Научная статья на тему 'Динамика формирования пола и отклонения от нормы'

Динамика формирования пола и отклонения от нормы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
632
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ПОЛ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛА / ПОЛОРОЛЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SEX / GENDER IDENTITY / FACTORS OF GENDER FORMATION / SEX-ROLE STEREOTYPES / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Липовецкая Анна Андреевна

Освещается процесс формирования пола в его динамике. Анализируется воздействие основных факторов на становление пола. Большое внимание уделено тому, как между собой взаимосвязаны биологические и социальные факторы становления пола, где проходит грань между биологией и социумом. Вопрос обсуждается с разных аспектов с медицинской точки зрения, с психологической, педагогической, социальной. Акцент сделан на том, как малейшие изменения в действии того или иного фактора приводят к значительным отклонениям от нормы полоролевого поведения. Рассмотрены отклонения от нормы и факторы, под влиянием которых они формируются. Представлены принципы социализации мальчиков и девочек на разных возрастных этапах, показана разница между процессами взросления, обозначены социальные трудности становления пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Липовецкая Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of gender formation and abnormalities

This article highlights the process of gender formation in its dynamics. The influence of large groups of factors on the formation of sex is considered. Much attention is paid to how the biological and social factors of gender formation are interrelated, where the line between biology and the society is in the formation of sex. The issue was examined from various aspects medical, psychological, pedagogical, social. The emphasis is on how the slightest changes in the effect of a particular factor lead to a significant deviation from the norm of sex-role behavior. Considered deviations from the norm, under the influence of what factors they are formed. The principles of socialization of boys and girls at different age stages are considered, the difference between these processes is indicated, social difficulties of gender formation are indicated.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования пола и отклонения от нормы»

Анна Липовецкая

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛА И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ

Аннотация. Освещается процесс формирования пола в его динамике. Анализируется воздействие основных факторов на становление пола. Большое внимание уделено тому, как между собой взаимосвязаны биологические и социальные факторы становления пола, где проходит грань между биологией и социумом. Вопрос обсуждается с разных аспектов - с медицинской точки зрения, с психологической, педагогической, социальной. Акцент сделан на том, как малейшие изменения в действии того или иного фактора приводят к значительным отклонениям от нормы полоролевого поведения. Рассмотрены отклонения от нормы и факторы, под влиянием которых они формируются. Представлены принципы социализации мальчиков и девочек на разных возрастных этапах, показана разница между процессами взросления, обозначены социальные трудности становления пола.

Ключевые слова: пол; половая идентичность; факторы становления пола; полоролевые стереотипы; социализация.

Abstract. This article highlights the process of gender formation in its dynamics. The influence of large groups of factors on the formation of sex is considered. Much attention is paid to how the biological and social factors of gender formation are interrelated, where the line between biology and the society is in the formation of sex. The issue was examined from various aspects - medical, psychological, pedagogical, social. The emphasis is on how the slightest changes in the effect of a particular factor lead to a significant deviation from the norm of sex-role behavior. Considered deviations from the norm, under the influence of what factors they are formed. The principles of socialization of boys and girls at different age stages are considered, the difference between these processes is indicated, social difficulties of gender formation are indicated.

Keywords: sex; gender identity; factors of gender formation; sex-role stereotypes; socialization.

Половая Половая идентичность — одна из базовых характе-

ристик личности. Она определяет, в какой степени индивид воспринимает себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого.

Становление половой идентичности происходит в результате сложного биосоциального процесса, поэтому важность как биологических, так и социальных факторов нельзя недооценивать. В период эмбрионального развития на становление пола влияет биологическая

идентичность — процесс, обусловленный рядом факторов

Гормоны как фактор

половой

идентичности

Отклонения в гормональном развитии как фактор половой идентичности

группа факторов. В постнатальном развитии биологические факторы полового становления дополняются социальными.

На формирование полоролевой идентичности оказывают воздействие многие факторы. Даже незначительные деформации этого процесса во внутриутробном периоде развития и детстве могут привести к серьезным проблемам в будущем.

