Научная статья на тему 'Динамика физического развития и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста'

Динамика физического развития и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3259
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PRE-SCHOOL CHILDREN / HEALTH / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Маргарита Николаевна, Поляков С. Д., Корнеева И. Т., Гоготова Л. В., Христочевский А. Д.

Представлен анализ динамики физического развития и функциональной подготовленности детей в возрасте 3-7 лет, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении с дневным пребыванием. Выявлены статистически значимые (р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Маргарита Николаевна, Поляков С. Д., Корнеева И. Т., Гоготова Л. В., Христочевский А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of physical development and functional readiness of pre-school children

The article presents the analysis of a dynamics of physical development and functional readiness of children 3-7 years old, studying in children's educational institution with daily stay. Authors revealed statistically significant (р

Текст научной работы на тему «Динамика физического развития и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

М.Н. Кузнецова, С.Д. Поляков, И.Т. Корнеева, Л.В. Гоготова, А.Д. Христочевский, С.В. Хрущев

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Динамика физического развития и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста

Контактная информация:

Кузнецова Маргарита Николаевна, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения ЛФК и СМ НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 134-02-59 Статья поступила: 26.12.2009 г., принята к печати: 01.02.2010 г.

Представлен анализ динамики физического развития и функциональной подготовленности детей в возрасте 3-7 лет, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении с дневным пребыванием. Выявлены статистически значимые (р < 0,001) корреляционные связи возраста со значениями тестов функциональной подготовленности (кроме гибкости; р = 0,08). Оздоровительно-воспитательные мероприятия, проводимые в детском образовательном учреждении, способствуют физическому развитию дошкольников, совершенствованию двигательных навыков и умений.

Ключевые слова: дошкольники, здоровье, физическое развитие, функциональная подготовленность.

Известно, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья, была и остается ключевым фактором, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными.

Многочисленные исследования показывают, что росту и оптимальному развитию ребенка способствуют рациональное, оптимально сбалансированное по возрасту питание, минимум стрессов и психоэмоциональ-

ного напряжения, двигательная активность соответствующая его возрасту, высокая степень устойчивости к острым респираторным инфекциям (ОРИ). В свою очередь, часто повторяющиеся ОРИ и обострения хронических очагов инфекции, а также слишком малые либо непосильные физические нагрузки снижают качество здоровья и рост детей [1]. Совокупность множества морфологических, функциональных признаков во взаимосвязи и представляет целостный процесс развития организма, при котором на темпы роста и развития ребенка оказывают влияние генетические, биологи-

M.N. Kuznetsova, S.D. Polyakov, I.T. Korneyeva, L.V. Gogotova, A.D. Khristochevskiy, S.V. Khrushchyov

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Dynamics of physical development and functional readiness of pre-school children

The article presents the analysis of a dynamics of physical development and functional readiness of children 3-7 years old, studying in children’s educational institution with daily stay. Authors revealed statistically significant (p < 0,001) correlation connections between the age and the rates of functional readiness (except flexibility; p = 0,08). Sanitary and pedagogical measures, performed in children’s educational institution, favor to physical development of pre-school children and locomotive experiences and skills.

Key words: pre-school children, health, physical development, functional readiness.

ческие, бытовые, социально-экономические факторы, хронические заболевания и многое другое [2-4]. Среди методов предупреждения ОРИ и обострений хронических заболеваний большое значение придается неспецифическим физическим факторам защиты детского организма — закаливанию. Под этим понимают комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, в первую очередь метеорологическим, путем тренировки механизмов терморегуляции. Поскольку в процессе закаливания внешние факторы оказывают влияние на ряд физиологических систем, можно определить закаливание как формирование комплекса функциональных систем, обеспечивающих устойчивость и адаптацию организма к изменяющимся климато-гелиогеофизическим воздействиям. Систематическое комплексное закаливание в раннем и дошкольном возрасте создает основу нормального физического и психического развития, закладывает фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию. Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни.

