Научная статья на тему 'Динамика физического развития (ФР) школьников Прикамского региона'

Динамика физического развития (ФР) школьников Прикамского региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
671
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / АКСЕЛЕРАЦИЯ / ACCELERATION / АСТЕНИЗАЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / BODY SHAPE TYPE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTIVE ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL PREPAREDNESS / ATOMIZATION BODY SHAPE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бекмансуров Х.А.

Цель работы: Исследование различий в динамике физического развития сельских и городских школьников Прикамского региона и обоснование возможности составления для них единых стандартов ФР. Методика исследований: изучение соответствующей литературы; статистическая обработка данных, (в т.ч. своих) антропометрических измерений школьников и студентов; анализ и апробация различных методов и форм составления таблиц оценки физического развития детей. Контингент испытуемых: школьники 7-17 лет гг. Глазова, Ижевска, Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска, Казани и 7 сельских районов Удмуртии и Республики Татарстан, входящие в Прикаский регион (всего 28937 школьников русской, татарской и удмуртской национальностей). Основные результаты: исследования показали, что в последнее 15-20 лет идет процесс астенизации (грацинизации) не только городских, но и, особенно, сельских школьников и основной причиной такого процесса является гипокинезия и гиподинамия современных детей. Сделан вывод о том, что при составлении единых региональных возрастно-половых стандартов ФР детей следует учитывать не только (и не столько) национальность и место жительства, а тип телосложения учащихся. Для этого автор предлагает регрессивнотипологический метод составления таблиц оценки ФР школьников и студентов. Такие таблицы дают больше информации не только для школьных медицинских работников, но и, что особенно важно, активно используется самими учащимися и спортсменами для физического самосовершенствования. «ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Рег.№ Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007г №5 (4/2007) Определяя свой индивидуальный типологический коридор, они решают, по какому из них следовать или переходить в соседние коридоры без вреда для здоровья (например, при занятиях культуризмом или при желании похудеть).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бекмансуров Х.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLBOYS OF PRIKAMSKOGO REGION PHYSICAL DEVELOPMENT DYNAMICS

Purpose of work: Research of distinctions is in the dynamics of physical development of rural and city Prikamskiy of region schoolboys and possibility of common standards of Physical development setting. Method of researches: studying the proper literature; statistical data processing, (including ours) anthropometric schoolboys and students measuring; analysis and approbation of different methods and forms of tabulation of physical development of children estimation. Contingent of examinee: schoolboys are 7-17 years of Glazov, Izhevsk, Elabuga, Naberezhny Chelny, Nizhnekamsk, Kazan and 7 rural districts of Udmurtii and Republics Tatarstan, entering in Prikaskiy region (only 28937 schoolboys of Russian, Tatar and udmurtskoy nationalities). Basic results: Last 15-20 years there is the of process cesspool cleaning (granitization) not only city but also, especially, rural schoolboys and main reason of such process is modern children hypokinesia and hypodynamia. A conclusion is that common regional gender-aged standards of children physical development is necessary to take into account not only nationality and place of inhabitation, but student body type. For this purpose an author offers the regressive-typological method of schoolboys and students physical development estimation tabulation. Such tables give more information not only for school medical workers but also, is actively used by students and sportsmen for physical development. Define their typological corridor, they decide, where to follow or pass to the next corridors without health harm (for example, body building or loose weight).

Текст научной работы на тему «Динамика физического развития (ФР) школьников Прикамского региона»

УДК 796.034

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ФР) ШКОЛЬНИКОВ

ПРИКАМСКОГО РЕГИОНА

Кандидат биологических наук, доцент Х.А. Бекмансуров Елабужский государственный педагогический университет

Елабуга

SCHOOLBOYS OF PRIKAMSKOGO REGION PHYSICAL DEVELOPMENT DYNAMICS

Kh.A. Bekmansurov, Candidate of biological sciences, associate professor Elabuzhskiy State Pedagogical University Elabuga

Ключевые слова: здоровье, образование, физическая культура и спорт, физическое развитие, акселерация, астенизация телосложения, тип телосложения, здоровый образ жизни, двигательная активность, физическая подготовленность.

Аннотация.

Цель работы: Исследование различий в динамике физического развития сельских и городских школьников Прикамского региона и обоснование возможности составления для них единых стандартов ФР.

Методика исследований: изучение соответствующей литературы; статистическая обработка данных, (в т.ч. своих) антропометрических измерений школьников и студентов; анализ и апробация различных методов и форм составления таблиц оценки физического развития детей.

Контингент испытуемых: школьники 7-17 лет гг. Глазова, Ижевска, Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска, Казани и 7 сельских районов Удмуртии и Республики Татарстан, входящие в Прикаский регион (всего 28937 школьников русской, татарской и удмуртской национальностей).

Основные результаты: исследования показали, что в последнее 15-20 лет идет процесс астенизации (грацинизации) не только городских, но и, особенно, сельских школьников и основной причиной такого процесса является гипокинезия и гиподинамия современных детей.

Сделан вывод о том, что при составлении единых региональных возрастно-половых стандартов ФР детей следует учитывать не только (и не столько) национальность и место жительства, а тип телосложения учащихся. Для этого автор предлагает регрессивно-типологический метод составления таблиц оценки ФР школьников и студентов. Такие таблицы дают больше информации не только для школьных медицинских работников, но и, что особенно важно, активно используется самими учащимися и спортсменами для физического самосовершенствования.

Определяя свой индивидуальный типологический коридор, они решают, по какому из них следовать или переходить в соседние коридоры без вреда для здоровья (например, при занятиях культуризмом или при желании похудеть).

Keywords: health, education, physical culture and sport, physical development, acceleration, atomization body shape, body shape type, healthy way of life, motive activity, physical preparedness.

Summary.

Purpose of work: Research of distinctions is in the dynamics of physical development of rural and city Prikamskiy of region schoolboys and possibility of common standards of Physical development setting.

Method of researches: studying the proper literature; statistical data processing, (including ours) anthropometric schoolboys and students measuring; analysis and approbation of different methods and forms of tabulation of physical development of children estimation.

Contingent of examinee: schoolboys are 7-17 years of Glazov, Izhevsk, Elabuga, Naberezhny Chelny, Nizhnekamsk, Kazan and 7 rural districts of Udmurtii and Republics Tatarstan, entering in Prikaskiy region (only 28937 schoolboys of Russian, Tatar and udmurtskoy nationalities).

Basic results: Last 15-20 years there is the of process cesspool cleaning (granitization) not only city but also, especially, rural schoolboys and main reason of such process is modern children hypokinesia and hypodynamia.

A conclusion is that common regional gender-aged standards of children physical development is necessary to take into account not only nationality and place of inhabitation, but student body type. For this purpose an author offers the regressive-typological method of schoolboys and students physical development estimation tabulation. Such tables give more information not only for school medical workers but also, is actively used by students and sportsmen for physical development. Define their typological corridor, they decide, where to follow or pass to the next corridors without health harm (for example, body building or loose weight).

