Научная статья на тему 'Динамика двигательных качеств гандболистов различного амплуа в тренировочном макроцикле'

Динамика двигательных качеств гандболистов различного амплуа в тренировочном макроцикле Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
843
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНДБОЛ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ / РУХОВі ЯКОСТі / ЕТАПИ ТРЕНУВАННЯ / HANDBALL / MOTORIAL QUALITIES / STAGE OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кушнирюк С. Г.

В работе представлены показатели ведущих двигательных качеств высококвалифицированных гандболистов различного амплуа на ключевых этапах тренировочного макроцикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кушнирюк С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dinamics of the motorial qualities handball-player in different annual training macrocycle

This work illuminated the results of the leading motorial qualities handball-player of high proficiency in different annual on basic stages of training macrocycle.

Текст научной работы на тему «Динамика двигательных качеств гандболистов различного амплуа в тренировочном макроцикле»

ния Украины, 2005. - 158 с.

14. Козырев Г.С. Возрастные особенности положения центра тяжести у человека. /Ученые записки Харьковского ун-та, 1947. - С. 25-30.

15. Колтошова Т.В. Вторичная профилактика нарушений функции позвоночника у студентов средствами физической культуры: Автореф. дис ... к. п. н: (13.00.04) / ОГТУ -Омск., 2006. - 24 с.

16. Пенькова И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / СГАФК. - Омск, 1997. - 24 с.

17. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей, программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001. - С. 4-82.

18. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина ГК. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Челябинск: УГАФК, 1999. - 212 с.

Поступила в редакцию 25.12.2006г.

ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ГАНДБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО АМПЛУА В ТРЕНИРОВОЧНОМ МАКРОЦИКЛЕ

Кушнирюк С. Г.

Министерство семьи, молодежи и спорта Украины

Аннотация. В работе представлены показатели ведущих двигательных качеств высококвалифицированных гандболистов различного амплуа на ключевых этапах тренировочного макроцикла.

Ключевые слова: гандбол, двигательные качества, этапы тренировки.

Анотація. Кушнірюк С.Г. Динаміка рухових якостей гандболістів різноманітного амплуа в тренувальному макроциклі. В роботі представлено показники основних рухових якостей висококваліфікованих гандболістів різноманітного амплуа на ключових етапах тренувального макроциклу.

Ключові слова: гандбол, рухові якості, етапи тренування.

Annotation. Kushniruk S.G. Dinamics of the motorial qualities handball-player in different annual training macrocycle. This work illuminated the results of the leading motorial qualities handball-player of high proficiency in different annual on basic stages of training macrocycle. Keywords: handball, motorial qualities, stage of training.

Введение.

Двигательные качества составляют основу физической подготовленности спортсменов. И хотя в содержании спортивной тренировки принято различать физическую, техническую и тактическую подготовку, спортивный результат обеспечивается единством их проявления.

Если рассматривать одну из сторон подготовленности спортсмена - физическую, то можно говорить о том, что от ее уровня зависит успешное освоение двигательных навыков, что лежит в основе технической подготовленности; высокий уровень развития двигательных качеств создает практическую базу для эффективной реализации тактических задач [2, 8, 13].

С.Ю. Тюленьков, Е.В. Скоморохов, В.В. Бажанов [11] считают, что даже на уровне сборных национальных команд уровень развития двигательных качеств является первостепенным фактором победы на соревнованиях.

Исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысила требования к качеству и стабильности физической подготовки спортсменов, которая на данном этапе развития спорта достигла такого уровня, что дальнейшее повышение ее эффективности становится весьма сложной задачей.

Уже до конца 60-х годов физическая подготовка в системе спортивной тренировки составляла большой удельный вес. По данным С.М. Вайцехов-ского [1], в сильнейших зарубежных командах она занимала 45-50%, а в отдельных случаях - 60% всего времени подготовки. Затем вопрос был пересмотрен и время, отводимое на физическую подготовку, несколько снизилось.

Однако С. М. Вайцеховский замечает, что видимое снижение времени касается только относительного показателя, выраженного в процентах, абсолютные же величины даже превышают прежние, так как в этот период значительно увеличился общий объем тренировочных нагрузок. Автор отмечает, что к этому времени продолжает повышаться и интенсивность физической подготовки.