Гормональный уровень. В течение первого месяца развития плода управление организмом осуществляется за счет гормонов матери. В зародыше происходит интенсивное наращивание клеток, которые проходят «специализацию» и начинают выполнять определенную функцию. В эмбрионе развиваются половые железы, которые в будущем будут вырабатывать гормоны мужского или женского типа. Закладка половой железы происходит на 4-й неделе развития организма, в этот момент начинают формироваться половые клетки. В зависимости от того, какие гормоны, мужские или женские, формируются в половых железах эмбрионах, начинается формирование специфических половых органов.

Однако именно на гормональном уровне чаще всего случаются сбои, которые в будущем могут привести к отклонениям в полоролевом поведении людей. Отклонения могут быть разнообразными, и связаны они как с внешними факторами, так и с биохимическими реакциями.

Например, врожденная дисфункция коркового вещества надпочечников может вызвать цепную реакцию в нарушении функционирования половых желез. Это может привести к формированию мужского псевдогермафродитизма, к преждевременному половому развитию или, напротив, к запаздыванию полового развития.

При выявлении генетической недостаточности специфических гормонов у того или иного пола также наблюдались отклонения. Так, у девочек при нехватке фермента ароматазы обнаруживается андрогенизация, а у мальчиков недостаток эстрогенов — женских половых гормонов — может привести к расстройствам гормонального регулирования даже при условии, что количество мужских половых гормонов будет в норме.

На будущее половое развитие ребенка и его полоро-левое становление огромное влияние оказывает внутриутробное развитие. Так, например, к отклонениям могут привести:

• принятие стероидных препаратов матерью во время беременности;

Важность внутриутробного развития для полового самоопределения

Пол и полоролевая идентификация закладываются в эмбриональном периоде

Гормон стресса как фактор половой идентичности

• воздействие на плод гербицидов;

• наличие некоторых заболеваний у матери и т.д.

Важность внутриутробного развития эмбриона для

дальнейшего адекватного развития человека трудно переоценить. Проведено множество исследований, подтверждающих воздействие конкретного фактора на формирование того или иного отклонения в развитии половой системы человека, что впоследствии может привести к неадекватной полоролевой самоидентификации.

Формирование пола, сексуальной ориентации и полоролевой идентичности — длительный процесс, закладывающийся с момента слияния материнской и отцовской половых клеток. Некоторое время эмбрион будет развиваться по базовому типу (у вида Homo sapiens это женский), а ко второму месяцу внутриутробного развития включается (или не включается) мужская Y-хромосома. С этого момента в организме начинается выработка тех половых гормонов, которые в идеале присущи данному полу. После пятого месяца внутриутробного развития в мозге происходит ряд структурных изменений в центрах полового поведения.

И на этих этапах может произойти значительная рассинхронизация между сформировавшимся кариоти-пом и чувствительностью к тем или иным половым гормонам. Так, например, генетический мужчина может быть абсолютно нечувствителен к андрогенам, если во внутриутробном развитии произошла генетическая мутация соответствующего рецептора. Поэтому, родившись, ребенок будет выглядеть как абсолютная девочка, и только со временем, когда она не сможет забеременеть и сделает генетические анализы, выявится Y-хромосома.

На сегодняшний день существуют исследования, которые позволяют говорить о том, что на эмбриональной стадии развития формируется не только пол, но и половая ориентация человека.

Если во время беременности женщина испытывала большое количество стресса, ее организм выделял кор-тизол и кортиколиберин — гормоны, способные посылать сигналы женским половым железам о том, что организм находится в состоянии стресса и выработку половых гормонов необходимо приостановить. С эволюционной точки зрения это весьма логично, поскольку в стрессовой ситуации организм должен «думать» не о размножении и продолжении рода, а о выживании.

При этом гормоны стресса, особенно если их количество непомерно велико, способны проникать в пла-

Гормональные отклонения в постэмбриональном развитии

Формирование органов как фактор половой идентичности

Фрейд об органном факторе половой идентичности

центу плода, вызывая гормональные изменения в его развитии. Если развивающийся организм — мальчик, то кортизол оказывает негативное воздействие на его половые железы, подавляя количество выделяемого андрогена. В конечном итоге это может привести к тому, что мозг плода «по умолчанию» станет развиваться по женскому типу.

