Проблемы современной науки. 2012. № 4. С. 25 - 46.

4. Старовойтова Л. И. Технологии профессионально-личностного развития социальных работников в системе переподготовки и повышения квалификации // Педагогическое образование и наука. 2009. № 4. С. 24 - 28.

5. Шкитина Л. Ю. Деятельность дома детского творчества «Преображенский» в контексте формирования толерантности у учащихся // Социосфера. 2012. № 4. С. 72 - 88.

6. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1997. С. 60 - 68.

7. Яницкий М. С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. С. 58 - 67.

8. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. 237 с.

Информация об авторе:

Задоенко Анна Леонидовна - аспирант кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета, Zadoenkoanna@yandex.ru.

(Научный руководитель: Яницкий Михаил Сергеевич - доктор психологических наук, профессор, декан социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета, заведующий кафедрой социальной психологии и психосоциальных технологий, dekanspf@kemsu.ru).

Статья поступила в редколлегию 29.01.2016 г., принята к печати 10.05.2016 г.

DYNAMICS OF FORMING FUTURE SOCIAL WORKERS' TOLERANCE IN THE PROCESS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Anna L. Zadoenko1' @

1 Kemerovo State University @Zadoenkoanna@yandex. ru

The paper discusses the problem of formation and development of future social workers' tolerance in the process of higher professional education. The author presents the factors that hinder the development of tolerance. The research revealed the leading role of education in the formation of tolerance and proved the necessity of developing tolerance in future social workers. Empirically the differences in the formation of tolerance as personality traits of students majoring in "Social Work" and students from non-humanitarian faculties (e.g. the Faculty of Physics) were revealed. The author identified the lack of positive linear dynamics of formation of tolerance as personality traits of future social workers in the learning process at the University. The paper describes the specifics of internalizing tolerance of future social workers in the process of higher education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: tolerance, tolerant consciousness, tolerance of social workers, formation of tolerance, university.

For citation: Zadoenko A. L. Dinamika formirovaniia tolerantnosti budushchikh sotsial'nykh rabotnikov v protsesse vysshego professional'nogo obrazovaniia [Dynamics of forming future social workers' tolerance in the process of higher professional education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2016): 896 - 93.

References

1. Laptev L. G., Nesterchuk O. A. Problemy formirovaniia tolerantnosti lichnosti v gosudarstvennoi obra-zovatel'noi politike Rossii [Issues of identity formation of tolerance in public education policy of Russia]. Pedagogicheskoe obrazovanie I nauka - Teacher education and science, no. 4 (2009): 32 - 35.

2. Seryy A. V. Stanovlenie kompetentnosti prakticheskogo psikhologa [Becoming a practical psychologist competence]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, no. 5 (2005): 63-66

3. Smirnova A. G. Formirovanie tolerantnoi lichnosti sredstvami kul'tury. Kul'turologicheskii aspect [Formation of the tolerant person by means of culture. Cultural aspect]. Problemy sovremennoi nauki - The problems of modern science, no. 4 (2012): 25 - 46.

4. Starovoitova L. I. Tekhnologii professional'no-lichnostnogo razvitiia sotsial'nykh rabotnikov v sisteme perepodgotovki I povysheniia kvalifikatsii [Technology professional and personal development of social workers in the system of retraining and advanced training]. Pedagogicheskoe obrazovanie I nauka - Teacher education and science, no. 4 (2009): 24 - 28.

5. Shkitina L. Yu. Deiatel'nost' doma detskogo tvorchestva «Preobrazhenskii» v kontekste formirovaniia tolerantnosti u uchashchikhsia [Activities Children's Art House "Transfiguration" in the context of formation of tolerance at pupils]. Sotsiosfera - Sociosphere, no. 4 (2012): 72 - 88.

6. Yanitskiy M. S. Osnovnye psikhologicheskie mekhanizmy adaptatsii studentov na pervom I vtorom kursakh obucheniia v vuze [The main psychological mechanisms of adaptation of students in the first and second year of university studies]. Voprosy obshchei I differentsial 'noi psikhologii [Questions of general and differential psychology]. Kemerovo, 1997, 60 - 68.