Проблема физического совершенствования, по заключению V.N. Platonova, M.M. Bulatovoi [15] - одна из ведущих в спорте, а центральное место в ней занимают вопросы развития и совершенствования двигательных качеств. Высокий уровень их развития является следствием постоянного научнопрактического поиска, который ведется на протяжении десятилетия тренерами, учеными и самими спортсменами [4, 8, 10 и др.].

Высокий уровень физической подготовленности спортсменов чрезвычайно важен в ситуационных видах спорта и в том числе в гандболе, что подтверждено нашими исследованиями [5]. Так, в среднем по команде гандболисты в нападении за игру преодолевают расстояние в 5500 м, совершая игроками всей команды до 225 передач мяча, 35 бросков мяча, 56 ведений мяча, 75 ускорений, 35 прыжков, 127 рывков.

Приведенные данные свидетельствуют, что в соревнованиях по гандболу в высокой степени значимости проявляются все основные двигательные качества: общая и скоростная выносливость, быстрота, скоростно-силовые качества.

Управление совершенствованием двигательных качеств требует знаний их эталонных характеристик. Необходимость информации о количественной оценке состояния системы или объекта для управления их развитием следует из работ В. И. Шумакова, В.Н. Новосельцева [12], В.В. Петровского [10].

В то же время, исходя из закономерностей адаптационных процессов, изложенных в работах Меерсона [9], следует, что количественные показатели двигательных качеств определяются объемом и направленностью тренировочной нагрузки, кото-

рая различна на определенных этапах тренировочного макроцикла.

Следовательно, тренеру важно иметь информацию об эталонных показателях различных двигательных качеств на ключевых этапах тренировки.

Работа выполнена в соответствие с практическими задачами подготовки сборных команд Украины по гандболу.

Формулирование целей работы.

До настоящего времени лишь федерацией гандбола Украины рекомендованы эталонные характеристики ведущих двигательных качеств только для одного (предсоревновательного) этапа тренировки. Изложенное положение стало основанием для постановки задачи работы: экспериментально определить количественные характеристики ведущих двигательных качеств высококвалифицированных гандболистов с учетом их игровых амплуа на ключевых этапах тренировочного макроцикла.

Организация и методы исследования. Решение поставленной задачи осуществлялось путем проведения тестирования спортсменов на основных этапах тренировки: общеподготовительном этапе подготовительного периода тренировки, на специальноподготовительном этапе и на этапе реализации спортивного мастерства.

Обследовались спортсмены двух ведущих команд Украины (Светотехник и ЦСКА) в количестве 35 человек. Среди обследуемых 11 мастеров спорта, 24 - кандидаты в мастера спорта.

Использовались тесты, предложенные кафедрой спортивных игр Национального университета физического воспитания и спорта Украины и феде-

рацией гандбола Украины. Тесты, отражающие ведущие двигательные качества в гандболе, подвергнуты экспериментальной проверке и широко апробированы в практике спорта. Характеристика и методы регистрации тестов представлены в табл.1.

Результаты исследования.

В гандболе большое значение имеет двигательное качество быстроты и это понятно, исходя как из данных литературы [3, 4] так и из наших данных педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью [5].

В спорте чаще всего имеют место комплексные формы проявления скоростных способностей. К таким комплексным проявлениям скоростных способностей V.N. Platonov [14] относит все формы быстроты при решении двигательной задачи. В частности, в гандболе нападающий игрок должен быстро набрать скорость на старте, проявить высокий уровень дистанционной скорости, выполнить с большой скоростью бросок мяча по воротам.

Средние данные динамики двигательного качества быстроты по показателю времени пробегания 30 м представлены в табл.2. На первом этапе обследований в среднем по группе время бега 30 м составляло 4,28±0,02 с при высокой однородности индивидуальных показателей (v=1,45%).

Результаты обследований с учетом игровых амплуа спортсменов показали, что несколько большей быстротой обладают крайние игроки. Их результат пробегания 30 м составляет 4,24±0,03 с. Среднее время бега 30 м у центральных игроков равно 4,34±0,01 с и у линейных игроков - 4,28±0,01 с (табл.3).