В учебном пособии «Морфология человека» (Под ред. Б. А. Никитюка и В.П. Чтецова. - М., Изд-во МГУ,1983. - 320 с.) приводится картографическое распределение средних значений длины тела, позволяющее выделить некоторые зоны относительной высоко- и низкорослости. Так, например, на территории европейской части СССР среди русского населения относительная низкорослость встречается в Волго-Камском районе, где длина тела молодых мужчин достигает лишь 167-168 см. Наибольшая длина тела характерна для русских жителей Северного Кавказа (173-174 см.), в остальных районах длина тела равна 171-172 см. Нас интересуют также имеющиеся данные (1960-1962 гг. обследования) тотальных размеров тела татар (в среднем рост 164,3 см у мужчин и 152,4 см у женщин), удмуртов (соответственно 164,0 и 152,8 см), башкир (165,6 и 152,7 см), марийцев (164,2 и 150,9 см).

Известный антрополог В.Г. Властовский в указанном пособии пишет, что в настоящее время в экономически развитых странах в связи с механизацией и автоматизацией многих производственных процессов и значительным улучшением социально-гигиенических условий труда тип физического развития постепенно перестает играть роль определяющего фактора в профессиональном отборе, поэтому существовавшие ранее различия в физическом развитии людей разных профессиональных групп уменьшаются. Наиболее высокие показатели физического развития, по его данным, характерны для представителей инженерно-конструкторской

профессиональной группы и рабочих горячих цехов. У последних при несколько меньшей длине тела выше относительная величина обхвата груди. Сельскохозяйственные рабочие по сравнению с городскими имеют длину тела на 2-3 см меньше и в среднем более высокую относительную величину обхвата груди.

Особенно сильные различия в абсолютных и относительных величинах тотальных размеров тела выявляются у представителей различных спортивных категорий.

Как правило, стандарты (шкалы) физического развития разрабатываются для отдельных этнических или территориальных групп населения. Но в то же время авторы пособия, анализируя тотальные размеры тела представителей различных (34-х) этнических групп СССР в возрасте 2059 лет (по материалам НИИ антропологии МГУ), приходят к следующему выводу: «Учитывая тот факт, что коэффициенты корреляции и регрессии тотальных размеров тела обнаруживают в разных группах взрослого европеоидного населения незначительную и скорее случайную, чем закономерную, изменчивость, можно с достаточной точностью стандартизировать статистические параметры, необходимые для построения шкалы регрессии, и разработать обобщенные (для больших регионов) межгрупповые стандарты физического развития».

В более благоприятный период советского времени, в 1986-1989 годах, нами было проведено обследование физического развития школьников в гг. Глазове (где в соседнем пос. Кез берет начало река Кама), Ижевске, Елабуге, Набережные Челны, Нижнекамске, в соответствующих сельских районах и в Казани (недалеко от города р. Кама впадает в Волгу). Следовательно, собранный материал, в целом, характеризует состояние физического развития школьников Прикамского региона (Удмуртии и Татарстана). Статистическая обработка материалов проводилась сотрудниками отдела математического и инженерного обеспечения научных исследований ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР (Г.Н. Сердюковская).

В результате этого были составлены (совместно с учеными Ижевского медицинского института) Таблицы оценки физического развития и биологического возраста городских школьников УАССР (1988). Такие же таблицы отдельной брошюрой опубликованы и для сельских школьников русской и удмуртской национальностей (Х.А. Бекмансуров, Л.Ф. Молчанова, В.П. Осотова, 1988). По материалам обследования детей и подростков 1987-1989 гг. были разработаны таблицы оценки ФР для школьников русской и татарской национальностей г. Казани (специалистами КГМИ) и аналогичные таблицы - для учащихся других городов и сел Прикамья (Х.А. Бекмансуров др.). Все они вошли в монографию [1]. Доценты Камского ГИФК А.И. Голубев и Г.И. Голубева (1998), работая с Карточками здоровья школьника, писали, что шкалы регрессии в оценочных таблицах представлены в удобном для пользования виде. К сожалению, в тот перестроечный период книга была выпущена малым тиражом (1000 экз.) и поэтому не могла дойти до всех школ.

По сравнению с вышеприведенными данными молодых мужчин и женщин (т.е. через 27-28 лет) длина тела 17-летних школьников стала больше на 5,7 см у городских школьников-татар и 6,6 см у городских юношей-удмуртов, а у девушек - соответственно на 7,93 и 7,54 см. Что касается русских юношей гг. Казани (174,52 см) и Ижевска (174, 26 см), то они превзошли в длине тела самых высокорослых жителей Северного Кавказа. При этом в показателях длины, массы тела и окружности грудной клетки (ОГК) у юношей и девушек татарской и удмуртской национальностей достоверной разницы мы не нашли, в т.ч. и среди сельских школьников, что дает возможность составить объединенные для них таблицы оценки ФР.

Почти не отличаются от приведенных выше и данные ФР у школьников Перми - еще одного города на Каме: рост 173,2 см у юношей и 162,4 см у девушек. В.В. Калиберный и др. (Гигиена и санитария. - 1983, №11) показали, что за прошедший период (с 1964-1965 по 1980-1981 гг.) у школьников всех возрастных групп, за исключением 7-летних девочек, имелись положительные сдвиги основных показателей ФР. Увеличение массы тела и ОГК выражено в меньшей степени. Можно считать, что в физическом развитии школьников Перми все еще проявляется процесс акселерации, но темпы его весьма умеренны. Между прочим, зона относительной низкорослости включает в себя также русское население Перми и Пермской области, сельское население ряда областей РФ и Удмуртии (Итоги науки и техники: Антропометрия. - М., 1989. - Т.3. - С. 170).

В одной из работ нами было показано, как с резким уменьшением двигательной активности наблюдается рост числа астеноидных типов среди сельских школьников, что по соматотипу они приближаются к городским сверстникам [3].

О том, что идет процесс астенизации как у городских, так и, особенно, сельских школьников, показано доктором В.П. Осотовой в ее новой книге «Динамика состояния здоровья детей Удмуртии во второй половине ХХ века» (Ижевск, 2006). Ею проведено очередное комплексное обследование школьников 7-15 лет в 2000 г. Анализируя динамику физического развития школьников за 50 лет, автор делает выводы о том, что показатели ФР школьников Удмуртии достоверно увеличивались с 1951 до 1975-1976 гг. Они продолжали расти до 1986-1987 гг. у всех детей, кроме младшего школьного возраста. В дальнейшем, к 2000 г., отмечается снижение показателей ФР у городских школьников во всех возрастно-половых группах, особенно ОГК. У сельских школьников отмечено увеличение только продольного роста. Проанализированы также данные физиометрии. Например, более высокие показатели ЖЕЛ и динамометрии отмечены у сельских детей, АД достоверно выше у городских. За 25 лет у школьников наблюдается отрицательная динамика силы кистей рук, у городских школьников, в том числе, и ЖЕЛ. У последних остаётся высоким уровень АД (артериального давления).

Явление снижения соматометрических показателей и физиометрии у школьников с конца 80-х годов в Удмуртии и во многих других областях России может быть расценено, по мнению автора монографии, как завершение процесса ускоренного роста и развития детей в конце ХХ века. В этот период происходит постепенная смена акцелерации ретардацией, что совпадает с ухудшением экономической и экологической обстановки в России. Процессы ретардации в Удмуртии происходят медленнее, чем в Москве.

Как пишет Ю.А. Ямпольская[12], материалы одномоментных наблюдений (8,5 тысячи человек) свидетельствуют о том, что с началом 1990-х гг. увеличение продольного роста у московских школьников уже не отмечается, а по широтным, обхватным параметрам и массе тела школьники все больше отстают от своих ровесников прошлых лет, и это отставание в 1998-2004 гг. усиливается. В настоящее время у московских школьников обнаруживается определенная тенденция к астенизации (грацилизации) телосложения, к нарастанию числа детей и подростков с дефицитом массы тела. Так, в 15-17-летнем возрасте доля лиц с недостаточной массой тела составляет сейчас 18,8 % среди мальчиков и 19,8% среди девочек (соответствующие цифры десятилетней давности - 12,8% и 13,5%).

