Научная статья на тему 'Динамика эмоциональных деструкций в подростковом возрасте'

Динамика эмоциональных деструкций в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2354
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОНУС / СТРЕСС / ADOLESCENCE / ANXIETY / EMOTIONAL TONUS / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тюренкова Виктория Викторовна

В статье дается обоснование термина эмоциональные деструкции. Представлены данные лонгитюдного и срезового исследований таких эмоциональных деструкций, как тревожность, низкий эмоциональный тонус и стрессовые состояния у подростков 13-17 лет. Проанализирована взаимосвязь эмоциональных деструкций с учетом возрастной динамки и гендерных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Emotional Destructions in Adolescence

The article substantiates the term emotional destructions. The author presents data on the longitudinal and cross-sectional researches of such emotional destructions as anxiety, low emotional tonus and stress states among 13-17-year-olds. The emotional destructions interrelation is analyzed considering the age dynamics and gender differences.

Текст научной работы на тему «Динамика эмоциональных деструкций в подростковом возрасте»

УДК 159.922.736.4 + 159.922.77

Динамика эмоциональных деструкций в подростковом возрасте

В. В. Тюренкова

В статье дается обоснование термина эмоциональные деструкции. Представлены данные лонгитюдного и срезо-вого исследований таких эмоциональных деструкций, как тревожность, низкий эмоциональный тонус и стрессовые состояния у подростков 13-17 лет. Проанализирована взаимосвязь эмоциональных деструкций с учетом возрастной динамки и гендерных различий.

Ключевые слова: подростковый возраст; тревожность; эмоциональный тонус; стресс.

Подростковый возраст является важным этапом в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Психологические трудности, а также эмоциональные (аффективные) расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства подростков.

Подростковый возраст — это сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый качественными и количественными изменениями в психосексуальной, интеллектуальной и соци-

альной областях [5]. Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.

Можно считать доказанным, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от депрессии к экзальтации с настроением в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность [2; 9].

В основе изменений подросткового возраста лежат мощные биологические перестройки. На поведенческом уровне это проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности [1].

По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, изучение 15 тысяч американских подростков в возрасте 14—15 лет посредством Миннесотского личностного теста (MMPI) показало, что вполне нормальные подростки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статистически нормальны [1].

Развитие современного подростка происходит в условиях нарастания темпа жизни, урбанизации, информационных перегрузок, адинамии и т. п. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости

и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнения. По данным исследований [1; 6; 7; 9], у многих подростков наблюдаются эмоциональные состояния, искажающие процесс нормального развития, такие как тревога, стресс, сниженный эмоциональный тонус, агрессивные реакции. В некоторых случаях эти состояния могут привести к глубоким нарушениям личности и поведения. Поэтому, чтобы отделить их от других эмоциональных явлений, подчеркнуть их не -гативное влияние, далее мы будем использовать термин эмоциональные деструкции. Представляется важным рассмотреть, в чем именно проявляется деструктивность тревожности, стресса, низкого эмоционального тонуса для развития личности в подростковом возрасте.

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу, вне зависимости от реальной угрозы или наличия тревожности как сформированного личностного компонента [8].

Устойчивым образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она является производной широкого круга социально- психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией, становясь собственно личностным свойством. Я-концепция подростка часто противоречива, поэтому становится причиной трудностей в восприятии и адекватной оценке собственных успехов и неудач, что лишь подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего свя-

занного с нарушениями отношений со значимыми другими [5]. Таким образом, тревожность как свойство личности маркирует неперера-ботанные неудачи, зафиксированные в негативной Я-концепции подростка, обусловливая ее дальнейшее деструктивное влияние на развитие личности, ее отношений, целей и мотивационных компонентов деятельности.

Как указывают авторы трудов по данной проблематике [5; 7], для многих подростков характерно острое переживание чувства одиночества, проявляющееся в соматических реакциях и способное трансформироваться в депрессивное расстройство. Истинному депрессивному расстройству предшествует соматическая и психологическая симптоматика, которую можно обозначить как сниженный эмоциональный тонус.