Многие исследования подтверждают, что в будущем подобная ситуация может сказаться не только на поведении ребенка (например, мальчик будет более женственный), но и на его сексуальной ориентации. Конечно, на людях такие эксперименты не ставились, но подобные опыты проводились на лабораторных мышах. Они позволили выявить прямую корреляцию между уровнем стресса, испытываемым женщиной во время беременности, и увеличением числа гомосексуального потомства [1, с. 247].

Впрочем, такие выводы основаны на косвенных данных. Так, например, исследование Гюнтера Дёрне-ра выявило, что в период Второй мировой войны (время, когда, по определению, количество стресса, испытываемого беременными, было велико), детей с гомосексуальной ориентацией рождалось намного больше по сравнению с мирным временем [2, с. 287].

Однако не все отклонения от нормы связаны с внутриутробным развитием. Гормональные сбои, способные привести к изменению полоролевого поведения, могут произойти и во взрослом возрасте. Например, в науке зафиксированы случаи, когда беременные женщины подвергались усиленному выбросу андрогенов. Это приводило к гендерной дисфории, то есть к такому состоянию, когда человеку становилось некомфортно осознавать себя в той социальной роли, которая предписывается определенному полу.

Органный уровень. Как было отмечено выше, формирование тех или иных половых органов не гарантирует принадлежность человека к тому или иному полу. В силу разных воздействий, на гормональном уровне может произойти сбой, который вызовет рассинхрониза-цию между гонадным и гормональным полом человека.

Большой вклад в осмысление органного этапа формирования половой идентичности внес Зигмунд Фрейд. Ключевым фактором полоролевого становления он выдвигал факт осознания ребенком наличия или отсутствия у него фаллоса. Этот процесс для ребенка, согласно теории З. Фрейда, не просто исследование анатомии, а факт принятия мужественности или женственности.

Благодаря ему запускается механизм идентификации ребенка с одним из родителей (см.: [3, с. 98—99]).

По мнению З. Фрейда, мальчики обнаруживают свою идентичность с отцом, прежде всего, за счет наличия у них схожих гениталий. После осмысления такой идентичности мальчик начинает символически разделять с отцом его силу и привилегии пола. Девочки же, обнаружив отсутствие у себя фаллоса, начинают подсознательно испытывать зависть к мужскому полу. Это вынуждает их занимать пассивную позицию.

Таким образом, данная концепция З. Фрейда описывает наиболее часто принимаемые полоролевые стереотипы в обществе. Сила и превосходство — это возможность активной реализации сексуального влечения, и связаны они с мужской идентификацией. В свою очередь, отказ от возможностей через пассивность — характеристика женской идентичности.

Некоторые исследователи такой подход не приветствуют. Так, по мнению С.В. Мелкова, постановка анатомического строения в основу полоролевой идентичности — это редуцирование проблемы [3, с. 99].

Вывод: важность Половая дифференциация является результатом

влияния действия различных биологических факторов на гене-

биологических

тическом, молекулярном, эндокринном уровнях, поэто-

факторов на половую ± ^ ± ±

идентификацию му диагностика нарушений при формировании пола ребенка должна совершаться на основе совокупности этих данных. Однако если при оплодотворении, формировании кариотипа будущего ребенка, эмбриональном развитии и рождении ребенка никаких генетических и хромосомных отклонений не было выявлено, значит, деформация течения естественной полоролевой дифференциации детей связана не с биологическими, а с социальными факторами, которые начинают воздействовать на ребенка с момента его рождения, оказывая влияние на формирование пола.

Семья. Семья является для человека своего рода первым социальным миром, поэтому ребенок интенсивно впитывает все особенности поведения, принятые в семье. Именно из-за столь сильного влияния семьи процесс полоролевой идентичности может протекать как благоприятно, так и с осложнениями. Дефицит родительского тепла в раннем детстве ведет к аномалиям социального поведения в подростковом возрасте, а также к повышению уязвимости, сильному нервному напряжению, агрессивности в юношеском возрасте [4, с. 59]. Затрудняет формирование механизмов устойчивого социального поведения юношей и девушек и пре-

Семья как фактор

половой

идентичности

Родители как фактор

половой

идентичности

Влияние полоролевых стереотипов на родителей

Разница

в восприятии детей в зависимости от их пола

Восприятие полоролевых стереотипов детьми

увеличенная родительская любовь, способствующая развитию у подрастающих детей эгоизма, эмоциональной холодности либо инфантилизма, приводящего к саморазрушающему поведению [5, с. 178].