Таким образом, заключает автор статьи, рассмотрение динамики ФР московских школьников за последние десятилетия не дает оснований для оптимизма - к началу ХХ! века оно приходит со значительными потерями и в настоящее время требует к себе повышенного внимания со стороны государства и общества.

В начале нового века и тысячелетия проводилось обследование ФР детей и подростков в г. Казани (Э.Н. Мингазова и др., 2002). По сравнению с предыдущими данными (1987-1989 гг.) произошла явная астенизация казанских школьников, особенно у девочек как русской, так и татарской национальностей. Так, у первых длина тела увеличилась в возрастных группах 13-17 лет на 1,2-5,7 см, а масса тела при этом, наоборот, уменьшилась на 0,6-2,7 кг. Но и в остальных возрастных группах отмечается уменьшение относительной величины массы тела (по отношению к их росту).

В результате такой астенизации телосложения в новых стандартах ФР для школьников г. Казани [7] произошло значительное расширение границ «нормы» массы тела влево. Так, например, у русских девочек 17 лет г. Казани сдвиг нормы влево в показателе массы тела составляет в среднем 5,2 кг по сравнению с московскими стандартами, а по сравнению с предыдущими таблицами г. Казани - еще больше (в среднем на 7,4 кг в зависимости от роста). Последнее связано также с существенным изменением в сторону увеличения сигмы регрессии (во всех возрастно-половых и национальных группах), что приводит к значительному отклонению от установившихся сопоставительных норм. Это как раз тот случай, когда заведомо неприемлемый

уровень будет признан «средним» (или даже «истинным») и создастся видимость благополучия и гармоничности развития.

Мы анализировали также антропометрические показатели победительниц и призеров различных конкурсов красоты. Если сравнивать их данные с таблицами для 17-летних московских школьниц, то показатели ФР только у 3 из 14-ти укладываются в границы нормы, а у 11 человек выявляется дефицит массы тела на 1,8 - 6,7 кг. По сравнению же с таблицами ФР для казанских девушек, все победительницы конкурсов красоты оказываются в пределах гармоничных норм (Х±1сЯ). Более того, по таблицам казанских стандартов «нормальными» будут считаться и все худые манекенщицы. А при пользовании нашими типологическими таблицами масса тела победительниц конкурсов красоты как обычно укладывается в границах астеноидного и торакального типов телосложения.

В этой связи особый интерес представляют также данные ФР учащихся различного рода образовательных учреждений, полученные учеными Казанского медицинского университета (Э.Н. Мингазова, А.Х. Яруллин и др., 2000). При сравнении соматометрических показателей девушек-подростков 15-18 лет было выявлено влияние ранней профессиональной дифференциации на процессы роста и развития. Так, при обследовании будущих кондитеров и поваров определялась наибольшая брахиморфность и массивность телосложения (т.е. длинное туловище, широкие плечи и таз, короткие руки и ноги). Будущие портнихи, напротив, отличаются наибольшей грацилизацией телосложения: наименьшими показателями средней массы тела, окружности груди, наружных размеров таза, индекса созревания.

Для большинства девушек «элитных» школ характерна определенная узкогрудость, узкотазость и преобладание нижнего сегмента тела над верхним. Если отставание в темпах физического и полового развития в прошлом было характерно для девушек из социально малообеспеченных семей, то в настоящее время вызывает беспокойство наличие дефицита массы тела у девушек из семей с высоким уровнем материального достатка. Эта неблагоприятная тенденция, на взгляд авторов, объясняется увлечением необоснованными модными «диетами», голоданием, посещением школ топ-моделей и т.д. Напротив, у юношей «элитных» школ часто определяется избыток массы тела.

Все вышеизложенное озадачивает: до сих пор исследователи говорили о правосторонней асимметрии распределения массы тела и ОГК, что это - биологическая закономерность. Она отмечалась даже в тяжёлые 20-е годы (В.С. Бродовская,1934), когда об ожирении, разумеется, не было и речи. Неужели сейчас происходит левосторонняя асимметрия показателей ФР учащихся? А если это так, то за счёт каких типов телосложения происходит данный процесс и с чем это связано? Можно ли считать нормальным астенизацию детей и подростков?

На эти вопросы некоторый ответ мы находим в материалах наших исследований, благодаря

регрессионно-типологическому методу оценки ФР и анализу показателей паспорта здоровья школьников и студентов. Так, мы распределили (в %) массу тела и ОГК по типологическим каналам у 17-летних школьниц: А - астеноидные, АТ - астено-торакальный, Т - торакальный, ТИМ - торакально-мышечный или идеальный, М - мышечный, МД - мышечно-дигестивный, Д -дигестивный. При этом (по материалам обследования 1988-1989 гг.) выявлено почти симметричное соотношение указанных показателей в интервалах Т и М, а также АТ и МД. Но в отношении интервалов А и Д наблюдается правосторонняя асимметрия как массы тела (А=1,9 %; АТ=6,0; Т=16,9; ТИМ=49,4; М=17,1; МД=6,2 и Д=2,5 %), так и ОГК (соответственно - 2,1; 5,9; 15,1; 50,6; 18,0; 5,0 и 4,0 %). Приблизительно в таком же соотношении было распределение типов физического развития школьников и в других возрастно-половых группах.

Однако за последние 15-16 лет, видимо, действительно произошли существенные изменения в ФР детей и молодёжи, что не могло не отразиться в формировании особенностей их телосложения. Так, пользуясь таблицами для 17-летних школьников, мы определяли тип телосложения студентов-первокурсников (визуально и совместно с ними) с дополнительным измерением у них окружности запястья. В результате, например, у 17-летних студенток (208 чел.) получено следующее распределение массы тела в вышеуказанных типологических каналах: 3,85; 12,0; 17,8; 44,7; 10,1; 5,7 и 5,8 %. А ОГК - соответственно составили 9,6; 11,5; 20,7; 36,5; 13,0; 2,9 и 5,8 %.

Чтобы делать вывод о том, что действительно происходит левосторонняя асимметрия в распределении массы тела, мы продолжаем анализ показателей ФР на большом материале антропометрических измерений и за ряд лет. Но и из этих данных видно, что процесс астенизации идёт за счёт значительного уменьшения процента идеального (ТИМ) и мышечного (М) типов телосложения, а не дигестивного (Д) типа, что, безусловно, нельзя считать нормальным явлением. Тем более, что астенизация сопровождается ещё более выраженной узкогрудостью детей, подростков и молодёжи. Для подтверждения этого вывода и чтобы найти ответ на другие вопросы, обратимся к некоторым опубликованным данным в ранних работах и в последние годы.

На изменение скорости роста длины тела и ряда широтных размеров во второй половине прошлого века указывал В.Г. Властовский [5], считая, что это не может не сказаться на пропорциях тела детей и подростков и в настоящее время. Не отрицали тенденцию к лептосомии (узкий тип сложения) и долихоморфности в процессах роста и развития современных детей и другие известные авторы (В.Г.Ужви, 1974; Р.В. Силла, М.Е. Теосте, 1981; и др.). О том, что тенденция к «соматической астенизации» становится более наглядной, показано также на детях г. Горького (К.П. Дорожнова, 1983).