Понятие «эмоциональный тонус» употребляется разными авторами в самом широком контексте: и как психофизиологический параметр реакции организма на гормональные изменения, и как показатель наличия смысла жизни, и как характеристика эмоционально-личностной сферы, и как групповой эпифеномен. Эмоциональный тонус предлагается понимать как интегральный показатель эмоционального и соматического благополучия человека, обусловливающий активную позицию и субъективное ощущение осмысленности жизни [3].

Эмоциональный тонус является противоположностью депрессивного состояния, что позволяет рассматривать эти феномены как полюса единой шкалы, отражающей степень ментального, эмоционального и соматического благополучия личности [3]. Сопоставляя маркеры проявления тревожности и сниженного эмоционального тонуса, можно предположить, что данные эмоциональные деструкции имеют единство аффективных, когнитивных, физиологических и поведенческих компонентов.

Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной

источник невротических и преневротических состояний, в том числе тревожности.

В качестве экстремального внешнего источника тревожности в литературе выделятся посттравматический стресс. Общая тревожность является одним из центральных компонентов посттравматического синдрома у взрослых.

Анализируя данные имеющихся научных исследований, посвященных состояниям стресса, тревожности и эмоционального тонуса, можно заключить, что члены этой триады тесно взаимосвязаны. Перечисленные явления имеют во многом сходные физиологические механизмы, сопровождаются негативной окрашенностью субъективного переживания, что позволяет объединить их общим термином эмоциональные деструкции.

Введение данного термина обусловлено необходимостью отделить негативные эмоциональные состояния, отрицательно влияющие на развитие личности, ее отношений и деятельности, от эмоциональных нарушений и расстройств. Очевидно, что большинство депрессивных и тревожных расстройств, развивающихся на фоне хронического стрессового состояния, возникают постепенно, поэтому необходимы понятия, позволяющие зафиксировать этапы ухудшения эмоционального и соматического состояния ребенка, подростка, взрослого, поддающиеся психологической коррекции, в отличие от глубоких расстройств эмоциональной сферы, в отношении которых необходимо применение сочетанных медикаментозных и психотерапевтических методов лечения.

В данной работе применялся комбинированный подход: было проведено срезовое и лонгитюдное исследование. Исследовательские срезы проводились в 2007, 2009 и 2011 годах. Общая выборка срезо-вого и лонгитюдного исследования составила 194 человека: учащиеся с 8 по 11 класс средней образовательной школы города Екатеринбурга.

Из них в лонгитюдном исследовании приняло участие 13 учащихся, которые диагностировались в период обучения в 7, 8 и 10 классах.

Целью исследования было выявление возрастной динамики эмоциональных деструкций у старших школьников.

Для выявления эмоциональных деструкций были использованы следующие методики:

• методика диагностики реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина;

• методика оценки эмоционального тонуса Е. С. Ивановой [3];

• опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой [4].

В данной работе были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Существует взаимосвязь между уровнем стресса и уровнем эмоционального тонуса в подростковом возрасте, а именно: чем выше уровень стресса, тем ниже уровень эмоционального тонуса. Это предположение обусловлено данными о том, что физиологические изменения в результате стрессовой реакции выражаются в угнетении всех систем организма, что соответственно снижает подвижность и интенсивность эмоциональных процессов, формирует общее подавленное состояние.

2. Существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем стресса в подростковом возрасте, а именно: чем выше уровень тревожности, тем выше уровень стресса.

3. Уровень стресса у учащихся выпускного 11-го класса выше, чем у учащихся 10, 9, 8 классов. Это предположение выдвинуто в связи с нагрузками, связанными с подготовкой к выпускным экзаменам.

4. Эмоциональные деструкции в подростковом возрасте выше у девушек (высокий уровень стресса и тревожности, низкий уровень эмоционального тонуса) по сравнению с юношами. Это предположение обусловлено данными о большей эмоциональности девушек, в отличие от юношей, которые реагируют поведенческими нарушениями.