Таблица 1 Характеристика используемых педагогических тестов

Наименование теста Оцениваемое качество Способ измерения

Бег 30 м с высокого старта Быстрота Унифицированная электронная система ИСВИ-1

Ведение мяча 30 м Специальная скорость Унифицированная электронная система ИСВИ-1

Комплексное упражнение Специальная выносливость Электронный секундомер

Тройной прыжок с места Скоростно-силовое качество Дистанционный метр

PWC170 Общая физическая работоспособность Секундомер, метроном

Таблица 2 Динамика показателей физической подготовленности гандболистов на различных этапах подготовки

Этапы исследований Показатели физической подготовленности

Бег 30 м, с Ведение мяча 30 м, с Тройной прыжок, м Комплексное упражнение, с PWC170, 1 кгм-мин- -кг-

Общеподготовительный этап подготовительного периода 4,28±0,02 4,36±0,01 8,22±0,02 44,97±0,35 17,69±0,91

Специальноподготовительный этап подготовительного периода 4,21±0,01 4,33±0,02 8,30±0,02 44,37±0,36 19,04±1,2

Этап реализации спортивного потенциала 4,19±0,01 4,26±0,01 8,31±0,02 43,39±0,33 18,66±1,9

П-2 3,65 1,24 2,78 1,19 4,7

1-3 4,93 4,24 1,17 3,30 3,37

12-3 1,67 2,28 -4,0 2,01 -1,32

Примечание: t1-2, t1-3, t2-3- достоверность изменений этапам обследования.

Таблица 3

Динамика показателей физической подготовленности гандболистов в макроцикле тренировки соответ-____________________________________ственно спортивному амплуа_____________________________________

Этапы исследования Спортивное амплуа и исследуемые тесты

Бег 30 м, с Ведение мяча 30 м, с Тройной прыжок, м Комплексный тест, с PWCl70, кгм-мин"1-кг"1

Крайний

Начало подготовительного периода 4,24±0,03 4,34±0,02 8,35±0,3 43,40±0,4 18,47±1,2

Конец подготовительного периода 4,20±0,02 4,31±0,01 8,43±0,3 43,40±0,5 19,68±1,4

Этап реализации спортивного потенциала 4,17±0,01 4,24±0,02 8,44±0,3 42,11±0,5 19,57±1,4

Линейный

Начало подготовительного периода 4,28±0,01 4,34±0,01 8,15±0,3 47,0±0,3 17,3±1,5

Конец подготовительного периода 4,21±0,02 4,31±0,03 8,25±0,4 44,88±0,3 19,0±0,6

Этап реализации спортивного потенциала 4,18±0,01 4,27±0,01 8,26±0,3 43,8±0,5 18,25±0,4

Центральный

Начало подготовительного периода 4,34±0,01 4,43±0,03 8,31±0,6 45,6±0,6 16,5±1,6

Конец подготовительного периода 4,26±0,02 4,40±0,04 8,38±0,3 46,56±0,5 18,2±0,07

Этап реализации спортивного потенциала 4,23±0,04 4,34±0,03 8,39±0,2 45,8±1,2 17,66±0,8

Тренировка в подготовительном периоде привела к статистически достоверным изменениям этого показателя (/=3,65). Время бега на 30 м в среднем по команде улучшилось на 0,07 с и стало равным 4,21±0,01 с. Установлена высокая однородность показателей по команде (у=0,99%).

Положительная динамика качества быстроты отмечена у гандболистов всех игровых амплуа. Так, крайние игроки улучшили свой результат на 0,04 с, линейные - на 0,07 с и центральные - на 0,08 с.

На третьем этапе обследований (этап реализации спортивного потенциала), хотя и наблюдалось некоторое улучшение времени прохождения дистанции 30 м (на 0,02 с), но изменения были статистически недостоверны по отношению к данным второго этапа обследований ( /=1,67), хотя по отношению к первому этапу обследований достоверность повысилась ( /=4,93).

Если рассматривать изменения этого показателя у игроков различного амплуа, то можно сделать заключение, что во всех случаях также отмечалась его положительная динамика, а именно: результаты выполнения теста у крайних игроков повысились на 0,03 с, линейных - на 0,04 с и центральных - на 0,03 с.

