Научная статья на тему 'Диктатура vs демократия: дилемма Февральской революции в свете дискурс-анализа'

Диктатура vs демократия: дилемма Февральской революции в свете дискурс-анализа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
498
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / СТРОЙ ДИСКУРСА / АНТАГОНИЗМ / ДИКТАТУРА / DEMOCRACY / DISCOURSE FORMATION / ANTAGONISM / DICTATORSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Постол Владимир Иванович

Дана общая картина идейно-политической борьбы. Проведен анализ конкурирующих политических дискурсов. Выявлен антагонизм дискурс-строя цензовой буржуазии и революционной демократии. Показана перспектива авторитарной альтернативы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The overall picture of ideological and political fight is given. Competing political discourses were analyzed. Antagonism of discourse formation of bourgeoisie qualification and revolutionary democracy was discovered. The perspective of authoritarian alternative is shown.

Текст научной работы на тему «Диктатура vs демократия: дилемма Февральской революции в свете дискурс-анализа»

2010 Философия. Социология. Политология №3(11)

УДК 323:164.03

В.И. Постол

ДИКТАТУРА VS ДЕМОКРАТИЯ:

ДИЛЕММА ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СВЕТЕ ДИСКУРС-АНАЛИЗА

Дана общая картина идейно-политической борьбы. Проведен анализ конкурирующих политических дискурсов. Выявлен антагонизм дискурс-строя цензовой буржуазии и революционной демократии. Показана перспектива авторитарной альтернативы. Ключевые слова: демократия, строй дискурса, антагонизм, диктатура.

Наш путь - стрелой татарской древней воли...

А. Блок

Февральская революция 1917 г. рассматривается сегодня как «мощный рывок в развитии демократии», как первая революция такого рода в ХХ в., породившая целое направление революций данного типа [1]. Однако в самой России демократическая альтернатива так и не стала предпочтительным направлением общественного развития: очередная «смута» завершилась режимной консолидацией авторитаризма. Исходя из цикличности российской истории («жуткий хаос - жестокий порядок») [2], некоторые исследователи вынесли нашей стране окончательный приговор: «обречена на авторитарное правление» (Р. Пайпс). Конечно, состояние социального хаоса крайне неблагоприятно для общественного развития, но значимость этого мира в том, что именно из хаоса возникает порядок, и то, каким будет этот новый порядок, в решающей степени зависит от человеческого фактора. Здесь правомерно провести аналогию с бифуркациями, которые изучаются в неравновесной физике: в данной точке равно возможны все ветви, но будет осуществлена только одна из них. Событие имеет «микроструктуру», и именно эта структура (флуктуация) на микроуровне ответственна за выбор той ветви, которая возникнет после точки бифуркации. Флуктуации являются следствием индивидуальных действий [3]. В связи с этим особый научный интерес представляет анализ дискурсов российских политических сил, вступивших в борьбу за свой способ общения и понимания революционных событий.

Методологическую основу исследования составит дискурс-анализ. Отправной точкой дискурс-анализа является утверждение о том, что «мы получаем доступ к реальности посредством языка. С помощью языка мы создаем репрезентации реальности, которые не просто отражают то, что в ней есть, но и конструируют ее» [4. С. 29]. Иными словами, «язык - это не просто канал передачи информации о простых явлениях, фактах или поведении людей, а “механизм”, который генерирует и конституирует социальный мир» [4. С. 30-31]. Нам уже приходилось применять дискурсаналитический подход -теорию дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф [5]. Однако при анализе событий большой масштабности применение инструментария лишь данной пост-структуралистской теории будет уже недостаточно. Лакло и Муфф «все социальные практики трактуют как дискурс» [4. С. 199], но ведь существуют и

такие аспекты социального мира, которые функционируют согласно другой логике, нежели логика дискурса, поэтому неизбежны различия между дискурсивными и недискурсивными их измерениями [4. С. 46]. Поэтому мы прибегнем к комбинированию дискурсаналитических подходов, объединим аналитические инструменты теории дискурса Лакло и Муфф и критического дискурс-анализа Н. Фэркло (менее постструктуралистского), в рамках которого анализируются и коммуникативная ситуация, и порядок дискурса.