Современные сдвиги в ФР детей и молодёжи В.В. Бунак (1968) рассматривал как явление, едва ли направленное на укрепление соматической конституции. Допустимо предположить, что

если характер динамики основных антропометрических признаков не изменится и в дальнейшем, то явление относительной астенизации детского населения может «выйти из рамок тенденции», хотя мы не склонны считать, что этот процесс должен идти и дальше стихийно, как это имело место до сих пор. Однако для эффективного управления физическим развитием следует конкретно представлять роль отдельных факторов в этом процессе.

30 января 2002 г. состоялось заседание Государственного совета РФ, на котором были обсуждены насущные проблемы повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян. В выступлениях Президента России В.В. Путина, в докладе, который от имени президиума Государственного совета сделал губернатор Челябинской области П.И. Сумин, в предложениях членов Совета были проанализированы мировые тенденции развития физической культуры и спорта, состояние человеческого ресурса в нашей стране, социальные требования к системе физической культуры на современном этапе модернизации России, намечены комплексные меры по развитию физкультурно-спортивного движения, определены основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни граждан России средствами физической культуры и спорта.

В современном мире, отмечено в докладе П.И. Сумина, существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Устойчивая мировая тенденция повышения социального значения физической культуры и спорта проявляется в повышении роли государства в их развитии, в самом широком использовании физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения.

В Российской Федерации структурные и социальные изменения последних десяти лет привели, к сожалению, к фундаментальным экономическим утратам и резкому снижению человеческого потенциала. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания. Из-за низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространённость гиподинамии среди школьников достигла 80 %. Впервые за последние 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста... Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Растёт бытовое пьянство. (Доклад опубликован в ж. «Физическая культура в школе», № 4 за 2002 г.).

В Москве 11-12 ноября 2003 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция

«Здоровье и физическое воспитание детей и подростков», где от Минобразования РФ собравшихся приветствовала Т. В. Волосовец, начальник управления специального образования данного министерства. Она отметила, что для решения задачи по сохранению и укреплению здоровья детей надо объединить усилия школы, семьи, медицинских работников по созданию приоритетных здоровьесберегающих технологий. Присутствие в зале учителей, врачей, представителей общественных организаций - это показатель консолидации творческих сил, что позволяет надеяться на плодотворную работу. Однако за последние 10-15 лет положительной динамики в состоянии здоровья детей и подростков не наблюдается, а в старших классах их здоровье становится хуже.

Сокращение сети учреждений физической культуры, коммерциализация спортивных центров привели к снижению двигательной активности детей. К тому же не хватает учителей физической культуры в общеобразовательных школах. В условиях модернизации образования требуются новые формы работы в сфере обучения детей физической культуре (индивидуальный подход, ранняя диагностика и т.д.). Детей надо отрывать от компьютера.

От Министерства здравоохранения РФ выступила с докладом Л. А. Никольская (бывший заместитель Минздрава РТ). Она обратила внимание на тот факт, что за последние 10 лет численность детского населения России уменьшилась на 7 млн. человек. Наблюдается рост заболеваемости детей и подростков ...(см. ж. «Физическая культура в школе», 2004, №3). По итогам 2000 г. число наркоманов уменьшилось среди подростков в 1,5 раза, детей - на 30 %. Но зато отмечен рост алкоголизма: только за 2002 г. он вырос на 26 % у подростков 15-17 лет и на 30 % у детей (до 14-ти лет). С 45 до 32 % уменьшилась доля здоровых детей, вдвое стало больше детей с хронической патологией, среди них каждый шестой нуждается в специальной медицинской помощи.

Затем докладчица привела неожиданные данные о том, что в настоящее время существенной разницы в показателях физического развития городских и сельских детей нет. К первой группе здоровья относятся 37% городских и 29 % сельских детей. На селе отмечен более высокий процент заболеваний. Дефицит массы у мальчиков и девочек составляет соответственно 12 и 19 % от общего количества детей. Отмечено замедление темпов полового созревания, снижение динамометрических показателей у школьников. Налицо ухудшение физической подготовки молодёжи при поступлении на военную службу. Показатели двигательной активности старших дошкольников находятся на уровне 60 % от соответствующих результатов их сверстников в 6070-х гг. Что же касается специальных медицинских групп, то из них лишь 36% занимаются по специальным программам. А ведь за счёт активных занятий физической культурой и спортом можно на 10% сократить число болеющих детей (по мнению зарубежных специалистов - на 50%).

Выступивший далее В.Р. Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и

подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, подчеркнул: «Вызывает тревогу, что в различных учебных заведениях 56% школьников не занимаются физической культурой. В связи с этим увеличивается число учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе (на 17,5% больше по сравнению с 2000 г.)». В своём докладе он привёл также результаты поставленного в НИИ гигиены эксперимента: к третьему году обучения с четырьмя уроками физической культуры в неделю количество детей с дисгармонией в развитии уменьшилось в несколько раз.

Следующий докладчик - Ю.П.Пузырь, директор Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания департамента образования Москвы, отметил, что существующая нормативная система стимулирует только физически одарённых детей. Здесь нужны гибкие подходы. Что касается физической подготовленности детей, то по результатам проведённого тестирования выявлено отставание скоростно-силовых качеств и особенно гибкости. Не должно быть освобождённых от физической культуры, хотя для занятий с детьми в специальных медицинских группах не хватает соответствующим образом подготовленных учителей.

Особенно заслуживают внимания данные из доклада В.Д.Сонькина, заместителя директора Института возрастной физиологии РАО. Обследованию были подвергнуты 1,5 тыс. школ и 70 тыс. учащихся 1-11 и Х-Х1 классов. Работа была проделана ими очень объёмная, например, по каждому ребёнку анализировались около 500 показателей.

Сравнение уровня двигательной подготовленности учащихся 1-11 и Х-Х1 классов в 80-годы и в настоящее время показали, что дети 1-11 классов в среднем имеют такую же подготовленность, что и 20-25 лет назад. Однако показатели физического развития изменились. Ушла в небытие проблема детей с ожирением. Зато 5-6% учащихся имеют недостаточный вес по отношению к длине тела. В связи с этим уменьшились и некоторые силовые возможности таких детей (в беге на скорость, в прыжке в длину). А вот ситуацию в Х-Х1 классах можно назвать катастрофической. Уровень ФП нынешних старшеклассников составляет 70-80% от подобного уровня 20-25-летней давности. Можно сказать, что к старшим классам школьники либо физически деградируют, либо просто перестают заниматься физическими упражнениями. За этим, естественно, следует и отрицательная динамика их состояния здоровья.

Мониторинг показал также, что лишь немногим больше 6% учащихся Х-Х1 классов участвуют в работе спортивных секций. И только 4% школьников от данных 6% имеют спортивные разряды, т.е. всего 0,5% от числа всех учащихся (по данным обследования 70 тыс. учащихся 1-11 и Х-Х1 классов). Это, значит, что практически спортом дети массовой школы не занимаются (см. в ж. «Физическая культура в школе», 2004, №1).