Положительная динамика результатов по средним данным двух команд зарегистрирована по показателям специальной скорости, о которой мы судили по времени бега 30 м с ведением мяча. Среднее время выполнения этого теста составляло 4,36±0,01 с (у=1,0%).

На втором этапе обследований время выполнения теста «ведение мяча 30 м» улучшилось по

команде на 0,03 с. Однако эти изменения оказались статистически недостоверны (/=1,24). Статистически достоверные изменения времени выполнения этого теста зарегистрированы лишь на третьем этапе обследований. Время выполнения теста составляло в среднем по группе 4,26±0,01 с, что на 0,10 с превышало исходные данные (/=4,24). Установленные изменения были близки к достоверным и по отношению к данным второго этапа обследований (/=2,25).

Улучшение времени выполнения теста соответственно амплуа было следующим: у крайних игроков на втором этапе обследований время выполнения теста улучшилось на 0,03 с, на третьем этапе по отношению к первому - на 0,10 с. У линейных игроков - на 0,03 с и 0,07 с соответственно и у центральных игроков - на 0,03 с и 0,10 с также соответственно (см. табл.3).

В гандболе большое значение придают развитию скоростно-силовых качеств спортсмена, которые проявляются в двигательных действиях без мяча (прыжки, ускорения) и с мячом (броски, передачи).

Динамику развития скоростно-силовых качеств мы исследовали по результатам выполнения тройного прыжка.

Соответственно нашим данным (см. табл.2), исходные показатели результатов тройного прыжка по группе составляли в среднем 8,22±0,2 м. И в этом случае отмечены некоторые различия данных соответственно игрового амплуа (см. табл.3). Более высокие результаты установлены у крайних (8,35±0,3 м), более низкие - у линейных (8,15±0,3 м) и цент-

ральных игроков (8,31±0,6 м).

Тренировка спортсменов в подготовительном периоде привела к достоверным положительным изменениям этого показателя. Средние данные по команде на втором этапе обследований повысились и стали равны 8,3±0,2 м ( /=2,78).

Динамика результатов теста соответственно игровых амплуа также была положительной с малыми различиями: у крайних игроков результат улуч -шился на 8,0 см, у линейных - на 10,0 см и у центральных - на 7,0 см (см. табл.3).

На третьем этапе обследований отмечено весьма незначительное повышение результатов этого показателя, который в среднем по команде составлял 8,31±0,2 м. На этом этапе обследований спортсмены различных амплуа также незначительно улучшили свои результаты (см. табл.3).

Как следует из анализа соревновательной деятельности гандболистов, спортсменам для эффективности игры необходимо обладать высоким уровнем развития качества выносливости как общей, так и специальной.

Уровень развития специальной выносливости нами определялся по результатам выполнения комплексного упражнения, содержание которого представлено в нашей работе [6].

По результатам обследований на первом этапе среднее время выполнения комплексного упражнения по команде составляло 44,97±0,35 с при низком коэффициенте вариации (у=3,11%).

И в этом случае отмечена разница показателей в выполнении теста в зависимости от игрового амплуа. Так, лучший результат зарегистрирован у крайних игроков (43,4±0,4 с), у линейных игроков это время было равно 47,0±0,3 с и у центральных -45,6±0,3 с.

На втором этапе обследований установлена положительная динамика результатов выполнения комплексного упражнения: среднее время выполнения теста по команде стало равным 44,37±0,36 с, но при отсутствии статистической достоверности ( /=1,19). При этом крайние игроки практически не улучшили времени выполнения теста. У линейных игроков оно улучшилось на 2,12 с, а у центральных ухудшилось на 0,07 с. При дальнейших тренировках и участии в соревнованиях (третий этап обследований) отмечено повышение уровня специальной выносливости. Среднее время выполнения теста по команде улучшилось на 1,58 с по отношению к исходным данным ( /=3,3) и на 0,98 с по отношению к данным, полученным при втором обследовании ( /=2,01). На 1,37 с по отношению ко второму этапу обследований улучшили время выполнения теста крайние игроки. Динамика результатов выполнения теста у линейных игроков была следующая: по отношению к исходным данным время улучшилось на 3,2 с, а по отношению ко второму обследованию - на 1,080 с. У центральных игроков по отношению к исходным дан-

ным время выполнения упражнения увеличилось на 0,2 с, а по отношению ко второму обследованию уменьшилось на 0,76 с.