Релевантными текстами послужат нам естественные материалы - мемуары (воспоминания) А.Ф. Керенского, П.Н. Милюкова, Н.Н. Суханова и др. По оценке специалистов, значимость мемуарных источников трудно переоценить: «В особенности ценными являются всякого рода воспоминания, дающие тот психологический фон и ту связь, без которой имеющиеся в наших руках отдельные документы могут оказаться непонятыми или понятыми неправильно. Непосредственные свидетели возникновения документа могут лучше истолковать его букву, нежели люди, подходящие к документу через ряд лет с настроениями и представлениями, которых не было ни у кого в ту минуту, когда документ составлялся» [6. С. 523]. Что касается избранных нами источников, то их значимость заключается еще и в том, что, помимо описания масштабных событий, они содержат малоизвестные факты о закулисных сторонах деятельности участников революционных событий, что позволяет лучше понять, почему то или иное историческое событие произошло именно так, а не иначе. После этих предварительных замечаний мы можем перейти к анализу искомых дискурсов.

Прежде всего мы ознакомим читателя с идеологическим дискурсом царской власти. Дискурс - это «совокупность фиксированных значений в пределах специфической области» [4. С. 56]. Идеологический дискурс - это значение на службе власти (Фэркло). Узловой точкой, организующей дискурс царской власти, был концепт «самодержавие». Поскольку данный знак уже был предметом нашего анализа [7], в данной статье мы рассмотрим этот вопрос опционно. Известно, что феодальное общество держалось на альянсе монархии и аристократии, который скреплялся церковью и защищался армией. Для защиты права на земельную собственность аристократы имели мандат божественного происхождения: Бог был предполагаемой константой бытия, и всякие попытки поколебать устои божественного порядка неизменно карались смертью [8. С. 46]. Но по мере сдвига от феодализма к капитализму религиозный стержень стал слабеть, консолидируя вокруг себя все меньшее число людей. В новой парадигме центральная ценность общества сместилась от землевладения к владению капиталом. В дискурсивной практике ряда европейских государств начался перенос границ между отдельными дискурсами, стали появляться гибридные дискурсы (более адаптированные к новым условиям), включающие, например, такие элементы, как «конституция» и «парламентаризм» [9. С. 7]. Передача эстафеты реальной власти в руки буржуазии формально выглядела «как продолжительный переход от абсолютной монархии к парламентской системе прямых выборов» [8. С. 63]. Заметим, что под сенью конституционализма сумела укрыться не одна европейская монархия.

С момента отмены крепостного права и Россия стала двигаться по либерально-демократическому пути: была заложена основа местного самоуправ-

ления; подверглась реформе судебная система, возникло понятие о гражданских правах; была реализована программа всеобщего начального образования; наконец, появился парламент [10. С. 126]. Однако и после дарования конституции Николай II считал высшую суверенную власть своим божественным правом и твердо верил, что должен свято хранить клятву, которую дал своему отцу: «достойно нести бремя абсолютной монархии» [11. С. 149]. В глазах царя представления о мире были натурализированы (полностью адаптированы), то есть рассматривались не как понимание мира, а как объективный мир [4. С. 290]. Установилась закрытость дискурса (остановка флуктуаций в значении данного знака), которая поддерживалась посредством гегемонии - подавления альтернативного понимания мира и принятия единственной точки зрения.

Конечно, для сохранения и защиты своего положения правящие классы обычно используют принуждение, но что более важно для стабильности власти, так это производство значения. Согласно концепции «власти/знания» М. Фуко власть является не только репрессивной, но и продуктивной силой. Именно власть, конструируя дискурс, знания, сущности и реальности, ответственна и за создание социального мира, и за способы его формирования и обсуждения, и за определение правил для альтернативных вариантов существования и общения [4. С. 37-38]. Однако царский режим оставался преимущественно репрессивной силой. Используя провокационно-охранительный тип насилия, он постоянно провоцировал или имитировал появление насилия с тем, чтобы, подавив его сверхнасилием, сохранить нормы и идеологию традиционного общества [12. С. 161]. Не приходится удивляться, что революция стала рассматриваться как единственная альтернатива реакции и что в ходе Февральской революции 1917 г. вопрос о власти решался уже без участия царствующего дома: «Романовых можно было восстановить как династию или использовать как монархический принцип, но их никак нельзя уже было принять за фактор создания новых политических отношений в стране» [13. С. 127]. Таким образом, после отказа самодержавной власти от пересмотра своего идеологического дискурса в новых артикуляциях, ее идеологический дискурс завершился тем, чем нередко заканчивают отдельные дискурсы -они просто исчезают.