Следовательно, за 10-15 прошедших лет физическое развитие и состояние здоровья у школьников изменились не в лучшую сторону. Из вышеизложенного ясна и причина астенизации

и узкогрудости детей и подростков, что не позволяет считать данный процесс нормальным явлением. Поэтому и московские специалисты пока не спешат с разработкой новых стандартов ФР, а пользуются таблицами, составленными по материалам обследования детей, выросших в более благоприятные годы советского времени. Они опубликованы в Методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов.» (М., 1993), в «Настольной книге школьной медицинской сестры» (1998), в сб. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре» (2000) и в ж. «Физическая культура в школе» (2000, 2001).

Благодаря перечисленным публикациям таблицами оценки ФР московских школьников пользуются сегодня повсеместно. Они стали своего рода эталоном не только для индивидуальной оценки, но и выявления региональных особенностей и динамических изменений в ФР детей. В этом смысле, как мы считаем, нужны не только местные или региональные, но и всероссийские (или даже европейские) стандарты ФР детей, подростков и молодежи. К сожалению, при такой «широкой» норме в московских таблицах не выделены для каждого варианта длины тела средние значения (Х) и частные сигмы (±сЯ) массы тела. Было бы интересно представить их в пределах гармоничных норм (Х ± 1сЯ), а расширенную норму вправо (+2сЯ) привести в скобке, например: 49,4-54,9-60,3-(до 65,7). Будет еще лучше, если составить таблицы оценки ФР по предложенной нашей форме, что позволяет сопоставить тип телосложения каждого учащегося.

О том, что у современных школьников увеличивается «размах нормы» и, следовательно, при составлении новых стандартов необходимо учитывать тип телосложения, говорят также нормативы ФР подростков 17-18 лет, разработанные по материалам обследования учащихся московских школ и профессиональных училищ в 2002-2004г.г. [2]. Как и следовало ожидать, получился сдвиг границы «нормы» массы тела влево (как у юношей, так и у девушек 17 лет в среднем на 2,1 кг). При этом (по сравнению с действующими таблицами для школьников) правая граница нормы осталась почти без изменений из-за увеличения частной сигмы: сЯ=7,2 у девушек (п=170 чел) и 8,3 у юношей (п= 129 чел), при их средней длине и массе тела - соответственно 163,3 см - 55,7 кг и 175,7 см - 65,2 кг. Существенно не отличаются от них статистические параметры у казанских девушек (п=210 чел.) и юношей (п=91 чел) русской национальности 2000-2001 гг. обследования: соответственно -164,5см - 53,9 кг - 7,7сЯ и 175,1см - 64,8кг и 7,0 сЯ. Между прочим, новые стандарты ФР для казанских школьников отличаются тем, что авторы выделяют в таблицах центральную графу как гармоническое ФР - «Масса тела соответствует росту» (±1сЯ), влево от нее - графу «Дефицит массы тела первой степени» (от -2сЯ-до -1сЯ), а вправо от центральной - графы «Избыток массы тела первой степени» (от 1сЯ - до 2сЯ) и «Избыток массы тела второй степени» (от 2сЯ).

Авторы пособия пишут, что во всех возрастах уменьшаются широтные и обхватные размеры и масса тела, причем особенно значимо в 15-17 лет. Происходит не только грацилизация телосложения, но и уменьшение средних весо-ростовых соотношений. Значительно выросла доля

лиц, имеющих отклонения в ФР и среди подростков 17-18лет: за счет дефицита массы тела - до 2025%, за счет ее избытка - до 5-6%. Одновременно растет и число лиц низкого роста, доля которых еще два десятилетия назад не достигала 0,5-1%, а сейчас составляет 2-5% и формируется, в основном, за счет подростков из неблагополучных семей (особенно семей алкоголиков).

Сравнение силы сжатия кисти современных юношей 17 лет с их сверстниками 70-х годов показывает, что они отстали в среднем на 10 кг (44 кг против 54 кг), девушки 17 лет за этот период отстали от своих сверстниц на 7 кг (с 33 кг до 26 кг).

По данным министра здравоохранения РТ К.Ш. Зыятдинова («Комсомольская правда» от 16 февраля 2001 г.) самые лучшие показатели здоровья и низкого уровня смертности в Республике Татарстан пришлись на 1985-1987 гг. антиалкогольных реформ. Одновременно с этим М.С. Горбачев внедрил программу управления демографической ситуацией в стране - именно тогда появились 3 года отпуска по уходу за новорожденным и другие полезные меры. По сведениям Госкомстата России самой высокой продолжительность жизни в России была в 1986-1987 гг. Не следует при этом забывать и о том, что сразу активно и заинтересованно взялись тогда за работу по новому комплексу ГТО (1985) с упором на развитие общей выносливости, а также относительно лучше была обеспеченность школ спортинвентарём и была задействована больше, чем сейчас, сеть ДЮСШ. В то время в учебных программах и планах школ важное место занимало еще трудовое воспитание учащихся, что, несомненно, положительно влияло на их ФР и состояние здоровья.

Как утверждает Ю.А. Ямпольская ,[11] нормативы должны быть репрезентативны (отражать региональные особенности, быть численно насыщенными) и каждые 15-20 лет обновляться. Кроме того, они должны отвечать трем условиям, сформулированным ВОЗ в качестве обязательных для массовых исследований: обладать доступностью использования, надежностью и направленностью на решение конкретных задач.

На наш взгляд, этим требованиям отвечают сегодня стандарты ФР школьников Прикамского региона. Таблицы составлены на основе неоднократных обработок и сравнительных анализов антропометрических данных 28937 школьников 7-17 лет коренных национальностей и проживающих в разных городах и в сельской местности (по 1103-1405 человек в каждой возрастно-половой группе). В результате объединения указанных материалов обследования учащихся из прежних 99 таблиц оценки ФР осталось 22, что удобно для тиражирования и практического использования. Тем более, они разработаны по новой форме и регрессионно-типологическим методом. Такой простой и более информативный метод составления таблиц оценки ФР школьников одобрен специалистами на Международной научной конференции «Физиология развития человека» (М.,2004) и Всероссийской научно-практической конференции с

международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» [4].

О возможности и необходимости разработки простых оценочных таблиц по единой для всех районов страны методике особенно доказательно выступал доктор из Рязани Е.А. Шапошников (Гигиена и санитария, 1981-1985). Он утверждает, что можно создать оценочные таблицы ФР детей по росту с приведёнными к нему модельными величинами массы тела и ОГК, причем такие таблицы будут приемлемы неопределённо долгий период и по сущности на всех территориях.

Действительно, до настоящего времени принято считать, что норма массы тела или другого признака ФР есть не что иное как стандарт или средняя величина, выведенная для ограниченной группы детей данного возраста и пола. (Для разработки стандартов принято обследовать немногим более 100 детей каждой возрастно-половой группы). Такая «норма» весьма изменчива и действительна лишь для тех конкретных условий, в которых находились обследуемые дети. Но в серии исследований Е.А. Шапошниковым [10]. установлено, что в статистике ФР наряду с переменными, изменчивыми показателями существуют и такие средние величины, которым свойственны постоянство и повторяемость. Такая повторяемость проявляется при расчете средних показателей массы тела и других признаков ФР у разных групп детского населения по отношению к длине тела. При расчете же средних величин по отношению к возрасту и полу детей признаки ФР проявляют изменчивость. С использованием обширных статистических данных, охватывающих все экономические районы страны, было показано, что масса, приведенная к одной и той же длине тела, у детей и подростков независимо от национальности и проживания в городской или сельской местности одинакова. Например, в начале 60-х годов масса тела при росте 140 см у русских мальчиков была равна в Москве 33,4 кг, в Рязани - 33,7 кг, в селах Московской области - 33,3 кг, у литовцев - 33,1 кг, у киргизов - 33,7 кг. Аналогичными были величины и через 10 лет. Средние показатели массы, выведенные по отношению к длине тела, по данным автора, одинаковы для разных возрастных, национальных, территориальных и социальных групп детского населения до 14-ти лет.