Уровень развития общей выносливости определялся по тесту PWC170. Исходные данные этого показателя в среднем по команде составляли 17,69±0,91 кгм-мин-1кг-1 (у=4,5%).

Самые высокие показатели PWC170 зарегистрированы у крайних игроков 18,47±1,2 кгм-мин-'•кг-1), у линейных игроков они составляли 17,3±1,5 кгм-мин-1кг-1 и у центральных отмечены самые низкие показатели (16,5±1,6 кгм-мин-1кг-1).

Данные теста PWC170 значительно повысились после тренировок в подготовительном периоде. В среднем по команде они увеличились на 1,35 кгм-мин-1кг-1 и стали равными 19,04±0,2 кгм-мин-1-кг-1( /=4,7). Отмечена положительная динамика PWC170 у игроков всех амплуа. У крайних игроков показатель PWC170 повысился на 1,21 кгм-мин-1кг-[(средний показатель - 19,68±1,2 кгм-мин-1кг-1), у линейных повышение составляло 1,7 кгм-мин-1кг-1, а средний показатель стал равен 19,0±0,6 кгм-мин-1кг-1, у центральных - 18,2±0,7 кгм-мин-1кг-1.

Следующий период тренировок, сопряженный с участием в календарных соревнованиях и тренировках, привел к некоторому снижению общей выносливости: величина PWC170 в среднем по команде стала равной 18,66±0,19 кгм-мин-1кг-1. Однако при этом сохранилась статистическая достоверность положительных изменений PWC170 к данным, полученным при первом обследовании (/=3,37), а уменьшение величин PWC170 по отношению к результатам второго обследования статистической достоверности не показали (/=1,32).

Незначительное снижение PWC170 на третьем этапе обследований по отношению ко второму этапу отмечено у гандболистов всех игровых амплуа: у крайних игроков снижение было в пределах 0,11 кгм-мин-1кг-1, у линейных 0,75 кгм-мин-1 кг-1 и у центральных 0,54 кгм-мин-1кг-1 (см. табл.3).

Выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследований свидетельствуют о неравномерности развития двигательных качеств в тренировочном макроцикле. Отмечена положительная динамика почти всех двигательных качеств (исключая общую выносливость) с разной значимостью достоверности их изменений. Более значительный прирост показателей зарегистрирован в конце подготовительного периода тренировки, менее значительный - на этапе реализации спортивного потенциала. Установленная динамика двигательных качеств связана с объемом и направленностью тренировочного процесса. Значительная доля тренировочной работы в подготовительном периоде направлена на совершенствование физической подготовленности гандболистов, а на этапе реализации спортивного потенциала преимущество имела технико-тактическая направленность тренировки.

Отмечен неоднозначный характер изменений

двигательных качеств в зависимости от игрового амплуа спортсменов.

Результаты работы подтверждают необходимость с целью контроля и допуска спортсменов к соревнованиям разработки эталонных показателей физической подготовленности гандболистов для каждого этапа тренировочного макроцикла с учетом игровых амплуа спортсменов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем подготовки гандболистов различного амплуа в тренировочном макроцикле

Литература

1. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка в системе высшего спортивного совершенствования // Физическая подготовка спортсменов высшего класса. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 5-24.

2. Зациорский В.М. Двигательные качества спортсмена (исследование по теории и методике воспитания) : Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.04. - М., 1969. - 22 с.

3. Игнатьева В.Я., Блохин А.Б. Зависимость рейтинга гандбольной команды от физической подготовки игроков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. -С.32.

4. Изаак В.И. Экспериментальная основа методики физической и технической подготовки гандболистов старших разрядов : Автореф. дисс. . канд. пед. наук. 13.00.04. - Л., 1974. - 24 с.

5. Кушнирюк С.Г. Характеристика соревновательной деятельности гандболистов высокой квалификации как основа требований к уровню их физической подготовленности // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: сб.научн.тр. под ред Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2003. - № 24. -С.130-137.