Родители. Родители зачастую изначально принимают стереотипы, принятые в обществе, о поле своего ребенка. С самого рождения ребенок окутан пеленой стереотипов: например, цвет ленты, которой его перевязывают уже при выписке из роддома, зависит от пола — розовый для девочек, синий — для мальчиков.

Даже младенцев, которые пока не проявляют характера, не имеют индивидуальных особенностей и привычек, родители воспринимают в соответствии с полоролевыми стереотипами. Широко известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола. Вот что показал опрос 30 супружеских пар, родителей новорожденных, спустя 24 часа после рождения ребенка. Специально были подобраны дети, близкие по физическим показателям (рост, вес и т.д.). Девочек родители описывали как более нежных, слабых, милых детей по сравнению с новорожденными мальчиками, а мальчиков — как более сильных, физически крупных и лучше координирующих свои движения, чем новорожденные девочки [6, с. 52].

Двум группам испытуемых продемонстрировали видеозапись поведения семимесячного ребенка. Одной группе представили его как мальчика, другой — как девочку. Испытуемые должны были описать его поведение. В той группе, где он был представлен как мальчик, его поведение описывалось как активное, бесстрашное и жизнерадостное, что не было отмечено в другой группе, где он был представлен как девочка. Негативные эмоции у мальчика воспринимались как проявление гнева, а у девочки — страха. Таким образом, социальный мир с самого начала поворачивается к мальчикам и девочкам своими разными сторонами [7, с. 75].

Женщин-матерей просили посидеть с незнакомым ребенком. Если этот ребенок был одет как мальчик, они играли с ним, заставляли проявлять большую самостоятельность, а если как девочка, то, наоборот, старались успокоить, больше держали на руках и ласкали [8, с. 64].

Наиболее сензитивным периодом для восприятия полоролевых поведенческих аспектов родителей у детей считается возраст 11—12 лет. Отмечено, что если в семье нет отца или опыт общения ребенка с ним негативный, если он много времени проводит с матерью и проникает-

СМИ как фактор

половой

идентичности

Половые стереотипы в рекламе

ся ее заботами, у мальчика возрастает шкала феминин-ности поведения. У девочек же в 11—12 лет большую роль играют представления об идеальной женщине, которые строятся на восприятии образа матери.

В 13—14 лет для мальчиков приобретает значимость влияния женщин, при этом становится особенно важно мнение представителей мужского пола о них. Девочки этого возраста часто выстраивают линию поведения на основе той, что принята в семье. Если нет отца или общение с ним сведено к минимуму, они нередко начинают проявлять активность, непокорность, агрессивность. Девочки, растущие в полной и благополучной семье, чаще проявляют нежность, ласковость, мягкость.

К 15—16 годам как в полных, так и в неполных семьях у подростков происходит обобщение составляющих полоролевой идентичности. Разница в том, что мальчики из полных семей больше направлены на представления о них мужчинами, а из группы риска — на личное осознание своего пола.

Девочки 15—16 лет начинают испытывать большую потребность в общении с представительницами своего пола. У них возрастает желание соответствовать своему полу.

Родители часто продолжают интегрировать стереотипные представления о поле ребенка в воспитание и в более взрослом возрасте. Если мальчики ведут себя слишком скованно, неагрессивно, плаксивы и несамостоятельны, это вызывает у родителей большую обеспокоенность, чем когда девочки ведут себя как сорванцы. Родители излишне склонны к осуждению несамостоятельности мальчиков. Зависимость же девочек, напротив, часто приветствуется [9, с. 410].