После опубликования в журнале «Гигиена и санитария» (1981, № 10) статьи Е.А. Шапошникова развернулась дискуссия, в основном, по поводу того, что в качестве нового подхода автор предлагает исключить принятую возрастную группировку антропометрических материалов. А.А. Сычев[8], например, пишет, что «не отрицая значимость приведенных доказательств постоянства массоростовых соотношений, мы обращаем внимание Е.А. Шапошникова и читателей на то, что такое постоянство не дает никаких оснований для отказа от возрастной дифференциации антропометрических признаков и, следовательно, для построения оценочных таблиц по росту без учета возраста детей». Ошибка автора, по мнению А.А. Сычева, в том, что он пренебрегает распределением детей и подростков (в процентах) по росту в каждой возрастно-половой группе в

зависимости от места жительства, национальности, времени обследования. Если учесть это распределение, то можно легко убедиться, что доля детей 4-летнего возраста (и других) с длиной тела 100, 110 см и т.д. существенно различается в городе и сельской местности, в отдельных республиках и очень сильно - по периодам исследования.

Единая закономерность в соотношениях массы и длины тела имеет место действительно и для детской популяции. Однако, при этом следует помнить также, что физиологические границы изменчивости параметров физического развития у детей разного возраста различны (Ю.А. Ямпольская, 1986). Например, сигмальный разброс величин массы тела детей от 7 до 13 лет возрастает почти вдвое [6].

Основные выводы, сделанные Е.А. Шапошниковым, подтверждаются и материалами наших исследований. Сравнительный анализ данных показывает, что ФР детей русской, татарской и удмуртской национальностей, городских и сельских школьников в своих возрастно-половых группах отличается по росту, а масса тела и ОГК, приведенные к одной и той же длине тела, оказываются почти одинаковыми.

Исходя из этих данных, мы делаем вывод о том, что при составлении таблиц оценки важно учитывать не столько национальные особенности ФР детей, а тип телосложения учащихся, на что еще в 30-е годы обращал внимание В.В. Бунак. При неизменной величине сигмы у взрослых 25-40 лет размах физиологических колебаний для массы тела и грудного периметра В.В. Бунак (1940) определяет в ±2с, с вычленением внутри этого диапазона отдельных типов физического развития. Однако указанные и другие авторы при разработке единых норм или региональных таблиц оценки ФР вообще не учитывают тип телосложения детей и даже при «широкой норме» с поправкой на правостороннюю асимметрию (Х-1сЯ до Х+2сЯ) не выделяют среднюю арифметическую величину или расширенный диапазон нормы.

В последующей статье Е.А. Шапошников [9] пишет, что выявление общей биологической нормы не исключает наличия территориальной изменчивости черт строения тела детей под влиянием местных условий (например, дефицита йода, кальция и других минеральных элементов в воде и почве в отдельных районах, несбалансированности питания в некоторых местах и т.п.). Могут быть небольшие различия длины тела городских и сельских детей, на что справедливо указывает А. А. Сычев. Но если средний рост мальчиков 10 лет в Житомирской области, равный 136,24см (с 5,6 см), меньше, чем в Житомире, - 139,16 см (с 5,7 см), то, по мнению Е.А.Шапошникова, отсюда совсем не обязательно создавать отдельные городские и сельские стандарты. Нетрудно рассчитать, что средняя длина тела по сельской «норме», предлагаемой А. А. Сычевым, находится в пределах 130,6-141,8 см, а по городской - в пределах 133,5 - 144,9 см. Поэтому, следуя данному примеру, 10-летний мальчик ростом 131 см на селе будет «средним», а в городе - «ниже среднего». Такая метаморфоза, конечно, противоречит элементарной логике. При

наличии множества действующих городских и сельских стандартов истинная норма длины тела детей, как и других признаков ФР, одна. Более того, эта норма, будучи объективной, почти не зависит от способа ее выведения, выбираемого исследователем.

Исходя из вышеизложенного, мы, составляя обобщенные таблицы, в графе «Варианты роста» указываем уровень ФР по длине тела для наиболее высокорослых (городских русских, украинцев и белорусов) и низкорослых групп детского населения (сельских школьников коренных национальностей). А для остальных городских детей (татар, удмуртов, чувашей, марийцев и др.) никакая поправка в определении уровня ФР не нужна.

В соответствии с общеизвестным законом больших чисел выборочные средние (Х1, Х2, Х3 и т.д.) будут сколь угодно мало отличаться от генеральной средней (Х), если число наблюдений (п) неограниченно возрастает. В силу этого закона усредняется и «сглаживается» возможная случайная изменчивость статистических параметров ФР разных групп школьников. Возможно поэтому коэффициент регрессии и, особенно, сигма регрессии во всех наших возрастно-половых группах детей оказались существенно меньше, чем аналогичные параметры казанских, ижевских, пермских и московских школьников. В результате этого наши таблицы оценки ФР получились более сжатыми, чем у последних, а типологические коридоры постепенно и более плавно расширяются с младших классов к старшим.

Поэтому ФР детей, не выходящих за пределы рамок наших таблиц, можно считать не только нормальными, но и гармоничными или даже идеальными, особенно когда тип телосложения учащихся действительно совпадает с табличными показателями массы тела и ОГК.

В «Учительской газете» от 28 сентября 1990 г. (№39) написано, что в ряде западногерманских земель созданы специальные службы, которые рассылают за небольшую плату подробное описание детских диетических программ. Но а пока нам такой сервис недоступен, вес ребенка можно контролировать по таблице, которую составили ученые специально для читателей западногерманского еженедельника «Квик». В «Учительской газете» приводятся эти таблицы, откуда видно, что усредненные показатели их массы тела укладываются в идеальные градации наших таблиц («ТИМ») в зависимости от роста детей 6-14лет. Средние или идеальные показатели массы тела наших таблиц удивительно точно совпадают также со стандартами, разработанными Т.М. Максимовой, В.Н. Яниной (1984), Е.А. Шапошниковым (1986) и другими авторами. Можно сказать, что указанные стандарты, составленные на большом статистическом материале отвечают международным эталонам нормы ФР детей. Поэтому приведенными таблицами для школьников Прикамского региона могут пользоваться и учащиеся других районов. Тем более, наши таблицы имеют шкалы регрессии не только по массе тела, но и по ОГК, что соответствуют требованиям «Общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Как известно, в гигиенической и врачебной практике принята система оценки уровня ФР детей и подростков по шкалам регрессии, построенным на популяционном материале и не учитывающим принадлежность ребенка к определенному конституциональному типу. Идеальным, конечно, было бы проводить оценку развития каждого ребенка, учитывая тип его физического статуса (соматотип), однако вопросы конституции, особенно детской, в настоящее время еще очень далеки от разрешения, и такое предложение может быть пока поставлено исключительно теоретически (Г.Н. Сердюковская, 1981). Поэтому исследователи, непосредственно связанные с необходимостью оценки ФР детей и подростков, пошли по пути оптимизации уже существующего подхода. Например, как говорилось выше, было рекомендовано расширить диапазон нормы массы тела и ОГК в сторону повышения.