Данные лонгитюда и срезовых исследований сравнивались по критерию Стьюдента. Полученные результаты свидетельствуют о том, что различия между ними не являются статистически значимыми. Следовательно, данные эмоциональные проявления являются достаточно константными и характерными для данного возраста.

Результаты продольных и поперечных срезов рассматривались отдельно, но отсутствие значимых различий между этими группами испытуемых позволяет обобщенно представить полученные данные, подчеркнув, что тенденции, выявленные в рамках лонгитюдного эксперимента, подтверждаются более объемными показателями возрастных срезов.

По критерию Стьюдента для связанных выборок была исследована лонгитюдная группа на предмет различий между данными продольных срезов. Выявилось, что различия не являются статистически достоверными, т. е. эмоциональные деструкции являются довольно устойчивой характеристикой и мало изменяются в течение подросткового и юношеского возраста.

Однако, с помощью однофакторного дисперсионного анализа с повторениями, где фактором выступил возраст, а зависимыми переменными показатели эмоциональных деструкций, в лонгитюдной группе испытуемых были выявлены достоверные различия по реактивной тревожности ^=8,96, Р=0,01) и эмоциональному тонусу ^=7,91, Р=0,02). Таким образом, с возрастом в обследованной выборке наблюдается положительная тенденция снижения эмоциональных деструкций. Можно заключить, что произошли положительные изменения в интегральном показателе эмоционального и соматического благополучия человека, обусловливающего активную позицию и субъективное ощущение осмысленности жизни.

Результаты исследования свидетельствуют о подтверждении гипотезы о том, что эмоциональные деструкции выше у девушек

по сравнению с юношами. Статистическая обработка результатов в обобщенной выборке показала, что у девушек выше уровень стресса и тревожности и ниже уровень эмоционального тонуса. В целом уровень реактивной и личностной тревожности выше у девушек (РТ=25,33, ЛТ=45,25) по сравнению с юношами (РТ=24,62, ЛТ=39,25), что характеризует их как более эмоционально уязвимых, отзывчивых и ранимых. В исследовании Е. Е. Малковой показатели тревожности у девушек также оказались значительно выше таковых у юношей [6].

Эмоциональные деструкции сильнее выражены у учащихся 8-го класса по сравнению с учащимися 9-го, 10-го и 11-го классов. Эти данные противоречат гипотезе № 3. Полученные результаты можно объяснить тем, что данный период является наиболее острым, характеризуется активным процессом соматического и полового созревания, расширением социальных контактов и повышением уровня притязаний на фоне ограниченных возможностей для самореализации подростка в обществе.

Уровень стресса у девушек и юношей 11-го класса выше, чем у 10-го и 9-го классов, но ниже чем у учащихся 8-го класса. Таким образом, гипотеза о более высоком уровне стресса у учащихся выпускного 11-го класса подтверждается частично. Отсутствие высоких показателей по уровню стресса у учащихся можно объяснить эффективной, грамотной и своевременной работой психолога в данной школе.

Выявлены достоверные различия по коэффициенту Стьюдента между девушками и юношами: в 11-м классе — по показателям личностной тревожности (1=2,08) и физиологического стресса (1=2,76); в 10-м классе — по показателям личностной тревожности (1=2,65), физиологического стресса (1=2,66), общего уровня стресса (1=2,20); в 8-м классе — по показателю личностной тревожности (1=2,65). Таким образом, уровень личностной тревожности и стресса выше

у девушек по сравнению с юношами. В целом картина такова, что в 10-м и 11-м классах девушки острее реагируют на стресс, становятся более склонными воспринимать многие ситуации как угрожающие, генера-лизованно реагировать состоянием тревоги.

Между девушками 8-го и 9-го классов выявлены достоверные различия по коэффициенту Стьюдента по показателю реактивной тревожности (Ч=-2,50). Девушки 8-го класса характеризуются более высоким уровнем реактивной тревожности, что выражается в напряжении, беспокойстве, нервозности.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа с повторениями (фактором выступил возраст, а зависимыми переменными — эмоциональные деструкции) у группы испытуемых, исследованных методом поперечных срезов, были выявлены достоверные различия по реактивной тревожности ^=3,84, Р=0,01). Таким образом, можно предположить, что у данных испытуемых существуют различия в эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, которая может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.