7. Yanitskiy M. S. Sostoianiia psikhicheskoi dezadaptatsii u studentov I puti optimizatsii adaptatsionnogo protsessa v vuze [The states of mental maladjustment in students and ways to optimize the adaptation process in high school]. Voprosy obshchei I differentsial'noi psikhologii [Questions of general and differential psychology]. Kemerovo, 1998, 58 - 67.

8. Yanitskiy M. S. Tsennostnoe izmerenie massovogo soznaniia [Valuable measurement of the mass consciousness]. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 2012, 237.

Received 29.01.2016, accepted 10.05.2016.

УДК 159.923

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ К. ПИРСОН И Х. МАРР «12 АРХЕТИПОВ»

Т. В. Капустина1' @

1 Тихоокеанский государственный медицинский университет @ 12_archetypesplus@mail.ru

Изучение архетипа личности опирается на культурологический анализ, а его психологическая составляющая редко подвергается эмпирическому исследованию, несмотря на то, что архетип является той психической структурой, которая играет роль предрасполагающего фактора развития психической жизни человека, способная направлять его поведение. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого явилось расширение методики К. Пирсон и Х. Марр «12 архетипов», которая определяет ведущий архетип личности, но интерпретация его особенностей по результатам теста является малоинформативной. Выборку представили 120 человек (60 юношей и 60 девушек в возрасте 20 - 25 лет), студенты Тихоокеанского государственного медицинского университета. В исследовании использовались методика 12 архетипов (К. Пирсон и Х. Марр), типологический опросник (И. Майерс, К. Бриггс), многофакторный личностный опросник (Р. Кеттелл, форма С) и вопросник для выявления доминирующего инстинкта (В. И. Гарбузов). Полученные результаты позволили расширить методику, наполнив ее описательными психологическими характеристиками по каждому архетипу системы К. Пирсон.

Ключевые слова: архетип личности, личностные характеристики, психодиагностика, диагностика архетипов, методика «12 архетипов».

Для цитирования: Капустина Т. В. Психодиагностика личностных характеристик с помощью методики К. Пирсон и Х. Марр «12 архетипов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. №2 2. С. 93 - 101.

Актуальность изучения архетипов личности обусловлена тем, что в настоящее время все больше растет интерес к объяснению человеческого поведения [4]. А архетип, по мнению К. Г. Юнга, как раз и представляется той психической структурой, которая играет роль предрасполагающего фактора развития психической жизни человека, способная направлять его поведение [9]. Тенденции развития современного общества оказывают влияние на личность и вызывают потребность формировать, сохранять и изучать бессознательные основы психики, которые реализуют в поведении личности универсальные модели - архетипические элементы [1; 6]. Немаловажным является тот факт, что изучение архетипа личности в большей степени опирается на культурологический анализ, а его психологическая составляющая редко подвергалась эмпирическому исследованию, несмотря на то, что архетип является неким принципом, обеспечивающим психическую реальность специфическими психическими содержаниями [3]. Существуют методики для диагностики архети-

пов личности. Одной из таких методик является тест К. Пирсон и Х. Марр «12 архетипов», который позволяет определить ведущий архетип личности, то есть ту структуру личности, которая является актуальной для человека на данный момент времени. Однако интерпретация архетипа и его особенностей по результатам данного теста является малоинформативной. В связи с этим цель исследования - получение более подробных описательных характеристик по каждому из 12 архетипов системы К. Пирсон [5]. Полученные результаты могут явиться упрощением в интерпретации диагностических данных по этой методике и расширить психический статус понятия «архетип личности». Психолог, в свою очередь, используя данную методику, сможет получить более подробную информацию о своем клиенте. Гипотезой исследования является предположение о том, что методика К. Пирсон и Х. Марр «12 архетипов» позволяет определить личностные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.