Значительный шаг в сторону учета конституционального типа сделан доктором из Нижнего Новгорода К.П. Дорожновой, хотя сама форма составления таблиц оценки ФР детей не отличается от московских стандартов. В своей книге «Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка» (М.: Медицина, 1983) она пишет, что у части детей с непропорциональным развитием признаки оцениваются по разным группам, и общая оценка затруднена. Выход из положения должна дать схема индивидуальной оценки ФР, адекватно отражающая типологические особенности детского населения по антропометрическим признакам, унифицированная для всей страны. Пока такой схемы нет, в практику предложены разные схемы, отражающие теоретические и методические воззрения исследователей в свете учения о физическом развитии. К.П. Дорожнова приводит разработанную ею классификацию типов физического развития как дополнение к схеме оценки состояния здоровья, предложенной Институтом гигиены детей и подростков. В этой классификации представлено 9 типов:

I тип - высокое физическое развитие, дети повышенной или высокой длины тела (от Х+1,1 до Х+3,0 с),гармонично сложены; часть из них с повышенной массой тела (от Х+1,1 до Х+2сЯ) за счет массивности костяка и хорошего развития мышечной системы. Отдельные дети этой группы приближаются к дигестивному типу, другие имеют удлиненную форму тела, однако точная оценка их физического развития укладывается в пределы границ, свойственных данному типу, а их физиометрические показатели очень высоки. Мышечная система таких детей хорошо развита, как правило, выше нормы, жировой слой у первых развит хорошо - 2 балла, а у вторых - слабо - в пределах 1-2 баллов.

II тип - нормальное физическое развитие. Дети этой группы имеют средние показатели длины тела (Х ±1с ) и соответствующие им массу тела и окружность грудной клетки. Они пропорционально сложены, часть из них имеет хорошо развитую мышечную систему, среднее жироотложение и благоприятные оценки физиометрических показателей. Масса тела этих детей может повышаться до Х+1,5 сЯ. Эта группа составляет по численности большинство детского

населения (80%), дети этой группы обычно отличаются хорошей работоспособностью, выносливостью и реактивностью.

III тип - дети пониженной длины тела (от Х-1,1 до Х-2с), пропорционально сложены, по внешнему виду они выглядят моложе своих лет. Для них характерны замедленные темпы роста и развития, относительно пониженные величины физиологических и других показателей, более позднее наступление полового созревания. Они обладают пониженной работоспособностью, у них иногда отмечаются различные нарушения со стороны нервной и пищеварительной систем; для многих из них характерна высокая пораженность в ранние периоды жизни.

IV тип - недостаточная масса тела при средней или пониженной длине тела (масса тела всегда ниже нормы, в пределах Х - 1,1 - 2сЯ). По телосложению они производят впечатление долихоморфного или торакального типа, у них небольшие жировые складки. В исследуемых контингентах таких детей встречалось немного.

V тип - дети дисгармоничного развития. В эту группу выделены дети с повышенной и высокой длиной тела и массой тела ниже ростовой нормы (от - 1,1 до - 2сЯ). С давних пор эти дети привлекали внимание исследователей частыми сердечно - сосудистыми расстройствами в пре- и пубертатный периоды развития; углубленную характеристику в этом отношении дает Р.А. Калюжная(1975). Эти дети по внешним морфологическим признакам чаще близки к астеноидному типу, позднее вступают в период полового созревания; при нормальных условиях жизни с оптимальными мышечными нагрузками некоторые из них переходят в группу высокого физического развития.

VI тип - дети с повышенным жироотложением, их масса тела от Х+1,5 до Х+2аЯ при нормальной, повышенной или пониженной длине тела. По соматоскопическим данным они чаще относятся к дигестивному типу (округлые формы тела, повышенное развитие подкожного жирового слоя). Функциональные исследования и мышечные нагрузки дети выполняют чаще на уровне возрастных норм, но выносливость их к длительным нагрузкам понижена. Мальчикам этого типа по сравнению со сверстниками других типов свойственно более позднее половое созревание, девочкам же - раннее начало полового созреваниями с укороченным пре- и пубертатным ростовым скачком. Для многих лиц этого типа высок уровень заболеваемости ОРЗ и другими болезнями верхних дыхательных путей. В раннем онтогенезе факторами риска для них являются повышенная пораженность в период беременности и родов и семейная предрасположенность к ожирению. В быту имеет место «культ» усиленного питания. При динамическом наблюдении обычно отмечается прогрессирование нарушений жирового обмена у части лиц этого типа физического развития. Следующие группы физического развития (VII, VIII, !Х) относятся к типам плохого физического развития: отклонения в физическом развитии у них

самые значительные и наиболее часто сопровождаются нарушениями в состоянии здоровья и пониженными функциональными показателями организма.

VII тип - малый рост, длина тела менее Х - 2,0с. Дети по этому признаку объединяются в группу независимо от характеристики других признаков. Если низкая длина тела сочетается с чрезмерной массой тела, то можно предполагать у такого ребёнка ещё более глубокую и тяжёлую патологию. Также неблагоприятно и сочетание низкой длины и пониженной массы тела, хотя таких лиц в детских коллективах очень мало. Эту группу детей необходимо консультировать с эндокринологом, невропатологом и другими специалистами для выявления возможных эндокринных заболеваний и наследственной патологии. Кроме того, следует выяснить их условия жизни, т.к. эти дети имеют самые высокие показатели факторов риска в онтогенезе.

VIII тип - истощение. В эту группу объединены дети, масса тела которых оценивается ниже чем Х - 2сЯ, независимо от других признаков, кроме перечисленных выше случаев. Дети этого типа в популяции также малочисленны, тем не менее они подлежат тщательному клиническому обследованию и выявлению условий жизни для уточнения диагноза.

IX тип - чрезмерное жироотложение; дети, имеющие массу тела Х+2сЯ и более при значительном развитии жировых складок, превышающих средние величины более чем в 2-3 раза. Морфологический облик этих детей очень типичен и зависит от формы и стадии ожирения. Детей этой группы должен наблюдать эндокринолог. Предлагаемая характеристика типологических особенностей ФР детей и подростков не полностью совпадает с известной классификацией морфологических типов Штефко-Островского, она имеет и клиническое значение и позволяет выделять группы детей не только с повышенным удельным весом патологических форм (типы VII, VIII, IX), но и группы детей в состоянии предпатологии (типУГ). Распределение детей по типам ФР несёт и определённую санитарно-гигиеническую информацию о состоянии детского населения. И наконец, предлагаемая типология ФР отражает в какой-то мере и биологическую классификацию, выделяя различные функциональные и энергетические характеристики детей разных типов ФР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, автор книги оставила без изменений саму схему построения (составления) таблиц оценки ФР, что затрудняет в практическом использовании такой классификации. Как раз определить указанную классификацию и выделить еще больше типов ФР помогут наши регрессионно-типологические таблицы оценки ФР школьников.