6. Кушнирюк С.Г. Контроль и структура физической подготовленности гандболистов высокой квалификации в тренировочном макроцикле : Автореф. дисс. . канд. наук по физич. воспитанию и спорту. - К., 2004. - 19 с.

7. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой. - М.: ФОН, 1996. - 150 с.

8. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 2. - С.28-37.

9. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.

10. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. -К.: Здоров’я, 1980. - 224 с.

11. Тюленьков С.В., Скоморохов Е.В., Бажанов В.В. Система оценки уровня физической подготовленности футболистов сборных команд СССР // Физкультура и спорт. - 1962 . - № 5. - С. 32-34.

12. Шумаков В.Н., Новосельцев В.Н. Моделирование физиологических систем организма. - М.: Медицина, 1971. -211 с.

13. Pilicz S. Teoria wychawania fizycznego. Probltmy badaweze i metody. - W.: Metodologia precy naukaves : Wybrane ragad nienia. - Warszawa: AWT, 1985. - Р.213-224.

14. Platonov V.N. Activiolans fisica. - Barcelona : Paibatribo, 1992. - 313 p.

15. Platonov V.N., Bulatova M.M. La preparasion fisica. -Barcelona : Paibatribo, 1992. - 320 p.

Поступила в редакцию 15.01.2007г.

ДОСЛІДЖЕННЯ ФАКТОРІВ, ЯКІ МОЖУТЬ ВПЛИВАТИ НА ТРИВАЛІСТЬ ЖИТТЯ ЛЮДИНИ

Литовченко Г. О., Ткаченко С. В., Буланов О.М., Ткач Н.М., Рябов В.В.

Чернігівський державний педагогічний університет імені Т.Г.Шевченка

Анотація. На основі теоретичного вивчення в статті вивчаються фактори впливу на тривалість життя, а також розглядаються основні підходи сучасної науки до вивчення цих факторів. Існує багато так званих секретів подовження молодості. Складність полягає в тому, що для перевірки дієвості того чи іншого рецепту довголіття необхідно збільшити термін робочого життя самого дослідника приблизно в три рази. Необхідно якомога більше зберігати активний спосіб життя, звільнятись від стресових ситуацій та надмірного напруження, харчуватись простою їжею і, найголовніше, залишатися активним духовно і фізично.

Ключові слова: здоровий спосіб життя, здоров ’я, фізичні вправи.

Аннотация. Литовченко Г.О., Ткаченко С.В., Буланов О.М., Ткач Н.М., Рябов В.В. Исследование факторов, которые могут влиять на продолжительность жизни человека. На основе теоретического изучения в статье изучаются факторы, влияющие на продолжительность жизни, а также рассматриваются основные подходы современной науки к изучению этих факторов. Существует много так называемых секретов удлинения молодости. Сложность заключается в том, что для проверки действенности того или другого рецепта долголетия необходимо увеличить срок рабочей жизни самого исследователя приблизительно в три раза. Необходимо как можно больше сохранять активный образ жизни, освобождаться от стрессовых ситуаций и чрезмерного напряжения, питаться простой пищей и, самое главное, оставаться активным духовно и физически. Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, физические упражнения.

Annotation. Litovchenko G.O., Tkachenko S.V., Bulanov O.M., Tkach N.M., Ryabov V.V Research of factors which can influence on life-span man. On the basis of theoretical study factors influencing on life-span are studied in the article, and also basic approaches of modern science to the study of these factors are examined. There are many secrets of a youth. For check of effectiveness of this or that recipe of longevity it is necessary to increase three times term of life of the researcher. It is necessary to keep an active way of life, to be released from stressful situations and an excessive pressure to eat simple food and to remain active spiritually and physically.

Key words: healthy way of life, health, physical exercises.

Вступ.

Серед найважливіших завдань сьогодення є здійснення системи заходів по збільшенню тривалості життя і періоду трудової активності людей, зміцненню здоров’я всього населення.

Здоров’я як феномен культури досліджується достатньо довго і є предметом наукового інтересу спеціалістів різних областей. Акцентуємо: увага на проблемах здоров’я пояснюється його поліфак-торністю і обумовленістю успішного функціонування і прогресу соціально-культурних, суспільних і політичних структур в цілому.

Філософський рівень феномену здоров’я людини відображено працями Л.Сергієнка, В.Пет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.