Большую роль в искажении полоролевого восприятия себя играют внешние факторы, например СМИ. Средства массовой информации навязывают стереотипные образы женщины и мужчины, стратегии поведения, которые так или иначе воспринимаются неокрепшими умами и впитываются на уровне подсознания.

В романтических историях мужчина — всегда профессионал, занятый на протяжении видеоролика напряженным делом, часто напоминающим борьбу (например, в спорте или бизнесе). Мужчина побеждает в этой борьбе один на один исключительно благодаря своим знаниям, уму, ловкости и смелости. Женщина же не только не принимает в ней участия, но и попросту отсутствует в тех местах, где эта борьба происходит. Женщина появляется как неизменный дополнитель-

ный приз мужчине за его победу "над стихией" (например, видеоролики с рекламой дезодоранта "Old Spice", одеколона "Club"). Действия настоящего мужчины, согласно романтическим видеоисториям, направлены на людей и объекты вокруг него. В отличие от мужчины, действия женщины направлены исключительно на саму себя: она занята самоукрашением, саморазглядыванием, самопоказом. Она моет волосы, увлажняет кожу, подкрашивает губы и т.д. Ее единственная цель — быть замеченной, причем не только мужчиной, но и подругами, соперницами, просто прохожими, хотя мужчина остается главным созерцателем. Иными словами, женщина в этих романтических видеоисториях постоянно ощущает на себе внешний взгляд. В своих действиях она ориентируется на этот внешний взгляд, играя роль объекта созерцания [10, с. 362].

1. Казанцева А. В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов. — М., 2016.

2. Dorner N., et al. Prenatal stress as possible aetioge-netic factor of homosexuality in human males // Endokrinologie. - 1980, June. Vol. 75 (3). - P. 365-368.

3. Мелков С.В., Кудрина А.В. Эволюция представлений о гендере и гендерной идентичности в психоанализе от истоков до 1990-х годов // Развитие личности. — 2015. - № 2. - С. 96-119.

4. Регуш А.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб., 2006.

5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. - СПб., 2005.

6. Клецина И.С. Гендерная социализация: учебное пособие. - СПб., 1998.

7. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии / ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. - 1991. - № 4 (июль-август). - С. 74-82.

8. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 63-68.

9. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М., 1994.

10. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине // Семья, гендер, культура / ред. В. Тиш-ков. - М., 1997. - С. 389-400.

References

1. Kazantseva A. V internete kto-to neprav! Nauchnye issledovaniya spornykh voprosov. Moscow, 2016 (in Russian).

2. Dorner N., et al. Prenatal stress as possible aetiogenetic factor of homosexuality in human males. Endokrinologie, 1980, June, vol. 75 (3), pp. 365-368.

3. Melkov S.V., Kudrina A.V. Evolyutsiya predstavlenij o gendere i gendernoj identichnosti v psikhoanalize ot istokov do 1990-kh godov. Razvitie lichnosti, 2015, no. 2, pp. 96-119 (in Russian).

4. Regush A.A. Problemy psikhicheskogo razvitiya i ikhpreduprezhdenie (ot rozhdeniya do pozhilogo vozrasta). St. Petersburg, 2006 (in Russian).

5. Mendelevich V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie. St. Petersburg, 2005 (in Russian).

6. Kletsina I.S. Gendernaya sotsializatsiya: uchebnoe posobie. St. Petersburg, 1998 (in Russian).

7. Aleshina Yu.E., Volovich A.S. Problemy usvoeniya rolej muzhchiny i zhenshchiny. Voprosy psikhologii, 1991, no. 4 (July-August), pp. 74-82 (in Russian).

8. Vinogradova T.V., Semenov V.V. Sravnitel'noe issledovanie poznavatel'nykh protsessov u muzhchin i zhenshchin: rol' biologicheskikh i sotsial'nykh faktorov. Voprosy psikhologii, 1993, no. 2, pp. 63-68 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Smelser N. Sotsiologiya. Translation from English. Moscow, 1994 (in Russian).

10. Yurchak A. Mif o nastoyashchem muzhchine i nastoyashchej zhenshchine. Sem'ya, gender, kul'tura. Ed. V. Tishkov. Moscow, 1997, pp. 389-400 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.