Как известно, для оценки уровня физического развития и двигательной (или физической) подготовленности (ФП) существуют стандарты, разрабатываемые на 5-6 лет по каждому региону. К сожалению, в Республике Татарстан (да и во многих областях РФ) таких стандартов по ФП нет до сих пор, а по физическому развитию составлялись, в основном, по г. Казани и тоже нерегулярно и на небольшом материале обследованных детей. А это в конечном итоге приводит к

отсутствию контроля за ФП населения республики. Разумеется, сбор достоверных материалов тестирования ФП, составление таблиц стандартов, особенно региональных, дело сложное и трудоемкое, часто посильное лишь научному работнику, коллективу научного учреждения. Однако эта работа облегчается в связи с введением в школах паспорта здоровья. Более того, динамические данные паспорта позволят пересматривать через каждые 5-10 лет не только обычные таблицы оценки физического развития и ФП, но, главное, делать это одновременно и на материале обследования учащихся всех городов и районов республики. При этом открывается возможность во взаимосвязи показателей физического развития и ФП устанавливать типологические варианты нормативов двигательной подготовленности учащихся. Как считают специалисты Института возрастной физиологии РАО В.В. Зайцева и В.Д. Сонькин (2000), первый, и очень существенный, шаг в сторону индивидуализации - это учет типа конституции, т.е. для людей каждого типа конституции - свой путь достижения их типологической нормы.

Нами уже разработаны новой формы таблицы оценки физического развития для школьников 7-17 лет (см. в следующем номере журнала), позволяющие определить, к какой типовой градации относится тот или иной ученик и, исходя из типов конституции, установить соответствующие требования и нормы ФП, возможно и других физиологических показателей (уровень артериального давления, ЖЕЛ). Широкий разброс, в частности гемодинамических нормативных показателей (2-4 раза), объясняется именно тем, что типовые показатели принимались за однородные и усреднялись для всех здоровых людей (А.Г. Дембо и др., 1986). В следубщем номере журнала будут приведены стандарты ФР школьников, составленные регрессионно-типологическим методом, откуда будет видно также, как разрабатывать и какими должны быть нормативы по ФП.

Таким образом, благодаря новым таблицам и введению паспорта здоровья задача индивидуализации обучения и физического совершенствования обретает конкретный путь разрешения: возможно, более точно идентифицировать типологическую принадлежность человека и все дальнейшие воздействия производить с учетом его конституционально-типологических возможностей.

Литература

1. Баранов, А. А. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности ССС подростков 17-18 лет: пособие для врачей / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева и др.. - М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2005. - 57 с.

2. Бекмансуров Х.А. Роль двигательной активности в изменении типов физического развития сельских и городских детей и подростков / Х.А.Бекмансуров // Конституции и здоровье человека: тез. докл. 3-го Всесоюзного научного симпозиума. - Л., 1987. - С. 5-6.

3. Бекмансуров Х.А. Регрессионно-типологический метод составления таблиц оценки физического развития школьников / Х.А.Бекмансуров // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: матер. Всерос. научно-практ. конф.. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2006. - С. 132-133.

4. Властовский, В.Г. Акселерация роста и развития детей / В.Г.Властовский. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 229 с.

5. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР: Выпуск IV. - М., 1986. - ч. I . - С. 20-21.

6. Оценка физического развития детей Республики Татарстан / Н.Х.Амиров, Х.А.Бекмансуров, А.Н.Галиуллин, З.Т.Шарафутдинов, А.Х.Яруллин. - Казань - Набережные Челны, 1993. - 232 с.

7. Стандарты физического развития детей г. Казани в возрасте от 0 до 17 лет: метод. пособие / Э.Н.Мингазова, Н.Х.Амиров, А.Х.Яруллин, Л.А.Никольская, И.Г.Муртазин. - Казань: РИЦ «Школа», 2002. - 172 с.

8. Сычев, А.А. По поводу нового подхода к оценке физического развития детей и подростков / А.А.Сычев // Гигиена и санитария. - 1983. - № 3. - С.66-67.

9. Шапошников Е.А. Оценка физического развития: повторяемость диапазонов средних значений длины тела детей на разных территориях / Е.А. Шапошников // Гигиена и санитария. - 1985. - №10.- С. 52-55.

10. Шапошников Е.А. Новые подтверждения статистической закономерности физического развития детей / Е.А. Шапошников // Здравоохранение Российской Федерации.- 1986. - № 3.- С. 14-17.

11. Ямпольская, Ю.А. Оценка физического развития в гигиене детей и подростков / Ю.А.Ямпольская // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: матер. Всерос. научно-практ. конф. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2006. - С. 225.

12. Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы к началу ХХ1 века / Ю.А.Ямпольская // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХ1 веке: материалы Международного конгресса: Ч. 3. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2004. - С. 395-396.

Glossary:

1. Estimation of physical development of children шт Republic Tatarstan / Amirov N.H., Bekmansurov H.A., Galiullin A.N., Sharafutdinov, ZX, Яруллин A.H. - Kazan - Naberezhnye Chelny, 1993. - 232 р.

2. Rams, А.А. Specifications of physical development, parameters psychomotor and cognitive functions, intellectual working capacity, school adaptation and vegetative liability, activity SSS of 17-18 years teenagers: Grant for doctors / Rams А.А., Kuchma V.R., Suhareva L.M., etc. - М.: GU NTSZD Russian Academy of Medical Science, 2005 - 57 p.

3. Bekmansurov, H.A. Role of impellent activity in change of physical development types of rural and city children and teenagers / Bekmansurov H.A. // Constitutions and health of the person: Tes. work. 3-rd All-Union scientific symposium. - L., 1987. - P. 5-6.

4. Bekmansurov, H.A. Regressions is a method of drawing up of tables of a schoolboys physical development estimation / Bekmansurov H.A. // Works. Union. Scientifically-prac. cinf. « Professional hygienic training. Formation of children healthy life, teenagers and youth ». - М.: publishing house NTSZD of Russian Academy of Medical Science, 2006. - P. 132-133.

5. Vlasovsky, V.G. Acceleration of growth and developments of children / Vlasovsky V.G. - М.: Publishing house of the Moscow State University, 1976. - 229 p.

6. Materials on children and teenagers physical development of cities and countrysides USSR. - Release IV, ч. I ., 1986. -P.20-21.

7. Standard of Kazan age of from 0 till 17 children physical development: Method. The grant / Mingazova E.N., Amirov N.H., Jarullin A.H., Nikolskaja L.A., Murtazin I.G. - Kazan: RITS "School", 2002. - 172 p.

8. Sychev, A.A. In occasion the new approach to physical development of children and teenagers estimation / Sychev A.A. // Hygiene and sanitary. - 1983, №3. - P.66-67.

9. Shaposhnikov, E.A. Physical development estimation: repeatability of average values ranges of children body length in different territories / Shaposhnikov E.A. // Hygiene and sanitary.-1985. - №10.- P. 52-55.

10. Shaposhnikov, E.A. New in statistical regularity acknowledgement of children physical development / Shaposhnikov E.A. // Public health services Russian Federation.-1986. - № 3.- P. 14-17.

11. Jampolskaja J.A. Estimation of physical development in hygiene of children and teenagers / Jampolskaja J.A. // Works from Russian Sc. Pract. conference « Professional hygienic training. Children, teenagers and youth healthy way of life formation ». - М.: publishing house NTSZD of Russian Academy of Medical Science, 2006. - P. 225.

12. Jampolskaja, J.A. Moscow schoolboys physical development in the beginning of XXI century / Jampolskaja J.A. // Health, training, education of children and youth in XXI century. Materials of the International congress. A part 3. - М.: publishing house NTSZD of Russian Academy of Medical Science, 2004. - P. 395-396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.