Проведение ежедневного местного и общего воздушного и водного закаливания в контрастном режиме или традиционным методом, позволяет добиться не только оздоровительного эффекта, но и с детства привить привычку заботы о собственном здоровье. Ведущим моментом в системе мероприятий закаливания является совершенствование физической терморегуляции — адаптации организма ребенка к изменению температуры окружающей среды. Наиболее простая методика закаливания детей в условиях дошкольного учреждения и дома — это общая контрастная воздушная ванна. Процедура выполняется после дневного сна (15:00 ч) в течение 12-15 мин. Упражнения выполняют в 2-3 комнатах (спальня, игровая, раздевалка) в циклическом ритме с музыкальным сопровождением. Контраст температур в комнатах с 4-5°С постепенно (за 6-8 нед) увеличивается до 10-20° [5, 6].

Воздушные контрастные ванны при систематическом их проведении позволяют сократить число случаев ОРИ в среднем на 25% в год [1]. Трудоемкими для персонала дошкольного учреждения, но дающими более высокий профилактический эффект, являются водные процедуры. В домашних условиях круглогодичной закаливающей процедурой может быть местное и (или) общее контрастное обливание для ребенка с первых месяцев жизни; в организованном коллективе — круглогодичное купание в бассейне детского учреждения [1] или обливание на площадке с учетом сезона и погоды. К сожалению, в средней полосе России за весь летний сезон есть несколько недель (чаще — дней), когда возможно проведение водных процедур на уличной площадке. Пример семьи во многом определяет отношение детей к закаливающим процедурам, физическим упражнениям, спорту, здоровому образу жизни, сохранению и укреплению своего здоровья. Именно в семье формируется отношение к сверстникам, персоналу в детском коллективе и поведенческие реакции в обществе. Коллективные обезличенные беседы менее убедительны и авторитетны для дошкольника, чем пример и совет родителей.

Целью данной работы было изучение показателей физического развития и двигательной подготовленности дошкольников в период нахождения их в детском учреждении дневного пребывания.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

Проведено тестирование 304 дошкольников (130 мальчиков, 174 — девочки) в возрасте от 3 до 7 лет, которые посещали московские детские учреждения дневного пребывания. Значения длины и массы тела были определены у 292 детей. Протестированы физические характеристики быстроты, скорости, силы, ловкости, гибкости, выносливости при скоростно-силовой физической нагрузке. Быстрота как способность ребенка развивать максимальную скорость движений и совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени оценена по результатам бега по дорожке 30-и 90-метровой длины. Дети протестированы в сентябре после возвращения с летнего отдыха и весной следующего года (соответственно, 69 и 60 детей).

Среди физических способностей — ловкость как умение быстро решать неожиданно возникающие двигательные задачи, занимает особое положение. Ловкость тесно связана с двигательными навыками, поэтому носит комплексный характер как высшая ступень способности координировать свои движения. Различают общую ловкость и специальную, когда требуется выбирать и выполнять нужные движения (действия) правильно и быстро [4, 7]. Ловкость оценена по результатам 174 наблюдений (челночный бег 4 раза по 5 м, 6 раз по 5 м и 5 раз по 10 м).

Силу принято характеризовать как способность ребенка преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Скоростносиловой тест оценен по 303 наблюдениям. Учитывали число переходов в сидячее положение из положения лежа на спине (число седов) за 30 с.

Известно, что развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально [1, 4, 8]. Нагрузки скоростно-силового и силового характера, а также кратковременные статические напряжения нормализующе действуют на тонус скелетной мускулатуры, а отсюда — и на сосудистый тонус детского организма [2, 7, 9]. Прыжок в длину с места выполнили 244 ребенка осенью, по возвращении с летнего отдыха, из них 61 повторили тест весной следующего года.

Выносливость многими специалистами определяется как способность человека выполнять непрерывную динамическую работу, при которой характерно функционирование всего мышечного аппарата, и продолжать эти действия в течение длительного времени без снижения эффективности.

Гибкость тела определяется состоянием позвоночника, всей системы опорно-двигательного аппарата и отражает способность ребенка выполнять движения с заданной амплитудой. Высокий уровень этих качеств обусловливается устойчивостью нервных процессов и защитных механизмов организма, хорошим резервом сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-психической устойчивостью к влиянию разнообразных раздражителей [1, 4]. Активную гибкость позвоночника, тазобедренных суставов и эластичность мышц измеряли у 305 детей (в см).