Можно согласиться с той точкой зрения, что Февральская революция «...была все-таки случайным событием, явившись результатом нескольких внезапно совпавших обстоятельств, в стечении которых не просматривается никакой логической связи» [10. 128]. Однако если революция «. и была случайной по времени своего начала, то она не была случайной по характеру и направленности перемен <...> имела место. типичная реакция общества на традиционализм и отставание политической системы от новых социальных условий» [1]. Февраль просто смел царский режим как исторический пережиток: старый порядок «развалился одним духом. Строился три века и сгинул в три дня» [13. С. 126]. На повестку дня встал главный вопрос всякой революции - вопрос о власти. Как известно, тогда возникло два центра власти: один из них - Государственная дума - стал политическим штабом цензовой буржуазии, другой - Совет рабочих депутатов (с 1 марта - Совет рабочих и солдатских депутатов) - революционной демократии. Далее мы рассмотрим ин-

терпретативные репертуары российских либералов и демократических социалистов, вступивших в борьбу за свои способы общения и понимания революционных событий, и за лучшие шансы при демократии. Аналитической конструкцией послужит здесь концепт «дискурс-строй» (порядок дискурса), который применяется для обозначения двух и более дискурсов, стремящихся закрепиться на одной и той же социальной территории. При концентрации внимания на порядке дискурса, социальные последствия становятся более очевидными: «... когда два или более дискурсов в одной и той же области представляют различный взгляд на мир, исследователь может задаться вопросом: каковы последствия того, что один взгляд будет принят вместо другого» [4. С. 105]. Так под какие же знамена призывали народ российские протодемократические силы (термин А. Пшеворского) - либералы и демократические социалисты?

Во главе движения всей цензовой России стал М.П. Милюков, фактический глава первого революционного правительства. По некоторым оценкам, только он «...был способен перед лицом всей Европы воплотить в себе новую буржуазную Россию, возникающую на развалинах распутинско-помещичьего строя» [13. С. 86]. Высокая политика цензовиков проходила под знаком соглашения с царизмом. Узловой точкой, организующей дискурс российских либералов, стал концепт «конституционная монархия». Милюков исходил из того, что «. для укрепления нового порядка нужна сильная власть, и что она может быть такой только тогда, когда опирается на символ власти, привычный для масс. Таким символом служит монархия» [14. С. 468]. Поэтому надо поддерживать монархию и на ее базисе строить внутреннюю и внешнюю политику. Без опоры на монархию буржуазное правительство «.просто не доживет до созыва Учредительного собрания. Оно окажется утлой ладьей, которая потонет в океане народных явлений» [14. С. 468]. Очевидно, что цензовики стремились спасти династию от демократической революции, поскольку сами они не имели сил на то, чтобы обуздать бунтующие массы.

Между тем в лагере революционной демократии проблема высокой политики казалась очевидной: «власть, идущая на смену царизма, должна быть только буржуазной» [13. С. 50]. Поэтому Совет принял решение поддержать Временный комитет Госдумы в создании Временного правительства, но в нем не участвовать. Буржуазии предоставлялась возможность «как угодно формировать правительство» [13. С. 143]. Но при этом социалисты высказались за «демократическую республику». Таким образом, демократические социалисты определились с точкой кристаллизации внутри их идеологического дискурса, однако они вовсе не собирались «. делать своими социалистическими руками буржуазное дело. это было бы гибелью доверия демократии и социалистических партий к своим вождям» [14. С. 461]. Не приходится удивляться, что их дискурсивная конструкция не имела структурного единства: «Наша революция, хотя и совершенная демократическими массами, не имеет, правда, ни реальных сил, ни необходимых предпосылок для немедленного преобразования России. Социалистический строй мы создадим у себя на фоне социалистической Европы и при ее помощи» [13. С. 131]. Судя по всему, социалистам еще только предстояло зафиксировать значение наиболее важных знаков в ходе новой артикуляционной практики.

После того, как Временное правительство взяло на себя функции государственной власти, перед социалистическими вождями возникла новая задача: «...не допустить, чтобы совершенный переворот лег в основу буржуазной диктатуры, и обеспечить, чтобы он стал исходной точкой действительного торжества демократии» [13. С. 97-98]. Для ее решения предстояло заключить союз с цензовой буржуазией: «Без него буржуазия вместе с царизмом раздавит движение» [13. С. 54]. Компромисс был найден на почве отношения революции к войне и миру. Одним из основных лозунгов социалистических партий, который они развертывали перед массами в уличной агитации, был лозунг «Долой войну!» Очевидно, что для буржуазии, заинтересованной в «войне до конца», этот лозунг был неприемлем. Поэтому в социалистическом лагере свернули циммервальдское знамя и сняли с очереди лозунги против войны, выставив Временному правительству следующие условия: «. декларация полной политической свободы, амнистия и немедленные меры к созыву Учредительного собрания. » [13. С. 134].