В целом по выборке можно наблюдать следующую тенденцию: более высокие показатели эмоциональных деструкций в 8-х классах, потом некоторое снижение в 9-м и 10-м классах, затем повышение показателей по эмоциональным деструкциям в 11-м классе. Такие результаты можно объяснить тем, что учащиеся 8-го класса переживают кризис подросткового возраста, а перед выпускниками 11-го класса, в свою очередь, остро встает вопрос выбора жизненного пути.

По коэффициенту корреляции Пирсона в выборке девушек была выявлена взаимосвязь между стрессом и эмоциональным тонусом. У юношей взаимосвязь не достоверна. Следовательно, гипотеза о наличии взаимосвязи между уровнем стресса и уровнем эмоционального тонуса частично подтверждается, эта связь характерна для женской выборки. Стресс является основной причиной снижения эмоциональ-

ного тонуса, формированием предрасположенности к депрессии. Физиологически депрессия напоминает состояние хронического стресса.

Аналогично по коэффициенту корреляции Пирсона в выборке девушек была выявлена взаимосвязь между тревожностью и стрессом. У юношей взаимосвязь не достоверна. Таким образом, гипотеза о наличии взаимосвязи между уровнем тревожности и уровнем стресса частично подтверждается. Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной источник тревожности.

Проявление эмоциональных деструкций в подростковом возрасте зависит от многих факторов. К повышению уровня стресса, а также к тревожности и снижению эмоционального тонуса у современных подростков могут привести такие причины, как социальный статус, переезд семьи, отсутствие одного из родителей, изменение уровня жизни, ссоры, развод родителей, негативный психологический климат в семье, а также социально-психологические факторы, связанные с обучением в школе и освоением образовательных программ. Очевидно, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах.

Данная работа была проведена с целью пересмотра и уточнения имеющихся данных об эмоциональном мире современных подростков, что в свою очередь может помочь в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем для стабилизации успешности подростка в учебной и иной деятельности, а также для достижения ребенком состояния эмоционального комфорта.

Литература

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. — Москва : Педагогика, 1990. - С. 84-85.

2. ДаниловаН. Н. Психофизиология : учебник для вузов / Н. Н. Данилова. — Москва : Аспект Пресс, 1988. — С. 266.

3. Иванова Е. С. Эмоциональный тонус и методика его диагностики в молодом и юношеском возрасте / Е. С. Иванова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2006. - № 4. - С. 69-74.

4. Иванова Е. С. «Стресс-ФИЭ»: методика измерения основных видов стресса / Е. С. Иванова // Психологическая диагностика. — 2008. — № 5. - С. 82-101.

5. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1982. - 2007. - С. 54-55.

6. Малкова Е. Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е. Е. Малкова // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. -С. 24-32.

7. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - С. 24-25.

8. Регуш Л. А. Психология современного подростка / Л. А. Регуш. -Санкт-Петербург : Речь, 2005. -С. 27-28.

9. Смулевич А. Б. Депрессии в общей медицине : Руководство для врачей / А. Б. Смулевич. - Москва : Медицинское информационное агентство, 2001. - 256 с.

© Тюренкова В. В., 2012

Dynamics of Emotional Destructions in Adolescence

V. Tyurenkova

The article substantiates the term emotional destructions. The author presents data on the longitudinal and crosssectional researches of such emotional destructions as anxiety, low emotional tonus and stress states among 13-17-year-olds.

The emotional destructions interrelation is analyzed considering the age dynamics and gender differences.

Key words: adolescence; anxiety; emotional tonus; stress.

Тюренкова Виктория Викторовна, выпускница факультета психологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, педагог-психолог (Екатеринбург), st007@e1.ru.

Tyurenkova, V., graduate, Faculty of Psychology, Ural Federal University Named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (Year of 2011), educational psychologist (Yekaterinburg), st007@e1.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.