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2010/ ТОМ 9/ № 1

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Оценку группы здоровья дошкольников врач-педиатр проводил на основании данных анамнеза, осмотра, инструментальных и лабораторных исследований, а также с учетом заключений врачей-специалистов, которые устанавливали клинический диагноз с указанием основного заболевания или функционального нарушения, его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний или заключали, что дошкольник практически здоров. Здоровье детей оценивали по критериям, включающим: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень устойчивости организма к ОРИ и сопротивляемости другим неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. При наличии функциональных нарушений со стороны 2 и более физиологических систем или выявленных заболеваний у одного ребенка, окончательная оценка состояния здоровья проводилась по наиболее тяжелому из них [2, 7]. Статистическая обработка результатов тестирования физических качеств детей проведена с использованием программы STATISTICA 6.0 (StatSoft Inc., США). Количественные показатели представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартная ошибка. Точность оценки средних значений определена с помощью 95% доверительного интервала (ДИ). Проверку гипотез о равенстве средних проводили с помощью t-критерия Стьюдента для независимых групп. Связь изученных показателей проводили с помощью корреляционного анализа с расчетом коэффициента корреляции по Пирсону. Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С учетом состояния здоровья 304 дошкольников, по данным диспансеризации и осмотра педиатра, 52% из них были отнесены к I группе здоровья, 48% — ко II.

Из 130 мальчиков в группе риска (2-я группа здоровья) оказалось 52%, а из 174 девочек только 44%.

Анализ данных, отражающих двигательную подготовленность детей, свидетельствует о замедлении развития силовых качеств, быстроты, скорости и выносливости дошкольников в возрасте 45-52 мес жизни (рис. 1-5). С возрастом значения показателей двигательной подготовленности дошкольников становились выше как у мальчиков, так и у девочек (р < 0,001), и в этих группах результаты оценок, кроме гибкости, оказались одинаковыми (табл. 1). Вместе с тем, девочки были более гибкими, чем мальчики — показатель гибкости в группах составил 12,1 ± 0,4 и 5,9 ± 0,5 см, соответственно (р < 0,001).

Наиболее высокие скоростно-силовые показатели и показатели выносливости отмечены у детей в возрасте 6 лет (с 60 до 72 мес) (рис. 1-4). В наших исследованиях прошлых лет установлено, что зимой двигательная активность девочек в возрасте 3 лет по числу локомоций (числу движений, зафиксированных механическим шагомером) выше, чем у сверстников-мальчиков (р < 0,05) [5]. Установлено также, что у детей 4-6 лет (данные детей в возрасте 3 и 7 лет не учитывались из-за их малого числа) быстрота и скорость движений (бег на 30 м) весной выше (р < 0,001), чем осенью, что связано не только с сезоном года, но и с возрастом — дети стали старше в среднем на 7 мес (табл. 2). В динамике все показатели физического развития и подготовленности с возрастом улучшались (р < 0,001), кроме теста на гибкость. Результаты оценки быстроты и скорости движений, общей и скоростной выносливости, скоростно-силовой выносливости мышц-сгибателей туловища и силы мышц нижних конечностей указывают на некоторую задержку в развитии скоростно-силовой выносливости на 5-м году жизни (возраст 60 мес) (см. рис. 2-4).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что общая и индивидуальная работа с детьми при проведении занятий физической культурой с дошкольниками

Рис. 1. Динамика развития функциональной скоростной подготовленности детей дошкольного возраста

Рис. 2. Динамика развития общей и скоростной выносливости детей дошкольного возраста

s

а

Возраст детей, мес

■ Среднее ~Г~ 95% ДИ

Возраст детей, мес

Среднее ~Г~ 95% ДИ

14

Рис. 3. Динамика развития функциональной скоростно-силовой Рис. 4. Динамика развития физической подготовленности

выносливости мышц, сгибателей туловища детей дошкольного по силе мышц нижних конечностей детей дошкольного

возраста возраста

Возраст детей, мес

Среднее I 95% ДИ

Возраст детей, мес

Среднее I 95% ДИ

повышает показатели физического развития, здоровья и влияет на возрастное формирование способности к овладению новыми движениями. Дошкольный возраст является первым периодом активного формирования ловкости, что особенно заметно по ежегодному приросту комплекса физических качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты настоящего исследования показали, что развитие физических способностей у дошкольников происходит разновременно. Более того, у детей одного возраста физические способности существенно различаются по своему уровню. «Весенние» показатели выше «осенних» (спустя 6-7 мес) что объясняется возрастным развитием детей. Отмечается чередование скорости развития у детей физических способностей. Быстрое развитие силовых показателей в один из возрастных периодов уступает развитию скоростных показателей в следующем периоде. С возрастом постепенно, хотя и неравномерно, нарастает выносливость. Наименьший показатель гибко-