Милюков признал все пункты требований приемлемыми, кроме третьего, который гласил: «Временное правительство не должно предпринимать никаких шагов, предрешающих будущую форму правления». Этот пункт требовал предоставления Учредительному собранию (и лишь ему одному) права решить вопрос о государственном устройстве и тем самым лишал правительство Милюкова «права предрешать его в той или иной форме» [13. С. 151]. Вопрос был принципиальным: социалисты были сторонники демократической республики, либералы же выступали за конституционную монархию. В ходе обсуждения была найдена фигура умолчания: не помещать в декларацию официального обязательства. Это давало право правительству «хлопотать о романовской монархии», а Совету - вести борьбу «за демократическую республику».

Соглашение, таким образом, стало лишь уговором об условиях поединка [13. С. 177]. Со стороны революционной демократии «...была ясна, была естественна и необходима перспектива не сотрудничества и контакта, а борьбы, самой законной, правомерной и исторически неизбежной классовой борьбы между революционной демократией и цензовым правительством». От власти требовалось «. не соглашение с революционной демократией на той или иной программе, платформе, а лишь предоставление революционной демократии свободы действий, свободы беспрепятственного развертывания своей программы.» [13. С. 134]. Между тем все переходы к демократии осуществляются путем переговоров: «в одних случаях с представителями прежнего режима, в других - между протодемократическими силами, создающими новую систему». В зависимости от соотношения сил исход может быть следующим: «. либо устанавливается некоторая демократическая институциональная структура, либо начинается борьба за диктатуру» [15. С. 122]. В силу того, что проблема власти разрешалась уже независимо от династии Романовых, исход демократического перехода в решающей степени стал зависеть от согласованных действий либералов и демократических социалистов. Нужно сказать, что в порядке дискурса возможны как и гегемония - разрешение конфликта за счет переноса границ между дискурсами, так и антагонизм -открытый конфликт между дискурсами [4. С. 105]. Поскольку протодемокра-тические дискурсы частично накрывали одну и ту же социальную террито-

рию, открывалась возможность для переноса границ между ними и достижения соответствующих соглашений. Однако сложился антагонистический дискурс-строй.

Различия в социальных взглядах обусловили различия и в политических действиях. Не прошло и недели со времени соглашения, как «орган цензови-ков и орган демократии уже вполне определились как две противостоящие друг другу силы <...> как два источника государственной власти - один формально признанный, другой обладающий максимальной реальной силой. В результате текущая политика революции определилась как некая равнодействующая двух сил. В области же общей политики, ввиду непримиримости классовых интересов, в перспективе решающих схваток, обе стороны стали мобилизовать свои силы» [13. С. 250]. Вместо создания единого фронта против авторитаризма российские протодемократические группировки образовали две оппозиционные коалиции, каждая из которых взяла курс на установление диктатуры. Однако ни одна из них в отдельности не имела реальных шансов на успех, ибо ни российские реформаторы, ни демократические социалисты не обладали для этого собственной организованной политической силой. Другое дело - большевики, которые взяли курс на установление в стране диктатуры пролетариата и последовательно вели соответствующую организационную и агитационную работу. Но политический дискурс российских радикалов - это уже предмет последующего анализа.

Литература

1. Медушевский А.Н. Февраль 17-го - типичная реакция общества на традиционализм // Февральская революция 1917 года в российской истории: круглый стол. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.iri-ran.ru/krugstol-05-07.rtf

2. Механик А. Жуткий хаос - жестокий порядок // Эксперт. 2008. № 1. С. 30-35.

3. Пригожин И. Кость еще не брошена // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. С. 15-21.

4. Марианне В. Йоргенсен, Луиза Дж. Филлипс. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. 2-е изд., испр. Х., 2008. 352 с.

5. Постол В.И. О роли дискурса в становлении представительной демократии // Connect-Универсум - 2009: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. Томск, 2010. С. 202-205.

6. Источниковедение истории СССР. М., 1973. 560 с.

7. Постол В.И. Крушение царизма - Воспоминания - Дискурс-анализ // Документ как социокультурный феномен. Томск, 2010. С. 409 - 413.

8. Александр Бард и Ян Зодерквист. ЫИТОКРАТИЯ. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004. 252 с.

9. Селунская Н., Тоштендаль Р. Зарождение демократической культуры: Россия в начале XX века. М., 2005. 336 с.

10. Кеннан Дж. Ф. Маркиз де Кюстин и его «Россия в 1839 году» / Пер. и ком. Д. Соловьева. М., 2006. 240 с.

11. Керенский А. Ф. Россия в поворотный момент истории / Пер. с англ. М., 2006. 534 с.

12. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русской ментальности. М., 2007. 272 с.

13. СухановН.Н. Записки о революции: В 3 т. Т. 1, кн. 1-2. М., 1991. 383 с.

14. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. 528 с.

15. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / Пер. с англ. М., 1999. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.