15

Рис. 5. Динамика развития гибкости детей дошкольного возраста

Возраст детей, мес

Среднее ~г~ 95% ДИ

Таблица 1. Параметры физического развития и показателей функциональной подготовленности у детей дошкольного возраста

Показатели Мальчики Девочки

Мш-тах М ± в Мш-тах М ± в

Возраст, мес 31-88 60,9 ± 13,1 31-90 62,0 ± 12,8

Рост, см 90,3-128 109,3 ± 8,1 93-125 108,9 ± 7,7

Масса, кг 15-29 20,1 ± 3,4 12,6-26,8 19,1 ± 3,0

Число седов, абс. 0-25 12,8 ± 5,5 0-25 12,7 ± 5,7

Гибкость, см -10-+19 5,9 ± 5,5 -7-+30 12,1 ± 6,0

Длина прыжка, см 20-136 89,3 ± 24,5 45-150 90,0 ± 21,5

Примечание.

М — среднее арифметическое значение; в — стандартная ошибка.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2010/ ТОМ 9/ № 1

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Переменные Сезон Пол Возраст Бег 30 м Бег 90 м Сед Гибкость Длина прыжка

Сезон - - 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001

Пол - - 0,272 0,604 0,661 0,340 0,001 0,335

Возраст, мес 0,336 0,099 - 0,001 0,001 0,001 0,084 0,001

Бег 30 м, с -0,534 -0,047 -0,661 - 0,001 0,001 0,025 0,001

Бег 90 м, с -0,411 -0,040 -0,672 0,800 - 0,001 0,068 0,001

Число седов, абс. 0,385 0,087 0,725 -0,697 -0,701 - 0,005 0,001

Гибкость, см 0,381 0,514 0,157 -0,202 -0,165 0,251 - 0,010

Длина прыжка, см 0,385 0,088 0,815 -0,706 -0,718 -0,798 0,233 -

Примечание.

Сезон определен в виде дискретного признака, где 1 — осень (первое обследование), 2 — весна (второе обследование).

Пол определен в виде: 1 — мальчики, 2 — девочки. Справа от диагонали таблицы — пороги значимости коэффициентов корреляции, слева — значения соответствующих коэффициентов.

16

сти отмечается у детей 5-летнего возраста, существенно повышаясь к 7 годам (с 8 до 14 см).

Правильная организация комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях с регулярными занятиями физической культурой и проведением ЛФК среди дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата позитивно отражается на физическом развитии и показателях двигательной подготовленности. Для повышения темпов развития

индивидуальных физических способностей детей и ориентации на занятия тем или иным видом спорта следует учитывать возрастные периоды естественного увеличения качеств ловкости, силы, быстроты, гибкости и скорости. При построении занятий физической культурой с дошкольниками следует правильно чередовать различные по характеру физические упражнения с силовыми и скоростно-силовыми нагрузками, учитывая при этом физиологическое действие статических нагрузок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецова М. Н., Змановский Ю. Ф., Алымкулов Р Д. Профилактика острых респираторных заболеваний в дошкольных учреждениях // Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. М., Аркти, 2000. С. 66-70.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях // Руководство для врачей. М., 2006. 412 с.

3. Вельтищев Ю. Е. Генетические аспекты роста и развития человека. Общие закономерности роста. В кн. Наследственная патология человека / Под ред. Ю. Е. Вельтищева, Н. П. Бочкова. М., 1992. Т. 1. С. 5-30.

4. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие / Под редакцией Г. Н. Сердюковской. М., 1995. 121 с.

5. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий // Практическое пособие. М., Айрис Пресс, 2008. 95 с.

6. Кузнецова М. Н. Определение показателей роста и развития детей // Педиатрическая фармакология. 2009. Т. 6, № 1. С. 43-45.

7. Косованова Л. В., Мельникова М. М., Айзман Р И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Новосибирск, 2003. 234 с.

8. Анохин П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. М., 1948. Т. 26. С. 81.

9. Поляков С. Д., Хрущев С. В., Корнеева И. Т. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников // Методическое пособие. М, 2002. 89 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.